Научная статья на тему 'Значение медико-биологических дисциплин в системе образовательных программ бакалавриата и магистратуры в специальном (дефектологическом) образовании'

Значение медико-биологических дисциплин в системе образовательных программ бакалавриата и магистратуры в специальном (дефектологическом) образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
970
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АНАТОМИЯ / НЕВРОПАТОЛОГИЯ / ДИЗОНТОГЕНЕЗ / FEDERAL STANDARD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / SPECIAL EDUCATION / FUNCTIONAL ANATOMY / NEUROPATHOLOGY / DYSONTOGENESIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурилов Юрий Сергеевич

Обсуждается федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования в части, касающейся специального)дефектологического образования. Ранжируются по значимости предлагаемые учебные дисциплины, обосновывается важность предметов медико-биологического цикла и необходимость введения курса «Общая патология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of medical and biological subjects in the system of educational programs for bachelors and masters in special (defectological) education

Articles of the Federal State Standard of Higher Professional Education which deal with special (defectological) education are discussed. The suggested courses are ranked according to their importance, the necessity of introduction of medical and biological subjects and especially the course of «General Pathology» is stated.

Текст научной работы на тему «Значение медико-биологических дисциплин в системе образовательных программ бакалавриата и магистратуры в специальном (дефектологическом) образовании»

УДК 378.147+378.6

ББК 448-951.85 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.03

Ю. С. Чурилов Yu. S. Churilov

Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

ЗНАЧЕНИЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ1 В СПЕЦИАЛЬНОМ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОМ) ОБРАЗОВАНИИ

SIGNIFICANCE OF MEDICAL AND BIOLOGICAL SUBJECTS IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR BACHELORS AND MASTERS IN SPECIAL (DEFECTOLOGICAL) EDUCATION

Аннотация. Обсуждается федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования в части, касающейся специально-го)дефектологического образования.

Ранжируются по значимости предлагаемые учебные дисциплины, обосновывается важность предметов медикобиологического цикла и необходимость введения курса «Общая патология».

Ключевые слова: федеральный стандарт высшего профессионального образования; специальное образование; функциональная анатомия; невропатология; дизонтогенез.

Сведения об авторе: Чурилов Юрий Сергеевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза.

Место работы: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург).

Контактная информация: 6200 к. 125.

E-mail: filatova@uspu.ru.

Abstract. Articles of the Federal State Standard of Higher Professional Education which deal with special (defec-tological) education are discussed. The suggested courses are ranked according to their importance, the necessity of introduction of medical and biological subjects and especially the course of «General Pa-thology» is stated.

Key words: Federal Standard of Higher Professional Education; special education; functional anatomy; neuropathology; dysontogenesis.

About the author: Churilov Yury Sergeevich, Doctor of Medicine, Professor of the Chair of Speech Therapy and Clinics of Dysontogenesis.

Place of employment: Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

', Екатеринбург, п-т Космонавтов, 26,

Действующий федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) включает комплекс требований, обязательных при реализации основных образовательных программ по направлению подго-

© Чурилов Ю. С., 2012

товки 050700 — «Специальное (дефектологическое) образование»,

что вызывает необходимость определить значение и порядок изучения каждой учебной дисциплины в системе подготовки специалиста.

Фундаментальное значение в профессиональной подготовке де-фектолога-педагога имеют медикобиологические дисциплины: «Возрастная анатомия и физиология», «Нейрофизиология и высшая нервная деятельность», «Невропатология», «Психопатология», «Клиника интеллектуальных нарушений» и др. В соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки необходимо адаптировать содержание каждой клиникобиологической дисциплины к решению профессиональных задач в области коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, ис-

следовательской, культурно-просветительской деятельности.

Особенности объекта и предмета обусловливают то, что в профессиональной специализации (логопедия, специальная психология, олигофренопедагогика) приоритетное значение приобретают знания основ функциональной анатомии в целом и возрастные изменения опорно-двигательных и регулирующих систем в частности. Для формировании профессиональных компетенций необходимым условием преподавания, изучения и усвоения структурно-функциональной организации детского организма является методология системо-генеза, разработанная академиком П. К. Анохиным.

Представления об основных закономерностях роста и развития детского организма, особенностях физиологических процессов, наряду с общеобразовательным значением, в учебной программе, в соот-

ветствии с профилем, ориентированы на профессиональную специализацию и соответственно раскрывают возможные отклонения в развитии, что закладывает основу для изучения других дисциплин (невропатологии, психопатологии и др.). Возникает своеобразная «иерархия» клинико-биологических дисциплин, вполне обоснованно составляющих соответствующий модуль в структуре общей образовательной программы.

К сожалению, в структуре дисциплин медико-биологических основ дефектологии бакалавриата отсутствует «Общая патология» как дисциплина, хотя потребность в знаниях закономерностей развития патологического процесса очевидна, так как специальная литература содержит термины и понятия общей патологии и дизонтогенеза.

Одной из основных целей освоения особенностей структуры и функций растущего организма и возможных нарушений является подготовка будущего дефектолога к осознанному пониманию причин и закономерностей структурнофункциональных отклонений в системах организма, последствий патологических процессов, преемственности понимания клинического диагноза.

На основе клинического исследования, особенностей течения патологического процесса специалист-дефектолог творчески обосновывает клинико-педагогическое обследование и соответственно формирует коррекционно-педагогическую технологию.

Естественно, в процессе преподавания общеобразовательных предметов необходимо выделять и адаптировать профильные разделы фундаментальных дисциплин, что в образовательных стандартах выявить не удается. В частности, при реализации учебной программы по анатомии тела человека первоначально закладываются знания системной организации от клетки до уровня организма, определяемой как эволюционными периодами, так и периодами индивидуального развития. При этом обращается внимание на необходимость понимания взаимодействия и взаимосо-действия развивающихся структурно-функциональных элементов как во временных параметрах, «по вертикали», так и на уровне каждого периода, «по горизонтали». На основе описательных знаний утверждается необходимость понимания функциональных систем, обеспечивающих динамическую целостность организма, выделяются рабочая функциональная система органов (двигательный аппарат), система органов жизнеобеспечения (органы пищеварения, дыхания, выделения) и система регуляции, интеграции элементов в организме (нервная система, железы внутренней секреции).

На основе системных знаний раскрываются закономерности структурных и физиологических нарушений, т. е. базовые знания общей патологии, а патогенетические закономерности служат основой для обоснования формирующих технологий коррекции и реабилитации.

Так, при изучении двигательного аппарата преимущественное значение придается стадиям формирования костного скелета, в особенности головы и туловища. При изучении мышц настоятельно рекомендуется обратить внимание на функциональную анатомию мышц головы, шеи, верхних конечностей, при этом не следует говорить о второстепенности функций мышц других частей тела, ведь это разрушает методологический принцип целостности функциональной системы.

При изучении системы органов жизнеобеспечения раскрывается значение каждой системы органов с точки зрения периодов индивидуального развития и возможных нарушений. Однако как профильные разделы обязательно выделяются начальные отделы пищеварительной и дыхательной систем органов.

Учебная программа изучения функциональной анатомии нервной системы включает прежде всего изучение особенностей психомоторного развития детей по периодам детства: первый год жизни, второй год жизни, третий год жизни, дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), подростковый возраст. Соответственно при знакомстве со структурно-фукциональной организацией нервной системы обращается внимание на формирование и развитие сенсорной сферы, двигательных функций, высшей нервной деятельности (психики), речи.

Доминирующее значение приобретают разделы, посвященные

функциональной анатомии нервной системы, преподаваемые с помощью наглядных таблиц, натуральных препаратов, компьютерных технологий. Не случайно в образовательном стандарте изучению этой системы посвящено несколько общепредметных дисциплин: «Нейрофизиология и высшая нервная деятельность», «Невропатология», «Психопатология», — на которых базируется клинико-биологический комплекс дисциплин логопедии и дефектологии в целом, что приводит к необходимости согласования учебных программ и адаптации к профессии соответствующих разделов неврологии.

«Невропатология» является

профильной дисциплиной, на основе которой формируются фундаментальные знания возможных причин и последствий нарушений нервной регуляции, в том числе функций высшей нервной деятельности. Здесь требуются знания о функциональных системах организма человека вообще и нейрофизиологии в частности, о закономерностях общей патологии, и закладывается база понимания путей восстановления после указанных нарушений.

Изучение невропатологии требует профильных знаний и понимания сущности симптомов, синдромов чувствительных, двига-

тельных, аналитических корковых нарушений. Представления о функциональной анатомии головного и спинного мозга служат основой для топической диагностики поражений нервной системы, позволяю-

щей специалисту определять тяжесть патологии.

На семинарских и лабораторных занятиях рассматривается, отрабатывается методика исследования неврологического статуса ребенка. Обращается внимание на изучение общего состояния ребенка, сознания. На натурщике студент должен отработать навыки анализа симптомов и синдромов нарушений черепных нервов, чувствительной, двигательной сфер, высшей нервной системы.

На основе результатов обследования неврологического статуса формируются знания о структуре клинического диагноза патологии нервной системы, включающей синдромологический, этиологический, топический клинический

компоненты.

Основы невропатологии адаптированы к возрастным особенностям возможных нарушений, что определяет в некоторой степени прогнозирование эффективности коррекционных технологий.

Представления о генезе отделов нервной системы и развитии определяемых ими функций позволяют понимать сущность патогенеза расстройств, что во многом определяет педагогическую технологию формирования нарушенных функций.

Фундаментальность знаний невропатологии позволяет понимать основы психопатологии, что непосредственно определяет возможность клинико-педагогической диагностики и выбор коррекционных технологий. В соответствии с

этим на семинарских занятиях каждый студент готовит реферативное сообщение, которое является тематической основой для разбора и изучения частной патологии нервной системы.

Процесс подготовки специалистов коррекционной педагогики и

анализ квалификационных экзаменов убеждает в необходимости фундаментальных знаний по дисциплинам медико-биологического блока, согласования профильных разделов между предметами и внутри них (по «горизонтали» и «вертикали»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.