Научная статья на тему 'Психологическое благополучие обучающихся как условие профилактики суицидального риска в молодёжной среде вуза'

Психологическое благополучие обучающихся как условие профилактики суицидального риска в молодёжной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
174
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SAFETY / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калягина Е.А., Гурова О.П., Корниенко А.В.

В статье представлена концепция психологического благополучия образовательной среды, описаны факторы риска, влияющие на образовательный процесс. Раскрыты основные направления изучения феномена «психологическое благополучие», в рамках позитивной психологии. Приведены результаты мониторинга уровня психологического здоровья и тенденций суицидального риска обучающихся. Представлен содержательный анализ векторов психологического здоровья, физического компонента здоровья и психического компонента здоровья. Намечены направления профилактической работы, с целью повышения психологического благополучия и безопасности образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калягина Е.А., Гурова О.П., Корниенко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF TRAININGS AS THE CONDITION OF PREVENTION OF SUICIDAL RISK IN THE YOUTH ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION

The article presents a concept of the psychological well-being of the educational environment, describes the risk factors that affect the educational process. It outlines the main directions in the study of the phenomenon of “psychological well-being”, in the framework of positive psychology. The results of monitoring of the level of psychological health and trends of suicidal risk of students are given. A meaningful analysis of the vectors of psychological health, the physical component of health and the mental component of health is presented. The directions of preventive work have been outlined, with the aim of increasing the psychological well-being and safety of the educational environment.

Текст научной работы на тему «Психологическое благополучие обучающихся как условие профилактики суицидального риска в молодёжной среде вуза»

УДК 159

Kalyagina E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy in Education, Khakass State University of N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: kalyagina_ea@rambler.ru Gurova O.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy in Education, Khakass State University of N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: opgurova@mail.ru

Kornienko A.V., senior teacher, Department of Psychology and Pedagogy in Education, Khakass State University of N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: iggdrasil01@yandex.ru

PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF TRAININGS AS THE CONDITION OF PREVENTION OF SUICIDAL RISK IN THE YOUTH ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION. The article presents a concept of the psychological well-being of the educational environment, describes the risk factors that affect the educational process. It outlines the main directions in the study of the phenomenon of "psychological well-being", in the framework of positive psychology. The results of monitoring of the level of psychological health and trends of suicidal risk of students are given. A meaningful analysis of the vectors of psychological health, the physical component of health and the mental component of health is presented. The directions of preventive work have been outlined, with the aim of increasing the psychological well-being and safety of the educational environment.

Key words: psychological well-being, psychological safety, risk factors, educational environment, prevention.

Е.А. Калягина, канд. психол. наук, доц., зав. каф. психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет», г. Абакан, E-mail: kalyagina_ea@rambler.ru

О.П. Гурова, канд. пед. наук, доц., каф. психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет», г. Абакан, E-mail: opgurova@mail.ru

А.В. Корниенко, ст. преподаватель каф. психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет», г. Абакан, E-mail: iggdrasil01@yandex.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В статье представлена концепция психологического благополучия образовательной среды, описаны факторы риска, влияющие на образовательный процесс. Раскрыты основные направления изучения феномена «психологическое благополучие», в рамках позитивной психологии. Приведены результаты мониторинга уровня психологического здоровья и тенденций суицидального риска обучающихся. Представлен содержательный анализ векторов психологического здоровья, физического компонента здоровья и психического компонента здоровья. Намечены направления профилактической работы, с целью повышения психологического благополучия и безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: психологическое благополучие, психологическая безопасность, факторы риска, образовательная среда, профилактика.

Важное место в образовательном процессе занимает психологическое благополучие и здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. С введением ФГОС изменился не только социальный заказ - на государственном уровне признана задача развития ребёнка в качестве основного результата и основной ценности образовательных воздействий. Одним из условий нормализации развития обучающихся является ранняя профилактика социальной дезадаптации, редукция социальных и психологических девиаций, в том числе риска суицидального поведения.

Мониторинг профилактики суицидального поведения молодёжи позволяет констатировать, что в настоящее время в этой работе существует ряд нерешенных вопросов и факторов риска в образовательной среде: это кадровое обеспечение и профессиональная подготовка специалистов образовательных организаций; дефицит психологов, социальных педагогов, сексологов, который негативно сказывается на эффективности первичной профилактики суицидального риска; недостаточно современное программно-методическое и материально-техническое обеспечение профилактической деятельности, отсутствие эффективных технологий работы с детьми и молодёжью по профилактике суицидального поведения; трудности педагогического, ученического и родительского коллектива в конструктивном решении проблемы, связанные с данными поведенческими реакциями по причине нарушения конфиденциальности, профессиональной этики, страха обсуждения данной темы.

Одной из причин роста суицидального поведения в молодёжной среде является свободный доступ к сайтам сети Интернета, содержащим вредную и опасную для жизни молодых людей информацию. Очевиден рост мобильной и Интернет-зависимости у современной молодёжи, а также романтизация самоубийств в средствах массовой информации, на телевидении, кинофильмах, музыкальных клипах и других объектов массовой культуры.

Проблема психологического благополучия была актуальна всегда, но до настоящего времени большая часть внимания уделялась решению проблем напрямую связанных с выживанием и поддержанием минимально приемлемого уровня благополучия. Ныне же сформировалось новое направление «позитивная психология», целью, которого является повышение качества жизни и психического состояния [1].

Психологическое благополучие стало объектом научного исследования после того как в 1957 году Всемирная организация здравоохранения сформулировала и ввела в свой устав понятие «психического здоровья», которое было определено как «состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества» [2].

В научный обиход термин «психологическое благополучие» ввел Н. Бредбёрн [3], определяя его как субъективное ощущение счастья и общей удовлетворенностью жизнью.

Психологическое благополучие, могло бы стать универсальным, обобщающим понятием в понимании здоровой, гармонично развитой личности, а понятие «психологическое неблагополучие» - промежуточным конструктом в дихотомии «здоровье - болезнь». Но статус данного понятия до конца еще не определен и нет единства в понимании его содержания [4].

В зарубежной литературе психологическое благополучие определяют как динамическую характеристику личности, которая включает субъективные и психологические составляющие, а также связана с адаптивным (здоровым) поведением [5].

Значимым, нам представляется и вклад в разработку содержания данного понятия отечественных исследователей П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой. Они различают актуальное психологическое благополучие - то есть степень реализован-ности основных компонентов позитивного функционирования и идеальное психологическое благополучие - то есть степень направленности на реализацию компонентов позитивного функционирования [6]. При этом психологическое благополучие рас-

сматривается как тождественное понятие с психологическим здоровьем или как структурный компонент более широкого понятия психологического благополучия.

Цель исследования: в нашем пилотажном исследовании была предпринята попытка осуществить мониторинг психологического здоровья обучающихся первого курса и выявление тенденций суицидального риска.

Эмпирические задачи исследования:

1. Выявить уровень психологического здоровья обучающихся первого курса направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогического образования» и 44.03.01 «Педагогическое образование».

2. Выявить наличие суицидальных тенденций у обучающихся первого курса направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогического образования» и 44.03.01 «Педагогическое образование».

Методики исследования: опросник SF-36, апробация методики была проведена «Институтом клинико-фармакологических исследований» (Санкт-Петербург); Индивидуальная модель психологического здоровья А.В. Козлова; Опросник суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой.

Выборка исследования: студенты бакалавры по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогического образования» на базе двух структурных подразделений ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»: Институт непрерывного педагогического образования, Институт филологии и межкультурной коммуникации (N=94).

Результаты и обсуждение

В результате обработки данных по методике Индивидуальная модель психологического здоровья А.В. Козлова были получены следующие значения (таб. 1).

Все сферы психологического здоровья согласно средним значениям по выборке испытуемых находятся на среднем уровне. Наиболее выраженные значения, приближающиеся к высоким, отмечаются по двум векторам психологического здоровья: стратегическому вектору (М=7,1), что характеризует выборку в целом как направленную на достижение цели, стремление доводить начатое дело до конца, получая удовольствие в процессе работы; интеллектуальный вектор (М=7), свидетельствует о достаточно развитых когнитивных способностях обучающихся, к анализу, синтезу и другим абстрактным операциям мышления. Просоциальный вектор (М=6) содействует внутренней согласованности личности, адекватной самооценке через интеллектуальное развитие личности, а также активности в социальных контактах и открытости новому опыту. Творческий вектор (М=6) отвечает за креативное мышление, способность нестандартно мыслить, творческий подход к обучению и усвоению нового. Духовный вектор (М=6) характеризует выборку в целом как способную к альтруистическим поступкам, толерантную к межкультурным различиям.

В результате обработки данных по опроснику SF-36 (опросник качества жизни) были получены следующие значения (таб. 2).

Самые высокие показатели по выборке отмечаются по шкале физическое функционирование (М=86), что можно оценивать как высокий уровень жизненной активности, сопровождающийся высоким жизненным тонусом, хорошим самочувствием. По

Таблица 1

Средние значения векторов психологического здоровья (N=94)

№ Наименование шкалы Среднее значение (М)

1 Стратегический вектор 7,1

2 Просоциальный вектор 6

3 Я-вектор 5

4 Творческий вектор 6

5 Духовный вектор 6

6 Интеллектуальный вектор 7

7 Семейный вектор 6

8 Гуманистический вектор 5

шкале социальное функционирование также были получены высокие средние значения (М=78,3), данный показатель характеризует степень социальной активности личности и удовлетворенность собственными социальными контактами и активностью. Высокие показатели по шкале интенсивность боли (М=71) свидетельствуют о том, что испытуемые способны к совершению интенсивных движений, без наличия болевых синдромов, чем ниже показатель, тем выше болевые ощущения. Показатели по шкале Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (М=68) также можно отнести к высоким в целом по выборке, данные можно интерпретировать, как способность владеть собственными эмоциями, осуществлять социальные роли в полном объеме. Показатель психическое здоровье является интегративным и описывает общий фон настроения испытуемых (М=67,3), полученные данные можно понимать как преобладание стенических эмоций и ровного эмоционального фона.

По опроснику суицидального риска в модификации Т.Н. Разуваевой явных суицидальных тенденций не было выявлено, однако, были получены высокие показатели по шкалам: социальный пессимизм и несостоятельность, полученные данные можно интерпретировать как склонность к неадекватной самооценке, занижении собственных достоинств, отрицательной «Я-концепции».

Выводы

1. В целом был выявлен высокий уровень психологического здоровья у обучающихся первого курса, наиболее высокие показатели можно выделить по физическому компоненту здоровья, что определенно можно понимать как высокий уровень физического здоровья, хороший жизненный тонус и активность.

2. Был выявлен высокий уровень эмоционального контроля у обучающихся, способность контролировать собственное поведение и в целом преобладание стенических эмоций над депрессивными и дезорганизующими.

3. Явных тенденций суицидального риска у обучающихся первого курса выявлено не было, однако, можно отметить наличие негативной «Я-концепции» и неприятие некоторых аспектов окружающей социальной реальности.

Таблица 2

Средние значения показателей качества жизни (М=94)

№ Наименование шкалы Среднее значение(М)

Физическое функционирование (Physical Functioning - PF) 86

Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Physical Functioning - RP) 68

Интенсивность боли (Bodily pain - BP) 71

Общее состояние здоровья (General Health - GH) 66

Жизненная активность (Vitality - VT) 59,3

Социальное функционирование (Social Functioning - SF) 78,3

Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (RoleEmotional - RE) 68

Психическое здоровье (Mental Health - MH) 67,3

Физический компонент здоровья -1,7

Психический компонент здоровья 9,3

Библиографический список

1. Воронина А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа. Сибирский психологический журнал. 20о5; 3: 142 - 145.

2. Уланова Наталья Николаевна Подходы к пониманию здоровья. Наука молодых - Eruditio Juvenium. 2013; 1: 56 - 60.

3. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Томск, 2002.

4. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическое благополучие семьи, воспитывающей ребёнка с интеллектуальной недостаточностью. Образование и наука. 2017; 1: 143 - 156.

5. Некрасов Василий Васильевич, Сушков Сергей Васильевич Основные подходы к изучению субъективного благополучия в отечественной и зарубежной литературе. Вестник ГУУ. 2014; 5: 231 - 237.

6. Аверьянова О.Ю., Шавшаева Л.В. Психологическое благополучие личности. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2016: Издательство: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (Саранск): 10 - 15.

References

1. Voronina A.V. Problema psihologicheskogo zdorov'ya i blagopoluchiya cheloveka: obzor koncepcij i opyt strukturno-urovnevogo analiza. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2005; 3: 142 - 145.

2. Ulanova Natal'ya Nikolaevna Podhody k ponimaniyu zdorov'ya. Nauka molodyh - Eruditio Juvenium. 2013; 1: 56 - 60.

3. Voronina A.V. Ocenka psihologicheskogo blagopoluchiya shkol'nikov v sisteme profilakticheskoj i korrekcionnoj raboty psihologicheskoj sluzhby. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Tomsk, 2002.

4. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A. Psihologicheskoe blagopoluchie sem'i, vospityvayuschej rebenka s intellektual'noj nedostatochnost'yu. Obrazovanie i nauka. 2017; 1: 143 - 156.

5. Nekrasov Vasilij Vasil'evich, Sushkov Sergej Vasil'evich Osnovnye podhody k izucheniyu sub'ektivnogo blagopoluchiya v otechestvennoj i zarubezhnoj literature. Vestnik GUU. 2014; 5: 231 - 237.

6. Aver'yanova O.Yu., Shavshaeva L.V. Psihologicheskoe blagopoluchie lichnosti. Materialy Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskojkonferencii. 2016: Izdatel'stvo: Mordovskij gosudarstvennyj pedagogicheskij institut imeni M.E. Evsev'eva (Saransk): 10 - 15.

Статья поступила в редакцию 08.10.17

УДК 159.9:35

Lebedev I.M., senior lecturer, Department of SPPK, National Research Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: Lebedev26@mail.ru

INTERGROUP WORK OF MANAGEMENT CONSULTANTS IN ORGANIZATIONS: A MULTIDISCIPLINARY APPROACH.

Intergroup work of management consultants is a method of intense collective search for effective solutions in situations where traditional methods of decision-making do not give the desired effect. Inter-group work in organizations includes a number of procedures - exchange of views on the state of the organization and its prospects, developed each of the positional groups; analysis of the situation and most urgent problems of the organization. The intergroup work helps to form a concept of the development of an organization, which is reflected in the reform of the project. The author concludes that intergroup work will solve the managerial problems of modern organizations at a new level, intensify the involvement of the profession of students to use acquired experience in teaching.

Key words: social psychology of work, management consultant, management psychology, work, intergroup work.

И.М. Лебедев, ст. преп. каф. СППК, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, E-mail: Lebedev26@mail.ru

МЕЖГРУППОВАЯ РАБОТА КОНСУЛЬТАНТА

ПО УПРАВЛЕНИЮ В ОРГАНИЗАЦИЯХ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Межгрупповая работа консультанта по управлению представляет собой метод интенсивного коллективного поиска эффективных решений в ситуациях, когда традиционные методы выработки решений не дают требуемого эффекта. Межгрупповая работа в организациях включает ряд процедур - обмен представлениями о состоянии организации и её перспективах, выработанных каждой из позиционных групп; анализа ситуации и наиболее актуальных проблем организации. В ходе межгрупповой работы строится концепция развития организации, которая находит отражение в проекте преобразований. Автор делает вывод о том, что «межгрупповая работа» позволит решать управленческие проблемы современной организации на новом уровне, активизировать вовлечение в профессию студентов - будущих специалистов, использовать накопленный опыт консультирования в преподавании.

Ключевые слова: социальная психология труда, консультант по управлению, психология управления, работа, межгрупповая работа.

Известно, что управленческое консультирование как вид деятельности существовало с древних веков и проявлялось в передаче опыта наиболее удачливых руководителей молодым работникам, в обучении специалистов, в проведении исследовательских работ по проблемам функционирования и развития организаций.

Как отдельный вид деятельности управленческое консультирование стало активно выделяться на рубеже 19 и 20 веков - в период бурного развития промышленности и общественных преобразований, связанных промышленной революцией [1].

Дальнейшее развитие управленческого консультирования, как вида деятельности, получило развитие в части обобщения полезного опыта удачливых предпринимателей и менеджеров специалистами в области различных наук (системных исследований, психологии, менеджмента и т. д.).

Особую интенсивность имели процессы изучения международного опыта: американского, немецкого, японского, советского и т. д. Однако обобщение опыта не всегда заканчивалось рекомендациями по применению его не только в рамках отдельных стран, но и для конкретных отраслей и фирм.

Методы моделирования и исследования операций, а также другие новые методы, применявшиеся вначале в крупных компаниях и военных целях, быстро нашли место в управлении фирмами различных размеров и обществом в целом, что обогатило деятельность консультантов.

Бурное развитие мировой экономики и формирование транснациональных корпораций во второй половине 20 века в сочетании со стремительным прогрессом науки и техники, обусловили рост спроса на консалтинговые услуги. В этот период было создано огромное количество новых фирм, профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.