Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к русскому языку в старших классах в процессе дискуссии'

Формирование ценностного отношения к русскому языку в старших классах в процессе дискуссии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
158
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / УЧЕБНЫЕ ДИСКУССИИ / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / ДИАЛОГОВАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / RUSSIAN LANGUAGE / TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOLS / METHODS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE / ACADEMIC DISCUSSION / FORMS OF LEARNING / COMMUNICATIVE ROLE / SPEECH ACTIVITY / MONOLOGIC STATEMENT DIALOGICAL STATEMENT / VERBAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чудинов Алла Робертовна

В статье рассматривается место учебной дискуссии в обеспечении аксиологической направленности в обучении русскому языку. Определены особенности учебной дискуссии как формы организации образовательной деятельности учащихся, раскрыто содержание этой деятельности через описание коммуникативных ролей участников дискуссии, а также те возможности, которые предоставляет использование такой деятельностной формы организации учебного занятия в старших классах для воспитания ценностного отношения учащихся к языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Чудинов Алла Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE-ORIENTED ATTITUDE TOWARD RUSSIAN LANGUAGE AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS BY THE MEANS OF DISCUSSION

The article examines the role of academic discussion in creating an axiological direction in teaching Russian language. The features of academic discussion as a form of educational students’ activity are defined; the content of this activity is described through communicational roles of participants as well as the possibilities which such activity presents as a form of a lesson for high school student for forming of value-oriented attitude toward Russian language.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к русскому языку в старших классах в процессе дискуссии»

© Чудинова А. Р., 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

21

УДК 372.881.161.1

ББК Ч426.819=411.2-26 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

А. Р. Чудинова

Пермь, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ В ПРОЦЕССЕ ДИСКУССИИ

Аннотация. В статье рассматривается место учебной дискуссии в обеспечении аксиологической направленности в обучении русскому языку. Определены особенности учебной дискуссии как формы организации образовательной деятельности учащихся, раскрыто содержание этой деятельности через описание коммуникативных ролей участников дискуссии, а также те возможности, которые предоставляет использование такой деятельностной формы организации учебного занятия в старших классах для воспитания ценностного отношения учащихся к языку.

Ключевые слова: русский язык; методика русского языка в школе; методика преподавания русского языка;, учебные дискуссии; формы обучения; коммуникативная роль; речевая деятельность; монологическая речь; диалоговая речь; речевое общение.

A. R. Chudinova

Perm, Russia

FORMATION OF VALUE-ORIENTED ATTITUDE TOWARD RUSSIAN LANGUAGE AMONG HIGH SCHOOL STUDENTS BY THE MEANS OF DISCUSSION

Abstract. The article examines the role of academic discussion in creating an axiological direction in teaching Russian language. The features of academic discussion as a form of educational students' activity are defined; the content of this activity is described through communicational roles of participants as well as the possibilities which such activity presents as a form of a lesson for high school student for forming of value-oriented attitude toward Russian language.

Keywords: Russian language; teaching Russian language at schools; methods of teaching Russian language; academic discussion; forms of learning; communicative role; speech activity; monologic statement, dialogical statement; verbal communication.

Последние десятилетия развития российского образования сопряжены с определением приоритетных направлений его развития, поиском технологий для решения стратегических задач образования, описанием основных результатов образовательной деятельности и пр. Перечисляя наиболее прогрессивные тенденции современного российского образования, А. Д. Дейкина в числе прочих называет тенденцию «подчёркивать роль и место русского языка в общемировой культуре и в культуре русского народа, его аксиологический (ценностный) статус в централизованной системе образования» [Дейкина 2007: 9]. Важно, что в конце концов поиск ответов на вопросы «чему учить?» и «как учить?» не отодвинул на задний план осознание ценности языка, необходимость формирования у учащихся отношения к нему как к национальному достоянию. Аксиологическая составляющая преподавания русского языка представлена в современных учебниках в основном в виде высказываний о богатстве русского языка, его выразительности, предназначенных для ознакомления и содержательного анализа. Однако осмысление ценности языка, как и любой другой ценности, «проявляется в процессе взаимодействия личности с социумом», «преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности» [Аль-Янаи 2011: 123]. В связи с этим весьма эффективными в обеспечении аксиологической направленности в обучении русскому языку нам видятся деятельностные формы организации учебного занятия, предполагающие восприятие, создание и

предъявление учащимися авторского монологического (возможно, диалогизированного) высказывания, позволяющие детям увидеть, осознать мощный потенциал изучаемого ими языка, а также попытаться использовать его в собственной речевой деятельности. Одной из таких деятельностных форм является учебная дискуссия.

Дискуссия рассматривается нами как целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в рамках какой-либо проблемы и используется как форма организации образовательной деятельности на уроках русского языка в старшей школе. В этом качестве учебная дискуссия, имеет ряд особенностей:

1) двоякая цель (с одной стороны, предоставление поля для обмена мнениями в отношении какой-либо проблемы и расширение своих представлений о разнообразии существующих позиций, с другой стороны, создание условий для культурного освоения речевых умений диалогового взаимодействия);

2) заранее закрепленная за каждым участником дискуссии коммуникативная роль (ведущего, протоколиста (фиксирующего позиции), наблюдателя (оценивающего), непосредственного участника диалогового взаимодействия);

3) готовность предъявлять свою речевую деятельность в ходе дискуссии или в процессе рефлексии в качестве объекта оценки согласно заранее известным критериям.

22

Рассмотрим в качестве примера неоднократно проводимую нами в 10-11 классах дискуссию на тему «"Язык изменчив, как изменчива сама жизнь" (С. Я. Маршак): проблемы развития и современного состояния русского языка». Выбор тематики дискуссии связан с решением двух образовательных задач. Одна из них, наиболее общая, — помочь учащимся посмотреть на язык как на динамическое явление, развивающееся в тесной связи с жизнью, подобно зеркалу, отражающее процессы, происходящие в обществе, но одновременно хранящее традиции национальной культуры. Вторая задача, прагматическая, продиктованная тематикой текстов ЕГЭ по русскому языку, — подготовить выпускников к смысловому анализу, интерпретации текстов о языке, подборе аргументов для доказательства собственной позиции в задании с развернутым ответом.

В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа. На подготовительном этапе происходит выбор тематического направления дискуссии, распределение коммуникативных ролей, знакомство с описанием коммуникативной роли каждого участвующего в дискуссии и критериями оценки этого участия. Ведущие дискуссии на этапе подготовки разбивают дискуссию на смысловые части, выделив несколько аспектов поднимаемой проблемы, например, влияние общественного развития на состояние языка, лексическое и грамматическое богатство русского языка и пр.; продумывают вступительное слово, предполагающее мотивацию участников дискуссии к обсуждению, делают заготовку для заключительного слова, подводящего итог дискуссии, прописывают регламент дискуссии. Основной этап начинается с вступительного слова ведущего и продолжается в соответствии с оговоренным на подготовительном этапе планом. В дискуссии не принимают активного (видимого) участия протоколисты (фиксирующие позиции) и наблюдатели (оценивающие). Оценивающие отслеживают деятельность ведущих и непосредственных участников диалогового взаимодействия и оценивают их согласно разработанным критериям. Оценка дается ими в виде связного монологического текста после завершения дискуссии. Протоколисты фиксируют суть аргументов, использованных непосредственными участниками дискуссии в ходе обсуждения, систематизируют, разделяя их на аргументы, взятые из читательского опыта и основанные на жизненных наблюдениях, представляют в виде сводной таблицы для дальнейшего использования при подготовке к написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку. Так решается задача, связанная с подготовкой выпускников к написанию сочинения по текстам, поднимающим проблемы развития языка, языковой культуры личности.

Каким образом реализуется аксиологическая направленность в изучении языка в процессе использования дискуссионной формы организации учебного занятия?

Во-первых, участие в дискуссии на предложенную тему ставит учащихся в ситуацию содержательного диалога с поэтами, писателям, философами и общественными деятелями, которые в разное вре-

Филологический класс, 3(45)/2016

мя обращались к проблеме национальной специфики русского языка, взаимосвязи языка и истории народа и пр. Используя в качестве аргументов, подтверждающих собственную позицию, стихотворения А. С. Пушкина, В. Я. Брюсова, А. А. Ахматовой, отрывки из книг К. И. Чуковского «Живой как жизнь», М. А. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва», М. Д. Аксёновой «Знаем ли мы русский язык?» и Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном», статьи А. Г. Кнышева «О великий и могучий русский язык!», А. Б. Лагуновой «Властитель дум, Властитель душ, живи, язык моей Отчизны!» и пр., участники дискуссии знакомят друг друга с различными точками зрения на поднятую в ходе дискуссии проблему, осознают ее значимость для носителя языка, представителя национальной культуры.

Во-вторых, ситуация дискуссии актуализирует обращение к прецедентным текстам, являющимся выразителями ментальности и национальной культуры русского народа. Процесс диалогового взаимодействия позволяет, с одной стороны, ввести эти тексты в коммуникативный опыт ребенка, с другой стороны, сделать их известными, т.е. узнаваемыми и единообразно понимаемыми, не только им самим, но и его окружением, и, возможно, стимулировать обращение к этим текстам в дальнейшем.

В-третьих, одним из условий учебной дискуссии является готовность предъявлять свою речевую деятельность в качестве объекта оценки. Учащиеся представляют свою позицию в виде монологического диалогизированного высказывания, являющегося откликом на высказывания других участников дискуссии, что оценивается специальной группой учащихся и педагогов согласно заранее известным критериям. Важным является также то, что авторские тексты старшеклассников звучат на фоне высказываний людей, имеющих значительно больший жизненный опыт и уровень речевой культуры: художников слова, ученых, общественных деятелей и педагогов (видеозаписи, цитаты, непосредственное участие в дискуссии). Таким образом, учащиеся имеют возможность сравнить собственный уровень владения языком, который они демонстрируют в процессе решения поставленной коммуникативной задачи, не только с уровнем одноклассников, но и с некоторым образцовым уровнем. Рефлексия собственной речевой культуры, способности речевого самовыражения в социуме приводит к осознанию ценности языка и тех возможностей, которые дает человеку виртуозное владение им.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что «осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета» [Примерные программы... 2009: 6] должны стать неотъемлемой частью ценностных ориентиров личности современного школьника.

ЛИТЕРАТУРА

Аь-Янаи Е. К Аксиологизация обучения русскому языку: проблемы и перспективы // Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 12. — С. 122-129.

© Чудинова А. Р., 2016

Дейкина А. Д.Отражение современных тенденций методической науки в школьных учебниках русского языка // Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15-16 марта 2007 г.). — М.: МПГУ; Ярославль: РЕМДЕР, 2007. — С. 8-12.

Примерные программы основного общего образования. Русский язык. — М.: Просвещение, 2009. — 112 с. -(Стандарты второго поколения).

REFERENCES

Al'-Yanai E. K. Aksiologizatsiya obucheniya russkomu yazyku: problemy i perspektivy // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. — 2011. — № 12. — S. 122-129.

23

Deykina A. D. Otrazhenie sovremennykh tendentsiy metodicheskoy nauki v shkol'nykh uchebnikakh russkogo yazyka // Sovershenstvovanie sovremennykh sredstv obucheniya i razvitiya uchashchikhsya: nauchnye kontseptsii uchebnikov i uchebnykh posobiy russkogo yazyka dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (15-16 marta 2007 g.). — M.: MPGU; Yaroslavl': REMDER, 2007. — S. 8-12.

Primernye programmy osnovnogo obshchego obrazovaniya. Russkiy yazyk. — M.: Prosveshchenie, 2009. — 112 s. - (Standarty vtorogo pokoleniya).

Данные об авторе

Алла Робертовна Чудинова — учитель русского языка и литературы, МАОУ «Гимназия № 33» (Пермь). Адрес: 614000, Россия, г. Пермь, ул. Николая Островского, 68. E-mail: tchudinova.alla@yandex.ru.

About the author

Alla Robertovna Chudinova is a teacher of Russian language and literature of Gymnasium № 33 (Perm).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.