Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ МИГРАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ МИГРАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ МИГРАНТОВ / МИГРАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаспарович Е.О., Дуяр Е.М.

В современных социально-экономических условиях в России наблюдаются тенденции увеличения числа иностранных мигрантов, прибывающих в страну с разными целями, например, работа и обучение. В процессе трудоустройства мигранты сталкиваются с различного рода проблемами. Опираясь на работы российских ученых теоретиков и практиков, а также статистику обоснована актуальность, новизна и значение исследования проблематики управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации. Представлено описание и результаты эмпирического исследования проблематики в сфере управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации. Выявлены особенности управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации. Определена значимость исследования проблематики управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации, что позволило выявить: негативные последствия влияния проблематики в сфере управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов на российскую экономическую ситуацию и рынок трудовых ресурсов; позитивные последствия решения проблем управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов и их продуктивное влияние на российскую экономическую ситуацию и рынок трудовых ресурсов. Результат исследования заключается в определении векторов решения проблем управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации. Значение исследования проблематики управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов представляет практический интерес, поскольку позволяет на основе менеджмента управления персоналом успешно реализовывать указанный процесс в условиях российской экономики. Полученная информация будет способствовать разработке программ управления трудоустройством и профессиональной карьерой с учетом специфики проблематики трудовых и учебных мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF RESEARCH MANAGEMENT OF EMPLOYMENT OF MIGRANTS IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

In the current socio-economic conditions in Russia, there are tendencies for an increase in the number of foreign migrants arriving in the country for different purposes, for example, work and education. In the process of finding a job, migrants face various kinds of problems. Relying on the work of Russian scientists, theorists and practitioners, as well as statistics, the relevance, novelty and significance of the study of the problems of managing the employment of migrants on the territory of the Russian Federation are substantiated. The article presents a description and results of an empirical study of problems in the field of management of employment of migrants on the territory of the Russian Federation. The features of the management of the employment of migrants in the territory of the Russian Federation are revealed. The significance of the study of the problems of managing the employment of migrants on the territory of the Russian Federation was determined, which made it possible to identify: the negative consequences of the influence of the problems in the sphere of managing the employment of labor and educational migrants on the Russian economic situation and the labor market; the positive consequences of solving the problems of managing the employment of labor and educational migrants and their productive impact on the Russian economic situation and the labor market. The result of the study is to identify vectors for solving the problems of managing the employment of migrants on the territory of the Russian Federation. The importance of studying the problems of employment management of labor and educational migrants is of practical interest, since it allows, on the basis of personnel management, to successfully implement this process in the conditions of the Russian economy. The information obtained will contribute to the development of employment and professional career management programs, taking into account the specifics of the problems of labor and educational migrants.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ МИГРАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ МИГРАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE IMPORTANCE OF RESEARCH MANAGEMENT OF EMPLOYMENT OF MIGRANTS IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

ПОЛУЧЕНО 18.03.2020 ОДОБРЕНО 27.10.2020 ОПУБЛИКОВАНО 25.02.2021

УДК 159.9 DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-1-57-63

гаспарович е.о.

Канд. пед. наук, доцент кафедры «Управления персоналом и психологии», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

gasparovich ел. Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg

e-mail: geo1605@yandex.ru

дуяр е.м.

Магистрант 3 курса кафедры «Управления персоналом и психологии», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

duyar e.m.

Master's Degree Student, Department of Personnel Management and Psychology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg

e-mail: elizavetaduyar@gmail. com

Аннотация

В современных социально-экономических условиях в России наблюдаются тенденции увеличения числа иностранных мигрантов, прибывающих в страну с разными целями, например, работа и обучение. В процессе трудоустройства мигранты сталкиваются с различного рода проблемами. Опираясь на работы российских ученых теоретиков и практиков, а также статистику обоснована актуальность, новизна и значение исследования проблематики управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации. Представлено описание и результаты эмпирического исследования проблематики в сфере управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации. Выявлены особенности управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации. Определена значимость исследования проблематики управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации, что позволило выявить: негативные последствия влияния проблематики в сфере управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов на российскую экономическую ситуацию и рынок трудовых ресурсов; позитивные последствия решения проблем управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов и их продуктивное влияние на российскую экономическую ситуацию и рынок трудовых ресурсов. Результат исследования заключается в определении векторов решения проблем управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации. Значение исследования проблематики управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов представляет практический интерес, поскольку позволяет на основе менеджмента управления персоналом успешно реализовывать указанный процесс в условиях российской экономики. Полученная информация будет способствовать разработке программ управления трудоустройством и профессиональной карьерой с учетом специфики проблематики трудовых и учебных мигрантов.

Ключевые слова: управление персоналом, управление трудоустройством мигрантов, миграция, трудовая миграция, учебная миграция. Abstract

In the current socio-economic conditions in Russia, there are tendencies for an increase in the number of foreign migrants arriving in the country for different purposes, for example, work and education. In the process of finding a job, migrants face various kinds of problems. Relying on the work of Russian scientists, theorists and practitioners, as well as statistics, the relevance, novelty and significance of the study of the problems of managing the employment of migrants on the territory of the Russian Federation are substantiated. The article presents a description and results of an empirical study of problems in the field of management of employment of migrants on the territory of the Russian Federation. The features of the management of the employment of migrants in the territory of the Russian Federation are revealed. The significance of the study of the problems of managing the employment of migrants on the territory of the Russian Federation was determined, which made it possible to identify: the negative consequences of the influence of the problems in the sphere of managing the employment of labor and educational migrants on the Russian economic situation and the labor market; the positive consequences of solving the problems of managing the employment of labor and educational migrants and their productive impact on the Russian economic situation and the labor market. The result of the study is to identify vectors for solving the problems of managing the employment of migrants on the territory of the Russian Federation. The importance of studying the problems of employment management of labor and educational migrants is of practical interest, since it allows, on the basis of personnel management, to successfully implement this process in the conditions of the Russian economy. The information obtained will contribute to the development of employment and professional career management programs, taking into account the specifics of the problems of labor and educational migrants.

Keywords: personnel management, migrant employment management, migration, labor migration, study migration.

актуальность и новизна исследования проблематики управления трудоустройством

МИГРАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Актуальность исследований в области изучения проблем трудоустройства мигрантов в России продиктованы современными социально-политическими и социально-экономическими тенденциями, сложившимися в мире в исторический период 2010—2020 гг. Проблема управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации представляет огромную значимость. Членство России в экономических союзах, подписание соглашений о свободном обмене ресурсами, в том числе и трудовыми, устойчивое положение России на мировой арене делают ее привлекательной для мигрантов со всего мира [1]. По статистическим отчетам Министерства внутренних дел, за 2019 г. в Россию прибыло более 19,5 млн граждан из других государств, преимущественно из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Украины. При этом следует отметить, что прирост количества мигрантов по сравнению с предыдущим годом составляет 9,9%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что интерес иностранных граждан к России стремительно возрастает. Наибольшую часть въезжающих составляют трудовые мигранты, их доля от всех пересекающих границу иностранных граждан составляет более 28%. Усматривается приверженность мировых экономик к постоянному и бесперебойному ускорению темпов развития, которое невозможно без взаимообмена рабочей силой. В связи с этим государства стремятся к партнерству в целях осуществления совместной экономической деятельности, упрощения передвижений своих граждан между государствами-партнерами, а также свободного обмена рабочей силой.

В настоящее время не существует международного согласованного определения категории «мигрант». Это «создает проблемы в отношении сбора и анализа данных относительно этой категории лиц» [13].

Под определение понятия «миграция» подпадает «переселение, перемещение (например, населения внутри страны или из одной страны в другую)» [6].

Юридические же науки при определении понятия «миграция» обращают внимание на то, что это не только социальное, но и правовое явление, которое связывает территориальное перемещение гражданина как внутри одной страны, так и за ее пределами, сопровождающееся возникновением правоотношений по приобретению, изменению и прекращению правового статуса мигранта [4].

В данном исследовании наряду с трудовыми мигрантами интересующей категорией лиц являются учебные мигранты. Всемирная торговая организация в целях беспрепятствен-

ного перемещения субъектов образовательной деятельности (учащихся и преподавателей), а также свободного осуществления деятельности учреждений образования как в рамках одного государства, так и нескольких включает услуги в области образования в сферу регулирования Генерального соглашения по торговле услугами, принятого в 1995 г. в ходе Уругвайских переговоров [3].

По данным статистических отчетов МВД России в 2020 г. 681 832 иностранных гражданина указали «учебу» как цель своего въезда в Россию. Это составляет 3,5% от всех въехавших в Россию.

Мигранты, въезжающие в целях учебы являются наиболее предпочтительной категорией лиц. Кроме того, в настоящее время на рынке труда в России наблюдаются дефицит рабочей силы, что связано с «демографической ямой» девяностых годов ХХ в.

По данным ежегодных статических отчетов Министерства внутренних дел РФ [12], в табл. 1 представлены данные по количеству мигрантов на территории Российской Федерации за 2018 и 2019 гг.

Таким образом, проведя анализ числа мигрантов, въехавших в различные федеральные округа РФ в целях «работы» и «учебы», можно сделать вывод о том, что, по отношению к предыдущему году, за 2019 г. во всех федеральных округах, кроме Северо-Кавказского и Уральского федеральных округов существует прирост численности трудовых мигрантов. Численность данного вида мигрантов в Южном и Сибирском федеральных округах сохраняется примерно на одном уровне. В целом в других регионах Российской Федерации (исключение составляет Сибирский федеральный округ) превалирует число учебных мигрантов. В то же время увеличение количества учебных мигрантов на территории Российской Федерации примерно на 19% выше числа трудовых мигрантов.

Актуальность изучения проблематики управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации в одном исследовании продиктована объективными обстоятельствами. Большинство студентов, обучающихся в РФ, планируют остаться в России после окончания обучения для последующего трудоустройства, в то же время отдельная часть уже работающих в России являются бывшими выпускниками высших учебных заведений Российской Федерации. Таким образом, проблематика управления трудоустройством обоих видов мигрантов переплетена в один вопрос.

Новизна исследования раскрывается в следующих аспектах. В рассмотрении негативных последствий влияния проблематики в сфере управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов на российскую экономическую ситуацию и рынок труда. В выявлении позитивных последствий решения проблем управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов и их продуктивное влияние на россий-

Таблица 1

Численность трудовых и учебных мигрантов в различных регионах России за 2018 и 2019 гг.

Федеральный округ Январь — декабрь 2019 г., чел. Январь — декабрь 2018 г., чел. Прирост, %

учеба работа учеба работа учеба работа

Всего 681 832 5 478 249 536 518 5 047 788 27,08 8,52

Центральный 234 728 2 727 812 162123 2 480 220 44,78 9,98

Северо-западный 127 409 1 121 808 103 755 1 006 320 22,79 11,47

Южный 51 933 258 143 47 626 260 516 9,04 -0,91

Северо-Кавказский 15 236 55 198 11 561 59 251 31,78 -6,84

Приволжский 121 926 379 722 91 854 375 489 32,73 1,12

Уральский 33 360 352 504 28 839 358125 15,67 -1,56

Сибирский 73 119 331 579 74 073 333 201 -1,28 -0,48

Дальневосточный 24 121 251 483 16 687 174 666 44,54 43,97

скую экономическую ситуацию, рынок трудовых ресурсов, в определении векторов решения проблем управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации на основе использования потенциала менеджмента управления персоналом.

ОПИСАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ МИГРАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эмпирическое исследование проблематики в сфере управления трудоустройством мигрантов в России проводилось по двум направлениям. Целью эмпирического исследования послужило выявление характерных проблем в сфере управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации. Первое направление эмпирического исследования: изучение точки зрения непосредственно мигрантов для выявления характерных затруднений иностранцев при трудоустройстве на территории Российской Федерации. Второе направление эмпирического исследования: изучение точки зрения представителей руководства российских компаний (доля иностранных работников, в которых составляет более половины от общего числа персонала) для выявления проблематики управления трудоустройством мигрантов в России.

Первое направление эмпирического исследования по определению наличия и характера проблем в сфере трудоустройства мигрантов на территории Российской Федерации с точки зрения непосредственно трудовых и учебных мигрантов

Диагностический инструментарий. Исследование проводилось с помощью такого метода, как опрос, который включал в себя 12 открытых и закрытых вопросов, а также один вопрос с предложением оставить свои комментарии по проблемам трудоустройства в России. Опрос предполагал указание наименования высшего учебного заведения, уровня образования и направления подготовки, ответ на вопрос о сложностях, связанных с процессом трудоустройства в России, о сложностях, сопровождающих прохождение практики в процессе обучения в России, ответ на вопрос о стремлении к трудоустройству на территории Российской Федерации по завершению образования и попытках трудоустройства, а также оценку, по мнению респондентов, реальности трудоустройства на территории Российской Федерации по завершению образования.

Целевая аудитория составила 144 человека, в том числе 70 трудовых мигрантов и 74 учебных мигранта, являющихся выпускниками российских вузов, обучавшимися по различным программам бакалавриата и магистратуры.

Результаты первого направления эмпирического исследования по определению наличия и характера проблем в сфере трудоустройства мигрантов в России с точки зрения непосредственно трудовых и учебных мигрантов

В ходе эмпирического исследования для выявления характерных затруднений иностранцев при трудоустройстве на территории Российской Федерации были получены следующие результаты.

Вопрос о трудностях при трудоустройстве в России показал, что 85,7% респондентов считают, что при трудоустройстве ИГ в России трудности есть.

Вопрос о том, сталкивались ли респонденты с трудностями прохождения практики показал, что 43% респондентов сталкивались с проблемами при прохождении практики во время обучения в России, 57% не сталкивались.

Вопрос о том, с какими именно трудностями сталкивались респонденты при прохождении практики с множеством вариантов ответа показал, что 60% респондентов сталкивались с проблемами во время поиска места для прохождения практики и столько же процентов сталкивались с нежеланием работодателя принимать иностранного студента на прохождение практики.

Вопрос о желании респондентов трудоустроиться по окончании обучения показал, что 71,4% респондентов желали трудоустроиться в России, 28,6% не имели такого желания. Такие же результаты были получены на вопрос о попытках трудоустройства по окончании вуза.

Вопрос с просьбой оценить реальность трудоустройства в России показал, что 14,3% респондентов считают, что трудоустроиться в России после получения диплома нереально, 28,6% респондентов считают, что трудоустроиться «Очень трудно (практически нереально)» и 42,9% респондентов указали, что трудоустроиться «Реально, если приложить усилия».

Вопрос о характере трудностей при трудоустройстве после окончания вуза с множеством вариантов ответа показал, что 83,3% ответивших указали такой вариант, как «Нежелание работодателей принимать на работу иностранного гражданина», 33,3% — «отсутствие опыта работы», 16,7% указали такой вариант ответа, как «Трудности с получением разрешения на работу».

Вопрос о том, удалось ли респондентам трудоустроиться после окончания обучения и насколько легко удалось, показал, что 57,1% респондентов не удалось трудоустроиться в России, 28,6% указали ответ «Удалось, но очень тяжело».

Опрос содержал открытый пункт — предложение оставить свои комментарии в свободной форме по проблемам трудоустройства мигрантов на территории Российской Федерации. Итогом стали комментарии подобного рода. Участники опроса указали как одну из проблем, что после окончания вуза в России государство не выдает разрешение на работу, а также не продлевает срок действия визы, без чего невозможно приобретение опыта работы, а также проведение исследований в России. Респонденты в качестве примера указали, что некоторые страны после окончания вуза дают иностранным гражданам вид на жительство на 3 или 5 лет. Кроме того, респондентами, указавшими направление подготовки «Промышленное и гражданское строительство», был оставлен комментарий о том, что после окончания университета трудоустроиться в российских компаниях просто нереально.

Второе направление исследования по выявлению проблем управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации с точки зрения представителей руководства российских компаний, доля иностранных работников в которых составляет более половины от общего числа персонала

Диагностический инструментарий. Интервью с представителями руководства российских компаний, доля иностранных работников в которых составляет более половины от общего числа персонала.

Целевая аудитория. Поскольку чаще всего разрешение на привлечение иностранных работников в России получают строительные компании, были проведены интервью с руководителями пяти строительных компаний России: ООО «Стройинвест», ООО «ИРБИСТРОЙ», ООО «Наш дом», ООО «Перспектива», ООО «Домстройкомплекс» (названия предприятий были изменены по согласованию с руководством компаний, в целях сохранения конфеденциальности информации). В среднем персонал каждой из представленных компаний составляет около 300 человек. Из них доля иностранных работников от 82,0 от 91,0% от общей численности персонала.

Результаты второго направления эмпирического исследования по выявлению проблематики управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов с точки зрения представителей руководства российских компаний, доля иностранных работников в которых составляет более половины от общего числа персонала

Каждому руководителю из представленных пяти российских компаний были заданы одинаковые вопросы о наличии проблем при трудоустройстве иностранных работников и управлению трудоустройством мигрантов. Основными проблемами руководители называли большие временные и финансовые затраты на оформление разрешительных документов для персонала. Персонал, которому требуется получение визы на въезд в Россию и получение разрешения на работу, ожидает оформления документов полтора-два месяца; персонал, которому не требуется виза, но необходимо получение патента на работу ожидают оформления документов один-два месяца; граждане государств-членов ЕАЭС ожидают оформления документов около двух недель [17]. По этой причине, отмечали руководители, зачастую при отсутствии времени приходится жертвовать квалифицированными специалистами — иностранными гражданами в пользу специалистов, готовых трудоустроиться сегодня и сейчас с недостаточным уровнем квалификации.

результаты эмпирического исследования проблематики управления трудоустройством

МИГРАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эмпирическое исследование, проведенное по двум направлениям (изучение точки зрения непосредственно трудовых и учебных мигрантов для определения наличия и характера проблем иностранцев при трудоустройстве на территории Российской Федерации; изучение точки зрения представителей руководства российских компаний, для выявления проблематики управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов) позволило сделать следующие выводы.

Определение проблематики управления трудоустройством трудовых мигрантов в России

Одной из проблем, с которой встречаются приезжающие в Россию трудовые мигранты является оформление разрешительной документации. Это значительно осложняет и ведет к затруднению процесса трудоустройства. Иностранцы не могут приступить к работе, не получив или патента, или разрешения на работу. Отдельные возможности для иностранцев-граждан государств-членов ЕАЭС — Киргизская Республика, Республика Казахстан, Республика Беларусь, а также Республика Армения.

В качестве еще одной проблемы следует отметить отсутствие права у всех организаций трудоустраивать иностранных граждан. Это обусловлено законодательством Российской Федерации [14], которое предполагает получение работодателями , желающими принимать на работу ИГ, разрешения на привлечение иностранных работников, а также получение квоты на привлечение иностранных работников. Это необходимо в целях защиты внутреннего рынка труда.

Еще одна проблема затрагивает не только иностранных граждан, но и работодателей, желающих принять к себе иностранных работников. Проблема заключается в очень продолжительном во времени процессе оформления всех необходимых документов, а также бюрократическая волокита. Для работодателей это выливается в значительные материальные траты (оплата питания и проживания потенциальных

работников из числа мигрантов, упущенная выгода). Для потенциальных работников из числа мигрантов это становится тригером по снижению мотивирования трудоустройства.

Аналогичной проблемой является финансово затратное оформление всех необходимых для работы документов. Это касается и переводов документов с иностранного языка с нотариальным заверением, и необходимости проведения нескольких видов медицинских осмотров, и нострификации документов об образовании.

Подводя итог, отметим, что процесс управления трудоустройством иностранных граждан в России сопровождается достаточным объемом проблем. Проведенные социологические исследования [9] показали, что студенты-иностранцы в качестве основных проблем во время адаптации в России выделяют невозможность легального трудоустройства (23%), дороговизну жизни в городах (14%), неудовлетворительные бытовые условия в общежитиях вузов (11%), отсутствие возможности частых поездок на родину, некачественное медицинского обслуживание (7%) и высокую стоимость медицинской страховки (4%).

Вышеуказанный перечень проблем присущ всем видам мигрантов, стремящихся трудоустроиться на территории Российской Федерации. Для одних, таких как трудовые мигранты это изначальная цель, для других — учебных, так же актуально в связи с тем, что подавляющее большинство имеет в планах трудоустройство по завершении образования на территории Российской Федерации. Но стоит заметить, что процесс самого обучения сопровождается также и проблемами, характерными только для учебных мигрантов.

Определение проблематики управления трудоустройством учебных мигрантов в России

Одна из проблем, которую стоит упомянуть — это невозможность иностранных студентов официально трудоустраиваться во время обучения. Ранее иностранные студенты получали возможность реализовывать трудовую деятельность строго при наличии разрешения на работу, либо только в рамках своих вузов и созданных ими хозяйственных общества и партнерства. Однако, с вступлением в силу ФЗ от 06.02.2020 №16-ФЗ порядок приема иностранных граждан изменился. С августа 2020 г. иностранные студенты вузов с государственной аккредитацией, очной формы обучения имеют разрешение на трудовую деятельность без дополнительных разрешений, однако во внеучебное время. Работодателям, в свою очередь, разрешено принимать на работу данную категорию ИГ без оформления разрешения на привлечение работников из числа ИГ.

Данные законодательные мероприятия подчеркивают актуальность вопроса на территории Российской Федерации. Законодатели предполагают, что таким способом можно как минимум вдвое увеличить количество иностранных граждан, обучающихся в российский вузах.

Предыдущее же положение дел ставило иностранных студентов в трудное положение: желание работать, получать опыт, а также иметь возможность дополнительного заработка, с одной стороны, и невозможность легально трудоустроиться, с другой.

Проведенный опрос все-таки показал, что, несмотря на отсутствовавшую ранее возможность легально трудоустроиться, порядка 29% иностранных студентов все же работают или периодически подрабатывают, хотя процесс трудоустройства затруднителен. Необходимость в трудоустройстве, вероятно, объясняется противоречием, связанным с маленькими стипендиями, с одной стороны, и большими затратами на покупку продуктов и вещей первой необходимости, с другой стороны.

Большинство студентов-иностранцев в нарушение трудового законодательства осуществляли трудовую деятельность

без получения разрешения на работу, опираясь на устные договоренности, поскольку организации, испытывающие дефицит кадров и готовые принять иностранных студентов, официально не имели возможности оформления трудовых отношений. Все это, безусловно, отрицательно сказывалось на социальном положении иностранных студентов, понижая степень их защищенности.

Кроме того, невозможность студентов работать приводит к тому, что они не способны применять полученные знания на практике, не имеют возможность участвовать в научно-исследовательских проектах, совершенствовать свой профессиональный уровень.

Другой проблемой, сопровождающей учебных мигрантов, являются трудности с прохождением практики. Это связано с тем, что работодатели неохотно принимают иностранных студентов на практику. В большей степени это наблюдается потому, что работодатели по незнанию российского миграционного законодательства принимают прохождение практики за выполнение непосредственно трудовой деятельности.

Зачастую во время учебы иностранные студенты занимаются поиском предприятий для прохождения практики самостоятельно. При успешном прохождении практики студенты могут быть приглашены для дальнейшей работы в данной организации, однако у студентов-иностранцев такой возможности, к сожалению, нет. Говоря в общем, большинство студентов-иностранцев замечают, что гражданство другой страны (отсутствие гражданства РФ) существенно усложняет процесс трудоустройства в российские компании или вовсе лишает шанса найти работу в России.

Еще одной проблемой, вытекающей из предыдущей — сложностей прохождения практики — является проблема полного отсутствия какого-либо опыта работы, по сравнению со студентами — гражданами РФ, после окончания обучения иностранными студентами. Последствием этого является более низкий уровень их конкурентоспособности, что приводит их к дополнительным трудностям при дальнейшем трудоустройстве в России.

ЗНАЧИМОСТь ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВОМ МИГРАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Теоретико-практическое исследование проблематики управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации позволило выявить:

- негативные последствия влияния проблематики в сфере управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов на российскую экономическую ситуацию и рынок трудовых ресурсов;

- позитивные последствия решения проблем управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов и их продуктивное влияние на российскую экономическую ситуацию и рынок трудовых ресурсов.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

трудоустройством трудовых и учебных мигрантов на российскую

ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ И РЫНОК

трудовых ресурсов

Определим ряд негативных последствий влияния проблематики в сфере управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов на российскую экономическую ситуацию.

Во-первых, одним из наиболее серьезных негативных последствий проблематики в сфере управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов становится утечка квалифицированных кадров. Это подтверждается проведенным исследованием, что особенно подчеркивают работодатели. Потеря имеющих высокую квалификацию кадров становится все более актуальной с каждым годом, поскольку мировые экономики стараются непрерывно ускорять темпы роста и развития, а это не представляется возможным без вовлечения в этот процесс кадров высокой квалификации и без развития научно-исследовательского потенциала.

Во-вторых, касаемо учебных мигрантов, отрицательным итогом служит утрата способных быстро и легко адаптироваться к новым условиям работников, ведь студенты-иностранцы, завершившие обучение в российских вузах, имеют опыт адаптации не только к условиям новой страны пребывания, но и к условиям университета, студенческой среды. Говоря об этом, нельзя не упомянуть тот факт, что студенты-иностранцы высоко мотивированы, они самостоятельно принимают решение об обучении и трудоустройстве в другой стране, они направлены на достижение своих целей. Соответственно, проблемы трудоустройства мигрантов ведут к потерям мотивированного, нацеленного на успех персонала.

В-третьих, негативное последствие связано с такой категорией персонала, как рабочие. Одной из особенностей рынка труда в России является то, что спрос работодателей в кадрах низшей категории не может быть удовлетворен точно так же, как и спрос в кадрах высшей категории. То есть вакансии с низкой оплатой и непростыми условиями труда зачастую оказываются не востребованными. Здесь снова необходимо вспомнить о таком современном явлении в России, как «квалификационная яма», которая подразумевает наличие как персонала с избыточной квалификацией для занятия тех или иных должностей, так и с недостаточной.

Обращая внимание на то, что в процессе трудоустройства иностранных граждан-рабочих работодатель несет большие затраты на оформление необходимой разрешительной документации, трудоустройство мигрантов, относящихся к категории рабочих, продолжает быть финансово выгодным. Актуальность малых затрат на подобную рабочую силу очевидна. Конечно, подчеркнем, что высокого спроса на данные вакансии среди местного населения нет. Кроме того, зачастую местное населения не обладает определенными характеристиками, касающимися квалификации, производительности труда и мотивации к работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо заметить, что, поскольку рабочие-мигранты являются в денежном эквиваленте более малооплачиваемой рабочей силой, затраты, которые несут работодатели до момента начала работы составляю существенную долю относительно заработной платы этих сотрудников.

Несмотря на наличие негативных последствий влияния проблематики в сфере управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов на российскую экономическую ситуацию и рынок труда государство остро нуждается во внешней миграции как трудовой, так и учебной и заинтересовано в решении вышеуказанных проблем.

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ

трудоустройством трудовых и учебных

МИГРАНТОВ И их ПРОДУКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ

СИТУАЦИЮ И рынок трудовых ресурсов

Определим ряд позитивных последствий решения проблем управления трудоустройством трудовых и учебных мигран-

тов и их продуктивное влияние на российскую экономическую ситуацию и рынок трудовых ресурсов.

Во-первых, как показывает анализ существующих теории и практики российских исследований в области управления персоналом ученые устанавливают коррелирующие взаимосвязи между миграцией и такими обширными макроэкономическими понятиями, как безработица и валовой внутренний продукт (ВВП). Так, например, исследование Н.А. Латыниной и Д.А. Латынина находят связь между миграцией, безработицей и ВВП. Данные показывают, при увеличении количества прибывших мигрантов на 100 чел., внутренний валовой продукт увеличивается на 0,14 х 100, т.е. на 14 млрд рублей.

Во-вторых, проведя обобщение и синтез научной и практической литературы по вопросам миграции можно сделать вывод о том, что различные виды миграции (трудовая, учебная) являются социально значимыми для большинства стран, в том числе и для России. Она несет себе социально-экономический, демографический и политический эффекты. Социально-экономический эффект содержит в себе влияние миграции на развитие общества и экономики посредством рассмотрения трудовых и учебных мигрантов, как ценного ресурса, владеющего не только профессиональными компетенциями, но и языком, законами государства пребывания, культурой. Немаловажную роль играет увеличение доходов государства за счет оплаты налогов трудовыми мигрантами, оплаты обучения учебными мигрантами. Политический эффект заключается в установлении более эффективных связей с государствами, отправляющими на обучение в другие страны студентов, в формировании политической/ экономической элиты государства. Демографический эффект заключается в возможности миграции выступать в качестве способа решения некоторых демографических проблем российского государства. Кроме того, например, учебная миграция не просто обеспечивает повышение количественных демографических показателей, но и обеспечивает их качественно, поскольку учебными мигрантами выступают квалифицированные, адаптированные и обладающие высоким уровнем мотивации молодые люди. Безусловно, привлечение учебных мигрантов не является панацеей от трудовых проблем в вопросах российской демографии. Подчеркнем, параметры демографической обстановки в России таковы, что привлечение мигрантов может выступать инструментом компенсации убыли населения. В этом случае, наиболее желаемой категорией лиц, конечно, выступят учебные мигранты, обладающие соответствующим уровнем квалификации и способные удовлетворить не только количественные потребности рынка труда, но и качественные. Нужно отметить, что в период с 2012 по 2017 г. поток мигрантов восполнил естественные потери населения.

пути решения проблематики управления трудоустройством

МИГРАНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проведенное исследование показало, что управление трудоустройством мигрантов в условиях российской действительности сопровождается наличием различного рода трудностей и проблем и является достаточно сложным. В то же время управление трудоустройством мигрантов имеет огромное значение для рынка трудовых ресурсов России, и в целом для экономики государства. На пересечении двух этих сфер закономерно появляется вопрос: «Какие варианты решения проблематики управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации можно предложить?»

Давая ответ на этот вопрос, необходимо разделять меры на организационный уровень и государственный уровень. Таким образом, на уровне организации в рамках управления трудоустройством мигрантов следует проводить обучающие мероприятия, направленные на устранение пробелов в знании законодательства РФ, такие как переподготовка и ПК для основных работников отделов кадров. Консультирование в вопросах миграционной политики и трудового законодательства Российской Федерации работодателей, иностранных граждан — потенциальных работников, иностранных граждан-студентов, стремящихся пройти практику на российских предприятиях. Необходимо стремиться к упрощению порядка трудоустройства некоторых категорий иностранных граждан, его автоматизации. С этой целью необходимо подробно описывать процедуру, алгоритм управления трудоустройством иностранных граждан во внутренних локальных нормативных актах компании.

Что касается уровня государства, отметить, законодательство в вопросах управления трудоустройством мигрантов на территории Российской Федерации довольно осложнено. Но, несмотря на это, определенные шаги в направлении упрощения этого вопроса начали реализовываться. Например, в Российской Федерации происходит пересмотр миграционной политики, ведь существует потребность в удержании некоторых категорий мигрантов, обладающих достаточным уровнем квалификации, а также социальными характеристиками, которые способны обеспечивать развитие государства.

Выявление значения исследования проблематики управления трудоустройством трудовых и учебных мигрантов представляет практический интерес, поскольку позволяет на основе менеджмента управления персоналом успешно реализовывать указанный процесс в условиях российской экономики. Материалы могут быть рекомендованы для рассмотрения как студентам, магистрантам, аспирантам и докторантам, так и специалистам-практикам — работникам организаций, государственных и муниципальных учреждений, научно-исследовательских и образовательных организаций. Полученная информация поможет при разработке программ управления трудоустройством и профессиональной карьерой специалистам центра управления персоналом, учесть специфику проблематики трудовых и учебных мигрантов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019—2025 годы».

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации».

3. Арефьев А.Л. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 12 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: Центр социологических исследований, 2015. 196 с.

4. Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. — Москва: Эксмо, 2008. 864 с.

5. Латынина Н.А., Латынин Д.А. Анализ и оценка влияния миграции в РФ на ВВП и безработицу / Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — № 5 (31). — 2018. — С. 63-75.

6. МалышевЕ.А. Регулирование внешней трудовой миграции административно-принудительными мерами: Монография. — Москва: ИНФРА-М, 2016. 200 с.

7. Митин Д.Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути решения // Вестник РУДН, серия Политология. — 2010. — № 3.

8. Невраева Н.Ю. Проблемы и перспективы расширения учебной миграции в России // Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков: сборник материалов XII международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 17—18 апреля 2015 г. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 620-624.

9. Письменная Е.Е. Социальные последствия учебной иммиграции в Россию (вопросы теории и методики исследования): автореф. дис. д-ра соц. наук. — Москва, 2009.

10. Плюгина И.В. Вопросы трудовой деятел'ности обучающихся в России иностранных граждан / / Журнал российского права. — 2011. — № 6. — С. 16-22.

11. Плюгина И.В. Понятие мигранта и основные категории мигрантов // Журнал российского права. — 2007. — № 8. — С. 107-115.

12. Статистические сведения по миграционной ситуации. URL: https://mvd.rf/Deljatelnost/statistics/migracionnaya.

13. Tani M. Migration and education (2019). Paper commissioned for the Global Education Monitoring Report 2019 Consultation on Migration. ED/GEMR/MRT/2019/T1/3.

14. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ.

15. Gasparovich Е., Uskova E. Modern Information Technologies How Means of HR Activity // 35th IBIMA Conference on Education excellence and management of innovations through sustainable economic competitive advantage, 1-2 April, 2020 Seville, Spain. P. 2308-2314.

16. Tokareva Y., Gasparovich Е., Tokarev А. Gender trajectories of professional and personal development as a condition of effective management// 3rd International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 9-11 October 2017 — Istanbul, Turkey. Р. 992-999.

17. Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana May 29, 2014) (as amended on March 15, 2018).

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta RF ot 31.10.2018 N 622 «O Kontseptsii gosudarstvennoj migratsionnoj politiki Rossijskoj Federatsii na 2019—2025 gody» [Decree of the President of the Russian Federation of October 31, 2018 No. 622 "On the Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025"].

2. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N273-FZ(red. ot 26.07.2019) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on July 26, 2019) "On Education in the Russian Federation"].

3. Arefev A.L., SHeregi F.EH. Obuchenie inostrannykh grazh-dan v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh Rossijskoj Federatsii: Statisticheskij sbornik [Education of foreign citizens in higher educational institutions of the Russian Federation: Statistical collection]. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii [Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Moscow: TSentr sotsiologicheskikh issledovanij Publ., 2015, I. 12, 196 p.

4. Krysin L.P. Illyustrirovannyj tolkovyj slovar' inostrannykh slov [Illustrated explanatory dictionary of foreign words]. Moscow: EHksmo Publ., 2008. 864 p.

5. Latynina N.A., Latynin D.A., Analiz i ocenka vliyaniya mi-gracii v RF na VVP i bezraboticu [Analysis and assessment of the impact of migration in the Russian Federation on GDP and unemployment]. Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya [Innovative economy: prospects for development and improvement]. I. 5 (31), 2018, pp. 63—75.

6. Malyshev E.A. Regulirovanie vneshnej trudovoj migratsii admi-nistrativno-prinuditel'nymi merami [Regulation of external labor migration by administrative-compulsory measures]. Moscow: Infra-M Publ., 2016. 200 p.

7. Mitin D.N. Obrazovatel'naya (uchebnaya) migratsiya: ponyatie, problemy i puti resheniya [Educational (educational) migration: concept, problems and solutions]. Vestnik RUDN, seriya Poli-tologiya [RUDN Bulletin, Political Science series]. 2010, I. 3.

8. Nevraeva N.YU. Problemy i perspektivy rasshireniya ucheb-noj migratsii v Rossii [Problems and prospects of expanding educational migration in Russia]. Ustojchivoe razvitie rossijskikh regionov: ehkonomicheskaya politika v usloviyakh vneshnikh i vnutrennikh shokov: sbornik materialov XII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, g. Ekaterinburg, 17—18 ap-relya 2015g. [Sustainable development of Russian regions: economic policy in conditions of external and internal shocks: collection of materials of the XII international scientific-practical conference, Yekaterinburg, April 17—18, 2015]. Ekaterinburg: UrFU Publ. 2015, pp. 620-624.

9. Pis'mennaya E.E. Sotsial'nye posledstviya uchebnoj immigratsii v Rossiyu (voprosy teorii i metodiki issledovaniya). Dokt. Diss [Social consequences of educational immigration to Russia (questions of theory and research methodology). Doct. Diss]. Moscow, 2009.

10. Plyugina, I.V. Voprosy trudovoj deyatel'nosti obuchayu-shhikhsya v Rossii inostrannykh grazhdan [Issues of labor activity of foreign citizens studying in Russia]. ZHurnal rossijskogo prava [Journal of Russian law]. 2011, I. 6, pp. 16-22.

11. Plyugina I.V. Ponyatie migranta i osnovnye kategorii migrantov [The concept of a migrant and the main categories of migrants]. ZHurnal rossijskogo prava [Journal of Russian law]. Moscow: Norma Publ., 2007, I. 8, pp. 107-115.

12. Statisticheskie svedeniya po migratsionnoj situatsii [Statistical information on the migration situation]. Available at: https:// mvd.rf/Deljatelnost/statistics/migracionnaya.

13. Tani M. Migration and education (2019). Paper commissioned for the Global Education Monitoring Report 2019 Consultation on Migration. ED/GEMR/MRT/2019/T1/3.

14. Federal'nyj zakon «O migracionnom uchete inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v Rossijskoj Federacii» ot 18.07.2006 N109-FZ14 [Federal Law "On Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation" dated July 18, 2006 No. 109-FZ].

15. Gasparovich E., Uskova E. Modern Information Technologies How Means of HR Activity // 35th IBIMA Conference on Education excellence and management of innovations through sustainable economic competitive advantage, 1-2 April, 2020 Seville, Spain. P. 2308-2314.

16. Tokareva Y, Gasparovich E., Tokarev A. Gender trajectories of professional and personal development as a condition of effective management// 3rd International Conference on Advances in Education and Social Sciences, 9-11 October 2017 — Istanbul, Turkey. P. 992-999.

17. Treaty on the Eurasian Economic Union (Signed in Astana May 29, 2014) (as amended on March 15, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.