Научная статья на тему 'Значение контроля в сфере государственных закупок для обеспечения экономической безопасности'

Значение контроля в сфере государственных закупок для обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1521
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственные закупки / контроль в сфере государственных закупок / значение контроля закупок / качество контроля закупок / контрактная система / профилактика коррупции / государственный сектор экономики. / public procurement / control in the field of public procurement / the value of procurement control / the quality of procurement control / contract system / corruption prevention / the public sector of the economy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Сергеевич Вадрецкий

Важнейшей составляющей, характеризующей современную контрактную систему в сфере закупок, является качественный контроль за всеми ее участниками. В статье делается вывод, что осознание значимости контроля в сфере государственных закупок позволит выработать комплекс мер для масштабного реформирования всей системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF CONTROL IN PUBLIC PROCUREMENT FOR ECONOMIC SECURITY

The most important component that characterizes the modern contract system in the field of procurement is the quality control over all its participants. The article concludes that the awareness of the importance of control in the field of public procurement will allow to develop a set of measures for the large-scale reform of the entire system of state financial control in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Значение контроля в сфере государственных закупок для обеспечения экономической безопасности»

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10036 © И.С. Вадрецкий, 2018

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Игорь Сергеевич Вадрецкий,

старший ревизор

контрольно-ревизионное управление МВД Российской Федерации (109240, Москва, ул. Гончарная, д. 2)

E-mail: vadretsky.igor@yandex.ru

Аннотация. Важнейшей составляющей, характеризующей современную контрактную систему в сфере закупок, является качественный контроль за всеми ее участниками. В статье делается вывод, что осознание значимости контроля в сфере государственных закупок позволит выработать комплекс мер для масштабного реформирования всей системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственные закупки, контроль в сфере государственных закупок, значение контроля закупок, качество контроля закупок, контрактная система, профилактика коррупции, государственный сектор экономики.

THE IMPORTANCE OF CONTROL IN PUBLIC PROCUREMENT FOR ECONOMIC SECURITY

Igor S. Vadretsky,

Senior Auditor

of the Audit office the Interior Ministry of the Russian Federation (109240, Moscow, ul. Goncharnaya, d. 2)

Abstract. The most important component that characterizes the modern contract system in the field of procurement is the quality control over all its participants. The article concludes that the awareness of the importance of control in the field of public procurement will allow to develop a set of measures for the large-scale reform of the entire system of state financial control in the Russian Federation.

Keywords: public procurement, control in the field of public procurement, the value of procurement control, the quality of procurement control, contract system, corruption prevention, the public sector of the economy.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Вадрецки И.С. Значение контроля в сфере государственных закупок для обеспечения экономической безопасности. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):190-3.

На современном этапе развития экономики России одним из основных резервов для увеличения темпов ее роста является повышение результативности и качества работы государственных органов. Поскольку государство является крупнейшим хозяйствующим субъектом в экономике, выполнение возложенных на него функций с использованием наименьшего объема средств, является ключевой задачей на пути создания эффективной экономической системы в стране.

При этом эффективность расходования бюджетных средств на указанные цели во многом зависит от сложившейся системы осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд. Важнейшей составляющей, характеризующей современную контрактную систему в сфере закупок, является качественный контроль за всеми ее участниками.

В условиях, когда доля государственных расходов на закупки товаров, работ, услуг достигает значительной расходной части бюджетов, задача создания эффективной системы контроля государственных закупок приобретает стратегическое значение. Так, только в 2017 году в рамках Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — Закон о контрактной системе) государственными заказчиками заключено 3,5 млн контрактов на сумму более чем 6,3 трлн рублей, информация по которым размещена в единой информационной системе в сфере закупок [1].

Контроль в сфере государственных закупок служит формой реализации контрольной функции ор-

ганов государственной власти, гражданского общества, субъектов хозяйствования и призван в первую очередь охранять и обеспечивать права участников контрактной системы.

Система контроля в сфере государственных закупок является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности, наряду с законодательным решением проблем по исправлению ошибок и нарушений, допускаемых заказчиками при проведении государственных закупок, в том числе криминального характера.

В сфере государственных закупок выявляется значительное количество правонарушений, в том числе коррупционной направленности, что создает угрозу экономической безопасности. Так, согласно данными Минфина России [2] при проведении плановых и внеплановых проверок в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, выявлено 10 525 процедур с нарушениями.

Всего выявлено 15 598 нарушений, в том числе:

• нарушения в части размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок (4 365);

• нарушение порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (555);

• нарушение порядка отбора участников закупок (856);

• нарушение в части установления требований в документации о закупках, влекущие ограничение количества участников закупок

(1 371);

• нарушение порядка заключения контракта или неправомерное изменение его условий, а также заключение контракта с нарушениями объявленных условий закупок (292).

По результатам проведения проверок выдано 2 838 предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, за 2017 год органами прокуратуры Российской Федерации выявлено 11 974 нарушения законов при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд (в сфере противодействия коррупции) [2].

Значительное количество нарушений в сфере государственных закупок свидетельствует о недобросовестности заказчиков и о наличии доли теневого сектора, что обуславливает необходимость усиления контроля за участниками контрактной системы.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется для установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, целями контроля в сфере закупок является:

• повышение эффективности и результативности осуществления закупок;

• обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок;

• предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок;

• предотвращение и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.

В процессе исследования причин коррупции и разработки методов нейтрализации коррупционных схем многие эксперты считают, что процесс государственного заказа следует разделять на стадии. Например, можно рассматривать три основные стадии: до начала ведения торгов (подготовительная стадия), непосредственно торги (основная стадия) и после ведения торгов (завершающая стадия). На подготовительной стадии к коррупции ведут, прежде всего, нечеткие, необъективные или неполно и несвоевременно раскрытые критерии отбора победителя. В ходе ведения торгов основной фактор коррупции связан с отсутствием конкуренции, а также с возможным конфликтом интересов, способствующим предвзятой оценке участников. Основная коррупционная проблема на завершающем этапе заключается в недостаточном контроле за исполнением и системой оплаты заключенного контракта [Овчаров, 2]. Значение кон-

троля в сфере закупок в данном контексте заключается в предупреждении и выявлении нарушений законодательства на каждом этапе осуществления закупки.

Кроме того, контроль в сфере закупок, осуществляемый уполномоченными органами путем проведения ревизий и проверок позволяет выявлять следующие основные нарушения в сфере закупок:

1. Несоответствие сформированной начальной максимальной цены государственных контрактов рыночным показателям;

2. Включение в техническое задание документации о закупке требований, ограничивающее число потенциальных участников;

3. Допуск участников закупок, заявки которых не соответствуют требованиям аукционной документации и необоснованное отклонение заявок, которые таким требованиям соответствуют;

4. Несоответствие товара, работы или услуги условиям заключенного контракта.

Указанные нарушения могут свидетельствовать о коррупционной составляющей и возможных злоупотреблениях должностных лиц государственных заказчиков при осуществлении закупок.

Контроль в сфере государственных закупок заключается в проверке законности и целесообразности действий заказчика и направлен главным образом на пресечение и выявление злоупотреблений и нарушений, влекущих за собой прямые потери бюджета либо неэффективное и нецелевое расходование бюджетных средств.

Проведение контроля в сфере государственных закупок необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.

Контроль в сфере государственных закупок представляет собой элемент системы управления контрактной системы, особую сферу контроля за деятельностью экономических субъектов, участников контрактной системы, за соблюдения законности и целесообразности действий в области закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Такой контроль предназначен для реализации финансовой политики

государства, создания условий для финансовой стабилизации.

Исходя из этого, контроль в сфере государственных закупок, осуществляемый за деятельностью комиссий по осуществлению закупок, контрактных служб, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны общества создает необходимые условия для улучшения и развития системы государственных закупок, в том числе:

• повышение конкуренции в сфере государственных закупок;

• преодоление коррупции, открытие информации для свободного доступа к ней, унификация закупочных процедур и процедур документирования закупок;

• повышение прозрачности формирования начальной цены контракта исходя из адекватных рынку цен, в пределах максимальной цены, установленной заказчиком, конкретных требований по документированию закупок.

Таким образом, осуществление контроля в сфере государственных закупок нацелено на повышение эффективности расходования бюджетных средств, а также на обеспечение экономической стабильности и безопасности функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Экономическая безопасность в сфере государственных закупок характеризуется таким состоянием отношений в данной сфере, которое направлено на положительную динамику ее развития с точки зрения основных принципов современной экономики: здоровой конкуренции, прозрачности, справедливости и честности в ведении цивилизованного бизнеса.

Государством принимаются отдельные меры по обеспечению справедливой конкуренции среди производителей и поставщиков товаров и услуг для государственных нужд. Однако на современном этапе развития экономики указанные меры недостаточны для всестороннего совершенствования системы государственных закупок.

Грамотно выстроенная система осуществления контроля государственных закупок позволяет реа-лизовывать важнейшие принципы осуществления государственных закупок:

• справедливость (свободный доступ участников, недопущение дискриминации);

• честность (открытость информации о закупках, подотчетность и соблюдение закупочных процедур);

• экономия и эффективность (наилучшее качество при наименьших ценах).

Следует отметить, что на современном этапе развития экономики Российской Федерации совершенствование системы государственных закупок является одним из важнейших элементов на пути к построению эффективного государственного механизма использования бюджетных средств.

Немаловажная роль на пути решения данной задачи отводится совершенствованию системы нормативного правового регулирования системы государственных закупок. Несмотря на проводимые мероприятия по мониторингу законодательства о контрактной системе в сфере закупок, применение отдельных норм Закона о контрактной системе до настоящего времени вызывает ряд вопросов. Система общественных отношений в сфере закупок достаточно изменчива и совершенствуется по мере развития правовой культуры общества в целом.

Современный уровень развития, организации и функционирования системы государственных закупок отражает сложившийся характер структурных преобразований в государстве, степень развития органов государственной власти в целом. Совершенствование нормативного правового регулирования контроля государственных закупок является одной из важнейших задач, на пути к достижению приемлемого для всего общества уровня экономической безопасности данной сферы.

Одной из главных особенностей осуществления государственных закупок на современном этапе развития экономики является ее интеграция в электронное пространство. Государством в данном направлении принимается ряд мер, направленных на совершенствование информационного обеспечения системы государственных закупок. Расширение возможностей единой информационной системы в сфере закупок открывает широкие перспективы, в том числе по повышению качества

контроля контрактной системы, путем снижения трудозатрат на выполнение контрольных мероприятий, а также повышения открытости проверочных мероприятий.

Для целей совершенствования контрактной системы в сфере закупок следует применять системный подход к проведению реформ закупочной деятельности, направленный на комплексное решение имеющихся проблем, в том числе в деятельности контролирующих органов.

Таким образом, определение роли контролирующих органов в сфере закупок позволяет обозначить основные направления по совершенствованию всей контрактной системы, что обеспечит проведение желаемых преобразований для достижения эффективного расходования бюджетных средств, недопущение злоупотреблений в данной сфере, максимальное удовлетворение потребностей государственных заказчиков в качественном товаре, и в конечном итоге приведет к повышению уровня экономической безопасности функционирования государства.

Литература

1. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] URL: http://www.zakupki.gov.ru/

2. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.genproc.gov.ru/

3. Сводный аналитический отчет Минфина России по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2017 год, Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://fas.gov.ru/documents/643949

4. Овчаров А.О., Игнатьева Ю.И. Правовые механизмы формирования эффективной контрактной системы в сфере государственных закупок // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.