MALTSEVA Svetlana Mikhailovna and other
THE IMPORTANCE OF GRANDPARENTS IN THE...
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
VTTk" 7 09 S I —4 /?C.2021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0
-'A14 J '."¿J |(сс) VXJ С5У Tbs is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0075 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ЗНАЧЕНИЕ ПРАРОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ © Автор(ы) 2021 AuthorlD: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherlD: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852
МАЛЬЦЕВА Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 276389 SPIN: 7176-1526 ORCID: 0000-0002-6973-7372
БОГАЧЕВА Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры преподавания русского языка как родного и иностранного Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, Нижний Новгород, ул. Минина 31а, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 737385 SPIN: 2891-9107 ORCID: 0000-0003-0034-2353
ХИЖНАЯ Анна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) ВИДЯЙКИНА Полина Михайловна, студент кафедры профессионального образования и управления
образовательными системами Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена изучению роли бабушек и дедушек в современной семье. Современный ритм и образ жизни не всегда позволяет старшим членам семьи общаться с внуками. Введенное не так давно повышение пенсионного возраста в России также способствует меньшему участию прародителей в воспитании внуков. Целью работы является выяснение значения общения с бабушками и дедушками в современной семье в контексте его влияния на воспитание молодого поколения. Основными методами исследования стали: описание, анализ и систематизация и метод анкетирования. Проведен социологический опрос среди детей и подростков 10-18 лет, который показывает частоту общения прародителей с младшими членами семьи. Рассмотрены основные причины конфликтов пожилых людей с их внуками и названы некоторые способы разрешения проблемных ситуаций. Новизна работы заключается в получении и обосновании выводов на основании проведенного опроса. Результаты статьи привели к следующему итогу: общение бабушек и дедушек все так же крайне важно как для детей, так и для самих взрослых. Качественное общение поколений имеет неоценимое значение, как для младших, так и для старших.
Ключевые слова: бабушка, дедушка, прародители, семья, поколение, дети, внуки, воспитание, общение.
THE IMPORTANCE OF GRANDPARENTS IN THE PROCESS OF MODERN FAMILY EDUCATION
© The Author(s) 2021
MALTSEVA Svetlana Mikhailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Мтт Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) BOGACHEVA Anna Valeryevna, candidate pedagogical sciences, Associate Professor of the Department of Teaching
Russian as a native and Foreign Language Nizhny Novgorod State Linguistic University named after N. A. Dobrolyubov (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Minina str., 31a, e-mail: [email protected]) KHIZHNAyA Anna Vladimirovna, candidate pedagogical sciences, associate professor of the Department of professional education and management of educational systems Мтт Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603155, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) VIDYAIKINA Polina Mikhailovna, student of the Department of professional education and management of
educational systems Мтт Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the study of the role of grandparents in the modern family. The modern rhythm and way of life does not always allow older family members to communicate with their grandchildren. The recently introduced increase in the retirement age in Russia also contributes to less participation of grandparents in the upbringing of grandchildren. The aim of the work is to clarify the significance of communication with grandparents in the modern family in the context of its impact on the education of the younger generation. The main research methods were: description, analysis and systematization, and the questionnaire method. A sociological survey was conducted among children and adolescents aged 10-18 years, which shows the frequency of communication between grandparents and younger family members. The main causes of conflicts between elderly people and their grandchildren are considered and some ways of resolving problem situations are named. The novelty of the work lies in obtaining and justifying the conclusions based on the survey. The results of the article led to the following conclusion: the communication of grandparents is still extremely important for both children and adults themselves. High-quality communication between generations is invaluable, both for younger and older people.
Keywords: grandparents, grandparents, family, generation, children, grandchildren, parenting, communication._
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474
МАЛЬЦЕВА Светлана Михайловна и другие ЗНАЧЕНИЕ ПРАРОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ...
ВВЕДЕНИЕ.
Семья во все времена занимала одно из главных мест в жизни человека. Проблема взаимоотношений поколений отмечена еще в Античности. Аристотель связывал создание государства с развитием семьи, считал, что семья является неотъемлемой частью государства. Платон имел схожее мнение, уверяя, что семья - это исходная ячейка общества. Некоторые мнения первых мыслителей и философов современности могут расходиться, но они солидарны в том, что семья представляет собой ключевой социальный феномен [1, с.65].
Многие считают, что современное представление о семье кардинально отличается от того, что существовало ранее [2-5]. Так, например, произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной, что привело к изменению статуса старших родителей, то есть бабушек и дедушек. Актуальность исследования обусловлена тем, что современный ритм и образ жизни не всегда позволяет старшим членам семьи общаться с внуками. Большую часть своего времени дети заняты в детских садах, школах, организациях дополнительного образования или просто находятся в компании друзей, многие живут достаточно далеко или же просто не видят необходимости в общении. Однако отношение к ребенку бабушки и дедушки принципиально отличается от отношения отца и матери. Кроме того, ментальность русского народа всегда подразумевала включенность старшего поколения в жизнь последующих: нередко бабушки и дедушки продолжают заботиться и о своих детях, и о внуках [6-8].
МЕТОДОЛОГИЯ.
Целью работы является выяснение значения общения с бабушками и дедушками в современной семье в контексте его влияния на воспитание молодого поколения. Основными методами исследования стали: описание, анализ и систематизация и метод анкетирования. В работе использованы результаты собственного социологического опроса авторов, а также опыт работы отделения экстренной психиатрической помощи в Санкт-Петербурге.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ.
Общение внуков с прародителями является необходимым для обоих поколений, что подтверждают многие исследования. Ребенок должен знать о своих предках, о жизни предыдущих поколений. Об этом ему могут рассказать именно бабушки и дедушки. Бабушки и дедушки имеют много свободного времени, которое могут посвятить именно внукам [9, с.75]. Они могут воспитывать в ребенке доброту с помощью русских сказок, пословиц, поговорок и колыбельных. Такой способ передачи информации также положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка. Родители родителей имеют способность поделиться с детьми частью своего эмоционального богатства. Молодым родителям на это не хватает либо времени, либо опыта. Бабушки и дедушки способствуют формированию у детей ясной и четкой картины мира. Важная роль прародителей также состоит в том, что они делятся с внуками своим опытом, в какой-то степени формируют мировоззрение и культурные ценности. [10, с.154]
Дети из расширенных семей раньше начинают понимать, что такое доброта, счастье и любовь. У современных родителей, полностью погрузившихся в работу, не всегда хватает времени на развлечение детей. Поэтому они часто забывают про семейный досуг. Но детям необходимо постоянное внимание, в такой ситуации могут помочь старшие члены семьи. Бабушки и дедушки относятся к внукам иногда даже внимательнее, чем родители. Поэтому для многих родителей помощь старших становится незаменима [11]. Современный темп жизни часто не позволяет родителям уделить нужное количество внимания, времени детям, но этого времени как раз достаточно у прародителей. Замечено, что дедушки также часто охотно подключаются к воспитанию внуков, отдавая им нерастраченные родительские чувства.
В то время, когда их дети были маленькими, отцы, как правило, много времени проводили на работе, полагаясь в воспитании на мать ребенка. Теперь же они осознают свои возможности и потребности и могут их реализовать на внуках [12-13]. Не стоит забывать, что бабушки и дедушки в присутствии детей должны вести себя достойно, показывать детям хороший пример, быть для них авторитетом. Только в таком случае прародители могут гордиться тем, что непосредственно принимают участие в воспитании внуков. Но жизнь не стоит на месте. В связи с распространением нуклеарных семей, помощь прародителей уходит на второй план. От условий, в которых воспитывался ребенок, может зависеть скорость его духовного развития. Благодаря хорошему воспитанию и частому общению со старшим поколением, вероятность того, что ребенок будет уважительно относиться к людям любого возраста, возрастает. Этого качества в современном мире не хватает большинству взрослых. [14, с.274]
Показателен проект «Берлинское исследование старения». В его ходе ученые проверяли данные о здоровье около 500 человек в возрасте 65 лет и старше. Результаты показали, что бабушки и дедушки, вовлечённые в развитие внуков, имеют риск смерти на 37% ниже, чем те, кто не принимает активного участия в воспитании младшего поколения. Согласно этому исследованию, примерно 50% пожилых людей, занимающихся с внуками, были живы в течение 10 лет после первого опроса. При этом, оставшиеся 50% участников, которые не общались с внуками, умерли в течение пяти лет с момента начала исследования. Данная работа специалистов доказывает, что связь между заботой о детях и продолжительностью жизни пожилых людей существует. Частое общение с младшими членами семьи положительно сказывается на здоровье бабушек и дедушек [11, 15].
Опираясь на опыт работы учреждения социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге, можно привести много примеров не только неравнодушного отношения людей пенсионного возраста к своим внукам, но и серьезных переживаний в связи с нехваткой общения с ними. Так, например, в отделение психиатрической помощи обратился мужчина 65 лет. Его проблема -редкое общение с внучкой в связи с разводом родителей ребенка. Мать девочки, страдающая алкогольной зависимостью, - дочь клиента. В результате была проведена работа специалиста по корректировке морального состояния и нормализации чувств мужчины с использованием лечебных техник с элементами релаксации. В конечном итоге были определены способы взаимоотношений клиента с дочерью, бывшем зятем и внучкой [16, с.91]. Данный пример показывает, что во всех аналогичных ситуациях нужно обращаться к психотерапевту, который облегчит психологическое состояние и предложит способы решения проблемы. Но, к сожалению, часто отношение людей к подобным специалистам оказывается предвзятым. Они не доверяют свои семейные проблемы и внутренние переживания чужому человеку, хотя работа психотерапевта предполагает обязательную конфиденциальность информации. Люди всегда мечтают об идеальной и справедливой жизни. Однако в реальности мы сталкиваемся с тем, что мир оказывается несовершенным: дети не проявляют инициативу в общении, а бабушки и дедушки не всегда готовы провести время вместе с внуками. Психологи выявили закономерность: общение между ребенком и старшими членами семьи чаще всего не складывается из-за эгоизма и гордости взрослых или в силу юношеского максимализма детей [17, с.146]. Нельзя отрицать тот факт, что нежелание встречи с родственниками может возникать у самого ребенка. К сожалению, в силу возраста прародители имеют намного меньше времени, чтобы насладиться общением с внуками. Нужно ценить каждую минуту, проведенную с близкими, ведь эти моменты неповторимы.
Нами был проведен небольшой опрос, благодаря которому можно представить некоторую статистику.
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008
301
MALTSEVA Svetlana Mikhailovna and other
THE IMPORTANCE OF GRANDPARENTS IN THE...
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
Опрос проводился в сентябре 2020 года с помощью очного анкетирования респондентов и онлайн опроса. В опросе приняли участие 55 человек в возрасте от 10 до 18 лет. Данная социальная группа была выбрана нами, чтобы оценить потребность в общении с прародителями со стороны внуков как представителей формирующегося поколения. Так первый вопрос состоял в следующем «Поддерживаете ли вы общение со своими бабушками и/или дедушками?» Среди опрошенных 36 человек ответили «да», 14 человек «общаемся, но очень редко», 5 человек дали ответ «нет». Результат свидетельствует о том, что большая часть опрошенных не забывает о своих прародителях. поддерживает контакт. Причины, по которым респонденты нечасто общаются с бабушками и дедушками, могут быть различны. Для выяснения обстоятельств этой подгруппе был задан следующий вопрос: «В чем заключается причина редкого общения?» В результате 9 человек ответили, что причина кроется в большом расстоянии между внуками и бабушкой с дедушкой. 3 человека дали ответ «имею мало свободного времени». Двое ответили, что «старшие родители» не имеют желания видеть своих внуков. Этот результат говорит о том, что родственники, находящиеся на дальнем расстоянии, реже присутствуют в нашей жизни и что респонденты с проблемным общением с прародителями ищут оправдание случившемуся среди внешних обстоятельств. Это заставляет думать, что и они не совсем довольны подобной ситуацией, но считают сложным ее изменить. Исследование проводилось среди небольшого количества людей, и нельзя утверждать, что полученные данные распространяются на всех детей и подростков. Однако даже личный опыт авторов говорит о том, что выводы в большей части правдивы. Взрослым членам семьи важно понимать, что общение внуков c бабушками и дедушками напрямую влияет на гармоничное развитие личности ребенка и уровень его воспитания.
ВЫВОДЫ.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что бабушки и дедушки все еще являются основой семьи, ее опорой. Анализ различных подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений поколений в семье демонстрирует то, что она поставлена, но еще не исследована и не решена [18-20]. Основное умозаключение исследования в том, что вклад бабушек и дедушек в семью зависит не только от возраста, условий проживания пожилых людей, но и от социальных норм и общественных потребностей. Качественное общение поколений имеет неоценимое значение, как для младших, так и для старших. Благодаря мудрости и опыту «старшие родители» могут принести огромную пользу всем членам семьи. Общение внуков с ними формирует духовный мир детей и их самооценку, во многом влияет на становление человека как личность. Принятие прародительского статуса требует освоения новых внутренних установок. Все это свидетельствует об особой роли бабушек и дедушек в современной семье, делающих ее наиболее полной и гармоничной. Современной педагогике придется оперативно реагировать и предлагать обновленные методы налаживания контакта, воспитательной работы между поколениями [21-24].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Равочкин Н.Н. Осмысление феномена семьи в истории социальной философии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 1. С.64-71.
2. Строганов Д.А., Суровегина Е.С., Поштару Р.И. Проблема обесценивания феномена любви в современном мире (в историческом контексте) //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 3 (45). С. 118-124.
3. Мальцева С.М., Грибанов С.В., КорольчукМ.В. Человек: от жизненных целей к смыслу жизни // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2019. № 6 (25). С. 99-105.
4. Balashova E.S., Smolina N.A. Rénovation of industrial objects and areas in the context of cross-cultural communication // Récent Trends in Science and Technology Management. 2015. № 3. С. 111-118.
5. Гурко Т.А. Понятие амбивалентности в изучении семейных отношений //Социологические исследования. 2020. № 2. С. 63-73.
6. Хижная А.В., Сульдина В.В. Воспитательная деятельность
в высших учебных заведениях // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 82-86.
7. Кузьмишина Т.Л. Особенности эмоционального взаимодействия дошкольника с прародителями в современной семье //Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 4. С. 249-253.
8. Богачева А.В., Мальцева С.М., Лужкова Е.А. Влияние семейного климата на развитие личности современного студента // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 5 (39). С. 11-17.
9. Лунева Е.В., Брызгалова О.Н., Кивелев Д.П. Институт семьи: тенденции трансформации в современных российских условиях // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. №2. С.72-77.
10. Эйхен Е.Р. Дедушки и бабушки в современной семье: из опыта работы // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2017. № 10. С.153—156.
11. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей: чему старшее поколение может научить внуков [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.nnov.kp.ru/daily/26857.3/3898337/ (Дата обращения: 14.04.21)
12. Сорокина О.А. Сравнительный анализ материнского и прародительского стилей воспитания дошкольника в семье // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 3. С. 107-111.
13. Ерофеева Т.И., Дорохина Н.А. Гармонизация отношений дошкольников со старшим поколением семьи // Детский сад: теория и практика. 2017. № 12. С. 14-21.
14. Полякова Е.В. Современные подходы к развитию взаимодействия с семьёй // Воспитание и обучение детей младшего возраста.
2017. № 6. С. 274-275.
15. Роль бабушек и дедушек в воспитании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.b17.ru/article/142010/ (Дата обращения: 14.04.21).
16. Кулаковская О.Ю. Педагогические размышления в рамках преподавания учебного курса «Семьеведение» в вузе //Непрерывное образование: опыт ПетрГУ. Петрозаводск: ПЕТРГУ, 2016. С. 89-95.
17. Беднарчук А.И. Основные функции старшего поколения в современной России // Теории и проблемы политических исследований.
2018. № 4. С. 141-147.
18. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. The role of managerial competence of an executive in improving the quality of pre-school educational organization // Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2020. Т. 91. С. 422-429.
19. Meteleva L.A., Bogacheva A.V., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Maltseva S.M., Mironov G.S., Aleshugina E.A. Development of educational services in additional education // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 8. С. 2507-2511.
20. Шкунова А.А., Булганина С.В., Яшкова Н.В. Командообразование как современный метод управления человеческими ресурсами в социальной сфере //Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 3 (34). С. 102.
21. Mironov A.G., Rudenko I.V., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Shustova O.B., Vinnikova I.S. Professional education of students in college // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering.
2019. Т. 8. № 7. С. 2102-2107.
22. Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Sokolov V.A., GalkinaE.N. Assessing students'learning outcomes under informatization of professional education //Opcion. 2018. Т. 34. № Special Issue 18. С. 2464-2479.
23. Любавина Н.В., Белова Ю.А. Семейные традиции в условиях трансформации института семьи: сравнительный анализ мнений старшего и молодого поколений //Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 59-63.
24. Сергеев С.Е. Исследование сформированности профессионально важных качеств психолога, необходимых для ресоциализации подростков, подвергшихся религиозно-экстремистскому воздействию // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9 № 1 (34). С. 9.
Статья поступила в редакцию 21.05.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021