Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СФЕРЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СФЕРЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / НЕДРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛИ / АРКТИКА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПОДЗЕМНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Спиридонов Денис Вадимович

В статье рассмотрены основные направления стратегии пространственного развития РФ и влияние недропользования на развитие регионов. Показано, как эффективное недропользование благоприятно сказывается на пространственном развитии Российской Федерации. Показана актуальность развития Приморского края, Арктики. Уделено внимание подземному строительству в крупных мегаполисах, а также затронуты вопросы получения лицензии на недропользование без права добычи недр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Спиридонов Денис Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF SPATIAL DEVELOPMENT STRATEGY FOR THE SPHERE OF SUBSOIL USE

The article considers the main directions of the spatial development strategy of the Russian Federation and the impact of subsoil use on the development of regions. It is shown how effective subsoil use has a positive impact on the spatial development of the Russian Federation. The relevance of the development of the Primorsky territory and the Arctic is shown. Attention is paid to underground construction in large Metropolitan areas, as well as issues of obtaining a license for subsoil use without the right to extract subsoil.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ СФЕРЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1337_2021_10_97

ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ДЛЯ СФЕРЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ THE IMPORTANCE OF SPATIAL DEVELOPMENT STRATEGY FOR THE SPHERE OF SUBSOIL USE

СПИРИДОНОВ Денис Вадимович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 123001, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9. E-mail: denis.spiridonov.rgsp@mail.ru;

SPIRIDONOV Denis Vadimovich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resource Law Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). 9 Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, 123001, Russia. E-mail: denis.spiridonov.rgsp@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассмотрены основные направления стратегии пространственного развития РФ и влияние недропользования на развитие регионов. Показано, как эффективное недропользование благоприятно сказывается на пространственном развитии Российской Федерации. Показана актуальность развития Приморского края, Арктики. Уделено внимание подземному строительству в крупных мегаполисах, а также затронуты вопросы получения лицензии на недропользование без права добычи недр.

Abstract. The article considers the main directions of the spatial development strategy of the Russian Federation and the impact of subsoil use on the development of regions. It is shown how effective subsoil use has a positive impact on the spatial development of the Russian Federation. The relevance of the development of the Primorsky territory and the Arctic is shown. Attention is paid to underground construction in large Metropolitan areas, as well as issues of obtaining a license for subsoil use without the right to extract subsoil.

Ключевые слова: природопользование, недра, национальная безопасность, концепция пространственного развития, экологическое законодательство, недропользователи, Арктика, Арктическая зона, Приморский край, законодательство, государственная политика, стратегическое планирование, подземное строительство.

Keywords: natural resources management, subsoil, national security, spatial development concept, environmental legislation, subsoil users, Arctic, Arctic zone, Primorye territory, legislation, state policy, strategic planning, underground construction.

Дата направления статьи в редакцию: 20.09.2021

Дата публикации: 29.10.2021

Ученые и экологи всего мира остро ставят вопросы о перенаселении планеты, нехватках природных ресурсов, возрастающих количествах экологических катастроф, энергетическом кризисе. Государства в свою очередь, решая эти проблемы, столкнулась с необходимостью изменения политики использования земельных ресурсов в пользу новых пространственных преобразований.

Если говорить о пространственном недропользовании, то в понятие недропользование входит не только добыча, переработка, использование и экспорт сырьевых ресурсов, но и институциональные, экономические, экологические, социальные аспекты.

Говоря о Российской Федерации, стоит отметить, что кроме экономических и социальных функций минерально-сырьевой комплекс играет значимую роль в укреплении территориальной целостности всей страны, являясь наиболее эффективным связующим экономическим звеном промышленной и структурной интеграции ее регионов, особенно Восточной Сибири и Дальнего Востока. Следовательно, для укрепления территориальной целостности, государство должно стремиться к равномерному развитию регионов.

В связи с этим в Российской Федерации была разработана Стратегия пространственного развития Российской Федерации (далее СПР) на период до 2025 года1.

В целях формирования основных концептуальных положений СПР под термином пространственное развитие предлагается понимать прогрессивные изменения в пространственной (территориальной) организации общества. Указанные прогрессивные изменения должны явиться результатом целенаправленной деятельности государства по совершенствованию организации расселения жителей, размещения на территории объектов экономики, социальной сферы, транспортной, энергетической и иных инфраструктур и др.

В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. среди основных проблем пространственного развития нашей страны указан ряд важных экологических проблем федерального и даже глобального уровня, в том числе неудовлетворительное состояние окружающей среды, неравномерное распределение природных и человеческих ресурсов.

Очевидно, что одним из факторов неблагоприятного состояния окружающей среды является антропогенная деятельность человека, заражение природных ресурсов производственными отходами, неэффективное природопользование. На сегодняшний день недропользование, несмотря на его экономическую и социальную значимость, оказывает сильное негативное влияние на состояние окружающей природной среды, особенно в регионах, где сосредоточены богатые залежи недр и ценных природных ресурсов.

Наиболее существенными изменениями в пространственной организации экономики Российской Федерации являются сдвиг произ-

1 Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 18.02.2019, № 7 (часть II), ст. 702

водств по добыче углеводородного сырья в малоосвоенные территории Восточной Сибири и Дальнего Востока и акватории шельфов Дальневосточного и Арктического бассейнов.

Интересно в этой связи важно затронуть недропользование в Арктической зоне. Арктика располагает значительной минерально-сырьевой базой. Для России арктическая зона представляет особый интерес, так как в регионе помимо больших запасов углеводорода сосредоточена большая часть российских запасов золота (40 %), хрома и марганца (90 %), платиновых металлов (47 %), коренных алмазов (100 %), вермикулита (100 %), угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита (50 %), флогопита (60 - 90 %). В Арктической зоне РФ добывается 100 % алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98 % платиноидов, 95 % газа, 90 % никеля и кобальта, 60 % меди и нефти1. Арктический нефтегазовый сектор России - самый крупный среди приполярных государств 2.

По мнению Жаворонковой Н.Г., Агафонова В.Б. Арктика представляет собой особый экологический регион, а так же объект национального и международного права3. В связи с этим сохранение арктической природы требует фундаментального изменения управления природными ресурсами.

В 2019 году Правительством РФ была принята Программа социально-экономического развития данного региона, которая призвана ре-

4

гулировать в том числе и процессы недропользования .

Данная программа имеет в своем составе три подпрограммы:

подпрограмма 1 - «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации»;

подпрограмма 2 - «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике»;

подпрограмма 3 - «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации».

С точки зрения недропользования интерес представляет подпрограмма 3, включающая освоение минерально-сырьевых ресурсов, при успешной реализации она окажет влияние и на результаты подпрограммы 1 - создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.

При этом ключевыми механизмами реализации данной программы должны стать опорные зоны развития Арктической зоны Российской Федерации, которые представляют собой «комплексные проекты социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, направленные на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, предусматривающие синхронное применение взаимосвязанных действующих инструментов территориального и отраслевого развития, а также механизмов реализации

5

инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного и муниципально-частного партнерства ».

Опорные зоны развития Арктической зоны Российской Федерации являются частью подходов, закрепленных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.

Минеральные центры являются приоритетным направлением Стратегии. Так, например, основой Ямало-Ненецкой опорной зоны станет нефтегазохимический кластер. Уже сейчас на месторождениях округа добывается более 80% российского газа, что является одной пятой мирового производства. Так как исследователи прогнозируют истощение континентальных недр, перспективой для развития недропользования станет его добыча на севере полуострова Ямал, на шельфе акваторий Обской и Тазовской губ Карского моря, данные месторождения смогут компенсировать снижающиеся объемы континентальных месторождений.

В свою очередь развитие Кольской опорной зоны Правительство РФ так же связывает с залегающими в Мурманской области полезными ископаемыми. Для развития региона, акцент делается на снабжении Мурманской области высококвалифицированными кадрами за счет локальных Вузов, например, Центра арктических компетенций и Мурманского государственного арктического университета.

Формирование Таймыро-Туруханской опорной зоны основано на планируемом расширении рудной базы компании "Норильский никель", крупнейшего поставщика никеля, меди и иных металлов платиновой группы. Так же в данном регионе предполагается новое освоение угольных месторождений.

В Ненецком автономном округе основной акцент развития региона сделан на освоение континентального шельфа. Планируется, что уже к 2020 году добыча нефти и газа в регионе вырастет до 32-35 млн тонн в нефтяном эквиваленте, рост промышленного производства в 2030 г. по сравнению с 2007 г. увеличится в 2,5 раза, реальные доходы населения возрастут в 3,5 раза6.

При это стоит отметить, что имеются законодательные ограничения субъектного состава пользователей недр, претендующих на получении лицензии на разработку континентального шельфа.

Имеются ввиду указания ч. 3 ст. 9 Закона РФ «О недрах1», в которых говорится, что пользователями недр на участках недр феде-

1 Природные ресурсы Арктики // Электронный ресурс https://ria.ru/20100415/220120223.html (дата обращения 17.02.2020)

2 Юшкин Н. П. Арктика в стратегии реализации топливно-энергетических перспектив / Н.П. Юшкин; под ред. В. Е. Фортова, Ю. Г. Леонова. - М.: Наука, 2012. - 254 с.

3 Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Стратегические направления правового обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 7. С. 161 - 171.

4 Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"» // "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2014 г.

Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"» // "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2014 г.

Опорные зоны развития составят основу госпрограммы по Арктике // Официальный сайт ТАСС. Электронный ресурс https://tass.ru/ekonomika/4543491 (Дата обращения 10.02.2020)

рального значения континентального шельфа РФ, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории РФ и простирающихся на ее континентальный шельф могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа РФ не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50% и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

По факту на сегодняшний день все недропользование в Арктической зоне сосредоточено в руках двух крупнейших игроков ПАО «Газпром» и ПАО «НК "Роснефть"»2.

Так как российские компании начали исследовать возможность освоения минерально-сырьевых ресурсов в морских условиях намного раньше России, то Россия в этой области несколько отстает. В связи с этим возникает необходимость взять за основу зарубежный опыт, а также факторы, влияющие на развитие арктического недропользования в России, выработать стратегические приоритеты государственной политики по освоению минерально-сырьевых ресурсов Арктики. Как раз началом этому может послужить принятие Стратегии пространственного развития и Программа социально-экономического развития данного региона действующие на сегодняшний момент на основе примеров указанных выше.

Так же в стратегии пространственного развития России уделено особое внимание и Дальнему Востоку. Прежде всего, все 11 регионов Дальневосточного федерального округа (ДВФО) включены в перечень приоритетных геостратегических территорий. Два региона — Республика Саха (Якутия) и Сахалинская область с ее нефтегазовыми месторождениями — отнесены к крупнейшим минерально-сырьевым центрам, обеспечивающим более 1% суммарного прироста ВРП субъектов Федерации3.

Опережающее среднероссийские темпы социально-экономическое развитие регионов Дальнего Востока и обеспечение устойчивого прироста численности постоянного населения названы в числе основных задач пространственного развития России.

Помимо государственной программы непосредственно на пространственное развитие оказывает и деятельность крупнейших корпораций. Так, например ООО «Газпром нефть шельф» - первая и единственная нефтяная компания, осуществляющая добычу нефти на арктическом шельфе России (Приразломное нефтяное месторождение, Печорское море). С 2014 года является дочерним обществом ПАО «Газпром нефть».

В процессе реализации проекта компания стимулирует развитие местных предприятий за счет новых заказов для них, создание новых рабочих мест, привлечение и обучение молодых специалистов, что положительно сказывается на развитии регионов.

Предусматривается и развитие научной базы для проектов высокого передела: в рамках Стратегии пространственного развития, например, планируется создание во Владивостоке на острове Русский инновационного научно-технологического центра, технопарка, уникальной научной установки класса «мегасайенс», инжиниринговых подразделений государственных корпораций и организаций, реализующих инвестпро-екты на территории Дальневосточного макрорегиона, а также центров исследований и разработок. Но на практике основной ориентацией региона является сырьевая, природоресурсная.

В настоящее время объем добычи нефти и газового конденсата на Сахалине в 2018 г. вырос на 8,3%, примерно до 19,3 млн т, добыча газа прибавила 7,6%, достигнув отметки 32,4 млрд м34.

При этом стоит отметить, что все инвестиционные проекты развития региона не подразумевают использование собственных месторождений, что не приводит к социальному развитию регионов, созданию рабочих мест, улучшения социально-бытовых условий в то время как данные цели так же ставятся концепцией пространственного развития.

Думается, что рациональным решением с точки зрения пространственного развития региона должна стать собственная углеводородная сырьевая база. При чем в послевоенный период геологи уже разрабатывали месторождения нефти и газа в Приморье, но работы были прекращены в связи с открытием гигантских месторождений Западной Сибири.

Тем не менее вопрос о собственных ресурсах углеводородов в Приморском крае время от времени поднимается властями. Так, например, начале 2018 г. временно исполняющий обязанности приморского губернатора Андрей Тарасенко, отметил, что в регионе имеются около 60 млн. т. нефтезапасов, которые требуют доразведки5.

Думается, что в рамках концепции пространственного развития инвестиции в Дальний Восток должны решать не только чисто экономические, но и социальные задачи, важнейшая из которых — удержание в регионе квалифицированных кадров, и расширение нефтегазового кластера выглядит вполне логичным направлением создания новых качественных рабочих мест.

Так как Концепция пространственного развития подразумевает наиболее эффективное развития региона, то недропользование в этой особой зоне должно проводится с учетом всех инновационных разработок в этой области.

Актуальным является и вопрос об использовании подземного пространства. В Стратегии пространственного развития уделяется много внимания проблемам экономического роста регионов. С целью улучшения социально-экономического развития городов и агломераций закономерно предложить уделять активное внимание использованию подземного пространства городов.

1 Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» // Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, № 10, ст. 823

2 Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современное состояние и перспективы совершенствования законодательства в сфере предоставления права пользования участками недр и охраны окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6. С. 191 - 198.

3 Проценко Н. Пограничные стражи «трубы» // Электронный ресурс https://oilcapital.ru/article/general/26-03-2019/pogranichnye-strazhi-truby (Дата обращения 10.01.2020).

4 Инвестиционные программы нефтегазовых компаний 2019// Электронный ресурс https://www.tek-all.ru/userfiles/file/Investprogrammy2019.pdf (Дата обращения 02.01.2020).

5 Китайские предприятия интересуются развитием нефтепереработки в Приморье // Электронный ресурс https://news.myseldon.com/ru/news/index/189996925 (Дата обращения 12.02.2019).

Следует отметить, что до недавнего времени законодательство о недрах вообще не знало случаев пользования недрами, не связанных с добычей полезных ископаемых, а в последние несколько лет роль подземного пространства и, следовательно, использования недр при строительстве подземных сооружений значительно возросла.

При освоении подземного пространства с одной стороны в регионах происходит улучшение демографической ситуации, появляются новые источники рабочих мест, возникает возможность сохранения земельных фондов и улучшения состояния экологии, что определяет социальные предпосылки данного вида пользования недрами.

Следовательно, использование подземного пространства целесообразно в районах с высокой плотностью населения, плодородными почвами, развитой горно-добывающей промышленностью, благоприятными инженерно-геологическими условиями для подземного строительства. По мнению специалистов выгодно переносить под землю предприятия с высокими уровнями пожароопасности и шумообразования1.

Преамбула Закона РФ «О недрах» определяет недра как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Глубина почвенного слоя колеблется в зависимости от региона, поэтому невозможно точно указать в законе, где начинаются недра. Этот вопрос решается в каждом отдельном случае исходя из конкретных обстоятельств.

Болтанова Е.С. определяет подземное сооружение, не связанное с добычей полезных ископаемых как строительную систему, имеющую «расположенную ниже земной (дневной) поверхности подземную часть, предназначенную для пребывания людей, хранения имущества, размещения производства, перемещения людей и грузов, выполнения иных хозяйственных (в т.ч. производственных) процессов различного вида, кроме извлечения полезных ископаемых и использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств2».

Так как использование территории населенных пунктов имеют свои ограничения, в городах могут иметь место следующие виды деятельности, требующие специального оформления недропользования: по хранению нефти, газа путем размещения подземных резервуаров (например, мелких нефтебаз, автозаправочных станций), сбросу сточных вод, строительству и эксплуатации транспортных тоннелей, магистральных и промысловых трубопроводов под водными объектами. Захоронение отходов в населенных пунктах запрещено3.

Недропользование в городах - это, прежде всего, освоение подземного пространства и использование подземных вод. Целесообразно так же использовать подземное пространство и в целях экономии энергетических затрат, так как размещение предприятий под землёй позволяет снизить энергопотребленияе т.к. горные породы способны удерживать тепло и затраты на обогрев помещений в отопительный сезон существенно снижаются.

Стоит отметить, что в последние годы недра широко используются для строительства и эксплуатации подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых напрямую, но используются для подземного хранения нефти, газа, других материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод.

В соответствии с «Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых планируется в целях выполнения работ, связанных с пользованием недрами4» для пользования недрами без права их добычи выдается специальное разрешение. Вопросы предоставления государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений решаются либо центральным аппаратом Роснедр ( по объектам, строительство которых намечается на территории двух и более федеральных округов Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации) либо территориальными управлениями Роснедр по объектам, строительство которых намечается на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в сфере деятельности соответствующих территориальных управлений Роснедр.

При этом указанные разрешения выдаются только непосредственным владельцам лицензий на право пользования недрами и не могут быть выданы иным организациям и предприятиям, осуществляющим какие-либо работы в рамках данного проекта на договорной, подрядной или иных основах.

Подземное строительство всегда осложнено сложными геоусловиями, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия. Для предотвращения возникновения аварийных ситуаций при строительстве подземных сооружений в условиях плотной городской застройки необходимо организовывать геомеханический мониторинг, учитывающий специфику развития деформационных процессов в рассматриваемых условиях.

Таким образом, анализ показал устойчивую связь влияния недропользования на пространственное развитие регионов. В районах с развитой сферой недропользования повышается и социально-экономическое развитие региона. В развитых же регионах с плотной застройкой, массовыми коммуникациями, транспортной и жилищной инфраструктурой недропользование может быть реализовано посредством использова

1 Корчак А.А., Стоянова И.А. Опыт использования подземного пространства в городах // Горный информационно-технический бюллетень ( научно-технический журнал), №3. 2011. С. 247-251

2 Болтанова Е.С. Город и недропользование // Проблемы геологии и освоения недр. Томск. 2017. С.790

3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Собрание законодательства РФ, № 26, 29.06.1998, ст. 3009.

4 Приказ Минприроды России от 25 июня 2012 г. № 162 №Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения» // Российская газета от 31 октября 2012 г. № 251

ния подземного пространства, не связанного с добычей недр, но все равно требующего получение лицензии на пользование недрами для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Библиогра фия:

1. ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // "Собрание законодательства РФ", N 26, 29.06.1998, ст. 3009.

2. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" // "Собрание законодательства РФ", 06.03.1995, N 10, ст. 823

3. Постановление Правительства РФ от 21.04.2014 N 366 (ред. от 05.06.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"

4. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // "Собрание законодательства РФ", 18.02.2019, N 7 (часть II), ст. 702

5. Приказ Минприроды России от 25 июня 2012 г. N 162 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых осуществляется на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)" // Российская газета" от 31 октября 2012 г. N 251

6. Юшкин Н. П. Арктика в стратегии реализации топливно-энергетических перспектив / Н.П. Юшкин; под ред. В. Е. Фортова, Ю. Г. Леонова. - М.: Наука, 2012. - 254 с.

7. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Стратегические направления правового обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 7. С. 161 - 171.

8. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Современное состояние и перспективы совершенствования законодательства в сфере предоставления права пользования участками недр и охраны окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6. С. 191 - 198.

9. Проценко Н. Пограничные стражи «трубы» // Электронный ресурс https://oilcapital.ru/article/general/26-03-2019/pogranichnye-strazhi-truby (Дата обращения 10.01.2020).

10. Инвестиционные программы нефтегазовых компаний 2019 // Электронный ресурс https://www.tek-all.ru/userfiles/file/Investprogrammy2019.pdf (Дата обращения 02.01.2020).

11. Опорные зоны развития составят основу госпрограммы по Арктике // Официальный сайт ТАСС. Электронный ресурс https://tass.ru/ekonomika/4543491 (Дата обращения 10.02.2020)

12. Природные ресурсы Арктики // Электронный ресурс https://ria.ru/20100415/220120223.html (дата обращения 17.02.2020)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Китайские предприятия интересуются развитием нефтепереработки в Приморье // Электронный ресурс https://news.myseldon.com/ru/news/index/189996925 (Дата обращения 12.02.2019).

14. Корчак А.А., Стоянова И.А. Опыт использования подземного пространства в городах // Горный информационно-технический бюллетень ( научно-технический журнал), №3. 2011. С. 247-251

15. Болтанова Е.С. Город и недропользование // Проблемы геологии и освоения недр. Томск. 2017. С.790

References (transliterated):

1. FZ ot 24.06.1998 g. № 89-FZ «Ob othodah proizvodstva i potrebleniya» // "Sobranie zakonodatel'stva RF", N 26, 29.06.1998, st. 3009.

2. Zakon RF ot 21.02.1992 N 2395-1 "O nedrah" // "Sobranie zakonodatel'stva RF", 06.03.1995, N 10, st. 823

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.04.2014 N 366 (red. ot 05.06.2019) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Social'no-ekonomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii"

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 13.02.2019 N 207-r «Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // "Sobranie zakonodatel'stva RF", 18.02.2019, N 7 (chast' II), st. 702

5. Prikaz Minprirody Rossii ot 25 iyunya 2012 g. N 162 "Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta predostavleniya Federal'nym agentstvom po nedropol'zovaniyu gosudarstvennoj uslugi po vydache razresheniya na stroitel'stvo ob"ektov kapital'nogo stroitel'stva, stroitel'stvo ili rekonstrukciya kotoryh osushchestvlyaetsya na zemel'nom uchastke, predostavlennom pol'zovatelyu nedr i neobhodi-mom dlya vedeniya rabot, svyazannyh s pol'zovaniem nedrami (za isklyucheniem rabot, svyazannyh s pol'zovaniem uchastkami nedr mestnogo znache-niya)" // Rossijskaya gazeta" ot 31 oktyabrya 2012 g. N 251

6. YUshkin N. P. Arktika v strategii realizacii toplivno-energeticheskih perspektiv / N.P. YUshkin; pod red. V. E. Fortova, YU. G. Leonova. - M.: Nauka, 2012.

- 254 s.

7. ZHavoronkova N.G., Agafonov V.B. Strategicheskie napravleniya pravovogo obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti v Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2019. N 7. S. 161 - 171.

8. ZHavoronkova N.G., Agafonov V.B. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva v sfere predostavleniya prava pol'zovaniya uchastkami nedr i ohrany okruzhayushchej sredy Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii // Aktual'nye pro-blemy rossijskogo prava. 2018. N 6. S. 191 - 198.

9. Procenko N. Pogranichnye strazhi «truby» // Elektronnyj resurs https://oilcapital.ru/article/general/26-03-2019/pogranichnye-strazhi-truby (Data obrash-cheniya 10.01.2020).

10. Investicionnye programmy neftegazovyh kompanij 2019 // Elektronnyj resurs https://www.tek-all.ru/userfiles/file/Investprogrammy2019.pdf (Data obrash-cheniya 02.01.2020).

11. Opornye zony razvitiya sostavyat osnovu gosprogrammy po Arktike // Oficial'nyj sajt TASS. Elektronnyj resurs https://tass.ru/ekonomika/4543491 (Data obrashcheniya 10.02.2020)

12. Prirodnye resursy Arktiki // Elektronnyj resurs https://ria.ru/20100415/220120223.html (data obrashcheniya 17.02.2020)

13. Kitajskie predpriyatiya interesuyutsya razvitiem neftepererabotki v Primor'e // Elektronnyj resurs https://news.myseldon.com/ru/news/index/189996925 (Data obrashcheniya 12.02.2019).

14. Korchak A.A., Stoyanova I.A. Opyt ispol'zovaniya podzemnogo prostranstva v gorodah // Gornyj informacionno-tekhnicheskij byulleten' ( nauchno-tekhnicheskij zhurnal), №3. 2011. S. 247-251

15. Boltanova E.S. Gorod i nedropol'zovanie // Problemy geologii i osvoeniya nedr. Tomsk. 2017. S.790

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.