Научная статья на тему 'Значение социокультурной деятельности в социальной работе с неполными семьями'

Значение социокультурной деятельности в социальной работе с неполными семьями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова Е.И., Анфёрова М.Е.

В статье дается оценка социокультурной деятельности в работе с неполными семьями. Представлены формы и методы социокультурной работы. Рассматриваются вопросы формирования у подростков из неполных семей ценностных ориентаций и подготовки их к семейно-родительской деятельности через социокультурную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение социокультурной деятельности в социальной работе с неполными семьями»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 364.446

Е.И. Антипова,

старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятиях сферы услуг, рекреации и туризма ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)» М.Е. Анфёрова, студентка 3 курса ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)», г. Челябинск, Российская Федерация

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ

Аннотация

В статье дается оценка социокультурной деятельности в работе с неполными семьями. Представлены формы и методы социокультурной работы. Рассматриваются вопросы формирования у подростков из неполных семей ценностных ориентаций и подготовки их к семейно-родительской деятельности через социокультурную деятельность.

Ключевые слова

Социокультурная деятельность, неполная семья, ценностные ориентации, социальная работа

Семья - это живая система, которая постоянно меняется как под воздействием социально-экономических условий, так и вследствие внутренних процессов развития.

От успешности выполнения семьей своих функций зависит демографическая ситуация в стране или отдельном регионе, количественные и качественные параметры трудовых ресурсов, удовлетворенность трудом и жизнью, развитие физических и духовных сил человека. Характер выполнения семьей социальных функций в значительной степени определяется ее структурным типом [3; 5].

Значительное распространение среди современных типов получила неполная семья. Прогрессирующая нестабильность семейного образа жизни, проявляющаяся в росте числа разводов, уменьшении рождаемости, повышении количества внебрачных детей, приводит к развитию института неполных семей [8, с. 15].

Отсутствие одного из брачных партнеров предопределяет особенности выполнения неполной семьей своих функций. Определенные трудности испытывает неполная семья в выполнении социализирующей функции, связанной с воспитанием детей. Темп современной жизни, возрастающее давление, связанное с урбанизацией общества, жесткость социально-ролевых предписаний и постоянно усиливающаяся ответственность, дефицит нравственно-этических аспектов в отношениях взрослых, неудовлетворительная социально-психологическая культура общения способствуют возникновению нарушений взаимодействия между родителем и ребенком [6, с. 32].

Неполная семья является социально уязвимой в силу снижения своих потенциальных возможностей самообеспечения и саморазвития. Ввиду этого неполная семья требует особой поддержки со стороны государства. По официальным данным, из общего количества детей, являющихся клиентами социальных служб, 62 % детей воспитываются в неполной семье, в том числе 47 % - матерями-одиночками [11, с. 78].

В связи с вышеуказанным актуализируется рассмотрение проблемы подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности, ведению домашнего хозяйства.

Одной из эффективных технологий социальной работы с неполными семьями, в том числе с детьми по

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

формированию у них ценностных ориентаций, является социокультурная деятельность.

Организация процесса формирования ценностных ориентаций средствами социокультурной деятельности осуществляется на традиционных и специально обусловленных принципах. К традиционным педагогическим положениям относятся принципы: научности; преемственности; системности и целостности; доступности; сознательности и активности; маневренности.

К группе специально обусловленных положений относятся принципы: систематичности; преемственной и взаимной связи социально-культурной деятельности и жизни; развития инициативы и самореализации; полифункциональности; индивидуального подхода.

Данные принципы предполагают многоуровневый подход к процессу формирования ценностных ориентаций подростков средствами социокультурной деятельности и определяют ее методологию и содержание, поставленные на технологическую основу [5, с. 312].

В настоящее время разработаны различные практики, позволяющие решать задачи оптимизации жизнедеятельности семьи:

технология информационно-познавательной и просветительской деятельности, направленная на просвещение, информирование, разъяснение, реализацию насущных интересов людей на практике;

технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений, включающая комплекс методов, позволяющих достичь целенаправленной регуляции художественно-творческой, художественно-педагогической и коммуникативной деятельности участников групп, и направленная на самосовершенствование личности;

технология организации отдыха, развлечения, направленная на организацию игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности [7; 9].

Как правило, дети окружены вниманием, должным участием, заботой ближайших взрослых. Но среди воспитывающихся в неполных семьях детей отмечается значительный процент психических заболеваний, в том числе неврозов, вызванных не наследственными, а именно социальными факторами [4; 10]. Причины отклонений лежат в плоскости человеческих взаимоотношений.

Поэтому в работе с неполными семьями необходимо использовать различные формы и методы социокультурной деятельности.

Среди методов работы выделяют наглядные, словесные, объяснительно-иллюстративные. Применение данных методов направлено на формирование ценностных ориентаций, развитие самосознания детей из неполных семей, понимание собственных переживаний и внутренних процессов как разрушительного, так и созидательного порядка.

В работе с неполными семьями используются различные формы организации социокультурной деятельности: массовые, групповые и индивидуально-личностные. Критерием выбора формы социокультурной деятельности является соотнесенность содержания с целями, задачами и условиями, привлекательность и эмоциональность, доступность, сочетаемость массовых, групповых и индивидуальных способов, систематичность, активное участие личности подростка в комплексном процессе.

К массовым формам деятельности относятся фестивали, праздники, чествование семей, выставки семейных ремесел. Групповыми формами деятельности являются семейные клубы, межсемейные вечера, семейные интернет-конференции, клубы самодеятельных инициатив. К индивидуальным формам работы относятся консультации, психологические репетиции, тренинги, тестирования с самопроверкой, творческие самопрезентации.

Распространенными формами социокультурной деятельности являются праздники, семейные клубы, вечера.

Так, задача праздников заключается в создании у детей из неполных семей радостного настроения, положительного эмоционального подъема и формировании праздничной культуры.

Развлечения, носящие компенсационный характер, возмещают рутину однообразной повседневной жизни. Учитывая все разнообразие видов детских развлечений, данное направление деятельности обладает значительным организационным потенциалом.

Отдых - это социокультурная деятельность, позволяющая снять усталость, напряжение и восстановить

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

физические, эмоциональные ресурсы человека. Различают организацию социокультурной деятельности на территории дошкольных образовательных учреждений, школ, спортивного отдыха, прогулок, прочтения книг, просмотра мультфильмов и др.

При организации социокультурной деятельности с детьми из неполных семей необходимо помнить, что в общении со сверстниками, взрослыми людьми для них немаловажен вопрос нравственных позиций, самооценки, а также лидерства.

Так, интересной и полезной формой взаимодействия для детей и подростков из неполных семей является общение со студентами.

Через волонтерскую деятельность студенты специальности «Социальная работа», приобретают необходимые навыки общения, накапливают опыт руководства социальной деятельностью и реализуют свой личностный потенциал, поскольку личность специалиста играет важнейшую роль в процессе работы с семьей, выступая важнейшим ресурсом профессиональной деятельности [1].

К различным социально значимым событиям студенты проводят благотворительные акции, организуют поздравления, осуществляют разнообразные проекты. Практическая деятельность волонтеров охватывает различные социальные учреждения и категории населения, в том числе неполные семьи [2, с. 49].

Из большого количества социокультурных средств во встречах, беседах и на мероприятиях с детьми студенты применяют «живое слово», свободное коммуницирование, тематическое общение (литература, увлечения, природа и др.), игру, используют технические средства, самодеятельное творчество.

Освоение детьми из неполных семей такого опыта общения способствует формированию уважительного доброжелательного и заботливого отношения к другим детям, уважения к старшим, а также умения понимать состояние и мотивы поступков других и правильным образом реагировать на них. Это позволяет детям из неполных семей успешно адаптироваться в обществе, а семье в конечном итоге улучшить внутренний социально-психологический климат.

Работа с неполными семьями посредством социокультурной деятельности, с одной стороны, дает возможность целостно представить процесс формирования семейно-ценностной ориентации личности подростка, готовности к жизнедеятельности с активной социальной позицией в современных условиях. С другой стороны, какая бы форма социокультурной деятельности ни была выбрана, изменяется качество общения, как у специалистов-практиков, так и у студентов-будущих специалистов с семьями, нуждающимися в помощи. Общение становится более информативное и эмоционально-действенное.

Таким образом, в связи с происходящей девальвацией смысла семейной жизни, ростом неполных семей социокультурная деятельность приобретает особое значение, способствуя положительной динамике личностных изменений у одиноких родителей и их детей. Список использованной литературы:

1. Антипова Е.И. Личность специалиста социальной работы как важнейший ресурс профессиональной деятельности // Социум и власть. - 2013. - № 5(43). - С. 23-27.

2. Антипова Е.И. Самостоятельная работа как форма подготовки будущих специалистов социальной работы к профессиональной деятельности // Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования: сборник материалов ежегодной международной конференции. - Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2013. - С. 47-50.

3. Антипова Е.И., Кривых В.С. Технологии социальной работы с семьей // Сервис: экономика, техника, образование: студенческий ежегодник. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. - С. 125-127.

4. Бакулина А.С. Трудные родители - трудные дети: проблемы личностных деформаций у детей в некоторых типах социально дезадаптированных семей // Актуальные проблемы современной науки. - 2014. - № 1. - С. 78-82.

5. Беляева А.Б. Модель формирования ценностных ориентаций подростков из неполных семей в социально-культурной деятельности общественной организации // Социально-экономические явления и процессы. -2011. - № 1-2(23-24). - С. 310-316.

6. Кантемирова Г.А. Неполная семья как феномен большого города // Социология города. - 2015. - № 2. - С. 32-39.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-3/2016 ISSN 2410-6070

7. Методология социально-культурной деятельности и современные социокультурные практики: коллективная монография / А.В. Андреева и др.; под ред. О.Ф. Морозовой. - Красноярск: СФУ, 2014. - 129 с.

8. Сосновская Н. Трансформация семейных ценностей в современном обществе // Наука и инновации. - 2015.

- № 9. - С. 14-19.

9. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей. - СПб: Санкт-Петербургский гос. ин-т психологии и социальной работы, 2012. - 155 с.

10.Фесенко Ю.А. Что необходимо знать педагогам и родителям о неврозах у детей // Дошкольная педагогика.

- 2013. - № 9. - С.4-11.

11.Чурилова Е.В. Состав и благосостояние неполных семей в России // СОЦИС. - 2015. - № 3. - С. 78-81.

© Антипова Е.И., Анфёрова М.Е., 2016

УДК35

Блинов Ю.Б.

МБОУ Гавриловская СОШ Владимирская область, Суздальский район

«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ ОБЖ» Аннотация

В статье говорится о том, что использование межпредметных связей в учебном процессе школы выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у учащихся о самом принципе.

Одной из форм использования межпредметных связей на уроке ОБЖ может служить интегрированный урок, когда тема раскрывается педагогами-предметниками (двумя или тремя).

Занятия по интегративному обучению на уроках ОБЖ представляют собою познание через игру, ситуационную работу, где используются разные источники информации. Это обучение во взаимодействии, в общении с учителем и друг с другом, в котором понимание и запоминание происходит одновременно в ходе учебного занятия и в процессе размышления.

Ключевые слова

Межпредметные связи, ОБЖ, интеграция, знания, умения, педагоги,актуальность,образование.

Annotation

The article states that use intersubject links in the educational process schools nominated problem not only design raznopredmetnogo content of the training material, but also the formation of the special presentation the students about the principle. One of the forms use intersubject links to lesson LESSON PLANNING can serve as an integrated lesson when the theme is revealed by disciplinary policy (two or three). Lessons on learning integrativnomu MATHEMATICS lessons are cognition through the game, situational work, using different sources of information. This training together, in communion with the teacher and with each other, in which understanding and remembering occurs simultaneously during the training session and in the process of reflection.

Keywords

Mathematics, intersubject links, integration, knowledge, skills, teachers, the relevance of education.

Актуальность межпредметных связей в школьном образовании продиктована новыми социальными вопросами, предъявляемыми к школе.

Давняя педагогическая проблема в современных условиях приобретает новое звучание.

Школьное образование должно соответствовать современному уровню развития науки, техники и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.