Научная статья на тему 'Участие Православной Церкви в организации обществ трезвости (конец XIX – начало ХХ века)'

Участие Православной Церкви в организации обществ трезвости (конец XIX – начало ХХ века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Область наук
Ключевые слова
Православная Церковь / Российская империя / Святейший Синод / трезвость / общества трезвости / культура / народный дом / крестный ход / педагогика / кинематограф / Orthodox Church / Russian Empire / Holy Synod / sobriety / sobriety societies / culture / people's house / procession / pedagogy / cinematography.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стогов Дмитрий Игоревич

В статье излагаются основные факты, связанные с участием Церкви в организации обществ трезвости в конце XIX – начале ХХ в. Подчеркивается, что в этом вопросе церковные власти действовали в соработничестве с государственной властью, отмечается, что именно Церковь вместе с народом инициирует создание обществ трезвости. Автором статьи выделено три этапа православного трезвеннического движения в дореволюционный период: 1860–1870-е гг., 1889–1909 гг., 1909–1917 гг. К началу Первой мировой войны в Российской империи действовало почти 2000 обществ трезвости. В статье делается вывод: созданные до революции православные общества трезвости значительно сократилось употребление алкоголя в стране, что способствовало физическому и культурному оздоровлению общества (при обществах трезвости существовали народные дома, библиотеки-читальни, чайные, кинематографы и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Participation of the Orthodox Church in the organization of temperance societies (late XIX – early XX century)

The article presents the main facts related to the participation of the Church in the organization of sobriety societies in the late XIX – early XX century. It is emphasized that the church authorities acted on this issue in cooperation with the state authorities, it is noted that it was the Church, together with the broad masses of the people, who initiated the creation of sobriety societies. The author of the article identifies three stages of the Orthodox sober movement in the pre-revolutionary period: the 1860s–1870s, 1889–1909, 1909–1917. By the beginning of the First World War, there were almost 2,000 sobriety societies operating in the Russian Empire. The article concludes that the Orthodox sobriety societies created before the revolution dramatically reduced the amount of alcohol consumption in the country, contributed to the improvement of society, played a huge cultural and educational role (there were folk houses, libraries, reading rooms, tea rooms, cinemas, etc.) under sobriety societies.

Текст научной работы на тему «Участие Православной Церкви в организации обществ трезвости (конец XIX – начало ХХ века)»

УДК 94:47:083 Стогов Дмитрий Игоревич,

кандидат исторических наук Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)

Участие Православной Церкви в организации обществ трезвости (конец XIX - начало ХХ века)

Аннотация. В статье излагаются основные факты, связанные с участием Церкви в организации обществ трезвости в конце XIX - начале ХХ в. Подчеркивается, что в этом вопросе церковные власти действовали в соработ-ничестве с государственной властью, отмечается, что именно Церковь вместе с народом инициирует создание обществ трезвости. Автором статьи выделено три этапа православного трезвеннического движения в дореволюционный период: 1860-1870-е гг., 1889-1909 гг., 1909-1917 гг. К началу Первой мировой войны в Российской империи действовало почти 2000 обществ трезвости. В статье делается вывод: созданные до революции православные общества трезвости значительно сократилось употребление алкоголя в стране, что способствовало физическому и культурному оздоровлению общества (при обществах трезвости существовали народные дома, библиотеки-читальни, чайные, кинематографы и т.д.).

Ключевые слова: Православная Церковь, Российская империя, Святейший Синод, трезвость, общества трезвости, культура, народный дом, крестный ход, педагогика, кинематограф.

UDK 94:47:083 Stogov Dmitry Igorevich,

Candidate of Historical Sciences St. Petersburg State Electrotechnical University (LETI) named after V. I. Ulyanov (Lenin)

Participation of the Orthodox Church in the organization of temperance societies (late XIX - early XX century)

Abstract. The article presents the main facts related to the participation of the Church in the organization of sobriety societies in the late XIX - early XX century. It is emphasized that the church authorities acted on this issue in cooperation with the state authorities, it is noted that it was the Church, together with the broad masses of the people, who initiated the creation of sobriety societies. The author of the article identifies three stages of the Orthodox sober movement in the pre-revolutionary period: the 1860s-1870s, 1889-1909, 1909-1917. By the beginning of the First World War, there were almost 2,000 sobriety societies operating in the Russian Empire. The article concludes that the Orthodox sobriety societies created before the revolution dramatically reduced the amount of alcohol consumption in the country, contributed to the improvement of society, played a huge cultural and educational role (there were folk houses, libraries, reading rooms, tea rooms, cinemas, etc.) under sobriety societies.

Keywords: Orthodox Church, Russian Empire, Holy Synod, sobriety, sobriety societies, culture, people's house, procession, pedagogy, cinematography.

Как и сто лет назад, в сегодняшнем российском обществе стоит проблема отрезвления народа. Ежегодно десятки тысяч людей погибают от алкоголизма1. Действующие в современной России общества трезвости, проводя борьбу с пьянством, обращаются к практике православных обществ и братств трезвости, существовавших в Царской России2.

В последнее время появились публикаций, посвященных дореволюционным обществам трезвости3, в данной статье мы делаем акцент на участии Церкви в их формировании.

В 1859 г. Святейший Синод, откликаясь на пожелания церковных приходов, специальным указом благословил православным священнослужителям содействовать «живым примером» трезвеннической деятельности4. Первоначальный расцвет обществ трезвости в России пришелся на пореформенные 1860-1870-е гг. Однако первый этап деятельности православного трезвеннического движения в Российской империи вскоре закончился вследствие отсутствия практического опыта борьбы с пьянством.

К концу XIX в. трезвенническое движение начало возрождаться. В 1889 г. Синод специальным определением призвал духовенство содействовать правительству в создании обществ трезвости. Выдающийся русский педагог, просветитель С. А. Рачинский организовал в селе Татево Вельского уезда Смоленской губернии (ныне Тверская область) общество трезвости с полным воздержанием от спиртного. Просветитель заложил основу второго этапа православного трезвеннического движения, а также основу православной педагогики. В городах империи возникали аналогичные общества трезвости, наиболее известным из них вскоре стало Казанское общество трезвости (КОТ)5.

После смерти С. А. Рачинского духовным центром православного трезвеннического движения стал Санкт-Петербург. Огромную роль в деле утверж-

1 В России стали пить больше водки [Электронный ресурс] // Русская народная линия. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2022/02/02/potreblenie_vodki_v_rossii_za_god_vyroslo_ na_5 (дата обращения: 27.03.2023).

2 См.: Стогов Д. И. Борьба за народную трезвость в царской России. Имперское возрождение. 2009. № 6 (26). С. 88.

3 Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 19071914 гг.: опыт оздоровления общества. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. 196 с.; Быкова, А. Г. Общества трезвости в истории трезвенного движения в России в XIX - начале ХХ вв. // Омский научный вестник. 2005. № 4 (33). С. 22-26; Гусев Г. В. Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (конец XIX начало ХХ в.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 1 (16). С. 63-64.

4 Стогов Д. И. Борьба за народную трезвость в царской России. С. 88.

5 Подробнее см.: Алексеев, И. [Е.] Соловьев Александр Титович // Черная сотня. Историческая энциклопедия / Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов, отв. ред. О. А. Платонов. М.: Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008. С. 599-501.

дения народной трезвости сыграл святой праведный Иоанн Кронштадтский, создавший в Кронштадте Дом трудолюбия. Священник Александр Васильевич Рождественский 30 августа 1898 г. основал при Воскресенском храме у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга (настоятелем которого он являлся) Александро-Невское общество трезвости (АНОТ), ставшее крупнейшей трезвеннической организацией не только столицы Империи, но и всей России. Впоследствии общество состояло из 14 отделов, один из которых занимался активной издательской деятельностью. Постепенно оно стало общероссийским, его отделы открывались в различных населенных пунктах страны. К 1905 г. в АНОТ состояло более 70 000 человек.

6 февраля 1903 г. Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви утвердило Правила АНОТ6. Известный духовный писатель Е. Н. Поселянин, характеризуя трезвенническую деятельность о. Александра, в некрологе, посвященном безвременно ушедшему священнику, отмечал, что «.. .он был счастлив своею деятельностью» и что «.трезвенники его, которых число неудержимо росло, окружали его величайшею любовью»7.

После кончины священника Александра Рождественского АНОТ возглавил протоиерей Петр Алексеевич Миртов. Он же стал настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала (14 декабря 1908 г. был освящен новый каменный храм). Общество было удостоено высоких наград, а в 1912 г. Николай II подарил трезвенникам яхту «Марево» для организации антиалкогольного музея.

Отец Петр руководил обществом 12 лет. В 1915 г. за выдающиеся заслуги о. Петр был награжден митрой. К 1917 г. число членов АНОТ превышало 140 000 человек8. Вступавший в общество принимал обет трезвости, но сначала не на всю жизнь, а на короткий срок.

6 Правила Александро-Невского общества трезвости при Воскресенской церкви «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» [С приложением правил обществ трезвости при местах ведения бесед]. СПб.: б. и., 1910. 8 с.

7 Поселянин Е. [Н.] Священник Александр Рождественский. СПб.: Синодальная типография, 1905. С. 6.

8 О деятельности о. Петра Миртова подробнее см.: Илюшин, И. М., иерей. Опыт борьбы за трезвость Русской Православной Церкви // Становление и развитие системы социальной реабилитации и ресоциализации потребителей психоактивных веществ в Санкт-Петербурге [Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник] / под ред. М. В. Середы. СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2015. Вып. 5. С. 6-26; Стогов, Д. И. Политические взгляды протоиерея Петра Миртова // Государство, общество, церковь в истории России ХХ-ХХ1 веков: материалы XXI Междунар. науч. конф., Иваново, 30-31 марта 2022 г. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2022. С. 239-244.

АНОТ включился в активную культурную деятельность. Открывались чайные, столовые, читальни, кинематограф, организовалась молодежная структура «Содружество христианской молодежи».

Третий этап деятельности православного трезвеннического движения связан с Первым съездом антиалкогольных деятелей, состоявшем в 1911 году. Резко активизируется деятельность православных обществ трезвости. В Санкт-Петербурге группой из 34-х человек был учрежден Всероссийский трудовой союз христиан-трезвенников (ВТСХТ). Устав организации был утвержден 8 января 1911 г. министром внутренних дел П. А. Столыпиным. Председателем правления организации стал присяжный поверенный состоявшимся в 1909 г. Б. И. Гладков, товарищем председателя - коллежский советник, врач А. И. Вержбицкий. Покровительство над Союзом взял на себя Великий князь Константин Константинович.

В специальном воззвании ВТСХТ (1913 г.) объяснялись причины создания этой организации: «Алкоголизация целой страны, кажется, дошла уже до наивысшего своего напряжения»9. Особо подчеркивалось, что население в стране заметно вырождается, возрастает преступность, как следствие -снижается трудоспособность населения. В итоге практически всюду «алкоголь-паук» свивает паутину, которая опутала «.всю Россию гигантскими красными нитями человеческих несчастий»10.

Как отмечалось в документе, «.менее чем за два года своей деятельности Союз открыл в разных местах России 22 отдела», а также организовал множество «кружков христианской трезвенной молодежи»11. Союз систематически проводил духовно-нравственные беседы, причем не только в Санкт-Петербурге, но и в населенных пунктах более чем ста уездов, активно издавал трезвеннические брошюры (более 350 000 единиц), а также школьные промокашки, конверты, с изречениями о вреде алкоголя. Кроме того, в стенах организации были организованы два оркестра, в которых участвовали малолетки-трезвенники. При Союзе существовали библиотека, «кабинет для чтения».

ВТСХТ, начиная с 1911 г., регулярно устраивал «праздники трезвости». Еще 29 августа 1911 г. Союзом был устроен «антиалкогольный день» для ознакомления жителей Санкт-Петербурга с научными данными о пагубности алкоголя. В ходе мероприятия собирались пожертвования на трезвен-

9 Состоящий под покровительством Его Императорского Высочества Великого князя Константина Константиновича Всероссийский Трудовой Союз Христиан Трезвенников. 2 февраля 1913 г. СПб.: б. и., 1913. С. 1.

10 Там же.

11 Там же.

ническую деятельность12. 300 сборщиков и сборщиц раздали 60 000 брошюр доктора А. И. Вержбицкого и Б. И. Гладкова на антиалкогольную тематику.

Грандиозный «праздник трезвости» состоялся в столице Российской империи в сентябре 1912 г. В нем приняло участие около 40 000 человек, 14 крестных ходов с окраин города двигались к Казанскому собору13. Было организовано 15 районных комитетов для организации праздника. На мероприятии раздавали трезвеннические брошюры психиатра, профессора И. А. Сикорского (200 000 экземпляров), статьи А. И. Вержбицкого14, отрывок из лекции Б. И. Гладкова, а также сотни тысяч трезвеннических листков, сотни тысяч жетонов с надписью «Трезвость - счастье народа» и т. д. В 14 залах Санкт-Петербурга в этот день состоялись лекции о вреде пьянства. Союз добился в этот день полного запрета продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге.

15 апреля 1913 г., на второй день Пасхи, в Санкт-Петербурге состоялся ежегодный крестный ход различных обществ трезвости в Александро-Невскую Лавру15. 28 апреля того же года 26 крестных ходов (около 70 000 человек) двинулись к Казанскому собору, у которого состоялось молебствие. Помимо листков и брошюр трезвеннической тематики участникам раздавались значки «Голубь потопа» с надписью на масличном листке «Трезвись» (напоминание о голубе, который принес библейскому Ною весть о спасении на твердой земле)16. В 14 залах города вечером состоялись чтения, в зале Калашниковской биржи прошел показ кинематографической ленты «Пьянство и его последствия»17.

29 августа 1913 г., в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, был организован праздник трезвости в Санкт-Петербурге. Ранним утром крестные ходы из различных районов Санкт-Петербурга и из его пригородов двинулись к Казанскому собору, а оттуда - к Исаакиевскому со-бору18. Приветствовал и благословил собравшихся митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, будущий священномученик Владимир

12 Отчет по устройству 23-24 сентября 1912 года праздника трезвости, принятого под покровительство Его Императорским Высочеством Великим князем Константином Константиновичем. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1912. С. 3.

13 Там же. С. 7.

14 Там же. С. 8.

15 Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 19071914 гг.: опыт оздоровления общества. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. С. 118.

16 Там же. С. 96-97.

17 Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 19071914 гг.: опыт оздоровления общества. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. С. 96.

18 Там же. С. 121.

(Богоявленский)19. После литургии владыка Владимир произнес проникновенную проповедь о необходимости трезвого образа жизни.

В день проведения праздника трезвости продажа алкоголя (кроме заведений первого разряда) была запрещена. Градоначальник генерал-майор Д. В. Драчевский лично объезжал город и следил, чтобы это предписание не нарушалось20. В итоге в этот день в больницы не было доставлено ни одного пьяного, исчезли с улиц и пьяные хулиганы21.

В Санкт-Петербургской епархии также активно действовали и другие обществ трезвости (общество в поселке Александровская, Первая Российская Сергиевская школа трезвости, Общество народных трезвенников - «братцев», «трезвенников», последователей «братца» Иоанна Самарского (Чурикова)22 и др.). Существовало Петербургское городское попечительство о народной трезвости, усилиями которого на Петербургской стороне был открыт знаменитый Народный дом Николая II.

По данным на 1911 год, в Санкт-Петербургской губернии существовало 33 городских общества трезвости, 28 сельских обществ трезвости. Из 61 общества - 7 гражданских обществ и 54 церковных. Членами этих обществ состояло 133 808 человек23.

В 1912 г. состоялся Второй съезд антиалкогольных деятелей, который способствовал дальнейшему росту православного трезвеннического движения по всей стране. Благодаря этим усилиям, к началу Первой мировой войны в Российской империи уже действовало почти 2000 обществ трезвости.

Подведем некоторые итоги. Созданным до революции православным обществам трезвости удалось значительно уменьшить количество употребления алкоголя в стране, способствовать оздоровлению общества, заметно повысить культурно-просветительский уровень населения (при обществах трезвости существовали народные дома, библиотеки-читальни, чайные, кинематографы и т.д.). Большинство обществ трезвости создавалось по инициативе Церкви, руководителями многих из них были священнослужители. Высшие церковные иерархи (например, митрополит Владимир (Богоявленский)) благословляли деятельность обществ и принимали личное участие в их деятельности.

19 Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 19071914 гг.: опыт оздоровления общества. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. С. 122.

20 Там же. С. 122.

21 Там же. С. 123.

22 Там же. С. 177.

23 См.: Афанасьев А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 гг.: опыт оздоровления общества. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. С. 44.

Главным источником финансирования обществ были пожертвования как со стороны высокопоставленных лиц (покровительство и поддержка идей трезвости многими из них имела огромное значение в деле развития этих обществ), так и со стороны простого народа, а также продажи трезвеннической литературы.

Введение в 1914 г., с началом Первой мировой войны, ограничительных мер по производству и распространению алкогольной продукции способствовало активизации деятельности обществ трезвости, ревностно поддерживавших историческое царское решение. 19 октября 1914 г. по случаю объявление воли Императора о прекращении казенной продажи водки и освящения плавучего храма на яхте «Марево» состоялся многочисленный крестный ход всех трезвеннических организаций Петрограда в Петропавловский собор и на Сенатскую площадь к памятнику Петру I.

Революционные события 1917 года и Гражданская война привели к ликвидации обществ и братств трезвости по всей России, в том числе и в Санкт-Петербурге. В горниле потрясений, постигших нашу страну, удалось уцелеть только чуриковцам. Новые власти, хотя формально и сохранили действие ограничительных антиалкогольных мер вплоть до 1925 года, тем не менее настороженно отнеслись к работе обществ трезвости, считая их «реакционными пережитками прошлого». И только в наше время, используя богатый опыт предшественников, православное трезвенническое движение возрождается по всей России на новой основе.

Список использованных информационных ресурсов

1. Алексеев, И. Соловьев Александр Титович / И. Е. Алексеев // Черная сотня. Историческая энциклопедия / Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов, отв. ред. О. А. Платонов. - Москва : Крафт+; Институт русской цивилизации, 2008. -С. 501-599.

2. Афанасьев, А. Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 гг.: опыт оздоровления общества / А. Л. Афанасьев. - Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. - 196 с.

3. Быкова, А. Г. Общества трезвости в истории трезвенного движения в России в XIX - начале ХХ вв. / А. Г. Быкова // Омский научный вестник. - 2005. -№ 4 (33). - С. 22-26.

4. В России стали пить больше водки. - Текст: электронный // Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба [сайт]. - URL: https://rusk line.ru/news_rl/2022/02/02/ potreblenie_vodki_v_rossii_za_god_vyroslo_na_5 (дата обращения: 27.03.2023).

5. Гусев, Г. В. Общества трезвости как учреждения внешкольного дополнительного образования (конец XIX начало ХХ в.) / Г. В. Гусев // Вестник ПСТГУ. -Серия IV: Педагогика. Психология. - 2010. - Вып. 1 (16). - С. 63-64.

6. Илюшин, И. М., иерей. Опыт борьбы за трезвость Русской Православной Церкви / иерей И. М. Илюшин // Становление и развитие системы социальной реабилитации и ресоциализации потребителей психоактивных веществ в Санкт-Петербурге [Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник] / под ред. М. В. Середы // СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья». - 2015. - Вып. 5. - С. 6-26.

7. Отчет по устройству 23-24 сентября 1912 года праздника трезвости, принятого под покровительство Его Императорским Высочеством Великим князем Константином Константиновичем. - Санкт-Петербург : Тип. т-ва «Общественная польза», 1912. - 36 с.

8. Поселянин, Е. [Н.] Священник Александр Рождественский / Е. Н. Поселянин. -Санкт-Петербург : Синодальная типография, 1905. - 7 с.

9. Правила Александро-Невского общества трезвости при Воскресенской церкви «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» [С приложением правил обществ трезвости при местах ведения бесед]. - Санкт-Петербург : б.и., 1910. - 8 с.

10. Состоящий под покровительством Его Императорского Высочества Великого князя Константина Константиновича Всероссийский Трудовой Союз Христиан Трезвенников. 2 февраля 1913 г. - Санкт-Петербург : б. и., 1913. - 1 с.

11. Стогов, Д. И. Борьба за народную трезвость в царской России / Д. И. Стогов // Имперское возрождение. - 2009. - № 6 (26). - С. 88-96.

12. Стогов, Д. И. Политические взгляды протоиерея Петра Миртова / Д. И. Стогов // Государство, общество, церковь в истории России ХХ-XXI веков: материалы XXI Междунар. науч. конференции, Иваново, 30-31 марта 2022 г. - Иван. гос. ун-т. - 2022. - С. 239-244.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.