Научная статья на тему 'Значение принципа справедливости при осуществлении уголовно-правовой политики'

Значение принципа справедливости при осуществлении уголовно-правовой политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
принципы уголовного права / принцип справедливости / уголовно-правовая политика / уголовная ответственность / уголовное наказание / principles of criminal law / principle of justice / criminal law policy / criminal liability / criminal punishment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Семен Петрович

Принцип справедливости является одним из центральных институтов уголовного закона. Несмотря на это в научном сообществе нет единого видения его роли в процессе реализации уголовно-правовых норм, определяющих порядок применения уголовной репрессии, а также проведения уголовно-правовой политики. Сфера реализации принципа справедливости охватывает как правотворческий, так и правоприменительный уровни. Это объясняется тем, что назначение справедливого наказания, которое находит законодательное выражение в ч. 1 ст. 6 УК РФ, невозможно в отрыве от справедливости процесса формирования круга преступных деяний и установления санкции за их совершение. В статье рассматриваются вопросы значения принципа справедливости уголовного закона в рамках осуществления уголовно-правовой политики. Автором проведен анализ научной литературы и уголовно-правовых норм на предмет отражения в них положений ст. 6 УК РФ, на основании которого сделан вывод о роли рассматриваемого понятия в правотворческих и правоприменительных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE PRINCIPLE OF JUSTICE IN THE IMPLEMENTATION OF CRIMINAL LAW POLICY

The principle of justice is one of the central institutions of criminal law. Despite this, the scientific community does not have a unified vision of its role in the process of implementing criminal law norms that determine the procedure for applying criminal repression, as well as the implementation of criminal law policy. The scope of implementation of the principle of justice covers both law-making and law enforcement levels. This is explained by the fact that the imposition of a fair punishment, which finds legislative expression in Part 1 of Art. 6 of the Criminal Code of the Russian Federation, it is impossible, in isolation from the fairness of the process of forming a range of criminal acts and establishing sanctions for their commission. The article examines the importance of the principle of fairness of criminal law in the framework of the implementation of criminal law policy. The author analyzed the scientific literature and criminal law norms with a view to reflecting the provisions of Art. 6 of the Criminal Code of the Russian Federation, on the basis of which a conclusion was made about the role of the concept in question in law-making and law enforcement processes.

Текст научной работы на тему «Значение принципа справедливости при осуществлении уголовно-правовой политики»

Значение принципа справедливости при осуществлении уголовно-правовой политики

Андреев Семен Петрович,

преподаватель, кафедра общеправовых дисциплин, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета МВД России E-mail: andreev.semen.87@list.ru

Принцип справедливости является одним из центральных институтов уголовного закона. Несмотря на это в научном сообществе нет единого видения его роли в процессе реализации уголовно-правовых норм, определяющих порядок применения уголовной репрессии, а также проведения уголовно-правовой политики. Сфера реализации принципа справедливости охватывает как правотворческий, так и правоприменительный уровни. Это объясняется тем, что назначение справедливого наказания, которое находит законодательное выражение в ч. 1 ст. 6 УК РФ, невозможно в отрыве от справедливости процесса формирования круга преступных деяний и установления санкции за их совершение.

В статье рассматриваются вопросы значения принципа справедливости уголовного закона в рамках осуществления уголовно-правовой политики. Автором проведен анализ научной литературы и уголовно-правовых норм на предмет отражения в них положений ст. 6 УК РФ, на основании которого сделан вывод о роли рассматриваемого понятия в правотворческих и правоприменительных процессах.

Ключевые слова: принципы уголовного права, принцип справедливости, уголовно-правовая политика, уголовная ответственность, уголовное наказание.

Принцип справедливости является одним из центральных институтов уголовного закона. Несмотря на это в научном сообществе нет единого видения его роли в процессе реализации уголовно-правовых норм, определяющих порядок применения уголовной репрессии, а также проведения уголовно-правовой политики.

Зачастую в правоприменительных кругах доминирует мнение, что положения ст. 6 УК РФ носят сугубо декларативное значение и призваны только обозначить абстрактное отношение законодателя к вопросам избрания справедливой меры в отношении виновного.

Данная точка зрения, представляется некорректной, так как нарушает логику построения и развития уголовного закона. Принципы, являясь незыблемыми столпами, фундаментом любой отрасли права, определяют аксиологический порядок ее существования и развития [1, с. 38].

На основании изложенного, представляется необходимым предпринять попытку обоснования несостоятельности приведенной точки зрения путем теоретического осмысления вопросов отражения принципа справедливости в положениях норм уголовного закона и его способности влияния на проведение уголовно-правовой политики посредством этого отражения.

Так, в научном сообществе отношение к дефиниции «принцип права» отлично от ее понимания в среде правоприменителей. Важную роль данного института отмечают С.Г. Келина, В.Н. Кудрявцев, Т.Р. Сабитов, С.В. Завадский и др.

С.Г. Келина и В.Н. Кудрявцев, вторя настоящей дискуссии из второй половины 20 века, недвусмысленно утверждают, что принцип - это «не пассивное отражение действительности и не абстрактное положение, а действенный институт регулирования правовых отношений» [2, с. 23].

Говоря о принципах уголовного закона, их высокую значимость отмечал С.В. Завадский, справедливо считая, что они представляют собой «необходимый и достаточный минимум нравственных требований, господствующих в обществе, определяющих в конкретный исторический период социальную сущность уголовно-правовых институтов» [3, с. 7]. "

Тем самым, с учетом указанного представляется возможным заключить, что принцип уголовного закона является неким отраслевым началом, отражающим наиболее важные концептуальные ценности права.

Продолжая логику повествования и возвращаясь к принципу справедливости (ст. 6 УК РФ), сле-

5 -о

сз ж

■с

дует обозначить его место в системе принципов уголовного закона.

Необходимо отметить, что «принципу справедливости отводится роль главенствующего, своего рода основополагающего элемента, являющегося наиболее общим положением категории «справедливость» в его тексте. Своим содержанием он охватывает остальные принципы, регулируя их взаимодействие, выступает арбитром в случае возникновения уголовно-правовых коллизий, а также является знаменателем их идеального взаимоотношения, который и признается справедливым» [1, с. 26].

В свою очередь, если значимость принципа справедливости в научной среде не оспаривается, то его непосредственное отражение в положениях статей общей и особенной части Уголовного кодекса РФ, равно как и способность влиять на осуществление уголовной политики, представляется перспективным для дальнейшего исследования.

Так, Т.Р. Сабитов осмысляя феномен принципа уголовного права на филосовско-правовом уровне, рассматривал его как: «правовую идеологию как систематизированное научное выражение правовых взглядов, требований общества, которые охватывают как действующее уголовное право, так и весь слой правотворчества и право применения» [4, с. 4], тем самым заключая, что принципы являются базой для уголовно-правовой политики [4, с. 4].

Переходя к осмыслению данного вопроса, необходимо сформулировать понятие и очертить рамки уголовно-правовой политики.

Характеризуя уголовно-правовую политику, представляется возможным привести следующее определение, предложенное Е.П. Ищенко - «это система мер, реализуемых государственными органами в сфере противодействия преступности, в которой определены принципы, тактика и стратегия, основные задачи, формы и методы воздействия на преступность» [5, с. 11].

В науке уголовного права выделяют три уровня ее реализации:

- формирование круга преступных деяний;

- определение справедливой санкции;

- назначение справедливого наказания [2, с. 23].

Относительно вопроса том, на каких уровнях

принцип справедливости находит свое отражение, мнения ученных разделились.

Так, В.В. Игнатов, Ю.А. Красиков [6, с. 12], Г.В. Мальцев [7, с. 47] и ряд других авторов считает границы его влияния не выходят за рамки назначения справедливого наказания. Подчеркивая, что действия принципа справедливости не выходят за рамки данного уровня, на стадии его осмысления и разработки В.Н. Кудрявцев и С.Г. Келина поясняли: «Поскольку уголовное право регулиру-5= ет отношения между гражданами и государством, ^ но не обращено непосредственно к законодате-^ лю, то в тексте этого принципа, как нам кажется, должно быть отражено только или главным обра-Ц зом проявление справедливости при определении

судом меры наказания, или иной меры уголовно-правового воздействия» [2, с. 23].

В рамках данного осмысления положения ст. 6 УК РФ носят сугубо оценочный характер призванный оценивать справедливость и соразмерность уголовной репрессии совершенному общественно опасному деянию, равно как определять «отношение осужденного, потерпевшего, населения к принятому судебному решению» [8, с. 102-103].

Однако, с точкой зрения о том, что принцип справедливости ограничивается оценкой назначенного наказания и не выходит за рамки правоприменения, согласны не все авторы.

Например, Н.А. Лопашенко, сетуя на узость законодательной формулировки ст. 6 УК РФ, «предлагает дополнить ее новой ч. 1 следующего содержания: «Уголовное законодательство Российской Федерации основывается и применяется в соответствии с принципом справедливости» [9, с. 242].

Впрочем, по мнению других ученых-правоведов, отмечающих важную роль принципа справедливости при осуществлении правотворческих процессов, данные законодательные новеллы являются излишними [10, с. 130; 11, с. 49].

Так, Б.В. Епифанов утверждает, что принцип справедливости, выступая фундаментом для построения и развития уголовного законодательства, проходит через всю его призму проверяя пригодность или непригодность уголовно-правовой нормы [11, с. 45]. Характеризуя социальную ценность данного принципа, автор отмечает его роль в оценке действий как законодателя на ниве правотворческих инициатив, так и правоприменителя в рамках осуществления уголовного судопроизводства [11, с. 45].

Данную позицию также разделяет В.Н. Путило, который находит, что несоответствие правотворческого процесса принципам права негативно сказывается на справедливости и качестве правовых решений законодателя [12, с. 137].

Так, будучи уголовно-правовым началом, принцип справедливости ставит любую новеллу в области уголовного законодательства под непосредственный общественный контроль [13, с. 31]. В свою очередь, если законодателем будет допущена ошибка как при криминализации или декриминализации деяния, так и при определении санкции за его совершение, то данная ошибка неминуемо отразится и в работе суда, органов следствия и дознания [14, с. 104].

Говоря о правотворческом процессе определения преступности и неприступности деяния С.Г. Келина и В.Н. Кудрявцев писали: «Несоответствие уголовного закона принципу справедливости при криминализации того или иного деяния приводит к тому, что этот правовой запрет гражданами не соблюдается, не исполняется он и соответствующими правоприменительными органами» [2, с. 135].

Демонстрируя практическое выражение подобного регулирования, представляется интересным привести мнение Верховного Суда РФ к проек-

ту Федерального закона «О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункт 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № З23-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности». При его оценке было установлено, что положения вышеупомянутой статьи в части касающейся ««близких лиц», нарушают уголовно-правовые принципы справедливости и соразмерности наказания, закрепленные в статье 6 УК РФ». В заключении высшая судебная инстанция делает эмоциональный вывод: «К сожалению, установить, чем руководствовались парламентарии, голосовавшие за эту поправку, установить невозможно».

На основании проведенного исследования представляется возможным прийти к выводу, что принцип справедливости, являясь справедливым началом установления кары за совершение общественно опасного деяния, регулирует отнесение тех или иных деяний к общественно опасным. В качестве обоснования данного вывода можно привести мнение Верховного Суда РФ: «Справедливость уголовного наказания начинается со справедливости криминализации общественно опасного деяния, т.е. закрепления в качестве состава преступления в УК только того деяния, которое причиняет общественно опасные последствия, достаточные для того, чтобы расценивать деяние как преступное».

Тем самым, представляется возможным заключить, что принцип справедливости обязывает законодателя проводить обоснованную уголовно-правовую политику, основанную на аксиологическом порядке в российском обществе. В свою очередь, если положения уголовного закона будут противоречить или не соответствовать аксиологическим вводным, заключенным в ст. 6 УК РФ, то они будут антагонистическим элементом в системе уголовного закона, которые воспринимаются правоприменителями и обществом как нелегитимные. Такие нормы будут обречены на бездействие [15, с. 74].

Говоря о криминализации и декриминализации общественно опасных деяний, вышеуказанный вывод аргументируется установлением связи между ст. 6 УК РФ и положениями ст. 14 УК РФ, а именно: «Преступлением признается виновно совершенное, общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания». В данном определении следует выделить два аспекта «общественную опасность» и «наказуемость». Указанные аспекты не могут существовать друг без друга, с точки зрения уголовно-правового законодательства они неотделимы. В свою очередь, ст. 6 УК РФ определяет, что «наказание и иные меры уголовно правового характера должны соответствовать характеру и степени общественной опасности деяния». Следовательно, в соответствии с принципом справедливости, если

деяние не содержит в себе общественную опасность, то оно не может быть наказуемым, то есть не может расцениваться в качестве преступления.

С учетом приведенного довода, представляется возможным заключить, что принцип справедливости в рамках имеющегося закрепления в тексте уголовного закона осуществляет оценочное регулирования криминализации и декриминализации деяний.

Аналогично значимую роль принцип справедливости имеет и при оценке справедливости соотношения, установленной законодателем санкции за то или иное общественно опасное деяние. Обуславливая это утверждение во второй половине 19 века Н.Д. Сергиевский писал: «определяя наказание за отдельные преступные деяния, положительное право всегда руководствуется началом соразмерности наказаний по их тяжести со значением преступных деяний» [16, с. 43].

Следует отметь, что, будучи основным легальным началом соразмерности наказания за совершение общественно опасного деяния, ст. 6 УК РФ выступает гарантом справедливости не только на уровне правоприменения, но и в рамках законодательного формирования санкции.

Данное утверждение обусловлено тем, что процесс определения санкции нельзя рассматривать в отрыве от процесса дифференциации уголовной ответственности. Так, Ю.А. Демидов утверждает: «Данная санкция рассматривается в системе других санкций, а точнее, в системе всех санкций уголовного законодательства» [17, с. 93]. В частности данная система отражается в категоризации преступлений, а именно в ст. 15 УК РФ. Следовательно, если законодатель определит за совершение того или иного деяния санкцию, то она будет служить идентификатором определения его характера и степени тяжести. В свою очередь, если назначенная санкция не будет соотноситься с реальной общественной опасностью данного преступления, то оценочно данная новелла законодателя будет противоречить положениям принципа справедливости.

На основании высшее сказанного, представляется возможным заключить, что сфера реализации принципа справедливости охватывает как правотворческий, так и правоприменительный уровни. Это объясняется тем, что назначение справедливого наказания, которое находит законодательное выражение в ч. 1 ст. 6 УК РФ, невозможно в отрыве от справедливости процесса формирования круга преступных деяний и установления санкции за их совершение.

Литература

1. Андреев С.П. Обеспечение принципа справедливости при освобождении от уголовной от- р ветственности в связи с назначением судебно- И го штрафа: дисс. ... канд. юрид. наук. Санкт- е Петербург, 2022. 227 с. АА

2. Келина С. Г., Кудрявцев В.Н. Принципы Советского уголовного права. Москва: Наука, 1988. у 176 с. А

3. Завадский С.В. Обеспечение принципа справедливости в механизме освобождения от уголовной ответственности: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. 24 с.

4. Сабитов Т.Р. Уголовно-правовые принципы: понятие, система и виды: автореф. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2019. 54 с.

5. Ищенко Е. П. О понятии и структуре уголовной политики // Пенитенциарная наука. 2009. № 5. С. 9-13.

6. Игнатов А. Н., Красиков Ю.А. Курс российского уголовного права: в 2 т. Т. 1. Общая часть. Москва, 2005. 592 с.

7. Мальцев Г.В. Справедливость и равноправие как принципы социалистического законодательства // Вопросы философии права. 1973. С. 47.

8. Велиев С.А. Принципы назначения наказания. Санкт-Петербург, 2004. С. 290; Горелик А.С. Назначение наказания по совокупности преступлений и приговоров. Красноярск, 1991. 388 с.

9. Лопашенко Н.А. Принципы кодификации уголовно-правовых норм. Саратов, 1989. С. 242.

10. Пудовочкин Ю. Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и источники уголовного права: сравнительно-правовой анализ законодательства России и стран Содружества Независимых Государств. Санкт-Петербург, 2003. 297 с.

11. Епифанов Б.В. Принцип социальной справедливости и уровни его проявления в уголовном праве (правотворческий аспект): монография / под. общ. ред. В.П. Сальникова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. 126 с.

12. Путило Н.В. Правовая политика современного демократического государства // Социология права. 2001. С.124-142.

13. Комментарий к УК РФ / под ред. А.И. Бойко. Ростов-на-Дону, 1996. 521 с.

14. Епифанов Б. В., Музафаров С.З. Принцип справедливости и проблемы учета судимости при назначении наказания по УК РФ // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4. С. 103-107.

15. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1. Учение о преступлении / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой и доцента И.М. Тяжковой. Москва, 2002. 624 с.

16. Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века: исследование; отв. ред. А.И. Чучаев, А.А. Ашин. Владимир: Транзит-Х, 2008. 300 с.

17. Демидов Ю.А. Социальная ценность и оценка в уголовном праве. Москва: Юрид. лит., 1975. 184 с.

THE IMPORTANCE OF THE PRINCIPLE OF JUSTICE IN THE IMPLEMENTATION OF CRIMINAL LAW POLICY

Andreev S.P.

Leningrad Regional Branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The principle of justice is one of the central institutions of criminal law. Despite this, the scientific community does not have a unified vision of its role in the process of implementing criminal law norms that determine the procedure for applying criminal repression, as well as the implementation of criminal law policy. The scope of implementation of the principle of justice covers both law-making and law enforcement levels. This is explained by the fact that the imposition of a fair punishment, which finds legislative expression in Part 1 of Art. 6 of the Criminal Code of the Russian Federation, it is impossible, in isolation from the fairness of the process of forming a range of criminal acts and establishing sanctions for their commission. The article examines the importance of the principle of fairness of criminal law in the framework of the implementation of criminal law policy. The author analyzed the scientific literature and criminal law norms with a view to reflecting the provisions of Art. 6 of the Criminal Code of the Russian Federation, on the basis of which a conclusion was made about the role of the concept in question in law-making and law enforcement processes.

Keywords: principles of criminal law, principle of justice, criminal law policy, criminal liability, criminal punishment.

References

1. Andreev S.P. Ensuring the principle of justice when releasing from criminal liability in connection with the imposition of a court fine: diss. ...cand. legal Sci. St. Petersburg, 2022. 227 p.

2. Kelina S. G., Kudryavtsev V.N. Principles of Soviet criminal law. Moscow: Nauka, 1988. 176 p.

3. Zavadsky S.V. Ensuring the principle of justice in the mechanism of exemption from criminal liability: abstract. diss. .cand. legal Sci. Ryazan, 2003. 24 p.

4. Sabitov T. R. Criminal law principles: concept, system and types: abstract. ... Doctor of Law. Sci. Ekaterinburg, 2019. 54 p.

5. Ishchenko E.P. On the concept and structure of criminal policy // Penitentiary science. 2009. No. 5. P. 9-13.

6. Ignatov A. N., Krasikov Yu.A. Course of Russian criminal law: in 2 volumes. T. 1. General part. Moscow, 2005. 592 p.

7. Maltsev G.V. Justice and equality as principles of socialist legislation // Questions of the philosophy of law. 1973. P. 47.

8. Veliev S.A. Principles of sentencing. St. Petersburg, 2004. P. 290; Gorelik A.S. Assignment of punishment based on the totality of crimes and sentences. Krasnoyarsk, 1991. 388 p.

9. Lopashenko N.A. Principles of codification of criminal law norms. Saratov, 1989. P. 242.

10. Pudovochkin Yu. E., Pirvagidov S.S. Concept, principles and sources of criminal law: comparative legal analysis of the legislation of Russia and the countries of the Commonwealth of Independent States. St. Petersburg, 2003. 297 p.

11. Epifanov B.V. The principle of social justice and the levels of its manifestation in criminal law (law-making aspect): monograph / ed. total ed. V.P. Salnikova. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004. 126 p.

12. Putilo N.V. Legal policy of a modern democratic state // Sociology of law. 2001. pp. 124-142.

13. Commentary on the Criminal Code of the Russian Federation / ed. A.I. Boyko. Rostov-on-Don, 1996. 521 p.

14. Epifanov B.V., Muzafarov S.Z. The principle of justice and the problem of accounting for criminal records when imposing punishment under the Criminal Code of the Russian Federation // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 4. P. 103-107.

15. Criminal law course. A common part. T. 1. The doctrine of crime / ed. prof. N.F. Kuznetsova and Associate Professor I.M. Tyazhk-ova. Moscow, 2002. 624 p.

16. Sergeevsky N.D. Punishment in Russian law of the 17th century: research; resp. ed. A.I. Chuchaev, A.A. Ashin. Vladimir: Transit-X, 2008. 300 p.

17. Demidov Yu.A. Social value and assessment in criminal law. Moscow: Legal. lit., 1975. 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.