Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И АНАТОМИЧЕСКОГО РИСУНКА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ЗНАЧЕНИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И АНАТОМИЧЕСКОГО РИСУНКА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА / АНАТОМИЧЕСКИЙ РИСУНОК В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОМУ РИСУНКУ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА / ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА / HUMAN PLASTIC ANATOMY / ANATOMICAL DRAWING IN ART AND PEDAGOGICAL EDUCATION / METHODS OF TEACHING ACADEMIC DRAWING OF A HUMAN FIGURE / FORMATION OF THE WORLDVIEW OF THE ARTIST-TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонов Александр Иванович, Канунникова Татьяна Александровна

В статье обосновано значение пластической анатомии и анатомического рисунка фигуры человека в художественно-педагогическом образовании как учебной дисциплины, формирующей профессионализм будущего учителя изобразительного искусства. Авторами предложена методическая система преподавания пластической анатомии и анатомического рисунка с указанием ее необходимых компонентов. Обосновано фундаментальное значение пластической анатомии и анатомического рисунка для развития умений и навыков реалистического изображения человека на разных ступенях художественного образования. В целях достижения преемственности образования намечены пути дифференцированного преподавания пластической анатомии и анатомического рисунка в школах и вузах с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF PLASTIC ANATOMY AND ANATOMICAL DRAWING OF THE HUMAN FIGURE IN PEDAGOGICAL EDUCATION

The article substantiates the importance of plastic anatomy and the anatomical drawing of a human figure in art and pedagogical education as an educational discipline that forms the professionalism of a future teacher of fine art. The authors proposed a methodological system for teaching plastic anatomy and anatomical drawing indicating its necessary components. The fundamental importance of plastic anatomy and anatomical drawing for the development of skills and realistic images of a person at different levels of art education is substantiated. The ways of differentiated teaching of plastic anatomy and anatomical drawing in schools and universities taking into account the age-related psychophysiological characteristics of students are outlined.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ И АНАТОМИЧЕСКОГО РИСУНКА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

тельный чат - это прямой процесс активной коммуникации на русском языке. Успех чата на русском языке зависит от выбора методов организации межкультурного общения. Чтобы организовать урок с использованием технологий чата, необходимо знать определенные правила и советы по осуществлению контроля. Успешное использование чатировзнных сайтов на русском языке зависит от выбора методов организации межкультурного общения, от уровня навыков учащихся и профессионализма преподавателя.

Литература:

1. Занкоеа А. А. Изучение русского языка как иностранного s онлайн среде: возможности и спе цифика //Мир науки, культуры, образования. 2019. - N-.2(75).

2. Итинсон К.С., I риншкун В, В. Возможности и преимущества взаимосвязанного применения средств информатизации при подготовке по русскому языку иностранных студентов в медицинском вузе //Весгник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования.- 2019, - Т, 16. -№. 2.

3. An du jar A., Salaberri-fiémiro M. S. Exploring chat based communication in the EFL class: computer and mobile environments //Computer Assisted Language Learning, - 2019. - С. 1- 28.

A. Schaefer R., Salbego N., Lorenset С. C. Foreign language learning development: reflections on the contribution of digital technology //Revis ta de Let ras Norte@ mentos. - 2019, - T. 12, - №. 29.

5. Andujar, A. (2016). Benefits of mobile instant messaging to develop ESL writing. System, 62, 63-76. doi: 10.1016/j.system.2016.07.004

6. Andujar, A., & Cruz Martinez, M. S, (2017). Mobile instant messaging: WhatsApp and its potential to develop oral skills. Comunicar, 25(50), 43-52.

'/. 8ueno-Alastuey,M.C (2013). interactional feed back in synchronous voice-based computer mediated communication: Effect of dyad. System, 41(3), 543-S59.

8. Burston, J. (2015). Twenty years of MALL project implementation: A meta analysis of learning outcomes. ReCALL, 27(1 ), 4-20.

9. Castrillo, M. D,, Martin Monje, E., & Barcena, E, (2014). Mobile-based chatting for meaning negotiation in foreign language learning, international Association for Development of the Information Society, Paper presented at the international Conference on Mobile Learning 2014 (pp,49-58). Madrid, Spain,

10. Fu, Q. K., & Hwang, G.-J. (2018). Trends in mobile technology-supported collaborative learning: A systematic review of journal publications from 2007 to 2016, Computers & Education, 119 , 129-143. 11 Jepson, K. (2005). Conversations - and negotiated interaction - in text and voice chat rooms. Language Learning ^Technology, 9(3), 79-98. IlKukulska Hulme, A., Lee, H., & Norris, L (2017). Mobile learning revolution: Implications for language pedagogy, in Shapelle, C. A, & Sauro, S. (Eds.), The handbook of technology and second language teaching and learning {pp. 217-233). Oxford: Wiley-Blackwell.

UKukulska-Hulme, A., & Shield, L. (2008). An overview of mobile assisted language learning: From content delivery to supported collaboration and interaction. ReCALL, 20(3), 271-289.

14.Long, M. H. (1996). The role of the Linguistic Environment in Second Language Acquisition. In W, Ritchie, &T. Bathia (Eds.), Fiandbook of research on second language acquistion (pp. 413-469). New York, NY:Academic Press.

15. Paolillo, j. C, & Zelenkauskaite, A. (2013). Real-time chat. In Herring S. C, Stein, D., & D., Virtanen (Eds.), Pragmatics of computer mediated communication (pp.109-133). deGruyter, Berlin.

16. Sharif i, M., Rostami AbuSaeedt, A., Jafarigohar,M., & Zandi, B. (2018). Retrospect and prospect of computer assisted English language learning: A meta-analysis of the empirical literature. Computer Assisted Language Learning, 31 (4), A13-436. 17.Shih, R. C. (2011). Can Web 2.0 technology assist college students in learning English writing? Integrating Facebook and peer assessment with blended learning. Australasian Journal of Educational Technology, 27(5), 829-845. IS.Sotillo, S.(2000). Discourse functions and syntactic complexity in synchronous and asynchronous communication. Language Learning & Technology, 4(1),82-119.

19.Statista. (2019). www.statista.com, Retrieved from https://www.statista.com/statistics/ 258749/most-popular-global-mobiie-messenger-apps/https:// www.statista.com/statis- tics/346167/facebook-global-dau/

20.Sykes, J. M. (2009). Learner requests in Spanish: Examining the potential of multiuser virtual environments for L2 pragmatics acquisition, in Lomicka, L & Lord, G. (Eds.). The next generations Social networking and online collaboration in foreign language learning {pp. 199-234). San Marcos, TX: CALICO.

21.{2012). Using the Facebook group as a learning management system: An exploratory study. British Journal of Educational Technology, 43{3), 428-438.

THE MEANING OF PLASTIC ANATOMY AND ANATOMICAL DRAWING OF THE HUMAN FIGURE IN PEDAGOGICAL EDUCATION

FiUmonov Alexander Ivanovich, Associate Professor, Department of Drawing, Art and Graphic Department, Institute of Fine Arts, Moscow State Pedagogical University, Moscow

Kartunnikova Tatyana Aleksandrovna, PhD of Pedagogical sciences, Deputy Director of MBS "Grammar School №11", Balashikha, Moscow Region

LH

s ^

о

LH

< et

LH

# * *

330

The article substantiates the importance of plastic anatomy and the anatomical drawing of a human figure in art and pedagogical education as an educational discipline that forms the professionalism of a future teacher of fine art. The authors proposed a methodological system for teaching plastic anatomy and anatomical drawing indicating its necessary components. The fundamental importance of plastic anatomy and anatomical drawing for the development of skills and realistic images of a person at different levels of art education is substantiated. The ways of differentiated teaching of plastic anatomy and anatomical drawing in schools and universities taking into account the age-related psychophysiological characteristics of students are outlined.

Keywords; human plastic anatomy; anatomical drawing in art and pedagogical education; methods of teaching academic drawing of a human figure; formation of the worldview of the artist teacher.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-35J0

УДК 372.874 ВАК РФ 13,00,02

в Филимонов AM, 2020 & Кануннжова Т.А., 2020

ЗНА ЧЕНИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ AHA ТОМИИ И AHA ТОМИ ЧЕС КОГО РИСУНКА ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье обосновано значение пластической анатомии и анатомического рисунка фигуры человека в художественно-педагогическом образовании как учебной дисциплины, формирующей профессионализм будущего учителя изобразительного искусства. Авторами предложена методическая система преподавания пластической анатомии и анатомического рисунка с: указанием ее необходимых компонентов. Обосновано фундаментальное значение пластической анатомии и анатомического рисунка для развития умений и навыков реалистического изображения человека на разных ступенях художественного образования, В целях достижения преемственности образования на мечейй. пути дифференцированного преподавания пластической анатомии и анатомического рисунка в школах и вузах с учетом воз растиых психофизиологических особенностей учащихся. Ключевые слова: пластическая ана томия человека; ана томический рисунок в художественно-педагогическом образовании; методика обучения академическому рисунку фигуры человека; формирование мировоззрения художника-педагога.

ФИЛИМОНОВ Александр Иванович, доцент кафедры Рисунка Художественно графического факультета, Институт изящных искусств. Московский педагогический государственный университет, Москва

К А НУННИКОВА Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, заместитель директора МБОУ Гимназии №1 Г, Балашиха, Московской области

Пластическая анатомия и анатомический рисунок являются фундаментом академического изображения человека, занимая особое место е обучении на всех ступенях художественного образования, и требуют выработки специфической дисциплины мышления, абсолютно не допускающей приблизительности и неточности.

Опыт изучения пластической анатомии и связанный с ним подлинный расцвет русского искусства в период становления академического художественного образования позволяют обоснованно утверждать необходимость анатомического рисунка как самостоятельной учебной дисциплины на художественных факультетах.

Особое значение, по мнению авторов статьи, курс пластической анатомии и анатомического рисунка имеет для студентов художественно-педагогических вузов, где систематическое изучение анатомии человека, выполнение анатомического разбора строения и пластики формы человеческого тела формируют не только мастерство художника, но и компетентность будущего педагога, а значит, ведут к сохранению и развитию фундаментальных основ академического рисунка.

По определению профессора H.H. Ростовцева, академический рисунок раскрывает "принципы построения реалистического изображения на плоскости и даёт художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы" [1]. На решение именно этой задачи в первую очередь направлена просветительская деятельность учителя изобразительного искусства на всех ступенях образования.

Народный художник Российской Федерации профессор CA. Га о риляченко рассматривает отношение к академическому рисунку как

критерии, с помощью которого различаются сознание, "почитающее традицию и канонические ценности, видящее смысл б их постепенном сущностном приращении", и сознание, "аффективно ценящее "новаторство", "инако-вость", гипертрофированное авторское самоутверждение" (2, с.83].

Рассматривая формирование профессиональной компетентности выпускника художественно-педагогического факультета в этом ракурсе, отметим, что учитель в своей педагогической работеоказывает непосредственное влияние на формирование мировоззрения и сознания ученика, В силах учителя доказательно объяснить учащимся, что мастерство академического рисунка является необходимым фундаментом профессионального творчества и свободы художника, а сохранение и развитие традиций должно быть основой любых инновационных процессов в искусстве и художественном образовании.

Сегодня по-прежнему актуальны слова профессора В.Н. Яковлева о том, что "выдающиеся русские рисовальщики начала прошлого столетия - бруни, Брюллов, Левитский, Иванов, не уступающие по технике рисунка величайшим мастерам Запада, не боялись ни гипса, ни изучения классиков, ни штудирования анатомии" [3, с.7]. Именно поэтому работы А,П. Лосенко, В.К, Шебуева, A.A. Иванова, В.А. Серова" отличает великолепное знание анатомии {см. рис.1, 2).

Основной задачей преподавания рисунка на всех ступенях художественного образования является изучение способов построения трехмерной формы на плоскости в соответствии с научными знаниями, поэтому важнейшей целью обучения рисованию должно быть развитие мышления, формирование ясных научных представлений о конструкции и пластике человеческого тела, позволяющих грамотно и убедительно изображать человека,

Рисунок 1 - К.П. Брюллов

Рисунок 2 - А.П. Лосенко

Рисунок 3 - П.П, Чистяков

достигая художественно-образной выразительности.

Практическое применение знаний анатомического строения тела человека П.П. Чистяков взял за основу метода обучения академическому рисунку, не тревожась о возможности "подавить индивидуальность ученика сухим академизмом" [3, с.71. Напротив, изучение анатомического строения человека с целью его достоверного и выразительного изображения (см, рис 3) было и остаётся трудной, но наиболее интересной задачей для обучающихся, поскольку "человеческая фигура замечательна тем, что при всем многообразии индивидуальностей и комбинировании ракурсов и поз все-

гда остаются незыблемые законы внутренней конструкции" [3, с.94], овладение которыми дает необходимые художнику: грамотность, профессионализм и творческую свободу.

Еще в подростковом возрасте у рисующих возникает острая проблема, связанная с нехваткой теоретических знаний и умения изображать фигуру человека в состоянии покоя и в движении, передавать разнообразие ракурсов головы и тела, мимические сокращения мышц лица, выражающих эмоциональное настроение портретируемого. Осознание несовершенства собственной изобразительной деятельности в подростковом возрасте чаще всего ведет к отказу от рисования, так называ-

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

332

емому "отрицанию рисования" [4; 5; 6; 7], либо к проявлению подросткового нигилизма в грубых карикатурах. Такая ситуация характерна прежде всего для массовой общеобразовательной школы, где вследствие ряда организационных и методических причин обучение рисованию человека не ведется на должном уровне. В то же время и художественные школы, являясь по сути подготовительной ступенью к профессиональному художественному образованию в вузе, сталкиваются с подобной проблемой, требующей грамотного методического решения.

Учебная программа художественно-графи-ческих факультетов педагогических вузов предусматривает рисунок обнаженной модели с натуры, но не всегда эта работа подкрепляется анатомическим рисунком, столь важным методическим материалом для формирования профессиональных умений рисовальщика. Не на всех художественно-графических факультетах, анатомический рисунок и пластическая анатомия являются самостоятельной учебной дисциплиной, А между тем, "на живой модели надо довести понимание формы до той же ясности и простоты, как это имеет место при изоб-

Рисунок 5 Набросок фигуры Рисунок 4 Академический рисунок с анатомическим разбором, Работа человека. Работа школьника, студента художественного вуза 7 класс

ражении шара, куба,.., рисующий должен ощущать ее так же, как скульптор, который лепит форму из глины или вырубает ее из камня" [3, с. 9-10], Достижение указанных результатов возможно на основе изучения методически грамотно выстроенного курса анатомического рисунка, который представляет собой синтез науки и искусства (см. рис. 4}.

Дифференцированный подход к содержанию и методам преподавания анатомического рисунка, учёт возрастных психофизиологических характеристик обучающихся, а также обоснованность цели и задач учебного процесса позволят вводить этот компонентна всех ступенях художественного образования. Так например, в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства необходимо учить вдумчивой и осознанной работе с натуры в набросках и зарисовках человека в разных ракурсах, наглядно доказывая школьникам, что рисование является способом и формой творческого познания мира. Очевид-

но, что рисование обнажённой модели в школе невозможно, однако это не мешает включить в курс изобразительного искусства пластическую анатомию, познакомить учащихся со строением скелета человека, с основными поверхностными мышцами, которые выявляют конструкцию и пластику человеческого тела. Работу можно вести уже в шестом и седьмом классах общеобразовательной школы, в тот сложный подростковый период, когда происходит угасание интереса к рисованию, обозначенное нами ранее {см. рис 5}.

В шестом и седьмом классах нет возможности установить межпредметные связи уроков изобразительного искусства с биологией и анатомией. Программа общеобразовательной школы знакомит учащихся с анатомией человека лишь в восьмом классе в курсе биологии, а рисовать людей начинают в начальной школе, Поэтому знания о закономерностях строения человеческого тела необходимо давать на уроках изобразительного искусства, грамотно

людей в покое и движении при разработке сюжетных композиций на различные темы, у ребят формируется интерес и уважение к предмету "изобразительное искусство в школе".

Синтез науки и искусства, подкрепление наблюдений теоретическими знаниями и анатомическим разбором изображаемой формы, помогают обострить внимание подростков, мотивировать их к активной деятельности, увлечь изобразительным искусством, деятельно убеждая в том, что "рисуют головой, а не руками"

Обучение в художественной школе предполагает формирование крепких теоретических знаний и практических навыков, обеспечивающих изобразительную грамотность учащихся. Художественное образование на этой ступени уже носит системный характер, когда комплекс взаимосвязанных учебных дисциплин стимулирует развитие художественно-образного мышления, познавательных способностей и профессиональной культуры учеников. Курс истории искусства знакомит учащихся с непревзойденными образцами античной скульптуры, созданной греческими ваятелями на основе постоянной практики изучения натуры. Эпоха Возрождения дает пример синтеза науки и искусства, когда серьезное изучение анатомии позволило достичь расцвета рисунка, живописи и скульптуры, способствовало появлению шедевров Микеланджело и Леонардо да Винчи в Италии, а позднее Рубенса и Рембрандта,

На этой основе происходит формирование мотивации учащихся к длительной аналитической работе под руководством педагога по изу-чению анатомического строения человека (см. рис. 8,9). Занятия анатомическим рисунком постепенно развивают у учащихся понимание конструктивной основы сложной формы человеческого тела. В свою очередь крепкий рисунок помогает решать и чисто живописные задачи, а со временем обрести уверенность и свободно изображать людей в разных ракурсах, статичных и динамичных позах в станковой сюжетной композиции.

Велико значение анатомического рисунка в высшей школе, когда с опорой на лекции по пластической анатомии, разъясняющие стро-

насыщая ими программу, включая теорию в практическую работу по изображению людей с натуры, по памяти и представлению.

Рисунки 6, 7 Работы школьников, 7 класс

Если на ступени начальной школы в качестве методического наглядного пособия полезны и достаточны деревянные модели человеческой фигуры, помогающие сформировать у школьников простое и ясное представление о том, как характеризуется форма головы, туловища, рук и ног, как соотносится эта форма с простыми геометрическими телами, каковы её основные, наиболее общие особенности, то в подростковом возрасте этих знаний уже недостаточно. 8 шестом и седьмом классах общеобразовательной школы, в период активно развивающегося мышления, подростки готовы к восприятию основных сведений о строении скелета и мышечной системы человеческого тела. Ученики остро нуждаются в четком методическом руководстве учителя, указывающем верную поэтапную последовательность ведения рисунка, и при таком подходе с интересом и готовностью изображают людей, особенно сверстников. Полезно знакомить учащихся этого возраста с конструкцией и строением костей черепа, выполняя анатомический рисунок с натуры, потом переходить к рассмотрению экорше головы, а уж после этого необходимо выполнить портретные зарисовки одноклассников разными графическими материалами {см. рис 6, 7}.

В условиях урока изобразительного искусства эту работу можно организовать в парах и малых группах, В конечном итоге упражняясь в осознанном, вдумчивом изображении человека, школьники приобретают необходимые знания и умения, для свободного рисования

ение и взаимное расположение костей и мышц, определяющих форму и пластику человеческого тела, и объемно-конструктивный разбор всей фигуры, студенты постигают методику изображения человека на анатомической основе (см. рис. 10).

Особое внимание должно быть уделено изучению пластической анатомии и анатомическому рисунку на художественно-графических факультетах педагогических вузов. Подготовка художника-педагога требует понимания специфики его будущей профессии, решающего значения его профессионализма в развитии и обучении целого поколения рисовальщиков, в формировании художественной культуры и изобразительной грамотности школьников и студентов.

Будущий учитель изобразительного искусства, художник-педагог должен обладать основательной теоретической подготовкой в области пластической анатомии и уметь проводить анатомический разбор головы, ее взаимосвязи с торсом, анатомический анализ пояса верхних и нижних конечностей, рук и ног, фигуры человека в целом с тем, чтобы не только самому достоверно и убедительно рисовать людей, но и быть способным обучать других, передавая из поколения в поколение знания об ис-

№ 1

кусстве рисунка и сохраняя традиций отечественной художественной школы.

Методическая система преподавания анатомического рисунка должна включать следующие необходимые компоненты:

1) владение научно-теоретическими знаниями пластической анатомии;

2) активизация аналитического мышления путем выполнения анатомических рисунков с натуры, по памяти и представлению;

3) преобладание рисования с натуры как основного метода обучения в соответствии сдидактическим принципом наглядности;

4) формирование навыка осознанного анатомического разбора фигуры человека в процессе выполнения на одном листе, водном ракурсе, рисунков скелета, гипсовой анатомической фигуры {экор-ше} и обнаженной модели ( см. рис. 8};

5)активизацию познавательной деятельности обучающихся через практическое выполнение анатомических рисунков во взаимосвязи с изучением теории пластической анатомии на основе принципов научности, систематичности и доступности обучения;

6) формирование целостного представления о методах изображения человека на анатомической основе, через комплексное изучение пластической анатомии,

Рисунки 8, 9- Анатомический рисунок, Работы учеников художественной школы

Рисунки 10 - Анатомический и академический

рисунок. Работа студентов художественно-графического факультета педагогического вуза

рисунка, скульптуры, живописи и истории искусств.

Отметим, что в методической системе преподавания анатомического рисунка формирование навыков осознанного анатомического разбора фигуры в разных положениях и ракурсах (пункт 4) является наиболее важной, сложной и интересной задачей, решение которой связано с теоретическим осмыслением и практическим применением в рисунке знаний внутреннего строения человеческого тела, физио-логических функций органов, о механике движения и мышечных рефлексах.

Рисунки 11 Академический рисунок. Работа студента художественно-графического факультета педагогического вуза.

Основным методом обучения на всех ступенях художественно-педагогического образования остается изучение натуры через зрительное восприятие, но не пассивное созерцание, а ряд зрительных оценок, которые дополняются исследованием натуры осязанием, с выяснением положения и формы опорных точек: выступающих элементов скелета, связок и суставов (см. рис 11).

Систематическое воспроизведение анатомической формы в рисунке - это путь познания, формирующий аналитическое и художественно-образное мышление рисовальщиков, развивающий наблюдательность и способность в общих закономерностях различать присущую возрасту, полу и типу сложения ин-

дивидуальность человека. Целенаправленное сознательное анатомическое рисование позволяет студентам через постижение логики строения, механики крепления и движения костно-мышечной системы прийти к грамотному изображению человека в статике и динамике с натуры, по памяти и воображению. Построение фигуры "по законам анатомической связи" избавляет от рабского копирования модели, от беспомощности и безграмотности в изображении человека [8; 9].

Таким образом, изучение анатомического рисунка на всех ступенях художественного образования продиктовано задачами развития мышления обучающихся и формированием навыков реалистического изображения человека, с той убедительностью и достоверностью, которая позволяет добиваться решения художественно-образных задач в искусстве.

Развитие методики преподавания анатомического рисунка как отдельной учебной дисциплины на художественных факультетах педагогических вузов является необходимым условием формирования у студентов, будущих учителей изобразительного искусства, профессиональной компетентности. В свою очередь только хорошо подготовленные грамотные специалисты, художники-педагоги, владея знаниями пластической анатомии, анатомическим рисунком и методикой их преподавания, могут содействовать сохранению и развитию фундаментальных основ реалистического искусства и лучших традиций отечественной художественной педагогики.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: учеб. пособие для пед. училищ / Н.Н. Ростовцев. - М. : Просвещение, 1976,

2. Гавриляченко С.А. Рисунок "Академический" и рисунок "творческий" / С.А. Гавриляченко// Рисунок вчера, сегодня, завтра. - М.: Прометей, 2013. -С.75-83.

3. Пособие по рисованию. Под общей редакцией проф. Д,Н. Кардовского, проф. В.Н. Яковлева доц. К.Н. Корнилова. ■ М.: "В. Шевчук", 2006. - 162 с.

4. Игнатьев, Е.И. Психология / Е.И. Игнатьев, Н.С. Лукин, М.Д. Громов ■ М,: Просвещение, 1965. -344 с.

5. Игнатьев С.Е, Теория и практика развитая изобразительной деятельности детей: дис. д-ра пед. наук /С.Е. Игнатьев. - М.: МПГУ, 2007. - С. 236.

6. Кузин В.С. Психология: учебник / В.С. Кузин. -М.: Высшая школа, 1974. - 280 с.

/. Канунникова Т А. Методика развития композиционно-образного мышления подростков средствами изобразительного искусства: дис.... канд. пед. наук / Т.А. Канунникова. - М. : МПГУ, 2016. -С 289

8. Филимонов А.И. Анатомичекий рисунок фигуры человека как учебный предмет / А.И. Филимо-

мое II Рисунок вчера, сегодня, завтра. - М. 5 Прометей, 2013. - С. 179-186.

9. Филимонов А,И. Роль копирования е процессе анатомического рисования фигуры человека в системе подготовки художника-педагога / А.И. Филимонов И Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сборник статей. Выпуск 7. - М. : МПГУ, 2009. -С. 388-391.

10. Алексеева С.О. Преемственность методов обучения академическому рисунку в системе: школа - вуз: дис. ... канд. пед. наук / С.О. Алексеева. Липецк, 2010.-344 с.

11.Анатомия для художников / Рисунки и объяснения !:. Барчаи, проф. Будапештской высшей школы изобразительных искусств: 10-е изд. - Будапешт : Корвина, 1986-343 е., ил,

12.Барциц Р.Ч. Рисунок как основа целостного видения графической композиции /Р.Ч. Барциц /

/ Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. науч. Статей, Вып. 3,- М.: Прометей, 1999. - С 67.

13.Выгодский Л.С Психология искусства. ■ М. г Искусство, 1968,-576 с.

14. Грабарь ИЗ. О преподавании рисунка / ИЗ. Грабарь // Вопросы художественного образования.

Л.: Ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, - Вып. XV. - 1976, - С. 79-81. 15.3инченко, В.П, Развитие творческих способ ностей на занятиях академическим рисунком / ВЛ.Зинченко.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996,- 126с.

16.Лебёдко В.К. Научно-методический опыт H.H. Ростовцева. Краткий очерк / В.К. Л обед ко // Рисунок вчера, сегодня, завтра. - М. : Прометей, 2013.-С. 43-49.

17.Ломов СП Дидактика художественного обра зования: моногр. / С.П. Ломов. - М.: Педагогичео кая академия, 2010. 104 с.

ANALYSIS OF EXPERIENCE OF APPLICATION OF VARIOUS FORMS OF INTELLECTUAL-GAME TASKS IN OLYMPIC

EDUCA TfON OF STUDENTS OF UNIVERSITY OF PHYSICAL CUL TURE

Sharipo v Marat Foa to vich, PhD of Pedagogical science

LobanovArtemyEvgenlevich, student

Ural State University of Physical Culture, Chelaybinsk

The article is devoted to the analysis of the experience of using various forms of intellectual-gaming tasks in the Olympic, education of university students of physical education. In the article, the authors describe the most popular forms and analyze the results ofa survey conducted among students. As a result of the survey, the authors conclude that the forms of intellectual-gaming tasks associated with visual perception and logical thinking have the greatest potential for the implementation of Olympic education.

Keywords; Olympic: education; intellectual-game tasks; competition ofexperts in Ofympism; students of the university of physical education.

DOI 10.24923/2222-243X.; УДК 378

ВАК РФ 13,00,04

0 Шарипов M, Ф, 2020 & Лобанов А.Е., 2020

ШАРИПОВ Марат Фоагович, кандидат педагогических наук

ЛОБАНОВ Артемий Евгеньевич, студент

Уральский государственный университет физической куль туры, Челябинск

35.71

АНАЛИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ОЛИМПИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена анализу опыта применения различных форм интеллектуально-игровых заданий в олимпийском образовании студентов вуза физической культуры. В статье авторы приводят описание наиболее востребованных форм и анализируют результаты опроса, проведенного среди студентов. В результате опроса авторы приходят к выводу, что наибольший потенциал для реализации олимпийского образования имеют формы интеллектуально-иг-ровых заданий, связанные с визуальным восприятием и логическим мышлением.

Ключевые слова; олимпийское образование; интеллектуально-игровые задания; конкурс знатоков олимнизма; студенты вуза физической культуры.

Одним из социально значимых образовательных и воспитательных направлений деятельности вузов физической культуры является реализация олимпийского образования среди студентов. Этим понятием традиционно называют процесс и результат усвоения систематизированных знаний современного олимпизма, его принципов и ценностей и роли в современном обществе [1; 2; 5].

Многочисленные исследования, рассматривающие данный аспект, позволяют на сегодняшний день считать доказанным факт со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.