Научная статья на тему 'Значение интеграции в содержании современного образования'

Значение интеграции в содержании современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Вера Геннадьевна

Статья раскрывает особенности формирования инновационного творческого потенциала в организации жизнедеятельности школы и вуза. Поиск нового содержания образования остро ставит проблему осознания значения интеграции как сущностной основы всех происходящих перемен в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено умению в каждой лекции-диалоге, в каждой отдельной теме найти наивысшую духовно-интеллектуальную точку, выражающую самую важную мысль. Подчеркивается, что особую остроту и актуальность приобретает максимальная открытость учебного предмета по отношению к другим дисциплинам, к науке и искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of integration in the content of the modern education

The article reveals the features of formation of innovative creative potential in the life of the school and University. Search new content of education puts in dire problem of awareness of the importance of integration as essential basis of all of the changes in the modern educational process. Particular attention is paid to the ability of each lecture is dialogue in each topic to find the highest spiritual and intellectual point, expressing the most important thought. Emphasizes that especially acute and urgent subject maximal openness towards other disciplines, in science and the arts.

Текст научной работы на тему «Значение интеграции в содержании современного образования»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2014. № 1

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.Г. Александрова

(лаборатория инновационной педагогики МГПУ;

e-mail: vegadom@rambler.ru)

Статья раскрывает особенности формирования инновационного творческого потенциала в организации жизнедеятельности школы и вуза. Поиск нового содержания образования остро ставит проблему осознания значения интеграции как сущностной основы всех происходящих перемен в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено умению в каждой лекции-диалоге, в каждой отдельной теме найти наивысшую духовно-интеллектуальную точку, выражающую самую важную мысль. Подчеркивается, что особую остроту и актуальность приобретает максимальная открытость учебного предмета по отношению к другим дисциплинам, к науке и искусству.

Ключевые слова: образование, интеграция, инновации, творческое мышление, духовность, педагогический процесс.

Для современности уникально значение трудов М.М. Бахтина, сквозной мыслью которых стала та, что только особый тип мышления — "гуманитарный" — способен целостно воссоздать смысл человеческого разума, снимающего противоположность логического и поэтического. Только такой подход ведет к раскрытию понятия образования как целостного феномена культуры, устанавливает всеобщность связи человечества и личности, истории и исторического момента, выдвигает свое понимание начала, через которое осуществляется встреча мира культуры и мира жизни.

Формирование инновационного творческого мышления в организации жизнедеятельности школы и вуза, поиск нового содержания образования ставят проблему осознания значения интеграции как сущностной основы перемен в современном образовании. Особую остроту и актуальность приобретает максимальная открытость учебного предмета по отношению к другим дисциплинам, к науке и искусству, входящим в содержание современного образовательного пространства.

Многообразие организационных форм, составляющих образовательный процесс, до сих пор сведено к двум типам — знаниевым

(коммуникативным) и развивающим (интегральным) образовательным системам. Учитывая, что интеграция представляет собой более сложный вид коммуникации и сохраняет все ее свойства, правомерно определять ее как перспективное направление, сделать важный шаг на пути дальнейшего становления любого учебного предмета как современной научной дисциплины. А.Я.Данилюк в книге "Теория интеграции образования" пишет: "Интеграция является основополагающей категорией педагогики, определяющей характерный для образования способ духовной деятельности. Об образовании можно сказать, что по сути оно есть интеграция". Исходя из такого суждения можно сказать, что интеграция выступает в роли логического субъекта как сущность, а образование — как одна из форм интегральной самоорганизации культуры. По мнению А.Я. Данилюка, интеграция наряду с коммуникацией может быть определена как фундаментальный культурообразующий процесс [1].

Опираясь на классические основы содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, В.В. Краевский), можно отметить, что в общедидактическом плане обучение как целостный процесс подразумевает взаимосвязь и преемственность всех элементов содержательной целостности, однако из предложенных ими четырех основных составляющих содержания сегодня утрачены такие, как опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственной воспитанности, которым эти признанные дидакты уделяли столь большое внимание.

Новое осмысление педагогической реальности и духовности как основной ее характеристики расширяет границы и параметры вселенской бытийности. Духовность как высшая точка, как вершина образовательного процесса учит принимать исследовательскую педагогическую деятельность как творчество и вдохновение, как нелегкий труд ума и сердца, помноженный на педагогическое чутье и высочайший уровень интеллекта. Умение в каждой лекции, диалоге, в каждой отдельной теме найти наивысшую духовно-интеллектуальную точку, выражающую самую важную мысль, отражает важнейший эмоционально значимый творческий этап, в котором сконцентрированы воедино духовность, нравственность, чувство и мысль.

Переживания такого высокого духовно-творческого накала есть наивысшая точка педагогического мастерства. Истинный педагог в любой учебной дисциплине всегда интуитивно устремлен к этой вершине и находит ее посредством большого внутреннего сопряжения. Он — творец и потому знает, что самое главное в том, чтобы эта пиковая точка процесса не оставалась только эпицент-

ром деятельности, жизненно важно, чтобы она несла высокий эмоционально-творческий заряд, стимулирующий интерес, радость познания, воспитывала волю, умение преодолевать трудности. Только так приходит понимание и осознание интеллектуальной и духовой красоты познания, позволяющей внести в каждое действо педагогического процесса живую мысль, живое знание, создать атмосферу поиска, доброжелательности, истинного уважения.

Человек в культуре и искусстве есть самая яркая, но самая скрытая разгадка многих тайн, так как искусство содержит в себе нечто такое значительное, что выводит человека на большие духовные высоты, даже, можно сказать, на предельную высоту человеческих возможностей. И.А. Ильин считал, что поскольку в искусстве заключены родовые черты человечества и каждое произведение несет в себе "таинственное высвечивание действительности", то искусство возвращает человеку дыхание вечности, гармонию: "Искусство есть и молитва, и познание, радость и творчество". Важно помочь учителю взять у искусства его дар возвышать, очеловечивать, одухотворять. Это поможет идти от искусства чувствовать к искусству мыслить, искусству жить, принимать искусство как путь к образу, истине, целостности бытия.

Следует признать, что как великий синтезатор искусство способно не только стать мостиком для интеграции всех видов образовательной деятельности, вести к гармонии и целостности, но и, вплетаясь профессионально тонко в образовательный процесс, способно в совершенно ином ключе раскрывать содержание любой учебной дисциплины. Педагогическая наука и педагогическая практика в школе и в вузе очень медленно и нерешительно уходят от привычно формализованного, утилитарного понимания значения искусства в развитии личности, отводя ему прикладную роль. Отдавая явное предпочтение интеллектуальному компоненту, мы не учитываем того, что творчество по природе своей эстетично, ибо оно предполагает активизацию и концентрацию человеческих чувств, без него не совершается активно поисковая работа интеллекта. Известный американский психолог А. Маслоу, основываясь на том, что искусства так близки нашей психологической и биологической сущности, нашей идентичности, пишет: "Если мы четко ориентируемся на гуманистические цели образования, если надеемся, что наши дети станут в полной мере людьми и будут продвигаться к актуализации своих потенций, то, насколько я могу судить, единственный существующий сегодня тип образования, содержащий хотя бы слабый намек на такие цели, — это художественное образование или образование посредством искусства. Не исключено, что при пра-

вильном его понимании оно станет парадигмой для всего остального образования. Я говорю здесь об образовании в целом. В конечном счете лучший способ обучения — это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета. Нам нужно обучать наших детей объединяющему восприятию, способности одновременно видеть временное и вечное, мирское и священное" [2: 187].

Анализ современного образовательного процесса показывает, что если эмоции мало участвуют в познании, то ученик или студент не относит к себе полученную информацию, остается к ней равнодушным. Развивая эмоциональную восприимчивость, повышая устойчивость эвристических процессов, искусство развивает воображение и фантазию, углубляет ассоциативное мышление, стимулирует креативность. Время возвращает интеграционному подходу к педагогической деятельности высоту и подлинно гуманный и творческий смысл, углубляет содержание, расширяет границы, совершенствует формы эстетического воспитания и развития личности, индивидуализирует и интеллектуализирует его.

Язык науки, язык искусства показывают, что наибольшей эффективности процесс общения достигает тогда, когда учитель и ученики переживают такие эмоциональные состояния, как интерес, удивление, радость. "Интерес-возбуждение — это чувство захвачен-ности, зачарованности, любопытства, у человека, испытывающего эмоции интереса, существует желание исследовать, вмешаться, расширить опыт путем включения новой информации. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью" [3: 146]. Мызачас-тую непростительно пренебрегаем значением эмоции в познании, развитии, недооцениваем роль внутренней эмоциональной восприимчивости, что ведет к ослаблению самой интеллектуальной жизни, к преобладанию в ней процессов усвоения за счет процессов творчества.

Что касается собственно эстетических отношений, то их специфика и значимость проявляются в том, что чувственные переживания высокого духовного порядка гуманизируют самые различные виды общественных отношений, делают их более открытыми, добрыми, человечными. Педагог, раскрывая новые грани личности, способствует тому, что его методы, приемы и способы действия становятся живыми, гибкими, действенными, раскрывающими возможность подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень, учат быть человеком, способным сочувствовать, сопереживать, идти навстречу другим людям.

Вспомним, что А. Эйнштейн был величайшим новатором своего времени, с удивительным стилем мышления, с новой философией, позволившей ему в одиночку изменить ход истории и развития науки. В своих дневниках ученый признавался, что его изумление перед "ощущением таинственности" в мире музыки и в мире науки шли как бы рядом, что музыка была для ученого формой духовного мышления, что именно "чувство глубокой эстетической неудовлетворенности" привело его к столь совершенному выражению гениальной теории относительности. Важно осознать, что "математика может быть столь же прекрасна, в такой же мере вызывать пиковые переживания, как и музыка; но, конечно, есть учителя математики, посвятившие себя тому, чтобы не допустить этого" [4: 179].

Обобщая сказанное, можно присоединиться к мысли А.Ф. За-кировой: "Основным ориентиром объясняющего понимания является интеграция логико-гносеологического и ценностно-смыслового, когнитивного и аффективного, понятийного и образного начал интерпретации знания в точке пересечения вертикали беспристрастных объективных значений и ситуативно обусловленных жизненных смыслов" [3: 171].

Как бы предвосхищая развитие научно-практического мышления в области интеграции, академик Д.С.Лихачев писал, что познание мира может быть двояким: с одной стороны — успокоенным, чисто созерцательным, констатирующим, а с другой стороны — как бы движущимся, следящим за движением познаваемого и поэтому "идущим вслед". Первое познание мира в основном представлено наукой, второе — искусством. «Искусство не передает мир "в отпечатке", а как бы ставит эксперимент, создает ситуацию, и такое познание творит "второй мир", свой, собственный» [4:112]. Мысли ученого очень близки современной педагогике, которая, вбирая в себя и науку и искусство, помогает педагогам успешно решать проблему равноправного развития различных сторон мышления, создавая условия, внутри которых исчезает возможность диспропорции между индивидуально-теоретическим развитием, с одной стороны, и художественно-творческим — с другой. Искусство в педагогике есть прекрасная возможность пробуждения ума и сердца, а не простого сообщения сведений и знаний. Оно позволяет перевести когнитивные знания в эмоциональную сферу, усилить роль эмоции как внутренней движущей силы развития, стимулирующей индивидуальность, ведущую к творчеству. Кто не сумел понять многоли-кости мира науки и мира искусства, не принял ее тонкости, духовной высоты и поэзии, тот обречен брести вслепую, ибо его методика будет голая, а знания, которые он в себе несет, — мертвыми.

Список литературы

1. ДанилюкА.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2002. 270 с.

2. МаслоуА. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. 425 с.

3. ЗакироваА.Ф. Педагогическая герменевтика. М.: Изд. дом Ш. Амо-нашвили, 2006. 328 с.

4. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. М.: Блиц, 1999. 190 с.

SIGNIFICANCE OF INTEGRATION

IN THE CONTENT OF THE MODERN EDUCATION

V.G. Aleksandrova

The article reveals the features of formation of innovative creative potential in the life of the school and University. Search new content of education puts in dire problem of awareness of the importance of integration as essential basis of all of the changes in the modern educational process. Particular attention is paid to the ability of each lecture is dialogue in each topic to find the highest spiritual and intellectual point, expressing the most important thought. Emphasizes that especially acute and urgent subject maximal openness towards other disciplines, in science and the arts.

Key words: education, integration, innovation, creative thinking, spirituality, pedagogical process.

Сведения об авторе

Александрова Вера Геннадьевна — доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории инновационной педагогики МГПУ. Тел.: 8(495) 607-19-82; e-mail: vegadom@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.