11. Польский М., протопресв. Новые мученики российские. [Текст] -Джорданвиль: Свято-Троицкий монастырь, Типография преп. Иова Почаевского, 1957.
12. Субботин П.Ю. Никодим (Кононов) - священномученик, епископ Белгородский[Электронный ресурс]- http: //www.beleparh.ru/ index.php/novosti/57-drugie-novosti/1988-nikodim-kononov-svyashchennomuchenik-episkop-belgorodskij
Значение исторического выбора святого князя Владимира для
современной России
УДК 26/28
Протоиерей Леонид Константинов преподаватель Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о значении принятия христианства на Руси для последующего исторического развития государства. Приводится описание событий, непосредственно предшествовавших крещению Руси. Особый акцент делается на мотивах выбора святым князем Владимиром христианства в качестве государственной религии. Делается вывод о том, что с принятием христианства на Руси появились юридические и государственные понятия, началась умственная и литературная деятельность.
Ключевые слова: святой князь Владимир; равноапостольная княгиня Ольга; Крещение Руси; храм Святой Софии; Византийская империя
The meaning of the historical choice of Saint Prince Vladimir for a modern
Russia
Archpriest Leonid Konstantinov lecturer of the Belgorod Orthodox seminary (with missionary orientation)
Russia, Belgorod [email protected]
Annotation. In the article it is discussed a question about meaning of adoption of Christianity in Russia for subsequent historical development of the state. Description of events which directly preceded baptism of Rus is given. Particular emphasis is done on the motives of the choice of St. Prince Vladimir of Christianity as a state religion. It is concluded, that with the adoption of Christianity legal and governmental concepts appeared in Rus, as well as mental and literary activity started.
Key words: Saint Prince Vladimir; Equal-to-Apostles Princess Olga; baptism of Rus; Hagia Sophia church; The Byzantine empire.
В 2015 году исполняется 1000 лет со дня кончины святого князя Владимира, крестившего Русь в днепровской купели, из которой вышли три братских славянских народа - русские, украинцы и белорусы.
I
Слово и Слава - смежные понятия. Второе происходит от первого, поскольку «Слава» рождается и возрастает через «Слово». Именно по этой причине само имя «славяне» происходит из имени «словяне», то есть словесные, одаренные словом люди.
Славяне (в древности «словене») - крупнейшая группа родственных по языку этносов в восточной и юго-восточной Европе, объединенная общностью происхождения. Славянский мир огромен, многогранен и противоречив. В него входят сотни миллионов граждан разных государств. Объединившись, славяне могли бы доминировать в Европе, но судьба распорядилась иначе. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский говорил, что России принадлежит особая историческая роль в славянском мире. Он утверждал: «У России есть две всемирно-исторические задачи - это Славянство и Православие». Последние неразрывно связаны с именем великого князя Владимира - Крестителя Руси.
II
Информация о жизни и правлении Владимира Святого (980-1015 гг.) после Крещения Руси, если опираться на сведения начальной летописи, немногочисленна. В Лаврентьевском своде, под 992-м годом, сообщается о его походе на хорватов, победе над печенегами и закладке Переяславля Южного. Под 996-м годом - о завершении семилетнего строительства Киевской Десятинной церкви Богородицы и о новой победе над кочевниками. Под 997-м годом - осада печенегами основанного шестью годами раньше Белгорода, и, наконец, под 1011-м годом - смерть его жены, гречанки Анны.
Хотя именно эти годы от Крещения Руси до кончины князя Владимира были временем небывалого благополучия народа и всего русского государства.
По свидетельству нашего земляка, блестящего историка митрополита Макария (Булгакова), ему были известны четыре источника о том, как совершался переход князя Владимира из тьмы идолопоклонства к свету Христову. Первый источник - это преподобный Нестор, писавший спустя один век после Крещения Владимира и почерпнувший из устного сказания очевидцев великого события, каков был преподобный Иеремия, хорошо помнивший Крещение Руси в 988 году, когда и сам крестился. Второй источник - это письменное свидетельство митрополита Киевского Илариона (1037-1050 гг.) в его слове «Похвала князю нашему Владимиру, от него же крещены быхом»13. Третий - «Краткое житие Владимира и похвала ему»14, который был написан Мнихом Иаковом (упоминается в 1074 г.). И, наконец, четвертый - это иностранные свидетельства.
Из всех этих источников история обращения великого князя Владимира слагается из двух частей, соответствующих постепенному ходу и существу самого события Крещения.
Как все это произошло? По этому поводу есть много гипотез, домыслов, предположений, но в точности этого не в силах объяснить ни одна история. В самой глубине духа это всегда остается тайной личного обращения, подобного тайне чудесного превращения Савла в Павла.
Это событие, крещение страны, по мнению митрополита Макария (Булгакова), есть, без сомнения, важнейшее из всех, совершавшихся когда-либо на лице земли Русской15. Здесь решилась вечная судьба всех будущих сынов России; здесь же решилась вся последующая судьба и их временного, земного отечества. С приходом христианства на Русь при Владимире начался новый период нашего бытия во всех отношениях - и просвещения, и обычаев, и законодательства, и гражданского благоустройства, и, что всего драгоценнее, - наших святых надежд и нашей нравственности. Как говорит историк Костомаров, «с достоверностью можно утверждать, что, подобно всем северным европейским народам, и русский народ только с христианством получил действительные и прочные основы для дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни, - без которых, собственно, для народа нет истории»16.
Владимир I Святославич (956-1015 гг.) вошел в историю как Великий, Святой, Равноапостольный, Креститель и в былинах Красное Солнышко.
Известно, что в жизни князя Владимира было два периода - период языческий и период христианский. Рано лишившись своей умной бабки, святой княгини Ольги, он остался на воле страстей языческой юности. В отце, Святославе, видел только отважного воина, проводившего всю сознательную жизнь в военных походах для своей славы и едва не начавшего кровавые гонения на киевских христиан. Известно, что Святослав,
13 Иларион, митр. Слово о законе и благодати. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868
14 Иаков Черноризец (Мних Иаков). Краткое житие Владимира и похвала ему. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4870
15Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. URL: istoriya/bulgakov_istoriya_russkoy_tserkvi_01-all.shtml
16Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М.: 2007. - с. 114.
закоренелый язычник, разгромил Хазарский каганат, исповедующий иудейство. Опьяненный успехом он решил бросить копье на православную Византию. Но не тут-то было. Византийский император Иоанн Цимисхий нанес ему ряд поражений и обложил в Доростоле. В войске Святослава начался голод и, как следствие этого, ропот. Цимисхий предложил переговоры на почетных условиях, о которых повествуют византийские историки. Святославу было предложено подобру-поздорову убраться на Русь вместе с дружиной без всякой добычи, что он незамедлительно и сделал. Однако, пылая гневом на киевских христиан, имевших торговые связи с Византией, закоренелый язычник решил жестоко отомстить им. Но на пути в Киев, в одну из ночей, на его ослабленную дружину напали печенеги. Святослав погиб, а из его черепа печенежский вождь Куря сделал себе ковш для кумыса. Впоследствии в гибели Святослава обвиняли Цимисхия, что будто он подкупил кочевников, но не таков был Цимисхий.
Однако вернемся к Владимиру. Существует легенда, что якобы он был рожден от рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги. Но Малуша происходила из княжеского рода и была дочерью древлянского князя Мала, убитого Ольгой в отместку за смерть своего мужа Игоря. Дочь Мала была захвачена в плен, поэтому и стала служанкой при киевском дворе. Однако Святослав полюбил ее и сделал своей второй женой. Поэтому когда у Малуши родился сын Владимир, старшие братья Ярополк и Олег - сыновья болгарской княжны Преславы - презрительно называли его «сын рабыни». Поэтому легко объяснима его вражда к сводным братьям. Ему в удел был дан от Святослава город Новгород. Но, страшась вражды братьев, он в 977 году покинул свой удельный город и бежал в Швецию, к варягам за помощью против Ярополка и Олега. Спустя два года, в 979-м, Владимир вернулся на Русь, расправился с братьями, захватив Полоцк, а затем и Киев. Став единовластным князем, он в последующие годы совершил несколько удачных походов: на поляков в 981 году, латышей - в 983-м, камских болгар - в 985-м, а также усмирял бунты и в собственных землях: в 984-м против радимичей, а в 986-м против вятичей. Это время известно его необузданным сладострастием и поклонением языческим идолам - Перуну, Хорсу, Даждьбогу, Симарглу, Стрибогу и Мокоши. Но это продолжалось недолго. В 986 году к Владимиру потянулись представители разных религиозных конфессий - иудеи, магометане, паписты и православные греки. Затем в Рим, Константинополь и Багдад были отправлены его ответные посланники для испытания вер. В летописи сообщается о реакции русского посольства после посещения богослужения в Цареградском храме Святой Софии, где сам византийский патриарх служил литургию. Даже сейчас, посещая храм Святой Софии, превращенный турками в мечеть, а затем и в музей, входящий туда человек поражается великолепию этого здания, простоявшего уже 15 веков. Но в те времена любой язычник, будь он скифом, галлом или сарматом, войдя в этот храм, мог выйти из него только христианином. Поэтому понятно восхищение русского посольства. Величественное, никогда не виданное зрелище совершенно поразило их сердце и чувства. Они не
могли отдать себе отчета, что видели и слышали, но лишь изумлялись и благоговели. «Мы не знаем, - говорили послы, - на небе ли мы находились или на земле, и мы не в состоянии это описать. Знаем только, что там с людьми обитает Бог и что богослужение греческое лучше всех других. Забыть этой красоты мы не можем, ибо всякий человек, вкусив сладкого, отвращается от горького; так и мы не имамы зде быти, не хочем оставаться в древней языческой вере».
Выслушав слова послов, бояре со своей стороны заметили Владимиру: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его
17
бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков» .
Таким образом, величественный храм Святой Софии был не только знаком Божественного помазания и высшей точкой взлета Византии, но и
отчасти причиной того, кому обязана Русь своим Крещением.
18
«Где примем крещение?» - спросил Владимир .
«Где тебе любо», - отвечали бояре19.
Далее летопись повествует о походе Владимира на юг Крымского полуострова, в греческий Херсонес, и совсем уж безрассудное на первый взгляд требование к византийским императорам Василию II и Константину VIII отдать ему в жены их родную сестру, царевну Анну. Случай уникальный и со стороны язычника дерзкий по отношению к христианским базилевсам величайшей империи. Однако политическая обстановка внутри Византии складывалась в то время так, что просьба Владимира была удовлетворена. Внутренние бунты принудили императора Василия попросить у киевского князя военной помощи, для подавления мятежа Варды, и помощь эта была оказана. А когда греки стали тянуть с выдачей в Киев царевны Анны, то Владимир атаковал греческий Херсонес и угрожал напасть на Византию. Императоры подчинились обстоятельствам, и царевна Анна была отправлена на Русь. «Жертва вечерняя» - так сочувственно звали ее гордые греки. К этому времени Владимир заболевает странной болезнью: он теряет зрение. И прибывшая в Херсонес царевна Анна умоляет его немедленно принять Святое Крещение. (То есть с Владимиром происходит то же самое, что было с Савлом на пути в Дамаск.) Поэтому именно в Херсонесе епископ Корсунский погрузил Владимира в крещенскую купель и возложил свои руки на киевского князя. Приняв Таинство Крещения, Владимир прозрел и душевно, и телесно и в восторге воскликнул: «Теперь я увидел Бога истинного». Многие воины из его дружины, пораженные чудом, крестились тут же, вслед за своим князем. Это крещение произошло в 987 году в церкви Святого Василия, стоявшей посреди Херсонеса, на городской площади. В память об этом Владимир, в крещении теперь уже Василий, создал в Херсонесе еще одну церковь и возвратил город греческим императорам как выкуп за руку сестры их, Анны. Затем
17 Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. URL: bulgakov_istoriya_russkoy_tserkvi_01-all.shtml
18 Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. URL: zagadka_kreshcheniya_rusi.html#40960
19 Там же
последовало бракосочетание Владимира с греческою царевною и возвращение супружеской четы в Киев.
Современным историкам во всем этом рассказе не дает покоя один вопрос - зачем Владимиру понадобилось начать военный поход против Херсонеса? И почему для своего крещения он избрал такое необыкновенное место? Неужели в самом Киеве не было пастырей и христианских учителей? Или Владимир все же опасался возмущения подавляющего числа язычников, преданных своим идолам. Но ведь бояре и дружина выражали ему свое полное согласие и даже сами убеждали принять закон греческий, когда предоставили на его волю выбрать место для крещения «где ему любо».
Вопрос этот порождает многие споры - чего он все-таки достиг в Херсонесе? Поэтому остановимся на точке зрения нашего земляка, митрополита Макария (Булгакова). Во-первых, Владимир принял здесь крещение, то есть стал совершенно другим человеком, и принял со всею торжественностью и великолепием. Во-вторых, он получил руку греческой царевны, и, в-третьих, взял с собою из Херсонеса множество икон, церковных книг и сосудов, а также православных пастырей, сопровождавших знатную гречанку. И все это для грядущего просвещения своих подданных. Поход на Херсонес и крещение в нем как нельзя более соответствовали такому желанию. Владимир крестился не в языческом Киеве, где христианство было еще в зачатке, а в древнейшем и богатейшем христианском городе, где службы совершались в великолепных храмах. Он крестился в этом городе со славою победителя, завоевавшего веру; крестился целым собором пастырей из Царьграда, во главе которых находился сам Херсонесский владыка-митрополит. Киев в то время не мог предоставить ему такие средства. В нем, конечно же, были христианские пастыри, но, без сомнения, недостаточно образованные. Конечно, Владимир мог и письменно обратиться к греческим императорам с просьбою, чтобы они выслали на Русь проповедников веры. Но для этого ему нужно было сделать великие издержки, послать, по тем обычаям, богатые дары базилевсам, а также доставить все средства, необходимые для прибытия греческих епископов и священников на Русь. А главное, все это не могло обойтись без некоторого унижения для киевского князя. Ведь византийский двор при всей своей
слабости надменно и с презрением обходился с варварами, когда они
20
обращались к нему без оружия . Владимир знал, как принята была в Константинополе его бабка Ольга и как поступили потом греки с его отцом Святославом. Поэтому и он мог ожидать, что так же поступят и с ним, если он прибегнет к греческим императорам с покорнейшею просьбою. Поэтому он и поднимает оружие, берет приступом греческий город Херсонес и не только без унижения для себя, но, наоборот, с полным достоинством заставляет надменных греков исполнить все его требования. А для этого он счел нужным соединить со своим обращением к христианству и бракосочетание с греческою царевною, сестрою царствующих императоров.
20 Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. URL: bulgakov_istoriya_russkoy_tserkvi_01-aП.shtml
Это родство с византийским царственным домом чрезвычайно возвышало его в глазах подданных и в то же время располагало греческих императоров быть усерднее к выполнению требований русского князя касательно просвещения Руси светом Евангелия.
Поэтому все частности этого похода, как и крещение Владимира в Херсонесе, не должны подлежать никаким сомнениям и спорам, а значит, нет нужды и разбираться в них.
Дальнейшее продолжение этого святого дела зависело уже только от самого князя Владимира.
Торжественным было возвращение в Киев Богом благословенного князя. Он достиг цели своего похода на Херсонес; принял там крещение со всем подобающим величием и славою, приобрел все для просвещения верою своего многочисленного народа и возвращался теперь в свою столицу совершенно новым, обновленным человеком. Его сопровождала супруга-христианка, сестра греческих императоров. Ему сопутствовала победоносная дружина, в которой почти все воины были теперь христианами, а также множество священников корсунских и константинопольских, которые несли с собою из Царьграда и Херсонеса мощи святых, церковные сосуды, кресты, иконы и богослужебные книги. Прибыв в Киев со всеми этими святыми средствами, дабы просветить своих подданных Евангелием, Владимир немедленно приступил к святому делу.
III
По выражению древнего митрополита Илариона, «труба апостольская
и гром евангельский огласили все русские города, и вся земля наша в одно
21
время стала славить Христа» . Итак, внешне яркий и почти ошеломляющий факт, что киевская армия, отправленная в поход на завоевание Херсонеса у греков, вдруг одним каким-то парадоксальным образом сама «огречилась». И сам великий князь, и сопровождающие его бояре и дружина, и весь народ превратились в христиан, и с целым лесом икон и хоругвей прибыли в Киев, и приступили к такому же массовому крещению народа. Без проволочек было объявлено всеобщее крещение народа в Днепре. Летопись говорит, что «люди с радостью идяху к реке и глаголюще, аще бы се не добро было, не быша сего князь наш и бояре прияли». Языческих идолов и особенно Перуна стали бросать в Днепр и прогнали до самых порогов. Бывший языческий князь старался загладить свое прошлое нечестие заменой христианскими храмами и их украшением. «Повеле строити церкви и постовляти по местам идеже прежде стояху кумиры». 1 и 2-го августа 988 года тысячи киевлян принимали крещение в водах Почайны и Днепра. Летопись доносит до нас прекрасную молитву, вышедшую из самого сердца Владимира, когда с вершины холма он взирал на сонмы крещаемого народа: «Боже, сотворивый небо и землю. Призри на новые люди сии и даждь им, Господи, узнать Тебя, истинного Бога, как уже познали Тебя страны христианские; утверди веру в
21 Иларион, митр. Слово о законе и благодати. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868
них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, я победил бы его козни!»22
Во всех записях и преданиях об этом историческом событии подчеркивается всеохватывающий и радостный план крещения страны и народа, проводившийся вдохновенной волей князя Владимира. Мних Иаков в похвальном слове многократно повторяет: «Крести же всю землю русскую от конца и до конца... И сокруши идолы и отверже всю безбожную лесть... И всю землю русскую исторже из уст дъявола и к Богу приведе и к свету
23
истинному... и честными иконами и мощами церкови украси» .
Крестить города и веси в то дикое время, значит покрыть миссионерской сетью всю землю. Конечно, с царевной Анной прибыли на Русь и греческие священники-миссионеры. Но Владимир пригласил большое количество клириков и из Болгарии, которые служили на церковно -славянском языке. Вышли из Киевского подполья и все прежде гонимые христиане, которые также поставили Владимиру некоторое количество священников-миссионеров. Рукополагались и способные к священству из новокрещеных семейств. А из первых епископов, помогавших Владимиру крестить Север Руси в далеком Новгороде, летопись сохранила имя владыки Новгородского Иоакима, которого в 991-м году послал туда из Киева князь-креститель. Древняя летопись в былинно-эпическом стиле сообщает: «Пришел в Новгород епископ Иоаким и требища разрушил и Перуна посек» 24 . Таким образом, вся Русская земля еще при Владимире была крещена и покрыта, хотя в то время и малочисленной, но сетью миссионерских епархий.
И утверждение нынешних «неоязычников», что якобы христианство лишило русичей этнической и религиозной неповторимости, не имеет под собой никаких оснований. Вспомним кельтов, бриттов и галлов: «исконное язычество» не помогло им сохраниться в качестве независимой этнической общности. Сегодня в мире существует только одно независимое государство этнических кельтов - Ирландия. Да и то подавляющее большинство ирландцев говорит по-английски и является христианами. Однако снова вернемся к Владимиру.
За 27 лет теперь уже своего христианского правления он нашел в себе энергию не только выполнить план внешней христианизации Руси, но, что всего удивительнее, сделал попытку реально, деятельно и материально выполнить свое исключительное служение как главы христианского народа и воплотил осветившее его душу евангельское откровение в собирательную социальную жизнь русских людей. Ему дана была душа героическая, богатырская. Из всех правителей Древней Руси эпическая память народа исключительно выделила только двух вождей - святого Владимира Красное Солнышко и царя Ивана Грозного. Владимир поразил народное воображение необычайной заботой о бедных слоях населения. «Более всего, - говорит
22 Тальберг Н. Д. Святая Русь. URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/tag_7444_1/topic_4453/
23 Иаков Черноризец (Мних Иаков). Краткое житие Владимира и похвала ему. URL: Default.aspx?tabid=4870
24Цит. по: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. - Минск: 2007. Т.1. - С.125.
летопись, - Владимир милостыню творя, иже немощные и старые не можаху до терема княжеского дойти и потребу взяти, то во дворы им всю нужное посылаше»25. Жестокий и мстительный в язычестве, Владимир-христианин стал примером кроткой и нежной любви ко всем без исключения. Его любовь к несчастным простиралась до того, что он не хотел наказывать даже преступников. «Боюсь греха», - говорил он. А слова Евангелия «блаженны милостивые» - проникли в самую глубину его души.
Таким образом, святой князь потряс сердца современников своей сказочной щедростью. Можно себе представить, как поразил народное воображение этот неслыханный опыт - утолить во всем государстве всякую нужду.
Вместе со Святым Крещением на Русь перешли понятия юридические и государственные, а также начала умственной и литературной деятельности. Принятие христианства было переворотом, обновившим и оживотворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу в будущее. Этот переворот был совершен человеком, получившим наименование Святого и потому великим по своему времени. К сожалению, как уже говорилось вначале, жизнь его мало нам известна в подробностях. Былины и предания передают порою немало таких черт, в достоверности которых можно, скорее, сомневаться, чем принимать их на веру. Поэтому, откидывая в сторону все, что может вызвать сомнение, мы и ограничиваемся теми сведениями, которые при всей своей скудости, все-таки достаточно показывают чрезвычайную важность значения Владимира в русской истории.
Трудно переоценить заслугу Владимира в том, что он искал лучшей веры не только для себя одного, но и для всего своего народа. Познав через собственный духовный опыт высочайшую духовность христианской православной веры, он еще более утвердился в намерении ввести христианство на Руси. Не только в Киеве, но и во многих других городах он личными распоряжениями всемерно содействовал распространению евангельского света.
Для нас имя святого князя связано прежде всего с равноапостольной Ольгой, его святой бабкой, так же, как имя святого царя Константина неразрывно связано с равноапостольной Еленой, его матерью. Множество исторических примеров подтверждают миссионерское влияние христианских женщин на своих родственников - мужчин. Так, например, обращение франкского короля Хлодвига приписывается его супруге, Клотильде Бургундской. Обращение англосакского короля Этельберта - его супруге, принцессе Берте. Обращение венгерских королей Гейзы и Стефана их супругам - сестре польского короля Адельгейде и сестре императора, Гизле. Успех христианского миссионерства в Польше приписывают дочери чешского короля Болеслава. Под ее влиянием произошло крещение Мечислава Польского. А в самой Чехии святая мученица Людмила воспитала
25 Цит. по:Иаков Черноризец (Мних Иаков). Краткое житие Владимира и похвала ему. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4870
в христианской вере своего внука - чешского князя Вячеслава. О глубоких мотивах обращения Владимира говорит писатель XI века Мних Иаков: «Владимир слышал о бабке своей Ольге, как она ездила в Царьград и приняла там святое крещение. И под влиянием этого факта «разгорашеся Святым Духом сердце Владимира, хотяще святого крещения. Виде же Бог хотение сердца его, и провидя доброту его, призре с небесе, милостию Своею и щедротами, и просвети сердце князю земли Русския приняти святое крещение»26.
Другой же древний писатель, митрополит Иларион, обращается к Владимиру, над гробом которого произносит проповедь в присутствии сына его, Ярослава Мудрого: «Как ты уверовал и как воспламенился любовию Христовою? Как вселился в тебя разум выше земных мудрецов, чтобы возлюбить невидимое и стремиться к небесному? Скажи нам, рабам твоим, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа? Кто дал тебе испить от сладкой чаши память о будущей жизни? Кто дал тебе вкусить и видеть, яко благ Господь? Не видел ты Христа и не ходил за Ним. Как же ты стал учеником Его? Другие, видев Его, не веровали, а ты, не видев, уверовал. Ты не видел апостола, который бы, придя в землю твою, привел тебя к смирению. Не видел, как изгоняли бесов именем Христовым, возвращали здравие больным и воскресали мертвые. Не видев всего этого, как же ты уверовал? Другие цари и властители, видя как все это совершается святыми мужами, не веровали, но еще и их самих предавали страданиям и мучениям. Но ты, блаженный, без всего этого пришел ко Христу, руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом. Ты постигнул, что един есть Бог, Творец видимого и невидимого, небесного и земного. И что Он послал в мир для спасения нашего Своего Возлюбленного Сына. И с этими помыслами ты вступил в святую купель. И что для других казалось безумием, для тебя стало силою Божией»27.
Своих героев веры и подвига Церковь венчает титулом святости. Например, Константин Великий именуется «равноапостольным». Это не уравнение его духовной личности с лицами апостолов, а только сближение его миссионерства служению дела Христова. Как апостолы приводили к крещению целые области и народы, так и Константин поднял крест над всей империей - тогдашней вселенной. Этот его подвиг был равным апостольскому. Поэтому и нашего Крестителя богослужебный язык с тем же основанием и тем же смыслом именует «равноапостольным». В первый раз князь Владимир называется святым под 1254 годом.
В Лаврентьевском списке о праздновании его памяти как святого говорится под 1263 годом. Тогда уже существовала служба святому Владимиру. За свои государственные дела он получил имя Великого, а в народе его звали Красное Солнышко, и это имя сохранилось в былинах и сказаниях. Древний митрополит Иларион в похвальном слове Владимиру
26 Цит. по: Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. - Минск: 2007. Т.1. - С.111.
27 Иларион, митр. Слово о законе и благодати. URL: http://www.pushkinskijdom.ru/Defaultaspx?tabid=4868
называет его вторым Константином, Апостолом земли Русской и, обращаясь к нему, говорит, что за благие дела ныне он получил воздаяние на небесах. Он умер 15 июля 1015 года, и похоронили его в мраморной гробнице в Десятинной церкви. Во время же нашествия на Киев монголо-татарского хана Батыя мощи равноапостольного Владимира были спрятаны глубоко под землей, под развалинами Десятинного храма. И только в 1635 году при царе Михаиле Феодоровиче они были обретены. Ныне святые останки равноапостольного князя покоятся в Софийском соборе, а малые частицы в разных местах.
Литература
1. Иаков Черноризец (Мних Иаков). Краткое житие Владимира и похвала ему. Режим доступа: http://www.pushkinskij dom.ru/Default.aspx?tabid=4870
2. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. - Минск: Белорусский экзархат, 2007. Т.1. - С. 716.
3. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М: Эксмо, 2007. - С. 596.
4. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Режим доступа: http://azbyka.ru/tserkov/istoriya/bulgakov_istoriya_russkoy_tserkvi_01 -all.shtml
5. Тальберг Н. Д. Святая Русь. Режим доступа: http ://www.logoslovo.ru/forum/ all_1/tag_7444_1/topic_4453/
6. Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. Режим доступа: http : //royallib .com/read/froyanov_igor/zagadka_kreshcheniya_rusi .html#40960
Многоаспектность христианского наставничества в педагогических трудах о. В. Зеньковского
УДК 26/28
Колесников Сергей Александрович, доктор филологических наук, проректор по научной работе, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин
Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г.Белгород [email protected]
Аннотация. Статья посвящена анализу педагогической концепции о. В. Зеньковского. Раскрываются основные принципы практического применения в ней теологических положений. Приводится описание педагогического метода о. В. Зеньковского, основных векторов развития личности ребенка. Делается акцент на религиозном понимании структуры сознания ребенка. Делается