Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АУДИТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БЕЗОПАСНОМУ ТРУДУ'

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АУДИТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БЕЗОПАСНОМУ ТРУДУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ОТ ОПАСНОСТЕЙ / МОТИВАЦИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНЫЙ ТРУД / ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОГРАММЫ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АУДИТ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шилова Е.А., Харитоненко А.Л.

Соблюдение требований безопасности на производстве и борьба с травматизмом на рабочих местах требуют внедрения новых подходов в работе с персоналом. Задача состоит в поиске новых систем мотивации работников, опирающихся не только на материальное поощрение, но и обращенных в сторону внутренней, поведенческой мотивации. Заинтересованность работников в безопасном труде невозможно обеспечить без внедрения новых интерактивных компонентов. Поведенческий аудит безопасности одно из тех средств, которое поможет подобрать ту форму мотивации, которая будет эффективна именно для конкретного работника, и, тем самым, обеспечит безопасные и здоровые условия труда на рабочем месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шилова Е.А., Харитоненко А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АУДИТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БЕЗОПАСНОМУ ТРУДУ»

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

УДК 614.8.084

Шилова Е.А.1, Харитоненко А.Л.1

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО АУДИТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К БЕЗОПАСНОМУ ТРУДУ

1ФГБОУ «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I», Московский пр., д.9 Санкт-Петербург, 190031,

Россия, 5726164 @mail.ru

Резюме. Соблюдение требований безопасности на производстве и борьба с травматизмом на рабочих местах требуют внедрения новых подходов в работе с персоналом. Задача состоит в поиске новых систем мотивации работников, опирающихся не только на материальное поощрение, но и обращенных в сторону внутренней, поведенческой мотивации. Заинтересованность работников в безопасном труде невозможно обеспечить без внедрения новых интерактивных компонентов. Поведенческий аудит безопасности одно из тех средств, которое поможет подобрать ту форму мотивации, которая будет эффективна именно для конкретного работника, и, тем самым, обеспечит безопасные и здоровые условия труда на рабочем месте.

Ключевые слова: защита от опасностей, мотивация соблюдения требований безопасности, безопасный труд, интерактивных методы обучения, программы внутренней мотивации, поведенческий аудит безопасности.

Summary.

Shilova E.A., Kharitonenko A.L. The value of the interactive component of behavioral audit

to increase motivation for safe work. Compliance with safety requirements in the workplace and the fight against injuries in the workplace require the introduction of new approaches in working with personnel. The task is to search for new employee motivation systems based not only on material incentives, but also turned towards internal, behavioral motivation. The interest of workers in safe work cannot be ensured without the introduction of new interactive components. A behavioral safety audit is one of those tools that will help you choose the form of motivation that will be effective for a particular employee,

198

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

and thereby ensure safe and healthy working conditions in the workplace. Keywords: protection from dangers, motivation to comply with safety requirements, safe work, interactive teaching methods, intrinsic motivation programs, behavioral safety audit.

Современные достижения науки и техники, несомненно, расширяют диапазон соответствующих средств защиты от опасностей производственной среды, позволяют выбрать оптимальные алгоритмы действий для предупреждения профессиональных заболеваний и случаев травматизма. Однако, несмотря на это, есть и объективные причины сохранения травмоопасных ситуаций. К ним относятся постоянный рост опасностей, связанный с развитием техники, зачастую опережающий разработку защитных средств и технологий. Кроме того, условия жизни и труда человека насыщаются более мощными и жесткими факторами, к каковым можно отнести - высокое напряжение, высокие скорости, значительное увеличение объема информации, расширение зон жизнедеятельности [13,14].

При этом наблюдается общая тенденция привыкания людей к окружающим средствам и механизмам, не восприятие их как источника реальной опасности для жизни и здоровья. Поэтому особую значимость приобретает сознательная мотивация соблюдения требований безопасности труда, как на производстве, так и в бытовых условиях жизнедеятельности.

Многочисленные исследования, а также практические наблюдения показывают, что отношение к безопасному труду, несмотря на строгие регламенты, довольно индивидуально. То есть во многом на это влияют не только профессиональные характеристики, умения, опыт, но личностные особенности, которые необходимо учитывать, занимаясь вопросами обеспечения безопасности.

Собственно, это очевидное разнообразие восприятия людьми одних и тех же аспектов обеспечения безопасности, необходимо учитывать в программах повышения мотивации к безопасному труду. Представляется, что существенно повысить эффективность может внесение в программы интерактивных компонентов, изменяющих пассивную позицию инструктируемых, проверяемых, обучаемых лиц в активное, заинтересованное положение.

Традиционно, к мотивам, побуждающим к деятельности, относят: материальную и карьерную заинтересованность, потребность в достижении

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. престижа и уважения, возможность наиболее полной самореализации и

удовлетворение от этого процесса, а также стремление избежать критики,

наказаний или неприятностей [5,6].

Проведенные исследования [1,2,15,16,17] показывают, что, казалось бы, очевидное доминирование материальной составляющей мотивации не является абсолютным. Результаты опросов свидетельствуют, что зачастую приоритетными являются удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность самореализации, достижение уважения и социального престижа [3]. Таким образом, категории внутренней мотивации доминируют, и не всегда заработная плата является определяющей. Хотя для некоторых категорий работников, в частности, рабочих специальностей она имеет достаточно большое значение. Необходимо отметить, что часто материальное поощрение за безопасный труд может дать временное улучшение, так как постепенно человек привыкает к этой форме стимулирования и воспринимает ее как дополнительный заработок, и, соответственно заинтересованность в безопасном производственном процессе снижается [8].

Недостаточность комплексных научных исследований по изучению реальных потребностей различных категорий и групп работников организаций подчеркивается рядом авторов [7]. Часто руководители и работники не имеют разработок и информации о системах мотивации в организации, не используют их возможности. Потребность в таких системах, разработанных с учетом особенностей производства, с включением интерактивных компонентов, опирающихся на нормативные документы и стандарты велика.

Надо сказать, что разработке и успешному внедрению программ внутренней мотивации способствует четкая система целей и критериев оценки, доводимых до каждого работника. Необходимо при этом учитывать, что для любого человека естественным является удовлетворение, прежде всего, личных потребностей — повышение уровня благосостояния, самореализация и самовыражение, повышение социального статуса, вера в возможность достичь желаемого.

Эффективная разработка программ мотивации персонала в первую очередь направлена на побуждение работников к безопасной деятельности путем формирования внутренних мотивов поведения. Причем разрыв между личными целями каждого работника и общими целями деятельности предприятия должен быть минимальным [1].

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Программы внутренней мотивации должны способствовать также

развитию творческой инициативы и состязательности, росту ответственности каждого за себя и весь коллектив, что в целом повышает надежность функционирования производства.

Поскольку материальное стимулирование безопасного труда может приносить временный эффект, особое значения в разрабатываемых программах следует уделять нематериальным методам. Это различные льготы, преимущества, социальная защита и помощь в решении индивидуальных проблем, поощрение лучших работников участием в различных культурных мероприятиях, льготное оздоровление самих работников и их детей, предоставление возможностей для обучения, направление в престижные командировки, проведение различных видов конкурсов на лучшую организацию работы в бригаде, коллективе, присвоение почетных званий: победитель конкурса, профессионал года и много другое [2].

Весьма полезным и эффективным представляется использование при разработке программ повышения внутренней мотивации мероприятий, регламентированных ГОСТ Р 12.0.008-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда в организации. Проверка (аудит). Включенные в этот стандарт основные нормативные положения МОТ-БГТ 2001 "Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда"* (ILO-OSH 2001 "Guidelines on occupational safety and health management systems") апробированы и успешно применяются за рубежом. Обзоры международного опыта отражают положительную динамику роста показателей безопасности труда на предприятиях, где существует система OSH (occupational safety and health management system) [9,10].

При этом, отечественные и иностранные источники, практически едины во мнении, что в комплексные программы повышения мотивации к безопасному труду необходимо как можно шире внедрять интерактивный подход, предусматривающий моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблемы. Таким образом, из объекта воздействия, человек становится субъектом взаимодействия [11]. Высокая эффективность данного подхода, в частности, при обучении по охране труда, очевидна. Однако для его более широкого применения есть существенные препятствия. С одной стороны - это неготовность обучающих, которые, в основном, являются привлеченными специалистами, часто не

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. представляющие в полной мере особенности многих технологических

процессов конкретных предприятий, не всегда способных обеспечить высокий уровень внимания и заинтересованности обучаемых. С другой стороны, это -неподготовленность самих обучаемых к интерактивной форме обучения. При этом ограничение необходимых материальных и временных ресурсов может усугублять ситуацию.

Интересным решением проблемы расширения использования интерактивных методов может стать поведенческий аудит. ГОСТ Р 12.0.0082009 п. 6.5.5.1 определяет, что поведенческий аудит направлен на немедленное исправление опасного поведения, немедленную поддержку безопасного поведения и тех условий, которые работник предпринял, чтобы выполнять требования безопасности, выявление причин выполнения работы с нарушениями нормативных требований (недостаточное обучение, отсутствие условий, невнимательность и т.д.), подтверждение приверженности принципу безопасной работы, концентрацию внимания работников на важности вопросов безопасности [12]. В процессе поведенческого аудита безопасности (ПАБ) наблюдают за реакцией работника, заметившего на объекте лицо, осуществляющее поведенческий аудит, за положением (позой) работника или действием людей, правильным применением спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, за состоянием инструментов и оборудования, за выполнением требований инструкций, правил и процедур и порядком на рабочем месте. Надо отметить, что к настоящему времени разработаны методические рекомендации по проведению ПАБ в ряде субъектов Российской Федерации, например, Методические рекомендации по проведению поведенческого аудита, утвержденные решением Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан от 22 сентября 2017 года № 56. РАО «Российские железные дороги» также разработало на основе ГОСТ «Методические рекомендации по процессу поведенческих аудитов безопасности (ПАБ) в ОАО «РЖД»».

Эти и подобные разработки включают основные понятия и термины, определяют порядок реализации и проведения, а также ответственность участников процедуры. В них содержится информация об обучении, планировании, ведению отчетности, а также об обработке данных и анализе результатов аудита.

Поведенческий аудит безопасности - это действенный, современный

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. процесс взаимодействия работника и аудитора, который обычно является

сотрудником того же предприятия. Его интерактивность способствует лучшему

пониманию требований охраны труда, повышению внутренней мотивации к

безопасному труду и, как следствие - к снижению травматизма и

профессиональной заболеваемости.

Список литературы:

1. Романчук А.А. Системный менеджмент охраны труда на предприятии [Текст] / А.А. Романчук // Модели управления. Информационное пособие. Часть 1. - Ильичевск, 2010 - 236 с.

2. Пономарёв В.М., Ульянов В.А. Влияние мотивации труда на повышение безопасности персонала // Наука и техника транспорта. 2012.- №2. С. 106-112.

3. Сафонов A.JI. По пути непрерывного совершенствования. // Охрана труда и социальное страхование. 2011. - № 8. - С. 3-12.

4. Ахметшин А.Х. Человеческий фактор в системе управления охраной труда и промышленной безопасностью: автореф. дис. канд. соц. наук БГМУ-Уфа.: БГМУ, 2004. URL: http://www.dissercat.com/content/povyshenie-bezopasnosti-truda-na-zheleznodorozhnom-transporte-na-osnove-snizheniya-

ne gativny#ixzz5 GsV 1 dP3B

4 EN/lang'

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

10. Pawlowska Z., 'System zarz^dzania bezpieczenstwem i higiene pracy -wplyw na party cypaj bezposredni^', Bezpieczenstwo Pracy - nauka i praktyka, 1/2009, pp. 13-15.

11. Интерактивные программы обучения охране труда. С.П. Ворошилов Г.Е. Седельников. Кемерово, Вестник Научного центра по безопасности работ в угольной промышленности 1-2009 ISSN 20072-6554 С. 85-88

12. ГОСТ Р 12.0.008-2009 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда в организации. Проверка (аудит). М.: Стандартинформ, 2010, 25 с.

13. Особенности биоповреждений подземных объектов и необходимой охраны труда / Копыткнкова О.И., Шилова Е.А., Сазанова А.М. // Технологии техносферной безопасности. 2014.- №6 (58). - С. 39

14. Леванчук А.В., Шилова Е.А. Биологическая роль аэрозолей взвешенных микроскопических частиц, загрязняющих атмосферный воздух урбанизированной территории // Техносферная и экологическая безопасность на транспорте (ТЕБТРАНС 2012): материалы III Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21-23 ноября 2012 г. С.93-95.

15. Копытенкова О.И., Турсунов З.Ш., Леванчук А.В. Использование методологии оценки риска здоровью для гигиенической характеристики условий труда в строительной отрасли. В сборнике: Здоровье и безопасность на рабочем месте. Материалы III международного научно-практического форума. Республиканский центр охраны труда министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. 2019. С. 152-156.

16. Копытенкова О.И., Попова И.А. Становление и значение института охраны труда для формирования отрасли трудового права. В сборнике: Августин Бетанкур: от традиций к будущему инженерного образования. Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 104-108.

17. Копытенкова О.И., Турсунов З.Ш., Леванчук А.В., Мироненко О.В., Фролова Н.М., Сазонова А.М. Гигиеническая оценка условий труда в отдельных профессиях строительных организаций. Гигиена и санитария. 2018. Т. 97. № 12. С. 1203-1209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.