Значение оценки качества высшего образования при разработке
стратегии ВУЗов
The assessment of the quality of higher education in the development strategy
of universities
Маслова Лидия Дмитриевна,
главный специалист, эксперт У чебно-научно-технического комплекса сертификации и проблем качества, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
e-mail: [email protected] Maslova Lidiya Dmitrievna, chief Expert of Education scientific technical complex of certification and quality problems, Far Eastern Federal University, Vladivostok e-mail: [email protected]
Гаффорова Елена Борисовна,
доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
e-mail: [email protected] Gafforova E.B., PhD, Associate Professor head of chair «Management», Far Eastern Federal University, Vladivostok e-mail: [email protected]
Аннотация: В рамках данной работы определена специфика стратегии вуза; предпринята попытка определения значения оценки качества при разработке стратегии ВУЗа: детально рассмотрена такая инициатива. Министерства образования и науки РФ, как конкурс поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего
профессионального образования; проанализированы критерии качества образования, закладываемые в законодательных актах.
Abstract: In this article identified specific strategies of the university, attempted to determine the value of assessing the quality of the development strategy of the university: We discuss such an initiative of the Ministry of Education and Science, as a competition to support the strategic development of programs of government universities, analyzed the criteria of quality of education being laid in the legislation.
Ключевые слова: стратегия, высшее образование, качество, система менеджмента качества, оценивание, критерий.
Keywords: strategy, higher education, quality, quality management system, evaluation, criterion.
Стратегия вуза - это комплексный, долгосрочный план системных действий и их реальное осуществление на основе всестороннего изучения всех закономерностей, внешних и внутренних обстоятельств, поставленных целей и задач, обеспечивающих эффективность деятельности организации [1]. Она включает в себя, с одной стороны, изучение закономерностей, концептуальных основ высшего образования в контексте развития общества, анализ внешних и внутренних условий, прогнозирование тенденций и возможных вариантов, определение дерева целей и распределение вытекающих отсюда задач, разработку технологий, методов, организационных форм, способных обеспечить успешное продвижение к поставленным целям. С другой стороны, стратегия предполагает многомерные, долгосрочные, продуманные, активные, настойчивые и корректируемые по мере необходимости действия руководства и всего персонала, обеспечивающие поэтапное эффективное решение задач, достижение целей, выполнение миссии вуза.
Ряд авторов [2, 8] характеризуют стратегию образовательного
учреждения как программу действий, определяющую развитие организации
и соответствующее ему управление, предлагают формулировать данную программу в виде комплекса заданий, включающих различные показатели конкретных результатов для каждого этапа развития. В качестве основных элементов стратегии выступают цель, миссия, приоритеты, ограничения, ориентиры, этапы.
Для адаптации, выживания и развития в новых условиях высшие образовательные учреждения должны не только постоянно отслеживать состояние рынка образовательных услуг и оценивать свое положение на этом рынке, но и применять методы прогнозирования развития рынка, разрабатывать альтернативные варианты своего будущего поведения в зависимости от изменения внешней среды, т.е. использовать стратегические подходы к регулированию своей производственно-хозяйственной деятельности.
Однако при разработке стратегии ВУЗа необходимо учитывать, что образовательные услуги очень разнообразны и имеют черты как профессиональных, так и массовых услуг. Кроме того продукт вуза, который мы привычно называем образовательными услугами, на самом деле представляет собой комплекс различных товаров и услуг (образовательные, консалтинговые, рекрутинговые, организационно-управленческие, товары, обеспечивающие процесс обучения и др.). Собственно образовательные услуги также представляют собой сложный комплексный продукт. В них входит и элемент товара (учебники и учебные пособия, производимые вузом, различные учебные фонды и оборудование, предоставляемое вузом в пользование студентам), и элемент услуги. Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что и при разработке стратегии развития образовательного учреждения не всегда возможно использовать стандартные инструменты (матрицы) стратегического планирования.
Одним из универсальных критериев оценки состояния вуза является качество, рассматриваемое как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного
процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качество образования в вузе - вопрос, актуальный на каждом этапе развития высшего образования. В настоящее время он связан с резким обострением конкуренции на рынке образовательных услуг - как в системе государственного образования, так и внутри негосударственного сектора. Качество образования, согласно глоссарию Федерального государственного образовательного стандарта, - комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.
В последнее время именно качество обучения все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал за счет подготовки подрастающего поколения. Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. В то же время для профессионального образования все более значимой становится ориентация на запросы работодателя. Оценка качества образования в этом случае представляет не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших проблем стратегического планирования вуза.
В этих условиях, на фоне отмечаемых профессионалами и общественностью общих негативных тенденций по снижению уровня подготовки специалистов [3, 4, 12], весьма актуальным становится вопрос о независимой, в том числе общественной, экспертизе качества образования.
На международном уровне волна внимания к данной проблеме обусловлена в первую очередь тем, что европейские страны начали связывать взаимное признание документов об образовании с наличием систем независимой оценки его качества. Для продвижения в этом направлении национальные системы образования всех европейских стран, в том числе и России, в ближайшее время должны решить ряд общих проблем:
- распределить ответственность по обеспечению качества образования между государством и образовательными учреждениями;
- разработать национальные системы оценки качества образования, включая внутреннюю оценку в вузах (внутривузовские системы менеджмента качества) с привлечением студентов и публикацией результатов в печати;
- обеспечить разработку системы сопоставимых контрольно-оценочных материалов и процедур, их сертификацию, аккредитацию программ и образовательных учреждений, проведение сравнительных международных обследований в области оценки качества образования.
Из возможных и ближайших по времени направлений решения этих проблем наиболее важными для российского образования являются:
- обеспечение конкурентоспособности отечественной системы высшего профессионального образования, как на общеевропейском, так и на мировом рынках труда;
- разработка набора критериев оценки эффективности образовательной деятельности (нагрузка, уровень, результаты образовательных достижений, компетентности и компетенции, профиль);
- обоснование принципов оценивания и создание национальной системы оценки качества образования на всех его уровнях.
Вопросы совершенствования качества профессионального образования, отвечающего текущим и перспективным потребностям рынков труда, нашли отражение в реализации мероприятий Федеральной целевой
программы развития образования. На национальном уровне в области решения проблем оценки качества высшего образования предусмотрены следующие шаги:
- пересмотр Государственных образовательных стандартов и их учебно-методического сопровождения с целью приведения содержания и технологий образования в соответствие:
а) требованиям современного общества (переход от передачи «готовых знаний» к формированию компетенций);
б) требованиям социально-экономического развития (преодоление рассогласования с потребностями рынка труда по отраслям и в территориальном разрезе);
в) современному уровню развития соответствующей отрасли и науки.
- формирование эффективных механизмов привлечения институтов
гражданского общества (профессиональные и научные сообщества, объединения работодателей и пр.) к вопросам оценки качества образования от разработки стандартов до контроля за результатами;
- полноценные связи профессионального образования с научноисследовательской и практической деятельностью через развитие эффективных организационных форм (инновационные университеты, базовые кафедры вузов в НИИ, научнообразовательные центры и др.), создание механизмов коммерциализации исследований и разработок (научные парки, центры передачи технологий и пр.);
- совершенствование процедур лицензирования, государственной аккредитации на базе независимой экспертизы, в том числе с привлечением международных организаций и экспертов;
- усиление контроля качества образования в филиалах и негосударственных образовательных учреждениях;
- совершенствование государственной аттестации научнопедагогических кадров;
- создание внутренних механизмов контроля качества в образовательных учреждениях.
В рамках определения значения оценки качества при разработке стратегии ВУЗа была детально рассмотрена и проанализирована такая инициатива Министерства образования и науки РФ, как конкурс поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Цель мероприятия состоит в повышении эффективности управления вузами путем поддержки программ их стратегического развития за счет средств федерального бюджета. Согласно одной из ключевых задач конкурса, он призван простимулировать настройку стратегического видения вузов, которые должны ориентировать собственные планы на потребности рынка труда, планы социально-экономического развития регионов и перспективные направления науки и технологий. Для победителей конкурсной поддержки программ стратегического развития предусматривается финансирование из федерального бюджета в течение трёх лет (2012-2014 гг.) в размере до 100 млн. рублей в год в форме субсидии [9]. В работе проведен анализ конкурсных критериев оценки программ стратегического развития (далее -Программ) с целью определения значения качества образования в стратегии ВУЗа.
Отбор программ стратегического развития вузов осуществляется на основе оценки образовательного, научного и инновационного потенциала, финансовой устойчивости участника конкурса, оценки программы стратегического развития и предлагаемых к реализации проектов в рамках субсидии, оценки объема бюджета программы стратегического развития участника из всех источников финансирования, включая размер запрашиваемой субсидии. Анализ обозначенных критериев приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии оценки программ стратегического развития ВУЗов в рамках конкурса Минобрнауки РФ.
Наименование критерия Весовой коэффициент, % Показатели
Оценка образовательного, научного, инновационног о потенциала 30 Успешность образовательной деятельности: количество реализуемых основных образовательных программ; доля магистрантов, аспирантов, иностранных студентов; доля выпускников, трудоустроившихся по специальности; доля ППС, имеющего ученую степень и др.
Результативность научноисследовательского потенциала: объем финансирования НИОКР; количество защит диссертаций, монографий и статей работников и др.
Успешность инновационной деятельности: количество патентов; количество малых инновационных предприятий ВУЗа; количество заявок на получение охранных документов в отношении результатов интеллектуальной деятельности
Финансовая устойчивость 20 Балансовая стоимость особо ценного имущества
Структура доходов и расходов
Средняя заработная плата Ш1С ВУЗа
Доля средств от приносящей доход деятельности
Доля средств, направленных ВУЗом на содержание и развитие имущественного комплекса
Доля нуждающихся в общежитии студентов, обеспеченных им
Оценка программы стратегическог о развития 30 Качество проработки Программы
Наличие опыта выполнения целевых программ и комплексных проектов по заказу органов власти и международных организаций
Наличие соглашений о поддержке программ стратегического развития региональными органами власти, работодателями, партнерами
Качество проработки и планирования реализуемых мероприятий и проектов для реализации Программы
Наличие методов и инструментов управления реализацией Программы (в т.ч. наличие системы менеджмента качества (СМК) на соответствие ГОСТ Р ИСО 90012008)
Объем бюджета программы стратегического развития 20 Соотношение предложения участника по объему финансирования Программы и максимально заявленный в заявках объем финансирования Программ
Исходя из анализа критериев можно сделать вывод, что непосредственно качеству образования в стратегическом развитии ВУЗа в
рамках конкурса уделено недостаточно внимания, оно практически не обозначено в показателях оценки деятельности ВУЗа. Несомненно, важным является возможность использования систем менеджмента качества (в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 [5, 10, 11]) в качестве инструмента управления реализацией программы стратегического развития образовательного учреждения, наличие в Программе отдельных критериев качества образовательного процесса (доля выпускников, трудоустроившихся по специальности, качество профессорско-преподавательского состава). Однако эти критерии, методы и инструменты разрозненны по всем показателям оценки; возможно, было бы целесообразно выделить качество образования как отдельный показатель деятельности вуза в рамках его стратегического развития.
В рамках еще одного примера использования критерия «качество образования» при функционировании и развитии ВУЗа проанализирован Приказ Минобрнауки № 2257 от 02.09.2011 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» [6]. Действительно, в перечне целевых показателей эффективности качество образования стоит на первом месте и включает в себя ряд критериев, приведенных на рисунке 1.
В письме Минобрнауки ректорам образовательных учреждений высшего профессионального образования «О предоставлении данных для мониторинга деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования» также делается попытка оценить качество образования в рамках специальностей и направлений по трем критериям [7]:
- процент хороших и отличных оценок на госэкзаменах;
- процент дипломных работ и (или) проектов, оцененных ГЭК на «отлично»;
- процент выпускников с гарантированным трудоустройством.
Минималь- Средний Доля
ное балл по выпускни-
количество результа- ков,
баллов по там ЕГЭ трудоуст-
результатам по роившихся
ЕГЭ итогам по
(проходной зачисле- специаль-
балл) по ния ности
итогам
зачисления
Доля Доля Доля
студен- иностранных иностранных
тов, студентов из студентов,
обучаю- стран СНГ, кроме
щихся по Балтии, Гру- студентов из
направле зии, стран СНГ,
-нию ма- Абхазии, Балтии,
гистрату- Южной Грузии,
ры Осетии Абхазии,
Южной Осетии
Рисунок 1 - Критерии показателя «качество образования»
Как отмечалось выше, качество образования - комплексный, синтезирующий показатель и перечисленные критерии, с высокой степенью вероятности, не могут характеризовать его в полной мере. Исключены такие важные составляющие качества высшего образования как качество самого образовательного процесса, качество профессорско-преподавательского состава, содержание образовательных программ, материально-техническое и информационное обеспечение и др.
Таким образом, в проанализированных документах, инициативах качеству образования, а также его оценке при разработке стратегии развития ВУЗа уделено недостаточно внимания. Для такого специфического объекта как образовательная услуга именно качество является критерием его эффективности; необходимо ориентироваться на последующую оценку качества предоставляемой образовательной услуги и закладывать элементы этой оценки на каждом этапе разработки и выбора стратегии развития ВУЗа.
Список литературы
1. Багин, В.В. Дополнительное профессиональное образование в вузе: стратегия развития: Монография. - Чита: ЧИПКРО, 2005. - 140 с.
2. Грудзинский, А.О. Стратегическое управление университетом: от плана к инновационной миссии / А.О. Груздинский // Университетское управление. - 2004. - № 1. - С. 9-20.
3. Гурина, Р. Как измерить профессиональную компетентность? / Р. Гурина // Высшее образование в России. - 2008. - № 10. - С. 82-87.
4. Кельчевская, Н. Р. Проведение финансового анализа государственного образовательного учреждения / Н. Р. Кельчевская, Н. Б. Прохорова, М. В. Павлова. - 2-е изд., испр. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2003. - 126 с.
5. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход
на основе менеджмента качества: Национальный стандарт Рос.
Федерации ГОСТ Р ИСО 9004-2010: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 23 ноября 2010 г. № 501-ст. - М.: «Стандартинформ». -2011. - 47 с.
6. О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 ноября 2010 г. № 1116 «О целевых показателях эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации»: приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 02 сентября 2011 г. № 2257
7. О представлении данных для мониторинга деятельности образовательных учреждении высшего профессионального образования: письмо заместителя министра Министерства образования и науки Рос. Федерации от 22.03.2011 г. № АП-304/13
8. Петросян, Е.Р. Стратегия глобального менеджмента / Е.Р. Петросян // Качество и жизнь. - 2007. - № 6. - С. 28-39.
9. Положение о конкурсной поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего
профессионального образования (шифр 2011-ПР): утв. зам. министра образования и науки Рос. Федерации от 01.11.2011 г.
10.Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь: Национальный стандарт Рос. Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2008: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 18 декабря 2008 г. № 470-ст. - М.: «Стандартинформ». - 2009. - 35 с.
11.Системы менеджмента качества. Требования: Национальный стандарт Рос. Федерации ГОСТ Р ИСО 9000-2008: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 18 декабря 2008 г. № 471-ст. - М.: «Стандартинформ». -2010. - 32 с.
12. Сучков, В. Взаимодействие профессионального образования и производства как фактор модернизации подготовки компетентных специалистов / В. Сучков, Р. Сафин, Е. Корчагин // Высшее образование в России. - 2008. - № 12. - С. 19-27.
References
1. Bagin, V.V. Additional vocational education in high school: Development Strategy: Monograph. - Chita: CHIPKRO, 2005. - 140 p.
2. Gruzdinskiy, A.O. Strategic management of the university: the plan for innovative mission / А.О. Gruzdinskiy //University Management. - 2004. -№ 1. - P. 9-20.
3. Gurina, R. How to measure the professional competence? / R. Gurina // Higher Education in Russia. - 2008. - № 10. - P. 82-87.
4. Kelchevskaya, N.R. Financial analysis of the state educational institution / N.R. Kelchevskaya, N.B. Prohorova, M.V. Pavlova. - 2-nd edition, corrected. - Yekaterinburg: UGTU-UPI, 2003. - 126 p.
5. Managing for the sustained success of an organization. Approach based on quality management: National Standard of Russia Federation GOST R ISO 9004-2010: approved and put into effect the order of the Federal Agency for
Technical Regulation and Metrology November 23, 2010. № 501-st. - M.: «Standartinform». - 2011. - 47 p.
6. On amendments to the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated November 8, 2010 № 1116 "On the performance targets of the budget of educational institutions under the Ministry of Education and Science of the Russian Federation" Order of the Ministry of Education and Science of Russia. Federation, September 2, 2011 № 2257.
7. The representation of data for monitoring the activities of the educational institution of higher professional education: letter from the Deputy Minister of the Ministry of Education and Science of Russia. Federation, 22.03.2011, № AP-304/13.
8. Petrosyan, E.R. Strategy of Global Management / E.R. Petrosyan // Quality and life. - 2007. - № 6. - P. 28-39.
9. The competitive position of the support program of strategic development of public educational institutions of higher education (code 2011-PR): approved. Deputy. Minister of Education and Science of Russia. Federation, 01.11.2011
10. Quality management system. Fundamentals and vocabulary: National Standard of Russia Federation GOST R ISO 9000-2008: approved and put into effect the order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology December 18, 2008 № 470-st. - M.: «Standartinform». - 2009. -35 p.
11. Quality management system. Requirements: National Standard of Russia Federation GOST R ISO 9001-2008: approved and put into effect the order of the Federal Agency for Technical Regulation and Metrology December 18, 2008 № 471-st. - M.: «Standartinform». - 2010. - 32 p.
12. Suchkov, V. Interaction of professional education and industry as a factor in the modernization of training of competent professionals / V. Suchkov, R. Safin, E. Korchagin // Higher Education in Russia. - 2008. - № 12. - P. 1927.