Научная статья на тему 'Значение субкультур в моде'

Значение субкультур в моде Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1427
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение субкультур в моде»

ШЩрШи Конференц-зал

М.Ю. Биктуганова

ЗНАЧЕНИЕ СУБКУЛЬТУР В МОДЕ

Биктуганова М.Ю.

УрГУПС, г. Екатеринбург

Мода - это феномен культуры, который способен формировать образ жизни людей, а также отражать изменения, происходящие в обществе. Мода заключает в себе основные черты и объясняет тенденции современности, выступает, таким образом, своеобразным индикатором социокультурных изменений. Моде подвластны и предметы, используемые человеком дома, и идеи, доминирующие в разные периоды времени. Исследование моды позволяет познать сущность той или иной исторической эпохи, смыслы культуры, она является языком, благодаря которому культура может рассказать о себе.

В поисках собственной идентичности человек, приобретая вещи, представляющие для него символическую ценность, понимает, что они не долговечны, так как логика моды заключается в постоянно увеличивающейся скорости их оборота. Человек постоянно ищет что-то новое, и мода отражает это стремление к постоянному изменению. Она вносит вклад и в ориентацию на человеческие потребности, и в стимулирование нововведений, и в контакты с другими обществами.

Различные проявления моды характеризуют способ бытия человека в мире, его образ жизни. Стремясь носить модную одежду, человек показывает свое желание выделяться среди других, выражать себя. При этом то, что он одевает - указывает на его принадлежность к определенной группе, например, субкультуре - социальной группе (к примеру, молодежной субкультуре), представляющей собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры, имеющей свою систему ценностей, собственные модели поведения.

Молодежная субкультура с одной стороны предстает главным жизненным измерением,

становясь необходимой осью для формирования собственной идентичности, с другой - служит способом развлечения, когда есть желание облегчить монотонную, но первостепенно значимую реальность дома, школы, работы.

Можно сказать, что гламур - это вид молодежной субкультуры, признаками которой является использование дорогих вещей. Главная идея проста - гламурный человек всегда должен выглядеть шикарно. Все, что он одевает непременно должно быть фирменным и находиться на гребне модной волны. Гламур манифестирует жизнь без проблем. Это такая субкультура, представители которой живут позитивно, в искусственно созданном мире. Главной целью является следование идеалам, создаваемым глянцевыми журналами. Гламур породил соответствующие направления, в частности гламурную фотографию (фотомодели на снимках, словно без изъянов), литературу (к примеру, книги таких писательниц как Оксана Робски, Анна Ларина, Наталья Маркович), приставку глэм получили некоторые направления в музыке, такие как глэм-готик, глэм-рок.

Новые молодежные стили в культуре, заявляя о себе, начинают с того, что бросают вызов традиционным смыслам, однако приходят в итоге к созданию новых правил, производя новые товары или обновляя старые.

Каждая новая субкультура генерирует новые идеи, производит новые символы, которые со временем становятся достоянием массового производства. Как только оригинальные новшества, символы субкультуры, превращаются в товар усилиями индустрии моды, они становятся общедоступными, понятными.

Создание и распространение новых стилей во многом зависит от производства, рекламирования и упаковки, что неизбежно ведет к ослаблению противостояния субкультуры (новаторство панков влилось в русло моды, как высокой, так и массовой).

Когда субкультура начинает ориентироваться на продажу, когда ее язык (визуальные, знаковые формы) становятся достоянием большинства, тогда проясняется контекст, куда ее можно вписать.

Конференц-зал

1ЩЩи

Каждая новая субкультура проходит зачастую одинаковый путь - от противостояния к растворению.

Субкультуры бросают вызов в упорядоченной системе связей, ставя под сомнение привычное представление о мире. Нарушая авторитетные коды в господствующей системе ценностей, субкультура порождает растерянность и смятение в обществе. Однако, попадая в газету или телевидение, молодые люди, стремящиеся выразить себя и выбирающие те или иные молодежные культуры, вписываются общественным здравым смыслом в привычный социальный контекст. Такой процесс гарантирует целостность общественного порядка, и возможен через превращение символов субкультуры в объекты массового производства, а также через определение девиантного поведения субкультур с точки зрения доминирующей обще-

ственной группы. Представители тех или иных субкультур могут одновременно восприниматься и как опасностью из вне, так и как те, кто заблудился во взглядах, хотя данное представление, возможно, делает субкультуру и более и менее экзотичной, чем она есть на самом деле.

Сегодня происходит значительное ускорение модных тенденций, идет процесс взаимного проникновение культур, возникают новые смыслы. Сегодня границы между субкультурами и массовой культурой стали достаточно размытыми. Хотя в более закрытых субкультурах знаковые формы, безусловно, могут иметь более определенный и однозначный смысл, но это не распространяется на массовую моду.

Мода перестает передавать информацию, она сама ею становится, предстает как «открытый» текст, который приобретает новые значения.

сессия «дискурс туризма и сервиса»

(Екатеринбург, декабрь 2009 г. уральский государственный университет путей сообщения, институт международных связей)

Е.Г. Сахновская

дискурс альтернативы и дискурсивные практики массового туризма: возможен ли консенсус?

Сахновская Е.Г.

кандидат философских наук, доцент УрГУПС

Альтернатива - это стиль жизни, отстаивающий право личности на самоопределение и свободное самовыражение. Он напрямую связан с идеями контркультуры - движением молодежного протеста, возникшем в 60-е гг. в США, идеологами которого были Т. Лири, У Берроуз, А. Гинсберг и др. В их интерпретации молодежный протест приобрел не только социально-политическое, но и эстетическое и мифологическое измерение, что позволило идеям контркультуры и особенно идеям

альтернативного образа жизни сохранить свою популярность до настоящего времени.

Однако, отдавая должное таланту и организаторским способностям американских идеологов контркультуры, стоит отметить, что подобные настроения получили широкое распространение во всех западных демократиях и даже России, что говорит о схожести социальных ожиданий молодежи этих стран.

Тем не менее, можно выделить различия между проявлениями контркультуры в США и Европе. В США, как нам кажется, в большей степени были выражены стилистические, эстетические и гедонистические движения в контркультуре.

В то время как в Европе, по нашему мнению, это движение носило в большей мере интеллектуальный и социально-политический характер. Оно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.