Научная статья на тему 'Духовно-ориентированный диалог в практике семейной трезвенной работы на приходах Русской православной Церкви'

Духовно-ориентированный диалог в практике семейной трезвенной работы на приходах Русской православной Церкви Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ КЛУБЫ ТРЕЗВОСТИ / ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ДИАЛОГ / ПРАВОСЛАВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / FAMILY CLUBS OF SOBRIETY / SPIRITUALLY-ORIENTED DIALOGUE / ORTHODOX WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магай А.И., Бабурин А.Н., Копейко Г.И., Борисова О.А.

Пространство духовно-ориентированного диалога представляет широкие возможности для осуществления работы, направленной на изменение личностных ценностей. Трезвенная работа на церковных приходах направлена на изменение образа жизни зависимого человека, включающего в себя всю семейную систему. Наиболее обоснованным в таких условиях является использование «мягких» механизмов влияния на личность и семью в целом. Предлагается попытка осмысления работы семейной амбулаторной реабилитационной программы для зависимых от употребления психоактивных веществ и их родственников с позиции духовно-ориентированного диалога Т.А. Флоренской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Магай А.И., Бабурин А.Н., Копейко Г.И., Борисова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritually-oriented dialogue in the practice of family sobriety work on the parishes of the Russian Orthodox Church

The area of spiritually-oriented dialogue provides opportunities for the implementation of work directed to change of personal values. Work with alcohol addiction on church parishes is directed to change of way of life of the dependent person, including all family system. The most reasonable in such conditions is use of “soft” mechanisms of influence on the personality and family in general. Proposed the attempt to understand the work of the family out-patient rehabilitation program for dependent people and relatives from the position of spiritually-oriented dialogue of T.A. Florenskaya.

Текст научной работы на тему «Духовно-ориентированный диалог в практике семейной трезвенной работы на приходах Русской православной Церкви»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 5, 2018: 960-967

Духовно-ориентированный диалог в практике семейной трезвенной работы на приходах Русской Православной Церкви

А.И. Магай1, А.Н. Бабурин2, Г.И. Копейко3, О.А. Борисова4

1,2,3,4ФГВНУ Научный центр психического здоровья 115230, г. Москва, Каширское шоссе, д. 34 FSBSI Mental Health Research Center Kashirskoe highway, 34, Moscow 115230 Russia 1e-mail: andrey.magay@ncpz.ru

Ключевые слова: семейные клубы трезвости, духовно-ориентированный диалог, православное мировоззрение.

Key words: family clubs of sobriety, spiritually-oriented dialogue, orthodox worldview.

Резюме: Пространство духовно-ориентированного диалога представляет широкие возможности для осуществления работы, направленной на изменение личностных ценностей. Трезвенная работа на церковных приходах направлена на изменение образа жизни зависимого человека, включающего в себя всю семейную систему. Наиболее обоснованным в таких условиях является использование «мягких» механизмов влияния на личность и семью в целом. Предлагается попытка осмысления работы семейной амбулаторной реабилитационной программы для зависимых от употребления психоактивных веществ и их родственников с позиции духовно-ориентированного диалога Т.А. Флоренской.

Abstract: The area of spiritually-oriented dialogue provides opportunities for the implementation of work directed to change of personal values. Work with alcohol addiction on church parishes is directed to change of way of life of the dependent person, including all family system. The most reasonable in such conditions is use of "soft" mechanisms of influence on the personality and family in general. Proposed the attempt to understand the work of the family out-patient rehabilitation program for dependent people and relatives from the position of spiritually-oriented dialogue of T.A. Florenskaya.

[Magaj A.I.1, Baburin A.N.2, Kopejko G.I.3, Borisova G.A.4 Spiritually-oriented dialogue in the practice of family sobriety work on the parishes of the Russian Orthodox Church]

В настоящее время не вызывает сомнений необходимость трезвенной работы на приходах Русской Православной Церкви. В связи с этим актуальным является вопрос продуктивного и эффективного сотрудничества официальной медицинской и психологической науки и тысячелетнего опыта жизни

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, О.А. Борисова A.I. Magaj, A.N. Baburin, G.I. Kopejko, O.A. Borisova

христианской Церкви в духе Божественного Откровения. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что обращение к духовным корням и религиозным традициям является важнейшим ресурсом в помощи людям, страждущим от пагубных страстей пьянства, наркомании и других зависимостей (Магай, 2017: 107). Уместно в связи с этим вспомнить слова Святейшего Патриарха Алексия II, сказанные им в приветственном слове к участникам конференции «Утверждение трезвости в современном обществе» в 2006 году: «Наркомания, алкоголизм, игромания являются проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, культ материального преуспевания, бездуховность и утрату подлинных идеалов».

Стоит отметить, что на протяжении более чем 25 лет в структуре крупнейшего научно-исследовательского института России в области охраны психического здоровья ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» действует отдел по изучению особых форм психической патологии, занимающийся психической патологией у больных с религиозным мировоззрением (руководитель - к.м.н. Г.И. Копейко). В рамках научных исследований отдела ведетс я работа по созданию технологии оказания помощи людям с наркологическими заболеваниями и психическими расстройствами, имеющими религиозное мировоззрение (Бабурин, 2017: 96). Научные изыскания в отделе проводятся совместно со специалистами Межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ, руководитель -протоиерей Алексий Бабурин). Опыт, накопленный в Движении на протяжении четверти века, охватывает амбулаторную реабилитационную работу на приходах Русской Православной Церкви в семейных клубах трезвости по методологии Владимира Худолина (Бабурин, 2016: 101).

Важным принципом работы семейных клубов трезвости, обеспечивающим успешное взаимодействие в группе специалистов, зависимых людей и членов их семей, является использование на практике принципов духовно-

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, О.А. Борисова A.I. Magaj, A.N. Baburin, G.I. Kopejko, P.A. Borisova

ориентированного диалога Тамары Александровны Флоренской. Применение духовно-ориентированного диалога в сочетании с комплексом реабилитационных мероприятий, осуществляемых в клубах, оказывает влияние на изменение ценностно-смысловых образований у людей, страдающих алкоголизмом и наркоманией, и членов их семей. Вследствие этого происходит изменение всего семейного уклада, меняется образ жизни семьи в целом. Положительное влияние духовно-ориентированного диалога на процесс реабилитации у зависимых от психоактивных веществ было отмечено еще Т.А. Флоренской (на международной конференции «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования», посвященной 100-летию Л.С. Выготского, проходившей в Москве с 21 по 24 октября 1996 года).

Диалог, используемый в духовно-ориентированной терапии Т.А. Флоренской, предлагает хорошо отлаженный инструмент для работы с ценностными личностными образованиями и смыслами, а духовная сфера является основным полем, в рамках которого осуществляются терапевтические интервенции. По мнению Т.А. Топольской, диалог Т.А. Флоренской может рассматриваться в категории «диалог как экзистенциальное событие, Встреча». Диалог мыслится как явление духовного - а не информационного, интеллектуального, деятельностного или этико-правового -порядка (Топольская, 2012: 34).

Ключевыми понятиями, составляющими принципы диалогического общения Т.А. Флоренской, являются доминанта на собеседнике и «вненаходимость» (Флоренская, 1996: 50).

Понятие доминанты сформулировано физиологом А.А. Ухтомским. Разработка этого понятия применительно к человеческому общению позволила Т.А. Флоренской предположить, что в переключении внимания на собеседника и способности отказаться от собственных проекций (доминанта на своем «Я») заключена способность «познания неповторимой индивидуальности» другого человека, что, в свою очередь, привносит возможность преодолеть внутреннее одиночество другого человека, а также делает возможным установление

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, О.А. Борисова A.I. Magaj, A.N. Baburin, G.I. Kopejko, О.A. Borisova

живого и продуктивного контакта с ним.

Другой неотъемлемой частью диалога в подходе Т.А. Флоренской является «вненаходимость», которая помогает понять «другость» другого. Достижение состояния «вненаходимости» характеризуется бескорыстием и

беспристрастием и не достигается только лишь эмпатическим слиянием или вчувствованием.

Использование таких разнообразных

феноменологических понятий как «доминанта на другом» и «вненаходимость» делает возможным сформулировать объяснительную «модель», где диалогичность общения предполагает помимо горизонтального измерения (общаются двое), еще и вертикальное - обращенность к связующему их третьему лицу. Под этим Лицом в духовном измерении можно увидеть образ Божий в каждом человеке, который Т.А. Флоренская называет «духовным Я». В отсутствии такой позиции невозможно понять, что такое вечные универсальные ценности - такие как Истина, Добро, Красота.

О наличии образа Божия, который в теории личности Т.А. Флоренской представляется как духовное «Я», свидетельствует «голос совести», который «является личным внутренним наставником». Сила духовного «Я» и его власти над естеством человека проявляется в способности преодолеть самые базовые потребности, к которым относится, например, мощный жизненный инстинкт - самосохранения.

Наличное «Я» отражает природное существо личности человека. По мнению М.Ю. Колпаковой «природа человека побуждает его жить в горизонтальном измерении, в противостоянии другому человеку и борьбе за существование» (Колпакова, 2015). В таком случае «сознание и воля человека становятся орудиями утверждения самости». Актуализация наличного «Я» зачастую несет в себе потакание влечениям и приводит к формированию зависимого поведения.

В терминологии Т.А. Флоренской процесс формирования алкоголизма сопряжено с нарушением внутреннего диалога личности, сопровождается рассогласованием в послушании наличного «Я» духовному «Я», или замутнение образа Божьего

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, О.А. Борисова A.I. Magaj, A.N. Baburin, G.I. Kopejko, P.A. Borisova

в человеке. В то же время восстановление внутреннего диалога «Я» духовного и «Я» наличного приводит к преодолению нарушений в функционировании душевно-телесной структуры и сопровождается отказом от употребления психоактивных веществ, восстановлением профессионального и семейного статуса, способствует вхождению человека в религиозную общину, происходит воцерковление личности. Религиозное мировоззрение, насыщенное основополагающими

нравственными ценностями и имеющее глубокие жизненные смыслы, является твердым фундаментом, который позволяет личности совершить фундаментальные преобразования. Психотерапевтическая работа в традиции духовно-ориентированного диалога способствует необходимой личностной трансформации, способна привести к личностному преображению и восстановлению образа Божьего в ней.

Ведущий в семейном клубе трезвости - это человек, имеющий ярко выраженную ценностную, мировоззренческую, религиозную позицию. Работа в терапевтическом пространстве группы направлена на то, чтобы увидеть в другом человека, который стремится к диалогу. Для этого ведущий, эмпатийно участвуя в беседе, не должен утрачивать объективность в восприятии и оценке людей. Он стремиться достичь свободы от личных симпатий и антипатий при глубоком расположении к участникам группы. Взвешенная позиция ведущего, не склонного к принятию той или иной стороны во время беседы, содействует его душевному равновесию и эмоциональной устойчивости. Как результат, обсуждение «критических ситуаций» на группе сопровождается сохранением общего мирного настроя и не приводит к проявлениям агрессивности и неразрешимого конфликта. В общении каждый может быть самим собой, сохранив свой взгляд и оценку происходящего.

В традиции программы семейных клубов трезвости по методу Владимира Худолина клубная группа - мультисемейное сообщество, в котором находятся представители различных семей как в действительной полноте, так и только лишь отдельные ее члены. Люди, составляющие мультисемейную группу, находятся так или иначе под влиянием правил

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, О.А. Борисова A.I. Magaj, A.N. Baburin, G.I. Kopejko, P.A. Borisova

функционирования данной мультисемейной системы, а не только лишь под влиянием своих потребностей и мотивов. В случае духовно-ориентированной терапии отношения с другим человеком должны способствовать личностному развитию человека. М.Ю. Колпакова считает, что для отношений с другим нужна какая-то общность опыта, нужно какое-то основание отношений, какая-то совместность и близость.

В семейных клубах трезвости роль мультисемейного сообщества заключается в преобразовании негативных эмоциональных привязанностей, возникших в результате патологической фиксации в семейном гомеостазе в виду проблем зависимого поведения.

Пространство групповой беседы является «территорией трезвости», в рамках которой существует и общность интересов, и личностная смысловая погруженность каждого из участников в общение.

В практической работе семейного клуба трезвости принцип доминанты на другом находит отражение в том, что каждый участник встречи имеет возможность высказать свою позицию на обсуждаемую ситуацию. В многоголосии будут отражены разные точки зрения, среди крайних, как правило, будет звучать «духовная» позиция, в которой не будет высказано осуждение кого-либо, но ситуация будет осмыслена в духе религиозного мировоззрения и нравственных ценностей православной веры. Такая позиция может быть подкреплена конкретным опытом семьи, которая пережила схожую ситуацию, либо может быть основана на опыте житий Святых или людей, живущих духовной жизнью. Такой «взгляд со стороны» не носит назидательный смысл, это не морализирование или грозная проповедь. Такое высказывание предлагает сместить «фокус» в осмыслении проблемы, увидеть новые грани в понимании поведения другого человека, принуждает к смене своей доминанты.

Возможность удержания состояния «вненаходимости» во время беседы в семейном клубе трезвости позволяет не погрузиться в трудную жизненную ситуацию другого человека. Уместно здесь привести замечательное рассуждение

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, О.А. Борисова A.I. Magaj, A.N. Baburin, G.I. Kopejko, P.A. Borisova

М.М. Бахтина: «Чем обогатится событие, если я сольюсь с другим человеком: вместо двух стал один? Он увидит и узнает только то, что я вижу и знаю; он только повторит в себе безысходность моей жизни» (Бахтин, 1986).

Необходимо отметить, что деятельность в рамках работы амбулаторной реабилитационной программы «Приходские семейные клубы трезвости» не ограничивается только лишь встречами в семейных клубах трезвости. Также осуществляются разнообразные социально-значимые и духовно-нравственные мероприятия, имеющие конфессиональную направленность. Так, общинники семейных клубов трезвости участвуют в практической жизни религиозной православной общины, участвуют в богослужениях, таинствах исповеди и Причастия. Важной частью реабилитационной деятельности являются индивидуальные беседы общинников со священниками с обсуждением значимых вопросов духовной жизни. Необходимо отметить, что для проведения таких бесед священнику необходимо иметь соответствующую минимальную подготовку. Участники программы посещают значимые культурно-исторические места и организуют паломничества, проводятся спортивные и творческие мероприятия совместно с участниками церковной общины, подготавливаются приходские праздники. Большое значение имеет посильная помощь другим участникам программы, попавшим в сложные жизненные ситуации. Объединяющее значение имеет участие в фестивалях и региональных встречах с представителями других реабилитационных программ, общение в рамках православных лагерей и слетов.

В заключении стоит отметить важность использования духовно-ориентированного диалога в практике трезвенной работы на приходе. Успешность этого подхода достигается, на наш взгляд, благодаря следующим критериям:

1) Использование духовно-ориентированного диалога в реабилитации наркологических больных с религиозным мировоззрением является актуальной и научно-обоснованной задачей при соблюдении ряда принципов, характерных для реабилитации людей, зависимых от употребления

А.И. Магай, А.Н. Бабурин, Г.И. Копейко, О.А. Борисова A.I. Magaj, A.N. Baburin, G.I. Kopejko, P.A. Borisova

психоактивных веществ в целом.

2) В практике и теории оказания помощи людям с зависимым поведением наблюдается органичное сочетание научных подходов и практической религиозной жизни.

3) Русская Православная Церковь выступает за сотрудничество с профессиональным научным сообществом, напоминая о важности духовной составляющей реабилитационного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

Бабурин А.Н., Магай А.И., Казьмина Е.А., Гедевани Е.В., Болтрукевич М.Д. 2017. Технология конфессионально-ориентированной реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью. Сс. 96-100. - В сб.: Материалы Первой Московской Международной конференции «Религиозность и клиническая психиатрия», Сборник научных трудов. М.: «Сам Полиграфист». 278 с. Бабурин А.Н., Соборникова Е.А., Магай А.И., Казьмина Е.А. 2016. Семейные клубы трезвости как подход в реабилитации лиц, зависимых от употребления алкоголя и их созависимых родственников. - Вопросы наркологии. № 11-12: 101-104. Бахтин М.М. 1986. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство. 445 с. Колпакова М.Ю. 2015. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе. М.: Никея. 160 с.

Магай А.И. 2017. Место духовно-ориентированного подхода в реабилитации больных эндогенными психическими заболеваниями с алкогольной зависимостью. Сс. 107-112. - В сб. Тезисы доклада на научно-практической конференции «Современные подходы и православные традиции в решении проблем зависимости». Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. Т. 2. 184 с. Топольская Т.А. 2012. О понятии «диалог» в психологических исследованиях общения и консультативной практике. - Консультативная психология и психотерапия. № 1: 34-63. Флоренская Т.А. 1996. Слово и молчание в диалоге. - Диалог. Карнавал. Хронотоп. № 1: 50-61.

Получена / Received: 18.09.2018 Принята/Accepted: 25.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.