Научная статья на тему 'Значение интеграции отраслевого рынка труда и образовательных организаций при подготовке кадров для легкой промышленности'

Значение интеграции отраслевого рынка труда и образовательных организаций при подготовке кадров для легкой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка кадров / легкая промышленность / работодатель / рынок труда / образовательная организация / непрерывное образование / многоуровневое образование / отрасль / personnel training / light industry / an employer / labor market / an educational organization / continuing education / multilevel education / an industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонов Сергей Андреевич

В статье рассмотрен вопрос кадрового дефицита в легкой промышленности. Развитие отрасли и повышение ее конкурентоспособности напрямую зависит от качества подготовки будущих выпускников по образовательным программам, отвечающим текущим и перспективным требованиям рынка труда. Целью статьи является описание ключевых элементов, влияющих на подготовку кадров для легкой промышленности, а также определение роли работодателя в модернизации образовательных программ подготовки специалистов. Ключевую роль в ликвидации кадрового дефицита предприятий выполняют образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов разного уровня в отрасли легкой промышленности. Вместе с тем автор делает вывод о том, что разработка и реализация образовательных программ по опережающей подготовке кадров для легкой промышленности невозможна без активного вовлечения работодателя в процесс проектирования, разработки, подбора материальнотехнических ресурсов и непосредственно реализации образовательной программы. Автором приводится пример подобной практики в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» и создания образовательно-производственного кластера легкой промышленности. Сформулированы задачи для успешного развития образовательными организациями кадрового потенциала отрасли и подготовки специалистов с учетом требований рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонов Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of the integration of the industrial labor market and educational organizations in the training of personnel for light industry

The article considers the issue of personnel shortage in light industry. The development of the industry and the improvement of its competitiveness directly depends on the quality of training of future graduates majoring in educational programs that meet the current and future requirements of the labor market. The article aims at describing the key elements which influence the light industry personnel training as well as at identifying the role of the employer when updating the educational training programs. The key role in eliminating the personnel shortage of enterprises is played by educational organizations that train specialists of various levels in the light industry. At the same time, the author concludes that the development and implementation of educational programs for advanced training for light industry is impossible without the active involvement of the employer in the process of designing, developing, selecting material and technical resources and, precisely, implementing the educational program. The author gives the example of such a practice in the framework of the implementation of the federal project “Professionalitet” and the creation of an educational and production cluster of light industry. Taking into account the requirements of the labor market, the tasks for the successful development of the personnel potential of the industry and the training of specialists by educational organizations are formulated.

Текст научной работы на тему «Значение интеграции отраслевого рынка труда и образовательных организаций при подготовке кадров для легкой промышленности»

УДК 378.6 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-190-201

ББК 74.40

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

THE IMPORTANCE OF THE INTEGRATION OF THE INDUSTRIAL LABOR MARKET AND EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN THE TRAINING OF PERSONNEL FOR LIGHT INDUSTRY

Леонов Сергей Андреевич

Начальник отдела менеджмента качества образования ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», кандидат экономических наук, доцент E-mail: sergey-leonov@mail.ru

Leonov Sergey A.

Head of the Department of quality management of education Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, PhD in Economics, Associate Professor

E-mail: sergey-leonov@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос кадрового дефицита в легкой промышленности. Развитие отрасли и повышение ее конкурентоспособности напрямую зависит от качества подготовки будущих выпускников по образовательным программам, отвечающим текущим и перспективным требованиям рынка труда. Целью статьи является описание ключевых элементов, влияющих на подготовку кадров для легкой промышленности, а также определение роли работодателя в модернизации образовательных программ подготовки специалистов. Ключевую роль в ликвидации кадрового дефицита

Abstract. The article considers the issue of personnel shortage in light industry. The development of the industry and the improvement of its competitiveness directly depends on the quality of training of future graduates majoring in educational programs that meet the current and future requirements of the labor market. The article aims at describing the key elements which influence the light industry personnel training as well as at identifying the role of the employer when updating the educational training

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Леонов С. А., 2023

предприятий выполняют образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов разного уровня в отрасли легкой промышленности. Вместе с тем автор делает вывод о том, что разработка и реализация образовательных программ по опережающей подготовке кадров для легкой промышленности невозможна без активного вовлечения работодателя в процесс проектирования, разработки, подбора материально-технических ресурсов и непосредственно реализации образовательной программы. Автором приводится пример подобной практики в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет» и создания образовательно-производственного кластера легкой промышленности. Сформулированы задачи для успешного развития образовательными организациями кадрового потенциала отрасли и подготовки специалистов с учетом требований рынка труда.

Ключевые слова: подготовка кадров, легкая промышленность, работодатель, рынок труда, образовательная организация, непрерывное образование, многоуровневое образование, отрасль.

Для цитирования: Леонов С. А. Значение интеграции отраслевого рынка труда и образовательных организаций при подготовке кадров для легкой промышленности // Проблемы современного образования. 2023. № 6. С. 190-201. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-190-201.

programs. The key role in eliminating the personnel shortage of enterprises is played by educational organizations that train specialists of various levels in the light industry. At the same time, the author concludes that the development and implementation of educational programs for advanced training for light industry is impossible without the active involvement of the employer in the process of designing, developing, selecting material and technical resources and, precisely, implementing the educational program. The author gives the example of such a practice in the framework of the implementation of the federal project "Professionalitet" and the creation of an educational and production cluster of light industry. Taking into account the requirements of the labor market, the tasks for the successful development of the personnel potential of the industry and the training of specialists by educational organizations are formulated.

Keywords: personnel training, light industry, an employer, labor market, an educational organization, continuing education, multilevel education, an industry.

Cite as: Leonov S. A. The importance of the integration of the industrial labor market and educational organizations in the training of personnel for light industry. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 6, pp. 190-201. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-6-190-201.

Введение

В последнее время экономическая ситуация в нашей стране складывается благоприятным образом для такой значимой отрасли, как легкая промышленность. На данный момент, благодаря государственной поддержке, активно развиваются малые и средние предприятия отрасли, происходит внедрение инноваций, модернизируется оборудование [1]. Тем не менее, в легкой промышленности наблюдается ряд проблем, связанных с тем, что в предыдущие годы отрасль испытывала системный кризис. Есть все предпосылки для преодоления негативных факторов, которые тормозят развитие отечественного производства товаров народного потребления. Устаревшая материально-техническая база, низкая конкурентоспособность товаров отечественного производства, отсутствие доступного и качественного сырья спровоцировали упадок отрасли, что привело к тому, что инженеры-специалисты не были востребованы на рынке труда, сложился серьезный дефицит кадров для данной производственной сферы.

Исследование накопившихся проблем в отрасли легкой промышленности и пути их решения освещены в работах В. В. Радаева, И. В. Празян, А. Г. Литвиновой [2-4]. О повышении конкурентоспособности предприятий говорили такие авторы, как Э. М. Аслан-бекова, М. Л. Панявина, Л. Н. Орлова [5; 6]. Проблемы подготовки инженеров с учетом современных требований рынка труда описаны в работах С. И. Дмитриевой, Ю. И. Же-мерикиной, О. Г. Савка, В. И. Богдановой, В. В. Корицкой, В. С. Федоляк [7-10]. Исследователи сходятся во мнении, что развитие кадрового потенциала является необходимым условием для успешного развития отрасли легкой промышленности и повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

Материалы и методы

Были использованы: индукция, дедукция, синтез, контент-анализ, мониторинг научных источников по проблемам легкой промышленности и подготовки кадров для отраслей легкой промышленности, примерные образовательные программы среднего профессионального образования по специальностям 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам), 54.02.01 Дизайн (по отраслям), разработчиком которых является автор (в составе коллектива исполнителей). Разработка указанных примерных основных образовательных программ (далее - ПООП) велась при активном взаимодействии отраслевого работодателя и сотрудников образовательной организации.

Результаты исследования

После распада СССР отрасли легкой промышленности, которые делали значимый вклад в общий объем промышленного производства государства, претерпевают упадок, резко сокращается объем производства (в 5 раз), вместе с тем снижается платежеспособность населения [2]. Снижается конкурентоспособность выпускаемой продукции.

В 1990-е гг. Россия утрачивает доступ к сырьевым базам, находящимся за пределами страны, материально-техническое обеспечение предприятий устаревает, таким образом, формируется зависимость отрасли от импорта сырья и технологического оборудования, соответственно, на состояние легкой промышленности влияет колебание курса валют.

Российский рынок товаров народного потребления насыщается контрафактной продукцией, недобросовестная конкуренция и параллельный импорт значимо отражаются на снижении конкурентоспособности товаров отечественного производства [4]. Сложившаяся ситуация привела к непопулярности профессиональной деятельности в сфере производства, низкой оплате труда специалистов, в целом в период 19902000-х гг. падает престиж инженерных и рабочих профессий, формируется дефицит высококвалифицированных специалистов, задействованных в производстве. С 2010 г. начинается постепенное восстановление легкой промышленности, в отрасли наблюдается умеренный рост. Пандемия, связанная с распространением вируса COVID-19, привела к глобальным экономическим потрясениям.

Тем не менее наша страна на данный момент демонстрирует рост рейтинговых позиций в глобальной конкурентоспособности [6]. Создаются все возможные условия для активного развития легкой промышленности и насыщения отечественного рынка товарами народного потребления собственного производства. Малые и средние предприятия могут воспользоваться поддержкой от государства, привлечь инвестиции для разработки инновационных проектов, снизилась зависимость от импорта. На данный момент отрасль бурно развивается, в соответствии с мировыми технологическими тенденциями.

Появляются новые профессии, происходит смена и усовершенствование технологий, используется новое автоматизированное оборудование. Легкая промышленность представлена, в основном, малыми и средними предприятиями, количество которых свыше 20 тыс., и небольшим количеством крупных предприятий [11]. Развивается производство синтетических, нетканых материалов, создаются предприятия по созданию инновационной продукции, предприятия, использующие отечественное сырье, фабрики по производству специализированных изделий. Например, «Коноплекс» производит целлюлозу из технической конопли, «Нефтекамскнефтехим» производит дивинилсти-рольный каучук, компания <^ата Спорт» занимается выпуском дизайнерской одежды для спортивных команд. К сожалению, лишь небольшой процент предприятий участвует во внешнеэкономической деятельности. При этом предприятия имеют все возможности для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Появились фабрики, специализирующиеся на производстве медицинских изделий, перевязочных материалов, лечебно-профилактической одежды и обуви. На отечественном рынке широко представлены детские товары. Многие фабрики выпускают продукцию для государственного заказа: прежде всего, это форменная одежда для армии и других структур, средства индивидуальной защиты. Таким образом, легкая промышленность является значимой отраслью, не только обеспечивающей потребности населения в повседневных товарах, но и являющейся одним из элементов национальной безопасности.

Итак, если происходит активный рост легкой промышленности, преодолевается зависимость производства от импорта, то вопрос нехватки высококвалифицированных

специалистов в отрасли стоит весьма остро [2; 8]. Развитие кадрового потенциала рассматривается как основное условие повышения конкурентоспособности предприятий отрасли. На рынке труда растет спрос на специалистов-инженеров. Также наблюдается очевидный недостаток рабочих специалистов. На данный момент востребованными на рынке труда профессиями являются:

• контексте традиционных профессий: швея, закройщик, ткач, дизайнер, модельер-конструктор, технолог;

• в контексте новых профессий: программист «рецептов» новой одежды, специалист по рециклингу одежды, эксперт по здоровой одежде, проектировщик новых тканей, техно-стилист, разработчик 1Т-интерфейсов в дизайне [12].

Помимо этого, в производстве задействованы работники смежных профессий: инженеры, наладчики оборудования, мастера. Также для успешного функционирования предприятий необходимы сотрудники, осуществляющие управляющую деятельность.

Несмотря на то, что образовательные организации осуществляют выпуск достаточного количества инженеров в области легкой промышленности, многие из них не трудоустраиваются по специальности. По данным ВНИИ труда, на 2019 г., только 47% закончивших вуз по УГСНП «Технологии легкой промышленности» нашли работу по своей специальности [13]. Создается ситуация, при которой образовательные организации осуществляют подготовку специалистов, не сообразуясь с рынком труда. Складывается несоответствие образования и той должности, которую занимает выпускник, устраиваясь на работу. Мы видим, что хорошо обученный инженер не может выполнять свою трудовую деятельность, потому что его подготовка не соответствует потребностям рынка труда [7; 9]. Несовпадение скорости отклика образовательных организаций на требования работодателей к текущему и перспективному уровню подготовки выпускников приводит к росту безработицы в стране.

Работодатели вынуждены решать проблему кадрового дефицита, привлекая специалистов, которые не обладают необходимым уровнем квалификации. Непопулярность рабочих специальностей привела к тому, что в отрасли легкой промышленности сформировался дефицит таких работников, как швеи, ткачи, текстильщики. Предприниматели решают проблему, принимая на работу трудовых мигрантов из стран - участниц Таможенного союза [14], хотя уровень их квалификации не в полной мере соответствует ФГОС по УГСНП «Технологии легкой промышленности», а также тому, чтобы выполнять трудовые функции согласно российским профессиональным стандартам. Таким работникам приходится проходить переподготовку и адаптацию, предприятия вынуждены возрождать институт наставничества. Все это существенно влияет на производственный процесс, предприятия тратят больше своих ресурсов.

Недостаток квалифицированных специалистов привел к тому, что на данный момент отечественная продукция представлена в низком и среднем ценовом сегменте и обеспечивает прежде всего потребности внутреннего рынка. Производство исключительно недорогих товаров вызывает эффект «упущенной прибыли», на внешнем рынке пользуются не только товары класса «эконом», но и сегмента «премиум». Для развития внешнеэкономической торговли необходимо создавать продукцию высокого уровня,

категории «премиум». Высокий же уровень требует развития маркетинговых стратегий, создания бренда, что возможно только при условии того, что на предприятиях будет работать достаточное количество людей высшей квалификации, в первую очередь дизайнеров и маркетологов [2].

Также необходимо учитывать, что молодые люди, ориентируясь на престиж профессии, часто выбирают специальности, которыми рынок труда перенасыщен, а специальности, необходимость в которых видна в ближайшем будущем, не востребованы. Работники новых профессий в отраслях представлены мало, а ведь именно инновационные профессии способствуют активному росту легкой промышленности и отвечают запросам общества.

Зачастую подготовка специалиста соответствует нормам профессионального стандарта лишь формально, что приводит к тому, что при трудоустройстве выпускника работодатель обращает внимание на опыт работы кандидата, в то время как успехи в учебе менее интересны нанимателю. Часто выпускник воспринимают свое первое место работы как накопление стажа, старт для карьеры и только потом ищет работу в понравившейся компании [9]. Это приводит к кадровым потерям на предприятиях.

Таким образом, перед образовательными организациями возникает задача подготовки специалистов, востребованных на рынке труда и готовых успешно выполнять профессиональную деятельность в такой мобильной и инновационной отрасли, как легкая промышленность. Приоритетной является позиция, что образовательные программы необходимо согласовывать с работодателем, от которого зависит дальнейшее трудоустройство выпускников [10].

Вместе с тем от работодателя зависит не только трудоустройство будущего выпускника, но и его дальнейшее профессиональное становление и развитие. Таким образом, на наш взгляд, существенно возрастает роль работодателя в контексте подготовке будущего профессионала. В этой связи следует не просто согласовывать образовательные программы с работодателем, а предоставить ему возможности для проектирования и непосредственного участия в реализации таких образовательных программ.

Одним из примеров так называемых «лучших практик» активного вовлечения работодателя в образовательный процесс становится опыт ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна» (СПбГУПТД), который сотрудничает с предприятиями отрасли, специализирующимися на производстве уникальных видов обуви в рамках федерального проекта «Профессионалитет». В партнерстве СПБГУПТД и работодателей отрасли (АО «ПТК «Модерам», фабрика нестандартной обуви «Меркурий», Санкт-Петербургская фабрика ортопедической обуви, кожгалантерейная фабрика «Альянс», ООО «Орто-технологии» и ООО «Рассвет») был создан образовательно-производственный кластер легкой промышленности Санкт-Петербурга - «ПромТехДизайн - КТМУ». Концепция подготовки кадров для обувных предприятий подразумевает активное участие работодателя:

• инициация разработки образовательной программы;

• проектирование компетентностной модели выпускника;

• проектирование образовательной программы;

• содержательное наполнение образовательной программы;

• подбор отраслевого оборудования в соответствии с принципами опережающей подготовки обучающихся;

• активное участие представителей работодателя в практической подготовке обучающихся на современном производственном оборудовании;

• приоритетное трудоустройство на предприятия образовательно-производственного кластера.

Следует отметить, что в рамках создания кластера легкой промышленности Санкт-Петербурга и его участия в федеральном проекте «Профессионалитет» во взаимодействии с ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» были разработаны и утверждены пять примерных образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе по таким специальностям, как 29.02.10 Конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам) и 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Подчеркнем, что активное участие в разработке ПООП принимал участие представитель отрасли - генеральный директор фабрики нестандартной обуви «Меркурий» (выпускник СПбГУПТД).

Таким образом, кардинально меняется статус работодателя - от пассивного согласования образовательной программы к инициации ее разработки, активному участию в проектировании, содержательном наполнении, подборе материально-технических ресурсов и ее реализации с последующим трудоустройством выпускников. Указанный подход нашел свое отражение при публичной защите дорожной карты развития образовательно-производственного кластера «ПромТехДизайн - КТМУ» и был одобрен Министром просвещения Российской Федерации С. С. Кравцовым [15].

Специалист любого уровня подготовки должен соответствовать требованиям конкретного профессионального стандарта. Образовательные программы направлены на формирование компетенций, которые позволят специалисту конструировать, моделировать и создавать в материале изделия легкой промышленности, а также участвовать во всех этапах производственного процесса, используя новейшие технологии и оборудование. Помимо профессиональных компетенций, для специалиста значимы дополнительные навыки, такие как: знание форм и методов обслуживания потребителя, соблюдение профессиональной этики, знание государственных стандартов, соблюдение правил техники безопасности, знание тенденций современной моды, владение психологией общения. Независимо от уровня квалификации, специалист выполняет работу на новом оборудовании, использует специализированные компьютерные программы, и требования к его умениям крайне высокие. Поэтому образовательные программы должны быть практико-ориентированными.

В первую очередь, подготовка специалистов направлена на формирование умения выполнять трудовые функции в рамках современного высокотехнологичного производства. Тесное взаимодействие образовательной организации с предприятиями позволит организовать практическое обучение студентов, использовать

в образовательном процессе производственное оборудование и знакомить обучающихся с технологическим процессом.

Помимо того, что работодатель предъявляет серьезные требования к качеству подготовки своего сотрудника, он заинтересован в быстрой адаптации выпускника, его моментальному вхождению в профессиональную деятельность. Поэтому образовательная программа должна быть направлена на формирование «гибких навыков» у будущих специалистов. Soft-skills значимы для инженера, помогают ему ориентироваться в профессии, приспосабливаться к социальным и экономическим изменениям [16]. Образовательные программы должны быть направлены на формирование специалиста, обладающего широким спектром профессиональных, над-профессиональных компетенций, а также способного к межотраслевой коммуникации.

Самостоятельность в принятии решений, психологическая готовность к профессиональной деятельности, стремление к развитию и совершенствованию своих умений и знаний, коммуникабельность, умение преодолевать профессиональный стресс - качества, которые оценивает работодатель при рассмотрении кандидата, помимо сугубо профессиональных компетенций. Для реализации процесса подготовки таких специалистов необходимо модернизировать образовательные программы, применять новые формы учебно-методического и организационно-технического обеспечения образовательного процесса [17].

Для успешного выполнения поставленных задач необходимо создать систему непрерывного многоуровневого образования, развивать программы дополнительного образования, для того чтобы обучающиеся могли выбирать те программы подготовки, которые будут значимы для них при трудоустройстве [8]. Транслируя опыт СПбГУПТД в контексте подготовки кадров для легкой промышленности, следует сказать, что ведется подготовка инженеров-специалистов для легкой промышленности на различных уровнях.

Студент может освоить программу среднего профессионального образования, получить рабочую специальность в рамках образовательной программы профессионального обучения. На следующем уровне образования выпускнику присваивается степень бакалавра, что позволяет ему полноценно участвовать в профессиональной деятельности или продолжить обучение в магистратуре, которая предполагает подготовку специалистов, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность применительно к конкретной отрасли.

Учитывая мобильность отрасли легкой промышленности для всех образовательных уровней, создаются курсы повышения квалификации и программы ДПО. Таким образом в СПбГУПТД формируется единая система подготовки специалистов, позволяющая обучающимся получать образование разного уровня, повышать свою квалификацию и получать подготовку по дополнительным образовательным программам. Такой подход позволяет создать систему непрерывного образования специалистов, что позволит решить проблему «кадрового голода» для предприятий легкой промышленности. Вместе с тем реализуемые образовательные программы

по подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре позволяют СПбГУПТД восполнять собственную потребность в молодых преподавателях и исследователях.

Для успешного развития кадрового потенциала и подготовки специалистов с учетом требований рынка труда образовательная организация должна выполнить следующие задачи:

• организация непрерывного многоуровневого образования специалистов в рамках единой системы подготовки специалистов отрасли;

• содержательная синхронизация образовательных программ с профессиональными стандартами и требованиями конкретных работодателей или их объединений;

• расширение полномочий работодателя при проектировании и реализации образовательных программ;

• обеспечение новой материально-технической базы для практической подготовки студентов, отвечающей требованиям опережающей подготовки специалистов;

• повышение уровня квалификации преподавателей, осуществляющих подготовку студентов;

• мониторинг изменений в профессиональной деятельности, учет мобильности отрасли, постоянных новшеств.

Заключение

Развитие кадрового потенциала позволяет повысить конкурентоспособность предприятий легкой промышленности. К сожалению, сложилась ситуация, когда молодые специалисты, получив образование в сфере производства товаров народного потребления, не могут трудоустроиться по своей специальности. В этом случае престиж инженерных профессий падает, предприятия испытывают кадровый дефицит, а в целом отрасли легкой промышленности снижают темпы роста. Решение данной проблемы возможно только в том случае, если образовательные организации смогут обновить свои программы подготовки специалистов с учетом текущих и перспективных требований работодателей, вовлекая их непосредственно в процесс проектирования образовательных программ и их реализации. Тесное сотрудничество с предприятиями отрасли, целевая подготовка специалистов, создание системы непрерывного многоуровневого образования позволит осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов.

Список литературы

1. Эксперты РАН увидели «наступление» российского бизнеса на кризис. URL:

https://www.rbc.ru/economics/26/01/2023/63d101129a794744d8df541b?ysclid=ldcyg7b

sd3865716l53 (дата обращения: 26.03. 2023).

2. состояние и перспективы развития легкой промышленности в России: доклад к XV

Апрельской Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества.

Москва, 1-4 апр. 2014 г. / В. В. Радаев (рук. исслед. кол.) и др. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2014. 333 с.

3. Празян И. В. Проблемы выживания предприятий легкой промышленности в процессе глобализации и вступления России в ВТО // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Сер. 9: Исследования молодых ученых. 2005. № 4-2. С. 84-87.

4. Литвинова А. Г. Анализ ситуации в российской легкой промышленности // Вестник РУДН. Сер.: Экономика. 2014. № 2. С. 16-25.

5. Асланбекова Э. М., Панявина М. Л. Повышение конкурентоспособности предприятия легкой промышленности в России // Интеллектуальный и ресурсный потенциалы регионов: активизация и повышение эффективности использования: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. / под науч. ред. А. П. Суходолова, Н. Н. Даниленко, О. Н. Баевой. Иркутск. 2019. С. 124-130.

6. Орлова Л. Н. Конкурентоспособность национальной экономики: риски, угрозы, возможности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2020. № 3. С. 10-22.

7. Дмитриева С. И., Жемерикина Ю. И., Савка О. Г. Основные аспекты конкурентоспособности инженера // Человеческий капитал. 2021. № 1 (145). С. 34-43.

8. Богданова В. И. Подготовка специалистов для малых и средних предприятий лёгкой промышленности в условиях дополнительного профессионального образования технологического вуза // Образование и саморазвитие. 2011. № 5 (27). С. 81-87.

9. Корицкая В. В. Новые требования рынка труда к выпускникам вузов на современном этапе развития России // Государственная политика в сфере содействия трудоустройству выпускников вузов. Хабаровск, 2015. С. 32-40.

10. Федоляк В. С. Несоответствие рынка образовательных услуг требованиям рынка труда: причины и способы преодоления // Профессиональная ориентация. 2018. № 2. С. 49-53.

11. Легпром (Информационный портал «Легкая промышленность России»). URL: https:// www.ruslegprom.ru/ (дата обращения: 26.03.2023).

12. Атлас новых профессий. URL: https://atlas100.ru/catalog/legkaya-promyshlennost/ (дата обращения: 26.03. 2023).

13. Эксперты оценили уровень трудоустройства выпускников вузов по профилю. URL: https://www.rbc.ru/society/17/06/2019/5d073be99a794764e4ce4a7c (дата обращения: 26.03. 2023).

14. Российская легкая промышленность примет на работу швей из Узбекистана. URL: https://rg.ru/2022/12/13/vlivanie-kadrov.html?ysclid=lcxib5hiq5112300232 (дата обращения: 26.03.2023).

15. Управленческая команда СПбГУПТД представила Министру просвещения Сергею Кравцову проект кластера по ФП «Профессионалитет». URL: https://sutd.ru/novosti_i_ obyavleniya/announces/19383/ (дата обращения: 26.03.2023).

16. Гурбангулыева С. А., Меретдурдыева Б. Б. Развитие Soft-skills как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений // Перспективы развития науки в современном мире: материалы Между-нар. (заоч.) науч.-практ. конф. Нефтекамск, 2022. С. 17-19.

17. Гисматуллина И. И., Федорова Т. А. Меры в области подготовки и развития научных и инженерно-технических кадров // Материалы и технологии. 2020. № 2 (6). С. 56-61.

References

1. Eksperty RAN uvideli "nastuplenie" rossiyskogo biznesa na krizis. Available at: https://www. rbc.ru/economics/26/01/2023/63d101129a794744d8df541b?ysclid=ldcyg7bsd3865716l53 (accessed: 26.03. 2023).

2. Radaev V. V. (head of the research team) et al. Tekushchee sostoyanie i perspektivy razvitiya legkoy promyshlennosti v Rossii. In: Proceedings of the XV April International scientific conference, 1-4 Apr. 2014. Moscow: Izd. Dom VShE, 2014. 333 p.

3. Prazyan I. V. Problemy vyzhivaniya predpriyatiy legkoy promyshlennosti v protsesse globalizatsii i vstupleniya Rossii v VTO. Vestn. Volgogradskogogos. un-ta. Ser. 9: Issledovaniya molodykh uchenykh. 2005, No. 4-2, pp. 84-87.

4. Litvinova A. G. Analiz situatsii v rossiyskoy legkoy promyshlennosti. Vestnik RUDN. Ser.: Ekonomika. 2014, No. 2, pp. 16-25.

5. Aslanbekova E. M., Panyavina M. L. Povyshenie konkurentosposobnosti predpriyatiya legkoy promyshlennosti v Rossii. In: Intellektualnyy i resursnyy potentsialy regionov: aktivizatsiya i povyshenie effektivnosti ispolzovaniya. Proceedings of the V All-Russian scientific-practical conference. Ed. by A. P. Sukhodolov, N. N. Danilenko, O. N. Baeva. Irkutsk. 2019. Pp. 124-130.

6. Orlova L. N. Konkurentosposobnost natsionalnoy ekonomiki: riski, ugrozy, vozmozhnosti. Intellekt. Innovatsii. Investitsii. 2020, No. 3, pp. 10-22.

7. Dmitrieva S. I., Zhemerikina Yu. I., Savka O. G. Osnovnye aspekty konkurentosposobnosti inzhenera. Chelovecheskiy kapital. 2021, No. 1 (145), pp. 34-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Bogdanova V. I. Podgotovka spetsialistov dlya malykh i srednikh predpriyatiy legkoy promyshlennosti v usloviyakh dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya tekhnologicheskogo vuza. Obrazovanie i samorazvitie. 2011, No. 5 (27), pp. 81-87.

9. Koritskaya V. V. Novye trebovaniya rynka truda k vypusknikam vuzov na sovremennom etape razvitiya Rossii. In: Gosudarstvennaya politika v sfere sodeystviya trudoustroystvu vypusknikov vuzov. Khabarovsk, 2015. Pp. 32-40.

10. Fedolyak V. S. Nesootvetstvie rynka obrazovatelnykh uslug trebovaniyam rynka truda: prichiny i sposoby preodoleniya. Professionalnaya orientatsiya. 2018, No. 2, pp. 49-53.

11. Legprom (Informatsionnyy portal "Legkaya promyshlennost Rossii"). Available at: https:// www.ruslegprom.ru/ (accessed: 26.03.2023).

12. Atlas novykh professiy. Available at: https://atlas100.ru/catalog/legkaya-promyshlennost/ (accessed: 26.03. 2023).

13. Eksperty otsenili uroven trudoustroystva vypusknikov vuzov po profilyu. Available at: https://www.rbc.ru/society/17/06/2019/5d073be99a794764e4ce4a7c (accessed: 26.03. 2023).

14. Rossiyskaya legkaya promyshlennost primet na rabotu shvey iz Uzbekistana. Available at: https://rg.ru/2022/12/13/vlivanie-kadrov.html?ysclid=lcxib5hiq5112300232 (accessed: 26.03.2023).

15. Upravlencheskaya komanda SPbGUPTD predstavila Ministru prosveshcheniya Sergeyu Kravtsovu proekt klastera po FP "Professionalitet". Available at: https://sutd.ru/novosti_i_ obyavleniya/announces/19383/ (accessed: 26.03.2023).

16. Gurbangulyeva S. A., Meretdurdyeva B. B. Razvitie Soft-skills kak vazhnyy komponent formirovaniya kompetentsiy konkurentosposobnykh vypusknikov inzhenernykh napravleniy. In: Perspektivy razvitiya nauki v sovremennom mire. Proceedings of International (correspondence) scientific-practical conference. Neftekamsk, 2022. Pp. 17-19.

17. Gismatullina I. I., Fedorova T. A. Mery v oblasti podgotovki i razvitiya nauchnykh i inzhenerno-tekhnicheskikh kadrov. Materialy i tekhnologii. 2020, No. 2 (6), pp. 56-61.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 6

Статья поступила в редакцию 13.04.2023 The article was received on 13.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.