Научная статья на тему 'Исторические предпосылки появления семейных клубов трезвости в России'

Исторические предпосылки появления семейных клубов трезвости в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки появления семейных клубов трезвости в России»

DOI 10.24412^-37257-2024-1-48-54

Гусев Г.В.

Исторические предпосылки появления семейных клубов трезвости в России

Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости,

Москва, Россия

Зависимость — семейная болезнь [11].

В 1964 году хорватский профессор Владимир Худолин, врач-психиатр, крупнейший специалист в области изучения алкогольной зависимости, автор социально-экологической теории алкоголизма, создал первое адекватное такому пониманию зависимости терапевтическое сообщество, названное им «клуб леченых алкоголиков вместе с их родственниками» [19]. «Использование семейного подхода, — писал В. Худолин, — подразумевает, что мы рассматриваем не отдельного алкоголика, а говорим обо всей его семье и ее дисфункции. В соответствии с этой концепцией все члены семейной группы должны изменить свой образ жизни. В семейном подходе принято рассматривать не только проблемы алкоголика, но и всей его семьи в целом. Мы стремимся привить семье новые правила поведения, освоить с ней новый образ жизни и привести всех членов семьи к всестороннему росту и духовному созреванию» [19].

В настоящее время тысячи подобных клубов существуют в 35 странах мира.

В России первый семейный клуб трезвости (как его назвал основатель и бессменный руководитель православного движения семейных клубов трезвости, врач-психиатр, старший научный сотрудник ФГБНУ Научного центра психического здоровья протоиерей Алексей Николаевич Бабурин) возник в 1992 году в селе Ромашково Московской области при храме святителя Николая Чудотворца [2]. В настоящее время десятки клубов объединены в Межрегиональном общественном движении в поддержку семейных клубов трезвости (МОД СКТ). Но появлению этих клубов в России предшествовал долгий путь развития трезвенных и семейных объединений.

Современные историки трезвенного движения в России относят к первому этапу этого движения крестьянское трезвенное движение 1858-1860 гг. [18]. Этот этап характеризуется тем, что, во-первых, впервые в России появились общества трезвости — как объединения людей, давших обет (обещание) воздерживаться от употребления алкоголя на какое-то определенное время. Во-вторых, эти обеты поддерживались и благословлялись священниками Православной Церкви.

Движение трезвенников было стихийным, направлено оно было, прежде всего, против откупной системы торговли алкоголем, существовавшей в то время в России, и против крайних злоупотреблений откупщиков [9]. Откупщик, уплатив государству известную сумму, получал право торговать водкой и съестными припасами, продаваемыми в питейных домах на определенной территории. «Взяв откуп, — свидетельствует И.Т.Прыжов, — от-

купщик, прежде всего, старался задобрить чиновников, и одних угощал пирами, другим в виде жалования в известное время высылал деньги и водку. Кроме того, откупщики платили жалованье чуть ли не всей полиции» [14]. Оградившись, таким образом, от закона, откупщики пользовались неограниченными правами, делали все, что угодно. В погоне за сверхприбылями они шли на все большие злоупотребления. Вместо водки народу по дорогой цене продавали мутную, грязную, разведенную разными одуряющими примесями жидкость. Возвышенная до крайности цена водки, недоброкачественность ее и ряд всевозможных стеснений и неприятностей, которые приходилось испытывать народу от служащих у откупщиков, заставили сам народ вступить на борьбу с откупщиками: он отказался пить водку и начал образовывать кружки и общества трезвости с обязательством для каждого члена в течение известного времени соблюдать воздержание [8, 18]. Этому движению сильно способствовало духовенство.

Первые общества трезвости появились в Литве в 1858 году, затем они возникли в губерниях Саратовской, Рязанской, Екатеринославской, Курской, были известия из Перми и Сибири — с замечательной быстротой почти вся Россия покрылась сетью этих обществ. По имеющимся у нас далеко не полным сведениям, общества трезвости были образованы не менее чем в 32 губерниях и 31 уезде [18].

Доходы откупщиков резко сократились. Многие оказались несостоятельными. Упали доходы также чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании. Все они свирепствовали против обществ трезвости и духовенства. В некоторых местах они грозили судом, местными властями, в других — выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства.

Затем они обратились к доносу. В апреле 1859 года откупщики жаловались министру внутренних дел на православных священников. Министры внутренних дел, финансов и государственных имуществ открыли настоящий перекрестный огонь против духовенства за то, что под влиянием пастырских проповедей стали возникать общества трезвости, народ перестал пить вино.

В июне 1859 года министр финансов сообщил обер-прокурору Св. Синода о жалобах откупщиков на православных священников, удерживающих народ от пьянства принудительными мерами, и вследствие этого просил для предупреждения подобных действий духовенства сделать по сему предмету общее распоряжение. На это обер-прокурор сообщил министру, что Св. Синод по обсуждении доведенных до сведения его случаев торжественного освящения городскими и сельскими обществами обетов трезвости, находит, что содействие православного духовенства к поддержанию решимости прихожан воздерживаться от употребления вина вполне приличествует долгу пастырского служения, и посему Св. Синод благословляет священнослужителей живым примером собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания, ревностно содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздерживаться от употребления вина. См. Указ Св. Синода № 224 от 10 августа 1859 г. [17].

Борьба между откупом и народной трезвостью закончилась победой народа — откупная система была отменена. Однако 1 января 1863 года откупщики устроили распродажу своей скверной водки по низким ценам. Народ, празднуя поминки откупу, набросился на дешевку и запил по-прежнему.

После 1863 года Общества трезвости быстро исчезли с лица земли русской, и о них не было слышно до конца 80-х годов. Впрочем, отдельные попытки организовать кружки поборников трезвости стали замечаться несколько ранее. Так, в 1874 г. открылось общество трезвости в с. Дейкаловке Полтавской губ. [5], в 1882 г. учредилось «согласие» трезвости в с. Татеве Смоленской губ. Устав этого последнего общества, устроенного С.А.Рачинским, впоследствии послужил образцом для организации массы церковно-приходских обществ трезвости.

Речь идет о татевском обществе трезвости. История его вкратце такова: «С самого начала моей школьной работы, — пишет Рачинский, — я не мог не обратить внимания на вопиющее зло, причиняемое моим ученикам постоянным усилением пьянства в крестьянской среде... Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. И единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников (из коих многие в то время были уже взрослые) общество трезвости, т.е. абсолютного воздержания от спиртных напитков» [16].

Мысль о таком обществе была встречена большинством его уже ставших взрослыми учеников в высшей степени сочувственно, и вот 5 (18) июля 1882 г., в день именин Сергея Александровича, после молебна преподобному Сергию Радонежскому им самим и его учениками был произнесен в церкви торжественный обет такого воздержания. Общество состояло первоначально почти исключительно из бывших татевских учеников. Постоянное ядро его составляли вышедшие из этой школы учителя. Всего несколько десятков человек — но польза, приносимая этим маленьким обществом его членам, постоянные беседы Сергея Александровича с крестьянами против пьянства стали приносить свои добрые плоды. Ежегодно общество увеличивалось, а осенью 1888 г. стали приходить крестьяне из разных, иногда очень удаленных от Татева деревень, с просьбами принять их в общество. По инициативе молодых священников (нередко учеников С.А.Рачинского) общества трезвости, подобные татевскому, стали появляться в других, соседних с Татевом, селах.

В 1889 г. С.А.Рачинский опубликовал второй отрывок «Из записок сельского учителя» с описанием опыта «Татевского общества трезвости» в 8-м номере «Русского Вестника». В том же году статья была перепечатана в прибавлениях к «Церковным ведомостям», № 34. На нее отозвались многие читатели. Началась обширная переписка. «Пишут ко мне из всех краев России, люди всех возрастов и звания, люди всех степеней умственного развития, начиная от высокообразованных лиц, озабоченных подъемом нравственности в нашем простом народе, кончая полуграмотными горемыками, одержимыми всеми степенями delirium tremens» — писал он в следующей своей печатной работе о народной трезвости под заглавием «Открытое письмо», опубликованное в приложении к № 50 «Церковных ведомостей» за 1889 год [8]. В этом

письме Сергей Александрович давал практические советы по организации общества трезвости, обязанностях членов такого общества, приводил даже форму книги трезвости Татевского общества и касался множества других важных вопросов, с которыми к нему обращались в переписке.

К 1890 г. Татевское общество трезвости разрослось до 1018 человек. С.А.Рачинский продолжал публиковать статьи о трезвости в «Церковных ведомостях»: «Письма к воспитанникам Казанской учительской семинарии» в №3 за 1890 г., «По поводу обществ трезвости» в № 22 за тот же год. Особо нужно отметить издание в 1898 и 1899 гг. его писем к студентам Казанской духовной академии под заглавием «Письма С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости». В этих письмах мы встречаем, в частности, глубокое богословское осмысление проблем трезвости [8].

Множество ценных мыслей, советов, указаний по вопросу о борьбе с народным пьянством рассыпано С.А.Рачинским в его обширнейшей переписке со всеми углами России. Уже при своей жизни он отдал 60 переплетенных томов этих писем в Императорскую Публичную Библиотеку.

В 1889 году появляется Циркулярный Указ Св. Синода от 10 августа, в котором, в частности, Епархиальным Преосвященным предлагалось «донести Святейшему Синоду существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях Общества трезвости, и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население» [20]. После этого указа число приходских Обществ трезвости в России стало быстро расти.

По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре, всех церковных обществ трезвости значилось в Империи к началу 1911 г. — 1767. Из этого общего числа обществ трезвости — 461 (25%), открыты в разное время до 1900 года. В период времени с 1900 по 1905 год учреждено 309 обществ. В последующее время открыто: в 1906 г. — 64, в 1907 г. — 84, в 1908 г. — 140; в 1909 г. — 251 и в 1910 — 458 г. обществ. Следовательно, с 1906 по 1910 гг. открылось 997 обществ (против 770 за все предыдущее время), из них более 75 % (709) учреждено в 1909 и 1910 гг. В 38 обществах (включая Санкт-Петербургские и Московские) число членов превышало 1000 человек, а именно: в одном из них (в Санкт-Петербургском Александро-Невском) трезвенников насчитывалось свыше 100 тысяч человек, в другом -свыше 40 тысяч человек, в третьем — более 30 тысяч человек, в четвертом -около 30 тысяч, в двух — по 23 тысячи человек, в одном — свыше 11 тысяч чел., в пяти — от 5 до 10 тысяч человек и в 26-ти — от 1 до 5 тысяч человек. В 242-х обществах число членов превышает 100 человек: в 128 — от 100 до 200 чел., в 85-ти — от 200 до 500 человек, и в 29-ти — от 500 до 1000 человек. Во всех 1767 обществах трезвости к концу 1910 г. числилось 498685 человек [12].

Рассматривая различные виды обществ трезвости, видный деятель трезвенного движения педагог И.П.Мордвинов писал: «Есть общества, состоящие исключительно из деятелей, признающих, что только образование и разумные развлечения, скрашивающие трудовую жизнь, способны привести народ к отрезвлению. Общества эти применяют в своей работе исключительно об-

разовательные средства... Есть общества, возникшие на религиозной почве, призывающие народ к отрезвлению через Церковь, пытающиеся крепить слабую волю пьянствующих людей влиянием молитвенного обета и силою проповеднического слова. Таковы наши церковно-приходские братства и общества трезвости. Большинство из них, однако, наряду с могучими для верующей массы средствами Церкви в широкой степени пользуется и средствами образовательными. В России таких обществ больше, чем обществ иного типа, вместе взятых» [10].

Такие общества, по мнению И.П.Мордвинова, должны быть универсальной формой внешкольной работы — клубами [15].

Эти клубы быстро эволюционировали в стороны семейных форм работы. Так, в цитированной выше книге И.П. Мордвинова «Общество трезвости. Жизнь и работа в нем» [10], автор приводит следующие темы клубных собраний: «Организация семейных вечеров для трезвенников. Уроки трезвости для детей. Семейные вечера работ, бесед и чтений. Изучение основ семейного трезвенного воспитания. Изучение домоводства (хозяйство, гигиена, изящное в благоустройстве), как предметы, содействующего насаждению трезвости. Детские процессии, экскурсии, походы. Детская библиотека.

Параллельно развилось другое клубное движение. В 1907 г. в Москве открылся первый в России женский клуб. Надо сказать, что все клубные объединения, начиная с «Мужских домов» у первобытных народов и заканчивая аристократическим Московским Английским клубом, существовавшим до 1917 года, допусками в свои ряды только мужчин. Так что возникновение женских клубов было настоящей революцией в клубном деле.

Один из интереснейших исследователей феномена клуба А.А.Петров [13], охарактеризовал клуб, как собрание мужчин, которые беседуют, едят, пьют, играют. Причем, пьют алкоголь, а играют в азартные игры. Женщины прежде всего не пустили в свой клуб алкоголь. Это тоже было революцией. Женские клубы не были обществами трезвости, женщины не давали обетов — они просто обходились в своем общении без алкоголя. А вот решением семейных проблем они активно занимались — устраивали для детей праздники, обсуждали проблемы воспитания, занимались благотворительностью.

Одновременно появились родительские клубы, ставившие своей целью содействовать родителям в теоретическом и практическом разрешении вопросов, связанных с воспитанием и образованием детей [6, 7].

В 1912 году в Петербурге прошел I всероссийский Съезд по вопросам семейного воспитания, собравший представителей педагогических и просветительских организаций всей России. В программу Съезда был включен вопрос об учреждениях, помогающих семье в воспитании. В числе этих учреждений был назван клуб [6, 7].

Прошли годы, много изменившие в жизни страны, семей, мужчин и женщин, но проблемы, волновавшие людей в конце XIX и начале XX веков, остались. Поэтому «в больших и средних городах нашей страны на протяжении нескольких десятилетий, то усиливаясь, то затухая, волнообразно развиваются родительские и семейные клубы, межсемейные объединения» [1].

С годами семейный клуб становится все более популярным местом сотрудничества для людей, желающих совместно решать свои семейные проблемы. Десятки семейных клубов действуют в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования, детских лагерях отдыха и ставят перед собой разные цели: помочь семье в социализации детей, в их умственном и физическом развитии, формировании духовно-нравственных ценностей. В отечественной литературе растет число публикаций о работе семейных клубов, защищаются диссертации [7].

В зависимости от целей различается специфика работы семейных клубов: семейные клубы общения, туристические семейные клубы, клубы для неполных семей, клубы для родителей наркозависимых. Однако у всех семейных клубов есть общая задача — помочь семьям по-настоящему объединяться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создавать психологическую основу для эффективного взаимодействия в возрастных и кризисных житейских ситуациях.

Одновременно с семейными, в 60-е годы в СССР появились антиалкогольные клубы. Первый такой клуб был создан в Риге по инициативе главного психиатра Латвийской ССР З.Г.Соченевой. руководителем этого клуба стал выдающийся психотерапевт, основатель знаменитой рижской «Школы доброго слова», А.М.Фалькенстейн. в 1969 году в клинической психоневрологической больнице городу Тарту был основан клуб «Анти-Вакхос».

Решением исполнительного комитета Тартусского городского совета депутатов Эстонской ССР № 300 в Тарту 4 сентября 1970 года был утвержден устав клуба.

21 марта 1978 года на базе Московского психоневрологического диспансера № 20 при амбулатории кафедры психотерапии Центрального института усовершенствования врачей М.Е.Бурно был открыт кафедрально-диспансер-ный антиалкогольный клуб «Свеча».

В 80-е годы XX века в СССР в большом количестве стали организовываться антиалкогольные клубы, руководимые обычно врачами — наркологами и психотерапевтами (3, с14-15). Методические указания организации антиалкогольных клубов разработал М.Е.Бурно (4).

Так что у сегодняшних семейных клубов трезвости в России, синтезировавших разные формы трезвенного, клубного и семейного движений, есть солидная и интересная предыстория.

Список литературы:

1. Ачильдиева Е.Ф., Леушкина Н.А. Родительская ассоциация: анализ положения и прогноз развития движения // Тенденции развития современной семьи. Сборник. М.: Институт социологии РАН. 1992. С. 90-103.

2. Бабурин А.Н. Православная община трезвости семейного типа // Вразуми меня и буду жить. Беседы в общине трезвости. М.: Дом милосердия. 2008. С. 208-217.

3. Бабурин А.Н., Гусев Г.В., Соборникова Е.А., Горячева А.А. Семейные клубы трезвости как метод реабилитации в системе наркологической помощи. М.: ГБОУ ДПО РМАПО. 2016. 111 С.

4. Бурно М.Е. Антиалкогольный клуб: методические рекомендации. М.: МЗ СССР. 1982. 118 С.

5. Григорьев Н.И. Общества трезвости в России // Труды комиссии по вопросу об алкоголизме, мерах борьбы с ним и для выработки нормального устава заведений для алкоголиков. Вып. IV. СПБ. 1900.

6. Гусев Г.В. Клубная помощь семье // Социальное служение Православной Церкви: проблемы, практики, перспективы. СПб.: ЦРКиСО. 2019. С. 158-164.

7. Гусев Г.В. Семейные клубы на церковных приходах // Современная христианская психология и антропология: актуальные вопрос. СПб.: АНО ЦХПА. 2020. С. 103109.

8. Гусев Г.В. Сборник материалов по истории трезвенного движения Русской Православной Церкви. М.: МОД СКТ. 2022. 156 С.

9. Козловский Е.С. Винные откупа и их место в первоначальном накоплении капитала в России // Труды Ленинградского финансово-экономического института. Вып. 3 Л.: 1947. С. 280-292.

10. Мордвинов И.П. Общество трезвости. Жизнь и работа в нем. — СПб.: Типография Александро-Невской Общины Трезвости. 1911.

11. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЕРСЭ. 2002.

12. Перебийнос Ф.С. Первый антиалкогольный адрес-календарь на 1912 год. Справочная книга для деятелей по борьбе с алкоголизмом. — СПб.: Издание журнала «Трезвые выходы». 1912.

13. Петров А.А. Народные клубы (рабочие и крестьянские). М.: Издание журнала «Народный учитель». 1919.

14. Прыжов И.Т. История кабаков в России. М.: Репринт. 1991.

15. Равдоникас В.И. Исаакий Петрович Мордвинов. Очерк жизни и деятельности (1871-1925 гг.). Тихвин: 1926.

16. Рачинский С. Народная педагогика. М.: Русская цивилизация, 2019. 614

17. Руководственные для православного духовенства УКАЗЫ Святейшего Правительствующего Синода. 1721-1878 гг. М.: Типография М.Н.Лаврова и К. 1879.

18. Федоров В.А. Крестьянское трезвенное движение 1858-1860 гг. // Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. Т.2. М.: 1962. С.107-126

19. Худолин В. Клуб леченых алкоголиков. М.: МОД СКТ. 2016. 100 С.

20. Циркулярные УКАЗЫ Святейшего Правительствующего Синода 1867-1900 гг. Издание неофициальное. Собрал А.Завьялов. Издание второе (дополнительное). СПб.: Издание книгопродавца И.Л.Тузова. 1901.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.