Научная статья на тему 'Значение творческой деятельности в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью'

Значение творческой деятельности в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2296
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / ценностное отношение / творчество / творческая деятельность / the health / a valuable attitude / a creation / a creative activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Любушина О. Н.

В статье рассмотрены понятия «творчество», «творческая деятельность» с позиции идеи здоровья как универсальной человеческой ценности. Выявлен потенциал творчества в формировании у детей и подростков ценностного отношения к здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Любушина О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concepts «creation», «a creative activity» were examined in the article from the position of the idea of the health as a universal human value. A potential of creation was revealed in the formation of a valuable attitude to the health at the children and the teenagers.

Текст научной работы на тему «Значение творческой деятельности в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 12 (16)2009

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 12 (16) 2009

УДК 371

ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

© О. н. ЛЮБУШИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, аспирантура, кафедра педагогики e-mail: lubushina_on@bk.ru

Любушина О. Н. - Значение творческой деятельности в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 12 (16). С. 201-204. - В статье рассмотрены понятия «творчество», «творческая деятельность» с позиции идеи здоровья как универсальной человеческой ценности. Выявлен потенциал творчества в формировании у детей и подростков ценностного отношения к здоровью. Ключевые слова: здоровье, ценностное отношение, творчество, творческая деятельность.

Lubushina O. N. - The meaning of creative activity at forming a valuable attitude to the health at the schoolboys // Izv. Penz. gos. Pedagog. Univ. im.i V. G. Belinskogo. 2009. № 12 (16). P. 201-204. - The concepts «creation», «a creative activity» were examined in the article from the position of the idea of the health as a universal human value. A potential of creation was revealed in the formation of a valuable attitude to the health at the children and the teenagers. Keywords: the health, a valuable attitude, a creation, a creative activity.

С точки зрения многих наук здоровье рассматривается как универсальная человеческая ценность и соотносится с основными ориентациями личности.

Здоровье - это комплексное и вместе с тем целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Здоровье индивида позволяет полностью реализовать творческий потенциал и быть свободным в любой деятельности [7].

В настоящее время активно утверждается личная ответственность человека за его действия, эмоции и отношения. Здоровье приобретает двойственную ценность: инструментальную - в тактическом, деятельностном жизненном плане, и терминальную -в стратегическом, ценностно-смысловом.

Особый интерес вызывает проблема, связанная с влиянием творчества на здоровье людей, «качество жизни», достижение высоких жизненных целей. Творческая деятельность сама по своей природе обладает здоровьеформирующим потенциалом.

Понимание «творчество» рассматривалось в различных исторических эпохах, но и на современном уровне развития научного знания некоторые составляющие творческого процесса с трудом поддаются изучению.

Следует отметить, что само понятие «творчество» является неоднозначным. Творчество можно

рассматривать в двух аспектах: как деятельность по созданию нового, оригинального продукта высокой общественной ценности и как форму психической активности. Одни авторы подчёркивают социальное значение творчества, другие уделяют внимание, прежде всего, психологической природе творчества.

Психология творчества исследует процесс, «механизм» протекания акта творчества как субъективного акта индивида. В словаре «Психология» под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского даётся следующее определение: «Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный» [9].

Н. В. Рождественская, А. В. Толшин утверждают, что творчество выступает как сложная интегрированная модель включения личности в эмоционально-чувственное творческое действие, направлено на преодоление ригидных неадекватных реакций и социально-психологических культурных стереотипов, на раскрытие личности и её творческого потенциала [10].

Творчество человека - не только создание творческого результата, но и построение субъективного творческого мира со своим пространством и временем, который становится составной частью жизненного мира личности [1].

я. А. Пономарёв считает, что творческая деятельность ведёт человека к развитию. Творчество, по его мнению, выступает как система. В результате взаимодействия компонентов этой системы, происходит процесс создания нового продукта. “Творчество играет важную роль в становлении человека, являясь средством его развития, самореализации, раскрытия его способностей и задатков. Будучи по природе свободной универсальной деятельностью, реализующей сущностные силы человека, оно содержит в себе возможность для развития человека”[8].

Исследователями феномена творчества установлено, что творческие люди лучше концентрируют свою энергию и силы для решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению большинства психологов, творчество является одним из средств преодоления негативных проявлений, возникающих в связи с конфликтами и стрессами [3].

Каким же образом можно найти связующее звено между творчеством и здоровьем? Для решения данного вопроса рассмотрим механизм влияния творческой деятельности на организм человека.

Исследователи В. Райх и А. Лоуэн утверждают, что существует связь между психическим и физическим уровнями экспрессивных систем человека, а эффективное функционирование тела зависит от правильности работы всей энергетической системы человека. Творчество - это состояние организма, связанное с положительными эмоциями. Оно характеризуется комфортностью сначала на чисто эмоциональном уровне, а затем и на физиологическом, клеточном [5]. Переживания и эмоции являются источником энергии, которая может быть направлена, высвобождена и преобразована посредством экспрессии и экспрессивных искусств: движения, художественных ремесел, вокала, музыки, медитации, воображения и др. Эмоции, как положительные, так и отрицательные, - это своеобразные энергетические волны, которые генерируются гормональной системой и как бы пронизывают организм. Энергия этих волн по нервным путям передаётся клеткам и заставляет их работать в том или ином режиме.

М. лазарев ставит знак равенства между творчеством и здоровьем и считает, что человек в состоянии творческого подъёма чувствует себя совершенно здоровым. «Природа задаёт организму каждого человека определённый индивидуальный режим, которому соответствует конкретная творческая деятельность. Если человек попадает в этот режим, то он ощущает себя творцом и максимально реализуется как личность. Это, в свою очередь, помогает ему сохранить собственное здоровье» [4].

А. И. Субетто утверждает, что творческая деятельность повышает биологическую сопротивляемость организма воздействиям внешней среды, а отказ от неё - наоборот, понижает: «механизм обеспечения творческого долгожительства одновременно является частью механизма обеспечения физического долгожительства. Жизнь интеллекта по закону креативно-стереотипной волны позволяет человеку преодолеть син-

дром конечной жизни и реализовать наследственную программу своей жизни» [13].

В педагогике всесторонне рассматривается понятие «ценность». Проанализировав высказывания различных учёных (В. А. Сластёнина, Е. Н. Шиянова,

Н. К. Щепкиной, Б. Г. Кузнецова и др.), можно выделить суть этого понятия - это определение явлений и объектов, сформировавшееся в результате обобщения исторического опыта, выявляющее положительные значения для субъекта и общества, выполняющие роль эталонов и ориентиров в его повседневной деятельности.

В педагогической литературе категории «ценностное отношение», «ценностная установка», «ценностные ориентации» часто трактуются как синонимы. Отечественная и зарубежная философия и психология рассматривают отношение как основание поведения. Педагогическая аксиология основанием ценностного поведения считает ценностное сознание и ценностное отношение личности.

В. А. Сластёнин считает одной из главных проблем педагогики задачу инициирования в растущем человеке понимания необходимости выработки устойчивых ориентаций и форм поведения для его конструктивной, то есть успешной и одновременно гармоничной, жизнедеятельности. При понимании и реальном ощущении преимуществ здорового образа жизни у подростка может произойти внутреннее принятие и активизация стремлений к их освоению. Деятельность личности, как считают разработчики проблем педагогической аксиологии, является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукт развития, что, в свою очередь, позволяет «обратить» педагогические задачи в «личностный смысл» деятельности личности. Причём, чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и отечественной культурой, тем успешнее развивается и социализируется личность, становясь субъектом собственного жизнетворчества.

Таким образом, ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него ценностных: сознания, отношения и установок. Ценностные ориентации в целом отражают направленность личности на определённые ценности в деятельности и поведении, а в каждой конкретной ситуации личность руководствуется ценностными сознанием и отношением [12].

Поскольку ценность есть вид информации, выражающей субъективность, предпочтение, представление о совершенном бытии, способной к управлению жизнью самой личности и даже окружающей реальности, она имеет выраженный экзистенциальный характер. В свою очередь эмоциональное и экзистенциальное переживание оказывают влияние на психические, нервные и соматические процессы (здоровье) личности [1]. «Следует ожидать, что организм, пришедший в состояние творческого поиска как функциональной нормы, являясь целостной системой, сам начнёт гар-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

монизировать «психосоматику», избавляясь от патологии или компенсируя её» [13]. Смысл и значение понимания ценности здоровья имеют своим следствием программирование психических явлений и телесных процессов. Внутренняя духовно-психическая творческая энергия личности, обусловленная сильным переживанием, наделяет состояние ощущения полной душевной и физической гармонии особой значимостью и смыслом, то есть ценностью, что способствует их активизации и приращению. Поскольку ценность обладает высокой степенью значимости (смысложизненной и практической), направляет деятельность всех сфер психики и деятельности, осознание ребёнком здоровья как ценности приводит к «перепрограммированию» его внутреннего и внешнего бытия, формирует ценностное поведение, особый образ жизни.

Таким образом, ребёнку, находясь на этапе жизненного становления, важно определить свои базовые ценности, выяснить, что является для него самым значимым. Сознательный выбор целей и ценностей определяет жизненный путь ребёнка, влияет на социальный статус и социальную роль, самоопределение в социуме.

Рассмотрим значение творческой деятельности в формировании ценностного отношения детей и подростков к здоровью. В связи с этим охарактеризуем природу детского творчества.

У каждого ребенка существует стремление к творческой деятельности - то самое, которое приводит его, как правило, на творческий путь, заставляет его искать применение своим дарованиям. Возникновение у детей потребности в творческой самореализации, формирование мотива деятельности, появление активности способствуют формированию у ребёнка значимой цели. Восприятие искусства не требует “пересилива-ния себя”, несёт положительную эмоциональную окраску и позволяет поставить перед ребёнком значимую для него цель. Если потребности определяют психологическую активность личности, то осознаваемые цели направляют её в определённое русло.

Постановка ребёнком цели предполагает формирование самостоятельности, дисциплинированности, что позволяет творческой личности ориентироваться на свои собственные цели и следовать своим путём, преодолевая трудности и неудачи. Ставя перед собой конкретную цель, ребёнок выбирает её из многих и таким образом отказывается от большинства остальных. являясь непосредственным мотивом, цель направляет и регулирует действия, снижает значимость различных препятствий на пути её достижения. «Высокая цель, как недоступная сияющая вершина, которая стоит перед глазами и неотступно манит, наполняет жизнь человека смыслом, задевает глубокие душевные струны, вызывает к жизни скрытые силы и возможности. Стремление к самой возвышенной из доступных человеку целей помогает ему преодолеть себя и выйти на новый уровень развития» [3].

Известно, что значимость цели деятельности оказывает прямое воздействие на энергетический потенциал личности, на её физическое и психическое

здоровье, так как обладает мощным стимулирующим воздействием, мобилизует резервные силы организма и направляет их на её достижение, при этом силы и энергия человека многократно увеличиваются. В зависимости от важности цели изменяется её стимулирующее влияние на организм и психику человека. Именно значительная, а не любая цель делает устойчивым и психическое, и физическое здоровье человека. Цель организует деятельность, а цель значительная создаёт повышенный эмоциональный фон и способствует высокой работоспособности, повышению сопротивляемости организма, оказывает влияние на выбор жизненно важных ценностей, что в свою очередь формирует образ жизни, способствующий достижению поставленных целей, стремление к самореализации.

Ребёнок, вовлечённый в процесс творчества, достигая определённой цели своей деятельности, испытывает творческий подъём, тем самым получает позитивные эмоции, ощущает физический, психологический и душевный комфорт. В результате у детей и подростков формируется чувство удовлетворённости, раскрепощённости, происходит высвобождение энергии, что приводит к возникновению ощущения гармонии и полного здоровья.

Данное состояние можно назвать состоянием целостности, так как оно связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации личности, вовлечённой в творческий процесс. Сохраняя это состояние в памяти, в том числе и эмоциональной, ребёнок будет стремиться к нему и в обычной жизни. При этом первичные базовые потребности в стремлении получить чувство гармонии (внутреннее побуждение, вызывающее активность организма) перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения: действия детей по истечении времени становятся самомотиви-рованными. Причём, согласно теории Д. Н. узнадзе, прочность такой установки зависит от частоты её возникновения [14].

В связи с этим важное значение приобретает педагогически организованная творческая деятельность детей и подростков. Педагог, вовлекающий ребёнка в творческую деятельность, тем самым пробуждает творческий потенциал личности ребёнка. В свою очередь творческая деятельность оказывает стимулирующее воздействие, побуждая детей и подростков к активности и мобилизации потенциальных резервов организма, что приводит к изменению сознания ребёнка, его мировоззрения, глубины восприятия действительности, к переоценке жизненных ценностей.

Существование при наличии значимой цели или ценности оказывается самоопределением и дополнением себя до должного, совершенного качества. Значимая для ребёнка ценность здоровья, связанная с возможностью самореализации или усовершенствованием, преобразует как сам субъект, так и окружающее пространство. Внимание к себе, осознание возможностей, ресурсов организма, приведёт к пониманию взаимосвязи между реализацией творческого потенциала,

достижения цели и состояния собственного здоровья и здоровья окружающих.

Полученный ребёнком опыт творчества, переживания, ощущение гармонии и целостности, осознание позитивного влияния творчества помогают ребёнку выстроить систему ценностей, осознать приоритет здоровья как ценности, сформировать активную позицию детей по отношению к собственному здоровью. В итоге для детей и подростков, вовлечённых в творческую деятельность, творчество и здоровый образ жизни становятся нормой жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баева Л. В. Экзистенциальная аксиология // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2006. № 2. С. 1-10.

2. Баль Л. В. Педагогу о здоровом образе жизни детей. М.: Просвещение, 2005. 192 с.

3. Иванюк Т. И. Творчество и личность. М.: ТОР, 2006. 320 с.

4. Лазарев М. Л. Соло для царевны-лягушки // Путь к себе. 1993. № 8/9. С. 15-23.

5. Лоуэн А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). СПб.: Питер, 2000. 272 с.

6. Мансурова С. Е. Социокультурные аспекты проблемы здоровья // Биология в школе. 2002. № 2. С. 5-11.

7. Петрушин В. И., Петрушина Н. В. Валеология. М.: Гардарики, 2002. 431 с.

8. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304 с.

9. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. С. 393.

10. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб.: Речь, 2006. 320 с.

11. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Академия, 1995. 170 с.

12. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.

13. Субетто А. И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии). М.: Логос, 1992. 204 с.

14. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.