Научная статья на тему 'Значение семантического субъекта в сложноподчиненном уступительном предложении'

Значение семантического субъекта в сложноподчиненном уступительном предложении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
90
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТУПИТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / CONCESSIVE CLAUSE / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ОБЪЕКТ / OBJECT / ПРЕДИКАТ / PREDICATE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ковалева Н.А.

В статье рассматривается значение семантического субъекта в составе односубъектного и двухсубъектного уступительных предложений в русском научном языке. Определены семантические функции субъектов этих предложений, их коммуникативная направленность и взаимосвязь с другими компонентами уступительных предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF THE SEMANTIC SUBJECT IN CONCESSIVE SUBORDINATE CLAUSE

The paper deals with the meaning of the semantic subject in one-subject and two-subject concessive subordinate clause in Russian scientific style. Semantic functions of the subjects of the sentences, their communicative orientation and relationship with other components of concessive clauses are determined

Текст научной работы на тему «Значение семантического субъекта в сложноподчиненном уступительном предложении»

УДК 81.37

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры доц. кафедры прикладной лингвистики и этнологии, канд. филол. наук Ковалева Н.А.

Украина, г. Макеевка, тел +380502631671 e-mail: lyubov22000@mail.ru

Donbass National Academy of Civil Engineering and Architecture The chair of applied linguistics and ethnology, PhD Kovalyova N.A.

Ukraine, Makeyevka, tel. +380502631671 e-mail: lyubov22000@mail.ru

Н.А. Ковалева

ЗНАЧЕНИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ УСТУПИТЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

В статье рассматривается значение семантического субъекта в составе односубъектного и двух-субъектного уступительных предложений в русском научном языке. Определены семантические функции субъектов этих предложений, их коммуникативная направленность и взаимосвязь с другими компонентами уступительных предложений.

Ключевые слова: уступительное предложение, семантика, субъект, объект, предикат.

N.A. Kovalyova

THE MEANING OF THE SEMANTIC SUBJECT IN CONCESSIVE SUBORDINATE CLAUSE

The paper deals with the meaning of the semantic subject in one-subject and two-subject concessive subordinate clause in Russian scientific style. Semantic functions of the subjects of the sentences, their communicative orientation and relationship with other components of concessive clauses are determined.

Key words: concessive clause, semantics, subject, object, predicate.

Как показывает анализ лингвистических работ [3; с. 352], роль семантических функций компонентов уступительного предложения в настоящее время полностью не изучена. Это обуславливает актуальность проведения исследований в этом направлении. Целью этой работы является всестороннее изучение значения семантического субъекта в составе односубъектного и двухсубъектного уступительных предложениий в русском научном языке.

Семантический субъект представляет собой одну из важнейших категорий семантической структуры предложения, отражающих языковыми средствами определенную (конкретную или абстрактную) субстанцию реальной или воображаемой действительности с соответствующим ей понятием.

Значение семантического субъекта, как и понятия, которое соотносится с ним, имеет свою структуру, для выяснения которой ведутся лингвистические поиски [4; с. 26].

В своей работе мы исходили из того, что структура каждого значения семантического субъекта непосредственно связана со структурой соответствующего понятия. В односубьектных и двухсубьектных предложениях субъекты отражают понятие конкретного или абстрактного, единичного или обобщенного характера. Например: Несмотря на то, что с социологической точки зрения эта концепция правдива, решение ее, предлагаемое Кулишом, в малой степени соответствует диалектике истории [4; с. 255].

Исследования лексического выражения субъектных компонентов уступительных предложений в общественно-политических текстах показало, что количество предметной лексики у них ограничено, а большинство лексических единиц для обозначения

© Ковалева Н.А., 2015

Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

субъектных компонентов может определять абстрактные субстанции или различные признаки конкретных субстанций. Это очень важно при выяснении значения семантического субъекта и его связи с семантическими предикатами, поскольку в абстрактных лексемах становится актуализированным десигнат, то есть понятийный, а не денотативный аспект. Возникает необходимость отметить также разницу между значением слова вне контекста и значением семантического компонента, который выражен той же лексемой: слово вне контекста отражает понятие о субстанции, в результате чего значение слова оказывается более узким чем понятие; значение же субъектного компонента предложения научного языка всегда является более узким, чем значение лексемы, которая его выражает, поскольку в предложении актуализируется не вся система признаков субстанции, реализованной словом, а только некоторые из них, дополняемые в предложении новыми признаками, которые эксплицируются предикатной информацией, например: И хотя сюжет имел юмористическое направление, он отражал и состояние дел [2; с. 145].

Субъект предложения «сюжет» выражает конкретную субстанцию, имеющую систему определенных признаков, а не все значения понятия "сюжет". Предикаты "имел юмористическое направление" и "отражал и состояние дел" эксплицируют соотношение двух конкретных "алогичных" признаков субъекта, прогнозируя наличие в его понятии таких уже известных адресату признаков, как: сюжет - содержание произведения, сюжет имеет адресата, сюжет отражает события и т. п.

Семантика как односубъектного, так и двухсубъектного уступительного предложения способствует расширению значения субъектного компонента, активизируя круг его признаков и эксплицируя два из них, которые выражены семантическими предикатами. Возвращаясь к вопросу о зависимости значений семантических компонентов от коммуникативной функции уступительного предложения, можно отметить, что своей информацией о двух обратно обусловленных признаках субъекта оно способствует расширению знаний о субстанции реальной или воображаемой действительности, пред-ставленонй в предложении семантическим субъектом.

Итак, вокруг признаков, составляющих структуру понятия, "запрограммирован" круг ситуаций, в которых они могут проявляться. Например, для выражения последовательности проявления признаков характерна временная ситуация, для выражения обусловленности динамического признака при наличии соответствующего статического признака - причинная, для необусловленности, например, динамического признака какому-то определенному статическому признаку - уступительная, то есть выражению отдельных признаков соответствует набор ситуаций, который на синтаксическом уровне обслуживает различные формы предложений.

В предложении с одним субъектом при двух предикатах, к которым относятся и уступительные предложения, представлены обычно один или два статических признака субъекта, или два динамических, или один статический и один динамический признак. Причем если прямая обусловленность признаков субъекта выражена структурами предложений с семантикой условия или причины, то уступительные предложения служат для выражения необусловленности признаков, а точнее, их обратной обусловленности. О сочетании в смысле одного слова обусловленных и разнонаправленных признаков писал еще В.В. Виноградов: «Общественно-закрепленный смысл слова может быть однородным, единственным, но может представлять собой внутренне связанную систему разнонаправленных отражений разных "кусочков действительности ", между которыми в системе определенного языка устанавливается смысловая свiязь» [1; с. 10]. Именно такая связь и характерна для предложений уступительной семантики при одном субъекте, когда в смысле субъекта объединены два обратно обусловленных признака.

В связи с тем, что каждое предложение, в том числе и односубъектное уступительное, несет конкретную информацию о субстанции реальной или воображаемой действительности, можно сказать, что оно эксплицирует и потенциальные признаки соответствующего ей понятия. В предложении, а шире - в тексте, происходит движение объема понятия субстанции: оно или расширяется, или раскрывается в зависимости от

передачи информации от одного источника к другому, от адресанта к адресату. Причем один источник (адресант) сообщает об отдельных признаках субстанции, частично реализуя ее понятие, а другой (адресат) - воспринимает, обогащая свои знания о ней новыми данными и распространяя круг своего представления о понятии названной субстанции. Значение субъекта имплицитно прогнозирует объекты и предикаты предложения, а на эксплицитном уровне предикаты реализуют потенциальные возможности субъекта, обогащая знания о нем и о понятии.

В двухсубъектном предложении складывается несколько иная ситуация - в нем эксплицируется связь двух субстанций реальной или воображаемой действительности. Причем субъектные позиции могут занимать как две различные субстанции, так и различные проявления, формы или состояния одной - общей для них. Например: Хотя Зиммель проводит границу между формами социации и ее содержанием (желания, ценности, интересы), его работы показывают, что это было аналитическим разделением дополнительных аспектов [5; с. 104].

Наблюдая и анализируя связи субъектов с объектами, можно отметить, что в системе признаков соответствующего объекта понятие "объект" запрограммировано как субстанция, с которой возможны связи субъекта. А на уровне конкретного предложения эти связи выражены одним из предикатных компонентов или обеими предикатами сразу. Таким образом, значение семантического субъекта и объекта обусловлены значениями отображаемых субстанций, понятиями о них и актуализированы в предложении семантикой отношений предикатных компонентов (в односубъектном) и предикативных центров (в двухсубъектном).

Библиографический список

1. Борисенко В.И. Курс украинской истории: С древнейших времен до XX века. 2-е изд.: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1998. 616 с.

2. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова. Вопросы языкознания. 1953. № 5. С. 3-29.

3. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.: Наука, 1973. 352 с.

4. Иваненко З.И. Семантическая структура предложных конструкций. Языкознание. 1978. № 1. С. 13-26.

5. Луцкий Ю. Между Гоголем и Шевченко / Ред. совет: В.О. Шевчук и др. М.: Время, 1998. 255 с.

6. Покропивный С.Ф., Колот В.М. Предпринимательство: стратегия, организация, эффективность: Учеб. пособие. М.: КНЭУ, 1998. 352 с.

References

1. Borisenko V.I. The course of Ukrainian history: From ancient times to the 20th century. 2nd ed.: Textbook. Moscow, 1998. 616 p.

2. Vinogradov V.V. Main types of lexical meanings. Problems of Linguistics. 1953. № 5. P. 3-29.

3. Zolotova G.A. Essay on functional syntax of Russian language. Moscow,1973. 352 p.

4. Ivanenko Z.I. Semantic structure of prepositional constructions. Linguistics. 1978. № 1. P. 13-26.

5. Lutsky Y. Between Gogol and Shevchenko / Ed. tip: V.O. Shevchuk etc. Moscow, 1998. 255 p.

6. Pokropivny S.F., Kolot V.M. Entrepreneurship: strategy, organization, efficiency: Textbook. Moscow, 1998. 352 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.