Научная статья на тему 'Значение многосторонних инвестиционных соглашений для реформирования мировой финансовой системы'

Значение многосторонних инвестиционных соглашений для реформирования мировой финансовой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОСТОРОННЕЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / MULTILATERAL INVESTMENT AGREEMENT / ВТО / WTO / ЗАЩИТА ИНВЕСТОРОВ / PROTECTION OF INVESTORS / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ / NATIONAL TREATMENT / ГЛОБАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / GLOBAL REFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипова Виолетта Валерьевна

Представлен анализ концепции многосторонних инвестиционных соглашений (МИС), дана системная оценка роли данной концепции в решении современных проблем развития мировой финансовой системы. Обоснована эффективность внедрения усовершенствованного механизма МИС на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A VALUE OF THE MULTILATERAL INVESTMENT AGREEMENTS FOR REFORMING OF THE WORLD FINANCIAL SYSTEM

The analysis of the multilateral investment agreements (MIA) concept is submitted in the paper, the system assessment of a role of the given concept in the solution of modern problems of a world financial system development is offered as well. An efficiency of the MIA advanced mechanism introduction in practice is proved by the author.

Текст научной работы на тему «Значение многосторонних инвестиционных соглашений для реформирования мировой финансовой системы»

Вестник Института экономики Российской академии наук

1/2014

В. АРХИПОВА аспирантка Института экономики РАН

ЗНАЧЕНИЕ МНОГОСТОРОННИХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ ДЛЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Представлен анализ концепции многосторонних инвестиционных соглашений (МИС), дана системная оценка роли данной концепции в решении современных проблем развития мировой финансовой системы. Обоснована эффективность внедрения усовершенствованного механизма МИС на практике.

Ключевые слова: многостороннее инвестиционное соглашение, ВТО, защита инвесторов, национальный режим, глобальные реформы.

JEL классификация: G010, G150, G180.

Современный этап эволюции мировой финансовой системы (МФС) - этап финансовой глобализации - можно справедливо называть эпохой масштабных перемен.Именно поэтому внедрение в международную практику многостороннего инвестиционного соглашения (МИС) становится одним из наиболее важных вопросов современных переговорных процессов.

К ключевым проблемам МФС на этапе финансовой глобализации относятся:

1) негативные аспекты развития системы, связанные с отдельными составляющими трансграничного движения капиталов и международных финансовых операций:

- прямые иностранные инвестиции (ПИИ) могут нанести серьезный вред экономике той или иной страны, поскольку являются важным средством и каналом для распространения влияния транснациональных корпораций, нередко ограничивающих суверенитет стран-реципиентов (данный тезис говорит лишь о вероятности проявления отрицательных черт ПИИ1, которые необходимо устранить в процессе реформирования);

1 Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации: Учебник. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007; Полтерович В.М. Элементы теории реформ. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007.

- группа портфельных и прочих инвестиций, осуществляемых с целью извлечения спекулятивной прибыли2 и связанных с феноменом «бродячих капиталов»3, оказывают дестабилизирующие воздействие на МФС;

- возникновение финансовых «пузырей»4 и глобальных дисбалансов5, создающих диспропорции между реальным и финансовым секторами экономики;

2) большие объемы и высокая волатильность потоков капитала при неравномерности получения различными группами стран выгоды и рисков от финансовой глобализации.

3) искусственное возникновение и развитие банков-«пузырей» в результате смешения культур кредитных и инвестиционных партнеров: акценты смещаются с реальных активов в сторону так называемых «долговых денег» и инструментов. Основным источником привлечения средств оказываются манипуляции с ценными бумагами, хотя прежде весомую долю в пассивах банков занимали более или менее стабильные депозиты6. В итоге реальная капитализация крупнейших банков - гораздо скромнее предоставленных показателей;

4) тесная взаимосвязь и зависимость элементов МФС на глобальном этапе развития, особая структурная «память» системы, отражающаяся в компонентном накоплении кризисных явлений и рисках «эффекта домино»7;

5) долговременное существование моноцентричной системы и, как следствие, высокая зависимость МФС от состояния экономики США;

6) отсутствие должного уровня мониторинга, контроля и регулирования глобальной финансовой сферы (особенно остро это проявляется в сфере обращения новых финансовых инструментов).

2 Подробно с этой проблемой можно ознакомиться в работе Смыслова Д.В. Реформирование мировой валютно-финансовой архитектуры: 1990-2000-е гг. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 15.

3 Эффект «бродячих капиталов», или «горячих денег», детально описывается в книге А.В. Аникина См.: Аникин А.В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. С. 215-219.

4 Киндлбергер Ч., Алибер Р. Мировые финансовые кризисы: мании, паники и крахи. СПб.: Питер, 2010.

5 Более подробно с этой категорией и соответствующей статистикой можно ознакомиться в работах Lim M. Old Wine in a New Bottle: Subprime Mortgage Crisis Causes and Consequences. The Levy Economics Institute of Bard College. 532. April 2008; Blanchard О., Milesi-Ferretti G.M. Global Imbalances: in Midstream? IMF, Research Department. Dec. 22, 2009.

6 Худякова Л. Международные финансовые центры в многополярном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1. С. 32.

7 Сильвестров С.Н. Мировой экономический кризис и формирование новой архитектуры глобальной экономики // Вестник финансовой академии. 2009. № 2. С. 5.

Логическим итогом воздействия и нарастания перечисленных выше трудностей и противоречий функционирования МФС стал современный финансово-экономический кризис, который благодаря возникновению «волновых» эффектов продолжает негативно влиять на состояние различных элементов и субъектов глобальной экономики.

Таким образом, целью проведения глобального реформирования становится обеспечение такого достижимого и эффективного функционирования МФС, которое позволит выйти на траекторию устойчивого, сбалансированного, эволюционного финансово-экономического развития и роста общественного благосостояния, т.е. создать и обеспечить глобальный экономический порядок.

Какова вероятность достижения поставленной цели?

На наш взгляд, ответ на данный вопрос следует искать в современных трактовках теории длинных циклов Н.Д. Кондратьева. Так, исследователь К. Перес выделяет пять «волн», каждая из которых характеризуется своей исторической последовательностью событий, свойственных природе капитализма (например, согласно этой теории, технологическая революция сменяется финансовым «пузырем», «схлопывание» которого оборачивается кризисом, а затем наступает период «золотого времени»8). Мир сейчас находится на третьей ступени пятого цикла, и необходимо сделать важный вывод: исторически заложены шансы и дана возможность для наступления «золотого времени» развития глобальной экономики при условии эффективного реформирования и рационального использования требуемых ресурсов. Таким образом, необходимо создать механизмы, с помощью которых удастся решить поставленные задачи.

Система МСИ включает в себя все виды международных инвестиционных договоров, заключенных субъектами экономической деятельности. На наш взгляд, можно выделить следующие три полных цикла развития системы МСИ, характеризующиеся сходными цепочками «всплеск-пик-провал».

Двусторонние договоры о дружбе, торговле и мореплавании (ДДТМ) США с рядом стран (1945 г.) ^ Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ, 1947 г.) ^ провал Гаванской Хартии (1948 г.). Отметим, что составление первой цепочки носит условный характер. Выбор хронологической точки отсчета начат с истории соглашений США, это обусловлено активной инициативной и деятельной позицией этой страны в области инвестиционных переговоров и контрактов. Однако стоит отметить, что первые ДДТМ США содержали лишь отдельные положения, посвященные инвестициям. Строго говоря, к инвестиционным вопросам в рамках ГАТТ обратились только в 1986-1994 гг., но включение

8 Perez C. Technological revolutions and financial capital. The dynamics of bubbles and golden ages. Edward Elgar. Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA. 2002.

его в первую цепочку развития МСИ обусловлено созданием площадки для будущих переговорных процессов и принятием соглашений Уругвайского раунда. Текст Гаванской Хартии в основном касался торговых вопросов, но ст. 11 и 12 этого документа9 содержали различные аспекты развития ПИИ, принятие которых могло бы существенно повлиять на инвестиционную политику государств.

Первые двусторонние инвестиционные договоры (ДИД) с участием европейских стран: Германия-Пакистан (1959 г.), договорная «волна» 1960-1966 гг. ^ Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (Всемирный Банк, 1965 г.) ^ провал Кодексов поведения и руководящих принципов для ТНК (1980-е гг.).

Всплеск ДИД и региональных соглашений (после долгового кризиса 1980-х гг.) ^ Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС ), Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА) ^ провал переговоров по проекту МИС (ОЭСР, 1995-1998 гг.).

Формирование современной цепочки развития системы МСИ началось с ее расширения от 3400 соглашений в 1990-х гг. до 5500 соглашений на конец 2007 г.10, получило продолжение в виде предложений Всемирной торговой организации (ВТО), идей Глобальной экономической конституции (Global Legal Standards) и еще не закончено. Выделенные нами жизненные циклы системы МСИ характеризуются расширением временного интервала внутренних цепочек и прогрессивным движением в сторону околомногосторонних и многосторонних инициатив. Таким образом, внедрение в практику МИС является исторически обоснованным шагом и не противоречит общей логике развития системы.

Достоинства МИС можно объединить в следующие три крупных блока:

Структурные и содержательные11 (текст основного документа «разбит» на двенадцать разделов; в данной работе выделен ряд наиболее важных из них):

9 Final Act of the United Nations Conference on Trade and Employment: Havana Chapter for an International Trade Organization. Chapter III, Article 11-12. www.worldtradelaw. net/misc/havana.pdf.

10 Нормотворческая деятельность в области международных инвестиций: существующее положение, проблемы и перспективы. Серия документов ЮНКТАД по международной инвестиционной политике в интересах развития. ООН, 2008.

11 Структура и содержание первого проекта МИС анализировались по следующим документам ОЭСР: The multilateral agreement on investment. Draft consolidated text. OECD. DAFFE/MAI (98)7/ REV1. April 22. 1998; The multilateral agreement on investment. Commentary to the consolidated text. OECD. DAFFE/MAI (98)8/ REV1. April 22. 1998.

- определены условия, принципы и правила «игры» (раздел III). Проект включает девятнадцать пунктов, создающих «дорожную карту» МИС. Среди этих положений выделяются три основных принципа деятельности ГАТТ /ВТО («Национальный режим и Режим наибольшего благоприятствования» и «Прозрачность») и пункты о «Стимулировании инвестиций», «Интеллектуальной собственности», «Корпоративной практике», «Государственном долге» и т.д.;

- способы и меры по защите инвестора содержатся в разделе IV и рассредоточены по семи положениям (например, «Экспроприация и компенсация», «Суброгация», «Передача информации и обработка данных»);

- наличие механизма урегулирования споров (особое внимание уделяется межгосударственным спорам «state-to-state» и спорам между инвестором и государством «investor-to-state», раздел V).

Адекватный ответ на глобальные вызовы:

- транспарентность, предсказуемость, главенство международного права;

- регулирование одной из самых динамичных и инновационных сфер финансового взаимодействия экономических агентов;

- уникальность МИС и отсутствие реальных субститутов: например, Соглашение ТРИМС, одно из более близких к анализируемому многостороннему проекту вариантов, до сих пор оказывается наименее проработанным документом ВТО и ограничивается лишь включением ряда «не», т.е. пяти запрещенных мер.

«От противного» (исходя из необходимости устранения перечисленных ниже недостатков существующей системы МСИ):

- наличие двусмысленности и разночтения ключевых определений: например, Южная Корея предлагала «узкое» определение инвестиций, ограничивающееся только категорией ПИИ, в то время как США придерживаются расширенной трактовки;

- количественная составляющая - система МСИ содержит огромное число договоров (так, за период 1967-2007 гг. количество двусторонних инвестиционных договоров увеличилось более чем в 26 раз), вследствие чего создается эффект «запутавшегося клубка»12, или «блюда со спагетти»13 (термин Дж. Бхагвати). Подобная ситуация объясняется и тем, что заключение двусторонних инвестиционных договоров не требует таких затрат времени и средств, как заключение многосторонних соглашений;

12 UNCTAD. Systemic Issues in International Investment Agreements (IIAs), IIA Monitor. № 1. (UNCTAD/WEB/ITE/IIA/2006/2), 2006.

13 Термин введен в работе: Bhagwati J. U.S. Trade Policy: The Infatuation with FTAs. // Columbia University Discussion Paper Series. 726. 1995.

- основное внимание обращено на права инвесторов, а не на их обязанности;

- недостаточная информированность игроков. З. Драбек подчеркивает: представители наименее развитых стран признаются, что их государства «часто не знают своих прав и обязанностей, установленных в мировой торговой системе»14;

- многоуровневость и дробность существующей структуры МСИ, опасная системная несогласованность. Для удобства восприятия и использования вводятся классификации различных видов инвестиционных соглашений15, которые чаще всего включают многостороннее соглашение, международные с ограниченным участием (открытые и закрытые для присоединения), региональные, межрегиональные и двусторонние договоры. С примером несогласованности системы МСИ столкнулись, в частности, страны-участницы НАФТА, которые по внутреннему соглашению своей интеграционной группировки должны применять режим доступа инвестиций по принципу «сверху вниз», а согласно правилам ГАТС - «снизу вверх»;

- рост числа арбитражных споров16.

В ходе проведенного исследования нами выявлены и сдерживающие факторы17, способные привести к пролонгированию срока внедрения идеи МИС на практике.

Во-первых, они связаны с необходимостью учета издержек адаптации данного механизма в ГФС и экономических агентов к новым правилам финансового взаимодействия.

Во-вторых, первый проект МИС в рамках ОЭСР содержал достаточно агрессивную схему либерализации инвестиционных потоков без учета уровня развития государства. Согласно классификации М. Портера, выделяется четыре стадии жизненного цикла любой страны в зависимости от основных движущих сил: факторов производства (factor-driven economy), инвестиций, инноваций и богатства

14 Drabek Z. A Multilateral Agreement on Investment: Convincing the Sceptics. WTO, February 1998.

15 С примером классификации можно ознакомиться в книге: Киреева А.П. Прикладная макроэкономика. Учеб. М.: Международные отношения, 2006. С. 343-344.

16 Несколько споров в рамках интеграционной группировки НАФТА подробно рассматриваются в работе: Singh K. Multilateral Investment Agreement in the WTO: Issues and Illusions. Asia-Pacific Research Network, 2003.

17 В данной статье приведены те сдерживающие факторы, которые обладают, на взгляд автора, наиболее сильным воздействием на процесс принятия МИС. Для более подробного ознакомления с классификацией недостатков МИС см.: Drabek Z. Op. cit. P. 6-14.

(prosperity-driven economy)18. Российский ученый В.М. Полтерович предложил свою классификацию на основе четырех стадий модернизации: индустриализация, инициация экспортно-ориентированного роста, стимулирование ускоренного развития и развитый рынок19.

Наконец, трудности заключения МИС связаны с ореолом неудачи ранее проводимых переговорных процессов. Важную роль играет определение площадки для обсуждения, формулировка повестки дня и мастерство дипломатии.

Цель заключения МИС - это создание единой, унифицированной, стабильной и согласованной рамочной основы для инвестиционной деятельности в МФС. Для того чтобы повысить привлекательность проекта многостороннего инвестиционного соглашения для экономических агентов и снизить воздействие сдерживающих факторов на принятие решения о заключении МИС в ходе переговорного процесса, на наш взгляд, необходимо провести ряд следующих действий и мероприятий:

Структурные и содержательные корректировки:

- использование максимально «расширенного» определения инвестиций;

- категориальное определение длительности переходного периода к новому характеру взаимодействия субъектов экономической деятельности в рамках МИС и детальная разработка перечня изъятий с учетом стадийности развития стран;

- уход от прежней схемы агрессивной либерализации потоков капитала за счет пересмотра списка включения основных стандартов и принципов обращения с инвестициями в МИС. Общеизвестные стандарты обращения с инвестициями традиционно включают в себя три категории: национальный режим (НР), режим наибольшего благоприятствования в иностранных инвестициях (РНБ), справедливое и равное обращение. Переход от прежней схемы либерализации к взаимовыгодному открытию, на наш взгляд, возможен за счет исключения из содержания МИС именно пункта о НР, закрепляющего равенство в правовом отношении иностранных и национальных инвестиций и предприятий на территории страны-участницы соглашения;

- общая доработка разделов консолидированного существующего текста соглашения.

Организационная составляющая:

18 Porter M.E. The competitive advantage of nation. N.Y., 1990; Портер М. Международная конкуренция. М., 1994; Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 66-67.

19 Полтерович В.М. Элементы теории реформ. М.: Экономика, 2007. С. 169-182.

- региональное сотрудничество и технико-технологическая поддержка для нуждающихся в соответствующей помощи партнеров;

- выбор площадки для проведения обсуждений и организация переговоров. Исследование Э. Смит посвящено анализу факторов, учитываемых странами при решении подобных проблем. Она приходит к выводу, что государства руководствуются прежде всего личными интересами и степенью своего влияния в международных организациях20;

- полезность и реальные возможности для проведения институционального эксперимента. Интересным фактом для исследователя МИС оказалось то, что опыт НАФТА стал институциональным экспериментом многостороннего инвестиционного соглашения еще до оформления и проработки его современного проекта! Львиная доля условий и принципов, относящихся к договоренностям НАФТА, была просто расширена и перенесена в структуру МИС;

- устранение системной несогласованности путем разграничения сфер применения стандартов обращения с инвестициями: решение о предоставлении иностранным партнерам НР будет сохраняться и/или оформляться только посредством существующих форм договорных отношений.

И все же следует избегать опасных иллюзий по поводу таких следствий самого факта подписания соглашения, как увеличение притока

инвестиций и экономический рост.

Литература

1. Аникин А.В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009.

2. Киндлбергер Ч., Алибер Р. Мировые финансовые кризисы: мании, паники и крахи. СПб.: Питер, 2010.

3. Худякова Л. Международные финансовые центры в многополярном мире// Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1. С. 30-39.

4. Lim M. Old Wine in a New Bottle: Subprime Mortgage Crisis - Causes and Consequences. The Levy Economics Institute of Bard College, № 532, April 2008. Р. 9-14.

5. Singh K. Multilateral Investment Agreement in the WTO: Issues and Illusions. Asia-Pacific Research Network. Policy Paper № 1. July 2003. С. 10-27.

20 Smith E. Your Place or Mine? States, International Organizations and the Negotiation on Investment Rules. Transnational Corporations, № 3. December 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.