Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность как фактор формирования терапевтического союза врача и больного'

Коммуникативная компетентность как фактор формирования терапевтического союза врача и больного Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
463
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧ / БОЛЬНОЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СОЮЗ / DOCTOR / PATIENT / COMMUNICATIVE COMPETENCE / THERAPEUTIC ALLIANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Османов Эседулла Маллаалиевич, Фабрикантов Олег Львович, Старов Михаил Иванович, Величко Павел Борисович, Османов Руслан Эседуллаевич

Беседуя с больным и наблюдая за ним, врач нередко акцентирует внимание лишь на его реакциях и поведении и значительно реже на своих собственных чувствах и поведении. Врачу следует помнить, что суть межличностного общения состоит в постоянном действии «обратной связи». Поэтому врачу необходимо постоянно поддерживать в себе определенный эмоциональный самоконтроль, чтобы сохранить благожелательность даже при раздражительности, неадекватных реакциях и неадекватных установках больного. Больной должен быть уверен в профессиональной компетентности, высокой квалификации врача и очевидной его доброжелательности к нему как личности, т. к. каждый больной является прежде всего личностью и имеет свое собственное представление о жизни, политике, медицине, себе, своей болезни и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Османов Эседулла Маллаалиевич, Фабрикантов Олег Львович, Старов Михаил Иванович, Величко Павел Борисович, Османов Руслан Эседуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE AS FACTOR IN FORMATION OF THERAPEUTIC ALLIANCE OF DOCTOR AND PATIENT

Talking with the patient and watching him, the doctor often focuses only on his reactions and behavior and much less on their own feelings and behavior. Physicians should keep in mind that the essence of interpersonal communication is constant action "feedback". Therefore, the doctor needs to constantly maintain a certain emotional self-control to keep benevolence even irritability, inadequate facilities and inadequate reactions of the patient. The patient should be assured of professional competence, qualifications of the doctor and his apparent benevolence to him as a person, because each patient is first and foremost a person and has his own ideas about life, politics, medicine, about himself, about his illness etc.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность как фактор формирования терапевтического союза врача и больного»

УДК 37.02; 371

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СОЮЗА ВРАЧА И БОЛЬНОГО

© Э.М. Османов, О.Л. Фабрикантов, М.И. Старов, П.Б. Величко, Р.Э. Османов

Ключевые слова: врач; больной; коммуникативная компетентность; терапевтический союз. Беседуя с больным и наблюдая за ним, врач нередко акцентирует внимание лишь на его реакциях и поведении и значительно реже - на своих собственных чувствах и поведении. Врачу следует помнить, что суть межличностного общения состоит в постоянном действии «обратной связи». Поэтому врачу необходимо постоянно поддерживать в себе определенный эмоциональный самоконтроль, чтобы сохранить благожелательность даже при раздражительности, неадекватных реакциях и неадекватных установках больного. Больной должен быть уверен в профессиональной компетентности, высокой квалификации врача и очевидной его доброжелательности к нему как личности, т. к. каждый больной является прежде всего личностью и имеет свое собственное представление о жизни, политике, медицине, себе, своей болезни и т. д.

Главной задачей модернизации системы здравоохранения является обеспечение доступной и качественной медицинской помощи населению. Однако больной чаще всего оценивает не столько качество клинико-лабораторного обследования и медицинской помощи, сколько качество общения и его соответствия психологическим потребностям и субъективным ожиданиям больного.

В современных условиях модернизации системы здравоохранения вопросы коммуникативной компетентности врача приобретают значительную актуальность в его профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность врача - это одно из важнейших профессиональных качеств, смысл которой выражается в высоком уровне межличностного взаимодействия на основе учета индивидуальных, медико-социальных, психологических и культурных особенностей больного на всех этапах терапевтического союза, которая обеспечивает эффективность общения с разными категориями пациентов. А личностно-ориентиро-ванный подход способствует формированию терапевтического союза врача и больного, уровень которого зависит от культуры сознания, поведения, отношения, речи, духовно-нравственного облика врача и его умения общаться с больными [1].

Необходимо отметить, что в психологии критериями эффективной коммуникации считают способность продвижения в решении проблем участников общения, реализацию целей общения с оптимальными затратами, достижение взаимопонимания между партнерами по общению. Очевидно, что соответствие профессионального общения врача всем этим критериям и будет означать успешную реализацию им потенциала, который заложен в коммуникативной составляющей деятельности врача [2-3].

Проблема формирования терапевтического союза врача и больного имеет не только медицинское, психологическое, социальное, но и экономическое значение. Он одинаково нужен и важен для всех медицинских

специальностей, т. к. культура межличностных отношений в медицине - это не то, как больной человек относится к медицинскому работнику, это прежде всего то, как медицинский работник относится к больному человеку.

Причинная связь между Личностью и болезнью признавалась с незапамятных времен. Цитата, приписываемая основателю медицины Гиппократу (около IV в. до н. э.) и древнему английскому врачу Перри из Бата, звучит: «Важнее знать, какого рода человек имеет заболевание, чем какого рода заболевание имеет человек». В этой цитате подчеркивается значение личностных характеристик для начала, течения и исхода болезни [4-9].

Еще в древнеиндийской философии трактовалась «ахинезе» как «неспособность причинить вред» и «способность вызывать неосознанную симпатию». М.Я. Мудров ставил в прямую зависимость искусство врачевания от умения учитывать психологию больного. «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остановишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благодетельным. Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метания и которая самые болезни, например, нервические, иногда покоряет воле больного».

В.М. Бехтерев говорил: «Если больному не стало легче после разговора с врачом, значит, это плохой врач». Старая французская поговорка выражает ту же мысль: врач может иногда излечить, может облегчить, но утешить он должен всегда. Выдающийся хирург Б.В. Петровский пишет, что, изучая труды Н.И. Пиро-гова, И.И. Мечникова, Н.Ф. Гамалеи и других ученых, приходишь к выводу о великом значении для врачей

разных эпох этических принципов «Врач - исцелися сам» и «Светя другим - сгораю сам». Первый говорит о том, что врач должен быть примером для всех в нравственной жизни. Второй зовет врача к самоотверженности и даже смерти для блага больного, иначе говоря, к подвигу [10].

Практически любая встреча и беседа врача с больным, даже если она предпринимается только с диагностической целью, имеет серьезное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно профессионально грамотно и умело провести с больным первую встречу и беседу, с которой и начинается лечебный процесс [23; 5-6; 11-13].

Успех в лечении возможен лишь при сочетании доверительных человеческих отношений и научных достижений. А для этого грамотный врач должен не только лечить, но и уметь разговаривать со своим пациентом [8; 14-15].

Цель исследования - изучить роль коммуникативной компетентности в формировании терапевтического союза врача и больного.

Теоретико-методологическими основаниями исследования явились антропологический, системный, субъ-ектно-субъектный, аксиологический, интегральный подходы. К тому же мы придерживались такого положения, что основу каждого психического процесса (ощущения, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения) составляет рефлекторная дуга (И.П. Павлов). Кроме этого нами учитывалось и то, что каждый человек есть индивидуальность - своеобразная и неповторимая личность (В.С. Мерлин, Б.А. Вяткин). Мы опирались на учение К.К. Платонова об иерархии основных подструктур личности - это биопсихические (темперамент и др.) свойства, индивидуальные особенности отдельных психических процессов, социальный опыт (знания, навыки, умения и привычки), направленность (убеждения, мировоззрение, интересы, мотивы и др.) личности.

Наши наблюдения показали, что в первую очередь врачу необходимо расположить к себе больного, и в этом деле никаких мелочей не бывает. Аккуратная прическа, чистый и выглаженный халат, ухоженные руки, чистая обувь - это на мелочь. Некоторые врачи оправдывают свою неряшливость и пренебрежительное отношение к своему внешнему виду большой занятостью. Однако, по нашему мнению, такие объяснения не являются оправданием, ведь при современных благах цивилизации уход за своей внешностью не занимает у врача много времени и при желании не составляет большого труда. Известная пословица гласит: «Нет людей некрасивых, есть люди ленивые». Существенную роль также играет правильный режим дня врача, в первую очередь чередование труда, отдыха и сна. Надо помнить, что женщина-врач более загружена, в т. ч. домашними хлопотами, по сравнению с мужчиной. Особое внимание для здоровья самого врача имеет сохранение нормального веса и фигуры для хорошего настроения и работоспособности, для удовлетворительного самочувствия, чувства уверенности в своей медицинской компетентности и профессиональной деятельности.

Научить врача общаться с больным человеком в зависимости от темперамента, личностных особенностей, возраста, уровня образования, семейного положения, профессиональной и национальной принадлежности -

это, по сути, искусство, которое должно начинать формироваться еще в процессе обучения в вузе. К сожалению, в процессе обучения в медицинском вузе данному вопросу не уделяют серьезного внимания.

Большое значение в процессе взаимодействия врача и больного играет восприятие и понимание участников коммуникации друг друга на основе психологической установки. Выделяют следующие типы установки: позитивная, негативная и адекватная. Позитивная установка проявляется в том, что повышается степень доверия из-за профессионального статуса врача (наличие ученой степени, ученого звания, заслуженного врача, высшей категории и т. д.). Негативная установка проявляется на основе восприятия негативных характерологических качеств другого человека. Адекватная установка проявляется в сочетании человека как положительных, так и отрицательных качеств. Поскольку контакт с пациентом имеет две стороны - информационную и эмоциональную, то беседу хорошо бы начать тоном, которым мы говорим со старыми знакомыми. Хорошо, когда во время первой встречи имеется возможность не спешить и дать больному выговориться полностью. Первая беседа позволяет оценить ожидания больного о степени директивного контакта или наоборот, партнерства, сотрудничества. Первый разговор покажет также предпочитаемый для данного больного контакт - информационные сообщения или же эмоциональные проявления медицинского работника находят больший отклик у больного [16].

Врачу важно уметь оценивать эмоциональное состояние больного, причем не только по голосу, настроению, но и по тому, как больной отвечает на вопросы, касающиеся истории болезни. Тональность голоса может быть разной: монотонной, спокойной, возбужденной, импульсивной и т. д. Врач должен владеть не только системой норм русского языка, но и этико-деонтологическими принципами.

Низкому уровню терапевтического союза способствуют невнимательность врача, недостаточное объяснение сущности его болезни, способах ее лечения, выбор чрезмерно дорогих лекарственных препаратов, авторитарное поведение и др. Низкий уровень терапевтического союза влияет и на процесс выполнения больным врачебных рекомендаций, что ведет к различным последствиям. Снижается эффективность лечебно-профилактических мероприятий, клинико-инструментальных исследований, медикаментов и плацебо. Поэтому одним из важнейших условий формирования терапевтического союза врача и больного является доверие больного к врачу. На основе глубокого доверия между врачом и больным личностные характеристики приобретают более качественный положительный фон. Замечательный клиницист XIX в. Г.А. Захарьин говорил: «Нет нужды объяснять, в каком тяжелом положении находится врач, к которому не имеют доверия; еще тяжелее положение больного, вынужденного лечиться у врача, к которому нет доверия».

Следует отметить, что современный больной стал более образованным, информированным и подготовленным в правом аспекте. В настоящее время участились случаи различных судебных процессов, связанных не только с финансовыми нарушениями, но и конфликтными ситуациями, которые составляют большинство случаев и связаны с взаимоотношениями между врачом и больным. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения [17]. Поэтому больной имеет право получать информацию, касающуюся своего здоровья, при этом он вправе соглашаться на лечение или отказываться, а при нанесении здоровью ущерба - получать материальное и моральное возмещение. Больной должен знать о характере, форме, степени заболевания, перспективах и методах лечения. Следует отметить, что ситуации бывают самые различные, и врачу не всегда легко говорить о прогнозе болезни, нужно взвесить все «за» и «против», и, тем не менее, больному нужно давать более позитивную информацию, даже при минимальном улучшении. Все это свидетельствует о том, что четыре т. н. базовых компонента сотрудничества врача и больного: поддержка, понимание, уважение и сочувствие - также способствуют формированию терапевтического союза.

Врачу важно знать о закономерностях межличностного пространства: 0-0,5 м - это интимное расстояние, на котором общается врач и пациент, находящихся в близких отношениях; 0,5-1,2 м - это межличностное пространство для разговора врача с пациентом, с соприкосновением или без прикосновения; 1,2-3,7 м -зона деловых взаимоотношений; 3,7 м и более - это публичное расстояние. К тому же врач в зависимости от поставленной задачи обследования пациента должен уметь определять оптимальный способ расположения между собой и обследуемым. Эти знания врача позволяют ему выбирать пространство между собой и пациентом в каждом конкретном случае: «напротив», «рядом» и т. д.

Таким образом, умение врача общаться с пациентами свидетельствует о его высокой профессионально-медицинской коммуникативной компетентности, позволяющей на подлинно научной основе осуществлять профилактику и лечение болезней у человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Османов Э.М., Османов Р.Э., Виницкий В.Г., Шепетихина Н.Н., Жабина У.В., Деникин А.Ю. Здоровье - культура бытия // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17. Вып. 1. С. 256-263.

2. Манулик В.А., Михайлюк Ю.Ю. Проблема коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача (теоретиче-

ский аспект) // Инновационные образовательные технологии. 2013. № 1 (33). С. 19-23.

3. Орлов Ф.В. Психология в работе врача: конспект лекций. СПб.: Чебоксары, 2009. 176 с.

4. Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб.: Речь, 2000. 240 с.

5. Волков В.Т. Личность пациента и болезнь. Томск, 1995. 328 с.

6. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. СПБ: Питер, 2007. 960 с.

7. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология: учебник для студентов медицинских вузов. М.: МЕДпресс-информ, 2003. 416 с.

8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство. М.: МЕДпресс, 2001. 592 с.

9. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М.: ИД «ГЭОТАР-МЕД», 2002. 864 с.

10. Петровский Б.В. Героизм, драматизм и оптимизм медицины. М., 2001. 45 с.

11. Гройсман А.Л. Медицинская психология: лекции для врачей -слушателей курсов последипломного образования. М.: Изд-во Магистр, 1995. Ч. 1, 2.

12. Орлова Е.В. Культура профессионального общения врача: комму-никативно-компетентностный подход. М.: ФОРУМ, 2012. 288 с.

13. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей. М.: Академия, 2006. 319 с.

14. Сабурова В.И. Модели взаимоотношения врач-пациент. Сайт кафедры биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета.

15. Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача. СПб: Изд-во: ГОУВПО СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2001. 55 с.

16. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. Л., 1984.

17. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. Доступ из СПС «Гарант».

Поступила в редакцию 3 июня 2014 г.

Osmanov E.M., Fabrikantov O.L., Starov M.I., Velich-ko P.B., Osmanov R.E. COMMUNICATIVE COMPETENCE AS FACTOR IN FORMATION OF THERAPEUTIC ALLIANCE OF DOCTOR AND PATIENT

Talking with the patient and watching him, the doctor often focuses only on his reactions and behavior and much less on their own feelings and behavior. Physicians should keep in mind that the essence of interpersonal communication is constant action "feedback". Therefore, the doctor needs to constantly maintain a certain emotional self-control to keep benevolence even irritability, inadequate facilities and inadequate reactions of the patient. The patient should be assured of professional competence, qualifications of the doctor and his apparent benevolence to him as a person, because each patient is first and foremost a person and has his own ideas about life, politics, medicine, about himself, about his illness etc.

Key words: doctor; patient; communicative competence; therapeutic alliance.

Османов Эседулла Маллаалиевич, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, член-корреспондент международной академии интегративной медицины, доктор медицинских наук, профессор, зам. директора медицинского института по стратегическому развитию, e-mail: osmanov@bk.ru

Osmanov Esedulla Mallaalivich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Corresponding Member of International Academy of Integrative Medicine, Doctor of Medicine, Professor, Vice Director of Medical Institute for Strategic Development, e-mail: osmanov@bk.ru

Фабрикантов Олег Львович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой глазных и нервных болезней; Тамбовский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова, г. Тамбов, Российская Федерация, директор, e-mail: mntk@tmb.ru

Fabrikantov Oleg Lvovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Head of Eye and Nerve Diseases Department; Tambov Branch IRTC "Microsurgery of Eye" named after Academician S.N. Fedorov, Tambov, Russian Federation, Director, e-mail: mntk@tmb.ru

Старов Михаил Иванович, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования, заслуженный работник высшей школы РФ, e-mail: starovmi@mail.ru

Starov Mikhail Ivanovich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor of Psychological Pedagogical Education Department, Honored Worker of High School of RF, e-mail: starovmi@mail.ru

Величко Павел Борисович, Тамбовский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова, г. Тамбов, Российская Федерация, и. о. зав. витреоретинальным офтальмологическим отделением, врач-офтальмолог; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, медицинский институт, e-mail: mntk@tmb.ru

Velichko Pavel Borisovich, Tambov Branch IRTC "Microsurgery of Eye" named after Academician S.N. Fedorov, Tambov, Russian Federation, Acting Head of Vitreoretinal Ophthalmology Department, Ophthalmologist; Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, Medical Institute, e-mail: mntk@tmb.ru

Османов Руслан Эседуллаевич, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, врач-интерн, e-mail: osmanov@bk.ru

Osmanov Ruslan Esedullayevich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor-Intern, e-mail: osmanov@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.