Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛНОЦЕННОЙ ЛИЧНОСТИ'

ЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛНОЦЕННОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ / ПРОСО- ДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РЕЧИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СИЛА ГОЛОСА / ТЕМП РЕЧИ / ИНТОНАЦИЯ / ЛОГОРИТМИКА / ИГРА / УПРАЖНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стародубова Т.А., Фадькина Т.Н., Лапина О.Н.

Установлено, что дети после проведения формирующего педагогического эксперимента научились правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавать не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Вместе с этим у детей сформировалось умение правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы.У дошкольников сформировалось умение выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст. У всех детей громкость речи стала уместной, а скорость соответствовала окружающей обстановке и цели высказывания.Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод об эффективности использования предложенной методики, что позволяет подтвердить выдвинутую гипотезу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF SOUND CULTURE OF SPEECH IN THE FORMATION OF A FULL-FLEDGED PERSONALITY

Found that children after the holding of forming of ped- agogical experiment learned how to properly use in- tonation, build intonational figure statements, not only convey their semantic value, but also emotional char- acteristics. However, children formed the ability to cor- rectly use the tempo, volume pronunciation depending on the situation, clearly pronounce the letters, words, phrases.At preschool children was formed expressing voice their attitude to the statement, raising or lowering his voice according to the context, logically and emotionally stressing the spoken text. All the children in the volume of the speech was appropriate, and the speed corresponded to the environment and purpose state- ments.Thus, the carried out researches allow to make a conclusion about the efficiency of using the proposed methodology that allows to confirm the put forward hy- pothesis.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛНОЦЕННОЙ ЛИЧНОСТИ»

УДК 371.315.5+373.24

Т.А. Стародубова, канд. филолог. наук, Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева,

Т.Н. Фадькина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №22», О.Н. Лапина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №22»

ЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛНОЦЕННОЙ ЛИЧНОСТИ

Введение

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры [3]. Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно развивается его речевой слух - ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма [2].

Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах - как развитие восприя-

тия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи [1,5,9]. От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова - как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи.

По мнению А. И. Максакова [6], наряду с другими задачами речевой работы в детском саду большого внимания требует воспитание звуковой культуры речи. При этом, следует выделить два аспекта: активный - произнесение (слов, фраз, сложных связных высказываний) и пассивный -восприятие. Поэтому в звуковой культуре можно было бы выделить два больших раздела: культура речепроизнесения и речевой слух [6].

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизно-шение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизноше-

© Стародубова Т. А., Фадькина Т. Н., Лапина О. В., 2014

ния. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма [2].

Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка [8].

Ф. А. Сохин [7] указывает на то, что развитие звуковой стороны речи - это не только усвоение звуков родного языка, поэтому в содержание понятия звуковой культуры речи включается и правильное звукопроизношение, и умение регулировать темп, и громкость, и т. п.

Хочется подчеркнуть роль разных элементов звуковой стороны речи при построении связи высказывания. Каждый из этих элементов по-разному влияет на связность изложения текста: от темпа речи, ее громкости во многом зависит понимание содержания, от дикции также зависит смысловое восприятие произносимого высказывания. В конечном итоге от осознания звуковой стороны во многом зависит сила и глубина воздействия высказывания на слушателя [4].

По мнению М.М. Алексеевой [1], несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью, т.е. проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Рассматривая вышеуказанную проблему, мы поставили цель исследования: выявление особенностей развития просодической стороны речи детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования основывается на том, что развитие просодических средств речи у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешно, если:

- подобрать перечень игр и упражнений;

- составить систему игр и упражнений для работы со старшими дошкольниками;

- разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию логоритмики в детском саду и дома.

Научная новизна

Звуковая культура речи является составной

частью речевой культуры. Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. В связи с этим разработана педагогическая концепция формирования просодических средств речи у детей дошкольного возраста, подобран материал и составлена система игр и упражнений для работы с детьми старшего дошкольного возраста, определена роль логоритмики в развитии просодических средств дошкольников, а также разработаны рекомендации для педагогов и родителей по развитию просодических средств речи у детей.

Объект и условия исследований

Объектом исследования является развитие речи детей дошкольного возраста, а предметом -процесс развития просодических средств речи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной работе исследовались дошкольники в количестве 20 человек старшей группы МБДОУ «Детский сад №22» г. Рязани с 10.10.2011 г. по 30.04.2012 г. Характеристика детей по полу следующая: 50% мальчиков и 50% девочек.

Обследование проводилось индивидуально, между обследованиями делались набольшие перерывы. Детей разделили на две группы, первая группа - экспериментальная, вторая группа - контрольная.

Методы исследований

Достижение цели исследования осуществлялось с применением теоретического обоснования и эмпирических методов. Из эмпирических методов использовался констатирующий и формирующий педагогический эксперимент.

Констатирующий педагогический эксперимент проводился на основе методики О.С. Ушаковой [10] в виде обследования по выявлению уровня развития просодических средств речи детей старшего дошкольного возраста.

Методика обследования: ребенку дается скороговорка, которую надо произнести тихо - громко - шепотом; быстро - медленно. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую). И произнести фразу «Я пойду в школу» так, чтобы педагог (воспитатель) услышал, что это радует ребенка, удивляет или об этом его спрашиваешь.

Обследование проводилось по критериям:

- развитие силы голоса;

- развития темпа речи;

- развитие интонации.

Оценка развития просодических средств речи:

I уровень, высокий - 3 балла - ребенок говорит отчетливо, регулирует силу голоса; меняет темп речи; передает заданные интонации;

II уровень, средний - 2 балла - ребенок недостаточно четко произносит и слабо регулирует силу голоса; слабо владеет темпом речи, либо

замедляет, либо убыстряет его; передает только вопросительную интонацию;

III уровень, низкий - 1 балл - ребенок не умеет регулировать силу голоса; не владеет умением замедлять и убыстрять темп; повторяет повествовательную интонацию.

Формирующий эксперимент проводился с использованием методик следующих авторов: Ф. А. Сохина [7], О. С. Ушаковой [10] и М. М. Алексеевой [1] .

В основу работы включены игры и упражнения, практический материал для игр и упражнений (скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, стихи, загадки, диалоги, упражнения на дыхание, логоритмические упражнения и речевая ритмика). Подобранный материал использовался для формирования звуковой культуры речи у детей как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах: утром, в игре, на прогулке, самостоятельной деятельности детей и др. Так, например, упражнения на развития речевого дыхания можно использовать в утренней гимнастике, на физкультурных занятиях и других режимных моментах.

Работа в рамках формирующего педагогического эксперимента была разделена на несколько этапов: формирование речевого дыхания (физиологического и фонационного); развитие силы голоса, темпа речи; развитие интонации. Для этого использовали следующие методические приемы:

- сопряженная и отраженная речь;

- хоровая речь;

- показ и объяснение артикуляции звука;

- упражнения на слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, темп речи и т.д.;

- рассказ-драматизация, где использовался принцип постепенности восприятия образца для подражания и игровых действий с игрушками;

- использование пособий «Волшебный кубик», «Волшебная шляпа», игрушки по типу оригами. Дидактическую игру с «волшебной шляпой» использовали в нескольких вариантах:

а) произнесение речевого материала, подражая персонажу, изображенному на шляпе;

б) выполнение заданий, расположенных в кармашке на шляпе;

в) участие в художественно-речевой игре, согласно самостоятельно выбранной шляпе и персонажу;

- использование логоритмических упражнений и речевой ритмики.

Результаты исследований

Для выявления эффективности предложенной нами системы работы по развитию просодических средств речи у детей старшего дошкольного возраста был проведен констатирующий педагогический эксперимент (таблица 1). Целью констатирующего этапа было выявление уровня развития просодических средств речи у воспитанников

экспериментальной и контрольной групп.

Как видно из таблицы, из 10 детей экспериментальной группы, принимавших участие в обследовании, трое детей имеют низкий уровень развития, т. е. эти дошкольники не умеют регулировать силу голоса, не владеют умением замедлять и убыстрять темп речи и могут повторить только повествовательную интонацию.

Рассмотрим трудности, с которыми столкнулись дети. При обследовании развития силы голоса пятеро детей недостаточно четко произносили скороговорку, а один ребенок плохо регулировал силу голоса, т.е. говорил тихо.

Проблемы с развитием темпа речи были выявлены у восьмерых дошкольников. Пятеро из них недостаточно четко владели умением замедлять и убыстрять темп, двое не умели замедлять и убыстрять темп речи, а один отвечал медленно, долго думал, прежде чем ответить.

Наибольшие трудности у детей вызвала передача интонации. При обследовании развития интонации высокий уровень показал один ребенок. Он хорошо передавал заданные интонации. Шестеро детей передавали только вопросительную интонацию, трое детей повторяли повествовательную интонацию, а один ребенок еще и долго думал, прежде чем ответить. Таким образом, определяются трудности в развитии интонации, в развитии темпа речи и в развитии силы голоса. Из представленных результатов видно, что у детей этой группы недостаточно развиты просодические средства речи.

В контрольной группе (таблица 1) из 10 детей, принимавших участие в обследовании, двое детей имеют низкий уровень развития, т. е. эти дошкольники не умеют регулировать силу голоса, не владеют умением замедлять и убыстрять темп речи и могут повторить только повествовательную интонацию.

При обследовании просодических средств речи детей в контрольной группе высокий результат показал один ребенок. Он быстро и четко выполнял все задания, легко вступал в контакт со взрослыми. Остальные дети испытывали трудности при ответах. Семеро дошкольников недостаточно четко произносили скороговорку и слабо регулировали силу голоса; либо замедляли, либо убыстряли темп речи; передавали только вопросительную интонацию. Двое не смогли четко произнести скороговорку; слабо регулировали силу голоса; у детей не получалось замедлить и убыстрить темп речи; смогли повторить только повествовательную интонацию. Из представленных результатов видно, что у детей данной группы недостаточно развиты просодические средства речи.

На основе вышеизложенного следует, что у детей и экспериментальной и контрольной групп наибольшие затруднения вызывало развитие интонации. Второе место по сложности развития за-

нимает темп речи. Наименьшие затруднения вызвали у детей использование в речи силы голоса. В связи с этим, проведенный анализ результатов обследования показал необходимость проведения работы по развитию звуковой культуры речи,

а именно просодических средств речи.

Определение уровня сформированности просодических средств речи у дошкольников после проведенного формирующего педагогического эксперимента осуществлялся на контрольном

Таблица 1 - Результаты первичного обследования уровня развития просодических средств речи у

детей старшего дошкольного возраста

——__Группа Уровни ——_____ Экспериментальная группа Общее количество: 10 детей Контрольная группа Общее количество: 10 детей

I уровень 10% (1 ребенок) 10% (1 ребенок)

II уровень 60% (6 детей) 70% (7 детей)

III уровень 30% (3 ребенка) 20% (2 ребенка)

Таблица 2 - Результаты обследования уровня развития просодических средств речи у детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующего педагогического эксперимента

' —-—__£руппа Уровни Экспериментальная группа Общее количество: 10 детей Контрольная группа Общее количество: 10 детей

I уровень 40% (4 ребенка) 20% (2 ребенка)

II уровень 60% (6 детей) 70% (7 детей)

III уровень - 10% (1 ребенок)

этапе. По данным, полученным в ходе обследования просодических средств речи, можно судить о динамике развития. Так, из таблицы 1 видно, что результаты экспериментальной группы до проведения эксперимента уступали результатам контрольной группы. После проведенной работы дети улучшили результаты и в контрольной и в экспериментальной группах (таблица 2). Но результаты последней наиболее высокие. Отдельно хочется отметить то, что большинство детей смогли преодолеть свою неуверенность, боязнь и от слов: «скажите как...», «я не знаю», «как сказать...» и так далее перешли к уверенным заявлениям: «я знаю», «я скажу», «я сделаю правильно», «мне нравится» и так далее.

Все дети освоили правильное дыхание: продолжительный речевой выдох, согласованность работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем. Интонация и движения детей стали носить естественный характер, что включало в себя жесты, связанные с выражением смеха, отрицания, гнева. Характер этих движений стал более различен - от плавных и медленных до отрывистых и резких. Дети научились управлять своими эмоциями, употреблять их в нужных ситуациях, что сыграло важную роль в становлении процесса общения в коллективе. Дети стали

дружнее, общительнее, свободнее в поведении.

Дети экспериментальной группы научились правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавать не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Вместе с этим у детей сформировалось умение правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы. Сначала дети говорили в ускоренном темпе, а некоторые в замедленном. Это отрицательно сказывалось на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшалась, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадали. Особенно часто эти отклонения проявлялись при произнесении длинных слов и фраз. Теперь эти дети владеют нормальным темпом речи, то есть произносят слова, фразы в умеренном темпе, не замедляя и не убыстряя речь, тем самым создают возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

У дошкольников сформировалось умение выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст. У всех детей громкость речи стала уместной, а скорость соответствовала

окружающей обстановке и цели высказывания.

В контрольной группе у детей также улучшились результаты, но не настолько. Выразительность речи у детей контрольной группы уступала выразительности речи детей экспериментальной группы.

После обследования мы отмечали значительный скачок в развитии звуковой культуры речи у детей экспериментальной группы. По полученным результатам можно говорить о значительных улучшениях в освоении просодики. За исследованный период улучшились не только результаты в развитии просодических средств речи, но и в общении детей. Дети стали активнее, свободнее, эмоциональнее и дружелюбнее.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод об эффективности использования предложенной методики. У детей отмечаются значительные улучшения в развитии просодических средств речи, таких как сила голоса, темп речи и интонация. Дети стали увереннее использовать эти средства в речи.

Заключение

Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (способность слышать, распознавать фонологические средства языка). Прежде всего, он усваивает линейные звуковые единицы: звук, слог, слово, фразу, текст, которые обладают самостоятельной протяженностью, следуют один за другим. Одновременно с ними выступают просодические средства: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводиться систематически.

Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Необходимо научить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умения правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.

Логоритмические упражнения, игры и занятия способствуют развитию темпа и ритма речевого дыхания, развитию артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитию умения сочетать движения и речь, координировать их, подчинять единому ритму, оказывают благоприятное воз-

действие на формирование пространственных представлений.

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем роль разных элементов звуковой стороны речи при построении связного высказывания. Каждый из этих элементов по-разному влияет на связность изложения текста: от темпа речи, ее громкости во многом зависит понимание содержания, от дикции также зависит смысловое восприятие произносимого высказывания. В конечном итоге от осознания звуковой стороны речи во многом зависит сила и глубина воздействия высказывания на слушателя.

Библиографический список

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Лазуткина Л.Н. Роль коммуникативной культуры в реализации профессионального общения// Экономика. Предприниманельство. Окружающая среда.- 2006.- Т.4.- С. 47-50

3. Лазуткина Л.Н. Основы педагогического мастерства преподавателя//Наука и школа. -2007. -№5. -С. 36-37

4. Лазуткина Л.Н. Педагогическая концепция формирования и развития речевой культуры у курсантов военных командных ВУЗов: автореферат дис. д-ра пед.наук:13.00.08/ Л.Н. Лазуткина. - М., 2008. - 46 с.

5. Лазуткина Л.Н. Лингвопсихологические индикаторы профессионального отбора в ВУЗе// Мир образования - образование в мире. - 2013. -№2. - С.156-164.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр./ А. И. Максаков. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.

7. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина.- М.: Просвещение, 1979. - 223 с.

8. Романов В.В., Стародубова Т.А. Педагогический аспект подготовки аспирантов// Вестник РГАТУ. - 2013. - №2. - С.107-109.

9. Стародубова Т.А. Эллиптические сложные предложения: автореферат дис. канд. фи-лологич. наук:10.02.01/ Т.А. Стародубова. - М., 2009. - 18 с.

10. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/ О. С. Ушакова. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 287 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.