Научная статья на тему 'Значение профилактики дисфункциональных семейных отношений в работе программы «Православные приходские семейные клубы трезвости»'

Значение профилактики дисфункциональных семейных отношений в работе программы «Православные приходские семейные клубы трезвости» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Устинов Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение профилактики дисфункциональных семейных отношений в работе программы «Православные приходские семейные клубы трезвости»»

DOI 10.24412^-37257-2024-1-123-126 Устинов Н.В.

Значение профилактики дисфункциональных семейных отношений в работе программы «Православные приходские семейные клубы трезвости»

Храм преподобной Евфросинии, Великой княгини Московской, Москва, Россия Сретенская духовная академия, Москва, Россия

Ведущие специалисты в области профилактики зависимости от психоактивных веществ утверждают, что семья является питательной средой, в которой формируются патологические механизмы, формирующие зависимое поведение. Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева считают, что «любая аддиктивная семья содержит в себе структуру созависимости» [5]. В этом смысле наиболее актуальными программами профилактики зависимостей от психоактивных веществ являются те программы, которые работают не только с зависимыми, но и непосредственно с семьями. Одной из таких программ является программа «Православные приходские семейные клубы трезвости» (ППСКТ), которая реализуется в рамках работы Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ) [1].

Истоки программы ППСКТ, реализуемые в рамках МОД СКТ, берут свое начало, с одной стороны, в «Клубах леченых алкоголиков» Владимира Худолина, а с другой — в дореволюционном трезвенном движении. В основе концепции Владимира Худолина лежит интегральный экосистемный биопсихосоциальный подход, корректирующий дефицитарность на трех уровнях человеческого существования.

Худолин считал, что «использование семейного подхода говорит о том, что мы рассматриваем не отдельного алкоголика, а говорим обо всей его семье и ее дисфункции. В соответствии с этой концепцией все члены семейной группы должны изменить свой образ жизни. В семейном подходе принято рассматривать не только проблемы алкоголика, но всей его семьи в целом. Мы стремимся привить семье новые правила поведения, освоить с ней иной образ жизни и привести членов всей семьи к всестороннему росту и духовному созреванию» [2]. В этой связи задача руководителя терапевтической группы (семейного клуба трезвости) заключается в том, чтобы помочь незрелой семье принять решения, которые наилучшим образом повлияли бы на преодоление сложившихся проблем и трудностей, а также помочь ей вернуться в реальность и научиться в ней существовать так, чтобы ее вектор был устремлен не в прошлое, а в будущее.

Вместе с тем на становление семейных клубов трезвости в России в таком виде, в каком они есть, повлияло и дореволюционное трезвенное движение, особое участие в котором приняла Русская Православная Церковь, которая при поддержке государства открывала на церковных приходах общества

трезвости, работая с зависимыми и их семьями, смогла развить широкую профилактическую, социокультурную и просветительскую работу.

На съездах, которые проводились в рамках повышения эффективности трезвенной работы, рассматривались: религиозно-нравственные и научные основы борьбы с пьянством; организация борьбы с алкоголизмом посредством обществ и братств трезвости, профилактика пьянства в быту; профилактика школьного алкоголизма; просветительская деятельность и т.д.

Дореволюционная трезвенная деятельность развивалась широко и успешно. На данный момент можно выделить ряд мер, которые использовались в качестве профилактической работы, реализуемой обществами трезвости: были организованы специальные чайные и столовые; организовывались культурно-религиозные мероприятия; проводились трезвенные беседы и издавалась литература о трезвом образе жизни; создавались специальные библиотеки, которые укомплектовывались книгами, допущенными Министерством народного просвещения; открывались книжные лавки, содержащие специализированную литературу; для членов обществ трезвости и их детей создавались воскресные школы; проводилось обучение церковному и светскому пению; организовывались паломничества, крестные ходы и прогулки с образовательной целью; широко распространялась социокультурная деятельность; особо развивалось социальное служение, в котором задействовали участников обществ трезвости; особое внимание уделялось работе с семьями.

Сов окупность указанных и иных мер спо собствовало тому, что к 1917 году количество употребления алкоголя снизилось с 14 до 3 литров на душу населения.

Несмотря на различие этих двух традиций, объединяло их работа с семьей, непрерывное образование и постоянное обновление знаний. Так, например, священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит, который внес огромный вклад в развитие трезвенной работы в Российской империи, в своей рекомендации говорит, что для того, «чтобы приобрести большую охоту работать на поприще этой (трезвенной. — Прим. авт.) борьбы, нужно первее всего запастись достаточными сведениями в этой области и основательно изучить алкогольный вопрос» [1]. Вместе с этим, согласно концепции Клуба леченых алкоголиков, профилактическая «деятельность базируется на постоянном обновлении научных знаний как из медицинских, особенно психиатрических, так и из социологических областей» [2].

Можно сказать, что эти положения являлись основополагающими стратегическими элементами, заложенными в основании трезвенной работы.

Подобная концепция была не просто плодом интеллектуального труда. Она естественным образом исходила из сложности алкогольной зависимости, которая поражает биологическую, психологическую, социальную и, конечно же, духовную сферы человеческой природы. Именно поэтому для того, чтобы заниматься профилактикой алкогольной зависимости, необходимы: во-первых, базовые знания в области наркологии, психологии, психиатрии и православной антропологии, во-вторых, комплексный подход, который

объединяет специалистов в области профилактики зависимости от психоактивных веществ.

В России первый семейный клуб трезвости появился в 1992 году благодаря протоиерею Алексию Бабурину, который объединил профилактические традиции Владимира Худолина и дореволюционного трезвенного движения, а также дополнил биопсихосоциальный подход духовным компонентом, основываясь на концепции биопсихосоциодуховной модели в психиатрии и наркологии. В сентябре 2019 года в Словении, на Конгрессе Всемирной ассоциации семейных клубов трезвости (World Association of the Clubs of Alcoholics in Treatment, WACAT), этот подход был признан «Российской моделью семейного клубного сообщества». На данный момент в рамках семейного клубного движения в Москве и регионах России действует около 50 клубов [4].

В рамках реализации указанной профилактической программы постепенно проводятся коррекционные мероприятия на различных уровнях проявления созависимости. В конечном итоге, благодаря многокомпонентному биопсихосоциодуховному подходу человек выходит из дисфункциональных отношений и приобретает новые навыки, которые изменяют не только его жизнь, но и жизнь его семьи. В этом смысле важность присутствия на группе одного из членов семьи обусловлена тем, что оно может оказывать влияние на дисфункциональные внутрисемейные отношения. Если один человек начинает меняться сам — меняет образ мышления, модель своего поведения, правильно выстраивает взаимоотношения со своими близкими, тогда начинает меняться и сам механизм взаимоотношений семейной системы, вследствие чего корректируется поведение тех, кто находится рядом с ним. Это позволяет, с одной стороны, помочь самому себе, а с другой — выстроить функциональные взаимоотношения среди членов семьи, даже если они не будут посещать клуб. Все это относится не только к зависимым родителям, но и к их детям. В этом смысле работа является важной и в контексте профилактики рискованного подросткового поведения. Дисфункциональная модель поведения зачастую проявляется не всегда сразу и очевидным образом, подобно отложенному эффекту она может проявиться через несколько лет. Так, например, согласно ряду исследований, 60 % девочек, воспитанных в семье алкоголиков, выходят замуж за лиц, зависимых от психоактивных веществ, или же в процессе семейной жизни начинают выстраивать дисфункциональные отношения [6]. Таким образом, когда родители работают над своей поведенческой моделью и меняют ее в лучшую сторону, естественным образом начинают меняться в лучшую сторону и их дети, а риски возникновения рискового поведения снижаются.

Здесь же важно отметить, что акцент делается на профилактике зависимости от психоактивных веществ. В наркологии принято считать, что дисфункциональные взаимоотношения могут оказать негативное влияние не только на зависимость от алкоголя, но и приводить к лудомании, трудоголизму, зависимости от азартных игр и т.д. Таким образом, профилактическая работа состоит не только в борьбе с алкоголем, алкоголизмом или прочими зависимостями, но и в том, чтобы помочь человеку сформировать здоровую модель поведения.

Терапевтические семейные клубы проводятся раз в неделю, а длительность встреч составляет два часа. Во время клубного чаепития в уютной атмосфере зависимые и созависимые участники делятся между собой опытом преодоления зависимости и изменения дисфункциональных семейных отношений, а также приобретают необходимые навыки и знания, которые способствуют этому преодолению. Участникам в этом помогает мультидис-циплинарная команда специалистов в области профилактики зависимости, а также ведущие, которые прошли специальную подготовку в Викариатской школе подготовки руководителей семейных клубов трезвости. Помимо этого, клубная деятельность включает в себя просветительские и социокультурные направления, в рамках которых проводятся образовательные лекции и семинары, кинолектории, экскурсии, «трезвенные» шашлыки, концерты, ярмарки и т.д. В рамках реализации духовно-ориентированного подхода члены клубов принимают участие в Церковных Таинствах, богослужениях, паломничествах, молебнах, крестных ходах, а также интегрируются в приходскую жизнь и становятся ее неотъемлемой частью. Специалисты и волонтеры МОД СКТ принимают активное участие в научной деятельности по разработке наиболее эффективных путей преодоления зависимостей, участвуют в подготовке ведущих трезвенных сообществ, готовых заниматься профилактикой зависимости от психоактивных веществ и коррекцией дисфункциональных семейных отношений в рамках программы ППСКТ [3].

Список литературы

1. Владимир (Богоявленский), сщмч. Проповеди, слова, поучения. В 3 тт. Т. 3. Тверь: Булат, 2008. 496 с.

2. Худолин В. Клуб леченых алкоголиков. М.: МОД СКТ, 2016. 128 с.

3. Копейко Г.И., Бабурин А.Н., Соборникова Е.А., Казьмина О.Ю., Мошкова И.Н., Гусев Г.В., Магай А.И., Казьмина Е.А., Иконникова Е.Ю., Бердичевский А.А., Потапова Ю.А., Горячева А.А., Устинов Н.В., Ениколопов С.Н. Семейные клубы трезвости: современные технологии психосоциальной реабилитации людей с религиозным мировоззрением. М.: Макс Пресс, 2020. 88 с.

4. Baburin A., Sobornikova E., Borisova O., Magay A. Russian Orthodox Parish Family Clubs of Sobriety. Specific of rehabilitation work (1992-2016) // Alcoholism and psychiatry research: Journal on psychiatric research and addictions. 2017. No. 53(1). P. 65-70.

5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Аддиктология: настольная книга. М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2012. 536 с.

6. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. 8-е изд., стереотип. М.: Институт консультирования и системных решений, 2018. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.