Научная статья на тему 'Значение клинических дисциплин в подготовке специалистов системы специального педагогического образования'

Значение клинических дисциплин в подготовке специалистов системы специального педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение клинических дисциплин в подготовке специалистов системы специального педагогического образования»

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

ЗНАЧЕНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чурилов Ю.С.

Анализ государственных аттестационных экзаменов позволяет определить значение и эффективность каждой учебной дисциплины в системе подготовки специалиста. В частности, в специальном образовании общую фундаментальную подготовку обеспечивают «Возрастная анатомия, физиология», «Общая патология», «Нейрофизиология и ВНД», «Невропатология», «Психопатология». Учитывая

особенности объекта и предмета в специализации логопедия, приоритетное значение приобретают значения функциональной анатомии вообще и возрастные изменения, в частности. Необходимым условием преподавания, изучения и усвоения структурно-функциональной организации детского организма является методология системогенеза, обоснованная в свое время академиком П.К.Анохиным.

Знания основных закономерностей роста и развития детского организма особенности физиологических процессов наряду с общеобразовательным значением профильно-

ориентированы на возможные отклонения в развитии, т.е. определяют основу изучения других дисциплин, включая общую патологию.

К сожалению, «Общая патология» как дисциплина общепредметного блока не выделена в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, не смотря на очевидность необходимости ее в базовой подготовке специалистов-логопедов. Одной из основных целей освоения особенностей структуры функций растущего организма и возможных нарушений является подготовка к осознанному пониманию причин, степени структурно-функциональных нарушений в системах организма, последствий патологических процессов и на основе этого творчески обосновать педагогические и коррекционные технологии.

Естественно, в процессе преподавания общеобразовательных предметов необходимо выделять и адаптировать профильные разделы фундаментальных дисциплин, что в образовательных стандартах выявить не удается. В частности, приобретение знаний по анатомии тела человека исходным закладывается системная организация от клетки до уровня организма, что

Екатеринбург

определяется как эволюционными периодами, так и периодами индивидуального развития. При этом обращается внимание на необходимость понимания взаимодействия и взаимосо-действия развивающихся структурно-

функциональных элементов как во временных параметрах по «вертикали», так и на уровне каждого периода по «горизонтали». На основе описательных знаний утверждается необходимость понимания функциональных систем, обеспечивающих динамическую целостность организма, выделяя рабочую функциональную систему органов (двигательный аппарат), систему органов жизнеобеспечения (органы пищеварения, дыхания, выделения) и систему регуляции, интеграции элементов в организме (нервная система, железы внутренней секреции).

На основе системных знаний раскрываются закономерности структурных и физиологических нарушений, т.е. базовых знаний общей патологии, а патогенетические закономерности служат основой для обоснования формирующих технологий коррекции и реабилитации.

Так, при изучении двигательного аппарата преимущественное значение придается стадиям формирования костного скелета, в особенности головы и туловища. Изучая мышцы, настоятельно рекомендуется обратить внимание на функциональную анатомию мышц головы, шеи, верхних конечностей, при этом не следует противопоставлять второсте-пенность функций мышц других частей тела, не разрушая методологию целостности функциональной системы.

При изучении системы органов жизнеобеспечения раскрывается значение каждой системы органов в периодах индивидуального развития, в возможных нарушениях. Однако обязательно выделяются начальные отделы пищеварительной и дыхательной систем органов, как профильные разделы.

Доминирующее значение приобретают разделы функциональной анатомии нервной системы. Неслучайно в образовательном стандарте для изучения этой системы выделяется несколько общепредметных дисциплин -«Нейрофизиология и высшая нервная деятель-

ность», «Невропатология», «Психопатология», на которых базируется клиникобиологический комплекс дисциплин логопедии, и дефектологии в целом, что приводит к необходимости согласования стандартов и адаптацию профильности соответствующих разделов неврологии.

«Невропатология» является профильной дисциплиной, на основе которой формируются фундаментальные знания возможных причин и последствий нарушений нервной регуляции, включая функции высшей нервной деятельности. Здесь проявляются знания о функциональных системах организма человека вообще, и нейрофизиологии, в частности, закономерностях общей патологии, и закладывается база понимания путей восстановления.

Изучение невропатологии вызывает необходимость профильно и осознанно знать и понимать сущность симптомов, синдромов чувствительных, двигательных, аналитических корковых нарушений. Знание функциональной анатомии головного и спинного мозга служат основой топической диагностики поражений нервной системы, что позволяет специалисту

определять тяжесть патологии.

Основы невропатологии адаптированы к возрастным особенностям возможных нарушений, что определяет, в некоторой степени, прогнозирование эффективности коррекционных технологий.

Знания генеза отделов нервной системы и развития определяемых ими функций позволяет понимать сущность патогенеза расстройств, что во многом определяет педагогический механизм формирования нарушенных функций.

Фундаментальность знаний невропатологии позволяет понимать основы психопатологии, что непосредственно определяет возможность клинико-педагогической диагностики и выбор коррекционных технологий.

Процесс подготовки специалистов коррекционной педагогики и анализ квалификационных экзаменов убеждает в необходимости фундаментальных знаний по дисциплинам медико-биологического блока на основе согласования профильных разделов между предметами и внутри них (по «горизонтали» и «вертикали»).

© Ю. С. Чурилов, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.