Научная статья на тему 'Значение учебной дискуссии в развитии коммуникативной компетенции старшеклассников и подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку'

Значение учебной дискуссии в развитии коммуникативной компетенции старшеклассников и подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
306
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чудинова Алла Робертовна

В статье рассматривается значение учебной дискуссии в развитии коммуникативной компетенции учащихся 10-11 классов при подготовке к итоговому сочинению ЕГЭ по русскому языку. Предпринята попытка определить особенности учебной дискуссии как формы организации образовательной деятельности учащихся, раскрыть содержание этой деятельности учащихся через описание коммуникативных ролей участников дискуссии. Предложен подход к оценке коммуникативных умений учащихся в процессе учебной дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение учебной дискуссии в развитии коммуникативной компетенции старшеклассников и подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку»

УДК 811.161.1(07) Чудинова А.Р.

Значение учебной дискуссии в развитии коммуникативной компетенции старшеклассников и подготовке к сочинению ЕГЭ по русскому языку

В статье рассматривается значение учебной дискуссии в развитии коммуникативной компетенции учащихся 10-11 классов при подготовке к итоговому сочинению ЕГЭ по русскому языку. Предпринята попытка определить особенности учебной дискуссии как формы организации образовательной деятельности учащихся, раскрыть содержание этой деятельности учащихся через описание коммуникативных ролей участников дискуссии. Предложен подход к оценке коммуникативных умений учащихся в процессе учебной дискуссии.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, коммуникативные умения, образовательная деятельность, учебная дискуссия, коммуникативная роль.

Повышение качества образования -одна из актуальнейших проблем для всего мирового сообщества. На решение именно этой проблемы в России направлены и модернизация содержания образования, и оптимизация способов и технологий организации образовательного процесса, и переосмысление цели и результата обучения школьников. Ускорение темпов общественного развития, процессы информатизации оказывают влияние на характер требований, предъявляемых сегодня к системе образования, диктуя необходимость отказа от привычной практики трансляции готового знания и перехода на деятельностное освоение учащимися содержания образования, приобретение личностно окрашенного знания, способов использования его за пределами системы образования. Именно эти задачи призван решать компетентност-ный подход, нормативно закрепленный в 2001 г. в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [2] и подтвержденный в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» [4] в 2005 г.

Современный этап развития методики преподавания русского языка как родного характеризуется новым подходом к определению целей, содержания и результатов обучения через предметные компетенции: лингвистическую (языковедческую), языковую, коммуникативную и культуроведческую. Особое внимание в контексте модернизации современного российского образования уделяется коммуникативной компетенции. Учеными-методистами она определяется как «способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию» [3, с. 2]. При этом стоит подчеркнуть, что коммуникативная компетенция в преподавании русского (родного) языка в школе включает не только знание речеведческих понятий и владение навыками анализа текста, но и умение в зависимости от коммуникативной ситуации осуществить выбор необходимой языковой формы для выражения собственной мысли.

На развитие коммуникативной компетенции учащихся влияют все учебные предметы, поскольку они создают условия для культурного (т.е. соответствующего общепринятым нормам) речевого учебного взаимодействия

учащихся друг с другом, с педагогом, с разнообразными информационными источниками. И только один учебный предмет - «Русский (родной) язык» - в силу специфики своего содержания предоставляет научную основу для развития коммуникативной компетенции учащихся через освоение знаний об устройстве языка, о системе языковых средств и способах их отбора для использования в различных ситуациях речевого взаимодействия. Вопросы развития коммуникативных качеств личности становятся приоритетными в сфере современного образования, что также подтверждается выделением коммуникативной компетенции не только в качестве предметной, но и ключевой.

Специфика и в связи с этим трудность развития коммуникативной компетенции состоит в том, что ее невозможно развивать, разбив на отдельные речевые умения, поскольку в этом процессе совершенствуется весь комплекс коммуникативных умений и способностей. Освоение и развитие компетенции любого рода возможно лишь при условии вовлечения субъекта в процесс реализации осмысленной деятельности, предполагающей постановку целей, определение результатов, поиск способов решения проблемы. Причем, если речь идет о коммуникативной компетентности, отмечает И.А. Зимняя, «нужно иметь в виду, что коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею» [1, с. 61]. Следовательно, наиболее эффективными с точки зрения развития коммуникативных умений учащихся являются деятельност-ные формы организации учебного занятия, такие как, например, учебная дискуссия, стимулирующая инициативность учащихся, развивающая рефлексивное мышление, актуализирующая большой пласт речевых способов взаимодействия.

Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не подвергается сомнению. Интел-

лектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных процессов (т.е. происходит во взаимоотношениях, в диалоге между людьми), а коммуникативные умения органично совершенствуются в качестве составляющей образовательного процесса.

Дискуссия рассматривается нами как целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в рамках какой-либо проблемы и используется как форма организации образовательной деятельности на уроках русского языка в старшей школе, направленная на развитие коммуникативной компетенции учащихся, в первую очередь, в сфере диалогового взаимодействия и подготовку к итоговому сочинению по русскому языку в 11 классе. В этом качестве учебная дискуссия, имеет ряд особенностей:

• двоякая цель (с одной стороны, предоставление поля для обмена мнениями в отношении какой-либо проблемы и расширения своих представлений о разнообразии существующих позиций, с другой стороны - создание условий для культурного освоения речевых умений диалогового взаимодействия);

• заранее закрепленная за каждым участником дискуссии коммуникативная роль (ведущего, протоколиста, наблюдателя, непосредственного участника диалогового взаимодействия);

• готовность предъявлять свою речевую деятельность в ходе дискуссии или в процессе рефлексии в качестве объекта оценки согласно заранее известным критериям.

В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа. На подготовительном этапе происходит выбор тематического направления дискуссии (в нашей ситуации он определяется тематикой текстов ЕГЭ по русскому языку, вызывающих у учащихся затруднения в отношении интерпретации и подбора аргументов для доказательства собственной

позиции в задании с развернутым ответом), распределение коммуникативных ролей, знакомство с описанием коммуникативной роли каждого участвующего в дискуссии и критериями оценки этого участия.

Так, коммуникативные роли ведущего дискуссии и непосредственного участника диалогового взаимодействия описаны нами в представленных ниже таблицах (табл. 1, 2).

Таблица 1

коммуникативная роль ведущего учебной дискуссии

Цель коммуникативной деятельности Создавать и поддерживать дискуссионную атмосферу. Организовать возможность участникам дискуссии предъявлять свои точки зрения по теме дискуссии, корректно выражать согласие или несогласие с высказанными позициями прочих участников. Обеспечивать регламент дискуссии и достижение ее цели

Формы высказываний Вступительное слово Реплика Заключительное слово Вопрос (риторический, на понимание, на уточнение, контактоустанавливающий...)

Приёмы Энергетический заряд Создание доверительной атмосферы Обнаружение стратегии и тактики Опровержение ожидания слушающих

Таблица 2 коммуникативная роль непосредственного участника диалогового взаимодействия

Цель коммуникативной деятельности Доказательно представить свою позицию по отношению к заявленной теме дискуссии. Аргументированно опровергнуть противоположные или отличающиеся позиции Привлечь как можно больше сторонников в отношении своей позиции среди участников дискуссии и слушателей.

Формы высказываний Представление своей позиции Вопрос Реплика

Приёмы Сведение к абсурду Атака вопросами Прием «бумеранг».

Основной этап начинается с вступительного слова ведущего и продолжается в соответствии с оговоренным на подготовительном этапе планом. В дискуссии не принимают активного (видимого) участия протоколисты (фиксирующие позиции) и наблюдатели (оценивающие). Оценивающие отслеживают

деятельность ведущих и непосредственных участников диалогового взаимодействия и оценивают их согласно разработанным критериям. Критерии оценки качества выполнения коммуникативной роли участника дискуссии указаны в представленной ниже таблице (табл. 3).

Таблица 3

Критерии оценки качества выполнения коммуникативной роли

участника дискуссии

Максимальные баллы 2 балла 3 балла 3 балла 2 балла

Ф.И. Участника Понимание темы Приведение аргументов (выстраивание аргументативного текста) Культура ведения дискуссии Соблюдение речевых норм

Для «прозрачности» процедуры оценки нами прописано содержание критериев каждой коммуникативной роли участника дискуссии. Продемонстрируем это на примере содержания критериев оценки коммуникативной роли непосредственного участника диалогового взаимодействия.

1. Понимание темы:

• участник дискуссии демонстрирует глубокое понимание темы дискуссии, что проявляется в ее многоаспектном анализе (научном, социальном, историческом...), осознании ее личностной значимости -2 балла;

• участник дискуссии демонстрирует поверхностное понимание темы дискуссии, анализирует ее только с одной из сторон, не демонстрирует осознания ее личностной значимости - 1 балл;

• участник дискуссии не демонстрирует понимание темы дискуссии, не может проанализировать ее, не демонстрирует осознания ее личностной значимости - 0 баллов.

2. Приведение аргументов (выстраивание аргументативного текста):

• участник дискуссии грамотно выстраивает аргументативный текст (заявленный им тезис подтверждается системой аргументов), в своей речи он использует несколько видов аргументов, логика автора понятна участникам дискуссии - 3 балла;

• участник дискуссии грамотно выстраивает аргументативный текст (заявленный им тезис подтверждается системой аргументов), в своей речи он либо использует однотипные

аргументы, либо недостаточно разворачивает аргументы разных типов, логика автора понятна участникам дискуссии - 2 балла;

• в выстраивании участником дискуссии аргументативного текста присутствуют некоторые недочёты (связь тезиса и аргументов неочевидна, что затрудняет понимание логики автора другими участникам дискуссии), в доказательство тезиса автор либо приводит один аргумент, либо аргументы одного типа, либо не разворачивает аргументы в процессе высказывания - 1 балл;

• участник дискуссии неграмотно выстраивает аргументативный текст (связь тезиса и аргументов неочевидна, понимание логики автора другими участникам дискуссии затруднено), в своей речи он либо не приводит аргументов в доказательство своей позиции, либо перечисляет их, не разворачивая - 0 баллов.

3. Культура ведения дискуссии:

• участник дискуссии справляется с выполнением своей коммуникативной роли: представляет свою позицию по отношению к теме дискуссии, предъявляя ее в речевых жанрах, определенных его коммуникативной ролью, использует только допустимые приемы ведения дискуссии, соблюдает регламент, демонстрирует уважительное отношение к участникам дискуссии и их позиции - 3 балла;

• участник дискуссии в основном справляется с выполнением своей коммуникативной роли: представляет свою позицию по отношению к теме дискуссии, предъявляя

ее в речевых жанрах, определенных его коммуникативной ролью, использует не только допустимые приемы ведения дискуссии, не всегда соблюдает регламент, демонстрирует уважительное отношение к участникам дискуссии и их позиции -2 балла;

• участник дискуссии частично справляется с выполнением своей коммуникативной роли: представляет свою позицию по отношению к теме дискуссии, предъявляя ее в речевых жанрах, определенных его коммуникативной ролью, использует не только допустимые приемы ведения дискуссии, не соблюдает регламент, не всегда демонстрирует уважительное отношение к участникам дискуссии и их позиции - 1 балл;

• участник дискуссии не справляется с выполнением своей коммуникативной роли: либо не находит возможности представить свою позицию по отношению к теме дискуссии, либо представляет ее в речевых жанрах, не относящихся к его коммуникативной роли, либо использует недопустимые приемы ведения дискуссии, не соблюдает регламент, демонстрирует неуважительное отношение к участникам дискуссии и их позиции -

0 баллов.

4. речевые нормы:

• участник дискуссии строит свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка, гармонично сочетая элементы научного и разговорного стиля речи, активно используя речевые конструкции согласия, несогласия, дополнения, сомнения и т.д., речевых ошибок нет - 2 балла;

• участник дискуссии в основном строит свою речь в соответствии с нормами русского литературного языка, недостаточно активно используя или не используя совсем речевые конструкции согласия, несогласия, дополнения, сомнения и т.д., количество речевых ошибок незначительно, грубое нарушение норм литературного языка отсутствует -

1 балл;

• участник дискуссии испытывает существенные затруднения в построении речи в соответствии с нормами русского литературного языка, в его высказываниях присутствуют значительные отклонения от речевых норм - 0 баллов.

Заключительный этап учебной дискуссии предполагает подведение итогов. Причем объектом анализа становится не только деятельность ведущих и непосредственных участников дискуссии, но и наблюдателей и протоколистов. После окончания дискуссии наблюдатели (или оценивающие) должны представить свою позицию относительно успешности реализации ведущими и участниками дискуссии своих коммуникативных ролей в виде связного монологического аргументативного текста с опорой на разработанные критерии. Задача протоколистов, фиксирующих позиции участников дискуссии - обобщить предложенные в течение дискуссии аргументы в виде сводной таблицы, разделив их на аргументы, взятые их художественной, публицистической или научной литературы, и аргументы, опирающиеся на знания и жизненный опыт. Впоследствии составленная таблица также становится объектом оценки и после соответствующей доработки предоставляется в распоряжение всех участников дискуссии в качестве коллективно созданного продукта, оптимизирующего процесс подготовки к написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку в рамках определенного тематического направления.

Таким образом, можно утверждать, что учебная дискуссия как форма организации образовательной деятельности предоставляет большие возможности для развития коммуникативных умений учащихся. Описание деятельности учащихся через коммуникативные роли участников дискуссии (указание цели, форм высказывания, приемов, речевых средств, помогающих реализовать определенную коммуникативную роль), разработка содержания критериев оценки

качества реализации выбранной коммуникативной задачи, предоставление условий для приобретения и отработки навыков речевого взаимодействия через освоение различных коммуникативных ролей позволяет не только сделать процесс развития коммуникативной

список ЛИТЕРАТУРЫ

компетенции учащихся целенаправленным и планомерным,но и помочь в осмыслении и речевом оформлении содержания письменного монологического высказывания на выпускном экзамене по русскому языку в 11 классе.

1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tutdvoek.net/kontrolnye/pedagogika/kontseptsiya-modernizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya-do-2010-goda.html (дата обращения: 26.08.2016).

3. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.А. Быстрова и др.; под ред. Е.А. Быстровой. М.: Дрофа, 2004.

4. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://federalbook.ru/files/FS/Soderjanie/FS-17/VIII/Kalina. pdf (дата обращения: 26.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.