Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ / СТУДЕНТ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL IDENTITY STRUCTURE / EMOTIONAL / BEHAVIORAL COMPONENTS / MEDICAL COLLEGE STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметгалина Нэлла Надиковна

В статье представлены результаты исследования особенностей компонентов структуры профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Выявлено значение поведенческого компонента в структуре профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа. Проведен теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Рассмотрены понятие профессиональной идентичности, структура профессиональной идентичности, выделены компоненты и показатели профессиональной идентичности, поведенческий компонент в структуре профессиональной идентичности, коммуникативная толерантность. Выделены и охарактеризованы студенты с учетом показателей компонентов профессиональной идентичности: когнитивного, эмоционального, поведенческого. На эмпирическом уровне доказана зависимость показателей эмоционального и когнитивного компонентов профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа от особенностей поведенческого компонента; Сделан вывод о том, что поведенческий компонент является значимым в структуре профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа. Для получения диагностических данных были использованы: тест «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартлэнд) и тест «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова), тест «Удовлетворенность выбранной профессией» А.А. Реана и авторская анкета «Оценка эмоционального отношения к получению профессии медицинской сестры», методика В.В. Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности». Выборку исследования составили 130 студентов Сургутского медицинского колледжа следующего направления подготовки: сестринское дело. Математическая обработка результатов исследования проводилась при помощи х2 Пирсона, где было установлено, количество студентов, у которых положительные, высокие показатели в когнитивном и эмоциональном компонентах профессиональной идентичности, в группе коммуникативно толерантных достоверно больше, чем в группе коммуникативно интолерантных студентов. Результаты и выводы, представленные в статье, могут быть применены в работе психологов и преподавателей, обучающих студентов клиническим дисциплинам на практических занятиях и во время прохождения производственной практики для формирования профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа. Активное формирование профессиональной идентичности студентов медицинских специальностей должно быть положено в основу разработки условий профессионально-личностного развития будущего медика. В заключении авторы указывают, что формирование и развитие поведенческого компонента профессиональной идентичности студентов, будет способствовать формированию и развитию когнитивного и эмоционального компонентов профессиональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахметгалина Нэлла Надиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF THE BEHAVIORAL COMPONENT IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL IDENTITY OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS

The article presents the study results of the components structure features in professional identity of medical College students: cognitive, emotional, and behavioral. The significance of the behavioral component in the structure of professional identity of medical College students is revealed. A theoretical analysis of the scientific psychological and pedagogical literature on the problem of research is carried out. The concept of professional identifying, the structure of professional identity, components and indicators of professional identity, behavioral component in the structure of professional identity, and communicative tolerance are considered. Students are identified and characterized with regard to account the components indicators of professional identity: cognitive, emotional, and behavioral. At the empirical level to prove the dependence of indicators of emotional and cognitive components of medical College students professional identity characteristics behavioral component; it is concluded that the behavioral component is important in the structure of professional identity of medical College students. To obtain diagnostic data, we used the "Who am I" test (M. Kuhn, T. Mcpartland) and the test "career Anchors" (E. Shane, translation and adaptation of V.A. Chiker, V.E. Vinokurova), the test "Satisfaction with the chosen profession" by A.A. Rean and the author's questionnaire "Assessment of the emotional attitude to obtaining the profession of a nurse", the method of V.V. Boyko "Diagnostics of communicative tolerance". The sample of the study was made up of 130 Surgut medical College students in the following field of training: nursing. Mathematical processing of research results was performed using Pearson's х2, where was established the number of students, who have a positive, high performance in the cognitive and emotional components of professional identity. Group communication significantly is more tolerant than the intolerant group communication students. The results and conclusions are presented in the article and could be applied in the work of psychologists and teachers who teach students clinical disciplines in practical classes and during practical training for the formation of medical College students professional identity. Active formation of medical students professional identity should be the basis for the foundation conditions of professional and personal development of the future physician. In conclusion, the authors point out that the formation and development of the students professional identity behavioral component will contribute to the formation and development of the cognitive and professional identity emotional components.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/65PSMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Ахметгалина Н.Н. Значение поведенческого компонента в структуре профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/65PSMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Akhmetgalina N.N. (2020). The value of the behavioral component in the structure of professional identity of medical College students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/65PSMN120.pdf (in Russian)

УДК 159.923.2:37 ГРНТИ 15.81.21

Ахметгалина Нэлла Надиковна

БУ ВО ХМАО - Югры «Сургутский государственный университет» Медицинский колледж, Сургут, Россия

Преподаватель E-mail: [email protected]

Значение поведенческого компонента в структуре профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей компонентов структуры профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Выявлено значение поведенческого компонента в структуре профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа. Проведен теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Рассмотрены понятие профессиональной идентичности, структура профессиональной идентичности, выделены компоненты и показатели профессиональной идентичности, поведенческий компонент в структуре профессиональной идентичности, коммуникативная толерантность. Выделены и охарактеризованы студенты с учетом показателей компонентов профессиональной идентичности: когнитивного, эмоционального, поведенческого. На эмпирическом уровне доказана зависимость показателей эмоционального и когнитивного компонентов профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа от особенностей поведенческого компонента; Сделан вывод о том, что поведенческий компонент является значимым в структуре профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа. Для получения диагностических данных были использованы: тест «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартлэнд) и тест «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова), тест «Удовлетворенность выбранной профессией» А.А. Реана и авторская анкета «Оценка эмоционального отношения к получению профессии медицинской сестры», методика В.В. Бойко «Диагностика коммуникативной толерантности». Выборку исследования составили 130 студентов Сургутского медицинского колледжа следующего направления подготовки: сестринское дело. Математическая обработка результатов исследования проводилась при помощи х2 Пирсона, где было установлено, количество студентов, у которых положительные, высокие показатели в когнитивном и эмоциональном компонентах профессиональной идентичности, в группе коммуникативно толерантных достоверно больше, чем в группе коммуникативно интолерантных студентов. Результаты и выводы, представленные в статье, могут быть применены в работе психологов и

https:// mir-nauki. com

преподавателей, обучающих студентов клиническим дисциплинам на практических занятиях и во время прохождения производственной практики для формирования профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа. Активное формирование профессиональной идентичности студентов медицинских специальностей должно быть положено в основу разработки условий профессионально-личностного развития будущего медика. В заключении авторы указывают, что формирование и развитие поведенческого компонента профессиональной идентичности студентов, будет способствовать формированию и развитию когнитивного и эмоционального компонентов профессиональной идентичности.

Ключевые слова: профессиональная идентичность; структура профессиональной идентичности: когнитивный; эмоциональный; поведенческий компоненты; студент медицинского колледжа

Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качественной подготовки среднего медицинского персонала [1]. Многие авторы отмечают, что на эффективность профессиональной деятельности и высокий уровень профессионализма влияет сформированная профессиональная идентичность [2].

Особенности формирования профессиональной идентичности у различных профессиональных групп изучали отечественные ученые, и преимущественно научные работы посвящены таким профессиям, как врач [3], преподаватель [4], инженер [5], юрист [6-9], психолог [10-13], а также будущих медицинских сестер [14].

Ученые отмечают, что формирование профессиональной идентичности - это сложный процесс, который не всегда осознается человеком. В случае отсутствия осознания своей профессиональной идентичности происходит замедление формирования целостного представления человека о своей роли в профессиональной среде. Е.А. Климов определяет профессионализм не просто как некий высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания и психики человека [15]. Зарубежный психолог Э. Эриксон считает, что во время становления профессиональной идентичности человек проходит те же этапы, что и во время социализации, т. е. доверие, автономию, инициативность, достижение идентичности, интимность, творчество, интеграцию [16]. В итоге профессиональная идентичность формируется только на довольно высоких уровнях профессионального становления и является устойчивым согласованием его основных элементов.

Л.Б. Шнейдер определяет профессиональную идентичность, и мы придерживаемся этой точки зрения, как объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей, статусов) личности [17].

Изучение профессиональной идентичности многими исследователями осуществляется через анализ ее статусов и компонентов. В структуре профессиональной идентичности Н.Л. Иванова, Е.В. Конева выделяют несколько компонентов: мотивационный, ценностный, эмоциональный и когнитивный [18]. С точки зрения Е.Н. Кирьяновой структуру профессиональной идентичности составляют коммуникативные способности, сформированность эмоционально-волевой сферы, активность, целеустремленность, решительность, стрессоустойчивость, а также следование этическим нормам профессионального сообщества [19].

Профессиональная идентичность, по мнению Л.Б. Шнейдер [20] и мы придерживаемся этой точки зрения, может быть представлена через три составляющие, которые в Я-концепции часто определяются как совокупность установок «на себя»:

1. когнитивная составляющая (профессиональные знания и профессиональные умения);

2. эмоциональная составляющая (эмоционально-оценочное отношение к профессиональным убеждениям и знаниям, к самому себе как «деятелю»);

3. поведенческая составляющая (соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении).

Таким образом, если обобщить подходы разных авторов, можно сделать вывод, что профессиональная идентичность затрагивает личность, деятельность и общение - основные категории, используемые в психологии для объяснения поведения отдельного человека в группах и групповое поведение в целом.

В результате анализа литературы нами были выделены компоненты и показатели профессиональной идентичности, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты и показатели профессиональной идентичности

Компоненты профессиональной идентичности Показатели

Когнитивный компонент Образ Я: «социальное Я», «коммуникативное Я», «материальное Я», «физическое Я», «деятельное Я», «перспективное Я», «рефлексивное Я».

Ценностные ориентации в карьере: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Эмоциональный компонент Удовлетворенность выбранной профессией.

Эмоциональное отношение к получению выбранной профессии.

Поведенческий компонент Коммуникативная толерантность и интолерантность.

Л.Б. Шнейдер указывает на значимость поведенческого компонента в структуре профессиональной идентичности, говоря о том, что в содержании профессиональной идентичности актуально и важно наличие грамотного смыслового эталона поведения в профессиональных ситуациях [21]. Иванова Н.Л. в своих работах тоже делает акцент на том, что формирование профессиональной идентичности может осуществляться в процессе получения профессионального образования и представляет эталоны типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения [22]. А.Б. Бехтер, А.А. Гречко, С.В. Чебарыкова рассматривают профессиональную идентичность будущего специального психолога как интегративное свойство личности, представляющее собой чувство тождественности с самим собой как будущим специалистом и проявляющееся в поведении [23].

В профессиональном поведении будущего медицинского работника, значимым качеством является коммуникативная толерантность, это умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли [24]. Коммуникативная толерантность

различными авторами характеризуется по-разному: устойчивое личностное состояние (О.Б. Скрябина), основное качество личности (Е.Г. Виноградова), психосоциальная характеристика личности (В.М. Гришук, С.В. Русалова, Л.П. Яцевич), системообразующая характеристика человека (Т.Ю. Фадеева, В.П. Петленко). В нашем исследовании мы рассматриваем коммуникативную толерантность как психосоциальную характеристику личности, которая проявляется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и выражающаяся в терпимом и бесконфликтном коммуникативном поведении, в основе которого лежит принятие индивидуальности партнеров общения, гибкость в оценках других людей, умение прощать другим ошибки, умение приспосабливаться к характеру других людей. Тогда как коммуникативная интолерантность характеризуется нетерпимостью по отношению к людям с иными взглядами, ценностями, установками, что является основой конфликтной коммуникации и неприемлемо в профессиональном поведении медицинской сестры.

Таким образом, осознание себя как субъекта профессиональной коммуникации и выбор на этой основе способов взаимодействия с другими людьми является важной составляющей в структуре профессиональной идентичности.

В российской психологии в недостаточной мере исследовано значение поведенческого компонента в структуре профессиональной идентичности. Поэтому целью нашего исследования является выявление значения поведенческого компонента в структуре профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа.

2. Выявить зависимость показателей эмоционального и когнитивного компонентов профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа от особенностей поведенческого компонента.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе «Сургутского государственного университета» Медицинский колледж. В качестве испытуемых выступали 130 студентов очной формы обучения специальности «Сестринское дело».

В исследовании использовался комплекс методик, направленных на изучение когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа. Для изучения когнитивного компонента использовались методики - тест «Кто Я» (М. Кун, Т. Макпартлэнд) и тест «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова); для изучения эмоционального компонента - тест «Удовлетворенность выбранной профессией» А.А. Реана и авторская анкета «Оценка эмоционального отношения к получению профессии медицинской сестры»; для изучения поведенческого компонента тест В.В. Бойко «Коммуникативная толерантность».

Полученные результаты исследования когнитивного компонента профессиональной идентичности студентов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели когнитивного компонента профессиональной идентичности студентов (n = 130, %)

Идентификационные характеристики личности

Социальное Я Коммуникативное Я Деятельное Я Перспективное Я Рефлексивное Я

76 18 13 25 56

Ценностные ориентации будущей карьеры студентов

Про фессиональная компетентность Менеджмент Автономия Стабильность работы Стабильность места жительства Служение Вызов Интеграция стилей жизни Предпринимательство

64 68 71 92 51 92 58 91 60

В самоописаниях «Социального Я» у 76 % студентов встречаются характеристики личности, отражающие различные социальные роли: «юноша», «девушка», «студент». В этой группе 17 % студентов описали себя как представителя своей будущей профессиональной среды: «студент медик», «студент медицинского колледжа» или «будущая медицинская сестра» и т. п. А 23 % не охарактеризовали свое «социальное Я».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство студентов медицинского колледжа осознают себя как представителя того или иного пола и социальной группы по признаку «обучение в учебном заведении». И лишь небольшая часть из них осознают себя как представителя своей будущей профессии - медицинской сестры. Данные результаты говорят о том, что большинство студентов медицинского колледжа не идентифицируют себя как субъекта своей будущей профессии, что является одним из признаков не сформированной профессиональной идентичности.

18 % студентов охарактеризовали себя как «общительные», «хороший друг», «люблю ходить в гости», что составляет показатели шкалы «Коммуникативное Я». 82 % не охарактеризовали свое «Коммуникативное Я». Следовательно, большинство студентов медицинского колледжа не характеризуют себя как субъекта коммуникации с другими людьми, что может свидетельствовать о низком уровне понимания значимости общения в своей профессиональной деятельности.

В самоописаниях «Перспективное Я», 25 % студентов характеризуют себя в будущем хорошей медицинской сестрой. Остальные 75 % обучающихся не охарактеризовали себя по этому показателю. Полученные результаты говорят о том, что большинство студентов не видят себя в будущей профессии, у них нет перспектив, пожеланий, намерений. А ведь наличие целей, планов на будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего мира человека в целом, отражает временной аспект идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу, выполняет экзистенциальную и целевую функции. Таким образом, большая часть студентов не имеют представление в будущем о себе, как о хорошем профессионале.

По показателю «Рефлексивное Я» 56 % студентов описали свои личностные качества и особенности характера лишь как «хорошая», «добрая», «веселый» и т. д. 44 % обучающихся не описали себя в этой идентификационной характеристике. Полученные результаты говорят о том, что уровень рефлексии у большинства респондентов недостаточно развит, так как на вопрос «Кто Я» давали два, три ответа. Однако, как указывают некоторые авторы, умение рефлексировать - это важное качество будущей медицинской сестры и его необходимо развивать для формирования достигнутой профессиональной идентичности.

13 % человек описали свое «Деятельное Я» 87 % студентов не охарактеризовали свою деятельною идентичность. Это говорит о кризисе идентификации своего «Деятельное Я» у студентов. Следовательно, низкие показатели деятельной идентичности студентов показывают, что они не включают в себя обозначение занятий, увлечений, а также самооценку способностей к деятельности, самооценку навыков, умений, знаний, достижений.

Проанализировав идентификационные характеристики личности, мы видим, что в структуре «Я-концепции» студентов медицинского колледжа слабо представлены такие компоненты образа «Я», как коммуникативное Я, деятельное Я, перспективное Я и рефлексивное Я. Кроме того, идентификация себя как будущего профессионала редко встречается в самоописаниях студентов. Это означает, что Я-профессиональное студентов

медицинского колледжа слабо представлено в структуре их Я-концепции. Важно понимать, что «достигнутая личностная идентичность в юности и ранней взрослости выступает предпосылкой «инициации» кризиса профессиональной идентичности - повышается значимость Я-профессионального в структуре Я-концепции» [25].

На основе признака «Частота встречаемости» ценностные ориентации будущей карьеры были нами разделены на две группы: наиболее предпочитаемые, предпочитаемые ценности. В группе наиболее предпочитаемые ценностные ориентации в будущей карьере показали, что для студентов самая значимая ценность в карьере 92 % стабильная, надежная работа на длительное время и 92 % служение. В группе предпочитаемых ценностных ориентаций будущей карьеры 91 % студентов выбрали интеграция стилей жизни. Это говорит о том, что студентам важна потребность в безопасности, защите, социальных гарантий, но ответственность за управление своей карьерой перекладывают на работодателя, что говорит о не высоком уровне притязаний. Следовательно, большинству студентам, важно приносить пользу людям, обществу, они общительны и часто консервативны, им важно сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой. Исходя из анализа мы делаем вывод, что студенты выбрали ценностные ориентации, которые важны для будущей медицинской сестры, профессиональная деятельность которых предполагает внимательное, заботливое, милосердное отношение к пациенту.

Таким образом, когнитивный компонент в структуре профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа показал, что Я-профессиональное студентов слабо представлено в структуре их Я-концепции, большинство студентов выбрали важные и актуальные ценностные ориентации в профессиональной деятельности медицинской сестры.

Эмоциональный компонент в структуре профессиональной идентичности анализировался такими показателями как факторы привлекательности профессии и удовлетворенность работой медицинской сестры. Результаты анализа представлены в таблицах 3, 4.

Таблица 3

Факторы привлекательности профессии медицинской сестры (n = 130, %)

Что привлекает? Относительное число Коэффициент значимости

1. Профессия одна из важнейших в обществе 68 0,4

2. Работа с людьми 64 0,6

3. Работа требует постоянного творчества 20 0

4. Работа не вызывает переутомления 10 -0,3

5. Большая зарплата 39 -0,1

6. Возможность самосовершенствования 53 0,4

7. Работа соответствует моим способностям 44 0,4

8. Работа соответствует моему характеру 58 0,4

9. Небольшой рабочий день 15 0

10. Отсутствие частого контакта с людьми 8 -0,1

11. Возможность достичь социального признания, уважения 66 0,5

По каждому из 11 факторов подсчитывался коэффициент значимости, который может изменяться в пределах от -1 до +1. Диагностика показала наиболее значимые факторы, которые привлекают студентов в своей будущей профессии, расположились по ранжированию от наиболее значимого:

1. Профессия одна из важнейших в обществе - 68 % студентов.

2. Возможность достичь социального признания, уважения - 66 % студентов.

3. Работа с людьми - 64 % студентов.

Как видим, исходя из результатов исследования, для большинства студентов профессия медицинской сестры является одной из важнейших в обществе, где есть возможность достижения социального признания, уважения и профессия связана с взаимодействием с людьми. Эти факторы привлекательности в профессии являются важными и нужными для медицинской сестры.

Таблица 4

Показатели эмоционального отношения студентов к получению профессии медицинской сестры (п = 130, %)

Вопросы Студенты (%)

да нет

1. Нравится ли вам ваша будущая профессия «медицинская сестра»? 58 42

2. Есть у вас желание сменить профессию? 13 88

3. Испытываете ли вы удовлетворение от учебы в медицинском колледже? 76 25

Анализ анкеты показало следующее: 58 % студентам нравится их будущая профессия, у 13 % студентов есть желание сменить профессию, хотят получить профессию медицинская сестра 88 %, испытывают удовлетворенность от обучения в медицинском колледже 76 %, не нравится обучаться 25 % студентам.

Анализ эмоционального компонента показал, что для многих студентов медицинского колледжа важна профессия медицинской сестры, как одной из значимых профессий в обществе, работа связана с людьми и иметься возможность социального уважения и признания. Многим студентам 42 % не нравится будущая профессия, но при этом им важно получить диплом медицинской сестры. Большинству студентов нравиться учиться в медицинском колледже.

Таким образом, эмоциональный компонент в структуре профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа показал, что большая часть студентов выбрали значимые факторы привлекательности в будущей профессии, необходимые для формирования значимых качеств будущей медицинской сестры. Многим нравиться учиться в медицинском колледже, но есть студенты, которым не нравится их будущая профессия, что говорит о кризисе эмоционального компонента профессиональной идентичности.

Далее исследовались показатели поведенческого компонента - коммуникативная толерантность и интолерантность, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели поведенческого компонента профессиональной идентичности студентов (п = 130, %)

Показатели поведенческого компонента профессиональной идентичности Студенты (%)

Коммуникативная толерантность 38

Коммуникативная интолерантность 62

Только 38 % студентов оказались коммуникативно толерантными, тогда как 62 % студентов интолерантны. Студенты с коммуникативной толерантностью ориентированы на терпимое принятие партнера по общению, его индивидуальности с его достоинствами и недостатками. Студенты с коммуникативной интолерантностью отличаются нетерпимостью по отношению к людям, для них представляют определенную трудность ситуации взаимодействия с другими людьми в силу их неспособности принять индивидуальность партнера по общению, не способности быть терпеливым к «иному», «чужому». Таким образом, поведенческий компонент в структуре профессиональной идентичности показал, что большинство студентов с коммуникативной интолерантностью.

Для выявления зависимости показателей эмоционального и когнитивного компонентов профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа от особенностей

поведенческого компонента, студенты были поделены на две группы: коммуникативно толерантные и интолерантные, затем в каждой группе было подсчитано количество студентов, у которых были выявлены положительные, высокие результаты в когнитивном и эмоциональном компонентах. Анализ сравнения эмоционального и когнитивного компонентов профессиональной идентичности студентов с различными показателями поведенческого компонента представлен в таблице 6. Для сравнения когнитивного и эмоционального показателей профессиональной идентичности толерантных студентов и студентов с тенденцией к интолерантности был использован непараметрический метод х2 Пирсона.

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица сопряженности показателей поведенческого, когнитивного и эмоционального компонентов профессиональной идентичности студентов (п = 130)

Поведенческий компонент, % Когнитивный компонент, % Эмоциональный компонент, %

Коммуникативно толерантные студенты 38 39 92

Коммуникативно интолерантные студенты 62 12 35

X2 Пирсона х2эмп = 34.281

P = 0,01

Примечание: n- количество респондентов, * при х2 кр (0,01) = 9,21; х2 кр (0,05) = 5, 991

В группе коммуникативно толерантных студентов получилось с положительными результатами в когнитивном компоненте 39 %, в эмоциональном 92 %. В группе коммуникативно интолерантных студентов с положительными результатами в когнитивном компоненте 12 %, в эмоциональном компоненте 35 %. Была обнаружена зависимость показателей эмоционального и когнитивного компонентов профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа от особенностей поведенческого компонента. Количество студентов, у которых положительные, высокие показатели в когнитивном и эмоциональном компонентах профессиональной идентичности, в группе коммуникативно толерантных достоверно больше, чем в группе коммуникативно интолерантных студентов.

Таким образом, у коммуникативно толерантных студентов больше процент студентов со сформированным когнитивным и эмоциональным компонентом профессиональной идентичности. И наоборот, интолерантные студенты, а их большинство - 62 %, имеют низкие показатели по когнитивному и эмоциональному компонентам профессиональной идентичности.

В результате исследования были сформулированы следующие выводы:

1. Профессиональная идентичность студентов медицинского колледжа характеризуется следующими особенностями:

• на когнитивном уровне: Я-профессиональное студентов слабо представлено в структуре их Я-концепции, большинство студентов выбрали важные и актуальные ценностные ориентации в профессиональной деятельности медицинской сестры;

• на эмоциональном уровне: большая часть студентов выбрали значимые факторы привлекательности в будущей профессии, необходимые для формирования значимых качеств будущей медицинской сестры; большинству студентам нравиться учиться в медицинском колледже, но есть студенты, которым не нравится их будущая профессия, что говорит о кризисе эмоционального компонента профессиональной идентичности;

• на поведенческом уровне: большинство студентов с коммуникативной интолерантностью.

2. Показатели эмоционального и когнитивного компонентов профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа от особенностей поведенческого компонента. Количество студентов, у которых положительные, высокие показатели в когнитивном и эмоциональном компонентах профессиональной идентичности, в группе коммуникативно толерантных достоверно больше, чем в группе коммуникативно интолерантных студентов.

Таким образом, поведенческий компонент является значимым в структуре профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа. Следовательно, формируя и развивая поведенческий компонент профессиональной идентичности студентов, мы способствуем формированию и развитию когнитивного и эмоционального компонентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа развития сестринского дела в российской федерации на 2010-2020 годы. - Текст: электронный // Архангельский медицинский колледж: официальный сайт. - URL: http://www.arhmedcolledg.ru/sites/arhmedcolledg.ru/file s/cr-collections/2/programma_razvitiya_sd_2010-2020.pdf (дата обращения: 05.10.2019).

2. Евтешина, Н.В. Профессиональная идентичность психологов: учебное пособие / Н.В. Евтешина. - Рязань: Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2012. - 106 с.

3. Бохан, Т.Г. Профессиональная идентичность в структуре индивидуальной и социальной идентичности студентов-медиков / Т.Г. Бохан, Л.Ф. Алексеева, М.В. Шабаловская, С.А. Морева // Вестник Томского государственного ун-та. - 2013.

- № 375. - С. 135-140.

4. Щербакова, М.П. Профессиональная идентичность профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений МВД России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Н. Новгород, 2015.

5. Натхов, Т. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование / Т. Натхов, Л. Полищук // Вопросы экономики. - 2012. - № 10. - С. 30-51.

6. Попова, И.П. Карьерные траектории выпускников-юристов в рамках и вне профессии / И.П. Попова // Материалы XVI апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / отв. ред. Е.Г. Ясин. - М., 2016. Кн. 4. - С. 286-293.

7. Колоскова, И.Ю. Юристы как социально-профессиональная группа (советский период) / И.Ю. Колоскова, Н.Я. Соколов // Государство и право. - 2003. - № 10.

- С. 63-70.

8. Мровчински, Р. Институциальная профессионализация юристов в условиях государственного социализма и постсоциализма: сравнительный анализ организаций профессионального самоуправления в Польше и России / Р. Мровчински // Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности / науч. ред. П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. - М., 2012. С. 99-117.

9. Социальная группа юристов: мотивация вхождения в профессию и траектории мобильности: информ.-аналит. бюл. / М.Ф. Черныш, Ю.Б. Епихина, И.П. Попова, Н С. Мастикова. - М., 2014. - Вып. 1.

10. Абдуллаева, М.М. Формирование профессиональной идентичности у студентов-психологов / М.М. Абдуллаева // Вестник МГЛУ. - 2014. - Вып. 7.

11. Любимова, Г.Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности / Г.Ю. Любимова // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. - 2002. - № 2. - С. 64-72.

12. Собкин, С.С. Становление профессиональной позиции психолога в процессе получения высшего образования / С.С. Собкин // Национальный психологический журнал. - 2007. - №1. - С. 21-26.

13. Волошина, В.В. Сущностное содержание профессиональной идентичности психолога / В.В. Волошина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. № 11-1.

14. Гагай, В.В. Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа с различным уровнем коммуникативной толерантности / В.В. Гагай, Н.Н. Ахметгалина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. -Т. 7. № 1. - С. 63.

15. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. -М.: Академия, 2004. - 304 с.

16. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. -344 с.

17. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001.

18. Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева // Мир психологии: научно-методический журнал. - 2004. - № 2. - С. 148-157.

19. Кирьянова, Е.Н. "Культурный шок" или почему мы выбираем похожих сотрудников? / Е.Н. Кирьянова // Управление персоналом. - 2000. - №3. - С. 3438.

20. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. - М.: МОДЭК, 2004. - 600 с.

21. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: монография / Л.Б. Шнейдер. -М.: МОСУ, 2001.

22. Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева // Мир психологии. - 2004. - № 2. - С. 148-156.

23. Бехтер, А.А. Профессиональная идентичность будущих специальных психологов: эмпирическое исследование / А.А. Бехтер, А.А. Гречко, С.В. Чебарыкова // Акмеология. - 2016. - №4. - С. 40-46.

24. Васильева, Л.А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа / Л.А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).

25. Рождественская, Н.А. Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников / Н.А. Рождественская, И.Л. Можаровский, В.В. Макарян // Национальный психологический журнал. - 2018. - №1(29). - С. 38-49.

Akhmetgalina Nella Nadikovna

«Surgut state university» Medical College, Surgut, Russia

E-mail: [email protected]

The value of the behavioral component in the structure of professional identity of medical

College students

Abstract. The article presents the study results of the components structure features in professional identity of medical College students: cognitive, emotional, and behavioral. The significance of the behavioral component in the structure of professional identity of medical College students is revealed. A theoretical analysis of the scientific psychological and pedagogical literature on the problem of research is carried out. The concept of professional identifying, the structure of professional identity, components and indicators of professional identity, behavioral component in the structure of professional identity, and communicative tolerance are considered. Students are identified and characterized with regard to account the components indicators of professional identity: cognitive, emotional, and behavioral. At the empirical level to prove the dependence of indicators of emotional and cognitive components of medical College students professional identity characteristics behavioral component; it is concluded that the behavioral component is important in the structure of professional identity of medical College students. To obtain diagnostic data, we used the "Who am I" test (M. Kuhn, T. Mcpartland) and the test "career Anchors" (E. Shane, translation and adaptation of V.A. Chiker, V.E. Vinokurova), the test "Satisfaction with the chosen profession" by A.A. Rean and the author's questionnaire "Assessment of the emotional attitude to obtaining the profession of a nurse", the method of V.V. Boyko "Diagnostics of communicative tolerance". The sample of the study was made up of 130 Surgut medical College students in the following field of training: nursing. Mathematical processing of research results was performed using Pearson's x2, where was established the number of students, who have a positive, high performance in the cognitive and emotional components of professional identity. Group communication significantly is more tolerant than the intolerant group communication students. The results and conclusions are presented in the article and could be applied in the work of psychologists and teachers who teach students clinical disciplines in practical classes and during practical training for the formation of medical College students professional identity. Active formation of medical students professional identity should be the basis for the foundation conditions of professional and personal development of the future physician. In conclusion, the authors point out that the formation and development of the students professional identity behavioral component will contribute to the formation and development of the cognitive and professional identity emotional components.

Keywords: professional identity; professional identity structure: cognitive; emotional; behavioral components; medical College student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.