Научная статья на тему 'Значение народной игрушки в жизни детей младшего школьного возраста'

Значение народной игрушки в жизни детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4433
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРУШКА / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ИГРУШКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / TOY / VERSATILE TOYS / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шулика Мария Владимировна

Рассматривается значение и функции народной игрушки в учебно-воспитательном процессе. Проводится анализ научной литературы. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в рамках изучения отношения учащихся младших классов и их родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе, а также даются некоторые рекомендации по использованию народной игрушки в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF POPULAR FOLK TOYS IN THE LIVES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article discusses the importance and functions of folk toys in education. It analyses the scientific literature. It presents data from survey conducted in the study of the relationship of junior pupils and their parents to the use of traditional toys in education, and provides some guidance on the use of traditional toys in the educational process.

Текст научной работы на тему «Значение народной игрушки в жизни детей младшего школьного возраста»

УДК 668.72

М. В. Шулика

ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рассматривается значение и функции народной игрушки в учебно-воспитательном процессе. Проводится анализ научной литературы. Приводятся данные социологического исследования, проведенного в рамках изучения отношения учашдхся младших классов и их родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе, а также даются некоторые рекомендации по использованию народной игрушки в образовательном процессе.

Ключевые слова: игрушка, многофункциональность игрушки, образовательный процесс.

Игрушка - непременная принадлежность детства, поэтому весь смысл любой игрушки должен соответствовать интересам детей с учетом современной действительности.

Во все исторические эпохи игрушка была связана с ребенком, в процессе происходило формирование его умственных, физических и нравственных качеств. Исторические и экономические условия каждой эпохи накладывали отпечаток на форму, содержание игрушки, но, несмотря на это, некоторые игрушки обладают устойчивостью и универсальностью [1, с. 8].

Необходимо отметить, что ребенок, рожденный в конце ХХ - начале XXI в., использует игрушки, которые были распространены в более ранние века и эпохи. Все образы народной игрушки решены творчески. Творчество как фантазия, остроумие, смелость, изобретательность проявляется в этой области с особенной полнотой и многосторонностью.

Народная игрушка сохраняет национальные особенности народного творчества. В связи с этим игрушка становится могучим средством, с помо-шью которого ребенок эмоционально осмысливает окружающий мир, развивает свои способности, формирует свое мышление [2, с. 96].

Рассматривая значение народных игрушек в жизни детей младшего школьного возраста, необходимо проанализировать функции, которые несет в себе игрушка:

- культурологическая - заключается в том, что игрушка выступает объектом культуры, отражая уровень материальных и духовных достижений общества на том или ином уровне развития;

- эстетическая - в ней строго соблюдается «закон красоты». Эстетическая привлекательность -один из самых главных критериев при выборе той или иной игрушки. В то же время именно игрушка является «эталоном» красоты, которую ребенок проносит через всю свою жизнь;

- гуманизирующая - данная функция просматривается в том, что она создает благоприятные условия для развития потенциальных способностей детей. Роль игрушки в этом процессе очень велика;

- воспитательная - заключается в воспитании сознательного отношения детей к ценностям этого мира, а также способна отражать ценности, которые господствуют в данном обществе или в определенной социальной прослойке. Поэтому игрушка всегда отражает общечеловеческие ценности, характерные для всех стран и народов: материнство, добро;

- креативная - выступает в роли объекта проектирования, обуславливает творческий процесс, являясь его средством. Этот аспект используется в учебном процессе, когда ставится задача активизации творческих способностей ученика, повысить интерес к процессу обучения. В этом случае творчество может носить «субъективный характер», так как познание будет новое лишь для ученика;

- когнитивная - заключается в изучении знаний о мире с помощью предметно-пространственной среды на этом обобщении образов и восхождении мыслительной деятельности ребенка от конкретного к абстрактному;

- информационная - заключается в том, что являясь источником информации о предметном мире, игрушка выступает средством предметного моделирования объектов;

- функциональная - позволяет ребенку узнать функцию назначения многих сложных вещей раньше, чем он сможет понять слова, которые характеризуют ту или иную функцию вещи;

- образовательная - заключается в использовании игрушки как дидактической единицы в обучении различным учебным предметам [3].

Как отмечает Г. Л. Дайн, игрушку используют в образовательном процессе в XIX в. Использование игрушки способствовало развитию средств обучения, в том числе и игрушки, которая используется и на учебных занятиях в школах. Начиная с 70-х гг. XIX в. в России выходило большое количество учебных пособий и обучающих игрушек. Среди них головоломки, пиротехнические забавы, «лабиринты», архитектурные игрушки, тематические наборы. С их помощью ребенок начинал свой первый опыт в различных областях знания [4, с. 104].

Необходимо отметить, что наравне с функциями народной игрушке присущи следующие отличительные черты:

- гуманизм (человечность, доброта);

- мягкость и лиричность;

- экологизм;

- жизнелюбие и праздничность [1].

Современная педагогика предъявляет к игрушке следующие основные требования:

1) содействие воспитанию подрастающего поколения;

2) быть средством всестороннего развития детей, затрагивая умственные, нравственные, эстетические и физические качества ребенка.

Поэтому современные педагогические технологии уделяют большое внимание воспитательнообразовательному значению игрушки. Разрабатываются новые типы и образы игрушек, соответствующие по своему содержанию и оформлению различным возрастам и запросам детей.

Игрушка приучает ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, воображение, внимание, вырабатывает выдержку, воспитывая волевые качества, способствуя развитию мелкой моторики.

Отражающая действительность, быт, родную природу, традиционная народная игрушка способствует формированию интересов детей, помогая воспитывать их активными и творческими людьми.

В своих проявлениях игрушка во все времена служила импульсом к действию, требуя от ребенка живого участия, при этом на ранних этапах в нее необходимо было вложить частичку своего труда, а впоследствии - вложить и творческое начало [5].

Процесс изучения народной игрушки не должен ограничиваться «пассивным» созерцательным знакомством или изготовлением подделки. Готовый результат не должен украшать полку, а обязательно должен быть использован по прямому назначению.

Соглашаясь с мнением Г. В. Лабунской, мы можем сказать, что игрушка пробуждает у детей знание об окружающей действительности. Воспринимаемая младшим школьником как эстетический объект, народная игрушка воспитывает эстетические чувства. Благодаря игрушке в жизнь младшего школьника входит искусство.

Таким образом, значение народной игрушки в жизни детей обуславливается следующими положениями:

- во-первых, игрушка развивает эмоциональную сферу личности младшего школьника;

- во-вторых, способствует активизации процесса овладения знаниями, имеющими этнохудожест-венный и этнокультурный компонент;

- в-третьих, формирует умения, навыки творческой деятельности, а также способствует формиро-

ванию ценностного отношения к окружающей действительности.

Анализируя приведенные выше теоретические знания, нами был поведен социологический опрос среди учащихся общеобразовательных школ города.

Так, отвечая на предложенные вопросы анкеты, мнения 59 детей распределились следующим образом:

- 15 детей отрицательно относятся к народной игрушке;

- 32 ребенка считают народную игрушку неотъемлемой частью культуры своего народа;

- 12 детей считают народную игрушку не нужной в современных условиях жизни, но при этом они могли бы посещать кружок по изучению и изготовлению игрушки, а также отметили, что игрушку можно использовать на уроках музыки (см. диаграмма 1).

%

■ отрицательное отношение

■ положительное отношение

■ нейтральное отношение

54 %

Диаграмма 1. Отношение учащихся к использованию народной игрушки на занятиях

Также в социологическом опросе принимали участие родители детей младшего школьного возраста. В результате были получены следующие данные:

Мнения 24 опрошенных родителей распределились следующим образом:

- 11 родителей уверены, что игрушка является одним из основополагающих компонентов воспитания ценностей у их детей;

- 10 родителей не знают практически ничего о народной игрушке и равнодушны к ней. Хотя некоторые родители могут допустить мысль о том, что игрушка может помочь в формировании ценностного отношения к миру;

- отрицательное отношение к народной игрушке высказали всего трое родителей, не мотивируя своего ответа (см. диаграмма 2).

%

■ отрицательное отношение I положительное отношение I нейтральное отношение

46 %

Диаграмма 2. Отношение родителей к формированию ценностей через народную игрушку

Анализируя анкеты с учетом возрастного ком -понента, мы заметили, что родители, чей возраст составляет 27-30 лет, в основном придерживаются мнения о том, что игрушка является пережитком прошлого и ее нельзя использовать в целях обучения и воспитания. Родители, чей возраст ограничивался 31-37 лет, высказали нейтральное отношение к игрушке, так как они мало знают о влиянии игрушки на сознание и психологиче-

После обработки и анализа данных анкет были разработаны следующие рекомендации. Так, учителям начальных классов, которые хотели бы использовать игрушку в качестве составной части урока, можно предложить следующее:

- классному руководителю придумать игрушку в виде одного из сказочных персонажей, который будет «ходить» в школу вместе с учениками. Учитель через эту игрушку будет следить за правописанием и прилежным поведением учеников;

- на уроках математики составлять задачи, используя сказочные мотивы и вводя народные игрушки в процесс обучения;

- на уроках внеклассного чтения - разделить класс на группы и устраивать состязания: «Кто быстрее поможет любимой игрушке пройти все препятствия», «Строим домик для тряпичной куклы» и т. д. За быстрое и правильное прочтение определенной части текста или за очень близкий пересказ ко -манда получает какую-то часть домика, карты и т. д.;

- для проведения внеклассной работы со школьниками 1-4-х классов организовать кукольный театр с самостоятельным изготовлением русских народных игрушек (глиняной, тряпичной) и разыгрыванием в нем спектаклей с использованием фольклорных мотивов;

- организовать цикл бесед по этике с использованием игрушки.

Опираясь на разработанные рекомендации, приходим к выводу о необходимости разработки спецкурса по дисциплине «народная игрушка».

Данный спецкурс составлен для учащихся начальной школы. Программа предусматривает различные виды деятельности - лекции, беседы, конкурсы и викторины, игры.

В ходе реализации дисциплины планируется проведение письменных работ, творческих зада-

скую сторону развития ребенка, но считают при этом возможным ее использование в процессе воспитания. Родители, чей возраст 39 и старше, высказались в пользу положительного влияния игрушки на процессы формирования ценностного отношения (см. табл.). Ведь посредством игрушки могут быть сформированы такие ценности, как трудолюбие, усидчивость, чувство красоты, доброты и т. д.

ний, а также организация выставок детских поделок.

Цели курса:

1) познакомить учащихся начальных классов с историей возникновения игрушки и раскрытие проблем, связанных с современными игрушками;

2) дать представление об игрушках регионов России (севера, центра и юга).

Задачи курса:

- рассмотреть особенности всех видов народных игрушек (глиняной, тряпичной, деревянной);

- развитие творческого мышления;

- контроль усвоения теоретических знаний при помощи загадок, игр;

- развитие художественно-творческой деятельности путем включения в процесс самостоятельного решения изобразительно-пластических задач на основе региональной и национальной школы народной игрушки;

- зародить интерес к культурному наследию своего народа через народное художественное творчество.

В разработанный спецкурс «Народная игрушка» также входят:

- примерный тематический план занятий с учащимися 1-х классов;

- содержание курса;

- планы практических занятий;

- используемая литература.

Необходимо также отметить, что введение игрушки в общеобразовательный процесс должно сопровождаться рядом целевых ориентаций, таких как:

- преследование дидактической цели, которая проявляется в расширении кругозора, а также развитии общеучебных и трудовых навыков;

- воспитательная целевая ориентация включает в себя воспитание самостоятельности, формирова-

Отношение родителей к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе

с учетом возрастных особенностей

Гипотеза 27-30 лет 31-37 лет Старше 39 лет

чел. % чел. % чел. %

Отрицательное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 3 100 0 0 0 0

Положительное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 0 0 2 18 9 82

Нейтральное отношение к использованию народной игрушки в учебно-воспитательном процессе 6 60 4 40 0 0

ние нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, коммуникативность;

- развивающая ориентация, когда развивается внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать и сопоставлять, а также стимулирует развитие воображения, фантазии, творческих способностей;

- социализирующие целевые ориентации заключаются в приобщении ребенка к нормам и ценностям общества, адаптируют к условиям среды.

В результате, исходя из основных положений государственного стандарта и авторских программ, игрушку можно применять в различных программах общеобразовательных школ.

Использование народной игрушки в процессе образования помогает создать такую среду, в которой все - от личностного отношения педагога к ребенку до содержания программ - направлено на патриотическое и духовно-нравственное воспитание.

Таким образом, народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, так как имен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

но через нее ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Бесспорно, что игра для ребенка - способ существования, а игрушки - средство самовыражения. При рассмотрении проблемного поля, можно отметить, что народная игрушка является составной частью проблем этнопедагоги-ческого взаимодействия учителя и ученика, поэтому проблемы этнокультурного образования связаны именно с содержательным компонентом [6].

Процесс подмены ценностей детского сознания не должен пройти для воспитания незамеченным. Как раньше, так и сейчас определенная часть игрушек служит для развития у ребенка двигательных и моторных реакций, способствует его нормальному физическому развитию.

Педагогические исследования, основанные на изучении процесса игровой деятельности, показали, что нет одинакового подхода к созданию и отбору игрушек, поэтому педагог должен особым образом учитывать возрастные закономерности развития.

Список литературы

1. Колякина В. И. Игрушка как памятник духовной материальной культуры народа // С. 8-11.

2. Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути исторического развития. М.; Л.; АНСССР, 1936. 109 с.

3. Жданова Н. С. Многофункциональность игрушки - как фактор активного использования ее в учебном процессе // С. 5 - 8.

4. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М., 1981. 192 с., ил.

5. Блинова Г. М. Чудо-кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. М.: Детская литература, 1977. 189 с.

6. Малиновская С. М. Развитие идей этнопедагогики в историческом контексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 99-102.

Шулика М. В., ассистент, аспирант.

Белгородский государственный институт искусств и культуры.

Ул. Королёва, 7, Белгород, Россия, 308034.

E-mail: mashylka80asp@bk.ru

Материал поступил в редакцию 27.11.2013.

M. V Shulika

THE VALUE OF POPULAR FOLK TOYS IN THE LIVES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article discusses the importance and functions of folk toys in education. It analyses the scientific literature. It presents data from survey conducted in the study of the relationship of junior pupils and their parents to the use of traditional toys in education, and provides some guidance on the use of traditional toys in the educational process.

Key words: toy, versatile toys, educational process.

Belgorod State Institute of Arts and Culture.

Ul. Koroleva 7, Belgorod, Russia, 308034.

E-mail: mashylka80asp@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.