Научная статья на тему 'Значение системы Интернет для бизнес-элиты Российской Федерации (на материалах приморского края)'

Значение системы Интернет для бизнес-элиты Российской Федерации (на материалах приморского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / БИЗНЕС-ЭЛИТА / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СОЦИУМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саначев Игорь Дмитриевич, Павленко Олеся Юрьевна

Статья посвящена специфике развития системы Итернет в восприятии приморской бизнес-элиты. Также проведен частичный сравнительный анализ подобного восприятия российских и приморских бизнес-элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение системы Интернет для бизнес-элиты Российской Федерации (на материалах приморского края)»

5. Воробьева, Т. Н. Учимся управлять О. В. Кукшенева. - Благовещенск : Изда-сами / Т. Н. Воробьёва, Р. Ф. Дурицына, тельство *3ея», 2003. - 163 с.

Значение системы Интернет для бизнес-элиты Российской Федерации (на материалах Приморского края)

1/1.Д. Саыачев О.Ю. Павленко

Статья посвящена специфике развития системы Итернет в восприятии приморской бизнес-элиты. Так же проведен частичный сравнительный анализ подобного восприятия российских и приморских бизнес-элит.

Ключевые слова: Интернет, бизнес-элита, электронная коммерция, Итернет-ресурсы, социум.

Мировым достижением последних десятилетий является создание и развитие международной электронной сети «Интернет». Темпы роста пользователей «Интернет» за последние три года увеличились почти в 5 раз. Аналитики предсказывают бурный рост в ближайший период. Каждый день в сети появляются около 500 тыс. новых пользователей. С невероятной скоростью Интернет распространился и в России, так или иначе охватив более 70% населения страны, и став важнейшим социальным явлением современности.

Интернет прочно вошел в нашу жизнь, став таким же обыденным явлением, как телефонная связь или телевизионное вещание. Этот новый феномен социального взаимодействия и социального общения с недавнего времени стал представлять большой социально-коммерческий интерес.

Сегодня в США до 70% фирм и предприятий используют Интернет для совершения коммерческих сделок и почти 89% - для рекламы своей продукции и ее продвижения в самые широкие социальные слои населения. В Европе этот процент ниже - 50 и 60, соответственно. Что касается Российской Федерации, то, к сожалению, полномасштабных исследований в ней не проводилось. Однако

проведенные автором социологические исследования крупнейших приморских компаний показывают, что все крупнейшие из них используют Интернет для рекламы своей продукции, и лишь только 14,5% - для установления коммерческих и бизес-контактов [1]. Что же касается малых и средних фирм, то таковые используют возможности системы Интернет для связи и получения информации, т. е. относятся к нему так же, как обычные бытовые пользователи, не проявляя даже тенденций к своему становлению как активных участников электронного рынка.

В современном мире электронная коммерция является эффективным и дешевым способом довести каждую продукцию или услугу к тем или иным слоям социума.

Представляется, что в Российской Федерации сложилась ситуация, когда Интернет воспринимается россиянами, во первых, как источник информации, во вторых, как средство связи и, наконец, в третьих, как источник развлечения [2], но то, что Интернет - это мощный инструмент развития бизнес- и деловой активности, пока еще почти не воспринято не только российским социумом в целом, но даже и российскими бизнес-элитами.

Более того ни российское общество,

Саначев Игорь Дмитриевич - д-р социол. наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). E-mail: india04@rnail.ru

Павленко Олеся Юрьевна - аспирант Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток). Тел.: (4212) 40 41 73

ни российский бизнес в основе своей не представляют все возможности Интернет-коммерции, хотя в стране созданы все правовые основы для развития таковой.

Население Приморского края достаточно широко использует ресурсы сети Интернет в быту и на своих рабочих местах, не случайно Приморский край по количеству пользователей системы Интернет занимает второе место в Российской Федерации после Москвы.

Вместе с тем, сам характер использования этих ресурсов вскрывает одну из главных проблем в области Интернет-коммерции: Интернет приморским социумом воспринимается не как серьезная область приложения деловых и творческих усилий, а как средство связи (нечто вроде усовершенствованного СМС-сообщения), как средство извле-

чения информации (почти на 65% развлекательного характера), как средство роскоши, отдыха и компьютерных игр, т. е. явление во всех отношениях «несерьезное».

Большинство жителей края - вне зависимости от образования и рода деятельности - вообще не представляют, какие возможности в сфере бизнеса и обработки информации содержит в себе Интернет.

Сводные данные о представлениях

Таблица 1

приморцев, что такое Интернет и какими возможностями он обладает, приведены в таблице 1.

Отношение к Интернету, как к «ожившей газете», «большому CMC» и средству развлечения породило, между всем прочим, и несерьезное отношение к нему в целом. С точки зрения массового сознания, с таким же успехом, как и через

Основные направления использования жителями Приморского края сети Интернет и ее ресурсов [3]

Основные направления использования сети Интернет 2006 год. 2007 год

Всего жители Приморья В т. ч. работающие в сфере коммерции и услуг Всего жители Приморья В т. ч. работающие в сфере коммерции и услуг

Получение информации и новостей 100% 100% 100% 100%

Получение деловой, служебной информации, в т. ч. рекламы 13 14 21 24

Использование электронной почты 23 45 34 46

Использование средств электронной коммерции, включая заказы, платежи, консалтинг и пр. 1,5 2,6 1,2 4,5

Развлечения, игры 96 99 96 97

Общение с друзьями, знакомства 47 510 51 53

Кооперация для совместной работы, создания и предложения товаров и услуг 0,1 0,1 1 2,5

систему Интернет, контракты и сделки можно заключать посредством сотового телефона или «плэйстэйшн».

Если к общему восприятию Интернета добавить неразрешенность целого ряда правовых проблем (о чем говорилось выше), то это еще более усилит общий «вотум недоверию» к е-бизнесу и е-коммерции.

России. Особенность в том, что почти все сделки с Интернет-оплатой носят межрегиональный характер, впрочем, как и почти 70% Интернет-активности компаний края.

Это отличает приморский Интернет-бизнес от российского бизнеса многих других регионов той же Центральной России. Это связано, в первую очередь,

Таблица 2

Основные направления использования сети Интернет-бизнеса: сравнение российских и приморских данных Россия - 2007 г., Приморье - 2007 г. [1]

МП, % ПБОЮЛ, % спмп, % МП, Приморье, % ПБОЮЛ, Приморье, % СТПМП, Приморье, %

Распространение информации о продуктах 25 12 32 16 24 15

Продажа товаров через Интернет 13 1 23 9 13 15

Получение заказов через Интернет 23 5 29 10 15 18

Подтверждение заказов через Интернет 11 6 13 17 27 17

Оплата через Интернет 0 0 0 0 0 0

Получение платежей через Интернет 1 0 3 0 9 4,5

Кооперация для совместного предложения товаров и услуг 5 1 19 12 13 9

Те же немногие фирмы и предприятия, которые участвуют в электронной коммерции посредством Интернета, имеют вполне определенную направленность в своей деятельности, отраженную в таблице 2.

Однако оплата, финансовые расчеты и кооперация через Интернет пока совершенно неразвиты, и в этом Приморский край мало отличается от остальной

с удаленностью края от центра, при которой использование Интернет-ресурсов в перспективе становится одним из наиболее простых способов связи с другими регионами.

Не случайно все крупнейшие предприятия из исследованных имеют свои персональные веб-сайты, 16% ПБОЮЛ - свои страницы. В отличие от Москвы приморские МП своих страниц не име-

ют и слабо представлены в электронном бизнесе, хотя и пользуются Интернет-услугами.

Неразвитость же финансовых операций с использованием возможностей Интернета связано, в том числе и с фактором социального недоверия, «несерьезного отношения» к системе Интернет.

Структура предлагаемых для он-лайн торговли товаров так же имеет свою ярко выраженную специфику (см. таблицу 3). Эта специфика, кстати, отражает и причину активности приморских ПБОЮА на он-лайн рынке: деятельность большинства из них связано с продажей автозапчастей и подержанных японских автомобилей.

Обращает на себя внимание и то, что такая региональная специфика из года в год углубляется, спектр региональных товаров и услуг не обновляется и не расширяется. Как представляется, это связано, в первую очередь, с углубляющейся специализацией Приморского края на тран-

зитных поставках рыбы, морепродуктов и подержанной японской автотехники.

Исключение на этом фоне составляет только строительная индустрия, связанная с деятельностью крупнейшего дальневосточного монополиста в данной области - концерна «Парк групп» и его подразделений, таких как: «Спасскце-мент», «Форт-цемент», «Теплое озеро» и других, на которых, в силу удаленности основного производителя цемента и клинкера Дальневосточного Федерального округа ОАО «Спасскцемент» от Дальневосточных и Российских регионов, предварительные продажи он-лайн получили достаточное развитие. Но, опять же, финансовые расчеты он-лайн «Парк

Таблица 3

групп» и его подразделения не ведут, оставаясь, тем не менее, впереди в области электронной коммерции по части предложений, продвижения и рекламы своего товара. Последнее связано с относительной молодостью менеджерского звена «Парк групп» (примерно 37 лет).

Структура товарной массы и доля онлайн-торговли на рынке Приморья, 2006, 2007 гг. [1]

Виды торговли 2005 г. 2006 г.

Автозапчасти и автомобили 30,4 % 39,4 %

Стройматериалы 5,7 % 6,5 %

Рыба и морепродукты 5,6 % 6,5 %

Персональные компьютеры, оргтехника 10,5 % 8,3 %

Книги 2,3 % 2,4 %

Музыка и видео 2,5 % 2,8 %

Туристские услуги 5,8 % 7,4 %

Потребительская электроника 3.4 % 3,3 %

Дом и сад 0,5 % 1,0 %

Спорт 0,3 % 0,3 %

Медицинские препараты 16,6 % 16,5 %

Разное 12,4 % 4,6 %

8 —

30,4

■ Стройматериалы

■ Рыба и морепродукты

□ Персональные компьютеры, оргтехника

□ Книги

■ Музыка и видео

Рис. 2. Структура сетевой торговли

Вместе с тем, несмотря на ярко выраженную региональную специфику, е-бизнес Приморья страдает теми же проблемами, которыми страдает весь рынок электронной коммерции в российской Федерации.

Следует отметить, что пока не произойдет общий социальный перелом в отношении к возможностям сети Интернет в российском социуме вообще, в приморском, в частности, ожидать серьезного прорыва «на фронте» е-коммерции очень сложно.

Следует надеяться, что все это - «болезни роста» Интернета в России и в Приморье, которые в будущем, по мере развития российского рынка, будут преодолены, поскольку последний настоятельно требует расширения е-коммерции и вовлечения субъектов рынка в нее, особенно для удаленных от Центра регионов, каковым, безусловно, является Приморский край.

Литература и источники:

1. Электронная коммерция как социальное явление. На материалах приморского края. Материалы исследования 35 ведущих предприятий края / Руководители: И. Д. Саначев, Н. М. Павленко. - Владивосток: ВРУЭС, 2005. - 2006.

2. Соколова, А. Н. Электронная коммерция: мировой и российский опыт / А.Н. Соколова. - М. : Открытые системы. 2003. - 223 с.

3. Электронная коммерция как социальное явление. На материалах приморского края. Материалы исследования 35 ведущих предприятий края / Руководители: И.Д. Саначев, Н.М. Павленко. - Владивосток : ВГУЭС, 2005 - 2006. Возможны варианты неограниченные ответов. Общее количество пользующихся ресурсами «Интернет» -67%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.