Научная статья на тему 'Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в условиях финансово-экономического кризиса'

Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в условиях финансово-экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1046
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ / FOREIGN INVESTMENTS / FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / THE LEGISLATION ON INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова В. С.

Исследуются проблемы в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в условиях финансово-экономического кризиса. Предлагаются направления совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE CONDITIONS OF FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS

In article problems in sphere of legal regulation of foreign investments in the conditions of financial and economic crisis are investigated. Directions of perfection of the legislation in considered sphere are offered.

Текст научной работы на тему «Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в условиях финансово-экономического кризиса»

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В.С. ПАВЛОВА,

аспирант кафедры мировой экономики и международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ

PavlovaVC@rambler.ru 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

Аннотация. Исследуются проблемы в сфере правового регулирования иностранных инвестиций в условиях финансово-экономического кризиса. Предлагаются направления совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, финансово-экономический кризис, законодательство об инвестициях.

INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF FOREIGN INVESTMENTS IN THE CONDITIONS OF FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS

V.S. PAVLOVA

post-graduate student of the chair of world economy and the international business of Financial university at the Government of the Russian Federation

Annotation. In article problems in sphere of legal regulation of foreign investments in the conditions of financial and economic crisis are investigated. Directions of perfection of the legislation in considered sphere are offered.

Key words: foreign investments, financial and economic crisis, the legislation on investments.

Современные инвестиционные процессы носят ди-хотомичный характер — с одной стороны они характеризуется продолжающейся либерализацией законодательства в сфере инвестиций, а с другой — усилением регулирования инвестиций со стороны государств для достижения общественных целей. На глобальном уровне движение капитала, как и движение других факторов производства, сохраняет тенденцию к либерализации. Эта тенденция продиктована ключевыми странами-игроками мировой экономики — США, странами Европейского союза, Японией и другими развитыми странами. Именно они являются ключевыми донорами и реципиентами мировых инвестиций, поэтому либерализация движения капитала им крайне выгодна.

Как известно, регулирование иностранных инвестиций осуществляется на нескольких уровнях: многостороннем, региональном, двустороннем, национальном.

1. Многостороннее регулирование иностранных инвестиций.

Многостороннее или международное регулирование иностранных инвестиций осуществляется под эгидой наиболее авторитетных международных организаций (ВТО, ОЭСР, ООН и др.).

По мнению ряда ученых-юристов международное регулирование инвестиционных процессов базирует-

ся на ряде принципов международного инвестиционного права1:

Ф принцип допуска иностранных лиц к осуществлению инвестиционной деятельности;

Ф принцип баланса (сочетания) интересов государства и иностранных инвесторов;

Ф принцип предоставления национального режима и (или) режима наибольшего благоприятствования;

Ф принципы свободы осуществления инвестиционной деятельности;

Ф принцип подчинения иностранного инвестора праву принимающего государства;

Ф принцип стабильности условий осуществления инвестиционной деятельности;

Ф принцип признания права государства на экспроприацию иностранных инвестиций;

Ф принцип выплаты компенсации при экспроприации иностранных инвестиций;

Ф принцип разрешения споров в национальных судах принимающего государства или международном арбитражном суде по соглашению сторон.

Принципы международного инвестиционного права закрепляются в международных, региональных, двусторонних и национальных источниках права. Основными источниками права, имеющими наивыс-

шую силу, являются международные договоры, касающиеся иностранного инвестирования. Их основные цели — это защита инвестиций, либерализация инвестиционной деятельности, содействие инвестициям и регулирование инвестиций.

Основными международными договорами в сфере иностранного инвестирования являются Agreement on Trade-Related Investment Measures (TRIMS, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер ТРИМС)2, Вашингтонская конвенция, в соответствии с которой был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС)3, Сеульская конвенция, касающаяся страхования иностранных инвесторов4. В соответствии с этой конвенцией было учреждено Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ).

К источникам международного инвестиционного права также относят правовой обычай. На него опираются, в том числе, и международные арбитражные суды при разрешении некоторых споров.

Многостороннее регулирование иностранных инвестиций осуществляется на основе режима международных инвестиционных соглашений (МИС). Этот режим на сегодняшний день практически терпит крах. Система уже перегружена 6100 договорами, однако для целей охвата всех возможных двусторонних инвестиционных соглашений требуется, по мнению специалистов ООН, еще 14 100 двусторонних договоров5. В настоящее время полемика по поводу будущей ориентации режима МИС и его воздействия на процесс развития обостряется. Необходимо разработать проект универсальной конвенции об иностранных инвестициях, в соответствии с которой национальное и региональное законодательство всех стран и интеграционных объединений должно быть модифицировано и унифицировано. В идеальном состоянии такая мировая конвенция об иностранных инвестициях, ратифицированная всеми государствами мира, могла бы снять необходимость многоуровневости системы регулирования иностранных инвестиций. Однако, многополярность современной мировой экономики ограничивает процесс глобализации, и создание такого рода правовых документов остается лишь экономической идеализацией. Попытки создания Многостороннего соглашения по регулированию иностранных инвестиций предпринимались во второй половине 90-х гг. XX в. Организацией ОЭСР, однако не увенчались успехом, так как уровень развития законодательства развивающихся стран и стран с переходной экономикой в этой области абсолютно не коррелировал с уровнем развития законодательства развитых стран. По прошествии почти двух десятилетий целесообразно восстановить данные попытки на уровне одной из международных организаций. Зарубежные эксперты отмечают, что с задачами создания такого документа лучше всего справилась бы Всемирная торговая организация (ВТО)6.

Существующие основные международные договоры о регулировании инвестиционных отношений не всегда точно определены как источники права для следования их нормам в отдельных случаях. Так, спорной является компетенция МЦУИС в решении инвестиционных споров на территории некоторых государств7.

Международные специализированные организации, занимающиеся инвестиционными отношениями, МЦУИС и МАГИ, накладывают большое количество условий на страны-участницы соответствующих конвенций, решают не все инвестиционные споры, гарантируют не все иностранные инвестиции. Расширение поля их деятельности или создание дополнительных организаций, защищающих инвесторов и реципиентов инвестиций должно стать одной из главных задач мирового экономического сообщества на ближайшее будущее.

2. Региональное регулирование иностранных инвестиций (интеграционные группировки).

Наднациональное регулирование существует практически во всех экономических региональных объединениях, к примеру, ЕС, НАФТА, АСЕАН, СНГ и др. Основная цель такого регулирования - создание более благоприятных условий для взаимного инвестирования стран-членов регионального объединения. В развитие положений договоров о создании интеграционных объединений, экономических союзов8 обычно принимаются и другие договоры, в том числе об иностранном инвестировании.

Самым показательным примером региональной группировки является Европейский союз. Региональное регулирование иностранных инвестиций в ЕС осложнено рядом факторов, среди которых, в первую очередь, разница правовых систем государств-членов. Так, законодательство Великобритании относится к островной правовой системе, а законодательство большинства остальных государств ЕС — к континентальной. Также сближение различных по историко-географическим причинам латинских, германских, скандинавских правовых систем непросто. Руководству ЕС необходимо также учитывать разницу в экономическом, социальном развитии своих членов. Таким образом, перед ЕС стоит сложнейшая задача создания прецедента в мировой юридической практике — унификации и создания единой наднациональной (региональной) правовой системы, в том числе и в сфере иностранного инвестирования.

В условиях глобального финансово-экономического кризиса интеграционные процессы в Европейском союзе еще более осложнились; ставится под сомнение возможность создания единого законодательства для всех стран-членов группировки, в том числе в сфере прямого иностранного инвестирования.

Интеграционные процессы в современной мировой экономике носят достаточно противоречивый характер. Ключевые интеграционные объединения, такие

как ЕС, НАФТА, АСЕАН и др. делают шаги в сторону унификации законодательства стран-членов, в первую очередь в области торговли товарами, услугами и инвестирования. Интеграционные тренды свидетельствуют о том, что постепенно для достижения своих целей группировки должны будут создавать единые правовые системы. Однако, этот процесс крайне осложнен различием правовых систем, уровней развития государств. Таким образом, у регионального уровня регулирования иностранных инвестиций есть огромные горизонты развития, но необходима тщательная кропотливая проработка правовых документов национального, двустороннего и международного уровня.

3. Двустороннее регулирование иностранных инвестиций.

В мировой практике существует два вида типовых двусторонних соглашений касательно иностранного инвестирования: соглашения о ликвидации двойного налогообложения (Double Taxation Treaties - DTT) и соглашения о взаимной защите и взаимной поддержке иностранных инвестиций (Bilateral Investment Treaties).

Большую часть международных договоров, которые регулируют международное инвестирование, составляют двусторонние договоры о взаимной защите и взаимной поддержке иностранных инвестиций.

Создание двусторонних соглашений, с одной стороны, просто в оформлении, а с другой, — подкрепляет разноуровневость и сложность правового обеспечения регулирования инвестиционной деятельности субъектов мировой экономики.

4. Национальное регулирование иностранных инвестиций.

Государственное регулирование иностранных инвестиций на национальном уровне в мировой практике включает в себя несколько базовых элементов9:

1) законодательная база — правовая основа участия в мировых инвестиционных процессах.

2) режим (стандарт) иностранного инвестирования. В настоящее время в мировой практике существуют 3 основных вида режима для иностранных инвесторов: национальный режим (НР — the national treatment standart) , режим наибольшего благоприятствования (РНБ — the most-favoured-nation treatment standart), режим «справедливого и равноправного общения» (РСРО — the fair and equitable treatment standart) (юридически абсолютное понятие).

3) система гарантий для иностранных инвесторов

4) меры по стимулированию/препятствованию притока и оттока иностранных инвестиций:

Необходимо отметить, что национальное законодательство в области иностранного инвестирования в развивающихся странах отличается от аналогичного в развитых странах в некоторых своих положениях. К примеру, Инвестиционный кодекс Камеруна от 4 июля 1984 г. №84-03 предусматривает 4 режима иностранного инвестирования, а не классических

310; соглашения о разделе продукции (СРП), противоречащие принципам ВТО и ТРИМС, в частности, существуют в РФ, Индонезии, Бразилии и других странах; стабилизационные оговорки имеют разные сроки применения норм права и т.д.

Государственное регулирование иностранных инвестиций призвано защищать иностранных инвесторов от страновых рисков, а компании-реципиенты инвестиций и собственно суверенное государство от иностранной зависимости, недобросовестного поведения инвестора на территории данного государства. Таким образом, национальное регулирование осуществляет принцип баланса интересов государства и иностранных инвесторов, причем, как правило, государство самостоятельно определяет, на каких условиях инвестор вправе осуществлять инвестиционную деятельность на территории данного государства11.

Сочетание всех элементов государственной политики в области иностранного инвестирования должно быть систематизировано и продумано. В условиях стабильного функционирования мировой экономики максимальная либерализация национального законодательства с определенными оговорками вполне реальна и необходима развивающимся государствам для решения экономических проблем. Однако, стабильность функционирования системы мировой экономики еще предстоит восстановить и удержать на устойчивом уровне вследствие глобального финансово-экономического кризиса. Эта задача является первоочередной для всех международных организаций и отдельных государств.

Так, к примеру, ценен опыт Китая в области либерализации законодательства о принятии иностранных инвестиций. В Китае реализован принцип селективности в разработке законодательства: осуществлена дифференциация проектов с участием иностранных инвесторов в зависимости от целей национального государственного регулирования в этой области. Так, в Китае все объекты инвестирования разделены на 4 группы: приоритетные (инновационные, продукция с улучшенными потребительскими свойствами, производство машин и оборудования для электроэнергетики и т.д.), разрешенные, ограничиваемые и запрещенные (оборонная промышленность, производство ювелирных изделий, кустарные промыслы).

Общемировая тенденция либерализации законодательства стран-реципиентов означает усиление конкуренции между странами-покупателями глобального рынка инвестиций. Таким образом, мотивы инвестирования, связанные с инвестиционным климатом принимающей инвестиции страны, приобретают все более важное значение.

Часто национальное инвестиционное законодательство носит протекционистский характер, тем самым противореча международным правовым актам. Причем эта проблема характерна как для нетто-реципиентов ПИИ (наименее развитые страны, страны с переход-

ной экономикой), так и для нетто-доноров инвестиций. Причем ограничения инвестирования чаще всего касаются именно притока ПИИ.

Отток прямых иностранных инвестиций также должен находиться под наблюдением надзорных органов, поскольку бесконтрольный вывоз капитала приведет к недоинвестированности отечественных производителей и к ряду социально-экономических проблем, таких как снижение ВВП, дефицит отечественной продукции, рост безработицы, снижение социальных выплат из-за недосбора налоговых платежей, дефицит платежного баланса. Впоследствии такая ситуация может привести к ослаблению экономического суверенитета страны из-за привлечения иностранных инвестиций и замещения ими национальных ПИИ. В ситуации нехватки национальных инвестиций в настоящее время находится Россия, инновационным предприятиям которой остро необходимы вливания капитала. Однако, иностранных инвесторов в России больше интересуют стратегические отрасли газо- и нефтедобычи, военного производства, а также некоторые сырьевые отрасли.

Важной проблемой регулирования иностранного инвестирования является защита национального суверенитета. Вследствие экономической инвестиционной экспансии ТНК, в том числе и со значительным государственным участием, страны-реципиенты инвестиций могут попадать в экономическую и политическую зависимость от деятельности таковых ТНК. Проблему границ иностранного инвестирования современной экономике еще предстоит решать, хотя определенные действия в этой области уже совершаются на международном и региональном уровнях.

1 Лисица В.Н. Принципы международного инвестиционного права / Рос. акад. наук, Ин-т философии и права СО РАН; Новосибирский гос. ун-т. Новосибирск, 2009. С.23-201.

2 Agreement on Trade-Related Investment Measures (TRIMS) (Marrakesh, 15 April 1994) // Legal Problems of International Economic Relations: 2002 Documents Supplement / Ed. by J.H.Jackson, W.J.Davey, A.O.Sykes. St.Paul, 2002. P. 170-173.

3 Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.03.1965 г. Международное частное право: Сб. док. / Сост. К.А.Бекяшев, А.Г.Ходаков. М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 592-606.

4 Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11 октября 1985 г. Международное частное право: Сб. док. / Сост. К.А. Бекя-шев, А.Г. Ходаков. М.: Изд-во БЕК, 1997. С. 606-632.

5 World Investment Report 2011 review. New York and Geneva: UNCTAD, 2011. С.11.

6 Лучко М.Л. Роль транснациональных компаний в процессах иностранного инвестирования. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. С.110.

7 Подробнее см. Лисица В.Н. Правовое регулирование иностранных инвестиций: проблемы теории и практики / Рос. акад. наук, Ин-т философии и права. Новосибирск, 2007. С. 58-70.

8 К примеру, The ASEAN Agreement for the Promotion and Protection of Investments (Manila, 15 December 1987). http:// www.aseansec.org; The North American Free Trade Agreement (17 December 1992) // Legal Problems of International Economic Relations: 2002 Documents Supplement / Ed. by J.H.Jackson, W.J.Davey, A.O.Sykes. - St.Paul, 2002. - P. 512-734.; The Treaty on European Union (Maastricht, 7 February 1992). http://www. europa.eu/eur-lex/en/treaties/dat/EU_consol.html

9 Лучко М.Л. Роль транснациональных компаний в процессах иностранного инвестирования. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. С. 94-104.

10 Правовое регулирование иностранных капиталовложений в развивающихся странах. (Страны Африки и Арабского Востока): Сб. нормативных актов / Под ред. М.И.Кулагина. М.: Изд-во УДН, 1991. С. 38-45.

11 Schwarzenberger G. Foreign Investments and International Law / G. Schwarzenberger. N.Y.,1969. C.156-178.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Н.Ф. ПОПОВА,

главный научный сотрудник НИЦ № 7 ФГУ «ВНИИ МВД России», заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации,

доктор юридических наук, профессор;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.