Научная статья на тему 'Значение международного права в сфере защиты прав человека'

Значение международного права в сфере защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1746
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / государство / взаимодействие / международное право / защита прав человека / ООН / международные организации / международные договоры.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Н.Д., Сарбаев Г.М., Иванова Ю.А.

Международное право в области прав человека занимается установлением обязательств, которые государства должны соблюдать. Присоединяясь к международным договорам, государства принимают на себя обязательства и обязанности в соответствии с международным правом по уважению, защите, осуществлению и претворению в жизнь прав человека. Обязательство уважать права человека относится к обязанности государств воздерживаться от вмешательств или ограничений на пути осуществления прав человека. Обязательство защищать означает то, что государство призвано ограждать отдельных лиц и групп от нарушений прав человека. Обязательство по выполнению предполагает, что государства должны принимать положительные позитивные меры по содействию осуществлению основных прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение международного права в сфере защиты прав человека»

G^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^D

DOI:10.24412/2076-1503-2021-7-36-42 ЭРИАШВИЛИ Нодари Дарчоевич,

NIION: 2018-0076-7/21-003 профессор кафедры гражданского и трудового права,

MOSURED: 77/27-023-2021-07-202 гражданского процесса Московского университета

МВД России

имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор,

e-mail:professor60@mail.ru

САРБАЕВ Григорий Михайлович,

адвокат, общественный деятель, член Европейской ассоциации юристов, доктор права,

e-mail: Greg@zakonoved.com

ИВАНОВА Юлия Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Правовое обеспечение национальной безопасности» Российского технологического университета - МИРЭА,

e-mail: julia-ivanova-77@yandex.ru

ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. Международное право в области прав человека занимается установлением обязательств, которые государства должны соблюдать. Присоединяясь к международным договорам, государства принимают на себя обязательства и обязанности в соответствии с международным правом по уважению, защите, осуществлению и претворению в жизнь прав человека. Обязательство уважать права человека относится к обязанности государств воздерживаться от вмешательств или ограничений на пути осуществления прав человека. Обязательство защищать означает то, что государство призвано ограждать отдельных лиц и групп от нарушений прав человека. Обязательство по выполнению предполагает, что государства должны принимать положительные позитивные меры по содействию осуществлению основных прав человека.

Ключевые слова: Российская Федерация, государство, взаимодействие, международное право, защита прав человека, ООН, международные организации, международные договоры.

ERIASHVILI Nodari Darchoevich,

professor department of the civil and labor law, civil process of the «Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation named after V.Y. Kikot», doctor of economics, candidate of law, candidate of historical, professor

SARBAYEV Grigory Mikhailovich,

lawyer, public figure, member of the European Association of Lawyers,

Doctor of Law. e-mail: Greg@zakonoved.com

IVANOVA Yulia Aleksandrovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department "Legal Support of National Security"

of the Russian Technological University - MIREA.

THE IMPORTANCE OF INTERNATIONAL LAW IN THE FIELD OF HUMAN RIGHTS PROTECTION

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

Annotation. International human rights law deals with the establishment of obligations that States must comply with. By joining international treaties, States assume obligations and obligations in accordance with international law to respect, protect, implement and implement human rights. The obligation to respect human rights refers to the obligation of States to refrain from interfering with or restricting the enjoyment of human rights. The obligation to protect means that the State is called upon to protect individuals and groups from human rights violations. The obligation to fulfil implies that States should take positive positive measures to promote the enjoyment of fundamental human rights.

Key words: Russian Federation, state, interaction, international law, human rights protection, UN, international organizations, international treaties.

В сфере защиты прав человека одна из наиболее ключевых позиций принадлежит международным организациям. Таких организаций множество, но вопрос не в количестве, а в эффективности их деятельности и подхода к проблеме защиты прав человека. Учитывая все происходящие изменения в мире, а также вызовы XXI века, организации ставят новую задачу: понять, в чем заключается их новая роль. Для этого организации сосредотачиваются не только на своей основной деятельности, но и на анализе изменений, которые существенно влияют на их политику. Действительно, основной подход к вопросу реализации прав и свобод практически неизменен, в то время как практика реализации постоянно обогащается опытом, ошибками и достижениями современности.

Возможно, наиболее многогранным изменением становится растущая демократизация и активное участие гражданского общества в вопросах защиты прав человека. Это прослеживается даже в не развивающихся странах, которые так же играют интенсивную роль в процессах глобализации (например, появление таких стран, которые определят себя, как «глобальный юг», привело, в свою очередь, к появлению новых требований, направлений и способа действия в отношении многих вопросов).

Современный мир начинает осознавать, что инициативная роль демократии не всегда совпадает с ростом всеобщего уважения прав человека. В связи с этим непостоянно разрешенными оказываются следующие вопросы: какой подход необходим, а точнее станет наиболее эффективным для защиты уязвимых групп, как следует осуществлять мониторинг надлежащего функционирования институтов, поддерживающих демократию и обеспечивающих соблюдение законов, которые должны в равной мере применяться ко всем.

В обществе часто присутствует степень неудовлетворенности неспособностью демократий преодолевать препятствия и вызовы на пути эффективной реализации множества стратегий. Постоянное и растущее социальное неравенство, крупные масштабы бедности, отсутствие прямой подотчетности государственной власти приводят к

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

разочарованиям и недоверию не только внутри политических режимов, но и в самих правозащитных организациях. Это приводит к желанию граждан активно участвовать в принятии множества стратегических решений, к новым формам такого участия, что, зачастую, выражается в протестах, демонстрациях, которые за последние годы стали массовыми. Значительными достижениями безусловно стали дискуссии о терпимости и защите прав граждан.

По сути, правозащитные организации - это организации так называемой «доброй воли», которые отказываются от интересов рынка, стремящегося максимизировать прибыль и политических объединений, стремящихся сосредоточить власть. В этом смысле правозащитные организации представляют собой «микро-державы», которые способны как стабилизировать, так и наоборот, дестабилизировать политическую власть, а также иногда создавать трудности лидерам различных государств, особенно когда речь идет о требованиях справедливости, основанной на правах человека. Однако это не означает, что они располагают более широкими полномочиями, чем те, которые предписаны, например, их уставом.

Возможно, новое беспокойство правозащитных организаций основано на переопределении их ролей, в особенности, когда они связываются негативными оценками со стороны политической власти. Как в современных условиях правозащитной организации проявить себя, оказать существенное влияние на государственную власть и в тоже время сохранить во многом ведущую роль в вопросах реализации защиты прав человека.

Правозащитные организации не являются «представительными» в самом строгом смысле слова, поскольку они не стремятся действовать от имени отдельных лиц или групп.

Учитывая значительную сложность общества и многочисленные связи между социальными явлениями, не представляется возможным предсказать исход конкретного действия, предпринятого правозащитной организацией. Например, проигрыш в судебном иске может привести к неожиданным последствиям: таким как невозможность, поддержать права человека в условиях

обеспокоенности, вызванной некоторой несправедливостью. С другой стороны, отчеты о серии несправедливых практик просто остаются неизученными. Поэтому необходимо надеяться на то, что шанс на успешное укрепление уважения к правам человека будет увеличиваться в соответствии с растущим разнообразием организаций и их стратегий действий.

Возможности для продвижения прав человека могут возникнуть в результате ряда краткосрочных и долгосрочных действий, структурных и экономических мероприятий или действий, имеющих общественное и дипломатическое воздействие. Вместо того чтобы пытаться придерживаться линии поведения, которая теоретически более эффективна, чем остальные, Международным неправительственным организациям в большей степени следует разрабатывать свои стратегии на основе того, что они считают необходимым и осуществимым, в соответствии с имеющимися в их распоряжении людскими, финансовыми и политическими ресурсами. Важно помнить, что настойчивость, последовательность и целостность являются секретными ключами к успеху в этой области в том числе.

Хотя планирование, организация и оценка, безусловно, важны, следует помнить, что преувеличенный уровень профессионализма может породить бесконечные проблемы, такие как бюрократия, отсутствие гибкости и большая зависимость от финансовых ресурсов [6, 7]. Во многом успех многих организаций связан с их способностью рисковать, ставить цели, менять планы, тестировать несколько стратегий и использовать различные возможности. Чрезмерно регулируемые организации гражданского общества, отсутствие гибкости и растущая зависимость от громоздких профессиональных, финансовых и организационных ресурсов могут подорвать независимость и жизнеспособность правозащитных организаций.

Наиболее приемлемый способ справиться с чрезвычайной социальной сложностью, низкой предсказуемостью и снижением контроля над результатами действий — это, в первую очередь, стремление повысить множественность организаций. Вместо того чтобы участвовать в братоубийственном состязании за репутацию, тематическую монополию, освещение в средствах массовой информации и борьбой за финансовые ресурсы, организации должны действовать более согласованно, потому что изменения часто могут быть вызваны сочетанием различных и чаще всего независящих факторов, а не деятельностью одной организации. Что касается внутреннего функционирования организаций, то они должны быть более плюралистичными в различных аспектах.

Предоставление возможности о внесении предложений различным группам людей с разными талантами, опытом и взглядами может помочь привести к более позитивному подходу в области прав человека [3, 4, 5].

Мир постоянно сталкивается с появлением новых форм борьбы за признание прав человека и новых требований к благополучию и лучшей жизни. Технологические и экологические изменения сильно влияют на то, как люди относятся друг к другу и организуют себя как общество. Все эти изменения также требуют постоянного обновления, расширения и восстановления механизмов, обеспечивающих моральную поддержку для руководства социальным взаимодействием, а также взаимоотношениями общества с различными формами власти, чтобы гарантировать уважение и заботу обо всех людях и реализации их прав [8].

Очевидно, что нормативный подход к правам человека не должен отвлекать от их политического и социального измерения. Строгие стандарты равенства и резкие требования свободы и достоинства, несомненно, наталкиваются на препятствия, которые характерны для властных структур всех видов обществ. Иерархии и злоупотребления в какой-то мере существуют во всех обществах в большей или меньшей степени. Отсюда следует, что любой процесс изменений, включающий права человека в качестве цели, должен учитывать необходимость функционирования как в рамках социальных структур, так и политических институтов. Другими словами, идеал прав человека необходимо расширять с помощью образования и культуры. Кроме того, права человека должны быть признаны не подлежащими обсуждению для тех, кто стремится к законному осуществлению власти в обществе [1].

Новые информационные и коммуникационные технологии, очевидно, оказывают влияние на область прав человека, как и практически на все другие сферы жизни. Монополия на информацию существенно разрушается, а фактор времени все больше усекается. Оба эти явления чрезвычайно позитивны для процесса социального освобождения, в котором конкурирует универсальная моральная идея прав человека. В настоящее время перед организациями стоит сложная задача: понять, в чем заключается их новая роль, и найти способы изменения положения своих программ, чтобы помочь тем, кто стремится к социальным изменениям через реализацию прав человека [2]. Сегодня существует реальная возможность мобилизации большого количества людей для решения конкретных вопросов и тем. Технология также имеет неоценимое значение для регистрации всех видов нарушений прав человека и быстрого их доведения до сведения

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

всего мира. Эти новые события, однако, не заменяют необходимости Международным неправительственным организациям активизировать дискуссию. Искусственный, фрагментированный и кросс-тематический способ, которым люди, кажется, объединяются через Интернет, предоставляет огромную новую возможность для организаций генерировать более систематические и последовательные идеи, которые, при правильном распространении, вполне могут быть использованы в области прав человека с новой, современной позиции.

Учитывая, что права человека являются результатом определенного исторического контекста и ряда решений, принятых в определенное время и в определенном месте, они не обязательно оказывают одинаковое воздействие на различные культуры и общества. Однако в политическом плане права человека стали своего рода моральным якорем. Несмотря на систематические нарушения со стороны многих правительств, не желающих устранять культурную и другую напряженность в своих странах, режиму или правительству стало очень трудно утверждать, что такие нарушения прав являются легитимными.

Этот новый консенсус в отношении прав человека как предварительного условия для законного осуществления власти, однако, не означает, что споры между народами относительно их содержания или способов их реализации прекратились. Напряжение между индивидуалистическим и коммунитарным подходами к вопросам прав человека разделяет Восток и Запад. Более либеральные и социальные интерпретации делят Север и Глобальный Юг. Хотя предпринимаются усилия по уменьшению этих парадоксов и построению более гибкого дискурса, доказывающего неразрывность и взаимозависимость «поколений прав», факт заключается в том, что отдельные блоки стран сосредоточены только на том, что они считают удобным для них в этой широкой вселенной права человека.

Хотя эта напряженность может быть признаком законных различий между народами, она также может быть простой уловкой для стран, которые толкуют права человека более широко и избирательно, чтобы приуменьшить свое отсутствие приверженности делу. Государства избирательны, когда ссылаются на инструменты по правам человека и используют их.

Правозащитные Международные неправительственные организации при определении своих мандатов также в определенной степени обязаны ограничивать свою деятельность конкретными сферами в широкой области прав человека. Поскольку большинство организаций выбрали для себя международную роль со своей

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

базы в западных странах Севера, они, как правило, работали над повесткой дня, более сфокусированной на гражданских и политических правах, сталкиваясь со специфической проблемой борьбы с произвольными авторитарными правыми и левыми режимами по всему миру. Несмотря на огромное значение этих организаций, их деятельность стала подвергаться сомнению не только риторически теми, кто пытался уклониться от своих обязательств в области прав человека, но и теми, чья критика была более законной и кто осознавал, что одномерность и контроль над повестка дня в области прав человека подрывает само дело прав человека [9].

По мере того, как международная политика в области прав человека постепенно расширялась, традиционные превосходящие организации, такие как Amnesty International и Human Rights Watch, обязались квалифицировать свой дискурс и деятельность, расширяя сферу защищаемых прав и изменяя структуру их отношений с так называемыми региональными и местными организациями [10].

Эти изменения также постепенно оказали влияние на филантропическое и международное сотрудничество. Преобладающие идеи о том, что международные организации обязательно укоренены на Севере, и что Юг должен заниматься своей местной повесткой дня, были серьезно поставлены под вопрос Глобальным Югом.

Это была не чисто инструментальная критика, направленная на увеличение влияния организаций на Юге, а серьезный сдвиг, призванный придать более космополитический и целостный аспект правам человека. Со временем риторика гражданских прав стала восприниматься с подозрением из-за ее использования либеральными странами. С другой стороны, дискурс социальных прав также стал рассматриваться как лицемерное средство, используемое для сокрытия нарушений гражданских прав.

Всплеск оптимизма в области прав человека, произошедший в 1990-х годах, который отражался на Конференции в Рио-де-Жанейро (1992 год) и в Вене (1993 год), постепенно угас, поскольку стало очевидно, что приверженность новых демократий была частичной. Горячие споры по поводу включения положений, касающихся справедливости, верховенства права и безопасности, в новые цели развития тысячелетия (особенно сопротивление, оказанное странами Юга включению этих целей в интересах своих собственных народов), наглядно демонстрирует уровень напряженности. Риторика Север-Юг или Восток-Запад использовалась во многих обстоятельствах для сокрытия нарушений, исключения и произвольных действий

или просто для поощрения гегемонистских интересов.

Задача, с которой сталкиваются местные, региональные или международные организации, будь то Север или Юг, Запад или Восток, заключается в том, чтобы сосредоточиться на фундаментальном аспекте прав человека, который заключается в том, чтобы рассматривать каждого человека как цель в себе, и относиться к людям с равными уважением и вниманием во многих различных контекстах, в которых они оказываются.

Российская Федерация — это государство, которое ведет активную роль в процессе международно-правового координационного сотрудничества в сфере защиты прав человека. Конституция РФ впервые предметно и грамотно изложила принцип признания международных договоров и общепризнанных норм и принципов международного права неотъемлемой составной частью российской правовой системы, этот принцип проявляется в том, что Россия приняла обязательство исполнять положения ратифицированных ею международных договоров в области защиты прав человека. Это один из наиболее фундаментальных принципов правового демократического государства.

На современном этапе значительное, эффективное влияние на развитие российского законодательства в сфере защиты прав человека оказывают международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, а также общепризнанные нормы и принципы международного права.

Справедливым представляется то, что усиливающаяся роль международного права, регламентирующего сферу защиты прав человека, не означает, что роль национально-правового регулирования в данной области ставится под сомнение. Более того, не всегда международно-правовые стандарты в этой сфере представляются эталонными, так как порой неизбежно столкновение с объективно существующими изъянами, такими как обезличенные нормы, отсутствие учитывания специфики правовых систем конкретных государств.

Российская Федерация стремится совершенствовать национальное законодательство в сфере прав человека под воздействием норм международного права. В российскую правовую систему международные нормы внедряются посредством ратификации международно-правовых документов с их дальнейшей трансформацией (имплементацией). Этот способ способствует тому, что международные документы становятся составной частью национальной правовой системы и совместно участвуют в

формировании системы по защите прав человека. Особую роль в этом процессе играют постановления Европейского Суда по правам человека. Их особенная роль заключается в том, что содержащиеся в постановлениях позиции, которые выступающие с точки зрения судебных прецедентов, не являются источниками права в России, позволяют детально имплементировать нормы Конвенции о защите прав человека и основных свобод в национальное законодательство. Тем не менее, одна из существующих проблем, стоящая на пути создания полного и эффективного механизма импле-ментации международных норм по защите прав человека в российскую правовую систему, является проблема недоступности, а именно, не существования оправдавшей себя структуры по реализации мер, направленных на исполнение постановлений Европейского Суда по правам человека [13, 14].

Государства, связанные с гражданами на основе отношений подданства и гражданства, ратифицируя международные документы, принимают на себя добровольное обязательство добросовестным образом исполнять предписанные положения, а также всеми усилиями: законодательными, правоприменительными приближать национальные стандарты прав человека, где это возможно к общепринятым высоким стандартам, предусмотренными международным правом.

По мере развития общества и государства появлялась необходимость реализации дополнительных прав, которые еще в прошлом не рассматривались как одни из наиболее приоритетных, например, существенное значение права на участие в управлении делами государства появилось по мере приближения к идеям демократии и правового государства [11, 12].

На сегодняшний день человек с объемом его прав и свобод представляет не только значимость и ценность для многих цивилизованных правовых государств, таких как Российская Федерация, но и для международного сообщества. Права человека - это широко направленная категория, выходящая за пределы государств.

Считается, что широкомасштабный характер прав человека существовал не всегда. Что не парадоксально начало этому было положено в прошлом столетии, которое стало одновременно и трагичным для человечества и послужило огромным толчком на пути понимания необходимости предотвращения античеловеческих событий в дальнейшем. Принятие Всеобщей Декларации прав человека в 1948 году ознаменовала стремление международного сообщества и государств развиваться в этом направлении.

Безусловно, титаническая работа была проделана в направлении придания правам человека

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

универсального характера. Здесь следует, конечно, отметить роль Организации Объединенных Наций (ООН), деятельность ООН разносторонняя, но максимально эффективная. Одним из наиболее значимых направлений ее деятельности является популяризация идей всеобщего уважения прав человека [15].

Хотелось бы отметить, что для развития системы прав человека и наиболее эффективного их выполнения в Российской Федерации фундаментальная роль отводится практике Европейского Суда по правам человека. Во-первых, положения, изложенные в решениях ЕСПЧ в отношении РФ являются обязательными для национальных судов РФ, кроме того, национальные суды принимают во внимание решения ЕСПЧ в отношении других государств и ссылаются на них при необходимости. Это обусловлено тем, что практика ЕСПЧ входит в правовую систему РФ. Во-вторых, национальные суды РФ вправе учитывать не только правовые позиции, изложенные в постановлениях ЕСПЧ, но и иные заключения Суда, в том числе консультативные. В-третьих, практика ЕСПЧ представляет ценность в точки зрения ее толкования Конвенции о защите прав человека и основных свобод [16].

В современный период развития международной правовой системы, международное сообщество и большинство государств осознали, что для эффективной реализации прав человека недостаточно лишь их декларирования. В этой связи создаются новые, современные или совершенствуются существующие механизмы по максимальному соблюдению и действительной защите прав человека.

Список литературы:

[1] Аничкин А.С., Авакьян А.С., Агапов Д.С., Роль политического процесса в развитии Конституции Российской Федерации. Сборник материалов международной научной конференции по юридическим вопросам. Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. 2012, С. 27-33.

[2] Бурков А. Л., Применение Европейской конвенции о правах человека в российских судах. Журнал российского права. 2006, С. 264.

[3] Зорькин В.Д., Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации. Журнал Российского права. 2004 . С. 3-9.

[4] Кожевников О.А., Положения Европейского Суда по Правам Человека и Судебной Реформы в России. 2010 С. 15-22.

[5] Лаптев П. А., Российское правоведение и Европейский суд по правам человека. Журнал российского права. 2003, С.24-31.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

[6] Лукьянцев Г.Е., Европейские стандарты в области прав человека: теория и практика Европейской конвенции о защите прав человека и основных принципов. Москва. 2000, С.280.

[7] Приходько Т.В., К вопросу о международных источниках стандартов права человека, в Российской Федерации. [Наука XXI века. новый подход]. 2012, С. 111-117.

[8] Приходько Т.В., Источники стандартов прав и свобод в Российской Федерации и Федеративной Республике Германии: Актуальные проблемы российского права. 2013, С. 660-665.

[9] Тиунов О.И., Роль международных правовых стандартов в регулировании взаимодействия международного и национального права. Журнал российского права. 2012, С. 72-73.

[10] Чуркина Л.М., Обязательства государств-участников Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод по исполнению основ Европейского суда. 2005 С. 134.

[11] Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Лейпциг, [Электронный ресурс]. URL: http://filosof.historic.ru/ books/item/f00/s01/z0001015/st000.shtml (дата обращения: 30.03.2020). 1878. С. 294.

[12] D. McGoldrick, The Human Rights Committee. Its Role in the Development of the International Covenant on Civil and Political Rights, 2nd edition, Clarendon Press, Oxford 1994.

[13] Dr. Gennady M. Danilenko Implementation of international law in Russia and other cis states 1998.

[14] Ch. Tomuschat, Human Rights: Between Idealism and Realism, 2nd edition, Oxford University Press, Oxford, 2008.

[15] Кирххоф, Ф., Защита основных прав европейскими и национальными судами [Grundrechtsschutz durch europäische und nationalale Gerichte], NJW. 2011С. 3681-3686.

[16] Лимбах, J., Das Bundesverfassungsgericht und der Grundrechtsschutz в Европе [Федеральный конституционный суд и защита основных прав в Европе], NJW. 2001, С. 40.

Spisok literatury:

[1] Anichkin A.S., Avak'yan A.S., Agapov D.S., Rol' politicheskogo processa v razvitii Konstitucii Rossijskoj Federacii. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii po yuridicheskim voprosam. YUridicheskij fakul'tet MGU im. M.V. Lomonosova. 2012, S. 27-33.

[2] Burkov A. L., Primenenie Evropejskoj konvencii o pravah cheloveka v rossijskih sudah. ZHurnal rossijskogo prava. 2006, S. 264.

[3] Zor'kin V.D., Precedentnyj harakter reshenij Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii. ZHurnal Rossijskogo prava. 2004 . S. 3-9.

[4] Kozhevnikov O.A., Polozheniya Evropejskogo Suda po Pravam CHeloveka i Sudebnoj Reformy v Rossii. 2010 S. 15-22.

[5] Laptev P. A., Rossijskoe pravovedenie i Evropejskij sud po pravam cheloveka. ZHurnal rossijskogo prava. 2003, S.24-31.

[6] Luk'yancev G.E., Evropejskie standarty v oblasti prav cheloveka: teoriya i praktika Evropejskoj konvencii o zashchite prav cheloveka i osnovnyh principov. Moskva. 2000, S.280.

[7] Prihod'ko T.V., K voprosu o mezhdunarodnyh istochnikah standartov prava cheloveka, v Rossijskoj Federacii. [Nauka XXI veka. novyj podhod]. 2012, S. 111-117.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Prihod'ko T.V., Istochniki standartov prav i svobod v Rossijskoj Federacii i Federativnoj Respublike Germanii: Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2013, S. 660-665.

[9] Tiunov O.I., Rol' mezhdunarodnyh pravovyh standartov v regulirovanii vzaimodejstviya mezhdunarodnogo i nacional'nogo prava. Zhurnal rossijskogo prava. 2012, S. 72-73.

[10] Churkina L.M., Obyazatel'stva gosudarstv-uchastnikov Evropejskoj konvencii o zashchite prav

cheloveka i osnovnyh svobod po ispolneniyu osnov Evropejskogo suda. 2005 S. 134.

[11] Engel's F. Anti-Dyuring. Lejpcig, [Elektronnyj resurs]. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/ s01/z0001015/st000.shtml (data obrashcheniya: 30.03.2020). 1878. S. 294.

[12] D. McGoldrick, The Human Rights Committee. Its Role in the Development of the International Covenant on Civil and Political Rights, 2nd edition, Clarendon Press, Oxford 1994.

[13] Dr. Gennady M. Danilenko Implementation of international law in Russia and other cis states 1998.

[14] Ch. Tomuschat, Human Rights: Between Idealism and Realism, 2nd edition, Oxford University Press, Oxford, 2008.

[15] Kirhkhof, F., Zashchita osnovnyh prav evropejskimi i nacional'nymi sudami [Grundrechtsschutz durch europäische und nationalale Gerichte], NJW. 2011S. 3681-3686.

[16] Limbah, J., Das Bundesverfassungsgericht und der Grundrechtsschutz v Evrope [Federal'nyj konstitucionnyj sud i zashchita osnovnyh prav v Evrope], NJW. 2001, S. 40.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.