Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСОВ-СУЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСОВ-СУЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОД ПОЗНАНИЯ / ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ / ВОПРОСЫ-СУЖДЕНИЯ / ИСТИНА И ЛОЖЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поляруш А.А.

Статья посвящена комплексному исследованию дидактического приёма усвоения учебного материала через вопросы-суждения на основе собственного педагогического опыта автора. Особое внимание в статье уделено значению и аргументации данного подхода в формировании диалектического способа познания в оппозиции к позитивистской платформе. Показано гуманистическое и мировоззренческое значение данного приёма через формы его реализации в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF QUESTIONS-JUDGEMENTS IN THE PROCESS OF FORMATION OF DIALECTIC THINKING

The article is devoted to a comprehensive study of the didactic method of mastering educational material through questions-judgments based on the author's own pedagogical experience. Particular attention in the article is paid to the significance and argumentation of this approach in the formation of the dialectical method of cognition in opposition to the positivist platform. The humanistic significance of this technique is shown through the forms of its implementation in the educational process.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСОВ-СУЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

ЗНАЧЕНИЕ ВОПРОСОВ-СУЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-1-1-178-180

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию дидактического приёма усвоения учебного материала через вопросы-суждения на основе собственного педагогического опыта автора. Особое внимание в статье уделено значению и аргументации данного подхода в формировании диалектического способа познания в оппозиции к позитивистской платформе. Показано гуманистическое и мировоззренческое значение данного приёма через формы его реализации в образовательном процессе.

Ключевые слова: позитивизм, образовательный процесс, метод познания, законы и категории диалектики, вопросы-суждения, истина и ложь.

Позитивизм проник в нашу страну еще в шестидесятые годы ХХ века, теперь он официально закреплён в сфере образования. Кризис современной науки связан с утратой ведущей роли неопозитивизма как мировоззренческой позиции. Методологическая же позиция позитивизма по необходимости связана с общефилософской проблематикой [1]. Если эта общефилософская проблематика не будет разрешена, то неминуемым становится заполнение сознания ненаучными формами - как примитивное дополнение в построении субъективной картины мира. Такая угроза заложена в освоении учебных программ способом репродуктивного запоминания материала. В современном мире необходимо вести речь о формировании такой способности, благодаря которой будущий специалист может уверенно и спокойно входить в смысловое пространство любой темы.

Как показал Г.В.Ф. Гегель ещё в 18 веке, мышление зависит от предмета. И, тем не менее, собственные принципы мышления должны быть всеобщими формами именно предметного содержания. Это противоречие разрешается только движением мысли внутри предметного содержания в логике его собственного развития. Такое движение необходимо в любом предметном содержании. Но чтобы это проделать в особенном (предметном) содержании, человеку и необходима способность различения этих форм. Если последнего не

происходит, то все эти философские определения неокультуренному мышлению представляются как туманное умнича-ние [2].

Практическая задача преподавателя -средствами содержания любой науки пробиться в сознание ученика, снять оковы с его наличных (потенциальных) возможностей и расширить до их логических пределов, тем самым создавая универсальную способность преобразования любого предметного материала, укладывающегося в качественные пределы этого предмета -такова когнитивная основа творческого мышления как одной из сторон диалектического мышления. Эта практическая задача решается через дидактический приём «вопросы-суждения». Теоретическое основание данного приёма рассмотрено ниже.

Существенные признаки предмета зафиксированы в понятии. Человек мыслит понятиями, устанавливая отношения между ними - таков принцип работы сознания, в отличие от инстинкта животных. Здесь заключено основание рефлексии, которая воплощается в вопросе к содержанию бытия и поэтому явно или неявно нацеленный на выявлении истины.

Вопрос, как правило, содержит проблему, порождающую разнообразные суждения, истинность которых предстоит выяснить. Неразрешенные противоречия, содержащиеся в вопросе, мыслящий ум и

должен обнаружить. Тут-то и формируется способность ума обнаруживать противоречия в кажущемся тождестве и далее максимально заострять их, чтобы быстрее найти оптимальный способ их разрешения - в этом заключается базовое значение вопросов-суждений в формировании культуры мышления.

Проблемные вопросы всегда ведут мысль, причём, и направление, и глубина мысли определяются глубиной самой проблемы. Как в педагогическом процессе обеспечить глубину мысли, если сознание ученика пока не владеет инструментами (методом) мышления? Как было сказано выше, такой педагогически целесообразной формой выступают вопросы-суждения.

Структура этих вопросов строго регламентирована: два понятия соединяются глаголом-связкой, что отражает логическую структуру суждения, и завершается вопрос-суждение вопросительным знаком. Набор из семи вопросительных слов не случаен: этого количества достаточно для отражения диалектических закономерностей, основных существенных признаков окружающего мира, а также для грамотного словесного выражения мысли [3].

Ряд этих вопросительных слов получил название «синонимический», поскольку некоторые из них обладают этим свойством для разнообразия речевого исполнения. Перечень этих вопросительных слов представлен следующим образом.

1) Каким образом...?

2) Чем объяснить, что.?

3) Каким образом ...?

4) Когда.?

5) Как доказать, что. ?

6) Вследствие чего.?

7) Почему.?

Пример вопроса-суждения: «Чем объяснить, что компетентностная парадигма современного российского образования усиливает его деградацию?» В этом вопросе-суждении содержится как минимум два понятия, связанные между собой глаголом-связкой, что соответствует принятой структуре. Такая структура вопроса побуждает к рефлексии собственного процесса мышления, и самое главное, - по

объективным обстоятельствам, удерживает мысль в диалектическом русле, охраняет от сползания в позитивизм, который метко назван Г.В. Лобастовым «ползучим эмпиризмом».

В позитивизме категория сущности подменяется категорией явления и наоборот. Чтобы избежать подобную гносеологическую ошибку, важно установить признаки, которые позволили бы отличить сущность от явления. Демаркационной линией здесь выступает изменение условий. Измените условие - изменится явление, но сущность не претерпевает никаких изменений. Вопросительные слова: «В каком случае.?» и «Когда.?» - отражают это требование. «В каком случае вода становится паром?» - подобный вопрос-суждение наглядно демонстрирует отношение между сущностью и явлением: изменяется лишь агрегатное состояние воды, но её химический состав и химические свойства сохраняются при изменении условий. Отношение философских категорий всеобщей формы и формы особенной реализуется через вопрос синонимического ряда «Как доказать, что.?», поскольку ясно устанавливает родо-видовые отношения. Как доказать, что хлорелла обогащает воду кислородом? Ответ: хлорелла -это растение, а все растения обогащают окружающую среду кислородом.

Диалектическое отношение межу категориями случайного и необходимого устанавливается, например, через вопросительные слова «Почему.?» и «Чем объяснить, что.?». Строго говоря, любой вопрос синонимического ряда разворачивает все диалектические закономерности, что позволяет отличить истину от лжи, что и является содержанием научного познания.

Рассматриваемый дидактический приём усвоения знаний обеспечивает глубоко осмысленное проникновение в сущность процесса или предмета, поскольку самая структура через вопросы-суждения имеет двойное принуждение: чтобы ответить на вопрос, нужно раскрыть два понятия (субъект и предикат) по содержанию и объёму. Возникшее затруднение побуждает, в свою очередь, обогащать свой интеллект новыми знаниями, выходящими за

пределы учебной программы, поскольку существующая система образования, как бы её ни «реанимировали», требует лишь информационной репродукции.

Кроме интеллектуального и мировоззренческого значения, учебный процесс, методически построенный на вопросах-суждениях, имеет немаловажное гуманистическое значение. Здесь преподаватель не выступает в роли инквизитора, ему отводится роль ведущего; а задающие и отвечающие на вопросы студенты, создают

сферу, поскольку не отличаются друг от друга по своему статусу.

Рассмотренный дидактический приём обеспечивает формирование системного (диалектического) знания в силу отказа от позитивистского подхода, который основан на фрагментарных знаниях. Критическая оценка позитивизма субъектами образовательного процесса выступает надёжной основой формирования такого же -критического - мышления, способного отличить истину от лжи.

благоприятную интеллектуальную атмо-

Библиографический список

1. Макаров А.Б. К вопросу о кризисе науки, ее приоритете и прерогативах // Вестник СамГУ. - 2011. - №4 (85). - С. 6-11.

2. Лобастов Г.В. Методическое пособие для аспирантов «История и философия науки». - Москва, 2009. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://refdb.ru/look/1524598-pall.html (дата обращения 08.01.2022)

3. Гончарук А.И. Концепция школы XXI века: (Диалектика учеб. процесса): Высш. ступень познания. - Красноярск, 2002. - 67 с.

THE SIGNIFICANCE OF QUESTIONS-JUDGEMENTS IN THE PROCESS OF FORMATION OF DIALECTIC THINKING

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)

Abstract. The article is devoted to a comprehensive study of the didactic method of mastering educational material through questions-judgments based on the author's own pedagogical experience. Particular attention in the article is paid to the significance and argumentation of this approach in the formation of the dialectical method of cognition in opposition to the positivist platform. The humanistic significance of this technique is shown through the forms of its implementation in the educational process.

Keywords: positivism, educational process, method of cognition, laws and categories of dialectics, questions-judgments, truth and falsehood.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.