ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ HUMANITARIAN SCIENCES
УДК 82.091 (Сравнительно-исторические литературоведческие исследования)
ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИИ «ПОДПОЛЬЯ» Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
© 2018 В.Ю. Большихина
Большихина Виктория Юрьевна, аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики их преподавания.
E-mail: [email protected]
Самарский государственный социально-педагогический университет. Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 12.07.2018
Созданный Ф.М. Достоевским образ «подполья» и «подпольного героя» нашёл своё отражение не только в русской, но и в зарубежной литературе. Это оказало влияние на многих писателей маргинального толка, таких как В. Сорокин, А. Солженицын в России и Дж. Сэлинджер, Ч. Буковски и др. за рубежом. Очень точно описывает значение философии «подполья» Достоевского в своем стихотворении «Dostoevsky» американский писатель Чарльз Буковски. Ключевым становится аргумент, приведенный в статье Рендала Арена, посвященной влиянию Ф.М. Достоевского на Ч. Буковски: «Some people have gods and others have writers» (у некоторых людей есть боги, а у других есть писатели).
Каждого своего преданного читателя Достоевский пронес через свое «подполье»: покалеченную судьбу Сони Мармеладовой, изувеченный разум Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова, страдания героя «Записок из подполья», через пороки, гнев и самоуничижение Парфена Рогожина и Дмитрия Карамазова, через трагедию человеческой души всех подпольных героев Достоевского. Трагизм подпольного человека есть воплощение страдания человеческой души заключенной в рамки, души несвободной, часто озлобленной и все равно ищущей и не находящей. Подпольный человек у Достоевского всегда находится в зависимости от окружающей его среды. Различность причин, побуждающих героев к тем или иным действиям, делают «подполье» Достоевского образом всеобъемлющим и всеобщим. Еще не раз мы увидим образ «подполья» и «подпольного человека», созданных Достоевским, в интерпретации других авторов, что свидетельствует об актуальности темы «подполья» по нынешнее время.
Ключевые слова: Достоевский, подполье, подпольный герой, Буковски, психологизм.
Постановка основной проблемы исследования. Федор Михайлович Достоевский по праву считается одним из самых загадочных и изощренных писателей в русской литературе. Его стиль, выстроенный на тонком психологизме и обнажении человеческой души, спустя годы, десятилетия и даже века всегда находил своих преемников среди русских и зарубежных писателей. Немаловажной заслугой Федора Михайловича стоит считать создание литературного «подполья» и, конечно же, образа «подпольного человека.
Как пишет о «подпольном человеке» Д.С. Мережковский:
«Самый необычайный из всех типов русской интеллигенции - человек из подполья, с губами, искривленными как будто вечною судорогою злости, с глазами, полными любви новой, еще неведомой миру... с тяжелым взором эпилептика, бывший петрашевец и каторжник, будущая противоестественная помесь реакционера с террористом, полубесноватый, полусвятой, Федор Михайлович Достоевский» [5, ч.ТУ].
Анализ сравнительно-исторического контекста литературного творчества писателя. Большинство сюжетов, из тех, что описываются в произведениях Достоевского, можно считать своеобразным подпольем. Для кого-то это подполье физическое - естественное как среда обитания, для кого-то психологическое или духовное, имеющее нематериалистические факторы ограничения свободы воли. Соответственно и герои Достоевского - люди подпольные, люди ограниченные, но со своим особым хотением.
«Создавая «подпольного» героя, - пишет автор примечаний к V тому «Собрания сочинений Достоевского в 15 томах» Е.И. Кийко, - Достоевский имел ввиду показать самосознание представителей одной из разновидностей «лишних людей» в новых исторических условиях». И действительно, создание «подпольного» героя вызвало активный резонанс и множество откликов. Важно отметить, что «подпольная философия» Достоевского оставалась и остается актуальной до сих пор. Свое выражение она нашла в работах
Гуманитарные науки Humanitarian sciences
как русских писателей (Солженицына, Сорокина и др.) так и зарубежных (Драйзера, Сэлинджера, Буковски и др.).
Очень точно значение создания Ф.М. Достоевским философии «подполья» описывает в своем стихотворении «Достоевский» Чарльз Буковски (американский писатель, поэт и колумнист): Достоевский
у стенки, расстрельная команда готова.
затем приходит помилование.
что если бы они расстреляли Достоевского?
до того, как он написал всё это?
я предполагаю, что это не имело бы
прямого
значения.
миллиарды людей
никогда его не читали и никогда
не прочтут.
но я знаю, что меня, молодого человека, он пронёс через фабрики и бордели,
приподнял меня высоко во тьме
и доставил
в лучшее место.
даже в баре,
пьянствуя с другими
отщепенцами,
я был рад, что Достоевского
помиловали;
помиловали меня,
позволили мне смотреть прямо в эти
протухшие лица
моего окружения,
где правит смерть;
безупречный алкаш,
я держался стойко,
разделяя зловонную мглу
с моими
собратьями [6]
(перевод Семена Беньяминова).
В статье Рендала Арена от 28 февраля 2013 года «Dostoevsky the Russian Bukowski», было озвучено замечательное примечание о влиянии писателей на других людей, в частности, влияния Ф.М. Достоевского и его воззрений на творчество и философию жизни такого американского писателя как Чарльз Буковски: «Some people have gods and others have writers» (У некоторых людей есть боги, а у других есть писатели) [4].
Действительно, каждого своего преданного читателя, каждого человека Достоевский пронес через свое «подполье»: покалеченную судьбу Сони Мармеладовой, изувеченный разум Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова, неосуществимые желания и страдания от невозможности их воплощения героя «Записок из подполья», через пороки, гнев и самоуничижение Парфена
Рогожина и Дмитрия Карамазова, через трагедию человеческой души всех подпольных героев Достоевского, коих намного больше чем ранее было перечислено.
Как писал сам Ф.М. Достоевский: «Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться! ...Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону» [3, с. 766].
Трагизм подпольного человека - есть воплощение страдания человеческой души заключенной в рамки, души несвободной, часто озлобленной и все равно ищущей и не находящей. Отсутствие свободы воли у подпольного героя является, наверное, главной причиной его невозможности влиться в человеческое общество и обрести счастье. Именно поэтому герой «Записок из подполья» не может и не пойти на встречу в ресторан, и в то же время не может и быть частью того общества, в которое попадает. Его злость и ограниченность так же не дает ему найти душевный контакт с Лизой, которая хоть и является женщиной павшей, но все равно остается духовно выше этого героя. Так же несвобода мысли Родиона Раскольникова, его зацикленность и маниакальность не дают и ему право выбора на другую судьбу.
Подпольный человек у Достоевского всегда находится в зависимости от материальной или внематериальной среды, в которую заключено само его существование. Различность причин, побуждающих героев к тем или иным действиям (от отсутствия материальных благ, развратности мысли, бездуховности до невозможности примирения с ходом жизни) делают «подполье» Достоевского образом всеобъемлющим и всеохватывающим, а значит и всеобщим. Все мы становимся частью этого замкнутого мира, а значит: «Да здравствует подполье!».
Заключение и обсуждение результатов. Еще не раз после открытия образа «подполья» Достоевским мы увидим его интерпретации у других авторов и писателей. Это ни в коем случае не свидетельствует о шаблонности или литературном клише. Такая тенденция является знаком того, что тема «подполья» была и остается актуальной, и все еще является важной частью действительности, отображаемой писателями.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №4, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 4, 2018
1. Мережковский Д.С. Исследование. Л. Толстой и Достоевский: религия. Полн. собр. соч. Т. XI. СПб. М., Изд-во т-ва. М.О. Вольф, 1912. 223 (254) с.
2. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений, в 15 т. Л., Наука. Ленинградское отделение, 1989. Т. 4. С. 764—772.
3. Кийко Е.И. Комментарии: Ф.М. Достоевский. Записки из подполья // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Л., Наука. Ленинградское отделение, 1989. Т. 4. С. 764—772.
4. Randall Ahren, «Dostoevsky the Russian Bukowski»: http://randaUahren.blogspot.ru/2013/02/dostoevsky-russian-bukowski.html (дата обращения: 10.07.2018)
5. Мережковский Д.С. Грядущий хам. Статья: http://az.lib.ru/m/merezhkowskij d s/text 0080.shtml
6. Charles Bukowski. Favorite Poems: https://hellopoetry.com/charles-bukowski/
IMPORTANCE OF THE TRADITION OF DOSTOEVSKY'S «UNDERGROUND»
© 2018 V.Yu. Bolshikhina
Viktoriia Yu. Bolshikhina, Postgraduate student of the Department of Russian, Foreign Literature and Methods of Teaching.
E-mail: [email protected]
Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia
Created by Dostoevsky s image of "underground" and "underground hero" found reflection in Russian and foreign literature. This affected many marginal writers, such as V. Sorokin, A. Solzhenitsyn in Russia and J. Salinger, C. Bukowski and others abroad. Very accurately describes the significance of the philosophy of Dostoevsky's "underground" in his poem "Dostoevsky" American writer Charles Bukowski. The key argument is given in the article by Rendal Arena on the influence of F.M. Dostoevsky on C. Bukowski: "Some people have gods and others have writers".
Dostoyevsky carried every faithful reader, through his "underground": the crippled fate of Sonya Marmeladova, the mutilated mind of Rodion Raskolnikov and Ivan Karamazov, the suffering of the hero of "Notes from Underground ", through vices, anger and self-humiliation of Parthen Rogozhin and Dmitry Karamazov, through the tragedy of the human soul of all the underground heroes of Dostoevsky.
The tragedy of the underground man is the embodiment of the suffering of the human soul enclosed in a framework, the soul is not free, often angry and still searching and not finding. Dostoevsky's underground man is always dependent on his environment. The different reasons that motivate the characters to act make Dostoevsky's "underground" comprehensive and universal. More than once we will see the image of the "underground" and "underground man" created by Dostoevsky in the interpretation of other authors, which indicates the relevance of the theme of the "underground" to the present time.
Keyword: Dostoevsky, underground, underground hero, Bukowski, psychology.
1. Merezhkovskij D.S. Issledovanie. L. Tolstoj i Dostoevskij: religiya. Poln. sobr. soch. (Research. L. Tolstoy and Dostoevsky: religion. Full. Coll. Op.). T. XI. SPb. M., Izd-vo t-va. M.O. Volf, 1912. 223 (254) s.
2. Dostoevskij F.M. Sobranie sochinenij v 15 tomax (Collected works, in 15 volumes) L., Nauka. Leningradskoe otdelenie, 1989. T. 4. S. 764—772.
3. Kijko E.I. Kommentarii: F.M. Dostoevskij. Zapiski iz podpoFya (Comments On: F.M. Dostoevsky. Notes from underground). F.M. Dostoevskij. Sobranie sochinenij v 15 tomax. L., Nauka. Leningradskoe otdelenie, 1989. T. 4. S. 764—772.
4. Randall Ahren, «Dostoevsky the Russian Bukowski»: http://randallahren.blogspot.ru/2013/02/dostoevsky-russian-bukowski.html
5. Merezhkovsky D.S. Gryadushchiy kham (Coming ham). Article: http://az.lib.ru/m/merezhkowskij d s/text 0080.shtml
6. Charles Bukowski. Favorite Poems: https://hellopoetry.com/charles-bukowski/