удк
ЗНАЧЕНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
© 2008 г. С. В. Лупачева, Е. Д. Исаева
Архангельский государственный технический университет, г. Архангельск
В контексте современной экологической ситуации очевидна необходимость переосмысления опыта исторического прошлого, выявления его творческого и адаптивного потенциала для воссоздания социокультурных оснований совместного гармонического развития общества и среды обитания. Проблема развития сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на сегодняшний день достаточно актуальна, поскольку набор ооПТ различного статуса призван сохранить биологическое разнообразие, культурное наследие региона, а также позволит устойчиво развиваться регионам с большим рекреационным ресурсом и туристическим потенциалом.
Формирование сети особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений при решении социальных, экономических и экологических задач региона [6]. Согласно Федеральному закону № 33 Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 года, ООПТ — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния [3].
Следует подчеркнуть, что система ООПТ предусматривает не просто изъятие территорий из хозяйственного оборота региона, но организацию рациональной, научно обоснованной хозяйственной деятельности по неистощительному использованию природных ресурсов и обеспечению устойчивости естественных для данного региона ландшафтов. Системы ООПТ только тогда могут быть эффективны, когда они составляют единую взаимодействующую сеть, интегрированную в жизнь местного сообщества [6].
в регионах россии с наибольшей техногенной нагрузкой и высоким уровнем деградации экосистем доля земель ООПТ минимальна. Причем уже действующие ООПТ по территории страны распределены неравномерно. Согласно карте на рис. 1 (см. на внутренней сторонке задней стороны обложки) большая доля их приходится на центральный и южный округа россии.
По словам директора Департамента государственной политики в области охраны окружающей среды А. Ишкова, на 2006 год общая площадь ООПТ федерального значения в России составляла лишь 2,7 %, в то время как этот показатель в Канаде — 10,2 %, в США — 21,2 %, в Австралии — 21,3 %. При этом во всем мире продолжается рост
Как показали проведенные исследования, сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Архангельской области нуждается в приведении ее в соответствие современным требованиям. В данном направлении были сделаны некоторые шаги, в частности разработана социально-экономическая целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области» на 2006-2008 годы». Однако из-за отсутствия финансирования на федеральном уровне она так и не реализуется.
Для решения ряда проблем в области экологического и социально-экономического развития региона необходимо создать правовую основу для рекреационного развития ООПТ и экологического туризма на их территории с активным привлечением частного бизнеса. Все это позволит улучшить уровень жизни местного населения путем создания новых рабочих мест, а также будет способствовать повышению экологообразовательного и общекультурного уровня как посетителей, так местных жителей.
Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, окружающая среда, экологическая безопасность, рекреационный потенциал, экологический туризм, социально-экономическое развитие.
территорий, функционирующих как ООПТ [8].
Как показали предварительные исследования, существующий на Северо-Западе набор ООПТ различного статуса (рис. 2 см. на внутренней сторонке задней стороны обложки) не обеспечивает ландшафтной репрезентативности, сохранения природных комплексов, биологического разнообразия, культурного наследия, устойчивого развития регионов.
Актуальность комплексного рассмотрения сети ООПТ Северо-Запада России (в том числе и Архангельской области) обусловлена необходимостью приведения ее в соответствие современным требованиям в области обеспечения благоприятной окружающей среды и устойчивого развития региона.
По заказу комитета по экологии администрации Архангельской области и на основании распоряжения главы администрации области от 12 декабря 2005 года № 1204р была создана социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области» на 2006—2008 годы» [5]. Данная программа — это значительный вклад в развитие системы ООПТ Архангельской области. Она имеет большое положительное значение для развития региона, поскольку позволит решить часть многочисленных проблем области, в том числе:
• сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 15—20 %;
• сократить сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на 20 %;
• снизить уровень заболеваемости населения;
• повысить уровень экологического просвещения и образования;
• снизить на 30 % негативное воздействие отходов на окружающую среду на территориях мест размещения отходов (полигоны, свалки твердых бытовых отходов — ТБО) путем их обустройства;
• снизить на 30 % объемы отходов, размещаемых на полигонах (свалках), путем развития технологий, обеспечивающих переработку ТБО;
• предотвратить попадание в окружающую среду около 250 тонн особо опасных веществ;
• создать региональную систему экологического мониторинга [7].
Для реализации программы необходимо 457 421 тыс. руб. Источники и объемы требуемых вложений представлены в табл. 1.
Сегодня очень остро стоит проблема финансирования ООПТ. Объемы капитальных вложений в ООПТ России из федерального бюджета представлен в табл. 2.
Как видно из данных табл. 2, в 2006 году ассигнования из федерального бюджета на развитие и содержание сети ООПТ России не были предусмотрены, поэтому целевая программа Архангельской области так и не была запущена на реализацию [1].
вообще, согласно отчету заместителя руководителя Росприроднадзора О. Митволя, материально-финан-
совое обеспечение ООПТ в России недостаточно, например, в 2005 году с учетом внебюджетных средств оно составило 30 руб. на один гектар.
Таблица 1
Источники и объемы финансирования социально-экономической целевой программы Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области» на 2006—2008 годы», тыс. руб.
Источники финансирования 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Объем финансирования всего в том числе: 115330 154936 187155
из областного бюджета 86000 118525 134902
из местных бюджетов 14984 15828 16473
из федерального бюджета 2264 11612 27412
внебюджетные средства 12082 8971 8368
Из них капитальные вложения всего в том числе: 78455 113253 139482
из областного бюджета 54693 81790 91927
из местных бюджетов 12941 13935 14930
из федерального бюджета - 9668 25468
внебюджетные средства 10821 7860 7157
Для сравнения — аналогичный показатель в США превышает 1,4 тыс. руб. [2]. Объем собственных средств национальных парков и заповедников составляет не более 20 % от объемов финансирования этих ООПТ, причем большая часть этих средств — доходы от рубок леса на территории национальных парков. Доходы от других видов разрешенной на территории деятельности — познавательного туризма, культурно-просветительской и спортивно-оздоровительной деятельности — минимальны, что свидетельствует о необходимости расширения объема платных услуг в указанной сфере. Это невозможно без привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры национальных парков, создание условий, соответствующих мировому уровню туристического сервиса.
Таблица 2
Капитальные вложения в особо охраняемые природные территории федерального уровня, млн руб.
Год Потребность в финансовых средствах Объем финансирования
2005 122,5 5,249
2006 593,758 0
Необходимо отметить, что вся система ООПТ как федерального, так и регионального уровня обладает значительным рекреационным ресурсом и туристическим потенциалом, на сегодняшний день не в полной мере востребованным экономикой страны. Необходимо создать правовую основу для рекреационного развития национальных парков и экологического туризма на их территории с привлечением частного бизнеса. Развитие экотуризма способствует повышению эко-лого-образовательного и общекультурного уровня как посетителей, так и местных жителей. Одновременно с этим данное направление позволит создать новые
рабочие места, что немаловажно для Архангельской области. Официально зарегистрировано, что 50 % населения Архангельской области живут за чертой бедности. Большая доля приходится на сельских жителей, так, например, в Мезенском районе численность безработных на 1 января 2006 года составила 899 человек, уровень безработицы к экономически активному населению — 12 % (по области 2,3 %). Коэффициент напряженности на рынке труда (число незанятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу, на одну заявленную вакансию) — 50,7 человека (по области 3,5 человека), в Лешуконском районе численность безработных на 1 марта 2006 года составила 354 человек, уровень безработицы к экономически активному населению — 5,9 %, коэффициент напряженности на рынке труда — 11 человек [4]. Отличительные особенности экотуризма заключаются в том, что он создает и удовлетворяет желание человека общаться с природой, предотвращает негативное воздействие на экологию, культуру и эстетику, заставляет туристический потенциал служить на благо природы и социально-экономического развития региона.
Таким образом, совершенствование и развитие системы ООПТ, нормативно-правового и организационного обеспечения ее функционирования и устойчивого развития обеспечат одно из необходимых условий для эффективного социально-экономического развития Архангельской области в частности и страны в целом.
Список литературы
1. Амирханов А. М. О современном состоянии системы особо охраняемых природных территорий : доклад / А. М. Амирханов ; Департамент государственной политики в сфере охраны окружающей среды. — 2006.
2. Митволь О. Состояние и задачи системы управления особо охраняемыми природными территориями федерального значения : доклад / О. Митволь ; Консулдьтативный совет при Министре природных ресурсов РФ. — 2006.
— (http:// ecosever.ru/ecodigest/2169.html).
3. Об особо охраняемых природных территориях : федер. закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ : принят Гос. думой 15 февраля 1995 года.
4. Оперативные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. — Архангельск, 2006.
5. О рабочей группе для разработки проекта областной целевой программы в сфере охраны окружающей среды и природоохранных мероприятий на 2006—2008 годы : распоряжение главы администрации Архангельской области от 12 дек. 2005 года № 1204р.
6. Соколов В. А. Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении лесов и поддержании экологического баланса территории / В. А. Соколов и др. // Проблемы использования и охраны природных ресурсов Центральной Сибири : Вып.6 / гл. ред. В. Г. Сибгатулин. — Красноярск : ГПКК КНИИГиМС, 2004. - С. 179—184;
7. Социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области» на 2006—2008 годы». — (http://www.arkheco. ru/low/?472).
8. Чиновники Минприроды обсудили принципы развития системы особо охраняемых природных территорий.
— (http://www.regions.ru/news/1990218/).
SIGNIFICANCE OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL TERRITORIES FOR REGIONAL SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT
S. V. Lupacheva, Е. D. Isaeva
Arkhangelsk State Technical University, Arkhangelsk
As the carried out studies have shown, the network of the specially protected natural territories (SPNT) of the Arkhangelsk region needed to be brought to conformity with present-day requirements. Several steps have been taken in this direction, in particular, the special social-economic program «Environmental Protection and Guaranteeing of Ecological Safety in the Arkhangelsk Region for 2006-2008» has been developed. However, it has not been realized, because of absence of federal funding.
In order to solve a number of problems in the sphere of ecological and social-economic development of the region, it is necessary to create legal basis for recreational development of the SPNT and ecological tourism on these territories with active involvement of private business. All this will allow to improve the living standards of the local population by way of development of new working places, it will also contribute to improvement of the ecological-educational and general cultural level of both visitors and local residents.
Key words: specially protected natural territories, environment, ecological safety, recreational potential, ecological tourism, social-economic development.
Контактная информация:
Лупачева Светлана Валерьевна — ассистент кафедры менеджмента Института экономики, финансов и бизнеса Архангельского государственного технического университета
Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Сев. Двины, д. 17, отдел воспитательной работы
Тел. (8182) 21-89-58
E-mail: [email protected]
Статья поступила 01.10.2007 г.