12.00.06 Земельное право; природоресурное право;
экологическое право; аграрное право Land law; natural resource law; environmental law; agricultural law
DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-1-64-68
Правовые проблемы охраны животного мира при пользовании недрами в Арктической зоне Российской Федерации
Е.А. Сокольникова ©
Центр сопровождения разработки месторождений РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, Российская Федерация
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5706-9581; E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена исследованию проблем правового регулирования охраны животного мира при пользовании недрами в Арктической зоне Российской Федерации. По результатам исследования базовых документов стратегического планирования по развитию Арктической зоны Российской Федерации доказывается вывод, согласно которому специфика охраны объектов животного мира Арктической зоны Российской Федерации при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности, в том числе при пользовании недрами, напрямую не выделена.
Обосновывается необходимость закрепления в документах государственного стратегического планирования развития Арктической зоны экологических угроз, рисков и особенностей охраны окружающей среды при осуществлении отдельных видов деятельности (в том числе охраны объектов животного мира при пользовании недрами), а также необходимость принятия федерального закона, закрепляющего особый эколого-правовой статус Арктической зоны Российской Федерации.
Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона Российской Федерации, стратегическое планирование, законодательство, объекты жи-
вотного мира, пользование недрами.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Сокольникова Е.А. Правовые проблемы охраны животного мира при пользовании недрами в Арктической зоне Российской Федерации // Социально-политические науки. 2021. Т. 11. № 1. С. 64-68. DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-1-64-68
V_
DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-1-64-68
Legal problems of Wildlife protection in the Use of mineral resources in the Arctic Zone of the Russian
E.A. Sokolnikova ©
Сenter for field development support National University of oil and gas «Gubkin University» (Gubkin University), Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]
Annotation. The article is devoted to the study of the problems of legal regulation of the protection of wildlife in the use of mineral resources in the Arctic zone of the Russian Federation. According to the results of research of the basic strategic planning documents for the development of the Arctic zone of the Russian Federation it is proved that the specificity of protection of the wildlife of the Arctic zone of the Russian Federation the implementation of separate types of economic activities, including the use of mineral resources that are not directly allocated. The necessity of securing the documents of strategic planning of development of the Arctic zone of environmental threats and risks, characteristics of environmental protection in the implementation of certain types of activities (including the protection of wildlife in the subsoil) and also the need for the adoption of the Federal law that protects the special ecological and legal status of the Arctic zone of the Russian Federation.
Key words: Arctic, Arctic zone of the Russian Federation, strategic planning, legislation, wildlife objects, subsurface use.
r \
FOR CITATION: Sokolnikova E.A. Legal problems of Wildlife protection in the Use of mineral resources in the Arctic Zone of the Russian Federation // Sociopolitical Sciences. 2021. T. 11. № 1. C. 64-68. DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-1-64-68
_J
64 Sociopolitical Sciences Vol. 11. No. 1. 2021 ISSN 2223-0092 (print)
ISSN 2310-7065 (online)
Сокольникова Е.А.
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Использование участков недр Арктической зоны Российской Федерации для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых является одним из важнейших критериев обеспечения энергетической и минерально-сырьевой безопасности. Как отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Арктическая зона России переживает новый этап промышленного, социально-экономического, инфраструктурного возрождения. Арктика - важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России. Но при вовлечении этого региона в хозяйственный оборот необходимо придерживаться тщательно выверенного, взвешенного подхода. Важно обеспечить и безопасность, и защиту природы в этих регионах, чёткое, обязательное следование самым строгим экологическим стандартам, безусловный приоритет природоохранных мероприятий, имея в виду увеличение объемов хозяйственной деятельности в труднодоступных северных и очень чувствительных ко всяким вмешательствам в природу регионах»1.
Таким образом, следует выделить два ключевых фактора, оказывающих значительное влияние на законодательство, формирующее современный правовой режим недропользования Арктической зоны Российской Федерации, которые необходимо рассматривать в системной взаимосвязи и взаимодействии: стратегическая значимость Арктического региона для обеспечения потребностей государства в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых, энергетических и иных ресурсая в условиях экологической уязвимости территорий Крайнего севера при осуществлении хозяйственной деятельности, связанной с пользованием недрами.
Утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 05 марта 2020 г. № 164 «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»2 к числу основных задач государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Арктике относят сохранение биологического разнообразия арктической флоры и фауны и сохранения природной среды в условиях расширения экономической деятельности и глобальных изменений климата. Арктическая зона Российской Федерации также указана в качестве стратегической ресурсной базы, в связи с чем предусмотрено наращивание объемов геологической изученности регионов, а также освоения месторождений углеводородного сырья и иных полезных ископаемых, в том числе посредством стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов.
Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 6453, в целом устанавливает аналогичные задачи по сохранению биоразнообразия с одновременным развитием сферы недропользования в данном регионе.
Для реализации данных задач в Стратегии развития Арктической зоны предусмотрен ряд мероприятий (п. 15), которые относятся, в том числе и к охране объектов животного мира. К числу таких мероприятий следует отнести создание особо охраняемых природных терри-
1 Пресс-конференция Президента Российской Федерации В.В. Путина. Москва. Центр международной торговли. 2017. - URL: https:// rg.ru/2017/12/14/videotransliaciia-press-konferenciia-vladimira-putina. html; Заседание Госсовета по вопросам повышения инвестиционной привлекательности регионов. Москва. Кремль. 27.12.2017. - URL: https://kremlin.ru/events/president/news/56511; Совещание по вопросу эффективного и безопасного освоения Арктики. - URL: https://kremlin.ru/ events/president/news/45856.
2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 10, ст. 1317.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 44,
ст. 6970.
торий, обеспечение соблюдения режима их особой охраны; минимизация выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты загрязняющих веществ при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в Арктической зоне, предотвращение негативных экологических последствий при освоении природных ресурсов, установление мер государственной поддержки, направленных на внедрение при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в Арктической зоне наилучших доступных технологий и др.
Таким образом, в указанных стратегических документах подчеркивается, что задачи сохранения животного и растительного мира Арктической зоны Российской Федерации, в том числе при пользовании недрами, должны решаться одновременно с обеспечением задачи устойчивого экономического развития региона в целом.
Базовым стратегическим документом, определяющим основные векторы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, является Государственная программа «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 3664, предусматривающая формирование опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение их функционирования, расширение ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации, способной в значительной степени обеспечить потребности Российской Федерации в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья, и одновременно сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р5, выделяет Арктическую зону в качестве важнейшей геостратегической территории Российской Федерации, развитие которой должно обеспечиваться за счет стимулирования опережающего развития.
К сожалению, в Государственной программе и Стратегии ничего не сказано о механизмах обеспечения охраны окружающей среды (в том числе и охраны объектов животного мира) при реализации таких масштабных инфраструктурных проектов, особенно в непосредственной близости от опорных зон развития Арктической зоны Российской Федерации, где с высокой степенью вероятности будет сконцентрировано максимальное количество объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, следует согласиться с мнением ряда авторов, отмечавших, что «четкие механизмы по достижению и реализации указанных в документах стратегического планирования целей и задач в части охраны окружающего мира Арктики на текущий момент отсутствуют» [Жаворонкова, Агафонов, 2019: 6].
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Произошедшая авария в 2020 году на ТЭЦ-3 АО «НТЭК» наглядно показала хрупкость, ценность и уязвимость экосистемы Арктического региона от масштабного загрязнения. По данным экологов, «ущерб, причинённый в результате уничтожения среды обитания объектов животного и растительного мира, составил свыше 400 млн рублей. Исследования показали, что значительнее всего из-за разлива топлива пострадали луговые сообщества низкой поймы реки Амбарная. На обширной площади в 32,2 га
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (ч. IV), ст. 2207.
5 Собрание законодательства Российской Федерации. 2019, № 7 (ч. II), ст. 702.
Т. 11. № 1. 2021 Социально-политические науки
65
погибла растительность, составляющая основной рацион питания водоплавающих птиц. Пострадали места обитания охотничьих видов птиц, повреждены водно-болотные угодья. Нарушены заливные луга, в которых гнездятся водоплавающие и околоводные птицы, уничтожены кладки и гнёзда. Зона прямого воздействия на объекты животного мира составила порядка 14 кв. км»6.
Закрепление в документах государственного стратегического планирования развития Арктической зоны экологических угроз и рисков, а также особенностей охраны окружающей среды при осуществлении отдельных видов деятельности (в том числе и особенностей охраны объектов животного мира при пользовании недрами) представляется важным условием обеспечения поставленных Президентом Российской Федерации задач по сохранению экосистемы региона. В ином случае цели и задачи сохранения экосистемы региона, указанные в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года не согласуются с Государственной программой «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» и «Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».
Важно также иметь в виду, что «Арктика представляет собой особый район, имеющий уникальную природу и богатый природными ресурсами, где сталкиваются интересы сразу нескольких стран» [Доронина, 2016: 3; Доронина, 2016: 4], в связи с чем деятельность в Арктической зоне Российской Федерации подпадает под действие ряда международных договоров и соглашений.
В частности, базовым международным актом в области защиты Арктики является Стратегия защиты окружающей среды Арктики (1991, Рованиеми)7. В ней указаны основные риски и угрозы, связанные с загрязнением окружающей среды в Арктике, в том числе перечислены различные виды загрязнений в зависимости от видов загрязнителей (органические загрязнители, нефть, тяжелые металлы, шум, радиация и т.д.), а также план действий, направленных на их предотвращение. Применительно к охране объектов животного мира стороны договорились об обмене информацией об исследованиях в отношении арктических видов флоры и фауны, а также о контроле за состоянием среды их обитания.
В рамках исследования вопросов охраны объектов животного мира при пользовании недрами в Арктике следует также отметить роль Нуукской декларации (1993, Нуук)8, согласно которой стороны обязались проводить процедуру предварительной оценки мероприятий, которые могут иметь определенные экологические последствия, а также последующий мониторинг влияния таких мероприятий на окружающую среду.
Важное значение в обеспечении международно-правовой охраны окружающей среды Арктики имеет создание Арктического совета в соответствии с Оттавской декларацией (1996, Оттава)9. Арктический совет играет важнейшую роль в вопросах защиты окружающей среды и развития Арктического региона. Главной задачей совета является координация деятельности государств-участников по вопросам Арктики, контроль и координация предусмотренных Стратегией защиты окружающей среды
6 См: Ущерб природе из-за катастрофы в Норильске огромен. - URL: https://regnum.ru/news/economy/3136772.html.
7 Стратегия защиты окружающей среды Арктики (заключена в г. Рованиеми 14.06.1991) // СПС «Кодекс», URL: http://docs.cntd.ru/ document/1902061 (дата обращения: 02.02.2021).
8 Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике (принята в г. Нууке 16.09.1993) // СПС «КонсультантПлюс».
8 Декларация об учреждении Арктического Совета (Принята в г. Оттаве 19.09.1996) // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права. 1997. С. 721-723.
Арктики программ и мероприятий, а также распространение информации об Арктике. Под эгидой совета реализуется ряд программ по изучению Арктики, а также публикуется множество докладов и научных трудов, посвященных проблемам защиты окружающей среды Арктики [Васильев, 2013: 1].
В рамках работы Арктического совета разрабатываются инструктивно-методические документы, касающиеся охраны окружающей среды Арктики при осуществлении хозяйственной деятельности. Например, рабочей группой Арктического совета было разработано Руководство по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике (1997, Алта)10. «Руководство» предназначено для применения центральными и региональными органами власти государств Арктики на всех этапах процесса планирования, разведки и проведения работ по нефти и газу, а также его могут использовать промышленные предприятия при планировании нефтегазовых работ и общественность при изучении экологических проблем и практики ведения морских нефтегазовых работ в Арктике [Воробьев, Акимов, Соколов, 2005: 2].
Ещё одним важным документом, касающимся охраны морской среды в Арктике, является Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, заключенное в 2013 году11. Соглашение регламентирует вопросы взаимодействия соответствующих служб арктических государств в вопросе оперативного устранения разливов нефти, возникающих в результате аварий на морских буровых платформах.
Отмечая важную роль данных документов в обеспечении охраны объектов животного мира, тем не менее, в условиях отсутствия единого международного Соглашения по охране окружающей среды и природопользованию в Арктике, для реализации задач, указанных в документах государственного стратегического планирования, в первую очередь необходимо на международном уровне определить международно-правовой статус всей Арктической зоны (стратегический, экологический, экономический, социальный и др.), поскольку, как справедливо отмечал ряд авторов, «Арктика - это объект глобального уровня, требующий международных усилий и наднациональных критериев развития» [Жаворонкова, Агафонов, 2020: 5].
В этой связи представляется целесообразным принятие отдельного федерального закона, закрепляющего особый эколого-правовой статус Арктической зоны Российской Федерации, и содержащего особые требования в области охраны окружающей среды и ее отдельных компонентов, в том числе объектов животного мира при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности (это можно сделать по аналогии с законодательством о континентальном шельфе Российской Федерации).
Наличие базового закона об охране окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации представляется весьма актуальным на современном этапе, поскольку проект базового Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» (подготовлен Минрегионом России, в ГД РФ не вносился) концептуально не был поддержан, однако при этом был принят Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»12.
Принятие отдельного закона, закрепляющего эколо-го-правовой статус Арктической зоны, позволит сформировать правовой механизм, который позволит обеспечить
10 URL: https://pame.is/index.php/.
11 Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике (Заключено в г. Кируне 15.05.2013) // Бюллетень международных договоров. 2016. № 7. С. 3-11.
12 Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 29, ст. 4503.
66 Sociopolitical Sciences
Vol. 11. No. 1. 2021
Сокольникова Е.А.
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
реализацию всех целей и задач, установленных в документах стратегического планирования по развитию данного региона и одновременно с этим учесть специфику охраны окружающей среды Арктической зоны Российской Федерации, включающей сухопутные территории, определенные Указом Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 г. № 29613, а также прилегающие к этим территориям внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования, следует сделать следующие выводы и предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере охраны объектов животного мира при пользовании недрами в Арктической зоне Российской Федерации:
1. В базовых документах стратегического планирования по развитию Арктической зоны Российской Федерации («Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» и «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года») сформулирован ряд общих мер, позволяющих обеспечить сохранение биоразнообразия в Арктическом регионе.
Вместе с тем, специфика охраны объектов животного мира Арктической зоны Российской Федерации при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности, в том числе при пользовании недрами, напрямую не выделена. В свою очередь, в документах стратегического планирования, устанавливающих особенности социально-экономического и пространственного развития Арктической зоны Российской Федерации, природоохранные вопросы также напрямую не регулируются.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев А.В. Ситуация в Арктике и основные направления международного сотрудничества в регионе // Арктический регион: проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3-х т. Т. 1 / Рос. совет по межд. Делам [под общ. ред. И.С. Иванова]. М.: Аспект Пресс. 2013. С. 14-24.
2. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. М.: Ин-октаво, 2005. С. 154 (368).
3. Доронина А.К. Вопросы охраны окружающей среды Арктики в стратегических актах прибрежных арктических государств // Российский юридический журнал. 2016. № 5. С. 199-209.
4. Доронина А.К. Международно-правовая защита окружающей среды Арктики: актуальные задачи и перспективы // Экологическое право. 2016. № 1. С. 28-34.
5. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Правовые проблемы пространственного развития Арктической экологической зоны Российской Федерации // Lex russica. 2020. Т. 73. № 3. С. 105-113.
6. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Стратегические направления правового обеспечения экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 7. С. 161-171.
7. Заседание Госсовета по вопросам повышения инвестиционной привлекательности регионов. Москва. Кремль. 27.12.2017 г. - URL: https:// kremlin.ru/events/president/ news/56511.
8. Пресс-конференция Президента Российской Федерации В.В. Путина. Москва. Центр международной торговли. 2017 г. - URL: https://rg.ru/2017/12/14/videotransliaciia-press-konferenciia-vladimira-putina. html.
9. Совещание по вопросу эффективного и безопасного освоения Арктики. - URL: https://kremlin.ru/events/president/ news/45856/.
10. Ущерб природе из-за катастрофы в Норильске огромен. -URL: https://regnum.ru/news/economy/3136772.html.
На наш взгляд, закрепление в документах государственного стратегического планирования развития Арктической зоны экологических угроз и рисков, а также особенностей охраны окружающей среды при осуществлении отдельных видов деятельности (в том числе и особенностей охраны объектов животного мира при пользовании недрами) позволит обеспечить поставленные Президентом Российской Федерации задачи по сохранению экосистемы региона и создаст дополнительные механизмы охраны объектов животного мира Арктической зоны Российской Федерации.
2. По результатам проведенного анализа международных договоров и соглашений в области охраны окружающей среды Арктики отмечается важное значение данных документов в обеспечении охраны объектов животного мира данной экосистемы. В условиях отсутствия единого международного Соглашения по охране окружающей среды и природопользованию в Арктике обосновывается необходимость принятия отдельного федерального закона, закрепляющего особый эколо-го-правовой статус Арктической зоны Российской Федерации, и содержащего особые требования в области охраны окружающей среды и ее отдельных компонентов, в том числе объектов животного мира при осуществлении отдельных видов хозяйственной деятельности (по аналогии с законодательством о континентальном шельфе Российской Федерации).
В законе должна быть прописана обязательность проведения процедуры ОВОС в отношении любой намечаемой хозяйственной деятельности в Арктическом регионе, государственной экологической экспертизы, экологического мониторинга за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием объектов животного мира, обязательность применения наилучших доступных (в том числе наиболее экологически безопасных) технологий при осуществлении хозяйственной деятельности.
REFERENCES
1. Vasiliev A.V. The situation in the Arctic and the main directions of international cooperation in the region // The Arctic region: problems of international cooperation: Anthology in 3 vol. Vol/ 1 / Russian Council for International Relations. I.S. Ivanov]. M.: Aspect Press. 2013. P. 14-24.
2. Vorobyev Yu.L., Akimov V.A., Sokolov Yu.I. Prevention and elimination of emergency oil and oil products spills. M.: In-octavo, 2005. P. 154 (368).
3. Doronina A.K. Protection of the Arctic environment in the strategic acts of the Arctic coastal States // Russian law journal. 2016. № 5. P. 199-209.
4. Doronina A.K. International legal protection of the Arctic environment: current challenges and prospects // Environmental law. 2016. № 1. Р. 28-34.
5. Zhavoronkova N.G., Agafonov V.B. Legal problems of spatial development of the Arctic ecological zone of the Russian Federation // Lex russica. 2020. T. 73. № 3. P. 105-113.
6. Zhavoronkova N.G., Agafonov V.B. Strategic directions of legal support of ecological safety in the Arctic zone of the Russian Federation // Actual problems of Russian law. 2019. № 7. P. 161-171.
7. Meeting of the State Council on improving the investment attractiveness of the regions. Moscow. The Kremlin. 27.12.2017 g. - URL: https:// kremlin.ru/events/president/news/56511.
8. Press conference of the President of the Russian Federation V.V. Putin. Moscow. World Trade Center. 2017. - URL: https:// rg.ru/2017/12/14/videotransliaciia-press-konferenciia-vladimira-putina. html.
9. Meeting on the effective and safe development of the Arctic. - URL: https://kremlin.ru/events/president/news/45856/.
10. The damage to nature due to the disaster in Norilsk is huge. - URL: https://regnum.ru/news/economy/3136772.html.
13 Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (ч. I), ст. 2136.
Т. 11. № 1. 2021 Социально-политические науки
67
Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 80,26%.
Рецензент: Агафонов В.Б., доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Статья поступила в редакцию 29.01.2021, принята к публикации 28.02.2021. The article was recieved on 29.01.2021, accerted for publication 28.02.2021.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Сокольникова Екатерина Андреевна, старший преподаватель, научный сотрудник Центра сопровождения разработки месторождений РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Москва, Россия. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5706-9581
ABOUT THE AUTHOR
Sokolnikova Ekaterina Andreevna, Senior lecturer, research associate of the center for field development support National University of oil and gas «Gubkin University» (Gubkin University), Moscow, Russia. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5706-9581
68 Sociopolitical Sciences
Vol. 11. No. 1. 2021