Научная статья на тему 'Значение Нюрнбергского процесса для дальнейшего развития международного права'

Значение Нюрнбергского процесса для дальнейшего развития международного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2985
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС / NUREMBERG PROCESS / ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ / FURTHER DEVELOPMENT / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирных Сергей Евгеньевич

Статья посвящена значению Нюрнбергского процесса для дальнейшего развития международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of the Nuremberg process for the further development of international law

The article is devoted to the importance of the Nuremberg process for the further development of international law.

Текст научной работы на тему «Значение Нюрнбергского процесса для дальнейшего развития международного права»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34

ББК 67 © С.Е. Смирных, 2018

Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

ЗНАЧЕНИЕ НЮРНБЕРГСКОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Сергей Евгеньевич Смирных, ученый секретарь, кандидат юридических наук Российская Ассоциация международного права (119019, Москва, ул. Знаменка д. 10) E-mail: [email protected]

Аннотация. Статья посвящена значению Нюрнбергского процесса для дальнейшего развития международного права. Ключевые слова: Нюрнбергский процесс, дальнейшее развитие, международное право.

THE IMPORTANCE OF THE NUREMBERG PROCESS FOR THE FURTHER DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL LAW

Smirnykh E. Sergei, scientific secretary, candidate of legal sciences

Russian Association of International Law (119019, Moscow, ul. Znamenka, d. 11)

E-mail: [email protected]

Annotation. The article is devoted to the importance of the Nuremberg process for the further development of international law. Keywords: Nuremberg process, further development, international law.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Значение Нюрнбергского процесса для дальнейшего развития международного права. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):163-166.

Несмотря на то, что со времени окончания Нюрнбергского процесса прошло более 70 лет, многие вопросы, затронутые в рамках этого суда, продолжают оставаться актуальными для современного международного права.

Первые призывы создать национальную организацию, которая судила бы отдельных лиц за совершение массовых тяжких преступлений в ходе франко-прусской войны, были сделаны еще в 1872 г. из уст основателя Красного Креста Густава Муанье. Комиссия, созданная на предварительной мирной конференции 1919 г., пришла к выводу о необходимости учреждения международного Трибунала для уголовного преследования лиц, подозреваемых в нарушении законов и обычаев войны1.

Учреждение и деятельность Нюрнбергского международного военного трибунала явились важнейшим вкладом в дело становления и развития института международной уголовной ответственности индивидов2.

В результате работы Нюрнбергского трибунала над главными военными преступниками второй мировой войны из 24 обвиняемых 12 были приговорены к смертной казни через повешение, семь — к тюремному заключению, а трое были оправданы. Уголов-

ные процессы в отношении двух обвиняемых не были завершены, поскольку Лей еще до начала процесса покончил жизнь самоубийством, а Крупп был признан неизлечимо больным3.

Подготовка к Нюрнбергскому процессу, вопросы, связанные со сбором доказательств, заслуживают особого рассмотрения. Международно-правовые последствия Нюрнбергского процесса не утратили своей актуальности и требуют дальнейших исследований.

В мире продолжают совершаться преступления против человечности и увеличивается количество попыток пересмотра мирового правопорядка, сложившегося по результатам проведения Нюрнбергского процесса. Особенно явно эти тенденции стали заметны после распада Союза Советских Социалистических Республик.

В России как продолжателе Союза Советских Социалистических Республик результаты проведения

1 Ковалев А. А. От Нюрнберга до Международного уголовного суда (проблемы международной уголовной юрисдикции) // Российский ежегодник международного права. СПб., 2006. С. 307.

2 Глотова С.В. К 60-летию Нюрнбергского процесса. Вклад Устава Нюрнбергского трибунала в становление международной уголовной процедуры // Российский ежегодник международного права. СПб., 2006. С. 127.

3 Ромашкин П. С. Преступления против мира и человечества. М., 1967. С. 192—200.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Нюрнбергского процесса в настоящее время актуализировались в новой форме. В рамках Нюрнбергского процесса была установлена ответственность руководителей нацистской Германии.

В результате Нюрнбергского процесса был принят ряд международно-правовых документов, которые могут быть использованы для борьбы с современным международным терроризмом.

Так, в 1945 г. был принят Устав Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси4. Этот документ закрепил ряд важных положений. Так, трибунал получил право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран индивидуально или в качестве членов организаций, совершали преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности.

При этом под преступлениями против мира понимаются планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивных войн или войн в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общих планах или заговорах.

Военные преступления или нарушения законов или обычаев войны были определены как убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море, убийства заложников, ограбление общественной или частной собственности, разрушение городов или деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления.

Преступления против человечности, т.е. именно убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любыми преступлениями.

Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления таких планов.

Должностное положение подсудимых, их положение в качестве глав государств или ответственных чиновников различных правительственных ведомств

не должно было рассматриваться как основание к освобождению их от ответственности или смягчению наказаний.

Тот факт, что подсудимые действовали по распоряжениям правительств или приказам начальников, не освобождает их от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказаний.

Если Нюрнбергский трибунал признавал те или иные группы или организации преступными, компетентные национальные власти имели право привлекать к суду национальных, военных или оккупационных трибуналов за принадлежность к этой группе или организации. В этих случаях преступный характер групп или организаций считается доказанным и не может подвергаться оспариванию.

Вызывают интерес также принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала 1950 г.5.

Нюрнбергские принципы, которые предполагали создание международной системы правосудия и заложили правую основу международных норм уголовного судопроизводства, применяемых к военным преступлениям, остаются актуальными для правой науки.

К справедливо отмечает С.В. Черниченко, Нюрнбергский процесс положил начало становлению международной уголовной юстиции, а Нюрнбергские принципы сыграли существенную роль в развитии национального права различных государств6.

Этот документ предусматривает ряд важных положений. В частности, всякие лица, совершившие какие-либо действия, признаваемые, согласно международному праву, преступлениями, несут за них ответственность и подлежат наказанию.

Любые лица, обвиняемые в международно-правовых преступлениях, имеют право на справедливое рассмотрение их дел на основе фактов и права.

Следующие преступления, наказываются как международно-правовые преступления:

♦ преступления против мира;

4 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. М., 1955. С. 165—172.

5 Международное публичное право: Сб. документов. Т. 2. М.: БЕК, 1996. С. 101, 102.

6 Черниченко С.В. Вопрос о влиянии Нюрнбергских принципов на современное международное право. // Российский ежегодник международного права. СПб., 2006. С. 313.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

♦ планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров;

♦ участие в планах или заговорах, направленных к осуществлению, подготовке, развязыванию или ведению агрессивной войны.

При этом военные преступления были определены как нарушение законов и обычаев войны и, в том числе, убийства, дурное обращение или увод на рабский труд или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или дурное обращение с военнопленными или лицами, находящимися в море, убийства заложников или разграбление государственного или частного имущества, разрушение городов и деревень или разорение, не оправдываемое военной необходимостью.

Преступления против человечности определяются как убийства, истребление, порабощение, высылка и другие бесчеловечные акты, совершаемые в отношении гражданского населения, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, если такие действия совершаются или такие преследования имеют место при выполнении каких-либо преступлений против мира или каких-либо военных преступлений, или в связи с таковыми.

В результате проведения Нюрнбергского процесса был создан Международный уголовный суд, который действует на основании Римского статута Международного уголовного суда 1998 г.

К компетенции Международного уголовного суда было отнесено: осуществление юрисдикции в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества; дополнение национальных систем уголовного правосудия.

Международный уголовный суд обладает международной правосубъектностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей.

Юрисдикция Международного уголовного суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества, в том числе:

♦ преступления геноцида;

♦ преступления против человечности;

♦ военные преступления;

♦ преступления агрессии.

Следует иметь в виду, что понятие «геноцид» означает любое из следующих деяний, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

♦ убийство членов такой группы;

♦ причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

♦ предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

♦ меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

♦ насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Под преступлениями против человечности понимаются любые из следующих деяний:

♦ убийства;

♦ истребление;

♦ порабощение;

♦ депортация или насильственное перемещение населения;

♦ заключения в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права;

♦ пытки;

♦ изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести и т.д.

Под военными преступлениями понимаются серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества:

♦ умышленные убийства;

♦ пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

♦ умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью;

♦ незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;

♦ принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы;

-^рг-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

♦ умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство и т.д.

Однако, за время своей работы Международный уголовный суд не оправдал надежд и не стал подлинно независимым органом международного правосудия.

В связи с этим 16 ноября 2016 г. Президент Российской Федерации подписал распоряжение «О намерении Российской Федерации не стать участником Римского статута Международного уголовного суда»7.

В заявлении Министерства иностранных дел Российской Федерации от 16 ноября 2016 г.8 отмечается, что Россия последовательно выступает за привлечение к ответственности лиц, виновных в наиболее тяжких международных преступлениях. Россия стояла у истоков создания Нюрнбергского и Токийского трибуналов, участвовала в разработке основополагающих документов по борьбе с такими тяжкими международными преступлениями, как геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Именно по этим принципиальным причинам Российская Федерация голосовала за принятие Римского статута и подписала его 13 сентября 2000 г.

С Международным уголовным судом — первым постоянно действующим органом международной уголовной юстиции — были тесно связаны ожидания международного сообщества в деле борьбы с безнаказанностью в контексте общих усилий по поддержанию международного мира и безопасности, урегулированию существующих конфликтов и предотвращению новых очагов напряженности.

Однако, Международный уголовный суд не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия. В принципиальном плане на различных площадках, в том числе в Генеральной Ассамблее и Совете Безопасности ООН, отмечалась неэффективная и однобокая работа Суда в рамках расследуемых им дел. За 14 лет своей работы Международный уголовный суд вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более 1 млрд долл.

В настоящее время, спустя 70 лет после окончания Нюрнбергского трибунала, мировое сообщество вновь стоит перед необходимостью выработки совместных мер обеспечения безопасности мира и признания России в качестве мировой державы.

7 СЗ РФ. 2016. № 47. Ст. 6630.

8 URL: hUp://www.mid.ш/press_service/spokesman/offitiaLsta-tement/-/asset_publisher/t2GCdmD8RNIr/content/id/2523566

Юридическая ответственность в публично-правовых отношениях

Сборник научных публикаций Юридического факультета

• Статьи преподавателей, аспирантов, магистрантов

• Статьи студентов — участников круглого стола

Юридическая ответственность в публично-правовых отношениях: Сб. науч. публикаций / Под ред. В.О. Бежа-нова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. 199 с.

Вниманию читателей предлагается сборник научных работ профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и студентов по материалам круглого стола кафедры публичного права юридического факультета Института экономики, управления и права РГГУ.

Основное внимание уделено проблемам: правового статуса ликвидированной партии; сравнительной характеристики понятий «конституционная ответственность», «публично-правовая ответственность», «политическая ответственность»; коллективной ответственности в избирательном праве, ответственности наблюдателей на выборах, в том числе международных; ответственности государственных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) за вред, причиненный субъектам предпринимательской деятельности; защиты работников аппаратов политических партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.