УДК 76
ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗА В КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ
© 2012 К. В. Селюнин
аспирант каф. художественного образования и истории искусств художественно-графического факультета e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
Статья посвящена анализу графической иллюстрации в историческом контексте ее становления. Внимание автора обращено на психологический аспект художественного образа героев, запечатленных в иллюстрациях к художественным произведениям.
Ключевые слова: Психология художественного образа, графические средства, изобразительные средства и характерологические особенности портретируемого.!
Нередко в книгах, рядом с текстом мы видим рисунки художников. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского «illustratio» - освещение, или наглядное изображение. Их предназначение в том, чтобы помочь читателям содержание текста, наглядное отражение текста в рисунках должно быть ясным, понятным и доступным.
История иллюстраций уходит в глубь веков. Еще в Древнем Египте заклинания и гимны, написанные на папирусах, сопровождались рисунками. Сохранились и античные образцы в рукописях «Илиады», «Энеиды» первых веков нашей эры, а также иллюстрации в средневековых западноевропейских и византийских рукописях. В Х1 веке в Древней Руси уже создавались иллюстрации к рукописным книгам («Изборник Святослава», «Остромирово Евангелие»). Благодаря одному обязательному признаку иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства: ее смысл определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением, назначением которого является «освещение» и «осмысление» того, о чем говорит книга, - действия и события, а также идеи, которая побудила автора написать книгу [Дехтерев].
Иллюстрации к историческим произведениям некоторых современных авторов, в той же степени как и иллюстрации к художественным произведениям на исторические темы, должны содержать разнообразные психологические детали, без которых невозможно воссоздать реальный мир древности. Исторические персонажи, такие как Александр Македонский, Ганнибал, Наполеон Бонапарт и др., обретают не вполне реальные портреты по причине недостатка их психологической составляющей. В этом смысле роль художника-иллюстратора заключается в сопереживании и поддержании текста автора через иллюстрации. Хорошо оформленная книга - это не значит книга с хорошими рисунками, а книга, включающая единство иллюстраций и содержания. Образцово-показательных примеров в истории достаточно - это книги, где рисунки и текст - единая и сплоченная мысль, живой, целостный организм. Иллюстрация в книге - намного больше, чем украшение: иллюстратор выражает духовную сферу, свою точку зрения, свой взгляд на мир в содержании текста, тем самым подчеркивая свой индивидуальный подход к решению изображения иллюстраций.
Психологическая иллюстрация становится более осязаемой, более точной, образной. Мифологизированный характер исторических трудов, как древних, так и современных, определил художественный метод самой книжной иллюстрации. История должна была увлекать читателя, вызывать интерес для того, чтобы просвещать и передавать дух эпохи. Г. Б. Мабли, французский историк XVIII в., отмечал, что «история одухотворяется именно благодаря живописанию», когда читатель книги становится «зрителем, который видит все происходящее собственными глазами» (цит. по: [Борщ 2006]). Зритель, просматривая иллюстрации в произведении, нередко сталкивается с банальным подходом изображения того или иного героя произведения. Существенным оценочным критерием передачи героя является целостность восприятия образов, всего повествования. Важным фактором является то, что из художников-иллюстраторов мало кто «видит» в персонаже, помимо различных атрибутов, цельный психологический образ. Образ возникает в мышлении не как сумма отдельных элементов, а как цельная, единая психологическая картина. М. Горький считал, что читатель должен воспринимать образы автора сразу, как удар, а не задумываться над ними. А.П. Чехов добавлял, что беллетристика должна укладываться в секунду. В качестве примера представим образ Бонапарта Наполеона: низкорослый мужчина с выдвинутыми вперед подбородком и грудью, римским профилем и треуголкой... Теперь представьте Наполеона без треуголки, и обмундирования. Как вы изобразите этого человека?
И зрители, и художники привыкли видеть и рассматривать тот или иной образ в первичной структуре. А ведь чтобы отобразить персонаж, нам необходимо подойти к решению этой задачи с иной точки отчета, через психологическое восприятие данного образа. Необходимо максимально глубоко проникнуться переживаниями персонажа, постараться понять его мироощущение, изучить данную эпоху, культуру, быт. Немаловажным фактором исследования образа личности являются его религиозные взгляды.
Все вышеперечисленное в равной степени относится не только к художественному произведению, но и к самим канонам и законам передачи сюжета и героя в иллюстрации. Иными словами, художник-иллюстратор поддерживает текст автора своими иллюстрациями. Нельзя, однако, оценивать художественное качество иллюстрации только на том основании, что она нравится или не нравится. Такие оценки могут объясняться недостаточным знакомством с историческими произведениями, неразвитой еще способностью анализировать. Не нужно забывать о том, что находящиеся вокруг образа различные атрибуты времени и эпохи не должны заслонять собой психологическую конкретику. Они могут и должны гармонично связываться с изображаемым персонажем. Очень важно знать, что вся атрибутика определенной эпохи может задавливать психологическую целостность портрета, а сам персонаж не может заслонять своей психологической завершенностью декорации соответствующие его времени.
В качестве еще одного примера рассмотрим личность Амира Тимура (Тамерлана). На исторической арене он выделяется значительно ярче и многогранней, чем остальные его современники. Образ Тамерлана всегда привлекал внимание и художников, и писателей. В данном случае наблюдается тот же подход, который мы использовали в поисках образа Наполеона. Но разница в том, что Наполеон гораздо понятнее и ближе, чем персона Тимура. Между ними виден не только промежуток времени - разрыв в веках, но и иная культура, иной характер. Изображая Тамерлана, художники, включая иллюстраторов, стараются внести в картину максимальное количество элементов, отображающих социальное, воинское положение, подчеркнуть его религиозную принадлежность. Мысленно устраните с иллюстрации всю амуницию,
включая коня, шлем, меч и т. д. Без нее, если бы иллюстрация была безымянной, изображенного на ней персонажа нельзя было бы назвать Тамерланом.
Новый подход к психологической иллюстрации позволяет нам изобразить исторического персонажа без косвенных указателей. Данные элементы, отображающие всю атмосферу и предметный мир, не в состоянии передать живой характер и глубину личности предстоящую перед нами. Без передачи внутреннего мира образа метод психологического портрета мы просто-напросто не увидим. Ведь данный подход диктуется самим историческим произведением.
Историческое произведение принято рассматривать как результат художественного творчества, закрепленный в художественном тексте. Это своеобразный способ познания жизни, средство восприятия и воссоздания действительности. Окружающий мир отражается в искусстве в особой художественнообразной системе. В художественной литературе слово служит средством, как говорил М. Горький, «пластического изображения» действительности. Важный элемент исторического произведения - оценка персонажей. Яркие, самобытные, запоминающиеся персонажи, через действия которых идет развитие сюжета, реализуется замысел произведения, - это основа успеха художественного произведения у читателей. Главная задача художника-иллюстратора в этой сфере - понять значение каждого персонажа в общей структуре произведения и определить степень полноты его раскрытия. Ведь в создании художником образов героев решающую роль играет внутренняя связь событий, обстоятельств, характеров и творческое мышление. Читатель, как правило, склонен воспринимать героев исторического произведения вполне реальными личностями, иногда он даже отождествляет себя с каким-нибудь персонажем. Для понимания замысла автора ему важно знать его отношение к происходящим событиям, к отдельным персонажам.
Умение чувствовать органичность, жизненность, естественность поведения каждого персонажа, вовремя почувствовать фальшь и отличить «ходячие схемы» от полнокровных исторических героев - вот главное умение художника-иллюстратора. В хорошем историческом произведении поступки действующих лиц подчинены внутренней логике развития художественного образа. Поэтому у настоящего мастера они выходят живыми, почти осязаемыми, поэтому их судьба так волнует читателя, их действия во многом влияют на развитие повествования. В связи с этим К. Паустовский отмечал, что персонажи, оживающие по воле писателя, тотчас же начинают жить своей жизнью и сопротивляться навязываемому им писателем плану. Здесь необходимо отдать должное психологическому аспекту.
Художнику необходимо рассмотреть отдельные составляющие образа в их единстве, представить себе, воссоединить их, увидеть героя в целом. И здесь художник действует как бы в «обратном порядке»: от художественного текста движется к отправной точке работы писателя — к замыслу. Иллюстратор, как и интерпретатор литературного текста, создает произведение на основе чужого творения, и ему также нужно понимание литературного источника, соединенное с интуитивным постижением внутренней логики этого произведения.
Изобразительная интерпретация исторического произведения формируется и создается под воздействием многих внешних (общепринятых и традиционных) и внутренних (индивидуальных) факторов, субъективных и объективных причин. Всевозможные размышления и ощущения при знакомстве с историческим источником воплощаются рисовальщиком в изображениях. Существующий комментарий к произведению литературы, а также исторические факты, принадлежащие времени его иллюстрирования, являются одним из объективных факторов влияния на работу
художника; эмоциональная реакция на текст, личные исследования - субъективные факторы.
Большая роль здесь отводится и двойному времени иллюстрации. Художник, следуя за автором, показывает время, созданное писателем в произведении, но делает это «графическим языком», присущим времени читателя, где наравне со своими новациями он может использовать ранее возникшие материалы и структуры. На иллюстратора влияют и другие произведения мировой культуры, появившиеся в разное время, формировавшие его мировоззрение и тип интеллекта. Следовательно, одно и то же историческое творение в разные годы воспринимается не одинаково. Создававшиеся многими авторами иллюстрации к нему будут существовать как варианты. Таким образом, интерпретационная роль книжной иллюстрации заложена в основе этого жанра искусства. Являясь пояснением, дополнением, подтверждением содержания, апеллируя к образному миру, созданному писателем, иллюстрация, будучи изображением и информационной средой, несет и функцию творческой интерпретации.
Иллюстраторы - сторонники «исследовательско-аналитического» направления, как правило, являются не только толкователями литературного сочинения, но и своего рода учеными-исследователями и пытаются решить психологические, нравственные, эстетические, а подчас и философские проблемы. Большую роль в формировании первых профессиональных шагов отечественной книжной графики этого периода сыграли художники круга «Мира искусства». Среди них своими произведениями выделяется А.Н. Бенуа. Именно он первый начал творить искусство книги как соединение в образном единстве полиграфических элементов графики издания и литературного текста. Созданные им иллюстрации к «Медному всаднику» (1903 г.) стали подлинными шедеврами художественного синтеза.
Характер иллюстрирования исторических книг был связан с самим уровнем исторического описания эпох. Мифотворчество исторического знания определило художественный историзм как документальных, так и сюжетных изображений. Образы античной и национальной (средневековой) истории менялись на протяжении столетия. Общая тенденция изменения образа истории — это уточнение и конкретизация вследствие использования документальных публикаций памятников материальной культуры. Нас особенно интересуют оригинальные, самостоятельные решения художников, выдержавшие испытание временем, а также попытки объективно взглянуть на творческий процесс иллюстрирования романа, изобилующий кроме достижений перепадами, инерцией, откатами назад. В таком рассмотрении открывается немало поучительного как в несовместимости яркой художественной фантазии и элементарно понятой сюжете, так и в ином контрасте - между одухотворяющими работу иллюстратора мыслью и наблюдениями над жизнью и стереотипным повторением персонажей произведения описанных батальных сцен, как упоминалось выше.
Конечно, иллюстративные решения не однозначны, различны по отображению в них духа исторического творения, насыщенности идеями, образами, перекличками с содержанием текста. Художник воспроизводит свое творческое мышление, постижение сути произведения писателя, учитывая его структуру, его речевые обороты, старается соотнести графику с художественной формой сочинения. От таланта художника, его профессионализма, интеллекта и мышления, глубины понимания литературного творения зависит иллюстрирование и внешний облик книги. Книжная иллюстрация содержит информационные (повествовательные) качества. Исторические тексты не только просвещали и развлекали, но и являлись источниками художественных образов, пополнивших арсенал изобразительного искусства через посредничество иллюстраторов.
Исходя из сказанного, мы можем сделать вывод о том, что без определенного исследования литературных источников, глубокого изучения, характера духовного мира персонажа, художник-иллюстратор не сможет воспроизвести его образ. Психологическая концепция рисунка позволяет нам раскрыть личность и передать
образ более доступно, грамотно и ясно.
Портрет Чингиз-хана. Амир Тимур (Тамерлан).
Пример психологического аспекта Пример психологического изображения.
в историческом персонаже. Художник Селюнин К. В.
Художник Селюнин К. В.
Библиографический список
Борщ Е.В. Образы истории во французской книжной иллюстрации XVIII в. // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 41. Гуманитарные науки. Вып. 11.
Дехтерев Б. Что такое книжная иллюстрация [Электронный ресурс]. ИЯЬ: http://lib.rin.rU/doc/i/7271p.html (дата обращения: 25.03.2012).
Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий: учеб. пособие для студентов специальности «Издательское дело и редактирование». Ульяновск: УлГТУ, 2000.