Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ'

ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество / здоровье человека / здоровый образ жизни / валеология / валеологическое образование / валеологическая культура / педагогическая валеология / студенты / профессиональная подготовка / будущие специалисты / community / human health / healthy lifestyle / valeology / valeological education / valeological culture / pedagogical valeology / students / professional training / future specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалова Татьяна Александровна, Кузьмин Алексей Михайлович, Николаев Дмитрий Владимирович, Спиридонова Елена Анатольевна

В статье отражены аспекты, связанные с ролью здоровья, здорового образа жизни, валеологической культуры в жизни и развитии современного человека. Обозначена роль валеологической культуры в профессиональном становлении студентов, а также актуальность педагогической валеологии в образовательном процессе, важность валеологического образования. Укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современного общества. Соответственно, успешная профессиональная подготовка конкурентоспособных специалистов, наряду с мотивацией к ведению здорового образа жизни, влечет повышение работоспособности выпускников вуза. На сегодняшний день особенно актуальна пропаганда здорового образа жизни, поскольку реальная практика, к сожалению, свидетельствует об ухудшении здоровья молодых людей под воздействием как социальной среды, так и распространения хронических и инфекционных заболеваний. Одной из важнейших задач образовательной системы является формирование у студентов вуза ответственности по отношению к своему здоровью как к важной личностной ценности. В рамках профессионального образования формирование и совершенствование валеологической культуры рассматривается как неотъемлемая часть личности человека и культуры общества в целом. Уровень валеологической культуры определяет отношение к своему здоровью, здоровью своих близких, а также способствует здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беспалова Татьяна Александровна, Кузьмин Алексей Михайлович, Николаев Дмитрий Владимирович, Спиридонова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF VALEOLOGICAL CULTURE IN STUDENTS’ PROFESSIONAL TRAINING

The article reflects the aspects related to the role of health, healthy lifestyle, valeological culture in the life and development of a contemporary person. The role of valeological culture in students’ professional development is indicated, as well as the relevance of pedagogical valeology in the educational process and the importance of valeological education. The support of younger generation health is one of the priorities of the present community. Accordingly, successful professional training of competitive specialists, along with motivation to lead a healthy lifestyle, entails an increase in the efficiency of university graduates. Today, the promotion of a healthy lifestyle is especially actual, since real practice, unfortunately, indicates a deterioration in the health of young people because of both social environment and the spread of chronic and infectious diseases. One of the most significant tasks of the educational system is the development of responsibility among university students in relation to their health as a major personal value. Within the framework of professional education, the formation and improvement of valeological culture may be considered as an integral part of the culture of every person as well as the culture of the whole community. The level of valeological culture determines the people’s attitude to their health, the health of their loved ones, and contributes to a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ»

V 7ТК" ^78 1 I -—V f<\ 1©2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у А14 • |(сс) tjJCSj This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOJ. | (j 57145/27129780 2023 12 03 01 lfcae^K^ehttps://cieativecoimnons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ЗНАЧЕНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

СТУДЕНТОВ

©Автор(ы) 2023

БЕСПАЛОВА Татьяна Александровна, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой теоретического

воспитания

Саратовский национальный исследовательский государственный университет 410012, Россия, Саратов, dimnik2024@mail.ru

SPIN: 5182-3117 AuthorlD: 86876 ORCID: 0000-0002-3715-0374 КУЗЬМИН Алексей Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическая культура»

Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н.И. Вавилова

410012, Россия, Саратов, dimnik2024@mail.ru

SPIN: 2935-8556 AuthorlD: 726665 ORCID: 0000-0002-0186-9328

НИКОЛАЕВ Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ

физического воспитания

Саратовский национальный исследовательский государственный университет 410012, Россия, Саратов, dimnik2024@mail.ru

SPIN: 7278-2030 AuthorlD: 739293 ORCID: 0000-0002-1860-7068

СПИРИДОНОВА Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры технологического образования факультета психолого-педагогического и специального образования

Саратовский национальный исследовательский государственный университет 410012, Россия, Саратов, dimnik2024@mail.ru

SPIN: 2069-3107 AuthorlD: 682439 ORCID: 0000-0002-0186-9328

Аннотация. В статье отражены аспекты, связанные с ролью здоровья, здорового образа жизни, валеологической культуры в жизни и развитии современного человека. Обозначена роль валеологической культуры в профессиональном становлении студентов, а также актуальность педагогической валеологии в образовательном процессе, важность валеологического образования. Укрепление здоровья подрастающего поколения является одной из приоритетных задач современного общества. Соответственно, успешная профессиональная подготовка конкурентоспособных специалистов, наряду с мотивацией к ведению здорового образа жизни, влечет повышение работоспособности выпускников вуза. На сегодняшний день особенно актуальна пропаганда здорового образа жизни, поскольку реальная практика, к сожалению, свидетельствует об ухудшении здоровья молодых людей под воздействием как социальной среды, так и распространения хронических и инфекционных заболеваний. Одной из важнейших задач образовательной системы является формирование у студентов вуза ответственности по отношению к своему здоровью как к важной личностной ценности. В рамках профессионального образования формирование и совершенствование валеологической культуры рассматривается как неотъемлемая часть личности человека и культуры общества в целом. Уровень валеологической культуры определяет отношение к своему здоровью, здоровью своих близких, а также способствует здоровому образу жизни.

Ключевые слова: общество, здоровье человека, здоровый образ жизни, валеология, валеологическое образование, валеологическая культура, педагогическая валеология, студенты, профессиональная подготовка, будущие специалисты.

THE IMPORTANCE OF VALEOLOGICAL CULTURE IN STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING

©The Author(s) 2023

BESPALOVA Tatyana Aleksandrovna, candidate of medical sciences, Institute of Sports and Physical Training,

Head of the Department of Physical Training Theory Saratov State University 410012, Russia, Saratov, dimnik2024@mail.ru KUZMIN Aleksey Mikhaylovich, candidate of pedagogical sciences, Agronomy Faculty, associate professor of the

Department "Physical Education" Saratov State Agrarian University 410012, Russia, Saratov, dimnik2024@mail.ru Nikolaev Dmitry Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, Institute of Sports and Physical Training, associate professor of the Department of Physical Training Theory Saratov State University 410012, Russia, Saratov, dimnik2024@mail.ru SPIRIDONOVA Elena Anatolyevna, senior lecturer, Faculty of Psychological, Pedagogical and Special Education, Senior Lecturer of the Department of Technological Education Saratov State University 410012, Russia, Saratov, dimnik2024@mail.ru Abstract. The article reflects the aspects related to the role of health, healthy lifestyle, valeological culture in the life and development of a contemporary person. The role of valeological culture in students' professional development is indicated, as well as the relevance of pedagogical valeology in the educational process and the importance of valeological education. The support of younger generation health is one of the priorities of the present community. Accordingly, successful professional training of competitive specialists, along with motivation to lead a healthy lifestyle, entails an increase in the efficiency

of university graduates. Today, the promotion of a healthy lifestyle is especially actual, since real practice, unfortunately, indicates a deterioration in the health of young people because of both social environment and the spread of chronic and infectious diseases. One of the most significant tasks of the educational system is the development of responsibility among university students in relation to their health as a major personal value. Within the framework of professional education, the formation and improvement of valeological culture may be considered as an integral part of the culture of every person as well as the culture of the whole community. The level of valeological culture determines the people's attitude to their health, the health of their loved ones, and contributes to a healthy lifestyle.

Keywords: community, human health, healthy lifestyle, valeology, valeological education, valeological culture, pedagogical valeology, students, professional training, future specialists.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях глобального изменения климата, возникающих вспышек вирусных заболеваний вопросы сохранения здоровья человека приобретают огромное значение. Прививать человеку потребность заботиться о своем здоровье необходимо с самого детства и развивать на протяжении всей жизни. В категории универсальных компетенций в соответствии с Федеральным образовательным стандартом подготовки бакалавров входит «Самоорганизация и саморазвитие (включая здравоохранение)», что подразумевает необходимость формирования способности поддерживать уровень физической подготовки для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [1].

В соответствии с указом президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» с учетом тенденций развития и поддержания национальных интересов актуальным является сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан. Целью государственной политики среди прочих является укрепление здоровья граждан, что достигается решением таких задач, как повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, занятию физической культурой и спортом [2].

Проблема здоровьесбережения интересует представителей разных наук, например, философии, психологии, педагогики, медицины, биологии, поскольку в обществе наблюдаются низкие социальные перспективы сохранения здоровья подрастающего поколения. Ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения заставляет задуматься о будущем нашей страны, ставит вопрос о принятии мер, в частности путем изменений и корректировки образовательной среды и системы образования в отношении совершенствования здоровья будущего трудоспособного населения. Развитие здоровья человеческого ресурса необходимо проводить наравне с предоставлением качественного образования на всех этапах [3].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью статьи является обоснование значимости валеологического образования для студентов высших учебных заведений. Затрагиваются вопросы, связанные с развитием навыков здорового образа жизни, а также формированием валеологической культуры и определения актуальности ее совершенствования как в процессе профессионального становления будущих специалистов, так и на протяжении всей жизни.

В статье представлен обзор исследований ученых в области охраны здоровья и совершенствования здорового образа жизни, а также развития валеологической культуры. Проанализированы ключевые понятия в научных трудах ученых, занимавшихся изучением вале-ологической культуры. Теоретической основой исследования послужили научные труды Д. Давыденко, В. Самарина, Е. Брындина, Д. Егорова, Л. Татарниковой, Ф. Шанука, А. Маджуги и других.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Обращаясь к истории возникновения валеологии, следует отметить, что здоровье человека характеризует его способность к сохранению жизни. Отношение к здоровью проявлялось по мере усовершенствования знаний о физиологии человека и функционирования организма. Например, в древности, когда физическое состояние

здоровья связывали с мистическими представлениями, мерами по охране здоровья выступали религиозные обряды, и люди полагались на возможности самого организма. В более позднем периоде применялись оздоровительные системы «Кунг-фу», «Аюрвера», система Гиппократа «О здоровом образе жизни» и прочие, имеющие в своей основе не лечение, а формирование и укрепление здоровья. Затем пришел период, когда внимание здоровью уделяли все меньше, и лечили непосредственно болезни, хотя ученые М. В. Ломоносов, М. Я. Мудров и другие подчеркивали важность профилактики болезней и приоритет в отношении здоровья. Следует упомянуть Н. А. Семашко, под руководством которого противоэпидемические мероприятия позволили увидеть рост продолжительности жизни граждан нашей страны [4].

К сожалению, в последние годы мы видим негативный эффект воздействия различных факторов, таких как рост благосостояния, высокоэффективные промышленные технологии, нарушенная экология, на состояние здоровья людей и, в частности, подрастающего поколения. Кроме того, отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья и знаний по культуре здоровья ведет к повышению актуальности вопросов, связанных с валеологией, а именно, c формированием валеологической культуры, как реализации возможностей нашего организма.

Валеологию как науку связывают с именем профессора И. И. Брехмана, утверждавшего, что формирование науки о здоровье должно происходить на основе интеграции экологии, биологии, психологии, медицины, физической культуры и других. Валеология понимается как социально-биологическая наука, изучающая качество жизни и здоровье человека [5].

В конце прошлого столетия произошла кардинальная переоценка здоровья и его значения для генофонда страны, стали распространяться практические рекомендации по антиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому просвещению, по половому и сексуальному воспитанию, как необходимые аспекты формирования здорового образа жизни. Ученые заинтересовались сохранением психического здоровья и нервной системы подрастающего поколения. Необходимость в увеличении количества коррекционных учебных заведений для детей и подростков с отклонениями и задержками в развитии породила споры о причинах такой ситуации. Педагоги считают, что в сложившейся ситуации виноваты изменяющиеся экономические условия и экологическая обстановка, возможно даже семья. Однако нельзя недооценивать отрицательное влияние учебных перегрузок, в результате которых возникают такие болезни, как близорукость, сколиоз и т.д.). Действующие модели учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях в большинстве своем не отвечали принципам лич-ностно-ориентированного обучения, целью которого по утверждению ученых является гармонически развитая личность, способная самосовершенствоваться, саморазвиваться и реализовывать себя в профессиональном мире [6]. ^едовательно, проблема здоровья молодых людей стимулирует поиск эффективных средств и методов выхода из данной ситуации, в том числе и педагогическими средствами. Здоровый образ жизни создает для студентов определенную среду, в которой возникают предпосылки для высокой работоспособности, общественной активности, психологического комфорта. Такая среда позволяет

раскрыть потенциал студентов, актуализировать процесс их самосовершенствования [7].

Многие ученые считают, что валеологизация сферы образования, в частности профессионального, должно стать одним из ведущих направлений работы со студентами. Образовательные учреждения должны формировать жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных этапах развития молодого поколения. По мнению Е. Г. Брындина, здоровье должно рассматриваться как приоритетная ценность, цель, результат и необходимое условие успешной деятельности всех участников образовательного процесса. Важно формировать у студентов эмоциональную уравновешенность, психическую устойчивость и способность вести здоровый образ жизни [8]. Здоровье человека не должно сводиться к констатации отсутствия болезни, оно должно способствовать полноценной жизни и физическому и социальному благополучию [9].

Обучаемому необходимо дать знания о здоровье, формировать и развивать умение заботиться о своем здоровье и здоровье близких. В рамках нашего исследования интерес представляет педагогическая валеология, которая служит решению задач по укреплению здоровья через систему образования и воспитания. Воздействуя на молодежь, а именно, студентов, она способствует восстановлению и укреплению здоровья нации. Ученые определяют направленность педагогической валеологии на обеспечение качественной профессиональной подготовки молодых специалистов по проблеме воспитания здорового поколения, а также значимости валеологи-ческого образования, наряду с валеологическим воспитанием и валеологической культурой. Рост интереса к данной проблеме обусловлен как потребностью общества в мерах по оздоровлению людей, так и понимание необходимости включения в учебные планы высших учебных заведений дисциплин, связанных с развитием валеологической культуры студентов, что влечет за собой активное включение обучающихся в процесс формирования и сбережения своего здоровья.

Обращаясь к пониманию педагогической валеоло-гии, отметим, что Л. Г. Татарникова рассматривает педагогическую валеологию как новое направление в си-стемно-интегративном образовании. Вместе с тем, автор полагает, что педагогическая валеология направлена не только на сбережение здоровья обучающегося, но и актуализирует процесс его саморазвития [10].

Педагогическую валеологию рассматривают также, как раздел педагогики о сохранении, приобретении и умножении здоровья с использованием специальных методов обучения. Однако единый методологический подход к образованию в области здоровья до настоящего времени ещё не выработан. Продолжается активный поиск концепций педагогической валеологии, определение основных валеологических задач в рамках системы образования, изучение «здоровьесберегающих» технологий в обучении, создание и разработка авторских образовательных программ по валеологии для учащихся общеобразовательной школы, учреждений среднего профессионального образование, студентов, а также в системе переподготовки специалистов.

Валеологические подходы основываются, главным образом, на превентивной концепции, а проблема формирования здоровья, как наиболее актуальная для подрастающего поколения, в лучшем случае сводится лишь к формальному усвоению знаний по дисциплине. Формирование валеологической культуры личности - целенаправленный процесс овладения понятиями «здоровья», устойчивыми валеологическими чертами и качествами, необходимыми для успешной жизнедеятельности.

Представляя единство материальной и духовной сферы, валеологическая культура должна рассматриваться как прогрессивное развитие общества. Валеологическая культура представляет собой систему целей и ценно-

стей, идеалов и образов, которые стимулируют стремление человечества к образцовому состоянию [11]. Если рассматривать валеологическую культуру как систему личностных ценностей, которая имеет в своей основе знания о сущности здоровья, способах и методах его улучшения и сохранения, то важно отметить, что ее формирование должно быть ориентировано на индивидуальные особенности личности студента, а в процесс обучения необходимо ввести специальные курсы, направленные на повышение валеологической грамотности обучающихся [12].

В. В. Строкань и С. Е. Коссе определяют валеологи-ческую культуру личности как систему жизненных ценностей с опорой на знания о сущности здоровья, включая способы его формирования и поддержания [13]. Разделяя мнение ученых А. Г. Маджуги, Р. Р. Агзамова, С. Р. Хакутдиновой и Э. У. Гилязитдиновой о том, что валеологическое образование должно реализовываться в этнокультурном образовательном пространстве, хотим обратить внимание на важный аспект формирования ва-леологической культуры. Валеология направлена на обучение личности строить отношения с самим собой. По мнению вышеупомянутых авторов, валеология изучает здоровье человека с позиции «само» -самосознания, самопознания, самооздоровления и самосовершенствования [14]. В результате валеологического образования у студентов должен отмечаться определенный уровень сформированности валеологической культуры, позволяющий не только оценивать физиологические и психологические возможности своего организма, но и распространять усвоенные знания на окружающих. Среди условий формирования валеологической культуры выделяют социально-педагогические, дидактические, организационно-педагогические и акмеологические [15]. Ряд педагогических условий, таких как совершенствование содержания профессионального образования, дифференцированный подход при организации занятий по физической культуре с учетом показателей здоровья обучающихся, позволит получить более высокие показатели сформированности валеологической культуры. Кроме того, к педагогическим условиям формирования валеологической культуры относят развитие субъектной позиции студента по отношению к своему здоровью, а также организация образовательного пространства, позволяющего студентам проявлять валеологическую компетентность. Субъектная позиция проявляется в сознательном отношении к образовательному процессу, к саморазвитию, личностному и профессиональному, наряду с развитием способности адаптироваться в образовательной и социокультурной ситуации.

Организация образовательного пространства, позволяющего студентам проявлять валеологическую компетентность, предполагает включение обучающихся в различные формы социального взаимодействия, вариативность учебной и творческой деятельности, также как создание среды для проявления активности студентов в реализации деятельности по совершенствованию навыков валеологической культуры. Этот процесс возможен путем, например, создания валеологических ресурсных центров, взаимодействие которых позволяет влиять на формирование валеологической компетентности. Формирование валеологической культуры происходит в результате тренингов, проблемных лекций, деловых игр и дискуссий [16].

Оценить уровень сформированности навыков вале-ологической культуры, однозначно, возможно при соблюдении педагогических условий, которые влияют на эффективность происходящих изменений. Прежде всего, педагогу следует создавать положительную мотивацию к здоровому образу жизни, разрабатывать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Кроме этого, при организации процесса обучения мы считаем актуальным стимулирование активности и самостоятельности обучаемого на основе лич-

ностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов.

Личностно-ориентированный подход, основываясь на взаимодействии студентов и педагогов, предполагает создание оптимальных условий для развития способности к самообразованию и самоопределению. Развитие личности обучающегося рассматривается как основная задача образовательного процесса, причем его место видоизменяется и предполагает активность студента в обучении, повышении требований к самоопределению, самообразованию и самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности. Однако творческая индивидуальность педагога и авторские педагогические технологии в личностно-ориентированном образовании нацелены на полноценное развитие участников образовательного процесса. Личностно-деятельностный подход является способом интенсификации валеологиче-ской подготовки студентов, обеспечивая дидактическое сотрудничество педагога и обучающихся [17].

Формирование валеологической культуры будущих специалистов является важной составной частью программы вузовской подготовки, поскольку валеологиче-ски подготовленные кадры, умеющие сохранять свое здоровье, смогут работать плодотворно, заинтересованно во внедрении и распространении укрепляющих здоровье технологий в будущей профессиональной деятельности.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем валеологическую культуру студентов как неотъемлемую часть личной культуры будущего специалиста, представляющей совокупность гностического, ценностного и поведенческого компонентов. Гностический компонент представляет собой знания о сущности и значении здоровья, а также принципах, методах и средствах его сохранения, о факторах риска, о возможностях минимизации влияния социальных и экологических условий на качество жизни. Ценностный компонент характеризует отношение к здоровому образу жизни, потребность и убежденность в необходимости проведения мер по укреплению здоровья. Поведенческий компонент включает действия обучаемого по сохранению и укреплению личного и общественного здоровья, характер взаимодействия с внешней средой, готовность к самоконтролю, самооценке, коррекции своих поступков в образовательном процессе для реализации сформированных навыков в будущей профессиональной деятельности.

Основные направления по формированию валеоло-гической культуры студентов можно определить, как создание специализированных курсов по валеологии в структуре профессиональной подготовки или актуализация валеологических знаний в рамках различных дисциплин. Рассмотрим, к примеру, освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» студентами направлений подготовки, не связанных с профессиональной спортивной деятельностью. В задачи освоения дисциплины среди прочих входит формирование основ здорового образа жизни, мотивационно-ценностного отношения и установки на здоровый образ жизни, а также овладение практическими навыками и умениями для сохранения и укрепления здоровья. В ходе изучения дисциплины предполагается формирование способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Результатами освоения дисциплины ожидаются знания основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий физической культуры, а также овладение средствами и методами физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социальнокультурной и профессиональной деятельности. Для студентов предусмотрены как лекционные, так и практические занятия. В перечне тем, рекомендованных к изучению, мы встречаем непосредственно те, которые способствуют развитию и совершенствованию валеологической куль-

туры: «Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни», «Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни», «Основные требования к организации здорового образа жизни», «Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни» и другие. На занятиях преподавателю важно заинтересовать и создать мотивацию к дальнейшему развитию валеологических знаний для самосовершенствования, что студенты могут реализовать в рамках самостоятельной работы. Работа по формированию валеологической культуры продолжается со студентами подобных направлений подготовки в рамках освоения элективных дисциплин по физической культуре и спорту, например, «Игровые виды спорта» или «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту (общая физическая подготовка)». Подобные дисциплины являются важным компонентом в развитии личности студента, его общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки. Проанализировав содержание учебных дисциплин, способствующих совершенствованию валеологической культуры, мы видим, что в рамках образовательного процесса положительным будет акцентировать внимание студентов к их здоровью и необходимости его сохранения. Крайне важно устанавливать междисциплинарные связи, внедряя основы валеологического образования в ходе освоение дисциплин, напрямую не связанных с физической культурой.

ВЫВОДЫ

Развитие знаний в обсуждаемом научном направлении строится на понимании особенностей и возможностях человеческого организма, технологиях сохранения, поддерживания и улучшения здоровья. Основными стратегиями формирования валеологической культуры должны стать формирование ответственности за свое здоровье и здоровый образ жизни, профилактические мероприятия, развитие физических качеств, корректировка физических недостатков, изучение основ безопасности жизнедеятельности, организация отдыха при поддержке семьи и образовательного учреждения. Важно создавать положительную мотивацию по ведению здорового образа жизни, способности сформировать и осуществлять индивидуальную программу здоровья, валеологическую грамотность, соответственно. Ценностное отношение к здоровью, владение валеологическими знаниями, а также различными оздоровительными методами и готовность их использовать для формирования, сохранения и укрепления здоровья в соответствии с особенностями и потребностями своего организма составляет основу ва-леологической культуры студента.

Таким образом, в рамках образовательного процесса систематизация знаний, умений и навыков на основе здоровьесохраняющих и здоровьесберегающих технологий педагог направляет усилия на формирование вале-ологической культуры, как результат валеологического образования, как показатель, определяющий культурный уровень общества. Бесспорно, крайне важно выбирать методы воздействия на студентов в процессе валеологи-ческого обучения, рационально использовать возможности образования как средства формирования здорового образа жизни в развитии здорового общества. При формировании, сохранении и укреплении здоровья студенты способны самореализоваться, обеспечить оптимальное качество жизни, что составляет основу валеологиче-ской культуры личности.

Изучение валеологической культуры и вопросы, связанные с ее формированием в образовательном процессе, остаются актуальными и важными на сегодняшний день. Необходимость развития и совершенствования навыков по сохранению и укреплению физически крепких, выносливых, мобильных и конкурентоспособных выпускников вуза, готовых к интенсивной производительной деятельности. Дальнейшие исследования в данном направлении могут содержать разработку курсов

по формированию валеологической культуры в рамках профессиональной подготовки студентов, а также практические рекомендации по организации мероприятий, связанных с укреплением здоровья подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ФГОС ВО 5++ по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24

2. Указ Президента РФ от 2 июня 2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/401425792M-block_1000

3. Лифарева Н. А. Здоровьесбережение как фактор успешности и продуктивной жизнедеятельности обучающихся / Н. А. Лифарева, А. В. Ахаев, Б. А. Даумов // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2020. № 1. С. 133-143.

4. Педагогическая валеология: учеб. пособие [Текст] / авт.-сост. А. И. Кагарманова. Уфа : Изд-во БГПУ, 2013. 268 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://book.bsmi.uz/web/kitoblar/152371630. pdf

5. Давиденко Д. Н. Валеология — научно-педагогическая основа культуры здоровья / Д. Н. Давиденко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2006. № 21. С. 21-25.

6. Личностно-ориентированное профессиональное образование / О. И. Ваганова, А. В. Гладков, А. А. Коростелев, К. А. Максимова // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 2(31). С. 112-115. DOI 10.26140/bgz3-2020-0902-0029

7. Самарин А. В. Теоретическая модель формирования здорового образа жизни студенческой молодежи в дискурсе культуры здоровья /

A. В. Самарин, Л. Л. Мехришвили //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18, № 2. С. 816-820.

8. Брындин Е. Г. Креативное инновационное высшее образование //Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник, Курск, 05— 06 июня 2018 года /Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; Ответственный редактор

B. И. Герасимов. Том Выпуск 13 Часть 2. Курск: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2018. С. 797-802.

9. Егоров Д. Е. Здоровье, физическая культура в жизни студента / Д. Е. Егоров, Е. С. Замчевская // Научный журнал Дискурс. 2017. № 1(3). С. 19-24.

10. Татарникова Л. Г. Тенденции системного развития педагогической валеологии в образовательной реальности третьего тысячелетия / Л. Г. Татарникова // Непрерывное образование. 2020. № 2(32). С. 18-28.

11. Сханук Ф. З. Проблема формирования валеологической культуры личности в условиях трансформации общественной жизни // Физическая культура, спорт — наука и практика, 2013, №2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/problema-formirovaniya-valeologicheskoy-kultury-lichnosti-v-uslovi-yah-transformatsii-obschestvennoy-zhizni (дата обращения 23.06.2023)

12. Боженькина С. А. Валеологическая культура и ее формирование / С. А. Боженькина // Science and technology innovations : Сборник статей III Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 15 мая 2020 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. С. 205-208.

13. Строкань В. В. Сущность и значение формирования валеологической культуры студентов высших учебных заведений /

B. В. Строкань, С. Е. Коссе // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2009. № 10.

C. 242-244.

14. Маджуга А. Г. Системообразующие основания стратегии валеологического образования в современных условиях/А. Г. Маджуга, Р. Р. Агзамов, С. Р. Хакутдинова, Э. У. Гилязитдинова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 9(115). С. 181-186. DOI 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p181-186

15. Лавричева И. А. Формирование валеологической культуры студентов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2002. — 190 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-valeologicheskoj-kultury-studentov.html

16. Дорошенко А. Л. Педагогические условия формирования валеологической компетентности у студентов вуза : автореф... дис. канд. пед. наук : 13.00.02 : Кострома, 2008.—23 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-valeologicheskoi-kompetentnosti-u-studentov-vuza

17. Еремка Е. В. Личностно-деятельностный подход в исследовании валеологической подготовки студентов / Е. В. Еремка // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2019. № 49. С. 7-13.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 11.07.2023 Approved date: 25.07.2023 Accepted date: 10.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.