Научная статья на тему 'Психологические аспекты подготовки врача-стоматолога к терапевтическому взаимодействию с пациентом'

Психологические аспекты подготовки врача-стоматолога к терапевтическому взаимодействию с пациентом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
310
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ-СТОМАТОЛОГ / ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ВРАЧ ПАЦИЕНТ» / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Елена Евгеньевна, Лоскутова Марина Олеговна

Рассматриваются вопросы социально-психологической готовности к терапевтическому взаимодействию студентов медицинского вуза с пациентами, родственниками, коллегами в комплексе психотерапевтических аспектов повседневной работы практического врача. Анализируются цели и задачи профессионального общения врача с пациентом в условиях изменений системы здравоохранения России. Определяются направления формирования профессиональных компетенций, касающихся общения и коммуникативной компетентности врача-стоматолога в процессе подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Воробьева Елена Евгеньевна, Лоскутова Марина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты подготовки врача-стоматолога к терапевтическому взаимодействию с пациентом»

УДК 159-99

Е. Е. Воробьева, М. О. Лоскутова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА К ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ПАЦИЕНТОМ

Аннотация. Рассматриваются вопросы социально-психологической готовности к терапевтическому взаимодействию студентов медицинского вуза с пациентами, родственниками, коллегами в комплексе психотерапевтических аспектов повседневной работы практического врача. Анализируются цели и задачи профессионального общения врача с пациентом в условиях изменений системы здравоохранения России. Определяются направления формирования профессиональных компетенций, касающихся общения и коммуникативной компетентности врача-стоматолога в процессе подготовки.

Ключевые слова: врач-стоматолог, терапевтическое взаимодействие, личностные качества, коммуникативная компетентность, модели взаимоотношений «врач - пациент», система здравоохранения.

Не каждый человек, решивший стать врачом, способен реально оценить готовность и способность к обучению и трудовой деятельности, требующей постоянного эмоционального напряжения, воспитания личностных качеств и выработки правильных поведенческих реакций. В современной стоматологии для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, необходимо не только обладать набором стоматологических манипуляций и уметь применять полученные за время обучения профессиональные компетенции, но и профессионально выстраивать взаимоотношения с пациентами.

В настоящий момент стало аксиомой, что лечебный процесс не может быть осуществлен без взаимодействия врача и пациента (терапевтическое взаимодействие) и необходимо рассматривать комплекс медицинских манипуляций и качество общения врача и пациента, а также влияние врача на течение болезни. Результат лечебного процесса во многом будет зависеть от взаимопонимания и создания положительных взаимоотношений между врачом и пациентом. Для этого врач должен обладать психологической компетентностью, психологическими навыками общения, набором определенных личностных качеств, иметь морально-этические принципы [1, с. 6].

Психологическая подготовка должна быть максимально адаптирована к реальным ситуациям взаимодействия в лечебном процессе и направлена на выработку навыков как неотъемлемого элемента лечения. Можно выделить три компонента, на которые следует обратить внимание. Это - целевое знаковое общение, профессиональное общение и субъ-ектно-ориентированное общение.

Понятие «профессиональное общение» трактуется как трансфер информации между врачом и пациентом, который позволяет врачу успешно осуществить весь комплекс лечебных мероприятий (диагностику, лечение, профилактику), а пациенту - понять суть заболевания, лечения, прогнозов, гарантий, дальнейшую профилактику, возможные осложнения, дать добровольное информированное согласие на процедуры и согласится с их стоимостью.

Целевое знаковое общение - это действия, в которых медицинский персонал целенаправленно использует маркеры, позволяющие донести до сознания пациентов достоинства и преимущества, обеспечивающие конкурентную способность своего учреждения.

© Воробьева Е. Е., Лоскутова М. О., 2020.

Маркер - это вербальный или невербальный элемент общения, воздействие на чувства, с помощью которого достигаются желаемое воздействие на партнера, необходимая цель коммуникации.

Повседневная работа врача во многом связана с психологическими и эмоциональными факторами. Направленное выстраивание взаимоотношений между врачом и больным является основой лечебного процесса в абсолютно любой специальности медицины. Существует конкретная цель контактов между врачом и пациентом - это медицинская помощь, оказываемая одним из участников взаимодействия по отношению к другому. Не стоит забывать о влиянии на взаимодействие врача и пациента таких факторов, как отношения между средними медицинскими работниками и пациентом, здесь также оказывают влияние взаимоотношения между медицинскими работниками и родственниками. Для того чтобы процесс общения пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо анализировать и изучать психологические аспекты подобного взаимодействия с целью направленного формирования комфортной психологической среды.

Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медработниками очень важно понятие «коммуникативная компетентность», которая определяется как способность устанавливать и поддерживать необходимые в рамках определенной профессиональной деятельности контакты с людьми.

Профессиональная врачебная деятельность имеет ряд особенностей, где самые высокие требования предъявляются к коммуникативной компетентности врача. Это деятельность в сфере «человек - человек», и важными элементами успешной деятельности врача являются наличие общечеловеческой культуры и его личностный потенциал. Также следует учитывать большое количество необходимых эмоционально насыщенных межличностных контактов при общении с больными и их родственниками, ответственность, способность принимать трудные решения и делать это достаточно оперативно. Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста часто определяют через наличие коммуникативной компетентности. Хотя при рассмотрении другой характеристики коммуникативной компетентности личности часто говорят о жизненном опыте, опыте в профессиональной деятельности, которого у молодого специалиста пока нет. В данном случае стоит говорить о целенаправленном формировании знания и искусства коммуникации, научных методах обучения общению.

В медицине часто понятие «коммуникативная компетентность» используют для общей оценки навыков общения врача. При этом коммуникативная компетентность рассматривается через призму свойств личности, способности адаптироваться к процессам, которые протекают в обществе и задают требования и правила взаимодействия своим членам. Из этого следует, что коммуникативная компетентность зависит не только от присущих индивиду личностных свойств, но и от изменений, происходящих в обществе, в частности в важнейшей его сфере - системе здравоохранения.

Существует несколько подходов к формированию навыков общения, в том числе можно услышать о целенаправленном формировании коммуникативной компетентности в той или иной профессиональной сфере [2, с. 129]. Основным признаком коммуникативной компетентности человека является понимание того, что коммуникативная компетентность не просто данное индивидуальное качество, а определенное осознанное состояние людей, которые хотят понять друг друга. Коммуникативная культура врача предполагает также наличие у него определенных профессиональных морально-этических убеждений, установку на эмоционально положительное отношение к пациенту, вне зависимости от его личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых врачу для медицинского взаимодействия (построения терапевтического альянса с пациентом) [3, с. 264]. Отношение к другому человеку как ценности,

высокий уровень эмпатии, желание помочь неизменно способствуют положительному психологическому эффекту лечения. В исследовании, проведенном в 2019 г., присутствие эмпатии и доверия во взаимоотношениях врача и пациента были выбраны респондентами как значимый элемент эффективного лечебного процесса [4, с. 200].

Проблема формирования коммуникативной компетентности врача выступает в качестве важного аспекта более обширной проблемы реализации в отечественном здравоохранении комплексного подхода к здоровью и болезни и установлению грамотного взаимодействия между врачом и пациентом. Здесь необходимо говорить о формировании соответствующей организационной культуры, определяющей правила социального взаимодействия и социально-психологическую мобильность, с опорой на принципы организации современной системы оказания медицинской помощи.

К настоящему времени выделяют классические модели взаимодействия по Р. Витчу: инженерную модель, патерналистскую модель, коллегиальную модель и модель контрактного типа [5, с. 34]. В. А. Ташлыков выделяет два основных типа ролевого взаимодействия в психотерапевтическом контакте. Первый тип - руководство, где главный элемент - авторитет специалиста. Данное взаимодействие было характерно для советской модели здравоохранения (модель Семашко), где врач занимал ведущую позицию, брал на себя ответственность за решение основных задач, а пациент оставался пассивным объектом лечения. Второй тип - партнерство как модель не авторитарного сотрудничества, а терапевтического союза, где происходит активное участие больного в лечебном процессе. В данном случае развиваются ответственность пациента за здоровье и умение делать выбор между альтернативными решениями.

Смена одной системы здравоохранения на другую, что произошло в России (1991 г.), неизбежно меняет правила взаимодействия в системе, меняет традиционные культурные ориентации врачей и пациентов. Страховая система здравоохранения вносит новые структурно-организационные правила взаимодействия по сравнению с советской моделью здравоохранения. В обобщенном виде можно сказать, что происходит переход от этической парадигмы оказания медицинской помощи к парадигме оказания медицинских услуг, в основе которой преобладают юридический и экономический подходы. Происходит смена патерналистской модели взаимодействия «врач - пациент», переход к контрактной модели, основанной на партнерстве и взаимной ответственности врача и пациента. Это должны четко понимать участники взаимодействия для выстраивания эффективного лечебного процесса. С позиции страховой медицины контрактная модель взаимодействия «врач - пациент» наиболее оптимальна. Для данной модели норма взаимоотношений - это равные права сторон, заключение договора, где четко прописаны все обязательства сторон. Этические вопросы в контракте проявляются косвенно, но при этом считается, что большим успехом у пациентов пользуется специалист, сочетающий высокий профессионализм с тщательным соблюдением норм и правил медицинской этики.

Характер, смысл и технологии взаимодействия врача и пациента в государственной и рыночной системах оказания медицинской помощи настолько различны, что правомерно говорить о парадигмальных изменениях в медицинской сфере, смене менталитета. Менталитет - склад ума, умонастроение, это качественное своеобразие интеллектуальной переработки человеком информации о себе и окружающей действительности. Такие базовые структуры, как менталитет, трудно и долго укореняются. Во многом эффективность взаимодействия будет зависеть от качества информации, получаемой от врача, и понимания этой информации, а также знания действующих правил взаимодействия в системе здравоохранения.

Если рассматривать содержание деятельности врача-стоматолога в прежней парадигме, он оказывал медицинскую помощь пациенту, и этим было ограничено профессиональное общение с ним. В современных условиях врач предлагает услуги и у него появляются новые роли - производителя, продавца и менеджера. Могут происходить изменения основных целевых установок врача. В прежней парадигме взаимодействия он заботился о качестве своей работы и соблюдении норм деонтологии. В новой парадигме взаимодействия появляется дополнительная цель деятельности - вызвать доверие к себе. Показатели доверия врачу проявляются в удовлетворенности пациента качеством оказанной услуги, в уверенности адекватности стоимости лечения, принятии личности и стиля работы врача. Как результат, пациент снова обращается к данному врачу и советует его друзьям и близким.

Новая парадигма взаимодействия ориентирует врача на индивидуальность пациента как клиента. В прежней парадигме взаимодействия пациент был лишен возможности заявлять о своих притязаниях, умонастроениях, а тем более высказывать свои претензии к качеству лечения и давать оценки работе врача. У стоматолога была роль активного наставника, который обладает набором профессиональных знаний и умений и определяет, что следует делать. Однако в современном процессе медицинского обслуживания такое поведение врача не является приемлемым. Он должен дать много информации, объяснить, обосновать пути решения проблемы клиента, согласовать их с ним, уважать мнение клиента и принимать его активную позицию.

Расширяется содержание понятия «индивидуальный подход к пациенту». В прежней парадигме оно сводилось в основном к клиническому смыслу - врач отслеживал особенности медицинского анамнеза пациента, подбирал материалы и технологии с учетом конкретных показаний, в некоторой степени ориентировался на особенности поведения пациента в кресле и его стоматологический опыт. Новая парадигма взаимодействия предполагает кардинальное изменение содержания профессиональной деятельности врача-стоматолога. В ней появляются новые цели деятельности, где технологическое мастерство и искусство воздействия на пациента работают в комплексе, а деонтология врача и юридическая ответственность не противоречат друг другу.

Обучение основам психологии и психодиагностики необходимо врачу-стоматологу, чтобы профессионально проводить лечение при наличии таких эмоций, как страх, тревога, фрустрация, которые могут значительно затруднить не только процесс общения, но и дальнейшее лечение, вплоть до отказа от лечения. Так, страх может выражаться в различных формах реакции, например таких, как откладывание консультации или уход от лечения, в различных формах агрессии, вплоть до физического сопротивления. По сути, врач должен очень хорошо ориентироваться в психотипах и личности пациента. Надо отметить, что особенностью здесь будет то, что время на психодиагностику в данном случае сильно ограничено рамками приема. Таким образом, системный подход совершенствования коммуникативной компетентности не вызывает сомнений на всех этапах профессиональной деятельности, начиная с обучения в вузе.

В процессе стоматологического лечения существует еще одна особенность - это ограничение способности больного к вербальному общению с врачом. Основная нагрузка общения ложится на врача и усложняет процесс общения и взаимодействия.

Обобщая сказанное, можно сформулировать следующие задачи, которые стоят перед врачом-стоматологом: необходимо видеть вербальные и невербальные знаки пациентов и оперативно реагировать на них, научиться получать нужную информацию; предоставлять пациентам адекватную медицинскую информацию с обязательным элементом обратной связи. Необходимо осознанно формировать адекватные формы внутренней картины болезни и задействовать собственные компенсаторные механизмы па-

циента, дать возможность отвечать за свое здоровье и настроить его на здоровый образ жизни. Особенно важно повышать психосоматический потенциал пациента, вырабатывать образцы правильного поведения и реагирования на заболевание. Особая группа навыков - это умение эффективно действовать в деликатных и трудных ситуациях, например при необходимости сообщить пациенту и родственникам о тяжелом заболевании.

Построение системы взаимоотношений в процессе медицинского обслуживания задано комплексом сформировавшихся ценностей, атрибутов и символики, смысл которых должен одинаково пониматься всеми участниками процесса. Традиции медицины и морально-этические характеристики врача не могут и не должны меняться, а вот формат взаимодействия и правила должны быть иными. Компетенции грамотного взаимодействия должны формироваться на этапе обучения в медицинском вузе в комплексе профессиональных компетенций. В подготовке врачей к практической деятельности должны сочетаться инновационные и традиционные подходы к обучению, необходимы учет специфики врачебной профессии, а также понимание и взаимосвязь с существующей национальной системой здравоохранения как одним из важных и укорененных элементов социальной системы.

Библиографический список

1. Левина, В. Н. Личностные качества врача в сотрудничестве с пациентом : учеб. пособие / В. Н. Левина. - Ижевск : ИГМА, 2016. - 60 с.

2. Шкиль, И. Е. Формирование и развитие коммуникативной компетентности и повышение уровня общения у студентов средствами арт-технологий / И. Е. Шкиль // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - Т. 2, № 2. - С. 129-132.

3. Соложенкин, В. В. Психологические основы врачебной деятельности : учебник для студентов высших учебных заведений / В. В. Соложенкин. - Москва : Академический Проект, 2003. -304 с.

4. Воробьева, Е. Е. Исследование современного социально-психологического портрета врача-стоматолога / Е. Е. Воробьева, Т. Д. Токарева, Н. А. Морозова // Актуальные проблемы медицинской науки и образования (АПМНО - 2019) : сб. ст. по материалам VII Междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию Пензенской области и 20-летию Медицинского института ПГУ / под ред. А. Н. Митрошина, С. М. Геращенко. - Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2019. - С. 199-202.

5. Гринберг, М. П. Коммуникативная компетентность врача. Симуляционное обучение. Методика «стандартизированный пациент» / М. П. Гринберг, А. Н. Архипов, Т. А. Кузнецова. -Москва : Литтера, 2015. - 176 с.

Воробьева Елена Евгеньевна, кандидат социологических наук, доцент, кафедра стоматологии, Пензенский государственный университет. E-mail: vee112@yandex.ru

Лоскутова Марина Олеговна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: marinaolegovna98@yandex.ru

Образец цитирования:

Воробьева, Е. Е. Психологические аспекты подготовки врача-стоматолога к терапевтическому взаимодействию с пациентом / Е. Е. Воробьева, М. О. Лоскутова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2020. - № 2 (30). - С. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.