Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 463
ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
Тимралеева К. Р.
Научный руководитель: старший преподаватель Васюхневич Ирина Александровна
Кафедра филологических дисциплин
Тюменский государственный медицинский университет
контактная информация: Тимралеева Карина Рустамовна — студентка 1 курса Лечебного факультета. E-mail: ktimraleeva@yandex.ru
ключевые слова: невербальное общение, коммуникация, профессиональная деятельность врача.
Актуальность исследования: Профессиональная деятельность доктора подразумевает наличие постоянного контакта с пациентами разного возраста и национальности. Каждый врач должен ориентироваться на пациента, как на равноправного участника речевого взаимодействия, при этом немаловажную роль играет невербальное общение. Основная задача доктора, заключается не только в назначении лечения, но и в психологической поддержке больным людям, испытывающим негативные эмоции.
цель исследования: изучение влияния невербальных средств общения в профессиональной деятельности врача.
Материалы и методы: анализ литературы и материалов сети Internet.
Результаты: по данным исследования А.Мейерабиана, информация, которую человек получает через слова, составляет 7% от общего объема, тогда как процент невербальной коммуникации составляет 93%. А именно, неречевые взаимодействия — 55%, интонация и звуки — 38%. Психологически грамотно установленный контакт между врачом и пациентом позволяет точнее собрать анамнез и значительно повышает эффективность при работе. Данное исследование показало, что у врачей, которые при выполнении поставленного задания более точно продемонстрировали невербальные признаки эмоций, были более доверительные отношения с пациентами. Навыки невербальной коммуникации необходимы врачу при «языковом барьере» с пациентом, а также при работе с маленькими детьми. Грамотно установленный контакт с пациентом посредством сочетания теоретических знаний в области медицины, психологических аспектов, а также коммуникативных умений, позволит достичь максимальной эффективности при лечении и реабилитации пациента. Врачу необходимы профессиональные коммуникативные знания для оказания поддержки и наибольшей помощи пациенту. Умение слушать, задавать вопросы сопереживать, проявлять внимание и заботу, учитывать зоны комфорта при общении являются главными факторами в общении врач-пациент. В качестве источника информации о результативности лечения также можно использовать невербальные признаки. Так, в результате психотерапевтического воздействия могут измениться звучание голоса, улыбки, движения и другие формы невербального поведения.
Выводы: общение или же процесс обмена информации является неотъемлемой составляющей в профессиональной деятельности врача. Медицинский персонал взаимодействует с совершенно разными пациентами, от детей до пожилых людей. С совершенно разными диагнозами, от простуды до серьезных онкологических заболеваний. Именно поэтому для профессионального медицинского работника характерны не только теоретические знания в области медицины, но и коммуникативные. Литература
1. Белокрылов, А.А. Институционализация новых мотивационных механизмов активности / А.А. Белокрылов, М.Г. Васькина. — Ростов н/Д: Издво РГУ, 2012. — 96 с.
2. Кондратова Н.В. Специфика профессионального общения будущего медицинского работника как педагогическая проблема / Н.В. Кондратова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2011. — № 129. — С. 168-173.
3. Лисовский, О.В. Медицинская психология / О.В. Лисовский. — Мн.: ФУСТ БГУ, 2010. — 114 с.
FORCIPE
ТОМ 4 СПЕЦВЫПУСК 2021
elSSN 2658-4182