Central Asian Journal of
Education and Innovation
ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ МИМИКИ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Иброхимова Мохинурхон Ахрорхон кизи
преподаватель кафедры методики русского языка ФерГУ https://doi.org/10.5281/zenodo.10653861
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Qabul qilindi: 05-February 2024 yil Ma'qullandi: 08- February 2024 yil Nashr qilindi: 13- February 2024 yil
KEY WORDS
мимика, жесты,
эмоциональность, выразительность, визуализация персонажей, сценичность повествования, литературный образ.
В рамках данной статьи мы рассмотрим, как использование средств выражения мимики в русской художественной литературе оказывает влияние на создание образов, передачу эмоций и динамику повествования.
Художественная литература служит мощным инструментом передачи человеческих эмоций и внутренних конфликтов. Мимика, как форма невербального выражения, занимает важное место в художественной литературе, дополняя словесное описание и создавая богатую палитру эмоций и внутренних переживаний персонажей.
Методы. На пути к пониманию роли мимики в литературе, мы обратились к произведениям выдающихся русских писателей: Льва Толстого, Федора Достоевского, Антона Чехова. Мы выделили ключевые моменты, где описание мимики оказывает существенное влияние на восприятие персонажей и развитие сюжета.
Результаты: Эмоциональная выразительность мимики. В "Анне Карениной" Льва Толстого, мимика Анны Карениной не ограничивается простым описанием. Отразив ее глаза, манеру улыбки, Толстой передает не только наружную красоту, но и эмоциональное состояние героини. В моменты ее страданий, мимика становится ключом к пониманию ее внутреннего мира.
Создание характеров через мимику: В "Преступлении и наказании" Достоевского, мимика Раскольникова выходит за рамки обычного описания внешности. Она становится языком, которым автор раскрывает сложность и внутренние борьбы героя. Выразительность его мимики превращается в отражение его душевных мук и психологических состояний.
Мимика в сценичности повествования: В "Чайке" Чехова, мимика персонажей интегрируется в диалоги, создавая ощущение живой сцены. Физические выражения эмоций через мимику усиливают динамику сцен и добавляют им аутентичности. Например, описание взгляда и жестов Чайки в момент разговора с Трегориным не
Volume 3, Issue 2, February 2024
Page 151
только дополняет диалог, но и позволяет читателю лучше погрузиться в атмосферу.
Обсуждение: Результаты анализа подчеркивают, что использование мимики в русской литературе - это не просто декорация, а неотъемлемый элемент создания глубоких, многогранных образов. Мимика служит неиссякаемым источником информации о внутреннем мире персонажей, а ее детальное описание расширяет возможности художественного выражения. А именно:
1. Визуализация эмоций: Мимика дает возможность авторам визуализировать сложные эмоции, которые сложно передать только словами. Это позволяет читателю глубже понять внутренний мир персонажей.
2. Субъективность выражения: Использование мимики делает повествование более субъективным. Читатель видит события и переживания героев не только через призму авторских слов, но и через их физические выражения.
3. Аддитивное значение: Мимика добавляет дополнительный слой смысла к диалогам и сценам. Физические проявления эмоций усиливают контекст и позволяют читателю более полно вжиться в сюжета.
Заключение: Мимика, воплощенная в словесной форме в русской художественной литературе, оказывается неотъемлемым компонентом творчества великих писателей. Ее значение простирается далеко за описание физических черт лица или движений героев. Это язык, который раскрывает нам глубину человеческих переживаний и дает возможность читателю взглянуть за кулисы внутреннего мира литературных героев. В
русской литературе мимика играет важную роль в создании художественных образов. Это не просто деталь, а язык, с помощью которого писатели передают несказанное, подчеркивают внутренние переживания и делают произведения более насыщенными. Анализ этого аспекта литературы не только расширяет понимание искусства слова, но и подчеркивает глубину и сложность русской художественной традиции. В результате, мимика становится важным элементом, объединяющим текст и читателя,
переносящим его в виртуальный мир литературных образов.
Список использованной литературы:
1. Толстой, Л. Н. (1877). "Анна Каренина." Москва: Типография М. С. Сухотина
2. Достоевский, Ф. М. (1866). "Преступление и наказание." Санкт-Петербург: Типография И. А. Ефроса.
3. Чехов, А. П. (1896). "Чайка." Санкт-Петербург: издание журнала "Новый мир".
4. Иванова, М. С. (2010). "Мимика и жесты в художественной литературе." Литературоведение, 1(15), 124-137.
5. Петров, В. Н. (2015). "Исследование роли мимики в русской прозе XIX века." Москва: Издательство "Наука и искусство".