Научная статья на тему 'Значение традиционно-духовных ценностей в современном китайском обществе'

Значение традиционно-духовных ценностей в современном китайском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
925
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / СООТНОШЕНИЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ / ВЛИЯНИЕ ИНОРОДНЫХ КУЛЬТУР / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / TRANSFORMATION OF SPIRITUAL VALUES / RELATION OF THE TRADITION AND THE NOVATION / THE INFLUENCE OF FOREIGN CULTURES / NATIONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Доржиева Мария Лхамажаповна

Статья посвящена проблеме изучения системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе и выявлению специфики ее трансформации. Предназначена для широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF TRADITIONAL AND SPIRITUAL VALUES IN THE MODERN CHINESE SOCIETY

The article is devoted both to the problem of study of the system of spiritual values in the sphere of moral and ethical ideas in the modern Chinese society and revealing the specific character of its transformation. The article is addressed to the wide range of readers.

Текст научной работы на тему «Значение традиционно-духовных ценностей в современном китайском обществе»

ББК Ю3(5кит)6

ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННО-ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ

КИТАЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

М.Л.Доржиева1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Статья посвящена проблеме изучения системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе и выявлению специфики ее трансформации. Предназначена для широкого круга читателей.

Ключевые слова: трансформация духовных ценностей, соотношение традиции и новации, влияние инородных культур, национальные особенности.

THE SIGNIFICANCE OF TRADITIONAL AND SPIRITUAL VALUES IN THE MODERN CHINESE SOCIETY M.L. Dorzhieva

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The article is devoted both to the problem of study of the system of spiritual values in the sphere of moral and ethical ideas in the modern Chinese society and revealing the specific character of its transformation. The article is addressed to the wide range of readers.

Key words: transformation of spiritual values, relation of the tradition and the novation, the influence of foreign cultures, national features.

Современное китайское общество характеризуется созданием новых форм общественного устройства и государственного регулирования. Это связано, прежде всего, с происходящими реформами в КНР и политикой открытости, что обусловило изменения в образе жизни и системе духовных представлений и ценностей.

Одним из важнейших факторов, стимулирующих к трансформации духовных ценностей, стал результат политики открытости - взаимоотношения с развитыми индустриальными странами. В первую очередь это повлияло на взгляды и стремления молодежи, которая наиболее восприимчива к переменам и новым веяниям в социально-политической и социально-экономической жизни страны. Модернизационные процессы в обществе стимулируют создание определенной системы ценностей, которые будут соответствовать современным условиям существования и развития общественных и государственных отношений. Вследствие этого вопросы соотношения традиции и новации приобретают наибольшую актуальность в современном китайском социуме. Здесь представляется важным тот факт, что духовная традиция Китая глубоко укоренена в сознании многих китайцев, так как значительное историческое время Китай не поддерживал взаимоотношения с другими странами и старался дистанцироваться от влияния инородных культур. Поэтому китайцы достаточно осторожно принимают нововведения во всех сферах жизнедеятельности. Это качество, можно сказать, стало их национальной особенностью. Следовательно, перемены в духовной сфере будут сопровождаться недоверием, нежеланием что-либо менять в своих представлениях, особенно такая реакция будет распространена среди

граждан старшей возрастной категории. Однако складывающиеся обстоятельства в стране вынуждают общество искать приемлемые способы соотношения традиций и новаций.

Современный Китай находится на этапе переходного периода в определении и формировании нового курса управления государством. Провозглашенное правительством КНР создание сильного государства на основе строительства социалистического общества с «китайской спецификой» поддерживается основной массой китайского народа, что определяет направление и стратегию формирования идеологии государственной политики в вопросе духовного преобразования. Ориентация на создание общества малого благоденствия «сяо кан» стимулирует у людей стремление к выработке качеств характера, необходимых для достижения поставленных задач и целей.

Изменение общественных отношений и форм государственного управления естественным образом ведет к переменам в духовной жизни людей, в их мировосприятии и мироощущении.

Изменения духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в Китае связано с происходящими в данной стране социально-экономическими и политическими процессами. То есть изменение форм хозяйствования стало важной причиной трансформаций в духовных представлениях людей. Процессы модернизации в Китае происходят достаточно быстрыми темпами, что влечет за собой определенные сложности в сферах социального и медицинского обслуживания, социальных гарантий и прав человека и т.д., что напрямую влияет на духовное преобразование индивидов.

Важным фактором, обусловившим трансформа-

1Доржиева Мария Лхамажаповна, кандидат философских наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, тел.: 4055-20, 89246046301.

Dorzhieva Maria Lhamazhapovna, a candidate of philosophical sciences, an associate professor of the Chair of Disciplines of General Education. Tel. 40-55-20, 89246046301.

цию в духовных представлениях, является многочисленное население в Китае и связанные с этим трудности. Вследствие этого правительство КНР активно проводит программу по сокращению численности населения посредством сокращения рождаемости до одного ребенка в семье. Такая политика государства кардинальным образом меняет внутреннюю структуру семьи и взаимоотношения между ее членами, и как следствие этих процессов, традиционные семейные ценности подвергаются значительным трансформациям, что, в свою очередь, влияет на все общественные отношения в стране.

Семья, в представлении современной китайской молодежи, перестала рассматриваться как единственный социальный институт, к которому следует стремиться, тогда как именно она (семья) по традиционным понятиям является основным источником счастья и смыслом жизни. Современные социально-экономические условия развития способствуют формированию иных целей, направленных на индивидуальное становление независимой личности, ориентированной на личные достижения и применение своих способностей и умений для самореализации в самых разных сферах жизнедеятельности. Эти цели рассматриваются как конечные и основные, но прежде необходимо создать определенные материальные условия. Поэтому, в связи с переходом страны на развитие рыночных отношений, появляются реальные возможности у большинства населения улучшить материальное положение. Однако в процессе накопления и погони за материальными ценностями проявляются тенденции, которые характеризуются неутолимой жаждой к постоянному обогащению, то есть материальное благополучие становится главным источником удовольствия. Таким образом, происходит дисбаланс духовного и материального в пользу второго.

В системе духовных ценностей понятие «выгода» занимает приоритетное положение и в некоторой степени преобладает над «долгом». Следовательно, традиционное соотношение долга и выгоды теряет актуальность в настоящее время. Выгода стала доминирующим показателем и критерием в деятельности современных китайцев. Но надо заметить, что это понятие не было чуждо традиционной китайской культуре, подчеркивающей важность в удовлетворении первичных потребностей. Конфуций говорил, что прежде чем учить народ, надо его накормить, а Мэн-цзы настаивал на важности предоставления людям возможности иметь свое собственное имущество, и эту же мысль впоследствии развивал и Сюнь-цзы. Однако все эти философы всегда ставили долг выше выгоды, так как именно такое соотношение, по их мнению, является гарантом справедливости и порядка в общественных отношениях.

Традиционно в Китае брак и семья являлись опорой общества и считались незыблемыми социальными институтами, которые формировали необходимые качества личности для стабильного развития общества на основе принципа сяо - сыновней почтительности. Почтительность и уважение распространялись из семьи на все социальные отношения. Согласно конфуцианскому учению дети должны проявлять заботу и уважение по отношению к своим родителям, ухажи-

вать за ними в случае болезни и в старости, достойно проводить в последний путь и хранить память о них, совершая ритуалы почтения предкам. В соблюдении принципа сяо заключается большая моральная ответственность как основа взаимоотношений между родителями и детьми. «Молодые люди, находясь дома, должны проявлять почтительность к родителям, выйдя за ворота - быть уважительными к старшим».2

На наш взгляд, эти принципы сыновней почтительности затруднены в исполнении в связи с эгоцентрической направленностью большинства современных людей, а не только из-за типа и способа хозяйствования. Поэтому представляется важным сохранение традиционных форм взаимоотношений в семье, так как соблюдение норм сыновней почтительности является предпосылкой гуманного отношения не только к членам семьи, но и ко всем людям, что служит основой развития других благих качеств человека, таких как сострадание, доброта, справедливость, честность, искренность и т. д.

В современном обществе доминирующим типом семьи является нуклеарный, состоящий из родителей и одного ребенка. В такой семье все внимание уделяется ребенку. Ему создают все условия для благополучного будущего, способствуют получению, в первую очередь, хорошего образования, которое в Китае рассматривается как ступень в достижении успеха в жизни, в получении престижной работы.

Вследствие такого положения в Китае приобретает большую актуальность проблема морали семейных отношений и отношений в общественной системе. Преподаватель Шанхайского педагогического университета Кун Чжихуа, рассматривая проблемы семейного воспитания и семейной морали утверждает, что существует необходимость в разработке семейного «кодекса морали», который бы регулировал семейные вопросы. Он считает, что «сейчас между отцами и детьми существуют два прямо противоположных по своему характеру типа отношений: полное и беспрекословное подчинение родительской воле, унаследованное от феодального общества и более характерное для сельской местности, и пренебрежительное отношение к родителям, сложившееся под влиянием буржуазной идеологии и более распространенное в городе, чем в деревне».3 Таким образом, вопросы морали и этики в семейных отношениях становятся актуальными в свете происходящих изменений в жизни как семьи, которая традиционно в Китае была основой общества, так и в самом обществе.

В связи с вышеперечисленными проблемами китайские политики и ученые в последние годы все активнее обсуждают морально-нравственные и структурные изменения семьи, а также появление такого феномена, как старение населения и пути решения этих проблем. По мнению китайских специалистов, одной из негативных тенденций становится проявление нежелания со стороны взрослых детей заботиться о своих пожилых родителях, а иногда и даже жестокое

3 Переломов Л.С. Конфуций. «Лунь юй». - М.,1998. - С. 300.

3 Кун Чжихуа. Отцы и дети: семейное воспитание в Китае //Зарубежная литература. Китаеведение. - 1999. - №1. - С.

72.

обращение с ними, которое противоречит традиционным формам семейных отношений по принципу сыновней почтительности. Перед государством и обществом остро встают проблемы не только материального обеспечения пожилых граждан, но и гуманного отношения к ним на основе национальных традиций, которые должны культивироваться и поддерживаться в обществе.

«По мнению профессора Яо Юаня, ослабление системы семейного ухода за пожилыми связано с происшедшими структурными изменениями. Традиционная структура системы уважения старших включала три компонента: пожилых членов общества, их детей и общество в целом, между которыми существовали горизонтальная (отец - сын) и вертикальная (семья -общество) связи. В исторических источниках имеются данные, свидетельствующие о жестких наказаниях (ссылка, и даже смертная казнь) некоторых непокорных сыновей. Государство расценивало нарушение семейных порядков как преступление, угрожающее социальным устоям общества. Считалось, что человек, уважающий родителей и старших, никогда не поднимет восстание против властей».4 И как мы видим по современным тенденциям в обществе, мудрецы прошлого были правы относительно семейных отношений и их влияния на социальное развитие межличностных взаимодействий. Девальвация нравственных норм и снижение морально-этических критериев стало реальностью современного общества и государства, что, конечно, не может не вызывать беспокойства. И причины здесь не только в пренебрежительном отношении к духовным традициям, но и в целом уменьшении внимания к проблемам морали и этики, гуманизма и человеколюбия, нравственности и взаимопонимания. Все эти духовные ценности начали приобретать оттенок декларативного провозглашения, но на практике не используются.

При этом нельзя сказать, что молодежь полностью нивелировала семейные ценности и утратила уважение к старшим. Складывающаяся социально-экономическая ситуация в стране вынуждает всех членов общества, в том числе и молодежь, приспосабливаться и адаптироваться в новых условиях жесткой конкуренции и либерализации рыночных отношений. В такой ситуации сложно найти оптимальный и благоприятный способ удовлетворения всех потребностей, в том числе, что очень важно, и духовно-эмоциональных, от которых в большей степени зависит ощущение спокойствия и умиротворения. Ограниченное общение с близкими родственниками многими пожилыми людьми рассматривается как отчуждение или неуважение, поскольку не соответствует их ожиданиям и представлениям о семейных взаимоотношениях. И как замечает ведущий китаевед О. Почагина, социальный институт семьи в Китае, его структура и функции претерпели значительные изменения, а морально-нравственные стандарты далеки от традиционных.

Ярко выраженные изменения в духовных представлениях можно заметить в молодежной среде, которая является наиболее лояльной и открытой для

4 Там же. - С. 67.

принятия всего нового, и та система ценностей, которую она примет, станет в будущем основой социальной культуры КНР. «В настоящее время в Китае проживает более 300 млн молодых людей в возрасте от 14 до 28 лет, группа населения от 0 до 28 лет составляет около 600 млн. человек, т.е. почти половину населения страны».5 При таком численном составе молодежь в КНР реально представляет определенную силу по преобразованию общества и государства. Поэтому очень важно, чтобы молодые люди правильно сделали выбор в направлении совершенствования социальных взаимодействий и взаимоотношений на основе разумного применения традиционной культуры, тем самым способствуя сохранению своей самобытности.

В стремлении противостоять влиянию западной культуры правительство Китая призывает граждан следовать национальным ценностям, ориентированным на осуществление порядка и стабильности в социуме. Однако не все традиционные ценности и поведенческие стереотипы принимаются молодежью и расцениваются ими как соответствующие современным реалиям, так как в связи с трансформациями в социально-экономической сфере происходит переоценка традиций и формирование новых ценностных представлений. Эти процессы естественны по своей природе и не противоречат сущности самого понятия «модернизации», которые и предполагают изменения во всех сферах жизнедеятельности. В такой ситуации главное заключается в правильности оценки обстоятельств, в которых идут модернизационные процессы, и принятии верного решения относительно предупреждения возможных издержек.

В современном китайском обществе наиболее острые дискуссии идут в сфере морально-этических представлений, и это неслучайно, так как именно эта область духовной жизни определяет внутреннюю силу и устойчивость общества от разного рода катаклизмов и кризисов. Модернизация актуализировала проблемы духовного наследования и формирования соответствующей новым условиям развития общества системы морально-нравственных ценностей. Современная китайская молодежь противопоставляет традиционным формам общественного уклада новую, модернизированную систему ценностных представлений, включающую в себя компоненты западной культуры, такие как индивидуализм, личностная самодостаточность, уверенность в своих силах, целеустремленность и т.д. Таким образом, происходит заимствование морально-этических представлений из культур, которые поддерживают развитие свободной личности для эффективного функционирования общества и государства. Под эффективностью мы в данном случае понимаем высокий уровень защиты прав человека и предоставление ему условий для саморазвития в плане интеллектуального и морального совершенствования личности.

Современное китайское общество находится на этапе формирования нового понимания и соотношения между традициями и новациями, от определения которых зависит благополучие государства. К числу

5 Почагина О. Китайская молодежь: отношение к семье и браку // Проблемы Дальнего Востока. - 2003. - №6. - С. 109.

важных традиционных духовных ценностей относят те ценности, которые в первую очередь поддерживают порядок и стабильность в стране. А отсюда главная ориентация национальной идеи на политику патернализма, то есть перенос структурно-функционального уклада семьи на все общественные и государственные отношения.

Традиционное общество в Китае держалось на двух основных моральных принципах: сыновней почтительности (сяо) и лояльности (чжун). При этом первый принцип определял отношение индивида к его семье, а второй - отношения в сферах, находящихся над родственно-семейными связями. Отсюда весьма важная мысль о том, что «одним из основных элементов общества является конкретный человек, почитающий своих родителей и являющийся носителем моральных качеств, приобретенных в результате продолжительного трудового процесса учебы и воспитания. В соответствии с такими представлениями, укрепление, стабилизация и совершенствование всего общества должно происходить начиная с отдельного человека и конкретной семьи».6 Согласно традиционным представлениям о государстве «политическая «лояльность» выступает не в качестве противоположности «сыновней почтительности» с ее склонностью к семейному эгоизму и замкнутости, а наоборот - производной от «сяо».7 В результате указанные принципы находятся в гармоничном сочетании и обеспечивают достижение социальной стабильности и порядка.

Э. Кульпин справедливо отмечает, что главным «объектом-ценностью» в Китае является государство, а «ценностью-вектором» - стабильность, которые рассматриваются как основные или базовые в традиционных обществах. Все остальные ценности направлены на поддержание названных двух главных. К ценностям, являющимся первостепенными в функционировании вышеназванных, Кульпин относит мир, порядок и традиции, находящиеся в положении сбалансированности и взаимообусловленности, поддерживаемые иерархией, ритуалом и знанием конфуцианской морали.8 В этом заключается одна их важнейших особенностей развития духовных ценностей в традиционном китайском обществе. То есть все морально-нравственные представления становятся на службу укрепления государства, что является принципиальным условием выживания и эффективного функционирования социума.

Преобразование системы духовно-ценностных представлений в современном Китае характеризуется стремлением сохранить традиции общества, учитывая объективные условия страны и прежде всего такой фактор, как огромная численность населения. Модер-низационные процессы в КНР с самого начала учитывали нужды человека, были направлены на развитие социальной сферы и духовной культуры. В Китае не произошло обвальной либерализации экономики, по-

6 Кокарев К. А. О влиянии политической культуры на режим

правления в Китае // Китай на пути реформ модернизации. Сборник ИДВ РАН. М.,1996. - С. 33.

8 Там же. - С. 33.

8 Кульпин Э. С. Бифуркация Запад - Восток. - М.,1996. -

200с..

скольку главным методом ее реформирования стало «эволюционное продвижение к рынку через развитие многообразных по формам собственности предприятий, без разрушения существующих государственных структур».9

Изменение ценностных устремлений китайского народа идет в соответствии с «четырьмя основными принципами», то есть в соответствии с социалистическим путем развития, демократической диктатурой закона, руководящей ролью Коммунистической партии Китая, марксизмом - ленинизмом, идеями Мао Цзеду-на и теорией Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой.10 Китайская общественность понимает значение интеграции Китая в мировое сообщество и «принцип открытости». Воля к открытости выражается в стремлении расширить свои культурные горизонты, обмениваясь своими национальными достижениями в разных областях духовной жизни, в создании совместных проектов по решению экологических, глобально-политических и экономических проблем. Однако, несмотря на интенсивные взаимоотношения с разными странами, китайцы сохраняют свою самобытность, развивая и поддерживая чувство принадлежности к великой и самой древней цивилизации, что является условием самоуважения и идентичности абсолютного большинства этнических китайцев. Китайцам присущи: интерес к истории и привязанность к своей исторической родине, которые выливаются в патриотические чувства и уважение к своей культуре.

В определении модели поведения и действий для достижения поставленных целей в Китае начинает преобладать индивидуалистический подход к решению своих задач, что обусловлено желанием личного успеха и ценностью свободы и независимости от существующих определенных стандартов мышления и поведения. Идею личного интереса молодежь в КНР все чаще рассматривает как одну из важнейших и наиболее приемлемых для эффективного функционирования в новых экономических и политических условиях. Коллективистские ценности в настоящее время нуждаются в пересмотре, что весьма проблематично, поскольку они имеют глубокие исторические корни. Но, несмотря на вызовы социальной реальности, ценности коллективизма традиционны для Китая и продолжают существовать и сегодня, так как государство, опираясь на них, продолжает политическое воспитание молодежи, развивая у них чувства солидарности и взаимопомощи, которые способствуют укреплению духа единства и сплоченности в достижении поставленных целей. Но молодежь все более осознает собственную экономическую автономию, открывает для себя возможность индивидуального будущего в виде выгоды, а коллективная этика рассматривает эти понятия как «эгоистичные» и предлагает с ними бороться.

9 Чжан Сянго. Модернизационные процессы в Китае: социальный аспект. - СПб., 1998. - С. 61-62.

1 Антонов В. И. Управленческие кадры и рыночная экономика // Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI веке. Ч. 1. - М., 1996. - С. 96.

После трансформации старой системы появилась тенденция признания индивидуальных ценностей. В новых исторических условиях важнейшим вопросом становится соотношение и непротиворечивое сосуществование индивидуальных и коллективных ценностей.

Важно отметить, что духовные ценности в Китае традиционно играли важную роль в укреплении мощи и силы государства как основного ценностного объекта, такая же направленность функционирования духовных ценностей существует и в современном китайском общественном сознании. То есть одной из главных задач формирования духовных ценностей является ориентация на создание сильного и жизнеспособного общества, основу которого, по традиционным китайским представлениям, составляют гармоничные межличностные отношения, построенные на соблюдении строгой социальной иерархии.

Так, склонность многих китайцев рассматривать и оценивать достижение оптимально-выгодных целей через призму общественного и государственного блага является объективным фактором в формировании

духовных представлений. Следовательно, коллективистские ценности являются более значимыми, чем интересы и желания одного индивида. Однако ввиду модернизационных явлений достаточно сложно в современном китайском обществе следовать только интересам больших групп населения и игнорировать устремления отдельного человека. Поэтому китайские ученые и исследователи говорят о важности поиска компромисса и разумного сочетания коллективных и индивидуальных приоритетов.

Таким образом, основными особенностями трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений современного китайского общества являются стремления гармоничного соотношения коллективных и индивидуальных интересов в целях создания сильного и процветающего государства на основе разумного применения и использования традиционно-духовных элементов культуры и лучших западных идей и взглядов на развитие общественных отношений, построенных на принципах гуманизма.

УДК 94(571) ББК Т3(2Р53)

ИСТОРИЯ ЛЕЧЕБНОГО ДЕЛА НА КУРОРТАХ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА: ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ (XIX-XX вв.)

Н.В.Кайгородова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается история лечебного дела на курортах Байкальского региона («Усолье», «Аршан», «Горячинск», «Ямаровка», «Дарасун» и др.). Затрагиваются вопросы о социальном составе больных, о медицинском персонале курортов, о принципах отбора больных на курортное лечение, методах лечения бальнеологическими ресурсами, о научной работе на курортах. Делаются выводы о причинах роста курортной помощи на протяжении всего изучаемого периода. Библиогр. 20 назв.

Ключевые слова: лечебно-профилактическая помощь, курортное лечение, социальный состав больных, методы лечения, медицинский персонал.

THE HISTORY OF THE TREATMENT BUSINESS AT THE RESORTS OF BAIKAL REGION: THE EFFICIENCY OF THE SYSTEM (XIX-XX CENTURIES) N.V. Kaigorodova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074

The author considers the history of the treatment business at the resorts of Baikal region ("Usolje", "Arshan", "Gor-yachinsk", "Yamarovka", "Darasun" and others). The author deals with the questions of social structure of patients, resort medical staff, patient selection principles for the spa treatment, methods of treatment with balneal resources, scientific work at the resorts. The author resumes the reasons of the growth of spa care in the course of the period under study. 20 sources.

Key words: therapeutic and preventive care, spa treatment, social structure of patients, methods of treatment, medical staff.

Курорты являются частью лечебно-профилактической помощи населению, оказываемой органами здравоохранения и социального обеспечения. Курортная система Байкальского региона являет-

ся одной из важных звеньев современной медицины в вопросе профилактики и реабилитации заболеваний населения. Именно курортное лечение при длительной терапии способно предотвратить кризисы хрони-

1Кайгородова Наталья Васильевна, кандидат исторических наук, преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, тел.: (3952) 405-520, 89501115750, e-mail: ood@istu.edu. kaygorodova@mail.ru.

Kaigorodova Natalja Vasiljevna, a candidate of historical sciences, a lecturer of the Chair of Disciplines of General Education. Tel. (3952) 405-520, 89501115750, e-mail: ood@istu.edu, kaygorodova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.