Научная статья на тему 'ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЗНАНИЯ КАК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЗНАНИЯ КАК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА / СОЗНАНИЕ / РАЗУМ / МЫШЛЕНИЕ / РАССУДОК / ПОНЯТИЕ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / DIALECTICAL LOGIC / CONSCIOUSNESS / REASON / THINKING / CONCEPT / CONTRADICTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поляруш А.А.

В статье рассматривается разумное мышление (оно же системное, критическое, творческое) как антипод рассудка, как необходимое условие выработки ответа на вызовы динамической жизни. Современный образовательный процесс нуждается в актуализации диалектического метода Г. Гегеля, выступающего высшим методом познания, и провозглашении преобразования сознания своим общественным предназначением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSCIOUSNESS TRANSFORMATION AS A PURPOSE OF A MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The article considers reasonable thinking (it is also systemic, critical, creative) as the antipode of reason, as a necessary condition for developing an answer to the challenges of a dynamic and contradictory life. The modern educational process needs actualization and rethinking of the dialectical method of Hegel, which is the highest method of cognition, and the proclamation of the transformation of consciousness as its social purpose.

Текст научной работы на тему «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЗНАНИЯ КАК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СОЗНАНИЯ КАК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-2-1-126-128

Аннотация. В статье рассматривается разумное мышление (оно же системное, критическое, творческое) как антипод рассудка, как необходимое условие выработки ответа на вызовы динамической жизни. Современный образовательный процесс нуждается в актуализации диалектического метода Г. Гегеля, выступающего высшим методом познания, и провозглашении преобразования сознания своим общественным предназначением.

Ключевые слова: диалектическая логика, сознание, разум, мышление, рассудок, понятие, противоречие.

Современное общество, в силу реальных обстоятельств, ставит вопрос о том, как перестроить обучение на самом деле? Высшая школа экономики, пытаясь ответить на этот вопрос, указывает на «4 К» как эталон выпускника школы [1]. Среди них - критическое и креативное мышление. Казалось бы, цели правильные. Однако те «преобразования», которые предлагает ВШЭ, ограничиваются формализмом, ничего не меняющим по существу. Без теоретических (философских) оснований невозможно навести порядка на практике. Более надёжной и истинной философии, чем гегелева, невозможно применить к образованию, т.к. диалектический метод -высший способ познания.

Любая учебная дисциплина как адаптированная наука представляет собой систему понятий. Современный образовательный процесс совершает главную методологическую ошибку, которую допускает «наивный», по словам Гегеля, способ мышления: понятия берут уже готовыми, давно уже кем-то определёнными, как аксиомы [2].

Там, «где дело идет о мыслящем познании, - пишет Гегель, - нельзя начать с истины, потому что истина как начало основана лишь на заверении, но мыслимая истина как таковая должна доказать себя мышлению... Именно так обстоит дело, когда прибегают к показыванию, например, талеров, предметов чайного серви-

за...» [3]. Именно такое «показывание» выступает одним из принципов дидактики - принцип наглядности, которого не существует в науке.

Такой позитивистский подход противоречит сущности Человека Разумного, потому что не меняет его сознания, поскольку ни ученик, ни преподаватель еще не преодолели в себе способ конечного знания. Здесь и проявляется в самой губительной для педагогики форме репродуктивный способ познания.

Информационные технологии усугубляют проблему поверхностной начитанности (рефераты, презентации, тесты), поскольку ученик обречён на подражание.

Одним словом, весь набор дидактических приёмов не способствует осмысленному усвоению материала, а лишь приучает к поверхностному восприятию, что лежит в плоскости рассудка.

Любая наука, как было отмечено выше, построена на системе понятий, а понятия объективно имеют диалектическую природу и потому вынуждают ученых, помимо их воли, неосознанно, стихийно ей подчиняться. Но стихийное - оно всегда не рациональное, сопровождаемое высокими затратами. Не случайно в развитых странах гигантские вливания в науку приводят к тому, что наука имеет огромную притягательную силу, и большое количество людей втягивается в научную деятельность и, таким образом, помимо их

воли и согласия, приобщается к понятийному способу мышления, поскольку без понятий нет науки.

Однако возможно сразу сознательно овладевать диалектическим методом, не затрачивая больших ресурсов, но при определённых условиях. Эти условия призвана создавать школа с её разумной дидактикой.

Овладение диалектикой означает преобразование рассудочной деятельности в разумную. Рассудок проявляет себя в линейных - простых системах. Как указывал Г. Гегель ещё в 18 веке, «...и не овладевая вещью, возможно играть словами. Но в этом виновато не слово, а полное недостатков, неопределённое, бессодержательное мышление.» [4].

«Противоречие - всеобщий принцип, и в качестве такового должен быть осмыслен в дидактике. Владение противоречием позволяет свободно и самостоятельно входить в любое содержание. Сколько бы прочно предмет ни удерживался словом и представлением, алгоритмами взаимосвязи его элементов, он будет представляться студенту оторванным от самой объективной действительности, загадочно обособленной наукой» [5].

Именно поэтому диалектическая логика с её центральной категорией противоречия может и должна послужить основой построения современной педагогической технологии, призванной создавать педагогические условия для преобразования сознания. «Понятие надо вывести, а не взять

его механически», - призывал Г. Гегель, и к этому призыву должна присоединиться современная дидактика. Приём системного моделирования полностью отвечает этому требованию: именно этот ресурс способен эффективно и в сжатые сроки сформировать разумную мыслительную деятельность.

Мыслить противоречиями (в исходном положении - противоположностями) - это и есть основанное на разуме познание. Если сознание избегает установления противоположностей, значит, человек не владеет разумом. «Идеальная деятельность как деятельность мышления изменяет образы вещей, производит сдвиг в составе самих идей - и через эти идеи определяет характер последующей практической деятельности. Изменение вещей и изменение их образов - это две противоположные, но предполагающие друг друга формы деятельности, имеющие за собой, в своём основании, форму их непосредственного единства, тождества [5].

Современный образовательный процесс должен разворачиваться в рамках диалектического мышления, чтобы человек был готов отвечать на вызовы быстро меняющейся реальности. И лишь разум схватывает проблему в единстве противоположностей, а потому и способен находить нестандартные решения и творчески преобразовывать природу. Для этого школа должна радикально переосмыслить своё предназначение и цели: преобразовать рассудочное мышление в разумное.

Библиографический список

1. Школа 21 века: какой она должна быть и какая она есть на самом деле. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/realityschool/shkola-21-veka-kakoi-doljna-byt-i-kakaia-est-na-samom-dele-5e6757cb1ca61724c162e5cb (дата обращения 12.07. 2020).

2. Суворов Л.Н. Философия Гегеля и современность. - М.: Мысль, 1973. - 431 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - 495 с.

4. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Наука логики. Т. 1. - М.: Мысль, 1970. - 1032 с.

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М. «Политиздат». 1992. - 464 с.

CONSCIOUSNESS TRANSFORMATION AS A PURPOSE OF A MODERN

EDUCATIONAL PROCESS

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences

Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University

(Russia, Achinsk)

Abstract. The article considers reasonable thinking (it is also systemic, critical, creative) as the antipode of reason, as a necessary condition for developing an answer to the challenges of a dynamic and contradictory life. The modern educational process needs actualization and rethinking of the dialectical method of Hegel, which is the highest method of cognition, and the proclamation of the transformation of consciousness as its social purpose.

Keywords: dialectical logic, consciousness, reason, thinking, reason, concept, contradiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.