Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК'

ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс / игра / ролевая игра / коммуникация / приём / лексика / лингвистический / социолингвистический / интеграция / технология. / educational process / game / role-playing game / communication / reception / vocabulary / linguistic / sociolinguistic / integration / technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. У. Рустамов, С. Х. Кенжаева

В данной статье рассматриваются эффективные приёмы обучения иностранному языку, а также значение и особенности использования ролевых игр в формировании коммуникативной компетенции у студентов, изучающих иностранный язык.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF ROLE PLAYING IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCES OF STUDENTS LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

This article discusses effective techniques for teaching a foreign language, as well as the importance and features of using role-playing games in the formation of communicative competence in students studying a foreign language.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

ЗНАЧЕНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИЗУЧАЮЩИХ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Д. У. Рустамов

Преподаватель кафедры иностранных языков Узбекского государственного университета физической культуры и спорта

C. Х. Кенжаева

Преподаватель кафедры иностранных языков Узбекского государственного университета физической культуры и спорта

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются эффективные приёмы обучения иностранному языку, а также значение и особенности использования ролевых игр в формировании коммуникативной компетенции у студентов, изучающих иностранный язык.

Ключевые слова: учебный процесс, игра, ролевая игра, коммуникация, приём, лексика, лингвистический, социолингвистический, интеграция, технология.

THE IMPORTANCE OF ROLE PLAYING IN THE FORMATION OF

COMMUNICATIVE COMPETENCES OF STUDENTS LEARNING A FOREIGN

LANGUAGE

D. U. Rustamov

Lecturer at the Department of Foreign Languages of the Uzbek State University of Physical

Culture and Sports

S. Kh. Kenzhaeva

Lecturer at the Department of Foreign Languages of the Uzbek State University of Physical

Culture and Sports

ABSTRACT

This article discusses effective techniques for teaching a foreign language, as well as the importance and features of using role-playing games in the formation of communicative competence in students studying a foreign language.

Keywords: educational process, game, role-playing game, communication, reception, vocabulary, linguistic, sociolinguistic, integration, technology.

ВВЕДЕНИЕ

Процесс интеграции и глобализации сегодняшнего дня требует применения в системе образования новых и современных педагогических технологий. В связи с увеличением потока информации, с каждым днем изменяется отношение и возрастает интерес к иностранному языку. Одной из наиболее актуальных проблем современности является формирование коммуникативной компетенции студентов на основе интегративного подхода, который является одним из основных компонентов обучения иностранному языку. Для достижения этих целей особое внимание необходимо уделять на развитие коммуникативных способностей учащихся, изучающих язык. Так как только подобным способом можно достичь свободного выражения собственных мыслей студентов, формирования навыков общения в соответствии с различной социально- культурной речевой ситуацией. Эффективных результатов в формировании коммуникативных компетенций можно достичь путем применения в учебном процессе игр и технологий. При изучении иностранных языков наиболее значимыми являются ролевые игры, которые имитируют различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.

МЕТОДОЛОГИЯ

Эффективное формирование навыков устной разговорной речи студентов путем совместного обучения и изучения иностранных языков находят свое отражение в методе «Role play» (ролевые игры или мини инсценировки). Известно, что на сегодняшний день во многих высших учебных заведениях широко используется методика коллективного обучения и изучения иностранных языков. При проведении занятия подобным методом преподаватель участвует как зритель, в конце дает комментарии и советы. Однако преподаватель должен организовывать и начинать занятие с учетом индивидуальных мыслительных, интеллектуальных и психологических особенностей каждого студента. Считается важным создание благоприятной речевой ситуации с целью самостоятельного приобщения студентов к беседе, выражению собственных мыслей, участию в диалоге. А студент, выполняя основные функции собеседника, считается обозревающей, свободно общающейся и самостоятельно мыслящей личностью. Предлагаемый нами

метод «Role play» также служит в формировании образовательных компетенций у студентов, изучающих языки.

По этому поводу Донн Бьюрн (Бирн) высказал следующие мысли: ««Role play» считается разновидностью драматического действия».

По мнению Джоанны Бадден, «... - это любая речевая деятельность, когда вы либо ставите себя на чужое место, либо когда вы остаетесь на своем месте, но ставите себя в воображаемую ситуацию!».

По утверждению Дианы Ларсен-Фримен «Role play» занимает важное место в формировании коммуникативной компетенции, так как дает возможность студентам вести общение во всевозможных социальных ситуациях через исполнение различные роли.

А Джиллиан Порт Ладусс говорит, что ««Role play» ... даёт возможность в процессе общения говорить чистым языком и через общение друг с другом позволяет пробудить мотивацию в классе».

По формулировке Мариллы Свиницки и Уилберта Маккичи, небольшие инсценировки вызывают у студентов желание вместо пассивных зрителей быть активными участниками, наряду с этим формируются навыки принятия решений, разрешения проблем и согласно с принятыми решениями демонстрировать результаты.

Исходя из вышеизложенных мыслей, для «Role play» предлагаем определение метода, который вместе с формированием у студентов навыков аудирования, говорения, общения, пробуждает мотивацию и вдохновляет их.

При формировании коммуникативных компетенций развиваются не только познания иностранного языка, но и через небольшие инсценировки конкретной тематики готовят студентов к будущим жизненным ситуациям, т.е. развивают характер, умения и навыки. В соответствии с контекстом во время общения, они, путем вопросно-ответной беседы, вносят ясность в то, чего не поняли. В данной ситуации из основных компонентов коммуникативной компетенции учащиеся обращаются к лингвистической, прагматической, социолингвистической и стратегической компетенциям, и через эти навыки развиваются умения вести беседу.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Определение верных ответов во время общения находят свое отражение в прагматической компетенции путем использования энциклопедических знаний.

Навыки правильного употребления слов в параграфах, контекстах и больших текстах приобретаются через социолингвистические компетенции. У

студентов повышаются навыки уместного и верного употребления различных слов. Например: Is he a high man? В данном предложении лексическое сочетание high употреблено неверно, вместо которого необходимо употребить синоним tall. Is he a tall man?

Стратегические компетенции помогут студентам выразить свои мысли, путем употреблением синонимичных слов вместо забытых или незнакомых, а также умением использования иного соответствующего объяснения. Например: Can you go to the cinema? В данном предложении, если студент не смог вспомнить слово cinema, то вместо этого слова он может употребить выражение a place where you can see movies?

Д. Хармер предлагает следующие пути достижения успеха через применение «Role play»:

1. Эффективная подготовка (Prepare carefully) - это объяснение студентам темы и ситуации и уверенность в том, что они все хорошо поняли.

2. Достижение цели (Set a goal and outcome) - студенты должны полностью осознать конечные ожидаемые от их деятельности результаты.

3. Для исполнения определенной роли, записи с ситуационными корточками (Use role cards) раздаются студентам по уровню их знаний. Студентам с высоким уровнем знаний определяются более сложные роли, а студентам со слабыми знаниями - менее сложные.

4. Мозговой штурм (Brainstorming) - перед началом инсценировки обобщаются мысли группы о возможных вариантах использования новых слов в грамматических и идиоматических сочетаниях.

5. Организация малых групп (Keep groups small) - приемлема для студентов с различным уровнем знаний, а также создает условия для большего общения.

6. Выделение времени на подготовку (Give students time to prepare) -выделить каждому студенту определенное время для самостоятельной работы, а также для обобщения, записи и выражения мыслей.

7. Позволить каждому студенту вести свою деятельность на уровне индивидуальных способностей (Allow students to work at their own levels) -существует дифференцированный подход в индивидуальной и групповой работе со студентами.

8. Исполнение (Do topical follow up) - создание условий в аудитории для исполнения роли в инсценировке.

9. Давать лингвистические советы (Do linguistic follow up) - после завершения инсценировки комментируются и даются советы по исправлению

допущенных грамматических, лексических и фонетических ошибок в речи студентов.

ОБСУЖДЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного поэтапный порядок проведения «Role play» планируется в следующей последовательности:

1 этап. Для подготовки студентов тема объявляется за несколько дней вперед и для студентов 1 курса распределяются исполняемые роли. Они вместе с группой составляют текст и исполняют определенные роли. Учитель проверяет составленный текст, наблюдает и контролирует процесс работы.

2 этап. Выбирается тема для студентов, группа делится на две и предлагается за короткое время подготовить и продемонстрировать инсценировку. По завершении инсценировки, допущенные ошибки разбираются и исправляются учителем.

3, 4 этапы. Студентам предлагается более сложная тема инсценировки и требуется продемонстрировать инсценировку за предельно короткое время. Разделившись на группы, студенты составляют текст и распределяют роли, затем за короткое время исполняют инсценировку. Группы наблюдают за деятельностью друг друга, исправляют грамматические, лексические и фонетические ошибки, выражают свои мнения (feedback).

Известно, что задания постепенно переходят и меняются от простого к сложному и выполняются в группе сообща. В качестве подтверждения нашей мысли хотим привести высказывание великого мыслителя средневекового Востока Ибн Сина: «... в обучении детей нельзя сразу загромождать их книгами, в учебе необходимо идти от простого к сложному, задания должны соответствовать возрасту ребенка, уделять внимание обучению сообща, учитывать склонности, интересы и способности, важно обучать совместно с физическими упражнениями».

В ходе исследования, нами было отмечено, что метод «Role play» оказывает эффективное воздействие в формировании коммуникативных навыков при изучении иностранных языков и рекомендуется для применения в процессе деятельности преподавателей английского языка высших учебных заведений.

Методом «Role play» у студентов формируются следующие качества:

- в процессе занятия активизируются пассивные студенты;

- возрастает уверенность студентов в собственных способностях;

- пробуждается мотивация к уроку;

- развиваются навыки наблюдательности;

- повышаются навыки аудирования;

- принуждает к критическому мышлению;

- учит правилам общения и обмену мнениями;

- обогащает лексический запас учащихся;

- развивает способности поиска и обработки информации;

- применение языков навыков на практике;

- формирует навыки работы в группе.

ВЫВОД

Вообще, для эффективной организации учебного процесса изучения иностранных языков, целесообразно применение различных приёмов и технологий. Применение именно метода «Role play», в целях формирования коммуникативной компетенции, постепенно формирует, развивает и совершенствует такие важные навыки обучающихся как аудирование и говорение.

А также посредством применения метода «Role play», через образовательные цели, путем анализа различных жизненных ситуаций, можно воспитать интеллектуально и духовно развитую, здравомыслящую личность.

REFERENCES

1. Kurganovich, E. A., Anvarovich, E. S., Abdullayevich, Y. G., Xasanovich, U. X., Axtamkulovich, K. X., & Abdullayevna, Y. M. (2020). The distribution of training load among promising young gymnasts during the periods of the annual cycle. Journal of Critical Reviews, 7(13), 1005-1007.

2.Абидов, Ш. У. (2020). Ёш футболчиларни техник-тактик харакатларини мусобаца шароитида бахолаш ва самарадорлигини аницлаш. Фан-спортга, 17-19.

3. Бекназаров, Ш. (2021). Футболчиларнинг жамоадаги хужум харакатларини тадциц цилиш. Academic Research in Educational Sciences, 2.

4. Шаймарданов, Д. Б. (2021). Ёш футболчиларда анъанавий ва оптималлаштирилган техник тайёргарликка хос юкламалар хажмини махсус харакат сифатларига таъсир этиш динамикаси. Academic Research in Educational Sciences, 2.

5. ^утлимуратов, И. Х. (2021). Футболчиларнинг турли йуналишлардаги тупни ошириб бериш харакатларини урганиш. Academic Research in Educational Sciences, 2.

6. Пулатов, С. (2020). 14-16 ёшли футболчилар хужумларини ташкил цилишларида хажм ва сифат курсаткичларини тахлили. Фан-Спортга, (3), 26-28.

7. Солиев, И. Р., Давидова, К. Р., Мийлицулова, Ш. С., & Азамова, Г. Э. (2021). Енгил атлетика спорт турида машгулот ва мусобаца жараёнини бошцариш тизимининг тахлили. Academic Research in Educational Sciences, 2.

8. Солиев, И. Р., Холбекова, Д. Н., Давлатёрова, Л. Б., & Азамова, Г. Э. (2021). Енгил атлетиканинг цисца масофага югуриш турларида техник тайёргарлик такомиллаштириш. Academic Research in Educational Sciences, 2.

9. Ганиева, М. Ю., Фозилов, Х. К., & Муминов, А. Ш. (2019). Методы и средства развития и совершенствования силовых качеств гандболистов. In Актуальные проблемы физической культуры и спорта (pp. 147-149).

10. Сивохин, И. П., Огиенко, Н. А., Бекмухамбетова, Л. С., & Маткаримов, Р. М. (2019). Биомеханические аспекты совершенствования двигательных действий в спорте.

11. Khodjaev, A. Z. (2018). Improving Jerk Technique by Special-Auxiliary Exercises. Eastern European Scientific Journal, 19-26.

12. Arzikulov, M. U. (2018). Distributing Parameters of Training Loading and Reduced Funds for Preparing Weightlifter at Stage of Sports Improvement. Eastern European Scientific Journal, 14-18.

13. Норцулов, З. Ч., & Юсупов, М. (2019). Йиллик циклда огир атлетикачилар машгулот жараёнининг тузилиши ва мазмуни. Ёшлар орасида жисмоний тарбия ва спортни янада оммалаштириш йуллари мавзусидаги илмий-амалий анжуман.

14. Makhmudov, K. (2020). Ways of Forming Intercultural Communication in Foreign Language Teaching. Science and Education, 1(4).

15. Makhmudov, K. (2020). Innovative Cluster of Pedagogical Education: Common Goals and Specific Interests. Academic Research in Educational Sciences, (2).

16. kizi Jumanova, K. G., & ugli Makhmudov, K. S. (2020). Teaching Culture as a Tool to English Teaching Methodology. Science and Education, 1(3), 591-594.

17. Ходжамкулов, У. (2019). Педагогический кластер-новый инновационный аспект. Теория и практика современной науки, (2), 41-45.

18. Khodjamkulov, U. N. (2019). Pedagogical Education Cluster as a Scientific and Pedagogical Problem. Modern Education, 10, 12-17.

19. Ходжамцулов, У. Н. (2019). Педагогик таълим кластери илмий-педагогик муаммо сифатида (педагогик таълимни кластерлаштиришнинг зарурати). Современное образование (Узбекистан), (10 (83)).

20. Khoshimova, D., Otajonova, D., & Khaldarchayeva, G. (2020). Modern Technologies in Teaching Foreign Languages. Academic Research in Educational Sciences, (3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.