Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ОБЪЕКТЫ ЖИВОТНОГО МИРА / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ЗАПОВЕДНИКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ / ЗАКАЗНИКИ / LEGISLATION / SUBSURFACE USE / WILDLIFE OBJECTS / SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES / NATURE RESERVES / NATIONAL PARKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сокольникова Екатерина Андреевна

Статья посвящена исследованию проблем и практики правового регулирования охраны объектов животного мира при пользовании недрами на особо охраняемых природных территориях. По результатам проведенного исследования, в том числе положительного зарубежного опыта, выявляется специфика эколого-правового режима хозяйственной деятельности при пользовании недрами в части обеспечения охраны объектов животного мира, которая существенно различается в зависимости от непосредственного вида особо охраняемой природной территории. Доказывается вывод, согласно которому законодательство об особо охраняемых природных территориях требует гармонизации с законодательством о недрах, а также законодательством о животном мире в части обеспечения охраны объектов животного мира в границах особо охраняемых природных территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сокольникова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PRACTICE OF LEGAL REGULATION OF THE PROTECTION OF WILDLIFE OBJECTS IN THE USE OF MINERAL RESOURCES IN SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES

The article is devoted to the study of the problems and practice of legal regulation of the protection of wildlife objects in the use of mineral resources in specially protected natural territories. Based on the results of the study, including positive foreign experience, to ascertain the specificity of ecological-legal regime of economic activity of the subsoil use in terms of protection of objects of fauna, which varies considerably depending on the immediate view of the protected area. It is proved, that the legislation on specially protected natural territories requires harmonization with the law on subsoil and law on fauna to ensure protection of wildlife within the boundaries of specially protected natural territories.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

6. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО; АГРАРНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06)

6.1. Проблемы и практика правового регулирования охраны объектов животного мира при пользовании недрами на особо охраняемых природных территориях

©Сокольникова Екатерина Андреевна

РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, г.Москва, Россия sokolnikova. e@gubkin.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблем и практики правового регулирования охраны объектов животного мира при пользовании недрами на особо охраняемых природных территориях. По результатам проведенного исследования, в том числе положительного зарубежного опыта, выявляется специфика эколого-правового режима хозяйственной деятельности при пользовании недрами в части обеспечения охраны объектов животного мира, которая существенно различается в зависимости от непосредственного вида особо охраняемой природной территории. Доказывается вывод, согласно которому законодательство об особо охраняемых природных территориях требует гармонизации с законодательством о недрах, а также законодательством о животном мире в части обеспечения охраны объектов животного мира в границах особо охраняемых природных территорий.

Ключевые слова: законодательство, недропользование, объекты животного мира, особо охраняемые природные территории, заповедники, национальные парки, заказники.

Для цитирования: Сокольникова Е.А. Проблемы и практика правового регулирования охраны объектов животного мира при пользовании недрами на особо охраняемых природных территориях // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. 13. №7. С. 092-097.

Problems and practice of legal regulation of the protection of wildlife objects in the use of mineral resources in specially protected natural territories

©Sokolnikova Ekaterina Andreevna

National University of oil and gas «Gubkin University» (Gubkin University); Moscow, Russia sokolnikova.e@gubkin.ru

Abstract

The article is devoted to the study of the problems and practice of legal regulation of the protection of wildlife objects in the use of mineral resources in specially protected natural territories. Based on the results of the study, including positive foreign experience, to ascertain the specificity of ecological-legal regime of economic activity of the subsoil use in terms of protection of objects of fauna, which varies considerably depending on the immediate view of the protected area. It is proved, that the legislation on specially protected natural territories requires harmonization with the law on subsoil and law on fauna to ensure protection of wildlife within the boundaries of specially protected natural territories.

Keywords: legislation, subsurface use, wildlife objects, specially protected natural territories, nature reserves, national parks, nature reserves.

For citation: Sokolnikova E.A. Problems and practice of legal regulation of the protection of wildlife objects in the use of mineral resources in specially protected natural territories // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. 13. №7. Pp. 092-097. (in Russ.).

Введение

В Российской Федерации формирование сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) является одной их самых эффективных мер консервативной охраны объектов животного мира и среды их обитания. Развитие существующих и создание новых ООПТ также обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных обязательств в сфере охраны объектов животного мира, главным образом, в отношении объектов животного мира, занесенных в Международ-

ную Красную книгу и Красную книгу Российской Федерации, а также подпадающих под действие международных договоров и соглашений.

Значение ООПТ для сохранения биологического разнообразия страны в целом неоднократно отмечалось в

документах государственного стратегического планирования1 и научной литературе2. Согласно Национальному проекту «Экология», (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16), сохранение биологического разнообразия названо в качестве одной из приоритетных задач, решение которой планируется обеспечить в рамках реализации Федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», в соответствии с которым к 25 декабря 2024 г. предусмотрено создание не менее 24 новых особо охраняемых природных территорий, при этом общая площадь ООПТ должна быть увеличена за счет созданных ООПТ не менее чем на 5 млн. га.

Несмотря на установленный Федеральным законом от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»3 режим особой охраны ООПТ, в настоящее время отмечается конкуренция экономических и экологических интересов при хозяйственном использовании территорий, вовлечении их в хозяйственной оборот с одновременной необходимостью развития сети особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения.

Зачастую возникает объективная необходимость использования земель данной категории для осуществления хозяйственной и иной деятельности, в том числе отдельных видов хозяйственной деятельности в сфере пользования недрами4. Для реализации указанных целей в соответствии с действующим законодательством требуется либо изменять границы особо охраняемой природной территории, либо вносить изменения в Положения об особо охраняемых природных территориях в части уточнения возможных видов хозяйственной деятельности (т.е. учитывать специфику осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности в зависимости от непосредственного вида особо охраняемых природных территории), что в обоих случаях представляется достаточно сложным и зачастую труднореализуемым процессом, в связи с чем встречаются случаи и самовольного пользования недрами в границах ООПТ. Особую сложность представляют неурегулированные действующим законодательством случаи, когда в границах земельного участка (части земельного участка), отведенного под выполнение отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, создаются ООПТ (как правило, регионального значения), в связи с чем пользователь недр вынужден приостанавливать/ограничивать или даже досрочно прекращать право пользования недрами с целью соблюдения эколого-правового режима ООПТ.

В любом случае процесс пользования недрами (даже в непосредственной близости от границы охранной (буферной) зоны ООПТ) приводит к нарушению существующего эколого-правового режима ООПТ, изменению

1 См.: Концепция развития системы особо охраняемых природ-

ных территорий федерального значения на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 2322-р // Собрание законодательства РФ, 16.01.2012, № 3, ст. 452; Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025

года, утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 207-р // СЗ РФ. 2019. № 7 (часть II). Ст. 702 и др. О государственной экологической политике, в том числе в области развития сети ООПТ см: Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Правовые проблемы стратегирования в экологическом праве // Lex russica. 2020. - № 1.

- С. 28 - 42; Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Тенденции и перспективы совершенствования государственной политики в области экологического развития // Актуальные проблемы российского права. 2017. - № 7. - С. 162 - 173.

среды обитания объектов животного мира, ухудшению условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции.

Отметим также, что законодательство об особо охраняемых природных территориях не гармонизировано с законодательством о недрах, а также законодательством о животном мире в части обеспечения охраны объектов животного мира в границах ООПТ (особенно это касается ООПТ регионального значения). Действующие Положения об особо охраняемых природных территориях как федерального, так и регионального и уровней зачастую дублируют друг друга, не устанавливают конкретные запреты и ограничения для природо-пользователей, не конкретизируют специфику возможной хозяйственной деятельности, связанной с пользованием недрами, а также меры охраны отдельных компонентов окружающей среды, в том числе объектов животного мира (как правило, в Положениях устанавливается только общий запрет на ведение хозяйственной деятельности, которая может причинить вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания).

В этой связи ряд правовых проблем, связанных с охраной объектов животного мира при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с пользованием недрами, в границах или в непосредственной близости к особо охраняемым природным территориям, остаются нерешенными, дискуссионными и актуальными.

Для решения данных проблем представляется необходимым:

- определить возможные виды и выявить специфику эколого-правового режима хозяйственной деятельности при пользовании недрами в части обеспечения охраны объектов животного мира, в зависимости от непосредственного вида особо охраняемой природной территории, в том числе с учетом положительного зарубежного опыта;

- сформулировать предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере охраны объектов животного мира при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с пользованием недрами, в границах особо охраняемых природных территорий.

Основные результаты исследования

Согласно п. 14 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» специфика эколого-правового режима хозяйственной деятельности при пользовании недрами существенно различается в зависимости от непосредственного вида особо охраняемой природной территории.

Так, на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, которая

2 См: Лунева Е.В. Правовой режим земельных участков в особо охраняемых природных территориях. М.: Статут, 2018. 159 с.; Злотникова Т.В. Современные тенденции правового регулирования охраны и использования особо охраняемых природных территорий // Экологическое право. 2019. № 2. С. 15 - 21.

3 Собрание законодательства РФ, 1995, № 12, ст. 1024.

4 Подробнее о правовом регулировании пользования недрами в границах ООПТ см.: Скибин С.С. Особенности правового регулирования пользования недрами при ограниченной хозяйственной деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий: дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.06 / Скибин Сергей Сергеевич; [Место защиты: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ]. - Москва, 2015 - 174 с.

противоречит режиму его особой охраны, при этом допускается только осуществление некоторых мероприятий и видов деятельности, которые направлены на охрану его территории и обеспечения его функционирования (части 1, 2 и 4 статьи 9 Федерального закона от 14.03.1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»5). Например, согласно Положению о государственном природном заповеднике "Утриш", утвержденному Приказом Минприроды России от 03.03.2011 г. № 1456, на территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение иных, связанных с пользованием недрами, работ; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и выходов минералов, геологических обнажений и горных пород; иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющее вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания, а также не связанные с выполнением возложенных на заповедник задач.

На территориях национальных парков также запрещается разведка и разработка полезных ископаемых, а также деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и выхода геологических обнажений, как одни из наиболее опасных видов деятельности, которые могут нанести ущерб объектам животного мира. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности их территорий, а на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается, или ограничивается любая деятельность в соответствии с актом, устанавливающим режим их территорий (пп. «а» и «б» части 2 статьи 15, часть 4 статьи 21, часть 1 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

При этом, на территории государственного природного заказника может быть либо полностью запрещено проведение отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, как это сделано при установлении

5 СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

6 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 17, 25.04.2011.

7 На его территории запрещается осуществление геологического изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение иных, связанных с пользованием недрами, работ, за исключением проведения работ, связанных с добычей нефти и газа, а также ракушечника, осуществление которых допускается только при соблюдении особенностей режима особой охраны и по согласованию с Минприроды России. При этом пользователи недр обязаны по согласованию с учреждением заказника разработать и реализовать комплекс мероприятий по сохранению и восстановлению природных комплексов и объектов на территории заказника / подпункт 8 пункта 3.1 и пункт 3.3 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский», утвержденного приказом Минприроды России от 10.06.2010 г. № 201. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 31.

8 На его территории без каких-либо исключений запрещается геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение иных, связанных с пользованием недрами, работ / подпункт 7 пункта 3.1 Положения о государственном природном заказнике федерального значения «Малые Курилы», утвержденного приказом Минприроды России от 19.08.2009 № 253. // Российская газета. 2009. № 188.

9 На территории заказника запрещаются разработка месторож-

дений полезных ископаемых, выполнение иных, связанных с поль-

зованием недрами, работ / подпункт 11 пункта 3.1 Положения о

режима государственных природных заказников федерального значения «Приазовский»7, «Малые Курилы»8, «Удыль»9, либо только определенных видов пользования недрами (например, такое установлено для Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника)10, либо работы, связанные с пользованием недрами, могут быть напрямую не запрещены положением о данной особо охраняемой природной территории (государственный природный заказник федерального значения «Муромский»11).

Положениями об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения предусматривается больше возможностей для осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Так, согласно Положению «О природном парке Ивано-Арахлейский, утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края от 09.12.2014 г. № 67312, хозяйственная деятельность, не запрещенная на территории природного парка, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и режимами выделенных функциональных зон с обязательным уведомлением государственного учреждения о сроках и месте проведения работ.

При этом Положением допускается производство сплошных рубок лесных насаждений в целях строительства, реконструкции, обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов; строительство и реконструкция объектов капитального строительства на территории природного парка; выполнение работ по геологическому изучению недр и разработка месторождений полезных ископаемых по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере регулирования отношений недропользования.

В свою очередь, согласно Положению о государственном природно-минералогическом заказнике «Ре-жевской», утверждённому Постановлением Правительства Свердловской области от 12.10.2017 г. № 750-ПП13, на его территории запрещается любая хозяйственная деятельность, которая противоречит целям

государственном природном заказнике федерального значения «Удыль», утвержденного приказом Минприроды России от 30.06.2009 № 176. // Российская газета. 2009. № 154.

10 На территории этого заказника запрещается разведка и разработка полезных ископаемых / подпункт 3 пункта 10 Положения о Сочинском общереспубликанском государственном природном заказнике, утвержденного приказом Минприроды России от 29.10.2015 г. № 452. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 2.

11 Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Муромский», утвержденное приказом Минприроды России от 19.02.2009 № 36. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 17.

Вместе с тем, следует отметить, что согласно подпункту 19 пункта 2.1 указанного положения на территории заказника запрещаются «иные виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания», в связи с чем пользование недрами может быть отнесено к такому виду деятельности.

12 Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.12.2014.

13 Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 16.10.2017, Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.10.2017

создания Заказника и причиняет вред природным комплексам и их компонентам, историко-культурным и геолого-минералогическим объектам, в том числе геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением работ, проводимых предприятиями, имеющими лицензию на право ведения таких работ, а также разведки и бурения водозаборных скважин, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов.

Согласно статье 8 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 23951 «О недрах»14 пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды, при этом пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий. Таким образом, действующее законодательство о недрах напрямую не содержит запрет права пользования недрами в границах особо охраняемых природных территорий.

Как показал проведенный анализ, абсолютный запрет пользования недрами в настоящее время установлен положениями о государственных природных заповедниках, в свою очередь, на иных особо охраняемых природных территориях (особенно регионального и местного значения) оно теоретически возможно, если иное не установлено положениями о данных территориях.

Для решения существующей проблемы охраны объектов животного мира на ООПТ большой практический интерес представляет собой опыт Филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «ВолгоградНИПИморнефть» при проектировании и экологическом сопровождении геолого-разведочных работ на особо охраняемых природных территориях. Конфликт интересов между недропользователем и природоохранными органами, наделенными полномочиями по организации и функционированию особо охраняемых природных территорий (ООПТ), был обусловлен тем, что у недропользователя имеется лицензия, не содержащая каких-либо экологических ограничений на участок недр, но при этом лицензионный участок частично совпадал с площадью заказника регионального значения «Дрофиный», на котором запрещена любая хозяйственная деятельность, не совпадающая с целями заказника15.

Решение юридической коллизии было найдено на основании абз. 3 ст. 8 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 года №2395-1, согласно которому пользование недрами на территории ООПТ проводится в соответствии со статусом этих территорий. При этом в соответствии со статьей 17.1 этого же закона, при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению, при котором условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежит16.

В этой связи также представляется целесообразным провести анализ зарубежного опыта правового регулирования охраны объектов животного мира при осуществлении хозяйственной деятельности в сфере

14 Собрание законодательства РФ, 06.03.1995, № 10, ст. 823.

15 См.: Безродный Ю.Г., Новикова В.В., Опарин М.Л. Опыт проектирования и экологического сопровождения геологоразведочных работ на особо охраняемой природной территории. Лучший Эко-проект года. М. 2020;

16 При анализе опыта охраны объектов животного мира при поль-

зовании недрами на ООПТ использованы материалы, содержащи-

еся в статьях: Безродный Ю.Г., Новикова В.В., Дорошев В.В., Де-лия С.В. Решение проблем, связанных с освоением лицензионных

недропользования на особо охраняемых природных территориях.

В США регулирование создания и деятельности на особо охраняемых природных территориях осуществляется на федеральном уровне и уровне штатов. На федеральном уровне положения регулирующие деятельность на на особо охраняемых природных территориях закреплены в Кодексе Соединенных штатов: том 16 «Сохранение» (U.S. Code: Title 16. CONSERVATION17). Например, в национальном парке «Йеллоустон» запрещена (охота и рыболовство, но разрешено получение электроэнергии из горячих источников.

В Канаде регулирование хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях осуществляется на общегосударственном уровне и уровне провинций, при этом необходимо отметить, что в Канаде существуют особо охраняемые природные территории общегосударственного значения, управление которыми осуществляет общегосударственный уполномоченный орган, особо охраняемые природные территории провинциального значения, которыми управляют органы власти провинций, а также особо охраняемые природные территории, созданные по соглашению между правительством Канады и правительством провинции, которыми управляет уполномоченный общегосударственный орган

На общегосударственном уровне Канады особо охраняемые природные территории и деятельность на таких территориях регулируются Законом о национальных парках Канады» (Canada National Parks Act of 20.10.2000 г.)18, который разделяет охраняемые территории на национальные парки, заповедники, и дикие местности, различие которых заключается в режиме осуществления деятельности на таких территориях (раздел 4 указанного закона).

Согласно разделу 26 указанного закона, никто не может:

а) охотиться в парке на любое дикое животное вида, указанного в Части 1 Приложения 3;

б) вывозить и становиться владельцем любого дикого животное вида, указанного в Части 1 Приложения 3, живым или мертвым, на любой стадии развития, или любым яйцом или эмбрионом, или любой частью или дериватом любого такое животное;

с) вывозить или становиться владельцем любого дикого животного вида, указанного в Части 1 Приложения 3, живым или мертвым, на любой стадии развития, взятым из парка, или любого яйца, зародыша или любой части или деривата любого такое животное, которое было взято из парка.

При этом другие виды деятельности, которые разрешены или запрещены в особо охраняемой природной территории, а также правила, их касающиеся, определяет Губернатор.

В отношении законодательного регулирования деятельности на особо охраняемых природных территориях на уровне провинций рассмотрим законодательные акты провинции Онтарио.

участков углеводородов на особо охраняемых природных территориях, и охрана биоразнообразия // Нефтяное хозяйство. - 2018. -№ 1. - С. 92-96. - DOI: 10.24887/0028-2448-2018-1-92-96; Безродный Ю.Г., Новикова В.В., Опарин М.Л., Опарина О.С., Мамаев А.Б. Мониторинг биоразнообразия при проведении геолого-разведочных работ на особо охраняемой природной территории // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2019. - № 5 (190). -С. 27-32.

17 https://www.law.cornell.edu/uscode/text/16

18 https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/N-14.01/

Согласно пункту 1 раздела 16 «Закона Онтарио «О провинциальных парках и заповедниках» 2006 года» (Provincial Parks and Conservation Reserves Act 2006)19 следующие виды деятельности не должны осуществляться на землях, которые являются частью провинциального парка или заповедника:

-разведка, составление заявок на добычу полезных ископаемых, разработка полезных ископаемых или разработка шахт;

-извлечение заполнителя, верхнего слоя почвы или торфа;

-другое промышленное использование.

Не допускается охота в провинциальных парках, если это не разрешено правилами, принятыми в соответствии с Законом о сохранении рыбы и дикой природы 1997 года. При этом установлены исключения, которые допускают осуществление деятельности по добыче полезных ископаемых (которая велась до установления режима особо охраняемой природной территории), по производству электроэнергии гидроэлектростанциями (существующими до установления режима режима особо охраняемой природной территории), а также по эксплуатации (строительству и реконструкции) подъездных и проездных дорог (путей).

Дополнительные ограничения и правила установлены относительно местностей, объявляемых «дикими» в соответствии с «Законом Онтарио «О дикой местности» 1990 года (Wilderness Areas Act 1990)20, а также для местностей крайнего севера в соответствии с Законом Онтарио «О крайнем севере» (Far North Act 2010)21.

В целом проведенный анализ зарубежного опыта правового регулирования хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, показывает, что законодательство США, Канады, предусматривает гибкий подход к возможности осуществления различных видов хозяйственной деятельности с учетом принципа предосторожности, обеспечивая сохранность экосистемы, объектов животного мира. Так, в ряде случаев по решению компетентного органа в границах особо охраняемой природной территории могут вестись строительные работы, лесозаготовка, а также деятельность по добыче полезных ископаемых.

Заключение

Подводя итоги исследования, следует сделать резолютивный вывод, согласно которому в действующих положениях об особо охраняемых природных территориях федерального уровня требования к охране объектов животного мира при осуществлении хозяйственной деятельности прописаны достаточно типизировано, однако при этом за исключением

Список литературы:

1. Безродный Ю.Г., Новикова В.В., Дорошев В.В., Де-лия С.В. Решение проблем, связанных с освоением лицензионных участков углеводородов на особо охраняемых природных территориях, и охрана биоразнообразия // Нефтяное хозяйство. - 2018. - № 1. - С. 92-96. - DOI: 10.24887/0028-2448-2018-1-92-96.

2. Безродный Ю.Г., Новикова В.В., Опарин М.Л. Опыт проектирования и экологического сопровождения геологоразведочных работ на особо охраняемой природной территории. Лучший Эко-проект года. М. 2020.

государственных природных заказников возможность осуществления хозяйственной деятельности, связанной с пользованием недрами, положениями не предусматривается.

В свою очередь, положениями об особо охраняемых природных территориях регионального значения допускается возможность установления более дифференцированного подхода к осуществлению различных видов хозяйственной и иной деятельности, в том числе связанных с пользованием недрами, однако при этом специфика охраны объектов животного мира, обитающих на данных территориях, при осуществлении данных видов хозяйственной деятельности фактически не учтена.

В этой связи сделан вывод о необходимости гармонизации законодательства об особо охраняемых природных территориях с законодательством о недрах, а также законодательством о животном мире. Как показывает практика, в ряде случаев органы государственной власти предоставляют в пользование участки недр, в границах которых расположены особо охраняемые природные территории. В свою очередь, хозяйствующие субъекты, несмотря на наличие ограничений или прямых запретов пользования недрами в границах особо охраняемых природных территорий, допускают самовольное пользование недрами, нарушают эколого-правовой режим данной территории.

Также, как показал проведённый анализ, при разработке паспортов особо охраняемых природных территорий (особенно регионального и местного значения) органы государственной власти субъектов Российской Федерации зачастую выходят за пределы своих полномочий, устанавливая возможные виды хозяйственной деятельности по использованию недр в границах особо охраняемых природных территорий, не отвечающие требованиям по охране других компонентов окружающей среды, в первую очередь, объектов животного мира.

При этом в целом увеличение масштабов и распространение сферы пользования недрами в непосредственных границах особо охраняемых природных территорий приводит к сокращению ареалов многих редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира. Вместе с тем эффективный механизм их сохранения и компенсации ущерба объектам животного и растительного мира и среде их обитания на особо охраняемых природных территориях отсутствует, в первую очередь, по причине отсутствия четких требований по их охране для пользователей недр в действующем законодательстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Bezrodny Yu. G., Novikova V. V., Doroshev V. V., Delia S. V. Solving problems related to the development of license areas of hydrocarbons in specially protected natural territories and protecting biodiversity. - 2018. - no. 1. - Pp. 92-96. - DOI: 10.24887/0028-2448-2018-1-92-96.

2. Bezrodny Yu. G., Novikova V. V., Oparin M. L. Experience in designing and environmental support of geological exploration in a specially protected natural area. Best Eco-project of the year. M. 2020.

19 https://www.ontario.ca/laws/statute/06p12

20 https://www.ontario.ca/laws/statute/90w08

96

21 https://www.ontario.ca/laws/statute/10f18

3. Безродный Ю.Г., Новикова В.В., Опарин М.Л., Опарина О.С., Мамаев А.Б. Мониторинг биоразнообразия при проведении геолого-разведочных работ на особо охраняемой природной территории // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2019. - № 5 (190). - С. 27-32.

4. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Тенденции и перспективы совершенствования государственной политики в области экологического развития // Актуальные проблемы российского права. 2017. - № 7. - С. 162 - 173.

5. Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Правовые проблемы стратегирования в экологическом праве // Lex russica. 2020. - № 1. - С. 28 - 42.

6. Злотникова Т.В. Современные тенденции правового регулирования охраны и использования особо охраняемых природных территорий // Экологическое право. 2019. № 2. С. 15 - 21.

7. Лунева Е.В. Правовой режим земельных участков в особо охраняемых природных территориях. М.: Статут, 2018. 159 с.

8. Скибин С.С. Особенности правового регулирования пользования недрами при ограниченной хозяйственной деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий: дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.06 / Скибин Сергей Сергеевич; [Место защиты: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ]. - Москва, 2015 - 174 с.

3. Bezrodny Yu. G., Novikova V. V., Oparin M. L., Oparina O. S., Mamaev A. B. monitoring of biodiversity during geological exploration on a specially protected natural territory / / environmental Protection in the oil and gas complex.

2019. - № 5 (190). - P. 27-32.

4. Zhavoronkova N. G., Agafonov V. B. Trends and prospects for improving state policy in the field of environmental development // Actual problems of Russian law. 2017. -No. 7. - P. 162-173.

5. Zhavoronkova N. G., Vypkhanova G. V. Legal problems of strategizing in environmental law / / Lex russica.

2020. - No. 1. - Pp. 28-42.

6. Zlotnikova T. V. Modern trends in legal regulation of protection and use of specially protected natural territories // Environmental law. 2019. No. 2. P. 15 - 21.

7. Luneva E. V. Legal regime of land plots in specially protected natural territories. Moscow: Statute, 2018. 159 p.

8. Skibin S. S. Features of legal regulation of the use of mineral resources in limited economic activity within specially protected natural territories: dis. ... candidate of legal Sciences : 12.00.06 / Skibin Sergey Sergeevich; [Place of protection: In-t legislation and compare. legal studies under the government of the Russian Federation]. - Moscow, 2015 - 174 C.

Рецензия

на статью Сокольниковой Е.А «Проблемы и практика правового регулирования охраны объектов животного мира при пользовании недрами на особо охраняемых природных территориях»

Актуальность совершенствования сферы правового регулирования охраны объектов животного мира при пользовании недрами на особо охраняемых природных территориях обусловлена рядом ключевых факторов, основными из которых следует назвать конкуренцию экономических и экологических интересов при хозяйственном использовании территорий, вовлечении их в хозяйственной оборот с одновременной необходимостью развития сети особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, а также необходимостью правового обеспечения охраны объектов животного мира, обитающих на особо охраняемых природных территориях, в первую очередь, занесенных в и Красную книгу Российской Федерации, а также подпадающих под действие международных договоров и соглашений. Именно поэтому выбор темы для исследования представляется важным, необходимым и оправданным.

Проведенный анализ позволил автору сделать ряд важных выводов и предложений. В частности, заслуживает внимания вывод о том, что специфика эколого-правового режима хозяйственной деятельности при пользовании недрами существенно различается в зависимости от непосредственного вида особо охраняемой природной территории. Также заслуживает поддержки проведенный автором анализ зарубежного опыта правового регулирования хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях, и сформулированный вывод, согласно которому зарубежное законодательство предусматривает более гибкий подход к возможности осуществления различных видов хозяйственной деятельности, в том числе пользования недрами. Выводы и предложения автора о необходимости гармонизации законодательства об особо охраняемых природных территориях с законодательством о недрах, а также с законодательством о животном мире также заслуживают внимания.

Работа оригинальна, содержит ряд выводов и положений, обладающих признаками научной новизны, теоретической и практической значимости, вследствие чего может быть рекомендована к публикации.

Рецензент - профессор кафедры Экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент В.Б. Агафонов

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 70,54%

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сокольникова Екатерина Андреевна, старший преподаватель кафедры горного, земельного и экологического права, научный сотрудник Центра сопровождения разработки месторождений РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5706-9581. E-mail: sokolnikova.e@gubkin.ru

ABOUT THE AUTHOR

Sokolnikova Ekaterina Andreevna, Senior lecturer of the Department of mining, land and environmental law, research associate of the center for field development support National University of oil and gas «Gubkin University» (Gubkin University). ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5706-9581. E-mail: sokolnikova.e@gubkin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.