ЗНАЧЕНИЕ ОБЫЧАЕВ В РЕГУЛИРОВАНИИ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА
ПРИМЕРЕ НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЯ
А.А. Лопсан
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-3-94-96
Аннотация. В статье рассмотрено значение обычаев в правовом регулировании имущественных отношений, дана их характеристика, приведены примеры существовавших и существующих обычаев. Отдельно рассмотрен аспект значения обычаев в праве народов Саяно-Алтая.
Ключевые слова: обычай, имущественные отношения, правовое регулирование, гражданское право.
Обычай является древнейшим источником права во всем мире. Еще только в зарождающихся государствах уже существовали различные обычаи. Вступление в брак, охота, война - все это осуществлялось по сложившимся в обществе правилам и сопровождалось определенными ритуалами. В общем виде обычай представляет собой унаследованный стереотип поведения, некую модель поведения, которую использовали люди при осуществлении тех или иных действий.
Обычаи не были едиными для всего населения планеты, более того, в одном государстве могли встречаться самые различные обычаи. На их формирование влияло множество факторов, здесь роль играли и верования людей, их образ жизни, занятия, государственное устройство [6]. Имущественные отношения также регулировались обычаями.
Однако в настоящее время роль обычаев изменилась. Проблема определения значения обычаев в регулировании имущественных отношений является достаточно актуальной уже на протяжении нескольких десятилетий. Дело в том, что сейчас обычай не признается в России официальным источником права: основным источником правового регулирования, в частности, правового регулирования имущественных отношений, выступает закон. Обычай же считается пережитком прошлого - он активно использовался в качестве регулятора общественных отношений вплоть до ХХ века.
В то же время коренные народы все еще используют обычаи в своей жизни, для регулирования различного рода отношений - семейных, имущественных и пр. Поэтому воз-
никает закономерный вопрос: а каково же значение обычаев в России? Ведь они все еще существуют, все еще используются, но в законодательстве не закреплены в качестве источника правового регулирования.
Итак, рассмотрим несколько обычаев, существующих в настоящее время, на примере правоотношений народов Саяно-Алтая. Одним из ярчайших примеров является ведение коллективного скотоводства. Хакасы, тувинцы, тюрки - все перечисленные народы являются кочевниками, а территория, где проживают данные народы, славится широкими степями. В подобных условиях скотоводство является наиболее эффективным способом прокормить себя и семью, поддерживать жизнедеятельность племени. В условиях степной жизни кочевникам необходимо держаться вместе: вместе обрабатывать землю для посевов, пасти животных, заниматься разделкой шкур и мяса. Соответственно, право владения и пользования землей и ее ресурсами фактически является общим. Однако юридически данный аспект регулируется иным образом. На территории РФ, в частности, на территории Алтая, Хакасии, Тувы и т.д. действуют единые законы, регулирующие имущественные отношения. Так, основой является Конституция РФ, закрепляющая, что собственность может быть государственной, муниципальной и частной, что каждый вправе заниматься предпринимательской деятельностью и т.д. [1]. ГК РФ регулирует вещное право, договорное право, наследственное право. На региональном уровне действует ряд законов, регулирующих отношения собственности и
имущества [2]. Так, в частности, на территории названных субъектов сейчас, равно, как и во всех субъектах РФ, существует частная собственность.
Соответственно, юридически обычай «совместности» не имеет значения: земли покупаются и используются в рамках заключения договоров, которые действуют на основании норм ГК РФ и иных законодательных актов. Но на деле земля все еще может использоваться людьми совместно, особенно данная ситуация распространена в отдаленных районах и небольших поселениях, деревнях и селах.
Не менее важными обычаями сопровождается у народов Саяно-Алтая вступление в брак. Первым обычаем имущественного характера всегда являлся так называемый экзогамный брак. Этот обычай заключался в том, что существовали некоторые ограничения на вступление в брак по отцовской линии. Невеста являлась «чужой» и для вступления в брак ей необходимо было прийти в дом мужа, имущества при этом у нее не было - все необходимое в имущественном отношении должен был предоставить муж. В дальнейшем она проживала в доме мужа год без возможности видеться с родственниками по своей линии [5]. Родители невесты не должны были посещать дочь в течение данного года. После - ограничения снимались. То есть, данный обычай демонстрировал имущественное неравенство по половому признаку.
Однако по законодательству РФ (в частности, нормам СК РФ) брак предполагает общее имущество супругов, которое в случае развода делится между ними. Никто не имеет права отнять или исключить возможность пользоваться таким имуществом во время брака, передавать его без ведома другого супруга. Соответственно, роль данного обычая, возможно, и является значимой для народов Саяно-Алтая, однако юридически данный обычай не может иметь силу, поскольку противоречит основам семейного и гражданского законодательства.
Таким образом, мы видим, что роль обычаев в регулировании общественных отношений, в частности, имущественных отношений народов Саяно-Алтая является достаточно высокой. Но, возвращаясь к проблеме определения роли обычая, еще раз отметим, что сей-
час в России обычаями имущественные отношения не регулируются. Соответственно, данная проблема порождает ряд сложностей. Данные сложности выражаются, в частности, в попытках субъектов, проживающих на территории Саяно-Алтая, сформировать законодательство на основе обычаев, а не в соответствии с нормами федеральных законодательных актов. Так, например, подобным случаем являлось то, что Конституция Республики Алтай от 1997 г. шла вразрез с федеральным законодательством. Согласно положениям данного нормативного акта, земля и природные ресурсы являлись собственностью региона [3]. Кроме того, постановление Правительства Республики Алтай от 02.11.1994 г. запретило выдачу свидетельств на собственность [4]. По мнению властей региона, данные документы являются нецелесообразными и их выдача неэффективна в вопросе об определении собственников имущества.
Данный аспект был вскоре урегулирован, нормы регионального законодательства были приведены в соответствие, однако самобытность народа никуда не исчезла. Население все также использует обычаи в своей жизни, но юридически теперь уже законодательные акты регулируют имущественные отношения.
На наш взгляд, решения данной проблемы в настоящее время все еще не существует, поскольку сакрально обычаи играют большую роль в жизни хакасов, тувинцев, алтайцев и иных народов, населяющих территорию Саяно-Алтая. Единственным правовым средством, на наш взгляд, является контроль за исполнением населения и властей регионов федерального законодательства, а также соответствия региональных и муниципальных актов федеральному законодательству. Это, по нашему мнению, является в настоящее время самым эффективным выходом из данной ситуации.
Заключение
В настоящее время на территории проживания народов Саяно-Алтая в равной степени признаются все виды собственности. Нормативная база, регулирующая имущественные отношения, приведена в соответствие с федеральным законодательством.
Однако это не означает, что обычное право не используется - обычаи и традиции всё ещё являются частью культуры народов. Но сей-
час они регулируют только духовную часть в том, чтобы не лишать народы возможности жизни, а имущественные отношения регули- использовать обычаи для регулирования об-руются в рамках правовых актов: федераль- щественных отношений, но контролировать ным законодательством, региональными ак- исполнение положений закона, а также кон-тами, а также актами муниципалитетов. тролировать соответствие издаваемых регио-
Решением проблемы, связанной с опреде- нальных и муниципальных актов актам феде-лением роли обычаев как источников регули- рального значения. рования общественных отношений, мы видим
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. № 1-ФКЗ: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru [Официальный интернет-портал правовой информации] (Дата публикации: 02.11.2021).
2. Гражданский кодекс Рос. Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 окт. 1994 г.: введ. Федер. зако ном от 30 нояб. 1994 г. № 52-ФЗ] в ред. Федер. закона от 08 авг. 2024 г. № 237-Ф3 // Рос. газ. - 1994. - 03 дек.; 2024. - 08 авг.
3. Конституция Республики Алтай (Основной Закон) от 07 июн. 1997 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://constitution.garant.ru/region/cons_altai/.
4. О производстве и реализации сельскохозяйственной продукции 1994 года: постановление Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай от 02 нояб. 1994 года № 6-2. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://altai.regionz.ru/index.php?ds=1326624.
5. Тадышева Н.О. Свадебная обрядность народов Саяно-Алтая: общее и особенное / Н.О. Тадышева // Вестник Томского государственного университета. История. - 2015. - №6 (38). - С. 134-138.
6. Шабаева О.А. Правовой обычай: теоретические и информационно-правовые аспекты / О.А. Шабаева // Сибирский юридический вестник. - 2022. - №2 (97). - С. 9-14.
THE IMPORTANCE OF CUSTOMS IN THE REGULATION OF PROPERTY RELATIONS ON THE EXAMPLE OF THE PEOPLES OF THE SAYANO-ALTAI
A.A. Lopsan
Khakassky State University named after N.F. Katanova (Russia, Abakan)
Abstract. The article examines the importance of customs in the legal regulation of property relations, gives their characteristics, and provides examples of existing and existing customs. The aspect of the importance of customs in the law of the peoples of the Sayano-Altai is considered separately. Keywords: custom, property relations, legal regulation, civil law.