Научная статья на тему 'Социальные стереотипы в восприятии населением Приморского края региональных элит'

Социальные стереотипы в восприятии населением Приморского края региональных элит Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саначев Игорь Дмитриевич, Фадеева Надежда Павловна

Статья посвящена процессу формирования современных местных элит в Приморском крае, этапам их становления, особенностям и структуре, основным тенденциям стереотипизации восприятия элит у населения Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social stereotypes in the perception of regional elites by the population of Primorsky Territory

The article is devoted to the process of forming modern local elites in the Primorsky Territory, the stages of their development, peculiarities and structure, as well as to the main tendencies of forming stereotyped attitude of the population of the Primorsky Territory to the elites.

Текст научной работы на тему «Социальные стереотипы в восприятии населением Приморского края региональных элит»

Социальные стереотипы в восприятии населением Приморского края региональных элит

И.Д. Саначев Н.П. Фадеева

Статья посвящена процессу формирования современных местных элит в Приморском крае, этапам их становления, особенностям и структуре, основным тенденциям стереотипизации восприятия элит у населения Приморского края.

The article is devoted to the process of forming modem local elites in the Primorsky Territory, the stages of their development, peculiarities and structure, as well as to the main tendencies of forming stereotyped attitude of the population of the Primorsky Territory to the elites.

Реформы российского общества, начавшиеся в 90-х гг. XX в., дали толчок процессу формирования принципиально новых, стремящихся к независимости от центра политических и экономических региональных элит.

Принятая в декабре 1993 г. Конституция провозглашала равенство всех субъектов Федерации и допускала заключение договоров между ними и центром. Это положение было внесено под давлением региональных элит и «по сути, явилось платой

И.Д. Саначев

Н.П. Фадеева

за их политическую лояльность центру во время противостояния властей» [1].

В целом можно сказать, что региональные элиты зародились в недрах советского общества, но их превращение в самостоятельных политических «игроков» стало возможным после краха социализма. Сегодня формирование региональных элит происходит по мере обретения субъектами Федерации элементов независимости и перераспределения властных полномочий между центром и периферией.

Приморский край, в общем и целом,

Саначев Игорь Дмитриевич - д-р социол. наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Владивосток)

Фадеева Надежда Павловна - декан социально-правового факультета филиала Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Находка)

развивался в русле этих тенденций, хотя были и свои особенности.

Процесс формирования местных элит в Приморье можно разделить на три основных этапа. Первый этап (1990 - 1993 гг.) характеризуется усилением роли региональной элиты в России. В сущности, это первоначальный этап складывания региональных элит вообще в стране и в Приморском крае в частности. На этом этапе четко прослеживается тенденция переориентации интересов элиты края с общегосударственного на региональный уровень, осуществляются попытки избавиться от «чужаков», назначенных из центра руководителей региона, происходит выделение политических лидеров регионального уровня.

Второй этап (1994 - 2000 гг.) - это этап институционализации приморской региональной элиты. Здесь уже достаточно четко можно выделить контролирующую власть и экономику края группировку, союзные ей силы и оппозицию. Закрепление данной схемы производится при помощи региональных выборов (губернатора и думы Приморского края).

На третьем этапе (с 2000 г.) прослеживаются тенденции усиления правящей группировки среди элит края, вытеснения оппозиции на политическую периферию и создания стройной схемы преемственности политической и социально-экономической властей в регионе1.

В результате этих процессов приморская элита приобрела достаточно четкую структуру. Властные элиты в крае воплощены в должности губернатора, администрации края, краевых отделениях федеральных структур, представителях Президента в федеральных округах, депутатах Законодательного собрания края, партиях и массовых общественных движениях.

Губернатор как ключевая фигура отвечает в крае за поддержание жизнедеятельности региона, социальную и экономическую стабильность. Он разрабатывает структуру региональной администрации, контролирует местный бюджет и расходование финансовых средств, установление или отмену местных налогов, предостав-

ление льгот, лицензий, дотаций. Все эти решения утверждаются Законодательным собранием, практически контролируемым губернатором.

К руководителю края и его ближайшему окружению, составляющим ядро власти, примыкает верхушка местной бюрократической элиты - руководители исполнительной власти.

Исполнительная власть пользуется в регионах достаточно высоким авторитетом, россияне полагают, что основные действенные решения ныне принимаются на уровне провинции, а не в центре (до 60 - 58% опрошенных в различных регионах России), и Приморье здесь не исключение [2].

К властной элите вплотную примыкает новая экономическая элита, на практике составляющая и основную часть элиты политической. Бизнес и власть в Приморье неразделимы, и успешный бизнес невозможен без того или иного уровня представительства во власти.

С эволюцией региональных элит менялось и отношение населения края к этим элитам, вырабатывались своеобразные социальные стереотипы в восприятии этих элит.

Социальные стереотипы в современной социологии и социальной психологии понимают как схемы, фиксирующие некоторые аспекты общественного явления, субъективно ему приписываемые. При этом, стереотип, являясь «чувственно окрашенным образом», выступает и как некая схема поведения в виде фиксированного порядка условно-рефлекторных действий. Иными словами, стереотип - это образ-стимул, побуждающий к строго однозначному действию. Стереотип обладает высокой степенью живучести, он крайне трудно и долго меняется, трудно преодолеваем и трудно разрушим.

Исследования российских ученых показывают, что в массовом сознании современного российского социума превалируют сложившиеся ранее стереотипы в отношении распределения, обеспечения, благосостояния. При этом, разные слои российского общества по-разному воспринимают

1 Можно - пока еще с известной долей осторожности - говорить, что те тенденции, которые получили в приморской прессе название троцесса зачистки региона» (т.е. смены местных элит в процессе борьбы федерального Центра с коррупцией) в 2007 г. положили начало новому этапу в истории региональной приморской элиты. Так ли это, станет известно уже в самое ближайшее время

новые жизненные стандарты и по-разному оценивают складывающуюся ситуацию: «менее образованные и урбанизированные слои населения проявляют меньшую критичность к новым событиям и информации. Напротив, наблюдаются признаки радикализации, политизации, активизации сознания наиболее образованных людей. Старое поколение является приверженцем «твердой руки», которая наведет порядок в стране. У этой части населения сохранены стереотипы "оборонного сознания" - отказ

проблемы, проведенные в 2004 - 2006 гг. среди жителей Приморского края [4}, среди четырех групп качеств, которые, по мнению жителей края, должны отличать «хороших» лидеров различных групп региональной элиты от «плохих», устойчиво превалируют деловые качества.

Этот факт ставит под серьезное сомнение некритически воспринятое современными социологами и политологами мнение о своеобразии русского отношения к власти, в котором этические начала сто-

Таблица 1

Оценка жителями Приморского края качественных характеристик, необходимых для региональных злит (в %, округленные показатели)

Дело- Нрав- Идео- Лич- Диф- Нет

вые ка- ствен- логи- ност- фуз- отве-

чества ные ка- ческие ные ные та

чества пози- каче- оцен-

ции ства ки*

Губернатор 2004 32 18 9 31 6 4

2005 34 16 8 30 8 4

2006 33 12 7 31 11 6

Депутаты ЗАКС ПК 2004 28 12 19 17 20 4

2005 26 13 18 14 21 8

2006 29 14 16 17 16 8

Главы 2004 42 12 6 16 23 1

муниципалитетов. 2005 40 9 8 18 21 4

2006 41 9 7 18 22 3

Высшие чиновники 2004 34 16 6 13 22 9

краевой 005 34 15 7 17 19 8

администрации 2006 36 14 7 16 21 6

Высшие чиновники 2004 40 11 8 17 18 6

силовых структур 2005 40 12 10 11 22 5

2006 42 12 14 15 12 5

Представители 2004 52 8 6 4 25 5

деловых кругов 2005 48 6 9 5 26 6

2006 52 7 4 5 24 6

*Под чдиффузной оценкой» понимаются нерасчлененные, недетализированные, смутные впечатления, которые часто эмоционально (позитивно или негативно) окрашены

от ориентации на чужой опыт», молодые поколения более мобильны, и т.п. [3].

Следует признать факт наличия такого рода тенденций стереотипизации и у населения Приморского края.

Вместе с тем, стереотипы, сложившиеся у населения региона на базе позднесовет-ских и постсоветских мифов, отличаются целым рядом особенностей.

Как показывают исследования данной

ят выше юридических. В соответствии с таким постулатом делается вывод, что от правящей элиты требуются, прежде всего, не «функциональные» качества, а нравственность. Полученные нами данные показывают, что относительно Приморского края это не так.

И здесь принципиально важным представляется понимание того, почему в сознании жителей Приморья произошел та-

кой «рационалистический сдвиг».

Более детальное изучение проблемы выявило главную тенденцию в стеретипиче-ском восприятии жителями региона своей элиты: данные того же исследования показали, что представители региональных элит

заведомо воспринимаются жителями края, в массе своей, как лишенные нравственных качеств. Старые «советские» стереотипы в восприятии богатых и наделенных властью здесь «сработали» полностью: более 70% жителей края считают элиты Приморья враждебными и недружелюбными к ним или же живущими отдельно от них, при этом их властное и имущественное положение воспринимается как достигнутое заведомо нечестным и несправедливым путем. Отметим - именно несправедливым, а не незаконным, т. к. законы, по мнению более чем 75% жителей края, принимают-

ся теми же элитами.

Таким образом, вопрос о превалировании нравственных качеств у представителя региональной элиты как бы решен априори: он безнравственен уже потому, что сумел попасть в эту элиту, ведь для 75%

жителей края сама по себе элита Приморья - преступное по своим корням образование, лишенное нравственных и идеологических ценностей. Отсюда прагматичная оценка тех качеств, которые нужны жителям края от этих элит.

Вторым немаловажным фактором, влияющим на прагматизм жителей края (который, кстати, сопровождается все возрастающей социальной и политической апатией), стал стереотип восприятия факта наличия региональной элиты, как таковой.

Это для политологов и социологов региональная элита делится на политическую,

Таблица 2

Оценка жителями Приморского края региональных элит по их генезису (в %, округленные показатели; возможен ответ на несколько вариантов)

Само- Став- Став- Пред- Пред- Диф- Нет

стоя- лен- ленники стави- стави- фуз- отве-

тельная ники крими- тели тели ные та

сила центра нала криминала (мафия) народа

Губернатор 2004 27 21 25 49 2 И 6

2005 26 22 24 51 2 9 7

2006 23 23 26 53 2 12 6

Депутаты 2004 И 11 32 41 6 16 5

ЗАКС ПК 2005 7 12 32 42 8 18 4

2006 7 11 31 41 8 17 5

Главы 2004 16 1 31 45 1 17 6

муниципали- 2005 17 2 28 46 2 18 6

тетов 2006 15 2 29 45 1 18 5

Высшие 2004 3 1 45 34 0 14 4

чиновники 2005 4 2 51 32 0 10 5

краевой ад- 2006 2 2 52 35 1 12 4

министрации

Высшие 2004 1 21 34 35 0 16 6

чиновники 2005 2 18 33 36 1 17 7

силовых 2006 1 19 35 36 0 17 7

структур

Представите- 2004 15 5 9 62 1 12 1

ли деловых 2005 22 3 8 70 1 12 2

кругов 2006 24 5 11 67 1 13 2

властную, хозяйственную (а последняя -на бывших «красных директоров», «новых предпринимателей») и пр.

Для большинства жителей края такие градации или попросту отсутствуют, или же их границы размыты до неопределимости.

На протяжении трех лет с постоянно-

«мафия» и «организованная преступность» (см. таблицу 2).

В сущности, в тех стереотипных образах, которыми мыслит население, существует одна «региональная элита» - некая оторванная, обособленная от остальной части населения края группа, сосредоточившая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Оценка жителями Приморского края идеологических позиций региональных

элит по степени важности (в %, округленные показатели; возможен ответ на несколько вариантов, без оценки положительной/отридательной позиции)

Патри- Принад- Демо- Автори- Диф- Нет

отизм лежность крати- тарные, фузные отве-

к какой- ческие дикта- оценки та

либо позиции торские

партии позиции

Губернатор 2004 68 9 5 8 11 4

2005 67 10 7 8 18 5

2006 71 И 7 9 11 5

Депутаты 2004 65 21 8 12 13 5

ЗАКС ПК 2005 62 20 8 12 15 5

2006 67 20 8 15 13 4

Главы 2004 69 И 4 15 16 6

муниципалите- 2005 71 12 3 16 18 6

тов 2006 72 9 7 15 21 5

Высшие 2004 67 5 6 3 11 6

чиновники 2005 64 7 6 4 13 6

краевой адми- 2006 64 11 8 5 18 5

нистрации

Высшие 2004 71 5 3 12 21 7

чиновники 2005 72 5 4 18 19 4

силовых струк- 2006 75 6 4 18 16 4

тур

Представители 2004 64 6 5 6 21 3

деловых 2005 63 4 7 9 22 3

кругов 2006 67 4 6 8 23 4

стью фиксировалась одна и та же тенденция - приморцы не видели принципиальной разницы между местными властной, политической и хозяйственной элитами. В этой связи обращает на себя внимание оценка генезиса этих элит: мнение почти % опрошенных на протяжении трех лет практически не менялось, определяя источником их происхождения партийно-советскую номенклатуру и криминальные круги, тесно связанные друг с другом и часто именуемые стереотипными понятиями

в своих руках как государственную, так и хозяйственно-экономическую власть.

На этом фоне идеологическая приверженность представителей региональных элит и вовсе отходит на третий план: она влияет на отношение к ним приморцев существенно слабее, чем деловые, и даже нравственно- личностные качества.

Как видно из данных таблицы 3, превалирующей в идеологических оценках жителей края является дихотомия «патриот - не патриот» (почти прямой аналог другой

стереотипической дихотомии «хороший -плохой»). Вокруг нее и строятся все вариации восприятия идеологических воззрений региональной элиты. Отметим, что партийная принадлежность здесь вообще не при чем, «плохим», т. е. «не патриотом», может восприниматься представитель любой партии - от коммунистов до единороссов и ЛДПР.

ятие государства» [5].

Во-вторых, в восприятии приморцев «патриотизм», как правило, лишен дополнительных атрибутов - классовых, религиозных, этнических. Стереотипные ноумены «народ» и «Россия» - наиболее часто употребляемые объекты патриотического отношения.

Здесь, кстати, легко понять отношение

Таблица 4

Организации, влияющие иа политическую и социально-экономическую

ситуацию в Приморском крае (возможны ответы на несколько вариантов)

Организации Приморского края Год Степень влияния %

1. Никто в крае не контролирует ситуацию, 2004 31,2

она развивается стихийно 2005 30.2

2006 31.1

2. Мафиозные и криминальные структуры 2004 39,3

2005 37,7

2006 38,4

3. Губернатор, администрация края 2004 27,2

2005 26,4

2006 24.3

4. Руководители администраций городов, 2004 30,5

районов 2005 31.1

2006 29.5

5. Деловые круги 2004 25,7

2005 26,6

2006 23,1

6. Федеральный центр 2004 13,9

2005 18,2

2006 18,3

Итак, оценка «патриот» («не патриот») - чуть ли не единственно важная идеологическая характеристика в стереотипном восприятии региональных элит жителями края. Поскольку понятие «патриотизм» приобрело в некоторых исследованиях противоречивую окраску, следует отметить, что, судя по результатам исследования, подобно «справедливости» понятие «патриотизм» весьма многозначно. Во-первых, патриотизм - это солидарность со страной и народом, причем «страна», «народ» и «государство» не противопоставляются, а упоминаются в одном ряду как неразделенные сущности. Данное заключение тем более важно, что в социологической литературе российский патриотизм иногда описывается как «служение отечеству через непри-

приморцев к некоторым наиболее одиозным представителям местных элит.

Например, все знают «прошлое» ныне находящегося под следствием главы администрации Владивостока В. Николаева, но это мало кого смущает - во властных структурах и среди бизнесменов «все такие», а Николаев - энергичный, деловой и «патриот Владивостока». Патриотизм, что наиболее важно для регионального уровня, означает еще и озабоченность проблемами локальных сообществ, соблюдение интересов «малой родины», своего региона.

Столкнувшись с проблемой идентификации жителями края региональных элит, естественно было поставить вопрос о том, что же такое власть в регионе в стереотипном восприятии населения, пользуется ли

таковая влиянием и есть ли она вообще?

Как показал анализ, оценка населением местной элиты и её влияния на ситуацию в регионе остается весьма противоречивой на протяжении последних трех лет. Значительная группа опрошенных утверждает, что социально-экономическая ситуация в регионе либо вообще не контролируется (что следует буквально понимать, как отсутствие влияния государственной власти и государственной власти вообще, как таковой), либо развивается под воздействием мафиозных или криминальных структур (при этом сами властные структуры тоже криминальны). Следует обратить внимание на то, что суммарный рейтинг влияния губернатора края и руководителей районных администраций на 16% уступает сумме оценок первых двух позиций; что указывает на тревожные тенденции в сфере управляемости регионом и свидетельствует о кризисе власти.

Однако кризис власти означает и кризис элит, так или иначе связанных с этой властью. В таком случае, мы имеем дело с парадоксальной ситуацией, когда приморские региональные элиты, не успев даже толком сложиться и сформироваться, сразу же попали в кризис.

По всей видимости, источники рекрутирования этих элит и способ их рекрутирования и не предполагали ничего иного. Такая элита, как явление нестойкое, должна либо быстро эволюционизировать во что-то новое, либо исчезнуть.

Литература и источники:

1. Лапина, Н. А. Региональные элиты России. ИНИОН РАН / Н. А. Лапина. - М. : 1997. - С. 12, 16.

2. Мельник, Г. С. Психологические эффекты СМИ / Г. С. Мельник // Реклама: внушение и манипуляция. - М.: Издательский дом *Бахрах-М», 2001. - С. 22.

3. Стереотипы в восприятии населением современных социальных элит Приморского края. Материалы социологического исследования под руководством И.Д Са-начева., при участии Н.П. Фадеевой и др. - Владивосток : ВГУЭС, 2004 - 2007 гг. Выборка - 453 респондента за опрос, половозрастная по городам: Владивосток, Артем, Находка, по Надежденскаму и Партизанскому районам.

4. См., например: Малинкин, А. Н. Социальные общности и идея патриотизма / А. Н. Малинкин // Социологический журнал. - 1999. - Ив 3/4. - С. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.