Научная статья на тему 'Значение миссии в деятельности творческих организаций'

Значение миссии в деятельности творческих организаций Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
508
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ / MISSION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGY MANAGEMENT / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / ЦЕЛЬ / PURPOSE / ТВОРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / CREATIVE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартиросян Рузанна Максимовна, Чаган Нина Георгиевна

В статье рассматриваются вопросы формирования миссии в творческих организациях. В частности, исследуются пять важных факторов, которые необходимо учитывать при выработке миссии любой организации и основные ее компоненты. Изучены основные составляющие миссии, которые важны при определении стратегии творческой организации и способствуют достижению поставленных в организации целей. Исследованы четыре фазы процесса выработки основных целей организации. В качестве примера рассмотрена миссия лидирующего российского книжного издательства «Эксмо». Автор делает вывод о том, что определение миссии имеет очень важное значение в деятельности как мелких, так и для крупных учреждений культуры (регионального и федерального значения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE MISSION IN THE ACTIVITIES OF CREATIVE ORGANIZATIONS

The article discusses the formation of the mission in creative organizations. In particular, it explores five important factors that must be considered in the formulation of the mission of any organization and its main components. The basic components of the mission are important in determining the creative strategy of the organization and contribute to the achievement of organization goals. The work studies four phases of the development process main objectives of the organization. For example, the authors analyze the mission of a leading Russian publishing house of “Eksmo”. The author concludes that the definition of the mission is very important in both small and large cultural institutions (Federal and regional), because you can see the overall meaning and outcomes of their work.

Текст научной работы на тему «Значение миссии в деятельности творческих организаций»

УДК 371

Martirosyan R.M., Cand. оf Art Criticism, senior lecturer, Department of Marketing and Advertising Communication in the Socio-Cultural Sphere, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: ruzmarti@yandex.ru Chagan N.G., Doctor оf Science (Pedagogy), Prоfessоr, Department of Marketing and Advertising Communication in the Socio-Cultural Sphere, Moscow International University (Moscow, Russia), E-mail: nchagan@yandex.ru

THE IMPORTANCE OF THE MISSION IN THE ACTIVITIES OF CREATIVE ORGANIZATIONS. The article discusses the formation of the mission in creative organizations. In particular, it explores five important factors that must be considered in the formulation of the mission of any organization and its main components. The basic components of the mission are important in determining the creative strategy of the organization and contribute to the achievement of organization goals. The work studies four phases of the development process main objectives of the organization. For example, the authors analyze the mission of a leading Russian publishing house of "Eksmo". The author concludes that the definition of the mission is very important in both small and large cultural institutions (Federal and regional), because you can see the overall meaning and outcomes of their work.

Key words: mission, strategy management, competitive environment, purpose, creative organization.

Р.М. Мартиросян, канд. иск., доц. каф. маркетинга и рекламных коммуникаций в социокультурной сфере, АНОВО «Московский международный университет», г. Москва, E-mail: ruzmarti@yandex.ru Н.Г. Чаган, д-р пед. наук, проф. каф. маркетинга и рекламных коммуникаций в социокультурной сфере, АНОВО «(Московский международный университет», г. Москва, E-mail: nchagan@yandex.ru

ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования миссии в творческих организациях. В частности, исследуются пять важных факторов, которые необходимо учитывать при выработке миссии любой организации и основные ее компоненты. Изучены основные составляющие миссии, которые важны при определении стратегии творческой организации и способствуют достижению поставленных в организации целей. Исследованы четыре фазы процесса выработки основных целей организации. В качестве примера рассмотрена миссия лидирующего российского книжного издательства «Эксмо». Автор делает вывод о том, что определение миссии имеет очень важное значение в деятельности как мелких, так и для крупных учреждений культуры (регионального и федерального значения).

Ключевые слова: миссия, стратегическое управление, конкурентная среда, цель, творческая организация.

В современных условиях рынка и конкурентной среды определение миссии в творческих организациях является основанием для дальнейшего правильного планирования их деятельности и определения общих стратегических целей.

По мнению известного американского предпринимателя Стива Бланка, - миссия организации может стать эффективным инструментом управления, если она содержит как описание задач, которые необходимо выполнить, так и обоснование этих задач.

Миссия должна отвечать на вопросы:

• зачем люди приходят на работу,

• чем они занимаются;

• как определяют, что они делают это хорошо [1, с. 185].

Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. По мнению Филиппа Котлера, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

• история фирмы, в процессе которой вырабатывалась ее философия, формировался профиль и стиль деятельности, место на рынке и т. д.;

• стиль поведения и способ действия собственников и менеджмента компании;

• окружающая среда организации (существующий потенциал, возможности и угрозы);

• ресурсы, которые организация может использовать для достижения своих целей;

• отличительные особенности, которыми обладает организация.

Таким образом, хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация, и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от ее конкурентов (или от других, подобных ей организаций). Большинство формулировок миссий содержат правильные слова вроде «люди - наш важнейший актив», «мы будем лучшими в своем деле», «наша цель - превзойти ожидания», «наша цель - обеспечить акционерам доходы выше средних». «Ленивый» способ сформулировать миссию - просто соединить все это в любом порядке [2, с. 261].

Основными компонентами миссии являются:

• продукты или услуги, которые производит предприятие, то есть круг удовлетворяемых потребностей.

• категории целевых групп потребителей.

• применяемые управленческие технологии и функции, то есть способ удовлетворения нужд потребителей.

• конкурентные преимущества.

• философия бизнеса.

О важности корпоративной миссии писал один из авторитетнейших консультантов по стратегиям управления Питер Друкер: «Миссия нацелена на побуждение организации к деятельности. Она определяет особые стратегии, которые нужны для достижения главных целей. Она создает дисциплину в компании. Только она может предотвратить вырождение и гибель организаций, особенно крупных. Среди признаков вырождения - распыление ресурсов (которые всегда ограничены) на то, что выглядит «интересным» или «прибыльным», вместо концентрации на очень маленьком количестве продуктивных действий» [3, с. 278].

Его словам вторит генеральный директор компании «Кон-гресс-Пром-Инвест», один из самых успешных российских биз-нес-коучей, Вадим Котельников: «Не зная миссии компании, сотрудники будут воспринимать свою работу лишь как обязанность, она не будет их вдохновлять. Японцы говорят: «Бесполезно грести сильнее, если ты гребешь в неправильном направлении» и «Видение без действия - это мечта, а действия без видения - это кошмар». Людей вдохновляет, притягивает и заряжает энергией великое, а не мелкие житейские цели». Он сожалеет о том, что значение миссии осознали еще не все российские руководители.

В качестве удачного примера корпоративной миссии можно привести миссию лидирующего российского книжного издательства «Эксмо», которая звучит следующим образом: «Открывать людям возможности для проведения досуга, развития и вдохновения, создавая многообразие книг и обеспечивая их доступность» [4]. Миссия издательства лаконична и понятна, отражает сферу деятельности организации и ее ценности. Надо отметить, что до сих пор большая часть творческих учреждений нашей страны не заявляет о своей миссии. Если просмотреть корпоративные сайты даже очень известных и крупных учреждений культуры или творческих коллективов (среди них Московский международный дом музыки, Национальный филармонический оркестр России, Государственный Эрмитаж и другие), независимо от того государственные они или частные, то чаще всего на них найдешь информацию об истории учреждения, о его работниках (исполнителях, режиссерах и т. д.), но ничего о том, к чему стремится данный коллектив, о его целях, направлениях развития и т. д. В том числе и миссии, о существовании которой организация обычно заявляет публично. Иногда можно встретить пример «развёрнутой» миссии, которая представляет собой не лаконичную формулировку, а развёрнутый текст. Такова миссия Большого театра или Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырёх фаз:

1) выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;

2) установление общих целей (для организации в целом);

3) построение иерархии целей;

4) установление индивидуальных целей.

Примером стратегических целей компании могут быть следующие: рост рентабельности капитала (с точным указанием процента); совершенствование качества продукции; увеличение объема продаж и др. Если цели коммерческих предприятий зачастую связаны с увеличением доходов, то некоммерческие организации, к которым чаще всего относятся учреждения культуры, обычно преследуют и другие цели. Филипп Котлер и Джоан Шефф приводят следующие стратегические цели, которые могут ставить перед собой некоммерческие организации:

1. Увеличение прибыли. Постановка данной цели, как правило, связана с желанием аккумулировать средства для дальнейшего развития коллектива (обретение собственной площадки, ремонт уже существующей и т. д.)

2. Увеличение количества потребителей, то есть числа людей, пользующихся услугами организации, зрителей и т. д. Зачастую число потребителей является важным показателем для спонсоров при принятии решения о сотрудничестве с творческой организацией.

Библиографический список

3. Нацеленность на аншлаг - особенно актуально для организаций с фиксированной пропускной способностью. В данном случае, организация разрабатывает маркетинговый план, направленный на привлечение как можно большего числа зрителей используя скидки, специальные предложения и т. п. Если потенциальное количество людей стремящихся купить билеты, превышает вместимость, организация может увеличить цены на билеты, чтобы увеличить прибыль.

4. Покрытие затрат - цель, связанная, прежде всего, с преодолением дефицита бюджета организации. Речь идёт о привлечении дополнительных внебюджетных средств.

5. Максимальное удовлетворение продюсера, руководства организации. Эта цель связана с репертуарной политикой, привлечением тех или иных исполнителей, с воплощением художественных замыслов. Главное - найти баланс между возможностями и интересами организации и публикой для обеспечения устойчивого развития и процветания организации [5, с. 173].

Таким образом, определение миссии имеет важное значение в деятельности как мелких, так и для крупных учреждений культуры (регионального и федерального значения). Первым это помогает ощутить значимость своей деятельности для общества, несмотря на небольшие размеры и скромные возможности. Вторые благодаря этому могут сплотиться и увидеть общий смысл и конечные результаты своего труда за отдельными раздробленными процессами, протекающими в каждом структурном подразделении.

1. Стив Бланк. Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов. Москва, 2014.

2. Филип Котлер. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. Москва, 2012.

3. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. Москва, 1999.

4. Издательство Эксмо. Корпоративный сайт. Available at: https://eksmo.ru/publishers/mission/

5. Котлер Ф., Д. Шефф. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. Москва: Изд. Классика XXI век, 2004.

References

1. Stiv Blank. Chetyre shaga k ozareniyu. Strategii sozdaniya uspeshnyh startapov. Moskva, 2014.

2. Filip Kotler. Marketing ot A do Ya. 80 koncepcij, kotorye dolzhen znat'kazhdyjmenedzher. Moskva, 2012.

3. Druker Piter F. Zadachimenedzhmenta vXXI veke. Moskva, 1999.

4. Izdatel'stvo 'Eksmo. Korporativnyj sajt. Available at: https://eksmo.ru/publishers/mission/

5. Kotler F., D. Sheff. Vse bilety prodany. Strategiimarketinga ispolnitel'skih iskusstv. Moskva: Izd. Klassika XXI vek, 2004.

Статья поступила в редакцию 29.09.17

УДК 159.923.2

Eliseyeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University of N.F. Katanov (Abakan, Russia),

E-mail: elistony@ yandex.ru

Platonova M.S., senior teacher, Khakass State University of N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: s.mariana@list.ru

Korniyenko A.V., senior teacher, Khakass State University of N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: iggdrasil01@yandex.ru

PSYCHOLOGICAL ASPECT OF FORMATION OF ANTI-CORRUPTION BEHAVIOUR IN STUDENTS. In the article psychological readiness of students for anti-corruption behavior is surveyed. The conducted research, in the form of a questionnaire, shows that most of the students have a high and average levels of valuable installations, comprehension of the need of compliance with laws, respect for them, the valuable attitude towards ethical standards of society is created. The article reveals the fact that the problem of the article helps in matters of prophylaxis of offenses of the youth.

Key words: anti-corruption behavior, education, corruption, students, bribery, extortion.

А.П. Елисеева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

Е-mail: elistony@ yandex.ru

М.С. Платонова, ст. преп. Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: s.mariana@list.ru

А.В. Корниенко, ст. преп. Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан,

E-mail: iggdrasil01@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

В статье рассматривается психологическая готовность студентов к антикоррупционному поведению. Проведённое исследование, в виде анкетного опроса, показало, что у большинства обучающихся сформирован высокий и средний уровень ценностных установок, понимание необходимости соблюдения законов, уважительного отношения к ним, ценностное отношение к нравственным нормам общества. В статье также затронуто и то, что поставленная в исследовании проблема имеет значение для профилактики правонарушений молодёжной аудитории.

Ключевые слова: антикоррупционное поведение, воспитание, коррупция, студенты, взяточничество, вымогательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.