Научная статья / Research article
Трудовая миграция из стран Центральной Азии в Россию
Ю. В. Югай
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность выбранной проблематики характеризуется политико-гуманитарной обстановкой, сложившейся на постсоветском пространстве в течение последних трех десятилетий. Трудовая миграция стала реальной формой экономической и политической интеграции стран на постсоветском пространстве, способствуя образованию Евразийского экономического союза (EAЭC), включившего Россию, Казахстан, Белоруссию, Армению, Киргизию. Для стран, в настоящий момент не участвующих в ЕАЭС -Узбекистана и Таджикистана - в целом, миграционные процессы носят схожий характер. Значительная часть мигрантов, будучи трудовыми, возвратными и учебными мигрантами, беженцами, существенно пополняют демографический и трудовой потенциал России. В значительной степени массовом сознании населения государств Центральной Азии сформировались стереотипы поведения, ориентированные на стратегию жизненного успеха исключительно через трудовую миграцию в Россию. Многие молодые и среднего возраста люди в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, частично - Казахстане, и других странах ЕАЭС и СНГ считают за благо поехать на работу за границу, предпочитая это дальнейшему обучению. Дополнительными стимулирующими миграцию факторами являются примеры успешности их родственников, соседей и знакомых, которые работали за границей и смогли купить дом, машину, необходимые вещи и прочее. Расширилась и социальная база трудовой миграции: в миграционные потоки включились новые социально-демографические группы населения (жители сельских районов, небольших населенных пунктов, женщины, молодежь). Таким образом, к началу третьего десятилетия XXI в. в регионе сформировалась Евразийская миграционная подсистема, которая основана на социально-экономических связях между странами бывшего СССР и широком распространении русского языка как основного средства общения. При выборе направления миграции за границу жители многих стран ориентируются на Россию, потому что знание русского языка и понимание менталитета российского населения существенно повышает их шансы на трудоустройство именно там. Большинство трудовых мигрантов в РФ устраиваются на работу через социальные сети, родственные контакты, частных посредников и пр. Впрочем, стоит отметить, что роль государственных структур и частных агентств занятости в трудоустройстве мигрантов остается крайне низкой. В рамках предлагаемой статьи автор анализирует ключевые культурные, экономические, политические и гуманитарные факторы, определяющие характер миграционных процессов из Центральной Азии в Российскую Федерацию. В работе используется метод статистического анализа, а также методы экономической и политической наук - экономико-структурный анализ и политанализ.
Ключевые слова: ЕАЭС, Россия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, экономика, миграция.
Для цитирования: Югай Ю. В. Трудовая миграция из стран Центральной Азии в Россию. Постсоветские исследования. 2022;2(5):206-219.
Labor Migration from Central Asian Countries to the Russia
Julia V. Yugai
RUDN University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The relevance of the chosen problem is characterized by the political and humanitarian situation that has developed in the post-Soviet space over the past three decades. Labor migration has become a real form of economic and political integration of countries in the post-Soviet space, contributing to the formation of the Eurasian Economic Union (EAEU), which included Russia, Kazakhstan, Belarus, Armenia, Kyrgyzstan. For the countries that are not currently participating in the EAEU - Uzbekistan and Tajikistan - in general, migration processes are of similar nature. A significant part of migrants, being labor, return and educational migrants, refugees, significantly replenish the demographic and labor potential of Russia. To a large extent, the mass consciousness of the population of the Central Asian states has formed stereotypes of behavior focused on the strategy of life success exclusively through labor migration to Russia. Many young and middle-aged people in Tajikistan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, partly Kazakhstan, and other EAEU and CIS countries consider it good to go to work abroad, preferring it to further education. Additional factors stimulating migration are examples of the success of their relatives, neighbors and acquaintances who worked abroad and were able to buy a house, a car, necessary things and so on. The social base of labor migration has also expanded: new socio-demographic groups of the population (residents of rural areas, small settlements, women, and youth) have joined the migration flows. Thus, by the beginning of the third decade of the XXI century, the Eurasian migration subsystem was formed in the region, which is based on socio-economic ties between the countries of the former USSR and the widespread use of the Russian language as the main means of communication. When choosing the direction of migration abroad, residents of many countries focus on Russia, because knowledge of the Russian language and understanding of the mentality of the Russian population significantly increases their chances of finding employment there. The majority of migrant workers in the Russian Federation get a job through social networks, family contacts, private intermediaries, etc. However, it is worth noting that the role of state structures and private employment agencies in the employment of migrants remains extremely low. In the framework of the proposed article, the author analyzes the key cultural, economic, political and humanitarian factors that determine the nature of migration processes from Central Asia to the Russian Federation. The paper uses the method of statistical analysis, as well as methods of economic and political sciences - economic and structural analysis and political analysis.
Keywords: EAEU, Russia, Kazakhstan, Uzbekistan, Tajikistan, Kyrgyzstan, economy, migration.
For citation: Yulia V. Yugai Labor Migration from Central Asian Countries to Russia. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2022;2(5):206-219. (In Russ.).
Особенности трудовой миграции из трудоспособного населения из восточных и
Казахстана в Россию северных регионов, что создает
Одним из основных поставщиков диспропорцию в распределении трудовых
трудовых мигрантов в Россию является ресурсов;
Казахстан. При этом следует отметить, что - миграция коренного населения
ключевыми причинами процесса трудовой Казахстана, что является негативным
миграции в РФ из Казахстана являются: фактором;
- наличие между Казахстаном и - медленный естественный прирост Россией явной диспропорции по уровню населения по сравнению с другими политического, экономического и странами. Например, в настоящее время в социального развития. При этом данная Казахстане проживает 17,5 млн человек. Для диспропорция направлена в пользу выбора сравнения на конец 1991 г. численность мигрантами работы на территории РФ; населения Казахстана составляла около 16,2
- существенное изменение млн. Для сравнения, по итогу 2020 г. в этнической картины Казахстана, ввиду Узбекистане зарегистрировано почти 34 млн выбытия более 80% славянского населения; против 18,5 млн в 1991 г.;
- перенаселенность юга Казахстана - резкая потеря квалифицированных по сравнению с севером, ввиду оттока кадров. Коренное население, получившее
высшее образование, переезжает в другие государства. Остаются работники со средним уровнем образования [Акмалова 2017: 85-87].
На сегодняшний день практически отсутствуют статистические данные по анализу потока иммигрантов из других государств в Казахстан. Большая часть приезжающих трудовых мигрантов представлена оралманами. Оралманы также являются казахами, проживающими вне территории Казахстана, которые возвращаются на родину по различным социальным программам. Также
возвращаются в Казахстан те мигранты, которые не смогли устроиться в другой стране и вынуждены были вернуться. Из Казахстана в Россию выезжает в 5 раз больше людей, чем из России в Казахстан.
Таблица 1 - Миграционные потоки из России в Казахстан и из Казахстана в Россию с 2016
по 2020 гг.
Далее в таблице представлены данные Комитета по статистике под ведомством Министерства национальной экономики Казахстана, а также данные Федеральной службы государственной статистики России, которые находятся в открытом доступе. Следует особо обратить внимание на то, как сильно разнятся данные, предоставленные двумя странами. Это объясняется различиями в методиках учета миграционных потоков и отсутствием уведомлений государственных органов со стороны ряда мигрантов. Зачастую нелегальные мигранты успевают оформить российский паспорт до того, как выясняется, что им запрещено иметь двойное гражданство.
Год Прибытие мигрантов из Казахстана в РФ Прибытие мигрантов из РФ в Казахстан
Данные РФ Данные Казахстана Данные РФ Данные Казахстана
2016 45 506 26 998 8 843 4 935
2017 51 958 20 839 11 802 4 278
2018 59 142 23 859 18 328 3 711
2019 65 750 25 682 30 983 3 905
2020 69 356 0 32 226 0
Всего за 20162020 гг. 1 396 136 1 202 667 283 404 276 427
Совпадает лишь общая картина по миграционному сальдо за указанный период:
- Миграционное сальдо составляет 1,2 млн. чел. ввиду того, что из РФ в Казахстан выехало около 300 тыс., а из Казахстана в РФ порядка 1,3 млн человек (данные РФ);
- Миграционное сальдо составляет 0,9 млн чел. ввиду того, что из России в Казахстан выехало около 250 тыс., а из Казахстана в Россию въехало 1.1 млн человек (данные Казахстана) [Вешкурова 2019: 67].
Данные казахской миграционной службы стали существенно отличаться от российских с 2017 г. Начиная с того периода существенно упростилась процедура
миграции из Казахстана в РФ, в результате был сформирован единый рынок труда.
Рассмотрим вопрос роли, оказываемой на казахский рынок труда подобных объемов миграционных потоков. Например, население, уехавшее из Казахстана в 2018 г. (порядка 207 тыс. человек), можно приравнять к населению всего областного центра Петропавловска или Атырау. При отрицательном миграционном сальдо (1 млн. чел.) данный объем мигрантов равен численности Северо-Казахстанской и Атырауской областей вместе взятых или столицы Казахстана Астаны. Таким образом, видно, что это критичные цифры.
Образовательная миграция является одной из ключевых проблем для Казахстана. Большая часть трудоспособной молодежи по завершении обучения остается работать в
России и уже не возвращается в Казахстан. Многие впоследствии забирают туда своих родственников.
Исходя из российских данных, в 20192020 гг. на территории РФ находилось порядка 247 000 студентов из других стран. Из них 85% были из государств
постсоветского пространства, порядка 40% из них - казахские студенты, что составляет 72 тыс. человек. Фактически каждый 4-й иностранный студент, обучающийся в Таблица 2 - Данные МВД по мигращ
России, - казах. Основной причиной стремления казахской молодежи получить российское образование является стоимость обучения и высокое качество.
Также сведения по мигрантам из Казахстана в Россию с небольшими различиями можно получить из статистических данных по миграционной ситуации в РФ, которые сформированы на основании отчетов МВД РФ на конец июня 2019 г.
в РФ из Казахстана за 2019-2020 гг.
№ Показатели 2019 год Январь-июнь 2020 года
1 Поставлено на миграционный учет 545 676 261 149
2 Снято с миграционного учета 384 921 180 241
Зарегистрировано по месту жительства 62 457 29 454
4 Принято решений о выдаче РВП 42 145 19 879
5 Проживает по РВП 64 281 57 728
6 Принято решений о выдаче ВНЖ 14 239 6835
7 Проживает по ВНЖ 28 915 31 010
8 Получение гражданства РФ 37 837 20 188
Исходя из приведенных в таблице данных, минимум 95 тыс. казахстанских мигрантов имеют РВП и ВНЖ и в настоящее время проживают на территории РФ. Значительно большее количество трудовых мигрантов из Казахстана приезжают на заработки в Россию на сезонные работы.
Еще одним ключевым фактором стремления мигрантов из Казахстана в Россию является уровень оплаты труда, Таблица 3 - Уровень заработной пла;
который в России в ряде регионов превышает уровень заработной платы в Казахстане более чем в 6 раз по текущему курсу валют. Ниже в таблице приведен анализ уровня заработной платы на территории России и Казахстана за 2020 г. При этом также следует учитывать наполненность социального пакета и гарантий для работников, которые в Казахстане существенно уступают российским.
в месяц в РФ и Казахстане в 2020 г.1
Регионы Казахстана Заработная плата, тыс. рублей Регион России Заработная плата, тыс. рублей
Астана 39,82 Москва 66,88
Алма-Ата 35,19 Санкт-Петербург 45,43
Актюбинская область 22,65 Оренбургская область 26,07
Западно-Казахстанская область 25,87 Самарская область 27,06
Кустанайская область 20,50 Челябинская область 26,62
Павлодарская область 23,87 Омская область 28,82
СевероКазахстанская область 18,38 Тюменская область 50,16
Восточно-Казахстанская область 22,70 Республика Алтай 24,86
В среднем по стране 27,45 В среднем по стране 36,20
По текущим прогнозам, процесс миграции из Казахстана в Россию будет прогрессировать. Это обусловлено тем, что при естественном приросте порядка 300 тыс. чел. развитие экономики не позволяет обеспечивать увеличивающееся население рабочими местами. На сегодняшний день изменений в количестве рабочих мест в Казахстане практически нет, показатели находятся на уровне 2002 г. Программы, которые предусматривают открытие новых рабочих мест, еще крайне далеки от реализации. Таким образом, российский рынок труда является спасением для трудоспособного населения Казахстана.
Следует отметить, что в настоящее время Россия и Казахстан, как и США и Канада, имеют значительный отрезок общей государственной границы, единое экономическое пространство и общий рынок труда. Дисбаланс населения и рабочих мест регулируется исключительно за счет этих критериев. Тем не менее, исходя из новых требований, данным рынком могут воспользоваться
исключительно мигранты, владеющие русским языком. Пока что
русскоговорящего населения в Казахстане порядка 92%. Однако данная ситуация стремительном меняется.
Регулирование процесса трудовой миграции из Узбекистана
На сегодняшний день между РФ и Узбекистаном заключен ряд договоров по миграционному учету на уровне Многофункционального миграционного
центра города Москвы (ГБУ «Миграционный центр»), ФГУП «ПВС» (Федеральное государственное унитарное предприятие «Паспортно-визовый сервис») при МВД РФ и Агентства по внешней миграции Узбекистана.
Целью подписания данных договоров является организация и упрощение выезда трудовых мигрантов из Узбекистана и въезда на территорию РФ.
Данные документы позволяют Узбекистану и РФ регулировать процесс трудовой миграции. Открываются миграционные центры и фронт-офисы, которые помогают трудовым мигрантам в оформлении документов, процедуре их регистрации, получении разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории России, в том числе в получении части услуг на территории республики до выезда в Россию [Леонидова 2017: 188].
На сегодняшний день на территории Российской Федерации трудятся порядка 1,8 млн официально зарегистрированных мигрантов из Узбекистана. Это примерно на 11% превышает показатель 2019 года, что, в свою очередь, составляет примерно 630 тыс. человек. В настоящее время в Ташкенте идут переговоры по вопросам экстремизма и терроризма, а также перерегулирования потоков трудовой миграции.
Тем не менее, поток трудовых мигрантов из Узбекистана в РФ существенно сократился с 2018 г. на 3-3,4 млн человек, что обусловлено, в первую очередь, ужесточением миграционного
законодательства Российской Федерации, а экономического кризиса в условиях также возникновением серьезного пандемии
Рисунок 4. Численность мигрантов (официально зарегистрированных) из Узбекистана в
Россию за 2020 г.
Численность мигрантов из Узбекистана в России
<юоо,ооо ---
Источник: Сайт Управления Федеральной миграционной службы
Между РФ и Узбекистаном действует безвизовый режим. При этом Узбекистан не является государством-участником ЕАЭС. Трудовые мигранты из Узбекистана при въезде на территорию РФ обязаны оплачивать патент на пребывание и работу. Стоимость патента определяется органами власти регионального уровня. Также мигранты в обязательном порядке должны сдавать экзамены по правовым дисциплинам, истории России и русскому языку. Без оформления визы срок работы на территории РФ для мигрантов из Узбекистана на основании патента составляет 180 дней. Это максимальный срок пребывания на территории РФ в пределах 1 года. Превысившие этот срок мигранты автоматически становятся нелегалами, что лишает их права работать в России на 3, 5 или 10 лет в зависимости от тяжести нарушения. Самым «злостным» нарушителям въезд в РФ закрывается пожизненно. В Таджикистане, например, таких граждан сегодня насчитывается около 5 тысяч.
Соглашение об «оргнаборе» граждан Узбекистана для работы в России предусматривает определенный порядок взаимодействия госструктур, которые должны управлять миграционными потоками. Действовать этот механизм должен следующим образом: Министерство труда и социальной защиты РФ вместе с Федеральной службой по труду и занятости размещают в специальной информационно-аналитической системе данные о
у них размере
работодателях, существующих вакансиях, характере работы, заработной платы, требованиям к квалификации работников и т. п. В задачи Министерства образования и науки РФ входит информирование соответствующих ведомств Узбекистана о требованиях и порядке сдачи экзамена по русскому языку, истории и законодательству для трудовых мигрантов. МВД РФ осуществляет оформление и выдачу разрешений на ведение трудовой деятельности
[Рыбаковский, Рязанцев 2005].
Со своей стороны, Агентство по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве труда Узбекистана информирует население о возможностях и порядке трудоустройства на территории РФ, осуществляет подбор кандидатов, взаимодействует с работодателями и организациями, проводящими необходимые экзамены, согласует проекты трудовых договоров, организует обучение, медицинское освидетельствование и проезд кандидатов до места назначения, а также их возвращение в случае необходимости. Министерство здравоохранения
Узбекистана берет на себя обязанность по проверке претендентов на предмет наличия у них опасных заболеваний, а Министерство внутренних дел должно проверять их на нахождение в межгосударственном, международном розыске и на наличие судимости. При этом в России осуществляется повторное
медосвидетельствование мигрантов
[Методология и методы 2017: 140].
Работодатель обязан обеспечить мигрантам проживание «в соответствии с необходимыми санитарно-гигиеническими и иными нормами», гарантировать
нормальные условия труда, включая технику безопасности на рабочих местах, а также зарплату не ниже минимального уровня, установленного законодательством РФ. Для участия в системе «оргнабора» нанимающие мигрантов компании должны заключить договор о сотрудничестве с организацией, направляющей их в Россию. Взаимодействие работодателей с Агентством по внешней трудовой миграции Узбекистана регулируется отдельным договором. Несомненным плюсом для мигрантов является официальное трудоустройство, гарантированные
трудовым договором зарплата и медобслуживание. Если работодатель не сумел трудоустроить мигранта, он оплачивает ему возвращение на родину и выплачивает компенсацию. На работодателя также ложатся расходы в случае смерти мигранта или его увечья на производстве.
В конечном итоге предусмотренная соглашением схема получается слишком сложной и запутанной для обеих сторон -как для работодателей, так и мигрантов. Первым необходимо заключать массу соглашений с различными госструктурами, вдобавок они принимают на себя целый блок социальных и финансовых обязательств, тогда как по действующей сегодня «патентной системе» все эти вопросы являются проблемами самих мигрантов. Поэтому для большей части потенциальных работодателей участие в организованном найме рабочей силы «по месту проживания» лишено смысла. Мигранты же в этой системе лишаются «свободы маневра» и вынуждены соглашаться на те условия, которые им предлагают работодатели на родине. При этом их потенциальный заработок снижается за счет уплаты налогов, медстраховки и других расходов, избежать которых есть соблазн, если изначально ориентироваться на нелегальную миграцию. Поэтому они предпочитают искать работу
путем задействования традиционных «кланово-общинных структур»,
ориентируясь на те связи и возможности, которые предоставляют им национальные диаспоры.
Опыт Киргизии, где подобную схему уже пытались использовать, показал ее низкую эффективность. В ходе международной видеоконференции по трудовой миграции, проведенной 28 апреля этого года Ярославским и Ошским университетами, были озвучены данные о том, что мигранты системой «оргнабора» интересуются слабо. Вместо этого они предпочитают использовать привычные для себя диаспоральные связи, где их права нередко вообще ничем и никем не гарантированы. Не исключено, что проблема заключается в чрезмерной сложности и забюрокраченности системы «оргнабора» мигрантов, что в итоге делает ее непопулярной [Бойков 2017: 156].
Соглашение о взаимном учреждении компетентных органов по миграции преследует более конкретную цель -предотвратить проникновение вместе с мигрантами на территорию обеих стран участников экстремистских организаций, представляющих угрозу для национальной безопасности.
Документ должен обеспечить сотрудничество «компетентных органов» России и Узбекистана в сфере миграции, включая сбор, изучение и анализ информации по трудовой миграции, которая, как следует из соглашения, может представлять оперативную ценность. Аккредитованы эти структуры, входящие в состав МВД, будут при министерствах иностранных дел. Актуальность такого соглашения особенно возросла после апрельского теракта в Санкт-Петербурге, совершенного выходцами из Киргизии, которые, однако, являлись этническими узбеками. Наличие структур,
контролирующих миграцию на местах, позволит силовикам работать на опережение.
В целом же оба соглашения, безусловно, представляют определенный шаг вперед и выводят сотрудничество двух стран в сфере миграции на новый уровень. Их
эффективность можно будет определить по мере накопления опыта, который позволит выявить как позитивные, так и негативные моменты практической работы соглашений.
Подведем следующие итоги, с каждым годом количество патентов для мигрантов из Узбекистана и Таджикистана растет, в этом году был оформлен 91% всех патентов. Для сравнения, в 2020 году - 89%, в 2018 году - 86%, в 2017 году - 82%. Большинство временных мигрантов из Узбекистана являются трудовыми мигрантами, свидетельствуют данные Федерации миграции России. За неполный прошлый год, к примеру, в Россию въехали более 3,4 млн граждан Узбекистана, в том числе с рабочими целями - 1 573 791 человек.
Трудовая миграция из Таджикистана в Россию
В 2000-е годы на фоне быстрого экономического роста Россия повторно испытала приток иммигрантов из бывших советских республик, который был особенно значительным в 2016-2019 гг.
По данным ФМС России за период 2017-2020 гг. годовой приток трудовых мигрантов увеличился в 11 раз: с 211 тыс. до 2426 тыс. человек. Официально зарегистрированные мигранты составили в 2017-2020 гг. примерно 3,1% от общей численности занятого населения в России. В отдельных отраслях доля мигрантов была гораздо больше: например, в строительстве - 16%. С учетом экспертных оценок нелегальной миграции (3,2-5,2 млн человек) доля мигрантов может достигать 4,7-7,7% от общей численности занятого населения. Основными странами-поставщиками
рабочей силы для России к концу первого десятилетия 21 века стали страны Центральной Азии (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия), Украина и Китай. Миграционный поток из Таджикистана в Россию составляет 16% от всей трудовой миграции в РФ1.
На сегодняшний день в Таджикистане сохраняется низкий уровень доходов и высокая безработица, что подталкивает жителей Таджикистана к выбору миграции
как стратегии на рынке труда. Экономика Таджикистана в значительной степени зависит от денежных переводов мигрантов, которые, согласно Всемирному банку, в 2020 году составляли 31% ВВП. По этому показателю Таджикистан занимает первое место в мире. В случае Таджикистана на жителей действуют сильные
выталкивающие силы: из стран СНГ Таджикистан имеет наименьшие ВВП на душу населения и расходы домохозяйств. По данным Агентства по статистике при президенте Республики Таджикистан, во временную трудовую миграцию вовлечено около 11 % всего населения и около 15 % трудоспособного населения.
По данным Всемирного банка, в 2020 году за границей находилось 791 тыс.граждан Таджикистана, что составляло 11% населения страны. Более реалистичны оценки, согласно которым в России живут и работают около 700 тыс. трудящихся-мигрантов из этой республики. По данным ФМС России, на начало августа 2020 года в стране находилось 985 тысяч таджикских граждан; в 2018 году здесь работали около 626 тысяч, в том числе 162 тыс.человек с разрешениями на работу в фирмах и компаниях, и 464 тыс. (по патентам) у физических лиц2.
Для лучшей организации эмпирического анализа мы используем простую модель принятия работниками решения о миграции. Понимание того, кто и как принимает решение о миграции, позволяет предсказать успех мигранта на рынке труда принимающей страны. Чем больше запас человеческого капитала у мигранта, тем выше его шансы адаптироваться к новым условиям, а значит - снизить для себя издержки миграции. Важность
человеческого капитала для объяснения разрыва в заработной плате между населением принимающей страны и мигрантами - частая тема в литературе.
Более 96% в 2017 г. и 98% в 2019 г. всех мигрантов ехали в Россию. Основной поток мигрантов (около 60%), как правило, направляется в Москву, в Якутск (15%), Санкт-Петербург (около 6%), Екатеринбург
(около 6%), Тюмень (2-3%). В другие города попадает незначительная доля мигрантов из Таджикистана. При этом заработки мигрантов в разных городах в большинстве случаев статистически не различаются. Абсолютные заработки мигрантов в период между раундами исследования возросли. Кризис значительно повлиял на время пребывания мигрантов в России. Если в 2017 году 75% мигрантов через 8 месяцев пребывания еще не вернулись в Таджикистан, то в 2019 году 75% мигрантов вернулись домой уже через 10 месяцев пребывания в России. Заметим, что 64% мигрантов, согласно данным Зайончковской и Тюрюкановой (2020), планировали находиться в России менее года. Также к влиянию кризиса следует
отнести изменение профессионального состава мигрантов. Кризис ударил прежде всего по строительной отрасли, что привело к оттоку работников из этого сектора на конец 2020 года.
Интересно сравнить наши данные по легальному нахождению мигрантов в России с другими исследованиями. Российские данные о регистрации мигрантов на 2017 г. свидетельствуют о том, что 63% имели регистрацию, это значительно ниже, чем в 2020 г., когда доля зарегистрированных мигрантов составляла 79%. Это говорит либо о значительном отличии мигрантов из Таджикистана от мигрантов из других стран СНГ, либо о некоторой смещенности выборки в сторону легальных мигрантов.
Рисунок 5. Качественный состав трудовой миграции из Таджикистана в Российскую
Федерацию в период с 2017-2020 гг.
трудовые мигранты
80%
/
безвозвратные мигранты
2%
тостранные рабочие
0,2%
Источник: Сайт Управления Федеральной миграционной службы
Среди таджикских трудовых мигрантов можно выделить две группы. Первая - это сезонные работники. Их поток возрастает весной и летом, когда они едут в Россию на работу в сельском хозяйстве и строительстве. Осенью они возвращаются домой. По примерным оценкам в некоторых регионах России на таджиков приходится порядка 75-80% сезонных мигрантов. Вторая группа таджикских мигрантов - это те, которые достаточно долго находятся и работают в России, но при этом не имеют легального статуса. Многие работают как легально, так и без официального оформления в самых разных отраслях российской экономики: сфере
обслуживания, жилищно-коммунальном хозяйстве, в транспортном секторе и т.д.
Среди трудовых мигрантов из Таджикистана преобладают мужчины. Однако в последнее время происходит феминизации миграции. Возрастной состав зависит от сфер занятости. Например, среди строителей больше всего молодежи. Найм производится на самые тяжелые работы, требующие выносливости, физической силы, хорошего здоровья. Среди сельскохозяйственных работников больше людей среднего возраста.
В 2020 г., по данным ФМС, таджикские трудящиеся-мигранты в России были заняты преимущественно в строительстве (44%), в торговле (14%), в промышленности (11%), в сфере обслуживании (5%), в сельском хозяйстве (4%), в транспортном секторе (3%). В 2019 году, по данным службы, таджикские трудящиеся-мигранты в России
были заняты преимущественно в сфере услуг (42%) и строительстве (29%). Однако статистику существенно изменили 18% трудящихся-мигрантов, информация о занятости которых отсутствовала [Бормотова 2019: 203].
По данным выборочного исследования Росстата об использования труда мигрантов, в 2020 году в России в «домашней экономике» работали 250,7 тыс. и у частных предпринимателей - 145,6 тыс. таджикских трудящихся-мигрантов.
Мигранты, занятые у частных предпринимателей, имели достаточно диверсифицированную структуру
отраслевой занятости: четверть работала в торговле (24%), пятая часть - в строительстве (20%), шестая часть - в сельском хозяйстве (12%), десятая - в коммунальном хозяйстве (10%), 8% - в транспортном секторе1.
Условия труда и жизни таджикских трудящихся-мигрантов в России на протяжении многих лет остаются плохими: большинство живет в подвалах, вагончиках, нежилых помещениях. Некоторые не имеют необходимых документов на пребывание и работу в России. Известны случаи, когда таджикские мигранты становились жертвами трудовой эксплуатации и торговли людьми.
Однако, несмотря на жизненные и профессиональные трудности, многие хотели бы остаться и остаются в России на постоянной основе. Например, в ходе опроса, проведенного учеными Центра демографии и экономической социологии Института социально-политических
исследований РАН, так говорили около 48% респондентов. Подтверждает это и статистика. В 2017-2020 гг. около 145 тыс. таджикских граждан стали гражданами Российской Федерации. Многие из них смогли получить российское гражданство как второе, сохранив национальный паспорт.
Что же касается наличия разрешений на работу, данные 2017 года, включающие всех мигрантов, дают цифру несколько ниже
данных за 2020 г.: 55% против 63%. Однако сравнивать эти цифры было бы неверно, поскольку вторая цифра получена по данным опроса, проводившегося в 2020 году, когда миграционные квоты были значительно урезаны. Кроме того, начиная с 2018 года ужесточились правила выдачи разрешений на работу, а в 2021 году практически полностью приостановлен поток мигрантов из Таджикистана в Россию. На данный момент на уровне правительства РФ ведутся переговоры о возобновлении возможности для мигрантов из Таджикистана работать на территории Российской Федерации.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в настоящее время Таджикистан является второй после Узбекистана страной, обеспечивающей Россию трудовыми мигрантами. Согласно данным переписи населения 2020 года, в РФ находились 87 тыс. граждан Таджикистана. 31,5 тыс. граждан этой республики находились в России с целью работы или учебы, в том числе 30,5 тыс. - трудоспособного возраста. Безусловно, это - заниженная цифра, которая охватывала только мигрантов, находившихся в стране более года.
Проблема трудовой миграции из Киргизии
Между Россией, Киргизией и другими странами заключен договор ЕАЭС, благодаря которому в отношении мигрантов из Кыргызстана действует упрощенное миграционное законодательство и увеличенные сроки регистрации. Тем не менее они должны своевременно становиться на миграционный учет, дабы избежать штрафов и выдворения из РФ.
Стандартный срок пребывания граждан Киргизии в России без миграционного учета составляет 30 дней, а с таковым в общей сложности 90 суток. Если мигрант хочет находиться в РФ дольше, ему придется оформлять РВП - без этого он не сможет официально трудоустроиться.
В связи с пандемией и ограничениями, связанными с работой и поездками, в 2020 году в России зарегистрировано на 318 тыс. меньше кыргызстанцев, чем в 2019-м. Такие данные приводит МВД РФ.
Больше всего в 2020 году в России Кыргызстанцы в настоящее время
зарегистрировано граждан Узбекистана - занимают четвертое место среди граждан почти 3,5 млн человек. Далее граждане других стран, зарегистрированных в Таджикистана (1,9 млн) и Украины (792 Российской Федерации в качестве трудовых тыс.). Граждан Кыргызстана в минувшем мигрантов: году в РФ зарегистрировано 738 тыс. человек.
Рисунок 6. Число граждан иностранных государств, поставленных на миграционный учет в
РФ в 2020 г.
Узбекистан
Таджикистан
Ж
В1-?ЯИ1
Источник: Сайт Управления Федеральной миграционной службы.
Для сравнения, в 2019 году на миграционном учете состояли более 1 млн кыргызстанцев. А в 2020 году на миграционный учет в Российской Федерации поставлено на 318 тыс. кыргызстанцев меньше, чем в 2019 г
Почти 34% прибывших в Россию кыргызстанцев прошли регистрацию
Рисунок 7. Первичный миграционный учет кыргызстанцев в Российской Федерации в 2020 г
■ туризм в учеба ■ работа ■ частная в иное
впервые 98% кыргызстанцев
регистрируются в России по месту пребывания, и только 2% - по месту жительства. Восемь из десяти впервые прибываюших в Россию кыргызстанцев приезжают на работу.
Самые востребованные регионы России для работы среди трудовых мигрантов из Кыргызстана - Москва и Санкт-Петербург. Почти 60% впервые приезжающих в страну иностранцев работают там. В топ-5 самых популярных регионов для работы также
входят Московская область, Краснодарский край и Свердловская область.
12 тыс. трудовых мигрантов из Киргизии в 2020 году получили российские паспорта.
В республике Кыргызстан проживает около 5,8 млн человек, при этом:
- Численность занятого населения - 2,2 млн человек;
- Среднемесячная заработная плата в Киргизии составляет около 12.000 сом, или примерно 12.000 руб.;
- Уровень общей безработицы в Киргизии оценивается в 8,3 процента -трудоустроиться в республике не могут около 205 тыс. человек.
Таким образом, после вступления Кыргызстана в ЕАЭС его граждане перестали считаться мигрантами и в трудовых отношениях фактически были приравнены к гражданам страны пребывания, а срок их временного нахождения определяется исключительно «производственной необходимостью», или трудовым договором. По статистике на сегодняшний день Киргизия занимает третье место по числу въезжающих в Россию Рисунок 8. Количество прибывших мигрантов
2 0 15 2 0 16 2 0 17
трудовых мигрантов, уступая Узбекистану и Таджикистану.
Особенности регулирования трудовой миграции из Туркменистана в Россию
Государственный комитет по статистике Туркменистана и Государственная миграционная служба Туркменистана никогда не публиковали статистику по внешней или внутренней миграции населения.
Некоторая информация о миграциях в/из Туркменистана фигурирует в публикациях статистических ведомств некоторых государств, в которые въезжают/выезжают в/из Туркменистана.
Согласно данным Росстата, в 2015-2017 гг. из Туркменистана в Российскую Федерацию прибыло 213 491
мигрантов. Пик пришелся на 2020 г. С 2017 по 2020 г. из Туркменистана прибыло 110 153 мигранта, в том числе в 2019 г. -20 186 чел., в 2020 г. - 22 840 чел. в РФ по данным Росстата в 2015-2020 гг.
Ы1
3 Я
2 0 18 7242
20 19 8734
2 0 20 10509
Источник: Сайт Управления Федеральной миграционной службы
В последующие годы миграционный отток из Туркменистана ослабевает. С 2020 по 2021 гг. в Россию прибыло всего 48 324 мигранта из Туркменистана. Начиная с 2017 года приток мигрантов вновь имеет положительную динамику. С 2017 по 2018 гг. в Россию из Туркменистана прибыло 55 014 мигрантов. Число прибывших в 2020 году в сравнении с 2015 годом увеличилось в 4,6 раза до 10 509 человек.
По открытым данным ФСБ России с 2017 по 2020 гг. РФ посетило 461 608 граждан Туркменистана. Цели визита: частная - 212 136 чел., туризм - 157 188 чел., деловая - 78 880 чел., обслуживающий персонал - 11 268 чел., транзитный проезд -1 837 чел., прочее - 299 чел.
Рисунок 9. Выдача и приобретение гражданами Туркменистана РВП, ВНЖ и гражданства
в период с 2018 по 2020 гг.
г 200
UM 600 600 1000 1200 1400 1600
Источник: Сайт Управления Федеральной миграционной службы.
В 2019 году отделениями Управления по вопросам миграции МВД РФ на миграционный учет было поставлено 74 225 граждан Туркменистана, в 2020 г. - 98 000, в том числе по месту пребывания 71 866 и 94 871 соответственно и по месту жительства 2 359 и 3 129 соответственно. В
2019 г. вынесено 1000 решений о выдаче РВП, в 2020 г. - 1 465 ВНЖ 1 021 и 1 308 решений о приобретении гражданства РФ -729 и 1 044 решений соответственно.
В 2020 году в Туркменистан из России прибыло 5 861 чел., из Турции - 4 001 чел., Украины - 3014 чел., Беларуси - 1 185 чел. Большинство прибывших - студенты. В общей сложности из Казахстана в Туркменистан с 2017 по 2020 г. г. убыло 247 человек, из Беларуси (2017 - 2020 г. г.) -3 261 человек (абсолютное большинство учтенных - студенты), из Украины (2017 -
2020 г. г.) - 9 557 человек (абсолютное большинство учтенных - студенты), из Таджикистана (2017 - 2020 г. г.) - 17 чел.,
Киргизии (2017 - 2020 г. г.) - 9 чел., Молдовы - 15 чел., Азербайджана (2017 -2019 г.г.) - 2 852 чел., России (2017 - 2020 г. г.) - 36 438 чел. (большинство учтенных -студенты) [Самраилова, Вешкурова 2019: 56].
На протяжении 27 лет независимости у Туркменистана отрицательное сальдо внешней миграции. Из этого следует, что трудовая миграция граждан независимой Туркмении (в отличие от жителей Киргизии, Таджикистана и Узбекистана) в РФ всегда была незначительной — в 2019 году только 7 тысяч граждан этой страны получили разрешение на работу в России. В дальнейшем число трудовых мигрантов из Туркмении (в основном нефтяников) сократилось до 500 человек в 2020 году. На сегодняшний день жители Туркменистана практически не видят перспектив заработка в России и их отток сместился в сторону Турции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АкмаловаА.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами. М.: ИНФРА-М, 2017. C. 85-87
Бойков В.Э. Социальные аспекты миграции населения / В.Э. Бойков - М.: СОЦИС, 2017. № 6. C. 156.
Бормотова Т.М. Роль прогнозирования в управлении миграционными процессами. Рязань: Закон и право, 2019. №11. C. 203.
Вешкурова А.Б. Россия как центр притяжения рабочей силы. СПб.: Труд и социальные отношения. 2019. №25. C. 67.
Курылев К.П., Курбанов Р.М., Макенова А.Б., Хотивришвили А.А. Миграционные потоки из Центральной Азии в страны Европейского союза // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. С. 315-327.
Леонидова Т.И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты. М.: Миграционное право, 2017. № 8. C. 188.
Методология и методы изучения миграционных процессов: междисциплинарное уч. пособие / Под ред. Зайончковской Ж., Молодиковой И., Мукомеля В. М.: Центр миграционных исследований, 2017. C. 140.
Рыбаковский Л.Л., Рязанцев C.B. Международная миграция в Российской Федерации. М., 2005.
Самраилова Е.К., Вешкурова, А.Б. Современное состояние и тенденции развития миграции (на примере РФ и Казахстана). СПб.: Труд и социальные отношения. 2019. № 8. C. 56.
REFERENCES
AkmalovaA.A. Social'naya rabota s migrantami i bezhencami. M.: INFRA-M, 2017. C. 85-87
Bojkov V.E. Social'nye aspekty migracii naseleniya / V.E. Bojkov - M.: SOCIS, 2017. № 6. C. 156.
Bormotova T.M. Rol' prognozirovaniya v upravlenii migracionnymi processami. Ryazan': Zakon i pravo, 2019. №11. C. 203.
Veshkurova A.B. Rossiya kak centr prityazheniya rabochej sily. SPb.: Trud i social'nye otnosheniya. 2019. №25. C. 67.
Kurylev K.P., Kurbanov R.M., Makenova A.B., Hotivrishvili A.A. Migracionnye potoki iz Central'noj Azii v strany Evropejskogo soyuza // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 18. № 2. S. 315-327.
Leonidova T.I. Soderzhanie migracionnoj funkcii gosudarstva: teoreticheskie aspekty. M.: Migracionnoe pravo, 2017. № 8. C. 188.
Metodologiya i metody izucheniya migracionnyh processov: mezhdisciplinarnoe uch. posobie / Pod red. Zajonchkovskoj ZH., Molodikovoj I., Mukomelya V. M.: Centr migracionnyh issledovanij, 2017. C. 140.
Rybakovskij L.L., Ryazancev S.V. Mezhdunarodnaya migraciya v Rossijskoj Federacii. M., 2005.
Samrailova E.K., Veshkurova, A.B. Sovremennoe sostoyanie i tendencii razvitiya migracii (na primere RF i Kazahstana). SPb.: Trud i social'nye otnosheniya. 2019. № 8. C. 56.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ I INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Югай Юлия Вячеславовна, магистр в Yulia V. Yugai, Master of International
области «Международных отношений», Relations, Moscow, Russia. E-mail address:
Москва, Россия. E-mail: [email protected].